Принципы деятельности европейского суда по правам человека курсовая работа

Обновлено: 19.05.2024

СОДЕРЖАНИЕ Введение. 3 Глава 1 Права человека и основные принципы их реализации в международном праве. 5 Глава 2 Деятельность Европейского суда по правам человека. 14 Заключение. 21 Список использованных источников. 23 +краткое

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Во многих цивилизованных государствах современности основной ценностью является, прежде всего, человек. Поэтому его права и свободы охраняются многими законодательными актами как национальной, так и международной системы права. Но даже с учётом развитости правовой культуры населения планеты достаточно часто права человека нарушаются.

. С этим негативным фактором пытаются бороться, однако в некоторых случаях приходится обращаться в суд. Прежде всего, нужно отметить особенности прав человека на международном уровне. Ключевая особенность в том, что на сегодняшний день сформирована целая совокупность принципов и норм, которые регулируют и создают своего рода защиту прав человека. Именно на основе этих норм сформировалась международно-правовая отрасль, закрепляющая и регулирующая права человека. Международная отрасль фактически появилась из существующих нормативных актов в данной сфере, а именно: пактов, договоров, конвенций. Основным органом в данной сфере является международный суд по правам человека. Данное название является не совсем корректным, потому что орган имеет несколько иное наименование, а именно - Европейский суд по правам человека, основанный в 1953 году. Реализация норм суда осуществляется исключительно по отношению к странам-участникам конвенции по защите прав человека и основных свобод. Объект исследования – общественные отношения в рамках защиты прав и свобод человека в международном праве. Предмет исследования – Европейский суд по правам человека: организация и практика деятельности. Цель исследования – определить особенности организации и практики деятельности Европейский суд по правам человека. Задачи исследования:  проанализировать права человека и основные принципы их реализации в международном праве;  проанализировать особенности деятельности Европейского суда по правам человека. Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, сравнение, структурно-функциональный метод, а также теоретический и метод обработки данных. Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в том, что на основе изученной литературы, периодической печати собран материал для углубленного осмысления вопросов по данной теме. Научные основы исследования. При написании данной работы использовались нормативные правовые акты, а также специализированная литература по международному праву. Степень разработанности темы была раскрыта в работах таких авторов, как Ашавский Б.М., Балабанов И.Т., Балабанов А.И., Бирюков М.М., Богуславский М.М.,Бордунов В.Д., Бекяшев К. А., Виханский О. С., Волков Ю.Г., Гетьман-Павлова И. В., Звеков В.П., Добреньков В.И., Егоров С.А., Колосов Ю.М., Кузнецов В. И., Крылов С.Б., Лавриненко В.Н., Малахов В.П., Перетерский И.С., Рассолов М.М., Тузмухамедов Б.Р., Фобьянчук А.А., Шевчук Д.А. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог работе необходимо выделить следующие аспекты. Нынешнее правовое государство, независимо от особенностей его политического и общественного строя, в силу своих главных принципов должно признавать и гарантировать права и свободы человека без какого бы то ни было различия по признаку расы, вероисповедания, пола, языка, национальности и иным признакам. Концепция прав человека имеет долгую историю, проистекающую скорее из философии, нежели чем из права, и появилась она в качестве конструкции в международном праве сравнительно недавно. Развивалась данная концепция при этом под покровительством Организации Объединенных Наций после Второй Мировой Войны, когда мировое сообщество сделало попытку не допустить больше проявления той жестокости, которая имела место в течение минувших кровопролитных конфликтов. Права и свободы человека чаще всего противопоставляются обязанностям государств: обязанностям по защите, уважению, соблюдению, предоставлению и не нарушению этих прав. Практически каждое государство берёт на себя обязанности по соблюдению прав человека на национальном уровне, прописывая их в актах внутреннего законодательства, а также связывает себя обязательствами на международном уровне, подписывая и ратифицируя Конвенции и Пакты, и различные протоколы к ним, касающиеся защиты прав человека. Для защиты конституционных прав и свобод граждан необходимо дальнейшее совершенствование структурных органов и функций самого Европейского суда по правам человека, усиление координационно-контрольного механизма Европейской конвенции по правам человека, а также упрощение некоторых процедур деятельности Европейского суда по правам человека. Суд имеет статус международной организации, поэтому в него может обратиться лицо, которое не является гражданином страны-члена Совета Европы. Ещё одним важным условием для подачи жалобы на рассмотрение в суде по правам человека является тот факт, что лицо должно израсходовать все способы защиты своих прав на национальном уровне и лишь, потом обращаться в международные инстанции. Итак, Европейский суд по правам человека не является более высоким инстанционным органом, чем вся судебная система того или иного государства. Тем не менее, если взять для примера Российскую Федерацию, которая является членом Европейской конвенции о защите прав человека и его основных свобод, то решения международного суда входят в систему национального права как обязательный элемент. При этом юридическая сила решений больше, чем нормативные акты органов национального законодательства Российской Федерации. Таким образом, помимо нормативных изменений, для действенной защиты прав и свобод человека необходимо также производить институциональные, функциональные и организационные изменения в правовой системе Российской Федерации.

Европейский суд по правам человека последняя версия.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

студент 3 курса, группы 798

___________ Р.В. Золотовский

кандидат юридических наук

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Нарушение прав и свобод человека одна и острых проблем стоящих перед человечеством на протяжении многих лет. На протяжении многих лет права человека не признавались даже основные, естественные права: на жизнь, неприкосновенность личности.

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных актов в области закрепления прав человека. Второе – сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Создание комплексной системы обеспечения и защиты, зафиксированных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией международного права. Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств. Его учреждение и функционирование, как на функциональном, так и на региональном уровне является одним из одним из наиболее значительных достижении в международном регулировании прав человека второй половины двадцатого века. Субъектами указанных направлений сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека являются в основном государства и международные и межправительственные организации.

Как известно, в международных отношениях нет надгосударственной власти, которая могла бы контролировать осуществление принципов и норм международного права, в необходимых случаях принудительно претворять их в жизнь или налагать санкции за нарушение взятых обязательств. Поэтому государства и предусмотрели создание международного контрольного механизма – Европейский суд по правам человека при Совете Европы учрежденного и действующего на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод подписанной в Риме 4 ноября 1950 г. Россия присоединилась к этой конвенции в 1998 г.

Как известно, в международных отношениях нет надгосударственной власти, которая могла бы контролировать осуществление принципов и норм международного права, поэтому актуальность данной работы состоит в том, что именно благодаря созданию международного контрольного механизма, усложнения межгосударственных связей, появления глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего человечества, происходит не только осуществление принципов и норм международного права, но и в необходимых случаях принудительное претворение их в жизнь, а также наложение санкции за нарушение взятых обязательств. Такая система защиты открывает возможности для наднациональных решений. В этом процессе значительную роль играет и то обстоятельство, что отдельные вопросы, традиционно отнесенные к внутренней компетенции государств, регулируются и нормами международного права.

Целью данной курсовой работы являются: изучение порядка и организации деятельности Европейского суда по правам человека, а также изучение основных аспектов его практической деятельности.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. Изучение основных понятий, истории создания и организационной структуры Европейского суда по правам человека.
  2. Описание порядка рассмотрения дел в Европейского суда по правам человека.
  3. Рассмотрение основных аспектов практики деятельности Европейского суда по правам человека.

1. Европейский суд по правам человека: основные понятия, история создания и организационная структура

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights) – международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц 1 .

1.1. Основные понятия.

Необходимо перечислить основны е понятия Европейского Суда, знание и понимание которых упростит задачу понимания процессов, происходящих в Европейском Суде по правам человека.

Одним из важнейших понятий европейского суда является понятие конвенции.

Конвенция – это Конвенция о защите прав человека и дополнительные Протоколы к ней. Конвенция является, по сути, основой деятельности европейского суда по правам человека.

Под пленарным заседанием Суда обычно понимается ситуация, когда заседание Европейского Суда по правам человека проходит в полном составе. Эта ситуация довольно редка, так как далеко не все дела требуют столь внимательного рассмотрения.

Большая Палата Европейского Суда представляет собой семнадцать судей европейского суда. Большая палата европейского суда делится на несколько секций. Секция – Палата, образованная на пленарном заседании Суда на определенный срок и занимающаяся конкретными делами.

Согласно понятиям Европейского Суда, Палата – это Палата в составе семи судей, а Председатель палаты – судья, председательствующий в ней.

Следующей единицей европейского суда является комитет, в состав которого входят лишь три судьи. Как и секция, комитет избирается на определенный срок.

Суд – либо суд в полном составе, а также в составе Большой Палаты, Секции, Палаты, Комитета, либо Комитет в составе пяти судей. Судьи в европейском суде могут быть не только назначены другими, но и также предложены государством-участником Конвенции о правах человека.

Судья ad hoc – не являющееся избранным судьей лицо, предложенное государством-участником Конвенции в качестве члена Большой Палаты или Палаты;

Другой неотъемлемой частью судебного процесса в европейском суде являются стороны. Сторона – это государство-заявитель или государство ответчик, заявитель (физическое лицо, неправительственная организация или группа частных), подавший жалобу.

Под третьей стороной обычно понимается любое другое государство-участник, ратифицировавшее конвенцию или любое заинтересованное лицо, которое реализовало свое право в порядке, предусмотренном Конвенцией, или которому было предложено представить письменные замечания, или участвовать в слушаниях.

1.2. История создания и эволюция ЕСПЧ

За свою более чем пятидесятилетнюю историю контрольный механизм Конвенции, основным элементом которого является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), прошел долгий и сложный путь эволюции от преобладания в контрольном механизме квази-судебных функций и зависимости от государств-участников до по-настоящему независимого международного суда, в полномочия которого входит не только проведение судебного разбирательства, но и установление фактов и участие в контроле за исполнением вынесенных решений.

Своим учреждением ЕСПЧ обязан грандиозным и ужасающим событиям первой половины XX века. Само учреждение механизма международного контроля в сфере защиты прав человека, ранее находившейся в исключительном ведении суверенных государств, было и остается революционным событием для международного права, которое положило начало новому международному праву и правопорядку, основанному на общих, универсальных, ценностях международного сообщества.

В то же время в отношении развития ЕСПЧ был правильно избран путь эволюции, приведший, в конечном счете, к переходу от преобладания в контрольном механизме квази- судебных аспектов к полноценному независимому международному суду. Эволюция ЕСПЧ не прекращается и по сей день, постоянно ищутся новые пути повышения эффективности его деятельности, причем все большую роль в этом играет сам ЕСПЧ.

Европейский Суд по правам человека является первым международным судом в сфере прав человека. Правовая природа Европейского Суда по правам человека имеет международно-правовой характер. Уникальность ЕСПЧ как международного суда заключается в том, что это первый международный суд, совмещающий рассмотрение межгосударственных споров и функции контроля. По родовой принадлежности он относится к международным судебным учреждениям. Утверждения о наднациональности Суда или наличия признаков наднациональности в его деятельности не соответствуют ни доктрине международного права в данном вопросе, ни природе международного права и практике международных отношений и практике самого Европейского Суда. Деятельность ЕСПЧ свидетельствует не о его наднациональности, а о таком прогрессивном явлении в современном международном праве, как усиление его нормативности и укрепление международного порядка, основанного на праве и правах человека.

Именно наличие ЕСПЧ в качестве контрольного механизма обеспечило Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. особое место в системе источников международного права прав человека.

Авторитет и высокое юридическое качество решений и правовых позиций ЕСПЧ оказывает существенное влияние на практику и институциональную структуру иных международных судебных учреждений. Кроме того, успешный опыт деятельности ЕСПЧ сыграл решающую роль в учреждении и утверждении таких международных судов, как Межамериканский суд по правам человека и Африканский суд по правам человека и народов.

В результате своей деятельности ЕСПЧ обеспечивает эффективную реализацию норм международного права прав человека не только на международном, но и внутригосударственном уровне. Данный факт также свидетельствует о признании государствами международно-правового регулирования в сфере прав человека и способствует развитию международного права прав человека в качестве самостоятельной отрасли международного права.

ЕСПЧ много внимания уделяется эффективности внутригосударственных средств правовой защиты, в особенности судам. ЕСПЧ неоднократно подчеркивал, что он является лишь субсидиарным средством защиты прав и свобод и что основная ответственность за их соблюдение лежит на государствах-членах.

Именно международно-правовая природа ЕСПЧ и его статус как международного суда, наделенного полномочиями выносить юридически обязательные решения, позволили ему за короткий срок сыграть решающую роль в возникновении одной из основных отраслей современного международного права – Международного права прав человека.

1.3. Организационная структура ЕСПЧ

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) была подготовлена Советом Европы и открыта для подписания в Риме 4 ноября 1950 года и вступила в силу в сентябре 1953 года. В дополнение к тому, что Конвенция закрепляет основные права человека и свободы, Конвенция также установила механизм обеспечения данных прав, который обязаны соблюдать государства, ратифицировавшие Конвенцию (далее – государства-участники) 3 . В 1954 года было создано три института: Европейская комиссия по правам человека (на сегодняшний момент не существует), Европейский суд по правам человека и Комитет Министров Совета Европы (далее – Комитет Министров).

Европейский суд по правам человека (далее - Суд) – это международный суд, находящийся в Страсбурге (Франция), состоит из судей, число которых соответствует количеству государств-участников Конвенции. В настоящее время судей сорок пять. От Российской Федерации судьей является доктор юридических наук, профессор Анатолий Иванович Ковлер. Конвенция не предусматривает ограничения числа судей одного гражданства. Судьи избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет (в соответствии со статьей 2 еще не вступившего в силу Протокола 14 судьи будут избираться сроком на девять лет без права переизбрания). Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве и не выступают от имени государств. Они не вправе заниматься деятельностью, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью, а также с постоянным характером их работы в Суде. Срок полномочий судей истекает по достижению ими 70 лет.

Данная работа посвящена вопросу о роли Европейского суда по правам человека в формировании правовой европейской системы. И актуальность темы заключается в том, что судебная практика ЕСПЧ имеет высокое значение на мировом уровне.

Во все времена люди стремились к поиску справедливого разрешения споров, к постижению истины. Еще на стадии становления римского частного права, определяющим и основополагающим принципом является справедливость.

Однако лишь регламентация международных договоров, закрепляющих права человека далеко не сразу открыло путь на обращение в межгосударственные органы. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Речь идет о создании Европейского Суда по правам человека, призванного обеспечить неукоснительное соблюдение и исполнение положений Конвенции ее государствами-участниками.

В круг полномочий Европейского Суда по правам человека входит рассмотрение и разрешение дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством – членом Совета Европы со стороны другого государства-участника. Европейский Суд по правам человека по мировому признанию пользуется безусловным авторитетом для национальных властей, а принимаемые им решения служат руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и иных органов государств.

Таким образом, объект исследования – общественные отношения, возникающие между Европейским Судом по правам человека и заявителем по поводу защиты нарушенных прав.

Предмет – нормы и принципы Европейской Конвенции по правам человека, Конституция Российской Федерации, Регламент Европейского Суда по правам человека, судебная практика, научные доктрины.

Итак, права человека имеют отличительные признаки, которые могут быть реализованы в полной степени только при наличии достаточных обеспечивающих факторов, в системе которых государство выполняет ключевую роль. Преобладающей формой защиты прав и свобод человека считается – обращение в суд.

Рассматривая особенности Европейского суда по правам человека, стоит отметить направление его деятельности, которое главным образом заключается в защите индивидуума от государства. А именно, Суд, реализуя положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, возводит право индивидуальной защиты на надгосударственный уровень. Вследствие чего, европейская система защиты прав человека является одной из самых развитых [2, с. 65].

И в первую очередь основная и главная цель ее построения сводится к формированию справедливого баланса между национальной безопасностью и правами человека.

Теперь более подробно остановимся на Европейском Суде по правам человека. Данный суд представляет собой орган, ответственный за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Осуществление данной задачи достигается посредством рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых к производству.

Граждане, которые считают, что их права нарушены должны иметь уверенность, а самое важное - возможность обратиться за защитой.

Европейский Суд по правам человека принимает дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу [6, с.53]

Стоит отметить значимость принятых решений ЕСПЧ, что проявляется в том, что страны Совета Европы постоянно пересматривают свое законодательство на предмет соответствия практике ЕСПЧ.

Стоит обратить внимание несмотря на то, что защита национальной безопасности является ядром всей европейской правовой системы, допускаются некоторые Отступления от обязательств в исключительных случаях, закрепленных в законе (ст. 15 Европейской конвенции устанавливает такую возможность, например, при введении чрезвычайной ситуации) [1].

В то же время акты ЕСПЧ обязательны для государств, относящихся к Конвенции, но вопрос о применении той или иной мере находится в ведении каждого государства в отдельности.

При этом в практике ЕСПЧ сформировался принцип невысылки из страны, который применялся и в случаях, касающихся лиц, обвиняемых в преступлениях террористической направленности. При рассмотрении одного из дел еще в 90-е годы г. ЕСПЧ принял постановление, согласно которому было установлено, что депортация заключенного в США станет нарушением ст. 3 Европейской конвенции, так как к нему будет применена смертная казнь. Как видим, в данном случае ЕСПЧ сделал исключение из принципа международного права (государство не может нести ответственность за действия других государств). Данная позиция находит подтверждение судебной практикой и в дальнейшем.

Не смотря на изложенное, ЕСПЧ свою точку зрения не поменял, что, несомненно, сдерживает государства – стороны Европейской конвенции от принятия законодательства, легализирующего высылку.

ЕСПЧ в настоящее время

Какова же роль ЕСПЧ в настоящее время. Для этого необходимо обратиться к статистическим данным. Так, согласно представленным данным, в 2019 году в отношении Российской Федерации отмечен рост числа поступивших в ЕСПЧ жалоб.

Итоговый процент отклоняемых ЕСПЧ жалоб против Российской Федерации вследствие их неприемлемости остается неизменным – свыше 90 процентов.

В 2019 году по сравнению с 2018 годом отмечено значительное, более чем на двадцать процентов, увеличение числа принятых ЕСПЧ решений об отклонении до стадии рассмотрения жалоб против Российской Федерации, поданных на нарушение основных положений Конвенции о защите прав человека. При этом значительное число жалоб по российским делам продолжает отклоняться при рассмотрении в рамках упрощенных процедур, то есть комитетом из трех судей либо единоличным судьей.

За 2019 год ЕСПЧ констатировал более чем двукратное сокращение числа рассмотренных в отношении Российской Федерации жалоб, по которым были вынесены постановления о нарушении российскими властями основополагающих конвенционных положений. В целом за отчетный период по делам против России вынесено на 50 постановлений меньше, чем в 2018 году.

Статистика ЕСПЧ также показывает снижение количества удовлетворенных ходатайств о применении к властям обеспечительных мер в рамках правила 39 Регламента Европейского Суда. Соответствующее позитивное изменение может рассматриваться как следствие своевременного представления в ЕСПЧ объективной и полной информации по предъявляемым претензиям, а также подготовленных Минюстом России правовой позиции и материалов, подтверждающих отсутствие конвенционных нарушений со стороны российских властей.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к следующим выводам. Европейский суд по правам человека представляет собой один из центральных институтов в целом механизме защиты прав и основных свобод человека. Его полномочия обширны, а принятые решения пользуются безусловным авторитетом в мире.

Кроме того, Европейский суд по правам человека ведет плодотворную работу по разработке единых стандартов защиты прав, которые в свою очередь оказывают влияние на правовые системы, национальное законодательство почти каждой страны и практику в различных отраслях права.

Европейский суд по правам человека (известный также как Европейский суд, Страсбургский суд, ЕСПЧ) - это международный судебный орган по рассмотрению жалоб на нарушение прав человека, расположенный во французском городе Страсбург. Основанный в 1959 году, Европейский Суд по правам человека является компетентным в вынесении постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Постановления Европейского суда (Judgments) - это окончательные решения по существу дела. Только в постановлении ЕСПЧ может признать нарушение Конвенции со стороны государства-ответчика. Постановления ЕСПЧ являются обязательными для государств-участников и вынуждают правительства вносить изменения в законодательство, менять административную и судебную практику.

Конвенции о защите прав человека и основных свобод была принята в 1950 году и является главным юридическим документом для всех стран Совета Европы. Защищать ее обязанность государственных и муниципальных властей каждого государства, а также национальных судов. Поэтому Европейский суд выступает последней судебной инстанцией и действует на основе принципа субсидиарности.

ЕСПЧ является необычным судом во многих отношениях. Его юрисдикция простирается от Рейкьявика в Северной Атлантике до Владивостока на тихоокеанском побережье России. Европейский суд по правам человека служит основой для защиты прав человека в 47 государствах-членах Совета Европы, в которых проживают больше, чем 800 миллионов человек. Участником Конвенции о защите прав человека и основных свобод в скором времени будет также Европейский союз.

Здание Европейского суда по правам человека

Здание Европейского суда по правам человека

Здание Европейского суда по правам человека, именутеся также как "ДВОРЕЦ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА" было построено в 1995 года по проекту архитекторов: Richard Rogers Partnership Ltd, Лондон, и Клод Бюше, Страсбург. Полезная площадь: 28 000 кв.м, из них: - 860 кв.м большой зал судебных заседаний - 520 кв.м малый зал судебных заседаний - 4500 кв.м конференц-залы. Количество конференц-залов: -16500 кв.м офисы 18, в том числе: - большой зал судебных заседаний (243 места + 49 мест для судей + 22 места для заявителей) - малый зал судебных заседаний (101 место + 25 мест для судей + 12 мест для заявителей) - совещательные комнаты (от 47 до 52 мест) - конференц-залы (в среднем 47 мест вокруг стола + 52 отдельных места).

Содержание

I. Десять главных фактов о Европейском суде по правам человека

ЕСПЧ - высшая судебная инстанция для всех судебных систем европейских стран, включая Турцию и Россию, кроме Республики Беларусь; всего 47 государств.

ЕСПЧ создан и действует с 1959 года во французском городе Страсбург на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Конвенция).

ЕСПЧ рассматривает жалобы от любых физических, юридических лиц, или государств на действия (бездействия) властей государств-участников Конвенции или Европейского Союза (ЕС еще не присоединился к Конвенции).

Официальными языками Европейского суда являются английский и французский; это означает, что судебные заседания и судебное делопроизводство осуществляется на одном из этих языков.

Рабочими языками ЕСПЧ являются все языки государств-участников Конвенции; это означает, например, что жалоба может быть подана на любом языке государства-участника.

Европейский суд выносит три основных вида решений (всего их более 10 видов):

  • решение о неприемлемости жалобы, оформленное в виде письма, адресованного заявителю (более 95%);
  • решение о неприемлемости или приемлемости жалобы в виде отдельного мотивированного документа, в переводе на русский, именуется собственно "решением" (decision);
  • окончательное решение по делу, в переводе на русский, именуемое постановлением (judgment); только в этом документе Европейский суд может признать нарушение прав человека.

7. За 56 лет своего существования ЕСПЧ вынес 42,529 мотивированных решений и постановлений (на 25 ноября 2016 года). 90% из них было вынесено за 20 последних лет.

8. Полномочия Европейского суда по правам человека:

  • признавать факт нарушения прав человека;
  • присуждать компенсацию жертвам; признавать ответчика не исполнившим окончательное решение Европейского суда;
  • выносить консультативные заключения; предписывать ответчику принять определенные меры по устранению нарушений прав человека, указав на характер этих мер.

9. Последствия для государства (или Европейского союза) вынесения постановления Европейским судом, в котором будет признано нарушение, зависят от характера нарушений и могут быть следующие:

  • выплата компенсации; проведения расследования, если речь идет о потерпевшем в преступлении, пересмотр как гражданского, так и уголовного дела (индивидуальные меры);
  • изменение законодательства или принятие других общих мер по исправлению ситуации в целом (меры общего характера).

10. Последствия невыполнения постановления Европейского суда: привлечение к международно-правовой ответственности, включая все применимые международно-правовые виды ответственности (порицание, ответные меры и и др., а также как крайняя мера - приостановление членства или исключение из членов Совета Европы.

II. Идеология Европейского суда по правам человека

Идеология создания и работы ЕСПЧ определяется двумя факторами. Во-первых, создателями Европейского суда и их целями. Во-вторых, тем кто и на что может жаловаться в этот международный суд.

Идеологами создания ЕСПЧ является небольшая группа дальновидных и идеалистически настроенных адвокатов, которые решили предотвратить повторение разрушительных войн и сопутствующих ужасных преступлений. Они утверждали, что лучшим способом для достижения этой цели должно быть гарантировано уважение к демократии и верховенству права на национальном уровне. Они считали, что только коллективное соблюдение основных прав обеспечит общие минимальные стандарты, которые составляют основу демократического общества.

Обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека можно только против государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это означает, что жалобы против частных лиц (физических или организаций) являются недопустимыми. Однако в некоторых случаях государство несет ответственность за действия частных лиц. Тем не мене жалоба в любом случае подается против государства.

Государство несет ответственность за действия всех своих органов и представителей. Муниципальные органы также подпадают для целей обращения в Европейский суд по правам человека в круг ответственных субъектов, хотя формально не являются государственными органами. В некоторых случаях в Европейский суд по правам человека можно обращаться в связи с действиями коммерческих организаций, которые не являются ни государственными, ни муниципальными, однако в руководстве, которых государство играет определенную роль.

Главной целью создания и функционирования Европейского суда по правам человека является обеспечение соблюдение прав и свобод людей и организаций, закрепленных в Конвенции по защите прав и основных свобод.

III. Ключевые даты истории Европейского суда по правам человека

IV. Конвенция о защите прав человека и основных свобод:

основа существования и деятельности ЕСПЧ

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) принята 4 ноября 1950 года в Риме. Конвенция закрепляет перечень основных прав, которые обязаны обеспечивать, в первую очередь государства-члены Совета Европы. Конвенция учреждает Европейский суд по правам человека, в который человек, организация, группа лиц или государство имеет право подать жалобу в случае несоблюдения государствами прав, гарантируемых Конвенцией.

Таким образом, Конвенция включает в себя нормы материального и процессуального права.

Конвенция дополнялась отдельными протоколами, которые действуют и юридически являются частью Конвенции. В Конвенцию вносились изменения отдельными протоколами. Протокол № 14 изменил процедуру рассмотрения дел, а также дополнил текст Конвенции положениями гарантирующими исполнение окончательных постановлений (решений) Европейского суда по правам человека. Текст Конвенции также был ранее изменен в соответствии с положениями Протокола № 3, который вступил в силу 21 сентября 1970 г., Протокола № 5, который вступил в силу 20 декабря 1971 года и Протокола № 8, который вступил в силу с 1 января 1990 года, и включает в себя также текст Протокола № 2. Все положения, которые были изменены или добавлены 5 и 8 протоколами были заменены Протоколом № 11, с даты вступления его в силу - 1 ноября 1998 года.Начиная с этого момента, Протокол № 9, который вступил в силу 1 октября 1994 года, был отменен, а Протокол № 10 потерял свою цель.

V. Cостав Европейского суда по правам человека

Судьи и Секретариат ЕСПЧ

ЕСПЧ состоит из 47 судей. Число судей, входящих в состав суда, равно количеству государств - участников Конвенции. Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, поданного каждым государством и включающего в себя три кандидатуры. Они избираются со сроком полномочий на девять лет и не могут быть переизбраны. У

ЕСПЧ есть вспомогательный орган - Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, административный и технический персонал, переводчики. В настоящий момент в Секретариате работает 679 человек, из которых 62 – граждане России.

VI. Полномочия Европейского суда по правам человека

Компетенция (юрисдикция, полномочия) Европейского суда по правам человека является обязательной для всех государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Кратко и почти исчерпывающим образом о полномочиях ЕСПЧ. Европейский суд по правам человека имеет право:

  • рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский суд по правам человека против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского союза;
  • признавать факт того, что было нарушено, то или иное право заявителя;
  • присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
  • толковать Конвенцию о защите прав человек и основных свобод;
  • устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определенном государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи, с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
  • рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик свое обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда поп правам человека;
  • давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;
  • выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.

VII. Права, которые защищает Европейский суд по правам человека

Перечень прав за соблюдением которых государствами-членами Совета Европы следит Европейский суд по правам человека закреплен в Конвенции о защите прав человека и протоколах к ней:

  1. Право на жизнь
  2. Запрещение пыток
  3. Запрещение рабства и принудительного труда
  4. Право на свободу и личную неприкосновенность
  5. Право на справедливое судебное разбирательство
  6. Наказание исключительно на основании закона
  7. Право на уважение частной и семейной жизни
  8. Свобода мысли, совести и религии
  9. Свобода выражения мнения
  10. Свобода собраний и объединений
  11. Право на вступление в брак
  12. Право на эффективное средство правовой защиты
  13. Запрещение дискриминации
  14. Защита собственности
  15. Право на образование
  16. Право на свободные выборы
  17. Свобода передвижения
  18. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции
  19. Право на компенсацию в случае судебной ошибки
  20. Право не быть судимым или наказанным дважды
  21. Равноправие супругов

VIII. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека

Поступившие в ЕСПЧ жалобы, рассматриваются сначала всегда Секретариатом Суда, затем либо Единоличным Судьей, либо Комитетом из трех Судей, либо Палатой из семи судей (или 5 судей), либо Большой Палатой из 17 судей.

С 2014 года в Суд может быть подана только жалоба установленной формы (раньше, можно было написать письмо в произвольной форме (предварительная жалоба), в котором высказывалось намерение подать жалобу и ее суть).

Также в Суд может быть направлено заявление о применении Европейским судом предварительных мер. В любом случае за письмом или заявлением в Суд направляется жалоба. В противном случае производство по жалобе просто не будет возбуждено, а по возбужденному делу оно прекращается.

Рассмотрение индивидуальных жалоб является основным видом деятельности Европейского суда по правам человека. Однако наряду с этим ЕСПЧ разрешает другие вопросы: о применении предварительных мер, о вынесении консультативного заключения, вынесение пилотного постановления, толкование ранее вынесенного Судом постановления, производство по вопросу нарушения обязательства исполнять постановление. Два последних производства введены Протоколом № 14 к Конвенции.

Читайте подробнее о порядке рассмотрения жалоб: Процесс рассмотрения жалоб в ЕСПЧ

Кто может подавать жалобы в ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека принимает жалобы от любого физического лица, юридического лица или группы таких лиц. Исключение составляют только государственные органы и организации.

После какой национальной инстанции можно подавать жалобу в ЕСПЧ

Европейский суд принимает жалобы только после исчерпания внутренних средств правовой защиты, но не всех, а только эффективных средств. Право определить, является ли национальное средство защиты эффективным, принадлежит самому Европейскому суду по правам человека.

Применительно к России, ответить на вопрос о том, после какой инстанции можно обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо следующим образом:

  • По гражданским делам, рассматриваемым по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным кодексом, а также по делам из публичных правоотношений, разрешаемым по кодексу административного судопроизводства жалобу в Европейский суд по правам человека следует подавать в течении 6 месяцев после кассационного определения Верховного суда РФ (суда четвертой инстанции) инстанции.
  • По уголовным делам, а также делам по административным правонарушениям, рассматриваемым по КоАП, жалобу в ЕСПЧ необходимо подавать после суда второй (апелляционной) инстанции.
  • В отличие от гражданских и уголовных дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, по делам рассматриваемым в арбитражном суде нет точной определенности, поскольку на данный момент ЕСПЧ не рассмотрел вопрос о том, является ли Верховный суд РФ, который рассматривает арбитражные дела взамен упраздненного Высшего арбитражного суда, эффективном средством правовой защиты. Однако автор убежден, что ответ будет положительным.
  • В определенных случаях обращение в национальные суды может не потребоваться.

IX. Cтатистические показатели работы Европейского суда по правам человека

ЕСПЧ: статистика в 2016 году

С 1 января по 1 ноября 2016 года

за 2015 тот же период

Статистика Европейского суда по правам человека за с 1959 по 2016 годы

Главными полномочиями Европейского суда по правам человека является компетенция рассматривать межгосударственные и индивидуальные жалобы. Именно в рассмотрении индивидуальных жалоб сосредоточенно больше 99% деятельности Европейского суда по правам человека.

С момента своего основания в 1959 году по 10.06.2016, Европейский суд по правам человека вынес:

  • постановлений: 19001;
  • мотивированных решений: 22 483;
  • консультативных заключения: 3.

Около половины постановлений и решений вынесено против четырех государств: Турции (5 195), Польша (3597), Россия (3309), Италия (3036).

Статистика ЕСПЧ в картинках

Поступившие жалобы в еспч

Количество жалоб, ожидающих рассмотрения ЕСПЧ

Количество жалоб, ожидающих рассмотрения ЕСПЧ

Стадии на которых находятся жалобы в ЕСПЧ

статистика еспч 2014

X. Европейский суд по правам человека и Европейский Союз

В настоящее время идет процесс присоединения Европейского Союза к Конвенции. После присоединения Европейского союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, жаловаться также можно будет и против действий органов и институтов Европейского союза.

Присоединение Европейского союза к Конвенции стало юридическим обязательством по Лиссабонскому договору, который вступил в силу 1 декабря 2009 года. Правовая основа для присоединения ЕС Конвенции стала статья 59 этого договора ( "Европейский Союз может присоединиться к настоящей Конвенции"), с поправками, внесенными Протоколом № 14 к Конвенции, который вступил в силу 1 июня 2010 года.

Присоединение Европейского союза к Конвенции о защите прав человека преследует решение двух основных задач:

  • дать возможность гражданам и организациям обжаловать действия органов Европейского Союза;
  • сбалансировать практику Европейского суда по правам человека и Суда Европейского Союза, которые находится в Люксембурге.

XI. Адрес и сайт Европейского суда по правам человека

European Court of Human Rights
Council of Europe
67075 STRASBOURG CEDEX
FRANCE

Читайте также: