Профессия рихтовщик что это
Обновлено: 01.06.2023
При активной эксплуатации металлических деталей и элементов, а также из-за неудовлетворительного уровня процесса их создания возможно возникновение различного рода искривлений поверхности. В некоторых случаях данные дефекты устранить невозможно, поэтому продукция списывается, а если речь идет о составной части, то просто заменяется. С профессиональной точки зрения процесс выравнивания металлической поверхности можно назвать рихтованием, а специалиста, который владеет данной техникой, принято называть рихтовщиком.
Обязанности рихтовщика
Рихтовщик – это рабочий, который специализируется на правке металла. В зависимости от сферы применения его навыков можно выделить две разновидности данного рода деятельности – это рихтовщик игольно-платинных изделий и рихтовщик кузовов.
В должностные обязанности рихтовщика игольно-платинных изделий входит следующее:
- выравнивание игл и крючков различной сложности с применением специального оборудования, а также вручную;
- настройка и проверка работоспособности используемого оборудования;
- проверка исправности изделий после рихтования.
Для выполнения этих задач рабочему необходимо знать, каким образом устроены эксплуатируемые станки, их виды и особенности, а также приемы правки в зависимости от свойств игольно-платинных изделий.
§ 66. Рихтовщик кузовов 4-го разряда
Характеристика работ. Правка под окраску облицовочных деталей и узлов кузовов автомобилей и автобусов, кроме легковых автомобилей и автобусов высшего класса, с помощью инструмента для правки и с применением оловянно-свинцовых припоев, мастик, паст и полиэфирных и эпоксидных шпатлевок. Подготовка поверхностей сварных мест кузова для лужения. Лужение и оплавление деталей и узлов кузовов. Отделка проемов дверей, навеска и подгонка дверей по проемам автомобилей. Выравнивание поясной линии кузова автомобилей. Выявление дефектов на поверхности деталей и узлов кузовов. Восстановительный ремонт деталей и узлов кузовов автомобилей с их правкой.
Должен знать: технологию и методы правки облицовочных деталей и узлов кузовов автомобилей и автобусов; способы выявления и исправления дефектов; устройство инструмента для правки нагревательных приборов, газовых горелок и правила их регулирования в процессе работы; способы оплавления и лужения деталей и узлов кузовов; марки, свойства рихтовочных паст, припоев, пластмасс; способы восстановительного ремонта.
Чем занимается рихтовщик кузовов?
Если говорить о рихтовщике, который работает с автомобилями (рихтовщике кузовов), то в перечень его обязанностей можно включить:
- проведение осмотров для определения типа и сложности предстоящих работ;
- выявление и устранение дефектов;
- наблюдение за состоянием используемой техники, поддержание должной работоспособности.
Пусть у рихтовщика кузовов достаточно немногочисленные обязанности, но они требуют фундаментальных знаний и в способах правки деталей кузовов легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов. Кроме того, рабочему необходимо знать:
- методика проведения осмотров;
- принципы работы эксплуатируемой техники;
- способы настройки оборудования под каждый тип машины.
Также рихтовщик кузовов активно взаимодействует с клиентами. Поэтому ему необходимы навыки общения, чтобы иметь возможность в деловом ключе объяснить клиенту причины повреждения, зачем нужно применять тот или иной способ и за что он вообще должен выкладывать свои деньги.
Отдельно следует выделить профессию автомаляра-рихтовщика. Этот человек умеет исправлять не только вмятины кузова, но и проводить качественную реставрацию лакокрасочного покрытия. Понимающие в автомалярном деле рихтовщики весьма ценятся на рынке труда.
Работа с металлом всегда представляет опасность для человека. Поэтому вне зависимости от сферы деятельности, специалисту необходимо ответственно относиться к технике безопасности. Для этого перед началом непосредственной работы необходимо всегда проверять исправность инструментов и приборов. Также специалист должен держать своей рабочее место в чистоте, не допускать нагромождения инструментов и посторонних вещей, которые не имеют отношения к профессиональной деятельности. И, конечно, необходимо до начала работы всегда проверять качество освещенности рабочего пространства.
Рихтовщик
Профессия рихтовщик кузовов является очень актуальной для повседневной современной жизни и может быть освоена лицами от 16 лет, имеющими минимум среднее неполное образование и соответствующее состояние здоровья.
Рихтовка авто — самый оптимальный вариант кузовного ремонта для восстановления формы кузова автомобиля. Рихтовке подлежат детали, годные к исправлению. Не подлежащие рихтовке детали заменяют. С помощью рихтовки можно устранить даже такие серьезные повреждения, как порезы кузова и вмятины небольшого размера.
Рихтовщики в любое время останутся довольно востребованными сотрудниками. Рихтовщики занимаются тем, что приводят вид кузова автомобиля после, к примеру, аварий, в его первозданный вид. В современном мире эта профессия будет всегда актуальной, так как многие семьи могут иметь не один, а два или три автомобиля. А вот на дороге всегда может что-то случиться во время неаккуратного маневра с вашей стороны или со стороны других участников движения, которые могут нанести повреждение кузову автомобиля. Именно профессиональный рихтовщик поможет сделать так, чтобы кузов автомобиля выглядел надлежащим образом, проведя свою работу быстро и на высоком уровне.
Кузова современных автомобилей имеют специальные зоны, которые, сминаясь при ударе, поглощают его энергию и тем самым защищают пассажирскую зону от деформаций. Поэтому при восстановлении геометрии кузова основной параметр правильно выполненных работ — это соответствие координат контрольных точек кузова заводским значениям.
Специалист по рихтовке должен освоить следующие навыки:
- правка под окраску облицовочных деталей и узлов кузовов грузовых автомобилей и невидовых деталей и узлов кузовов легковых автомобилей с помощью инструмента для правки. Подгонка узлов, дверей грузовых автомобилей с доводкой зазоров и мест сопряжений. Подготовка деталей и узлов кузовов легковых автомобилей под оплавление.
- зачистка внутренних и оплавленных припоем мест кузова.
- устранение перекосов проемов и кузова в целом при восстановлении его геометрических форм и параметров.
- ремонт поврежденных деталей кузова с заменой или путем применения ремонтных вставок из подготовленных деталей кузова или листового металла с приданием ему формы восстанавливаемой детали.
В нашем учебном подготовка данных специалистов производится в короткие сроки, поскольку основой является практическая часть. Такой метод позволяет набрать максимально качественные навыки. Обучение проводится высококвалифицированными специалистами и мастерам своего дела, Вас обучат ньюансам установи и монтажа, а так же получите знания по оборудованию.
Разряды профессии рихтовщик по ЕТКС
Поскольку в профессии есть два направления деятельности, то у каждой из них свои уровни квалификации специалистов.
Рихтовщик игольно-платинных изделий 1 разряда
Работает с простыми игольными изделиями, а также рыболовными крючками.
Рихтовщик игольно-платинных изделий 2 разряда
Использует в своей работе специальные станки и выплавляет изделия более сложной конфигурации.
Рихтовщик игольно-платинных изделий 3 разряда
Может работать как вручную, так и при помощи полуавтоматов и автоматов.
Рихтовщик кузовов 3 разряда
Занимается рихтованием деталей грузовых и легковых автомобилей.
Рихтовщик кузовов 4 разряда
Использует в своей работе инструмент для правки, а также мастики, пасты, шпатлевки.
Рихтовщик кузовов 5 разряда
Работает с автомобилями высшего класса, а также выставочными моделями.
§ 65. Рихтовщик кузовов 3-го разряда
Характеристика работ. Правка под окраску облицовочных деталей и узлов кузовов грузовых автомобилей и невидовых деталей и узлов кузовов легковых автомобилей с помощью инструмента для правки. Подгонка узлов, дверей грузовых автомобилей с доводкой зазоров и мест сопряжений. Подготовка деталей и узлов кузовов легковых автомобилей под оплавление. Зачистка внутренних и оплавленных припоем мест кузова. Устранение перекосов проемов и кузова в целом при восстановлении его геометрических форм и параметров. Ремонт поврежденных деталей кузова с заменой или путем применения ремонтных вставок из подготовленных деталей кузова или листового металла с приданием ему формы восстанавливаемой детали.
Должен знать: технологию и методы правки под окраску облицовочных деталей и узлов кузовов грузовых автомобилей и невидовых деталей и узлов кузовов легковых автомобилей; правила подготовки деталей и узлов кузовов под оплавление; способы исправления дефектов; принцип работы инструмента для правки, причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в сварных деталях, меры по их предупреждению и способы их устранения; свойства металлов, проявляющиеся при правке.
Что должен уметь рихтовщик
Конечно, в первую очередь в подобной сфере необходимо иметь острое зрение и хорошую координацию движений. Если рихтовщик занимается автомобилями, то он должен быть выносливым и сильным.
Среди прочих качеств профессии можно ответить:
- аккуратность;
- ответственность;
- исполнительность;
- трудолюбие;
- усидчивость;
- коммуникабельность;
- умение работать в команде.
Профессия рихтовщик не подойдет лицам, которые имеют хронические заболевания, а также нервные и психические расстройства.
Вакансии рихтовщиков и уровень зарплаты
Вакансий на сайтах объявлений по этой позиции достаточно много. Большая часть касается работы на СТО и в специализированных автомастерских.
В зависимости от уровня мастерства рихтовщик кузовов может ежемесячно зарабатывать от 40 000 до 80 000 рублей. Дополнительным преимуществом, которое положительно скажется на заработке, будет какая-нибудь смешанная профессия — например, автомаляра-рихтовщика. Также хорошему рихтовщику желательно владеть всеми работами по восстановлению кузова (уметь выправлять лонжероны и усиливающие конструкции, проводить сварочные работы).
При этом рихтовщик игольно-платинных изделий имеет среднюю заработную плату в районе 27 000 рублей.
Рихтовщик гидравлический РГУ1М
Гидрорихтовщик РГУ 1 состоит из насосной станции, четырех исполнительных органов — цилиндров и соединительных резинометаллических шлангов высокого давления. Насосная станция размещена на сварной трубчатой раме / с двумя двуребордчатыми роликами 2 (электрически изолированными от рамы) для передвижения по одному рельсу. Стан-ция имеет бензодвигатель 3 с ручкой 4 регулирования частоты вращения коленчатого вала (руч-кой газа), через одноступенчатый зубчатый редуктор 5 (с передаточным числом 3,933) связанный с шестеренчатым гидронасосом 6 типа НШ 10Е (левого вращения). Рукоять 7 стартера предназначена для ручного запуска бензодвигателя в работу.
В верхней части рамы установлены бензиновый 8 и масляный 9 баки с горловинами 10. Бензин из бака 8 самотеком по резиновому шлангу с краником поступает в карбюратор двигателя; из масляного бака 9 к насосу масло поступает также по резиновому шлангу. На масляном баке снизу размещен распределительный патрубок 11 со спускным шариковым клапаном и четырьмя шланговыми отводами 12 к исполнительным органам. Рукоять 13 предназначена для управления клапаном. При нажатии на рукоять клапан открывается, и масло по шлангам из гидравлических цилиндров исполнительных органов возвращается в масляный бак. Давление в гидросистеме: номинальное 6,55 МПа и наибольшее 9,8 МПа. Каждый из четырех исполнительных органов — это гидравлический толкатель, который при рихтовке наклонно устанавливают в шпальном ящике и упирают (в зависимости от высоты расположения балласта) в головку или подошву рельса. Толкатель состоит из цилиндра 14 (диаметр 0,08 м) с крышкой 15, имеющей захват (упор) головки рельса (с несколькими выступами) и штуцер 16, через который под давлением от насосной станции поступает масло. Штуцер уплотняют кольцом 17, шайбой 18 и втулкой 19. Изнутри в крышку цилиндра ввернут держатель 20 возвратной пружины сжатия 21. Шток 22, размещенный внутри цилиндра, выполнен с уплотнительными кольцами 23. Крышка и цилиндр уплотнены кольцом 24. Снизу со штоком скреплена опора 25. В ее торец (в нижний держатель 26) ввернут натяжной болт 27, удерживающий пружину. Снизу между цилиндром и штоком размещена упорная втулка 28 с крепежным кольцом 29. К опоре приварена ручка 30 для установки исполнительного органа на рабочее место.
Для рихтовки исполнительные органы — цилиндры устанавливают под рельсы и на больших оборотах запускают бензодвигатель. Рихтовку начинают после создания во всех цилиндрах необходимого давления. Одновременно обороты бензодвигателя уменьшают и снижают (сбрасывают) давление в гидросистеме. Затем рихтовщик по рельсу перемещают к следующему месту, и цикл повторяют (его длительность составляет 60… 120 с). В процессе рихтовки моторист управляет рихтовщиком, удерживая его на рельсовой нити, а четыре монтера пути устанавливают и снимают исполнительные органы. Если за одну установку путь не был сдвинут на необходимую величину, то цилиндры приводят в исходное поло-жение нажатием на рукоять 13 до полного их опускания, подводят под рельс любым следующим выступом крышки и повторяют цикл. Рихтовщик РГУ 2 состоит из насосной станции, размещенной на тележке, и исполнительных органов, состоящих из толкателя, гибкого опорного элемента и шарнирной стойки. На подвижной части толкателя спереди расположена четырехступенчатая гребенка (упор, захват) для упора в подошву рельса. В остальном РГУ 2 мало отличается от РГУ 1. Рихтовщик РГУ 1М, РГУ 1М ДМ и РГУ 1МЕ также во многом схожи с РГУ 1 — последние два отличаются от него типом двигателя. Давление в гидросистеме: номинальное 12 МПа и наибольшее 15 МПа. Кроме роликов здесь изолированы и цилиндры.
При дорожно-транспортном происшествии страдают кузовные элементы машины. Однако если повреждения незначительны, то их устраняют без замены детали, пострадавшей в дорожно-транспортном происшествии. Для этого проводят рихтовку – процесс восстановления поврежденного участка кузова автомобиля.
Что такое рихтовка
Рихтовка кузова – восстановление металлических кузовных элементов. Для выполнения работы, рихтовщик кузовов использует набор специальных инструментов. Чаще всего, восстановлению подлежат:
- Крышка багажника и капот.
- Двери.
- Крылья автомобиля.
- Пороги.
- Крыша.
- Металлические бампера.
Восстановление деформированных частей кузова нецелесообразно, если поврежденная деталь стоит дешево и ее просто заменить. В таком случае, рихтовка отнимет много времени и сил. Кроме того, операции по реставрации кузовных элементов не проводят при наличии чрезмерно сильных повреждений – тут без замены детали не обойтись.
Ремонт кузовных деталей делят на три вида:
- Корректировка вмятин. Наиболее часто проводимый вид кузовной рихтовки. Вмятины выправляют с помощью вакуумного метода.
- Устранение выпуклостей. Молотками и специальными наковальнями убирают выпуклости, образовавшиеся на поверхности авто в результате удара при столкновении.
- Локальная рихтовка. Подразумевает устранение точечных дефектов. Включает в себя меры по исправлению геометрии кузовных панелей. Вытяжку элементов проводят с помощью специальных ложек, крючков и домкрата.
Технология
В зависимости от вида повреждения, используют разные способы восстановительных работ. Перед выбором способа устранения дефектов, необходимо обязательно провести осмотр рабочей поверхности и правильно подготовить кузов автомобиля к проведению ремонтных работ:
- Поверхность тщательно моют и сушат.
- Место, подлежащее восстановлению, обезжиривают.
- Неповрежденные части демонтируют или закрывают их малярным скотчем.
Технологии рихтовки кузова автомобиля:
- Обычная рихтовка.
- Беспокрасочное вакуумное восстановление. Выполняется по технологии Paintless Dent Repair.
- Усадка на горячую.
- Восстановление алюминия.
Обычная рихтовка
Рихтовка и покраска выполняется своими руками. Выпуклость выстукивается специальными молотками, вмятины сложной формы устраняют с помощью специальных крючков. Небольшие повреждения выстукивают от центра к краю дефекта, крупные – наоборот. Это делается для того, чтобы избежать разрыва металла в самом тонком месте.
Небольшие выпуклости и вмятины можно устранить холодным способом без последующей покраски восстановленной детали.
Восстановление без покраски
Рихтовка кузова, выполняемая по данной технологии, производится без покраски восстановленного элемента. К вмятине прикладывают специальную вакуумную присоску, металл выравнивается под давлением воздуха. Однако, если на поверхности есть трещины, данный способ устранения дефектов противопоказан.
Усадка на горячую
В тяжелых случаях, когда традиционными методами не удается выполнить правку металла, поверхность нагревают с помощью газовой горелки или строительного фена. Далее, движениями по спирали, придают металлу первоначальную форму.
Восстановление алюминиевых деталей
Инструмент
Рихтовка кузова автомобиля своими руками выполняется с помощью специальных инструментов. К их списку относят:
- Рихтовочные молотки и киянки. Применяются для устранения вмятин разных форм и сложности. Ударный боек молотка хорошо отполирован и имеет скругленную поверхность. Инструмент выполнен из сплавов цветных металлов, пластика или резины. Вес ударного приспособления не превышает 200 грамм. Повреждения кузова устраняют с помощью частых несильных ударов, в зависимости от глубины вмятины и типа восстанавливаемого металла дефект выстукивают или от края к центру, или наоборот.
- Поддержки, наковальни, штампы. Основное предназначение данного набора инструментов – фиксация поврежденного участка кузова. При выборе конкретного инструмента, ориентируются на форму и размер вмятины. В зависимости от этого выбирают подложку.
- Подкладные штампы, поддержки и наковальни. Фиксируют поврежденный участок кузова. Важно учитывать, что форма поддержки должна совпадать с формой поврежденного участка.
- Ударные полотна и ложки. Помимо вытягивания вмятин, эти приспособления используют в качестве ударных штампов, для исправления повреждений серьезных форм. При сжатии металлических листов используют ложки. Ими разъединяют дефектные участки.
- Рычаги и крюки. Приспособления, предназначенные для вытягивания дефекта изнутри. Ребра жесткости кузова используются в качестве опоры для рычага. В зависимости от форм и размера вмятин, используют крючки соответствующих размеров и форм.
- Напильники и шлифовальная машинка. Выравнивают восстановленную поверхность перед покраской, и полировкой окрашенного участка.
- Споттер. Аппарат, предназначенный для выполнения точечной сварки. Используется для устранения разрывов и заломов металла.
При наличии определенных навыков, умений и необходимого набора инструментов, восстановить поврежденные участки кузова можно самостоятельно. Однако при отсутствии условий для выполнения рихтовки, рекомендуют обратиться к специалистам, так как результат самостоятельного ремонта может оказаться хуже ожидаемого.
Читайте также: