Проблемы обязательных работ как уголовного наказания

Обновлено: 16.05.2024


Обязательный, исправительный, принудительный – в чем разница?

Институт наказаний в виде обязательных, исправительных и принудительных работ в России крайне молод. Уголовное наказание в виде исправительных работ стало назначаться в РФ с 2003 года, обязательные – с 2005 года. Принудительные работы были введены в УК РФ только в 2011 году, применять данный вид наказания суды стали с 2013 года, хотя официально его ввели в действие и вовсе в 2017 году. Преимущества работ по приговору суда довольно очевидны. Осужденный не изолируется от общества, он трудоустроен, имеет возможность покидать территорию исправительного центра в свободное от работы время, выходные и праздничные дни, а также при проведении ежегодного оплачиваемого отпуска (в случае принудительных работ).

Однако работает этот механизм все еще с пробелами и со сбоями. Прежде чем перейти к ним, разберемся, в чем же разница между тремя видами работ.

Во время обязательных работ (статья 49 УК РФ) осужденный занимается
в свободное от основной работы или учебы время бесплатным общественно-полезным трудом. Вид таких работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Срок исполнения – от 60 до 480 часов, не больше четырех часов в день.

Исправительные работы (статья 50 УК РФ) иногда называют особой формой штрафа. Осужденный продолжает посещать основное место работы, но из его заработной платы взимается определенная сумма в доход государства (от 5 до 20%). Срок исполнения – от двух месяцев до двух лет. Если основного места работы у осужденного нет, то он отбывает наказание в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, в районе своего места жительства.

Во время исполнения принудительных работ осужденные живут в исправительном центре и получают заработную плату, из которой также от 5 до 20% уходит в доход государства. Срок исполнения – от двух месяцев до пяти лет.

Если говорить о конкретных преступлениях, то обязательные работы чаще всего назначаются за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, ранее подвергавшимся за аналогичное нарушение административному наказанию (статья 264.1 УК РФ). На долю этих преступлений приходится около 40% всех приговоров к обязательным работам. Еще примерно 20% приговоров приходится на кражи. Из других преступлений чаще всего обязательные работы назначаются за причинение легкого вреда здоровью, угрозу убийством, нарушение неприкосновенности жилища, незаконный оборот наркотиков без цели сбыта и оскорбление представителя власти.

Исправительные работы более чем в половине случаев назначаются за неуплату средств на содержание детей (примерно 60% приговоров). Из других преступлений чаще всего исправительные работы назначаются за нарушение неприкосновенности жилища и оскорбление представителя власти.

Принудительные работы чаще всего назначаются за кражи и неуплату средств на содержание детей (примерно по 25% приговоров). Из других распространенных преступлений – грабеж и управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, ранее подвергавшимся за аналогичное нарушение административному наказанию.

Уже отмечалось, что система обязательных и исправительных работ вводилась как более мягкая и эффективная мера наказания, так как осужденных не изолируют от общества и привлекают к труду. По мнению Алексея Добрынина, введение же принудительных работ связано, скорее, с большой долей осужденных к лишению свободы условно, которые к труду не привлекаются.

Выходит, что данные меры наказания эффективны, применимы и перспективны. В чем же проблемы?

Ожидание vs реальность

1. Извините, мест нет

Если обратиться к статистике, то последние четыре года к обязательным и исправительным работам в сумме отправляют от 20 до 25% осужденных. К принудительным же работам все еще привлекается меньше 1%, в 2019 году такое наказание получили 908 человек. По мнению экспертов, дело тут в банальной нехватке мест.

Ожидание. В 2012 году в Научно-исследовательском институте ФСИН писали, что для осуществления принудительных работ в России будут созданы исправительные центры, рассчитанные на 200 осужденных. Штатная численность сотрудников таких центров составит 30 человек. К 2020 году планировалось создание 150 таких центров.

По официальным данным ФСИН, около 190 тысяч осужденных к лишению свободы имеют формальные основания подать ходатайство на замену части неотбытого наказания принудительными работами, а вместимость центров составляет около 5000 человек. При этом кажется, что суды настолько перестраховываются, что некоторые исправительные центры не заполнены даже наполовину. С этим, в частности, в своей работе столкнулся Игорь Пастухов.

В целом количество приговоренных к принудительным работам медленно, но все-таки растет, как, впрочем, и потихоньку строятся новые места отбытия наказания.

2. Работа не для всех

Ожидание. Соблюдение порядка и условий отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ зависит от правосознания каждого осужденного. Уголовно-исполнительные инспекции проводят с осужденными индивидуальную воспитательную работу, направленную на мотивацию их к правопослушному поведению, соблюдению условий и порядка отбывания наказания. На организации же, в которых осужденные отбывают наказание, возлагается обязанность по осуществлению контроля за осужденным, уведомлению уголовно-исполнительной инспекции о допущенных осужденным нарушениях трудовой дисциплины.

Реальность. Исправительные и обязательные работы не предполагают тотального контроля со стороны учреждений уголовно-исполнительной системы. Более того, по объективным причинам они не в состоянии индивидуально подходить к каждому своему подопечному и следить за качеством выполняемой работы. На самом деле, согласно законодательству РФ, работа уголовно-исполнительной инспекции в принципе ограничивается только проведением индивидуальной воспитательной работы с каждым осужденным. Контроль качества выполняемых работ возложен на администрацию организации, в которой осужденный трудоустроен или отбывает наказание.

По данным ФСИН, за 2019 год в отношении 21% осужденных к исправительным работам была проведена замена наказания более строгим из-за злостного уклонения от работ, 2% – находились при этом в розыске, аналогично с осужденными к обязательным работам – у 14% заменили наказание на более строгое, из них разыскивались 4%. Эти цифры означают, что, во-первых, применение мягкого наказания на долю осужденных никак не способствует улучшению их поведения. Во-вторых, у инспекции прибавляется работы, то есть она уделяет еще меньше внимания своим подопечным, которые все еще работают, некоторые из них начинают хуже выполнять свои обязанности или уклоняться от них – замкнутый круг.

3. Жизнь за гранью МРОТ

Ожидание. Удержание определенного процента из заработка осужденного – один из карательных элементов исправительных и принудительных работ. Сумма удержания не может превышать 20%. В случае ухудшения материального положения осужденного уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера взиманий.

Реальность. Весомым доводом ухудшения материального положения может стать какой-либо инцидент: например, болезнь или травма, признание инвалидом трудоспособного члена семьи, рождение ребенка, уничтожение имущества либо причинение ущерба осужденному и его семье в результате пожара или стихийного бедствия. Просто так доказать суду, что зарплата маленькая и ее не хватает на жизнь, – крайне сложно.

Довольно часто по этой причине осужденные находятся на иждивении своей семьи, но ясно, что не у всех найдутся на это средства. Так что, возвращаясь к предыдущему пункту, некоторые действительно уклоняются от работ просто потому, что не хотят работать, для некоторых же – это способ выжить. Сознательно отказываясь от трудоустройства, они ожидают лишения свободы, где будут на полном государственном обеспечении.

4. Нам не нужны такие работники

Ожидание. На работодателей распространяются требования трудового законодательства Российской Федерации, в том числе создание для осужденных к принудительным работам благоприятных условий труда, обеспечение права на своевременную и в полном размере выплату заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Кроме того, при отбывании наказания в виде принудительных работ исправительные центры осуществляют дополнительный контроль
за соблюдением работодателями трудового законодательства.

Реальность. Еще в 2012 году Научно-исследовательский институт ФСИН писал, что работодатели, мягко говоря, с неохотой берут на работу людей с непогашенной судимостью. Для представителей бизнеса необходим реальный посыл в виде определенных льгот при трудоустройстве такой категории лиц. Пока же на законодательном уровне подобные льготы нигде не закреплены.

В 2020 году это проблема все еще не решена. «Актуальным вопросом деятельности уголовно-исполнительных инспекций при исполнении исправительных работ и исправительных центров при исполнении принудительных работ является сомнения работодателей в приеме на работу лиц с судимостью, – отмечает пресс-бюро ФСИН.

Понять бизнес можно: не все осужденные готовы добросовестно исполнять свои обязанности, а кто готов – по истечении срока наказания, скорее всего, уйдет, и работодатель потеряет хорошего работника. Решение этой проблеме есть: льготы и различные поощрения бизнесу, принимающему на работу осужденных, либо перевод обязательных/исправительных/принудительных работ на выполнение государственного заказа.

Обязательные, исправительные, принудительные работы – молодая мера наказания. В ней есть прорехи и пробелы. Однако над ней действительно работают, а приговоры по этой мере с каждым годом назначаются все увереннее и чаще.

Читайте также: