Проблемы исполнения наказания в виде исправительных работ пути их решения

Обновлено: 25.06.2024

Применение исправительных работ с момента их закрепления и по сей день неоднократно совершенствовалась и менялось, однако содержание данного вида наказания, выражающееся в ограничении в установленном порядке некоторых трудовых и материальных прав и интересов осужденного, оставалось прежним.

Масштабы применения данного вида наказания продолжали расти, так на законодательном уровне было закреплено применение 2 форм отбывания исправительных работ:

- отбывание исправительных работ по месту работы осужденного:

- отбывание исправительных работ по месту жительства осужденного, в местах определяемых администрацией ведомства.

В период с 1997 г по 2003 г исправительные работы назначались исключительно тем лицам, которые имели постоянное место работы. Смысл исполнения данного наказания сводился к тому, что из заработной платы осужденного удерживалась определенная часть его заработка, она варьировалась от 5 до 20 процентов. Размер удержания устанавливался судом. Однако с 2003 г., с изменением в ст.50 УК РФ данный вид наказания стали назначать лицам, не имеющим основного места работы, отбывались они в местах определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, по месту жительства осужденного. Однако данное нововведение привело к возрастанию процента замен неотбытой части наказания в виде исправительных работ реальным лишением свободы. Вызвано это было в первую очередь отсутствием должного контроля за исполнением данного вида наказания. В 2011г в ст. 50 УК РФ вносят коррективы, касающиеся порядка согласования места отбывания наказания в виде обязательных работ, так новеллой устанавливался конкретный орган, отвечающих за исполнение наказаний в виде исправительных работ- уголовно-исполнительная инспекция. Так, в новой формулировке, ст. 50 УК РФ звучала следующим образом:

Позже в УК РФ был введен такой вид наказания, как принудительные работы. На наш взгляд, целесообразнее было назначать наказание в виде исправительных работ тем лицам, которые имеет постоянное место работы, а не имеющим такового – принудительные работы. На это есть ряд причин:

- находясь в исправительном центре, осужденных был бы ограничен в контактах с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни;

- контроль за поведением осужденного был бы более эффективным – так, в рабочее время контроль осуществлялся администрацией организации, где работает осужденный, в нерабочее – администрацией исправительного центра.

В соответствии со ст.50 УК РФ исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Таким образом, к лицам, признанным инвалидами 2 и 3 группы, женщинам достигшим пятидесятилетнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста данный вид наказания применяется, однако исполнение его в отношении их не всегда представляется возможным, как в силу возраста, так и по состоянию здоровья. Опыт стран СНГ в этом вопросе на наш взгляд представляется более прогрессивным. Так, например,ч.2 ст.52 Республики Беларусь закрепляет, что данное наказание не может быть применено к лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет; лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; инвалидам II группы; резервистам; иностранным гражданам и не проживающим постоянно в

Республике Беларусь, лицам без гражданства; лицам, больным активной формой туберкулеза, не имеющим постоянного места работы51.

Ч. 2 ст.57 УК Украины закрепляет, что исправительные работы не назначаются женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, нетрудоспособным, лицам, не достигшим шестнадцати лет, достигшим пенсионного возраста, работникам правоохранительных органов, прокуроры, нотариусам, судьям, адвокатам, государственным служащим, должностным лицам органов местного самоуправления52.

Немаловажную роль в исполнении наказания в виде исправительных работ играет тот факт, что осужденные не всегда полностью обеспечены документами, необходимыми для трудоустройства. Так, возникает проблема нарушения срока для исполнения данного наказания, т.к. срок для привлечения к отбыванию наказания с момента поступления в УИИ соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) на осужденного к исправительным работам не должен превышать 30 суток. Однако за это время не всегда осужденным удается подготовить соответствующие документы, необхоимые для трудоустройства.

На наш взгляд, при привлечении к исправительным работам лица, не имеющего основное место работы, было бы целесообразнее увеличить сроки на реализацию до 40 суток.

Не находит законодательного урегулирования вопрос о замене исправительных работ при неотбытом сроке менее 3 дней (согласно части 4 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ). Соответственно, при направлении представлений о замене исправительных работ лишением свободы, в случае, если срок неотбытия данного наказания составляет менее 3 суток, судьи вынуждены выносить постановление об отказе, и осужденный таким образом, продолжая уклоняться от отбытия наказания, формально сокращает его срок.

Таким образом, на данный момент существует ряд проблемных вопросов в отношении исполнения наказаний в виде исправительных работ, требующих скорейшего разрешения в целях более эффективной реализация УИИ своих полномочий в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

1. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

2. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Комментарии к ст. 39 УИК РФ

1. Исправительные работы как вид наказания предусмотрены в российском законодательстве с первых лет советской власти. Менялось их название (обязательные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые, исправительные работы), менялись правоограничения, но в основе своей данное наказание оставалось неизменным: осужденный проживает дома, с семьей, работает в обычном трудовом коллективе.

Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ существенно изменил регламентацию наказания в виде исправительных работ. С введением его в действие это наказание может назначаться только осужденным, не имеющим основного места работы. Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

В этом виде исправительные работы напоминают ранее применявшееся наказание в виде исправительных работ в местах, отбываемых по указанию органов, исполняющих наказание. Но в то же время действовал также другой вид наказания в виде исправительных работ - исправительные работы по месту работы, которые на практике применялись достаточно редко. Новая регламентация исправительных работ вызывает опасение дальнейшего сокращения применения этой меры, так как в большинстве своем исправительные работы применяются за преступления небольшой или средней тяжести, виновные в которых чаще всего работают и поэтому не могут быть подвергнуты этому наказанию. Между тем не следует забывать, что ныне исправительные работы - одна из немногих альтернатив лишению свободы.

Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания к лицам, которые могут быть исправлены без изоляции от общества. Они назначаются по приговору суда либо по постановлению судьи в связи с заменой штрафа за злостное уклонение от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ); в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ч. 3 ст. 82 УК РФ). Закон разрешает применять это наказание к осужденным военнослужащим в порядке замены наказания более мягким в случае заболевания, делающего их не годными к несению военной службы (ч. 3 ст. 81 УК РФ).

Отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью осужденного. Поэтому данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным. В соответствии с ч. 5 ст. 50 УК РФ исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Рассмотрение перечня категорий осужденных, которым не могут быть назначены исправительные работы, показывает, что он не может быть признан исчерпывающим. Например, законодатель не упоминает в ч. 5 ст. 50 УК РФ мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, которые считаются нетрудоспособными по возрасту.

Поскольку ст. 63 ТК РФ установила, что лица моложе 16 лет, как правило, не принимаются на работу, к исправительным работам могут быть приговорены несовершеннолетние только начиная с этого возраста.

Если санкция статьи, по которой осуждается военнослужащий, содержит наказание в виде исправительных работ, военнослужащему может быть вместо этого в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ назначено наказание в виде ограничения по военной службе.

Рассматриваемое наказание назначается на срок от двух месяцев до двух лет. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством срок исправительных работ исчисляется годами, месяцами и днями.

Регламентируя вопрос о месте отбывания наказания, законодатель поставил очень важное для осужденных условие: место работы должно быть в районе места жительства осужденного.

Это понятие применялось в ИТК РСФСР при регламентации исправительных работ в иных местах. Статья 91 ИТК РСФСР указывала, что данный вид исправительных работ отбывается "в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства".

Не вносит ясности и ориентация на административный район. В некоторых случаях в соседний район можно добраться за несколько десятков минут, но есть районы протяженностью в сотни километров (например, в Красноярском крае). Видимо, этот вопрос должен решаться индивидуально применительно к каждому случаю.

Известно, что трудности с трудоустройством явились одной из основных причин минимального применения данного вида исправительных работ, назначаемых по указанию органов, исполняющих наказание.

2 - 3. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России и ее органов на местах. После вступления приговора в законную силу суд, вынесший приговор, направляет две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция вызывает осужденного, проводит с ним ознакомительную беседу, ставит на учет и предлагает ему устроиться на работу в одно из мест, которое определено органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Одновременно осужденному разъясняется порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности. В процессе отбывания наказания инспекция проводит с осужденным воспитательную работу, с участием сотрудников милиции контролирует поведение осужденных. При необходимости осужденные приглашаются в инспекцию, а в случае неявки они могут быть подвергнуты приводу. Если осужденный скрылся и его местонахождение неизвестно, проводятся первоначальные мероприятия по розыску в течение одного месяца. Если установить местонахождение осужденного не удается, инспекция готовит и передает в аппарат криминальной милиции материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Осужденные ставятся уголовно-исполнительной инспекцией на один из следующих видов учета: оперативный, предварительный, контрольный, учет разыскиваемых.

На оперативном учете состоят работающие осужденные, из заработной платы которых производятся удержания в доход государства и наказание в отношении которых исполняется нормально.

На предварительном учете состоят осужденные:

- не приступившие к работе по истечении 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);

- уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не поступившие на новую работу по истечении 30 дней со дня увольнения;

- не работающие без уважительных причин, в том числе в связи с болезнью, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним.

Таким образом, на этом учете состоят осужденные, которые не отбывают наказание без уважительных причин. На контрольном учете состоят осужденные:

- не приступившие к работе до истечения 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);

- не работающие по уважительным причинам (болезнь, отпуск и т.д.);

- уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не приступившие к новой работе до истечения 30 дней со дня увольнения;

- выбывшие за пределы территории, обслуживаемой инспекцией, в отношении которых не поступили подтверждения о получении личных дел;

- не работающие в связи с отбыванием административного взыскания в виде ареста, содержанием под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания исправительных работ;

- в отношении которых в суде решается вопрос об освобождении от дальнейшего отбывания исправительных работ в связи с тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, психическим расстройством, а также об отсрочке отбывания наказания в связи с беременностью;

- в отношении которых в суды направлены представления о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ;

- находящиеся на медицинском освидетельствовании для определения группы инвалидности, наличия психического расстройства или иной тяжкой болезни;

- в отношении которых проводятся первоначальные розыскные мероприятия.

Условно их можно рассматривать как лица, в отношении которых решается вопрос об их трудоустройстве или привлечении к ответственности.

На учете разыскиваемых состоят осужденные, объявленные в розыск службой криминальной милиции территориального органа внутренних дел.


При назначении наказания лицу, которое совершило преступление, обязательно нужно учитывать характер и степень общественной опасности совершённого им деяния, кроме того данные о личности преступника, способствующее реализации принципов и задач уголовного законодательства.

В настоящий период в России проходит преобразование уголовно-исполнительной системы, тенденциями которого являются повышение борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Осуществляемая стратегия гуманизации, образование качественного подхода к осмыслению сути уголовного наказания, смягчению карательной политики выражается, в первую очередь, в повышении закреплённых УК РФ видов наказаний, не сопряжённых с изоляцией от общества, расширении круга оснований их использования, совершенствовании регламентации их выполнения проходит в контексте приобретённых на себя Российской Федерацией интернациональных обязательств.

Неоспорима потребность наиболее обширного применения санкций в отсутствии обособленности осуждённого от общества. В этом случае, число людей, находящихся в местах лишения свободы, отрицательно сказывается на бюджете страны, тормозит разрешение многочисленных общественных проблем, содействует популяризации традиций и обычаев преступной сферы среди жителей. Одним из направлений представляет применение в качестве наказания исправительных работ.

Государство, осуществляя гуманизацию карательной политики, помимо повышения нейтральности жителей к себе и собственной деятельности, кроме того предоставляет возможность лицу, содеявшему противозаконное деяние, образумиться, определяя более мягкий вид наказания, между тем направляя виновного на правомерное поведение.

Профессор Ю. И. Савельева полагает, что под исправительными работами следует понимать установленную законом конкретную форму реализации уголовной ответственности, заключающаяся в привлечении лица виновного в совершении преступления, к принудительному труду, связанная с ограничением его имущественных, трудовых и иных личных прав, обеспечиваемая государственным принуждением и направленная на восстановление социальной справедливости , исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений путем проведения с ним воспитательно-профилактической работы [2].

Исправительные работы являются более мягким видом уголовного наказания по сравнению с остальными и выступает альтернативным по отношению к аресту, лишению свободы, смертной казни.

Исправительные работы, в свою очередь, не требует обязательной обособленности осуждённого от общества, цели санкции достигаются материальными ограничениями. Также с осужденными проводятся воспитательные работы, которые организуются уголовно-исполнительной инспекцией, с вовлечением общественности и трудовых коллективов по месту работы.

При осуществлении исправительных работ осуждённых исправляется морально, может даже осознаёт совершённое им деяние.

Так, на судебный участок мирового судьи № 3 по г. Гай Оренбургской области в период с 1 января по 31 марта 2017 года поступило 17 уголовных дел. С вынесением обвинительного приговора рассмотрено 7 уголовных дел. По 3 уголовным делам назначено наказание в виде исправительных работ.

Обратимся к судебной практике. В отношении А. осужденной по ч. 1 ст. 158 УК РФ, к наказанию, в виде исправительных работ сроком на четыре месяца с удержанием в доход государства 5 % заработка осуждённой, с отбыванием в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

При назначении наказания суд учитывал, что А. совершила преступление небольшой степени тяжести, впервые, явку с повинной, вину признала, имеет двоих детей, добровольное возмещение вреда. Назначение наказания в виде исправительных работ обеспечивает достижения цели исправления подсудимой и предупреждения совершения её новых преступлений [3].

Необходимо отметить, что отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью, то этот вид наказания не назначается нетрудоспособному гражданину [4]. Перечень ограничений за которые не назначается данный вид наказания содержится в ч.5 ст.50 УК РФ [1]. На мой взляд, в этот список необходимо включить лиц пенсионного возраста, потому что в соответствии с трудовым законодательством такие лица не обязаны трудиться, поэтому, к ним не нужно применять исправительные работы.

Не смотря на положительные стороны исправительных работ, существует значительный недостаток, не предусмотренный законом, а непосредственно трудоустройство осуждённого уже после вынесения приговора суда и вступление его в законную силу.

В соответствии с ч.3 ст.50 УК РФ как для взрослых, так и несовершеннолетних осужденных определены одинаковые размеры удержания оклада от 5% до 20%. Очевидно, это никак не отвечает основам гуманизма, разделению уголовной ответственности и наказания. По этой причине разумно предусмотреть на законодательном уровне снижение объёма удержаний из заработка лиц, не достигших 18 лет. Учитывая, что заработная плата несовершеннолетних ниже, нежели у взрослых, возможно предусмотреть не свыше 9 % [1].

Нередко проблемы возникают по причине отсутствия подходящих вакансий в организациях, учреждениях, не причастных в устройстве на работу осуждённых. Вместе с тем, работодатели стремятся отказаться от трудоустройства осуждённого. Потому что ему проще нанять за такую же заработную плату квалифицированных работников. Подобные затруднения могут быть устранены благодаря мотивированию работодателей со стороны работодателей путём предоставления преференций или налоговых льгот.

Для увеличения эффективности исполнения наказания, следует внедрить специальные меры, которые будут нацелены на исправление осуждённых и их отношения к отбытию наказания. Также следует ужесточить контроль за работой не только осуждённых, но и администрации, учреждений, предприятий по выполнению требований приговора.

Таким образом, применение наказаний без изоляции осуждённого от социума целесообразно, потому что граждан в местах лишения свободы отягощает бюджет государства, приостанавливает решение важных социальных проблем. Но его правовое регулирование требует значительных поправок. Они затрагивают вопросы организации исправительных работ, определения дополнительных положительных гарантий работодателем осуждённых к исправительным работам.

Читайте также: