Профессия маркетолог с чего начать

Обновлено: 09.05.2024

Одним из самых загадочных и привлекательных направлений трудоустройства в современном мире является освоение профессии маркетолога. Кто-то надеется реализовать в этой сфере деятельности свои природные таланты и склонности, кто-то мечтает о карьерном росте и фантастических заработках, а кто-то просто хочет навсегда забыть о скучном и тяжелом труде. Что же представляет собой профессия маркетолог? Как стать маркетологом и стоит ли им становиться? Где и сколько времени нужно учиться на маркетолога после 9-го и после 11-го классов? Какое учебное заведение или курсы следует окончить, с тем чтобы в полной мере освоить эту специализацию? О том, как получить первые профессиональные навыки и стать востребованным специалистом-маркетологом с высоким доходом, рассказывает эксперт ФАН — маркетолог Николай Григорьев.

маркетолог Николай Григорьев

Что представляет собой профессия маркетолог: профессиональные стандарты и должностные обязанности

Определений маркетинга существует огромное количество, и все они в некотором смысле правильные. Просто авторы в зависимости от своих вкусов и понимания тех или иных моментов подчеркивают их по-своему, считает наш эксперт. Так или иначе, один из наиболее признанных экспертов в данной области — Филипп Котлер — определяет маркетинг как вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Профстандарт маркетолога определяет требования как к образованию, так и к опыту работы. Так, если на шестом уровне человек может иметь среднее специальное образование по маркетингу или среднее специальное плюс дополнительное профессиональное образование и обладать даже нулевым опытом работы, то на следующем, седьмом уровне уже необходимо, чтобы человек имел и высшее образование, и опыт работы по специальности от трех лет. И наконец, находясь на высшем уровне, человек должен иметь высшее, пусть даже и непрофильное, образование, а также дополнительное профессиональное образование и опыт работы не менее трех лет. После принятия общих стандартов стали появляться и конкретизирующие профстандарты — к примеру, профстандарт специалиста по интернет-маркетингу был утвержден Минтрудом и Министерством соцзащиты населения РФ уже в следующем, 2019 году.

Профессия маркетолог является одной из самых привлекательных и загадочных на рынке труда

Все профессиональные стандарты описывают не только трудовые функции, но и действия — буквально вплоть до того, что и как должен совершать человек, претендующий на должность маркетолога. Соответствие всем этим требованиям проверяется в рамках стратегической государственной программы по внедрению профстандартов, а комплекты оценочных средств формируют на основе списков профессиональных квалификаций. И хотя требования к маркетологам работодатели могут определять сами исходя из потребностей своего бизнеса, важно понимать, что все это делается в рамках совершенствования и структурирования рынка.

На чем может специализироваться маркетолог?

Маркетолог может специализироваться на чем угодно, ведь, как только возникает новый рынок, появляется и потребность в услугах представителя этой профессии.

В чем специфика профессии интернет-маркетолог?

В чем основные минусы и сложности профессии маркетолог?

Вторая сложность состоит в том, что маркетолог — профессия межпредметная, поэтому специалисту нужно много знать и во многом хорошо разбираться.

Чтобы стать хорошим маркетологом, необходимы всестороннее развитие и постоянный профессиональный рост

Преимущества профессии маркетолог

Безусловный большой плюс профессии маркетолог заключается в том, что она не просто всесторонне развивает человека, но и приучает его в бизнесе всегда идти от потребностей клиента, четко выявлять, а иногда даже создавать эти потребности и придумывать способы их наилучшего удовлетворения с целью получения прибыли. Поэтому все участники рыночной деятельности, в особенности руководители компаний, как говорится, по умолчанию занимаются маркетингом, и можно сказать, что многие из нас чуть-чуть маркетологи. Вот почему эта профессия сегодня чрезвычайно востребована на рынке труда.

Как стать маркетологом с нуля?

Это и просто, и сложно одновременно. Если молодой человек или школьник интересуется темой маркетинга, читает соответствующую литературу или блоги, то следующим этапом, по всей вероятности, может стать желание учиться на маркетолога.

В профстандарте маркетолога подразумевается возможность получения среднего специального образования для низших уровней в профессии, но уже начиная со среднего уровня требуется обучение в высших учебных заведениях.

Стоит также заметить, что в интернет-маркетинге присутствует совершенно сумасшедшая динамика и то, что хорошо работало, к примеру, еще год назад, может не представлять никакой ценности сейчас. Вот почему наш эксперт настоятельно рекомендует при получении образования не пытаться выучить в первую очередь что-то совершенно новое и модное, а прежде всего постараться блестяще овладеть фундаментальными принципами маркетинга и сформировать в своей голове установку, соответствующую профессии маркетолог. То есть думать в первую очередь следует со стороны клиента и создания ценностей и потребностей, а не с точки зрения продукта и его реализации. А уж дополнительные умения и инструменты вы всегда сможете освоить со временем.

Умение думать с точки зрения потребителя — важный навык, характеризующий профессионального маркетолога

Сколько зарабатывает маркетолог в зависимости от места работы?

В среднем заработная плата маркетолога на рынке труда зависит не от того, какие дипломы имеет тот или иной специалист, а от того, в каких проектах и в какой роли он принимал участие, какое портфолио он может предъявить работодателю.

Что можно посоветовать человеку, решившему связать свою жизнь с профессией маркетолога?

Терпения, целеустремленности и постоянного совершенствования. Ведь время мчится стремительно, и в идеале маркетолог должен пересматривать свой инструментарий ежегодно.

Как стать маркетологом? Советы тех, у кого получилось

Если верить Google, это первые три шага к тому, чтобы стать менеджером по маркетингу. Может быть, это и правда, но несколько устаревшая. Для начала, каждый маркетолог знает, что профильное образование сегодня совсем не обязательно — и что нет одного прямого пути к тому, чтобы получить эту должность. Таких путей бесконечно много. Мы не будем перечислять их все: лучше поговорим о самом быстром.

Если вы еще только открываете для себя мир маркетинга, у вас наверняка возникнут следующие вопросы:

  • Деньги. Хорошо ли платят маркетологам?
  • Интерес. Интересная ли это работа?
  • Время. Как скоро вы сможете стать менеджером по маркетингу?
  • Требования. Какими навыками и личными качествами должен обладать этот специалист?
  • Образование. Нужно ли высшее образование?
  • Сертификаты. Обязательно ли получать какие-нибудь сертификаты для этой работы?
  • Ожидания. Чего ожидают от маркетолога работодатели?

Из нашей сегодняшней статьи вы узнаете ответы на все эти вопросы.

Зачем становиться менеджером по маркетингу?

Вы вообще знаете, почему хотите стать маркетологом? Если знаете, то смело пропускайте эту часть. Если нет, то приготовьтесь влюбиться, потому что это очень интересная работа.

Хорошие деньги

Менеджер по маркетингу занимает 45 место в списке 100 лучших профессий в США и в мире и 14 место в списке самых высокооплачиваемых должностей.

Менеджер по маркетингу занимает 45 место в списке 100 лучших профессий в США и в мире и 14 место в списке самых высокооплачиваемых должностей.

В зависимости от того, где смотреть, — на Glassdoor, Paysa, LinkedIn или AngelList, — годовые зарплаты указаны в диапазоне от $68 000 до $185 000, а средняя составляет $72 000. Headhunter по Москве выдает диапазон от 55 000 до 300 000 рублей в месяц.

Легкий и быстрый карьерный рост

В маркетинге нет стеклянного потолка. Пока ваша зарплата привязана к доходу и вы добиваетесь результатов в бизнесе, соответствуя своим KPI, вы можете зарабатывать больше и больше и получить долю в доходах своей компании.

Легкий и быстрый карьерный рост

Гибкий график

Вы хотите быть фрилансером или работать полный день? Так или иначе, маркетинг позволяет вам работать из любой точки мира: нужно только подключение к интернету.

Вас не заменит робот

В 2016 году менеджеров по маркетингу было почти 205 900. Согласно прогнозам, к 2024 году их будет на 9% больше. Поэтому, пока на многих других местах людей заменяют роботы, менеджеры по маркетингу будут нужны еще долго. Шанс на автоматизацию составляет только 1,4%, то есть вы в безопасности.

Широкий набор навыков

Менеджеры по маркетингу обладают широким, разносторонним набором навыков, полезных в любой работе — например, при создании стартапов или в малом бизнесе.
Конечно, работа менеджера по маркетингу может быть нервной и трудоемкой, потому что вы лично отвечаете за соответствие KPI. Но пусть вас это не пугает: маркетинг оправдывает себя, и дальше мы об этом поговорим.

Чем занимается маркетолог?

Спросите менеджера по маркетингу, чем он занимается весь день, и вы наверняка запутаетесь — по двум причинам:

1. У маркетологов специфический жаргон.
2. Маркетологи выполняют множество разных задач каждый день.

Так чем же они занимаются? Бывает совершенно по-разному.

Чем занимается маркетолог?

Это зависит от того, работает ли этот менеджер в огромной корпорации или в маленькой компании. Если это сотрудник корпорации, то он наверняка специализируется на конкретном канале, например на привлечении клиентов или продвижении в социальных сетях. А если маркетолог работает со стартапом, то наверняка совмещает сразу несколько должностей.

Основная задача менеджера по маркетингу — это рост бизнеса. Он генерирует идеи, реализует их, проводя кампании, анализирует результаты и отчитывается о них. Кампании обычно требуют дополнительных ресурсов, и, следовательно, маркетологи часто работают совместно с другими специалистами, находят фрилансеров и занимаются организационной работой. Вот что говорит по этому поводу Кэти Херст (Katie Hurst), менеджер по маркетингу в OpenSesame:

Что работодатели требуют от менеджера по маркетингу?

Прежде всего, работодатели хотят, чтобы менеджер по маркетингу помогал компании расти. Джо Пулици (Joe Pulizzi), основатель Content Marketing Institute:

В конце концов, маркетинг сводится к росту: повысить доход, привлекая клиентов. Для этого специалисту необходим набор основных навыков и инструментов, и далее мы поговорим о них.

Какие навыки мне нужны?

Здесь все зависит от размера компании. Но, так или иначе, все менеджеры по маркетингу должны хорошо понимать маркетинговый ландшафт в целом. Вам не обязательно быть экспертом во всех сферах, перечисленных ниже: в большинстве из них достаточно обладать базовыми навыками и быть универсалом.

Необходимые социальные навыки

Главные навыки, без которых не обойтись, — это, прежде всего, социальные, то есть сочетание личных качеств, позволяющих легко ориентироваться в окружающем мире, эффективно работать с другими людьми и добиваться своих целей, используя соответствующие профессиональные навыки (о них речь пойдет позже).

Способность эффективно выполнять свою работу

Способность эффективно выполнять свою работу — это одно из самых важных требований. Киван Ли (Kevan Lee), директор по маркетингу в Buffer:

Работа с людьми

Чтобы выполнять свои задачи, менеджер по маркетингу должен уметь работать с другими — и в своем отделе, и вне его. Главное, чего требует работа с людьми, — это эмпатия. Киван Ли (Kevan Lee), Директор по маркетингу в Buffer:

С кем работает менеджер по маркетингу?

В зависимости от размера компании вашим начальником может быть директор по маркетингу, вице-президент по маркетингу или, в маленьких фирмах, CEO или основатель компании. У менеджеров по маркетингу, работающих со стартапами, может не быть подчиненных, кроме пары стажеров. В более крупных компаниях у вас, скорее всего, будут ассистенты или партнеры.

Обучаемость и способность адаптироваться

Маркетинговый ландшафт постоянно меняется, и вам придется постоянно приспосабливаться к нему и осваивать новые тактики и инструменты, которые появляются еженедельно, если не ежедневно. Род Остин (Rod Austin), Директор по маркетингу в Pagely:

Креативное решение проблем и критическое мышление

Гроуз-хакинг — это просто креативное решение проблем. Менеджеры по маркетингу ежедневно сталкиваются со сложными задачами. Почему снижается доход? Как снизить показатель оттока? Как привлечь больше трафика на лендинг? И в большинстве случаев вам придется решать эти вопросы, имея ограниченные ресурсы.

Это только некоторые задачи, стоящие перед менеджером по маркетингу, и чтобы решить их, необходимы профессиональные навыки.

Необходимые профессиональные навыки

Профессиональные навыки — это конкретные навыки, которые можно получить и измерить уровень владения ими. В их число входит написание текстов, математика, чтение, печать, умение работать с программным обеспечением и т.д. Научиться всему этому гораздо проще, чем овладеть социальными навыками.

Конечно, бывает сложно приобрести навыки, которые никак не связаны с тем, чему вы учились раньше. Эли Шварц (Eli Schwartz), директор по маркетингу в SurveyMonkey:

Аналитика

Подавляющее большинство руководителей по маркетингу ожидает от менеджеров способности принимать решения, основанные на данных. Род Остин (Rod Austin), директор по маркетингу в Pagely:

Сегодня маркетинг основан на данных. Поэтому вы должны уметь работать с инструментами аналитики и, получив данные, делать из них нужные выводы.

Например, если вы видите, что трафика стало больше, а конверсия снизилась, вам понадобится выдвинуть гипотезы о причинах этой проблемы и провести эксперименты, чтобы решить ее как можно скорее.

Цифровая реклама

Согласно отчету MarketingProfs за 2017 год, цифровая реклама — это самый необходимый из маркетинговых навыков. В нее входят платная реклама в социальных сетях (Facebook, Twitter, Instagram, Вконтакте и прочие), AdWords, ретаргетинг и т.д.

В этом году расходы на рекламу в социальных сетях наверняка превысят $35 000 000 000, составив 16% от всех расходов на цифровую рекламу в мире. Facebook — платформа, которую выбирает большинство рекламодателей; Instagram ненамного от него отстает. В прошлом году доход Facebook с рекламы составил $6 800 000 000 — больше, чем в прошлом году, когда эта сумма составляла $4 300 000 000. Instagram, в котором платная реклама существует только два года, заработал примерно $1 530 000 000. Это в два раза больше, чем эти социальные сети заработали в первый год.

Контент-маркетинг

Согласно отчету MarketingProfs, второй по важности навык в цифровом маркетинге — это контент-маркетинг, создание и распространение контента (постов в блоге, электронных книг, видео, картинок и прочего), который не рекламирует вашу компанию напрямую, а скорее отвечает на вопросы целевой аудитории. Вместо того, чтобы заваливать ее рекламой, вы обучаете ее — и лучше конвертируете потенциальных клиентов, которые расскажут о вас всем своим друзьям, даже если вы напрямую об этом не просили.

Коммуникация (письменная и визуальная)

Например, он придумывает текст для целевой страницы и разрабатывает ее дизайн, а потом пишет или редактирует пост в блоге и создает оригинальные картинки и графики, чтобы сделать этот пост визуально привлекательным.

Контент-маркетинг и SEO можно сравнить с бутербродом с икрой и маслом. Контент-маркетинг — это главный ингредиент (икра), тогда как SEO — это масло, намазанное на хлеб (сайт) для улучшения вкуса или опыта. Публикуя каждый пост, вы должны оптимизировать его для органического поиска.

Взаимодействие

Менеджер по маркетингу должен выстраивать отношения. Под этим часто подразумеваются обращения к другим редакторам блогов или сайтов с разными просьбами, например сделать бэклинк на ваш сайт или опубликовать гостевой пост.

Брендинг и сторителлинг

Только при наличии таких обязательных навыков менеджеры по персоналу начинают спрашивать, умеете ли вы работать с конкретными платформами, программами и инструментами.

В чем измеряется успех маркетолога?

Маркетинг может быть сложной и нервной работой, потому что он напрямую связан с доходами бизнеса. По крайней мере, так дела обстоят во многих компаниях. Например, в LiveChat у каждого сотрудника своя зона ответственности, поэтому достаточно легко отследить, где компания растет, а где переживает застой. Основной KPI для LiveChat — это темп роста клиентской базы, и каждый месяц компания отчитывается о нем публично. Симон Климзак (Szymon Klimczak), руководитель по маркетингу в LiveChat:

У каждой компании свой набор KPI. Например, в компании, где менеджер по маркетингу только один, он может концентрироваться на количестве новых пользователей или лидов, а в компании, где менеджеров по маркетингу несколько, каждый из них, скорее всего, будет отвечать за что-то одно: трафик в блоге, узнаваемость бренда и т.д.

Как стать менеджером по маркетингу в XXI веке?

Впрочем, не стоит понимать этот совет превратно: если у вас есть на примете работа в маркетинге, хватайтесь за нее. Первым делом вам нужно получить опыт.

Вестенберг начинал в музыкальном маркетинге, который разительно отличается от мира стартапов и технологий. Поэтому, доказывая свою ценность, Вестенберг создавал феноменальный контент, проводил исследования, руководил проектами, сайтами и сообществами. Так Вестенберг продемонстрировал свою способность эффективно заниматься маркетингом в любой сфере и привлек внимание стартапов со всего мира.

Заключение

Теперь ваша очередь привлекать внимание компаний со всего мира. Вам ничего не мешает, вы знаете, как быстро стать маркетологом, и теперь дело за вами. Все, что вам нужно сделать, — это начать работать и получать опыт.

Читайте также: