Профессия лоббист что это такое

Обновлено: 18.05.2024

Так, в интервью одному печатному изданию председатель комитета по законодательству законодательного собрания одного из субъектов РФ сказал, что лоббизм является его основным бизнесом. Именно поэтому он в свое время внес на рассмотрение в местный парламент законопроект о лоббистской деятельности. Более того, в российской прессе иногда встречаются даже рейтинги депутатов-лоббистов.

Разграничение понятий
Глядя на все это, можно убедиться, что, прежде чем говорить о лоббизме, необходимо четко определить понятия: различать лоббизм в широком смысле слова и в узком его понимании, с одной стороны, а также коррупцию и превышение должностных полномочий – с другой.

В широком смысле лоббизм – это любое законное отстаивание интересов, как собственных, так и той или иной группы лиц: от самостоятельного или через посредника продвижения интересов компании до деятельности сенатора, отстаивающего в рамках своих должностных обязанностей интересы своего региона перед федеральными властями.

Лоббизм в узком смысле – это постоянная профессиональная деятельность на возмездной основе по взаимодействию с органами государственной власти в целях продвижения интересов клиентов лоббиста.

Наконец, от лоббизма в широком и в узком смысле слова необходимо отличать коррупцию, а также превышение должностных полномочий и злоупотребление ими, что, к сожалению, встречается при любом толковании лоббизма, и ответственность за это предусмотрена в УК РФ.

Профессиональный юрист или профессиональный лоббист?
В рамках этой небольшой статьи имеет смысл говорить о лоббизме в узком его понимании, т.е. как о профессиональной деятельности. Возникает важный вопрос: а юридическая ли это профессия? И кто занимается лоббированием сегодня?

Как уже было отмечено, лоббист – это любое лицо, которое профессионально взаимодействует с органами государственной власти в целях продвижения интересов клиентов. Главная задача такого взаимодействия – донесение до лица, принимающего решение, аргументированной позиции клиента.
Профессиональная юридическая составляющая при этом может присутствовать (например, подготовка проекта какого-либо нормативно-правового акта либо анализ рисков для клиента в случае принятия тех или иных поправок или новых нормативных актов), но эта составляющая вполне отделима от собственно лоббизма. Лоббистом может быть как профессиональный юрист, совмещающий непосредственно юридическую деятельность с лоббизмом, так и любое другое лицо, нанимающее в случае необходимости юриста для получения профессиональных услуг.

Однако Россия традиционно отличается невысоким уровнем правовой культуры населения, и граждане склонны по любому, даже самому мелкому, вопросу обращаться к президенту, премьеру, губернатору независимо от того, находится ли вопрос в их компетенции или нет. Практически в сегодняшней России только представители юридического сословия обладают достаточным пониманием того, как устроена и работает власть, и поэтому именно юристы могут быть наиболее эффективными лоббистами, если, конечно, речь идет о цивилизованном лоббизме.

Вместе с тем в настоящее время в нашей стране нет четкого портрета лоббиста. Лоббизмом занимаются не те, кто получил специальное образование, и даже не те, кто имеет соответствующие личные качества и таланты. Лоббистами становятся люди, которых в силу определенных причин готовы услышать лица, влияющие на принятие решений.

Данным обстоятельством обусловлено отсутствие каких-либо правил и принципов осуществления этой деятельности, технологий. Даже большинство крупнейших российских корпораций не регулируют лоббистскую деятельность своих сотрудников.

К сожалению, до сих пор эта деятельность не носит открытого и публичного характера. В совокупности с уже сказанным это приводит к тому, что в массовом сознании лоббизм и коррупция воспринимаются как синонимы.

Институционализация лоббизма
Институт лоббизма в России сейчас находится в зачаточном состоянии, до сих пор нет:

– четкой грани между лоббизмом и коррупцией, в том числе в форме злоупотребления должностным положением, а также между лоббизмом, подпадающим под законодательное регулирование, и иной законной деятельностью;

– обязательной регистрации лоббистов;

– основных, хотя бы самых общих принципов их деятельности.

Вывод лоббизма из тени, его институционализация должны способствовать формированию прозрачной и понятной процедуры, которая призвана:

– обеспечить равные условия по продвижению своих интересов в органах государственной власти для различных общественных групп;

– создать надежный канал обратной связи власти с обществом, т.е. повысить эффективность самой власти.

Пока этой процедуры нет, лоббизм часто связан с узкокорпоративным обогащением и нарушением антимонопольного законодательства, продвижением оппортунистических государству интересов в таких отраслях, как добыча нефти, газа, производство алкоголя, табака, автомобилестроение.

Вторая, не менее важная функция лоббизма – создание для государства надежного и эффективного канала обратной связи с различными общественными группами. Внутренние каналы обеспечения информацией не всегда объективны и потому неэффективны, а зачастую у чиновников просто не хватает специальных знаний в той или иной регулируемой ими сфере деятельности.

Лоббизм и коррупция
Что же касается отождествления лоббизма и коррупции в массовом сознании, то институционализация лоббизма, безусловно, будет способствовать уменьшению коррупционной составляющей, но это только побочный результат – одна из целей институционализации, но, видимо, не самая главная.

Попытка использовать законодательное регулирование лоббистской деятельности как главное средство борьбы с коррупцией ошибочна – это все равно что пытаться искоренить коррупцию в судах с помощью процессуальных кодексов.

Нужно отметить, что за последние несколько лет лоббизм в России стал приобретать более цивилизованные черты и носить более открытый характер. И пусть, наверное, пока не в массовом сознании, но в сфере бизнеса и пока не в регионах, а в Москве, но все чаще под лоббизмом понимают законную и прозрачную профессиональную деятельность, цивилизованные пути продвижения своих интересов, а не банальную коррупцию.

Вместе с тем несколько попыток принять закон о лоббизме так и не увенчались успехом. Причина этого, на наш взгляд, в том, что на сегодняшний момент все еще не сформирован серьезный социальный заказ на законодательное регулирование лоббистской деятельности.

ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ

Отсутствие закона о лоббизме не мешает данному явлению развиваться в российском обществе

Согласно теории права сначала формируются определенные общественные отношения, после чего уже принимаются соответствующие правовые нормы. В связи с этим вполне логично, что лоббизм в России давно существует, и, вопреки распространенным оценкам, далеко не всегда эта деятельность коррупционна и противоречит интересам большей части общества.

Общественный лоббизм
Одним из примеров цивилизованного и открытого лоббизма в современной России является деятельность Общественной палаты. При создании этого органа было высказано большое количество скептических оценок относительно его потенциальной эффективности. Тем не менее палата активно функционирует и выступает лоббистом тех или иных категорий граждан в отношениях с Государственной Думой. Одним из основных инструментов донесения своей позиции до законодателя является представление экспертного заключения на законопроекты. Квалифицированные юристы не только работают в аппарате Общественной палаты, но и присутствуют среди ее членов – это в том числе президент ФПА РФ Евгений Семеняко, вице-президент ФПА РФ Генри Резник, адвокат АП Московской области Елена Лукьянова и др.

К слову, в 2010 г. Общественная палата встала на сторону адвокатуры в вопросе о введении административной ответственности для чиновников в случае непредставления ими информации по адвокатским запросам, дав положительное заключение на соответствующий законопроект.

Право на бизнес
Хотя право на занятие предпринимательской деятельностью законодательно закреплено в нашей стране уже более двух десятилетий, уровень правовой защищенности предпринимателей крайне низок. В связи с этим идея Уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова об амнистии для осужденных за экономические преступления, высказанная им в мае текущего года, кажется актуальной и своевременной. Однако ее реализация будет зависеть как раз от умения бизнес-омбудсмена лоббировать свои идеи.

Проект амнистии нашел поддержку в президентском Совете по правам человека, среди многих членов Общественной палаты, а также в Федеральной палате адвокатов. Но самое важное – идею проведения амнистии поддерживают все парламентские фракции. Согласно Конституции РФ, объявление амнистии находится в компетенции именно Государственной Думы. Тем не менее ситуация несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд.

В силу существующих политических реалий без одобрения президента парламент вряд ли станет давать согласие на проведение амнистии. Владимир Путин же на встрече с предпринимателями 23 мая дал понять, что проект в представленном виде он считает неприемлемым, и предложил его доработать. Кроме того, согласно опросу ВЦИОМ, лишь треть россиян поддерживают идею Бориса Титова. Таким образом, изменение общественного мнения в пользу проекта может стать важным фактором его реализации, о чем говорит и сам бизнес-омбудсмен. И если все же Титову удастся убедить президента и добиться проведения амнистии, это станет проявлением, пожалуй, высшего пилотажа в искусстве лоббирования. В том числе и потому, что идея провести амнистию среди осужденных за экономические преступления в течение последних лет предлагается не впервые.

Что же касается законодательного регулирования лоббистской деятельности, то впервые попытка принять закон была предпринята в 1994 г., когда соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Пролежав без движения около десяти лет, он был отозван. На протяжении последнего десятилетия о необходимости принять федеральный закон о лоббистской деятельности говорили много и часто. С предложением узаконить лоббизм выступал и Дмитрий Медведев во время нахождения на президентском посту.

Хотя закон по-прежнему не принят, лоббистская деятельность, в общем-то, официально признается федеральными властями. Об этом свидетельствует, например, проведение по заказу Администрации Президента РФ 13–15 июня семинара для глав субъектов Федерации, посвященного лоббированию, в ходе которого обсуждали вопросы работы губернаторов с лоббистами, а также методы эффективного продвижения интересов субъектов на федеральном уровне. Таким образом, принятие закона о лоббистской деятельности – лишь вопрос времени.

В трудовых книжках лоббистов стоят разные записи: специалист по корпоративным или внешним связям, специалист по работе с правительством, Федеральным собранием, городской администрацией или Federal Manager, Manager Of External Affairs, Key Account Manager. Но как ни назови, суть работы всегда одна и та же лоббирование интересов компании в государственных и общественных структурах.

Корпоративные связи особого рода

Сразу оговоримся, что лоббирование интересов компании - это не совсем PR, а лоббисты обычно действуют иными способами, нежели обычные специалисты по связям с общественностью. Большинство лоббистов никогда не участвуют в громких акциях, наоборот, стараются не афишировать свою деятельность и открывают лицо лишь в нужном месте в нужный момент. "Лоббист - это тот, кто в государственных и общественных структурах создает благоприятные и предсказуемые условия для работы компании", - объясняет Станислав Киселев, консультант из агентства по подбору руководителей Egon Zehnder.

Одна крупная американская компания, производитель безалкогольных напитков, столкнулась в своей работе с новым постановлением правительства России, сокращавшим допустимый срок хранения газированной воды в пластиковой таре до трех месяцев. Это было невыгодно компании, которая поставляет напитки в самые отдаленные регионы России. Корпорации удалось решить проблему при помощи лоббистов, которые смогли убедить чиновников поднять срок хранения до шести месяцев: одним из основных доводов было утверждение, что ни в одной стране мира срок хранения газированной воды не установлен ниже отметки в полгода.

Специалисты по подбору персонала утверждают, что профессиональных лоббистов высокого уровня мало, а их услуги стоят дорого". Но в свою очередь, по словам Станислава Киселева, "нужда в лоббистах возникает, как правило, когда инвестиции [компании] превышают $60 млн". По слова Киселева, основные обязанности лоббиста - освещение деятельности компании в соответствующих кругах, юридическое обеспечение ее функционирования, а также поддержание выгодных для компании контактов, а в иностранных компаниях еще и защита интересов представительства или филиала перед центральным офисом.

Первая функция лоббиста наиболее близка к PR. Пример того, что может случиться с бизнесом при недооценке ее роли привел Юрий Котлер, консультант из агентства по подбору руководителей Ward Howell International. Одна крупная компания приобрела большой градообразующий завод. Наладили управление, стали получать прибыль, платить людям зарплату. А согласовать все это с губернатором забыли. Тот обиделся, что без его разрешения деньги уходят из региона, и по своим каналам договорился с соответствующим министерством, чтобы компанию наказать. Нашли фирму, которая возбудила дело о банкротстве. Потом прислали внешнего управляющего, лояльного губернатору.

Другая часть работы лоббиста - юридическое обеспечение - подразумевает не только подобие адвокатских услуг и пресловутое "умасливание" политиков и чиновников, но и отслеживание всех важных для компании процессов в государственных структурах. Как сказал один из газпромовских лоббистов Анатолий Решетников, заведующий сектором по работе с Федеральным собранием: "Одно из основных наших занятий - мониторинг изменений в законе, которые возникают в результате работы Думы и правительства и касаются коммерческих и уставных интересов нашей структуры".

Как они это делают

Работа лоббиста иногда бывает веселой и приятной, когда, например, он для поддержания контактов ест, пьет, стреляет зайцев, моется в бане и, если надо, поет и пляшет вместе с высокопоставленными "друзьями". В других случаях его деятельность принимает вполне серьезные официальные формы, когда лоббист, например, рекомендует людей в рабочие группы при Думе и правительстве или пристраивает своего человека чьим-нибудь шестнадцатым экспертом на встречу в Давосе. Большинство лоббистов происходят из бывших комсомольских и партийных чиновников (лоббисты самого высокого уровня), государственных чиновников и политиков (как правило, лоббисты второго уровня) и бизнесменов (как правило, это лоббисты, не нанимающиеся на постоянную работу, а живущие на свободных хлебах).

Станислав Киселев из Egon Zehnder также утверждает, что, судя по резюме, около 30% профессиональных лоббистов в зарубежных компаниях - бывшие журналисты, люди, которые умеют быстро организовать и ассоциировать большое количество информации. Хотя у многих лоббирование ассоциируется с умением давать взятки, сами лоббисты утверждают, что взятка - это самый примитивный и грубый путь решения проблемы, который не всегда работает.

По признанию одного из специалистов, не пожелавшего, чтобы его имя было упомянуто, "можно решать поставленные задачи более благородными способами. У каждого человека - свои слабости, надежды. Например, у чиновника есть сын-двоечник. И его надо выручать в школе. Но самому неудобно. Лоббист может в этом помочь". По словам того же специалиста, не всегда деньги за услуги даются в виде наличности, упакованной в конверты: "Можно, скажем, предложить долю от будущего дохода в обсуждаемом предприятии. Можно решить вопрос через взаимозачеты или бартер. Вместо взяток получается обмен услугами". Иногда услуги бывают весьма специфичными - вроде тех, которые оказывались человеку, похожему на бывшего прокурора. О довольно необычной услуге рассказал Анатолий Решетников из "Газпрома": "Однажды я предложил одному политику записаться на наши курсы повышения квалификации. И он с удовольствием согласился и посещал эти курсы".

Категории лоббистов

Чтобы быть хорошим лоббистом, недостаточно иметь знакомство в верхах, тем более что чиновники быстро меняются. Необходим целый набор качеств и широкое образование. Некоторые лоббисты закончили по три-четыре вуза. Требуется отточенное годами умение общаться с людьми. Поэтому среди хороших лоббистов нет молодых людей. "В этом деле важна серьезная правовая подготовка, знание системы госслужбы и хорошие личные связи, - считает Олег Румянцев, директор по корпоративным связям отделения компании Mars в СНГ, - потому что знакомого человека слушают внимательно и с уважением".

Очень важно то впечатление, которое лоббист производит на людей. Он должен выглядеть надежным и честным человеком. "Самое главное, - говорит Анатолий Решетников, - в облике, характере и поведении не должно быть никаких крайностей. Он должен быть не урод и не красавец, не хам и не подхалим. Он не может опаздывать!"

Лоббистов, как и всяких других специалистов, можно поделить на несколько категорий. По мнению Юрия Котлера, можно назвать пять основных классов лоббистов.

Первый, самый высокий, - это те, кто защищает интересы особо крупных российских структур вроде Альфа-банка, АФК "Система", "Газпрома". Такие люди занимают места в управлении компании: вице-президенты, исполнительные вице-президенты. Некоторые даже имеют долю в уставном капитале. Во всей стране таких лоббистов всего 10 - 15 человек. Они знают всех, кого следует, еще с давних советских времен, вхожи в самые высокие круги власти и могут для защиты компании сделать все вплоть до изменения в законодательстве. Как правило, стоимость таких специалистов колеблется от $200 000 до $1 млн в год. А может быть, и $1 млн за один проект, если сам проект стоит сотню миллионов. Таких суперпрофессионалов просто так не наймешь. Хотя есть люди, которые уверяют, что "нанять для лоббирования можно даже Потанина". Любопытно, что по советской традиции интересы некоторых российских компаний лоббируют сами их генеральные директора и хозяева. Иногда лоббированием промышляют настолько крупные фигуры, что не всякий клиент решится воспользоваться их услугами. Юрий Котлер из Ward Howell International рассказал историю о том, как один их клиент, крупная металлургическая компания, заказала себе лоббиста для решения внезапно возникших проблем. Для нее был найден один из самых ценных специалистов. Однако, когда клиенты узнали, кто он такой и что он может, они отказались от его услуг. "Если этот человек придет к нам в компанию, - объяснили они, - он сам нас всех купит".

Второй уровень - профессиональные лоббисты, работающие в крупных российских компаниях. Они отличаются от зубров лоббизма тем, что их опыт сформировался в последние семь-восемь лет и они не имеют столь высоких и давних связей. Годовая стоимость их услуг колеблется приблизительно от $60 000 до $200 000.

Третий тип лоббистов люди из "прозрачных" западных и российских компаний. По словам Юрия Котлера, такие специалисты, как правило, не "прикрывают" всю компанию, а решают отдельные задачи, такие, например, как обеспечение поддержки какого-нибудь губернатора при выходе компании на региональный рынок или получение налоговых льгот на определенный вид деятельности на федеральном или муниципальном уровне. По сведениям агентства по подбору персонала "АНКОР", средняя зарплата лоббиста такого уровня равна $3000, хотя иногда доходит до $8000 в месяц. По словам Станислава Киселева, "на эти места требуются люди, которые умеют довольствоваться законными методами. Взятки здесь не очень-то уместны".

Четвертый по классификации Котлера, предпоследний тип лоббистов - "свободные художники", т. е. люди, которые не работают постоянно, но выполняют отдельные заказы. Такие получают меньше всего - от $3000 до $5000 за один проект, который может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.

Есть еще и пятый класс лоббистов, которых и лоббистами-то признают не все. Это те люди, что "разносят конверты", т. е. грубо дают взятки. Сколько они стоят? Недорого.

Так, в интервью одному печатному изданию председатель комитета по законодательству законодательного собрания одного из субъектов РФ сказал, что лоббизм является его основным бизнесом. Именно поэтому он в свое время внес на рассмотрение в местный парламент законопроект о лоббистской деятельности. Более того, в российской прессе иногда встречаются даже рейтинги депутатов-лоббистов.

Разграничение понятий
Глядя на все это, можно убедиться, что, прежде чем говорить о лоббизме, необходимо четко определить понятия: различать лоббизм в широком смысле слова и в узком его понимании, с одной стороны, а также коррупцию и превышение должностных полномочий – с другой.

В широком смысле лоббизм – это любое законное отстаивание интересов, как собственных, так и той или иной группы лиц: от самостоятельного или через посредника продвижения интересов компании до деятельности сенатора, отстаивающего в рамках своих должностных обязанностей интересы своего региона перед федеральными властями.

Лоббизм в узком смысле – это постоянная профессиональная деятельность на возмездной основе по взаимодействию с органами государственной власти в целях продвижения интересов клиентов лоббиста.

Наконец, от лоббизма в широком и в узком смысле слова необходимо отличать коррупцию, а также превышение должностных полномочий и злоупотребление ими, что, к сожалению, встречается при любом толковании лоббизма, и ответственность за это предусмотрена в УК РФ.

Профессиональный юрист или профессиональный лоббист?
В рамках этой небольшой статьи имеет смысл говорить о лоббизме в узком его понимании, т.е. как о профессиональной деятельности. Возникает важный вопрос: а юридическая ли это профессия? И кто занимается лоббированием сегодня?

Как уже было отмечено, лоббист – это любое лицо, которое профессионально взаимодействует с органами государственной власти в целях продвижения интересов клиентов. Главная задача такого взаимодействия – донесение до лица, принимающего решение, аргументированной позиции клиента.
Профессиональная юридическая составляющая при этом может присутствовать (например, подготовка проекта какого-либо нормативно-правового акта либо анализ рисков для клиента в случае принятия тех или иных поправок или новых нормативных актов), но эта составляющая вполне отделима от собственно лоббизма. Лоббистом может быть как профессиональный юрист, совмещающий непосредственно юридическую деятельность с лоббизмом, так и любое другое лицо, нанимающее в случае необходимости юриста для получения профессиональных услуг.

Однако Россия традиционно отличается невысоким уровнем правовой культуры населения, и граждане склонны по любому, даже самому мелкому, вопросу обращаться к президенту, премьеру, губернатору независимо от того, находится ли вопрос в их компетенции или нет. Практически в сегодняшней России только представители юридического сословия обладают достаточным пониманием того, как устроена и работает власть, и поэтому именно юристы могут быть наиболее эффективными лоббистами, если, конечно, речь идет о цивилизованном лоббизме.

Вместе с тем в настоящее время в нашей стране нет четкого портрета лоббиста. Лоббизмом занимаются не те, кто получил специальное образование, и даже не те, кто имеет соответствующие личные качества и таланты. Лоббистами становятся люди, которых в силу определенных причин готовы услышать лица, влияющие на принятие решений.

Данным обстоятельством обусловлено отсутствие каких-либо правил и принципов осуществления этой деятельности, технологий. Даже большинство крупнейших российских корпораций не регулируют лоббистскую деятельность своих сотрудников.

К сожалению, до сих пор эта деятельность не носит открытого и публичного характера. В совокупности с уже сказанным это приводит к тому, что в массовом сознании лоббизм и коррупция воспринимаются как синонимы.

Институционализация лоббизма
Институт лоббизма в России сейчас находится в зачаточном состоянии, до сих пор нет:

– четкой грани между лоббизмом и коррупцией, в том числе в форме злоупотребления должностным положением, а также между лоббизмом, подпадающим под законодательное регулирование, и иной законной деятельностью;

– обязательной регистрации лоббистов;

– основных, хотя бы самых общих принципов их деятельности.

Вывод лоббизма из тени, его институционализация должны способствовать формированию прозрачной и понятной процедуры, которая призвана:

– обеспечить равные условия по продвижению своих интересов в органах государственной власти для различных общественных групп;

– создать надежный канал обратной связи власти с обществом, т.е. повысить эффективность самой власти.

Пока этой процедуры нет, лоббизм часто связан с узкокорпоративным обогащением и нарушением антимонопольного законодательства, продвижением оппортунистических государству интересов в таких отраслях, как добыча нефти, газа, производство алкоголя, табака, автомобилестроение.

Вторая, не менее важная функция лоббизма – создание для государства надежного и эффективного канала обратной связи с различными общественными группами. Внутренние каналы обеспечения информацией не всегда объективны и потому неэффективны, а зачастую у чиновников просто не хватает специальных знаний в той или иной регулируемой ими сфере деятельности.

Лоббизм и коррупция
Что же касается отождествления лоббизма и коррупции в массовом сознании, то институционализация лоббизма, безусловно, будет способствовать уменьшению коррупционной составляющей, но это только побочный результат – одна из целей институционализации, но, видимо, не самая главная.

Попытка использовать законодательное регулирование лоббистской деятельности как главное средство борьбы с коррупцией ошибочна – это все равно что пытаться искоренить коррупцию в судах с помощью процессуальных кодексов.

Нужно отметить, что за последние несколько лет лоббизм в России стал приобретать более цивилизованные черты и носить более открытый характер. И пусть, наверное, пока не в массовом сознании, но в сфере бизнеса и пока не в регионах, а в Москве, но все чаще под лоббизмом понимают законную и прозрачную профессиональную деятельность, цивилизованные пути продвижения своих интересов, а не банальную коррупцию.

Вместе с тем несколько попыток принять закон о лоббизме так и не увенчались успехом. Причина этого, на наш взгляд, в том, что на сегодняшний момент все еще не сформирован серьезный социальный заказ на законодательное регулирование лоббистской деятельности.

ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ

Отсутствие закона о лоббизме не мешает данному явлению развиваться в российском обществе

Согласно теории права сначала формируются определенные общественные отношения, после чего уже принимаются соответствующие правовые нормы. В связи с этим вполне логично, что лоббизм в России давно существует, и, вопреки распространенным оценкам, далеко не всегда эта деятельность коррупционна и противоречит интересам большей части общества.

Общественный лоббизм
Одним из примеров цивилизованного и открытого лоббизма в современной России является деятельность Общественной палаты. При создании этого органа было высказано большое количество скептических оценок относительно его потенциальной эффективности. Тем не менее палата активно функционирует и выступает лоббистом тех или иных категорий граждан в отношениях с Государственной Думой. Одним из основных инструментов донесения своей позиции до законодателя является представление экспертного заключения на законопроекты. Квалифицированные юристы не только работают в аппарате Общественной палаты, но и присутствуют среди ее членов – это в том числе президент ФПА РФ Евгений Семеняко, вице-президент ФПА РФ Генри Резник, адвокат АП Московской области Елена Лукьянова и др.

К слову, в 2010 г. Общественная палата встала на сторону адвокатуры в вопросе о введении административной ответственности для чиновников в случае непредставления ими информации по адвокатским запросам, дав положительное заключение на соответствующий законопроект.

Право на бизнес
Хотя право на занятие предпринимательской деятельностью законодательно закреплено в нашей стране уже более двух десятилетий, уровень правовой защищенности предпринимателей крайне низок. В связи с этим идея Уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова об амнистии для осужденных за экономические преступления, высказанная им в мае текущего года, кажется актуальной и своевременной. Однако ее реализация будет зависеть как раз от умения бизнес-омбудсмена лоббировать свои идеи.

Проект амнистии нашел поддержку в президентском Совете по правам человека, среди многих членов Общественной палаты, а также в Федеральной палате адвокатов. Но самое важное – идею проведения амнистии поддерживают все парламентские фракции. Согласно Конституции РФ, объявление амнистии находится в компетенции именно Государственной Думы. Тем не менее ситуация несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд.

В силу существующих политических реалий без одобрения президента парламент вряд ли станет давать согласие на проведение амнистии. Владимир Путин же на встрече с предпринимателями 23 мая дал понять, что проект в представленном виде он считает неприемлемым, и предложил его доработать. Кроме того, согласно опросу ВЦИОМ, лишь треть россиян поддерживают идею Бориса Титова. Таким образом, изменение общественного мнения в пользу проекта может стать важным фактором его реализации, о чем говорит и сам бизнес-омбудсмен. И если все же Титову удастся убедить президента и добиться проведения амнистии, это станет проявлением, пожалуй, высшего пилотажа в искусстве лоббирования. В том числе и потому, что идея провести амнистию среди осужденных за экономические преступления в течение последних лет предлагается не впервые.

Что же касается законодательного регулирования лоббистской деятельности, то впервые попытка принять закон была предпринята в 1994 г., когда соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Пролежав без движения около десяти лет, он был отозван. На протяжении последнего десятилетия о необходимости принять федеральный закон о лоббистской деятельности говорили много и часто. С предложением узаконить лоббизм выступал и Дмитрий Медведев во время нахождения на президентском посту.

Хотя закон по-прежнему не принят, лоббистская деятельность, в общем-то, официально признается федеральными властями. Об этом свидетельствует, например, проведение по заказу Администрации Президента РФ 13–15 июня семинара для глав субъектов Федерации, посвященного лоббированию, в ходе которого обсуждали вопросы работы губернаторов с лоббистами, а также методы эффективного продвижения интересов субъектов на федеральном уровне. Таким образом, принятие закона о лоббистской деятельности – лишь вопрос времени.

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Существует несколько способов стать лоббистом, так же как и несколько разных типов лоббистов. Потенциальные лоббисты должны обладать даром убеждения и быть харизматичны. Хотя лоббисты относятся к самым разных областям деятельности, общим для них является способность убедить политиков принять те или иные изменения законов, в идеале так, чтобы большинство сторон осталось довольно. Читайте дальше и вы узнаете о том, как стать лоббистом.

Изображение с названием Become a Lobbyist Step 1

  • Умеете сделать так, чтобы все пошло по-вашему, даже не смотря на значительные препятствия?
  • Легко знакомитесь с людьми, поддерживаете связи и расширяете круг знакомых?
  • Хорошо умеете оказывать услуги другим?
  • Умеете объяснять сложные вещи простыми словами?

Изображение с названием Become a Lobbyist Step 2

  • Способность анализировать информацию и разрабатывать разумную политическую стратегию.
  • Способность постоянно быть в курсе происходящего в мире и политике.
  • Способность предсказать, какие вопросы сохранят свою актуальность, а какие утратят, а также какие вопросы станут актуальны.

Изображение с названием Become a Lobbyist Step 3

Оцените свое умение действовать быстро и добиваться результата. Вы быстры и нацелены на действие? Преуспеете ли вы в качестве лоббиста или нет, зависит от этих качеств. Лоббистам платят за достижение результатов, то есть если в силу обстоятельств вы не сможете добиться желанного результата, то нужно будет быстро поменять план и придумать, как еще можно добиться поставленной цели.

Изображение с названием Become a Lobbyist Step 4

  • Платное лоббирование против бесплатного лоббирования. Чаще всего лоббирование происходит так: фирма или профессиональная организация нанимает кого-то для представления своих интересов. Однако некоторые лоббисты решают работать безвозмездно, ради какого-то некоммерческого дела или просто потому, что они уже вышли на пенсию. Выбрав безвозмездную работу, вам будет легче убедить людей в своей бескорыстности.
  • По одному вопросу против лоббирование по многим вопросам. Определитесь, хотите ли лоббировать по какой-то одной проблеме или вопросу или по широкому спектру различных проблем. Лоббисты, работающие на корпорации, как правило лоббируют за какую-то одну проблему, те же, кто работает в интересах объединений, отстаивают более широкий круг вопросов.
  • Инсайдерское против аутсайдерское. Инсайдерское (или "прямое") лоббирование происходит тогда, когда представитель пытается повлиять на политические решения, выходя напрямую на законодателей. Непрямое лоббирование - представитель пытается оказать влияние на процесс принятия политических решений мобилизую общины и сообщества, обычно через местные организации, пиар и рекламу.

Изображение с названием Become a Lobbyist Step 5

Получите степень хотя бы бакалавра, желательно по политологии, праву, экономике или какой-то смежной области. Лоббисты должны быть экспертами по вопросам, с которыми работают, так лучше начать изучать политические вопросы и формирование политики как можно раньше. Хотя формальных требований к уровню образования и нет, но разбираться в общих политических вопросах всегда полезно, а знание вопросов по которым вы хотите лоббировать, жизненно необходимо.

Изображение с названием Become a Lobbyist Step 6

  • Практиканты в основном занимаются исследованиями, посещают заседания и конспектируют услышанное, отвечают на звонки, рассылают и-мейлы, изучают наиболее важные для избирательного округа вопросы. Практиканты, как правило, работают бесплатно, а позиции доступны как в течение учебного года, так и летом.

Изображение с названием Become a Lobbyist Step 7

Во время практики постарайтесь завести знакомства с как можно большим количеством лоббистов и представителей различных профессий. Значительная часть работы лоббиста состоит из заведения и поддержания знакомств с нужными людьми. Умение лоббировать других лоббистов - уникальный и необходимый навык.

Изображение с названием Become a Lobbyist Step 8

  • Начните завязывать знакомства с соответствующими законодателями. Лоббист может сесть с законодателем за стол и написать законопроект, который бы одновременно отстаивал интересы электората законодателя и соответствовал целям лоббиста. Чтобы преуспеть, нужно быть убедительным и уметь находить контакт с людьми.
  • Учитесь находить финансирование. Хотя "подмазывание" политиков - неэтично, неправильно и недостойно, но для лоббиста крайне важно уметь находить финансирование "для" политика. [1] X Источник информации
  • Ведите активную светскую жизнь. Лоббисты мог устраивать и устраивают обеды, ужины и вечеринки для нужных людей, это позволяет пообщаться в неформальной, более расслабленной атмосфере. На подобных мероприятиях можно и нужно собирать информацию, продавать идеи, знакомиться с людьми. Не стоит их недооценивать.

Изображение с названием Become a Lobbyist Step 9

Начните заниматься решением местных проблем. Лоббирование на низком уровне зачастую можно достичь на местном уровне. Лоббирование на этом уровне может помочь вырваться из замкнутого пространства прямого лоббирования.

Изображение с названием Become a Lobbyist Step 10

Привыкайте к очень длинным рабочим дням. Быть лоббистом отнюдь нелегко. Согласно некоторым источникам, рабочая неделя лоббиста - от 40 до 80 часов, перед подачей законопроекта бессонные ночи становятся нормой. [1] X Источник информации Хорошо то, что очень много работы вы будете выполнять, общаясь с людьми в уютной атмосфере, а отнюдь не прикованным к письменному столу.

Читайте также: