Принцип законности в социальной работе

Обновлено: 04.05.2024

Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука она органично связана с целым комплексом других наук, можно выделить несколько групп основных принципов теории социальной работы.

Это общефилософские принципы: детерменизма, гносеологического подхода, личностного подхода, принцип единства сознания и деятельности, отражения, развития.

Социально- политические: выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к приоритетам в социальной защите населения. К ним относят:

Принцип гуманизма и демократизма содержания, методов социальной работы, принцип государственного подхода к задачам решаемым в процессе социальной работы, принцип законности и справедливости деятельности специалиста по социальной работе, принцип связи содержания, форм, методов социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности или социальной группы.

Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность социальных явлений экономическими и политическим факторами, определяющими состояние общественных отношений, специфику их формирования и проявления.

Принцип гносеологического подхода ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов в обществе, учит видеть их специфику, тенденции развития и закономерности.

Принцип личностного подхода требует при изучении социальных процессов учитывать, что их носителем всегда выступает конкретная личность с ее потребностями и интересами, ценностными ориентациями, чувствами и мыслями.

Принцип единства сознания и деятельности вооружает социальную работу правильным пониманием сущности того или иного вида деятельности, в которую вовлечен социальный клиент, и влияние уровня сознания на развитие этой деятельности, своеобразие ее формы и результаты.

2. Общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость.

3. Специфические принципы социальной работы. Здесь особенно проявляется плюрализм в понимании принципов (их состава и содержания).

Назовем (как один из вариантов возможного решения проблемы) эти принципы социальной работы с учетом их классификации.

· принцип универсальности, которыйтребует исключить

дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологи­ческого, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера;

· принцип охраны социальных прав, т.е. оказание помощи клиенту

не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их;

· принцип социального реагирования, который подразумевает

· принцип профилактической направленности, т.е. указывает на

необходимость и важность предотвращения возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или предупрежде­ния отягощения уже возникших проблем;

· принцип клиентоцентризма означает признание приоритета

прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит пра­вам и интересам других людей. Важнейшая цель деятельности специалиста по социальной работе работника — обеспечение способности клиента к социально­му функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности;

· принцип опоры на собственные силы, которыйподчеркивает

активную позицию клиента в разрешении своих проблем. Социальный работник должен кон­сультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказы­вать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, со­действовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей;

· принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того,

что каждая социальная система с неизбежностью выделяет мини­мум средств на оказание социальной помощи своему населению. Специалисты по социальной работе должны прилагать усилия для привлечения дополнительных воз­можностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, доброволь­ческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов;

· принцип конфиденциальности, предполагает что в процессе

деятельности специалисту становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям;

· принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа

Содержательные принципы социальной работы включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

К числу психолого-педагогических принципов можно отнести модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.

Группу методологических принципов составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационными принципами являются всеобщность, комплектность, посредничество, солидарность, субсидиарность (вспоможение).

Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операции в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы как вида деятель­ности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на который направлена деятельность социального работника и социальных служб. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб.

На базе исторического опыта России должна строиться социальная работа в современных условиях. Специфическими основаниями для создания этой работы в настоящее время является действующее на протяжении семи десятилетий система государственного страхования, государственного здравоохранения, социального обеспечения. В качестве основания выступают также опыт и традиции в области народного образования. Этот опыт представляет собой бесценный материал для теоретической и методологической основы социальной работы в нынешних условиях.

В самой общей постановке вопроса цель социальной работы состоит в регуляции правовых, экономических отношений человека с обществом и оказании ему помощи и поддержки в преодолении возникших проблем.

В организованной таким образом системе социальной работы каждый человек находится в поле ее внимания, становясь клиентом социального работника либо по своей инициативе, либо по предложению последнего.

Социальная работа имеет свой концептуальный аппарат, представляющий собой совокупность понятий о социальной сфере, явлениях и процессах, происходящих в ней. Общепризнанной категорией социальной работы являются социальные отношения - выражение связи и взаимодействия между группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающими разное положе­ние в обществе, принимающими неодинаковое участие в его развитии, а значит, различающимися по показателям уровня и качества жизни, источников и величины доходов, структурой личного потребления.

Для социальной работы, обозначения ее сущности особый интерес, на наш взгляд, представляет так называемая социальная деятельность как совокупность изменений и преобразований, кото­рые осуществляет личность или социальная общность (определенная группа людей) для поддержа­ния своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой.

Социальная деятельность, таким образом, служит целям самоорганизации, самопознания, самоутверждения той или иной общности, создания для нее наиболее благоприятных условий жиз­ни, защиты прав и интересов, регулирования отношений с другими общностями, группам, лицами. Социальные отношения, в широком смысле слова, выражают связи, контакты между людьми, занимающими различное положение в обществе, его социальной структуре, формируя своеобразное социальное пространство.

Социальное пространство как форма общественного бытия предстает в виде обширного поля, где на разных уровнях и в различных сферах социальной реальности взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, развертываются многообразные социальные связи и отношения между различными общественными субъектами (социальные группы, индивиды).

Вместе с тем социальная деятельность видится как процесс, развернутый во времени, в непре­рывном движении всех структурных элементов и образований.

Одно из центральных мест в содержании механизма социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект. Принципы социальной работы - основополагающие идеи и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики.

Принципы, с одной стороны, связаны с закономерностями социальной работы, а с другой стороны, - с практическим опытом социальной работы, дающим устойчивые положительные результаты.

Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом, между объектом и субъектом объясняют множественность принципов социальной работы. Их можно объединить в три группы: - социально-политические; - организационные; - психолого-педагогические.

Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из характера социальной политики государства:

1. Государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе, что предполагает: - умение анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы; - видеть перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня; - борьба с любыми проявлениями ведомственности и бюрократизма, наносящих ущерб интересам личности, семьи, общества.

2. Принцип гуманизма и демократизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного проявления способностей личности. Гуманизм в социальной работе требует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности и межличностных отношений, в которых выражались бы единство задач и интересов отдельной личности и человечества в целом, в которых социальной равенство, справедливость, человечность были бы нормой отношений между людьми.

Принцип гуманизма социальной работы тесно связан с демократизмом взаимоотношений социального работника и клиента, их преимущественно неформальным характером.

В отличие от официальных отношений, регулируемых должностными приказами, инструкциями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строятся на основе психологической совместимости личных качеств, интересов, симпатий.

Демократизм взаимоотношений в социальной работе открывает огромные возможности для ее специалистов в проявлении своих творческих и профессиональных способностей добиваться в меняющихся обстоятельствах доверия и убежденности клиента в правильности рекомендаций.

Демократизм социальной работы требует умения устанавливать контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважение и внимание к личности клиента, вовлечение его в активный поиск путей разрешения проблем и ненавязчивого влияния своего опыта, ума, знаний.

Важно отметить тесную связь демократизма и гуманизма с конкретными условиями жизнедеятельности людей. Жизнь всегда богаче теории. Постоянно меняются обстоятельства, разнообразны клиенты по полу, возрасту, здоровью, культуре, квалификации. Социальный работник постоянно должен ощущать новизну, анализировать конкретную ситуацию, выявлять специфику социальной ситуации.

4. Принцип законности подразумевает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов. В них облекается политика государства. Организационные принципы. Социальная политика тогда чего-нибудь стоит, если она реализуется на деле. Лозунги должны осуществляться на практике. И эта группа принципов способствует воплощению в конкретные дела провозглашенных идей:

1. Социально-технологическая компетентность подразумевает глубокую осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем и умение реализовать свои знания на практике: четкая постановка проблемы, переподготовка и учеба, знание объектов социальной работы, их особенности; активность самого социального работника. 2. Стимулирование - это побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности, заключается в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. При этом следует иметь в виду, что источником побудительной силы в любом виде деятельности служат не интересы и потребности человека сами по себе, а степень их удовлетворенности. 3. Контроль и проверка исполнения. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. 4. Единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Четкое функционирование достигается на основе ясного представления о своих функциях и задачах, о возможностях.

Жизнь убеждает, что большие полномочия при малой ответственности создают благоприятную почву для произвола, непродуманных решений, вседозволенности.

Психолого-педагогические принципы можно охарактеризовать как способы психолого-педагогического воздействия на клиентов: 1. Комплексный подход, т.е. всесторонность воздействия на объект, подключение к решению его проблем всевозможных мер: учет внешних и внутренних факторов, связей, условий жизнедеятельности. Данный принцип предполагает: - учет интересов, потребностей, настроений, характеров, темпераментов; - учет влияния внешних условий (материально-бытовых, санитарно-гигиенических, политических); - применение всех средств и методов воздействия на клиента. 2. Дифференцированный подход - учет особенностей человека, принадлежащего к определенному классу, возрасту, т.к. у них разный подход к деньгам, идеалам, потребностям. Без учета этого нельзя воздействовать на волю, чувства людей. 3. Принцип целенаправленности. Цель воздействия на клиента определяет способ и характер действий социального работника. Достижение цели является мерилом эффективности предпринятых действий. Цель важна при выборе методов, форм работы с клиентом.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.

Принципы социальной работы - это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Люди формулируют принципы в качестве руководящих начал, с тем, чтобы их повседневная практическая деятельность не противоречила имеющим место социальным закономерностям, и в то же время была эффективной.

В качестве генеральных принципов, лежа­щих в основе всей организации социальной рабо­ты, как государственной, так и общественной, можно выделить следующие:

♦ принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политичес­кого, религиозного, национального, расового, воз­растного и тому подобного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единст­венной причине — его потребности в помощи;

♦ принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может сопровождаться требованием отказаться от каких-либо своих соци­альных прав. Например, нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием

к ней ограничить свою детородную активность;

♦ принцип клиентоцентризма означает призна­ние приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интере­сам других людей. Традиции тоталитарного обще­ства заставляют нас во многих случаях выдвигать на первый план интересы государства и общества. Например, при анализе социальной дезинтеграции семьи принято говорить, что снижение рождаемо­сти отрицательно скажется на трудовых ресурсах, которыми общество будет располагать в следую­щих поколениях, на контингенте призывников для Вооружённых Сил. Следует помнить, что все эти, безусловно, важные приоритеты не могут стоять на первом плане для социального работника. Важнейшая цель его деятельности — обеспечение способности его клиента к социальному функцио­нированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его лич­ности. Потребности государства и общества удов­летворяются в результате деятельности социаль­ного работника лишь опосредованно.

В рамках этого же принципа можно рассмат­ривать суверенность и автономность клиента, ко­торый вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, выбирать тот или иной вид помощи, получать полную информацию относитель­но работы с ним, а также ограждать свою личную жизнь от постороннего вмешательства, если это не наносит ущерба правам и интересам других лиц;

♦ принцип опоры на собственные силы подчёр­кивает субъектную роль клиента, его активную по­зицию в разрешении своих проблем. Социальный работник может проконсультировать клиента в вы­боре стратегий выхода из кризиса, оказать ему пси­хологическую помощь, побудить к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными про­блемами для совместного преодоления трудностей. Но никто, кроме самого человека, не может разре­шить его жизненные затруднения, устранить кон­фликтную ситуацию, наладить отношения с близки­ми людьми. Разумеется, речь здесь идёт о клиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих ин­теллектуальных, психических и физических ресур­сов. Люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые имеют право получать помощь, не проявляя при этом собственной активности;

♦ принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит, прежде всего, от социально-экономических воз­можностей государства и от представлений обще­ства о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида. Поэтому социальные ре­сурсы Германии или Швеции, например, с их ус­тойчивыми экономиками и традиционно высоким уровнем жизни отличаются от уровня социальной помощи в нашей стране с её трудностями в эконо­мике и предельно аскетическими привычками на­селения. Однако действие принципа проявляется повсюду: социальные работники должны прила­гать усилия для привлечения дополнительных воз­можностей оказания помощи клиенту помимо га­рантированного минимума путём обращения к де­ятельности неправительственных, добровольчес­ких, благотворительных учреждений, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, другими не запрещёнными законом способами.

♦ принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику оказывается доступной информация о клиенте, разглашение которой может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привыч­ках, психических заболеваниях, семейных кон­фликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разгла­шаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям;

♦ принцип толерантности связан с тем, что соци­альная работа ведётся с самыми различными кате­гориями клиентов, в том числе с личностями, кото­рые могут не внушать симпатии специалисту. По­литические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их по­веденческие стереотипы и сама их внешность мо­гут оказаться непривычными для лиц, занимаю­щихся социальной работой. Определённые эле­менты ксенофобии (неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций) распространены в нашем обществе.

Социальные работники не свободны от ил­люзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения и свои представления единственно верными и нормативными. Между тем разнообра­зие человеческих типов, национально-культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития всего человечества. Никто не должен осуждать деятельность другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. Про­фессиональная толерантность специалиста по со­циальной работе означает признание закономер­ности разнообразия клиентов и терпимость к про­явлениям этого разнообразия.

Статус социальной проблемы не всегда оче­виден. Индивидуальная констатация факта или явления, как проблемы, вовсе не предполагает об­щественного отклика. И наоборот, признание об­ществом какого-то явления социальной пробле­мой совсем не обязательно вызывает адекватную тревогу у тех индивидов и групп, которые попада­ют в сферу действия этого явления. Так, в нашем обществе достаточно долго не признавались соци­альными проблемами бездомность, насилие в се­мье, социальное исключение.

Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука связана с целым комплексом других наук (социальной философией, социальной психологией и др.), можно выделить несколько групп основ­ных принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы:

- Принцип детерминизма (учение о закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества) показывает причинную обусловлен­ность социальных явлений экономическими и политическим факторами, определяющими состояние общественных отноше­ний, специфику их формирования и проявления.

- Принцип гносеологического (в философии – теория познания) подхода ориентирует на тща­тельное изучение и сопоставление социально-исторического сво­еобразия процессов в обществе, учит видеть их специфику, тен­денции развития и закономерности.

- Принцип личностного подхода требует при изучении соци­альных процессов учитывать, что их носителем всегда выступает конкретная личность с ее потребностями и интересами, ценно­стными ориентациями, чувствами и мыслями.

- Принцип единства сознания и деятельности вооружает со­циальную работу правильным пониманием сущности того или иного вида деятельности, в которую вовлечен социальный кли­ент, и влияние уровня сознания на развитие этой деятельности, своеобразие ее формы и результаты.

Назовем специфические принципы социальной рабо­ты с учетом их классификации:

Содержательные принципы социальной работы. Включают: гума­низм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

К числу психолого-педагогических принципов можно отнести мо­дальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекатель­ность), доверие.

Группу методических принципов составляют дифференцирован­ный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационными принципами являются всеобщность (относящийся ко всем), ком­плексность (совокупность, сочетание), посредничество (содействие соглашению, сделки между сторонами), солидарность (деятельное сочувствие, общность интересов, единодушие), субсидарность (вспомо­жение), т.е. пособие, материальная помощь.

Более общую классификацию принципов социальной рабо­ты, относящихся к личности социального работника и харак­теру его взаимоотношений с клиентом, предлагает профессор Лавриненко И.М.

Принципы, определяющие профессиональную деятельность социальных работников:

1. Социальный работник должен сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации. Он дол­жен также осмысливать и собственные находки, сделанные в практической работе. На всех уровнях практики социальной ра­боты опытный специалист должен в конкретной ситуации по­лагаться на существующее знание, прибегая к дополнительной теоретической и эмпирической информации.

2. Социальный работник должен заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психоло­гическое, социальное и духовное состояние.

3. Социальный работник должен вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство. Необходимо восприни­мать клиентов как людей, которые представляют собой цен­ность просто вследствие их человеческой природы (человеко­любие). Следует избегать всяких оценок их ценности, основан­ных на личном мнении или господствующих в данный момент общественных настроениях. Терпимое отношение, отсутствие осуждения со стороны профессионального помощника помога­ет клиенту осознать свое достоинство, сводя к минимуму страх быть воспринятым негативно или неточно.

Обслуживание клиентов с соблюдением их достоинства по­могает социальным работникам избегать навязывания своих пристрастий или стандартов клиентам.

4. Социальный работник должен видеть в клиенте индиви­дуальность. Постоянное стремление как можно глубже рас­крыть свойства личности, семьи или сообщества требует от соци­ального работника осознанных усилий и тщательного анализа. Индивидуализация помогает социальному работнику правиль­но взаимодействовать с клиентом на основании уважения к его личности.

5. Социальный работник должен предоставлять клиенту со­временное видение его проблемы. Успех профессиональной помо­щи во многом зависит от правильного понимания общей ситуации и применения разных подходов к имеющимся проблемам. Внося ясное понимание и предлагая современные, творческие способы разрешения имеющейся проблемы, социальный работник внуша­ет клиенту чувство оптимизма и готовность к сотрудничеству.

6. Социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента. Профессиональная специализация со­циального работника формируется на основе изучения раз­личных потребностей человека: физических, психологических, социальных. Однако для определения этих потребностей необ­ходимо знать, в какой мере клиент способен противостоять воз­действиям окружающей среды. Поскольку изменение в соци­альном функционировании должно быть в значительной мере самопобудительным, социальный работник должен помочь кли­енту раскрыть и эффективно использовать его силы.

7. Социальный работник должен побуждать клиента к мак­симальным усилиям по решению его проблем. Если клиенту нужна помощь в том, чтобы выйти из стрессовой ситуации и восстановить личностный и социальный баланс, он должен быть вовлечен в коррекционную деятельность в качестве активного участника. Социальный работник может это сделать на основе изучения условий его жизни и определения характера необхо­димой помощи. Эффективно изменить ситуацию возможно только тогда, когда тот, кто должен измениться, сам ясно пой­мет такую необходимость и у него возникнет желание действо­вать в этом направлении. Социальный работник должен оказы­вать ему содействие, корректируя и подбадривая его.

Задачи, которые социальный работник может поставить пе­ред клиентом, чтобы научить его самостоятельно контролиро­вать факторы, влияющие на его жизнь, определяются следую­щим образом:

— клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего ему в решении одной или не­скольких проблем;

— клиент должен видеть в социальном работнике специали­ста, знания и умения которого он может использовать в своих интересах;

— клиент должен видеть в социальном работнике равного со­трудника или партнера в решении проблемных ситуаций;

— социальный работник помогает клиенту воспринимать об­щественно-политическую структуру как многополюсную, мно­гослойную, что дает клиенту возможность для взаимодействия в том или ином смысле.

8. Социальный работник должен способствовать макси­мальному самоопределению клиента. Социальный работник ру­ководит процессом оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту исследовать альтернативы и их возможное значение, но не диктует окончательный выбор возможностей.

Применительно к клиенту, этот принцип подразумевает:

— клиент имеет право и возможность быть свободным в вы-боре средств и путей решения своих проблем;

— право свободы ограничено способностями клиента, зако­ном и властью, а также общепринятыми обществом, агентст­вом (другой организацией) правилами и инструкциями;

— это право также распространяется на людей, имеющих психические, физические и другие отклонения. Социальный ра­ботник призван помогать им использовать его на практике.

Ответственность принятия решений за клиентов социальный работник должен брать на себя лишь в исключительных случаях и только после тщательного анализа сложившейся ситуации, имея в виду необходимость возвратить эту возможность клиенту.

9. Социальный работник должен помочь клиенту приобре­сти навыки самоуправления возникающими ситуациями. То, чего клиент достигает в результате своего взаимодействия с со­циальным работником, должно быть использовано им для ре­шения трудных жизненных ситуаций не только в настоящем, но и в будущем. Поэтому важным аспектом подготовки клиен­та к дальнейшей жизни является обучение тому, как в окру­жающей действительности находить и использовать необходи­мые средства и помощников.

10. Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально. Каждый социальный работник должен иметь представление о степени конфиденциальности полученной от клиента информации и условиях работы с ней.

Обычно выделяют две формы конфиденциальности:

абсолютная — информация, данная клиентом, никогда не может быть распространена дальше социального работника. Социальный работник находится под защитой и контролем оп­ределенных государственных органов, законодательных актов, которые дают ему юридическое право привилегированной свя­зи с клиентом, самостоятельного принятия решений о действи­ях с полученной информацией;

относительная — социальный работник может обещать действовать ответственно в рамках профессионального этическо­го кодекса, существующих законов, а также программ агентства.

11. Социальный работник должен оставаться верным фи­лософии нормализации. Многие объекты социальной работы имеют значительные умственные и физические ограничения. Вследствие этих недостатков они в определенной мере подвер­гаются дискриминации и социальной изоляции. Философия нормализации (приведения к норме) способна свести к минимуму изоляцию и интегрировать умственно и физически непол­ноценных людей в общественную среду с гарантией, что их ясизнь будет настолько сходна с жизнью нормальных людей, на­сколько это возможно.

12. Социальный работник должен постоянно оценивать про­гресс в деле изменения людей. Практика социальной работы включает в себя работу с изменяющимися людьми в изменяю­щихся ситуациях. Поэтому цели по оказанию помощи должны быть конкретными и регулярно анализироваться на предмет ус­тановления их важности и актуальности. Необходимо постоян­но контролировать и оценивать процесс изменения. Это долж­ны делать как социальный работник, так и сам клиент. С этой целью социальный работник и клиент систематически собира­ют и фиксируют показатели изменений для дальнейшей кор­ректировки деятельности. Если желаемый результат не дости­гается, социальный работник обязан использовать другой под­ход или избрать другой план своих действий. Непрерывная оценка прогресса должна стать неотъемлемой частью социаль­ной работы.

В структуре этики социального работника необ­ходимо выделить принципы:

§ общие — гуманизм, коллективизм, единство слова и дела и др.;

§ специфические — соответ­ствие уровня квалификации функ­циональным обязанностям, эконо­мических требований по резуль­татам труда и его оплаты и т. п.;

§ а также нормы, т. е. конк­ретные требования, предъявляе­мые к каждому члену коллектива (например, быть терпимым, чест­ным, правдивым и т. п.).

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране:

§ соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий;

§ равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг;

§ доступности социального обслуживания;

§ соблю­дения конфиденциальности в работе;

§ преемственности всех видов и форм социального обслуживания;

§ приоритета содей­ствия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоро­вью или жизни;

§ профилактической направленности; содействия со­циальной реабилитации и адаптации;

§ межведомственности и междисциплинарности;

§ территориальной организации социальной службы;

§ государственной поддержки до­бровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

Социальные закономерности не являются самостоятельным образованием, а выступают в процессах и явлениях общественной жизни. Социальные процессы всегда характеризуются взаимодействием массы людей, интересы и устремления которых могут различаться по многим признакам. Многообразие их действий в силу различия мотивов, установок, потребностей и интересов в конечном счете образует общее, усредненное направление социального процесса. Одно из центральных мест в содержании социальной работы принадлежит принципам воздействия субъекта на объект.

Специалисты социальной работы в практике своей деятельности не имеют возможности в каждом конкретном случае прибегать к анализу и исследованиям тенденций, характеризующих ту или иную ситуацию, формулировать выводы и требования для своих практических действий. Поэтому они используют обобщенные результаты проявлений объективно действующих социальных закономерностей, выводы из уроков предшествующего социального опыта, которые становятся общим началом, правилом, принципом их деятельности. Принципы социальной работы объективны по содержанию и субъективны по форме. Люди формулируют принципы в качестве руководящих начал, с тем чтобы их повседневная практическая деятельность не противоречила имеющим место социальным закономерностям.

Сложность и многообразие связей и отношений в социальной сфере обусловливают наличие обширной совокупности, системы принципов социальной работы, среди которых выделяют социально-политические, организационные, психолого-педагогические.

К социально-политическим принципам относятся: государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе; гуманизм и демократизм социальной работы; тесная связь содержания и форм социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности, социальной группы; законность и справедливость социальной работы.

В основе социальной работы лежит социальная политика, адекватно выражающая в теории и на практике приоритетные интересы слабо защищенных в социальном отношении групп населения. Обеспечение на практике государственного подхода к социальной работе предполагает: умение анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы задач социальной работы; видение перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать задачи сегодняшнего дня.

Принцип гуманизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий для свободного и всестороннего проявления способностей личности. Человечность, человеколюбие – внутренне присущая характеристика социальной работы. Гуманизм в социальной работе требует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности и межличностных отношений, в которых отражалось бы единство задач и интересов отдельной личности и человечества в целом, в которых социальное равенство, человечность, справедливость были бы нормой в отношениях между людьми.

Принцип демократизма предполагает преимущественно неформальный характер взаимоотношений социального работника и клиента. В отличие от официальных отношений, регулируемых должностными инструкциями, приказами и распоряжениями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строятся, главным образом, на основе психологической совместимости личных качеств, интересов, симпатий и антипатий, которые не имеют санкционирующего значения. Демократизм в социальной работе требует умения устанавливать психологический контакт между социальным работником и клиентом, соблюдения норм и правил поведения, уважения и внимания к личности клиента, вовлечения его в активный поиск путей разрешения личностных проблем.

Как один из основных принципов социальной работы законность предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Социальная политика, в какой бы форме она не выражала интересы человека, только тогда чего-нибудь стоит, если она реализуется на деле, если результаты ее реализации ощущаются людьми на практике.

К организационным принципамотносятся: социально-технологическая компетентность, стимулирование, контроль и проверка исполнения, единство полномочий и ответственности.

Социально-технологическая компетентность - это всесторонняя осведомленность социального работника об условиях решения возникающих проблем и умение грамотно реализовать свои знания на практике. Данный принцип предполагает систематическую учебу и переподготовку кадров, четкую постановку информации, аналитическую и прогностическую деятельность во всех звеньях управления, глубокое и всестороннее знание объектов социальной работы, их типологию и особенности, деловитость и организованность при работе с клиентами социальных служб.

Одним из важнейших принципов этой группы является стимулирование социальной работы. Действенность функционирования системы социальной помощи во многом определяется активностью специалистов социальных служб, которая всегда обуславливается их интересами и потребностями. Без воздействия на интересы и потребности участников социальной работы, без стимулирования их деятельности невозможно рассчитывать на положительный эффект.

Стимулирование – это побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. Принцип стимулирования в социальной работе предполагает гармоничное сочетание идейно-нравственных и материальных его форм; адекватность средств и способов стимулирования и индивидуальных профессиональных, образовательно-культурных и психологических особенностей личности; объективность и гласность оценки отношения человека к делу, к социальным ценностям его жизнедеятельности.

Контроль и проверка исполнения – необходимый принцип социальной работы. Контрольно-проверочная функция – это не какой-то самостоятельный участок социальной работы, а неотъемлемый ее компонент. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. Осуществление на практике этого принципа требует сочетания административного и общественного контроля, регулярности его осуществления, анализа и формулирования практических рекомендаций по устранению недостатков, содействия укреплению законности и правопорядка.

Большое место в социальной работе отводится психолого-педагогическим принципам, которые выражают требования к формам и методам социальной работы, к способам психолого-педагогического воздействия на клиентов специалистами социальной работы.

Одним из основополагающих принципов социальной работы этой группы является комплексный подход. Комплексность в социальной работе обеспечивает, с одной стороны, целостность и всесторонность воздействия на объект социальной работы, а с другой – служит заслоном против ведомственности, местничества и ограниченности при решении социальных проблем. Данный подход в решении социальных проблем выступает как принцип, следование которому обеспечивает эффективность психолого-педагогического воздействия на состояние и поведение клиента социальной работы.

Практическое воплощение принципа комплексности в социальной работе предполагает: изучение и учет интересов, потребностей, настроений людей; прогнозирование характера влияния на их поведение и самочувствие социально-политических, социально-психологических и материально-бытовых факторов; умение видеть в людях не абстрактные существа, а реальные личности, потребности и желания которых опосредованы их профессиональной принадлежностью, социальным статусом, бытовыми условиями и жизненным опытом, и учитываются в практике социальной работы.

Среди психолого-педагогических принципов социальной работы следует выделить дифференцированный подход к клиентам социальной работы. Данный подход в социальной работе обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных социальных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, окружающей нас действительности, без учета которых невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение людей. Отсюда установка на максимальный и конкретный учет специфики интересов, актуальных потребностей, традиций, вкусов и привычек личности в социальной работе. 4

Читайте также: