Принцип организации работы прокуратуры по определенным сферам правоотношений называется зональным

Обновлено: 19.05.2024

В деятельности органов прокуратуры используются в каче­стве организационных, определяющих начал зональный и пред­метный принципы. Распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры различных уровней обычно осуществляется в соответствии с этими принципами.

Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурные под­разделения, распределяется между оперативными работника­ми по территориальным зонам.

В прокуратурах субъектов Федерации в состав зоны в за­висимости от объема работы включаются прокуратуры одного или нескольких районов и городов. Прокурор отдела (управле­ния), за которым закреплена соответствующая зона, в преде­лах компетенции прокурора области и применительно к опре­деленной отрасли надзора контролирует исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора Российской Фе­дерации, изучает в этих целях состояние законности в реги­оне и организацию работы органов прокуратуры. Для этого он систематически знакомится со статистикой, планами работы, докладами, обобщениями, обзорами и т.д. На основе анализа он вносит предложения о направлении городским и районным прокурорам указаний об устранении недостатков и о совер­шенствовании работы, участвует в проведении проверок рабо­ты прокуратур, входящих в зону, и оказывает практическую помощь, изучает положительный опыт и предлагает его для распространения, контролирует выполнение данных им указа­ний; принимает участие в работе по повышению квалифика­ции прокуроров и следователей районных (городских) проку­ратур, дает им индивидуальные задания; поддерживает посто­янные контакты с зональными прокурорами других подразде­лений данной прокуратуры.

Для того, чтобы быть постоянно в курсе дел "своей" зоны, прокурор по каждой горрайпрокуратуре регулярно ведет соответствующее производство, в котором сосредоточи­ваются документы, полученные от нижестоящих прокуроров, и копии адресованных им документов.

Здесь должно соблю­даться общее правило: все документы, касающиеся данной горрайпрокуратуры по профилю работы структурного подраз­деления, сосредоточиваются в одном наряде. Если какое-то обобщение проводилось не зональным прокурором, то после написания обзора все материалы, присланные горрайпрокурорами, распределяются по соответствующим нарядам.

В настоящее время все большее распространение полу­чает ведение дублирующего делопроизводства на магнитных носителях. Обработка информации при этом осуществляется с помощью электронно-вычислительных машин.

Зональные прокуроры ведут и так называемые рабочие производства (наряды), в которых сосредоточиваются находя­щиеся на исполнении документы, а также отмечаются ошибки, допущенные каждым прокурором и следователем его зоны, сосредоточиваются данные о положительном опыте работы. Такая постоянно накапливаемая информация позволяет выяс­нить типичные недостатки и их причины, обобщить передовую практику. А это в свою очередь дает возможность разработать обоснованные мероприятия по оказанию конкретной помощи каждому нижестоящему прокурору, по устранению недостат­ков, распространить положительный опыт, учить на нем всех прокуроров и следователей.

Зональный принцип организации работы распространяется также и на непосредственное осуществление прокурорского надзора: на разрешение жалоб, заявлений и обращений граж­дан и организаций, на участие в кассационной инстанции по делам, рассмотренным судами соответствующих районов и т.д. Поэтому зональный прокурор располагает обширной и всегда свежей информацией о состоянии законности в регионе, орга­низации работы в горрайпрокуратурах своей зоны. Это позво­ляет осуществлять квалифицированное руководство нижесто­ящими органами.

Наряду с зональным в органах прокуратуры применяется и предметный принцип. Термин "предметный принцип" происходит по существу от понятия предмета прокурорского над­зора и означает такую организацию работы, когда критерием распределения обязанностей между прокурорами являются сферы правового регулирования, т.е.

определенные группы законов и иных нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура. Для подразделений и дол­жностных лиц, не осуществляющих надзор за точным и еди­нообразным исполнением законов, в качестве предмета веде­ния выступают основные участки их деятельности.

Предметный принцип организации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений на ре­шении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед орга­нами прокуратуры в целом. Применение этого принципа пред­полагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов.

В соответствии с установленным распределением обязан­ностей прокуроры отделов обобщают относящиеся к предмету их ведения статистические и другие данные прокуратуры, иных правоохранительных, а также контролирующих органов об исполнении законов, анализируют соответствующие мате­риалы (доклады, представления, протесты, обзоры, методи­ческие письма, решения коллегии и т.д.), участвуют в подго­товке заданий и документов о реализации результатов обоб­щений, замечаний на проекты нормативных актов, подготав­ливают материалы для рассмотрения на коллегии, координа­ционном совещании правоохранительных органов. Эти прокуро­ры разрабатывают и вносят предложения по совершенствова­нию организации и осуществления прокурорского надзора, расследования преступлений, координации деятельности пра­воохранительных органов, взаимодействия с другими государ­ственными органами, общественными организациями и т.д.

В органах прокуратуры применяется предметно-зональный принцип организации работы, когда за зональными прокуро­рами закрепляются еще и определенные "предметы ведения". Такой подход способствует специализации зональных прокуро­ров при осуществлении надзора за исполнением законов в наи­более важных, приоритетных на данном этапе сферах право­вых отношений.

Независимо от того, как организуется работа в структур­ном подразделении — при четком разграничении зонального и предметного принципов или при их сочетании, — неизменным остается требование взаимного обмена информацией, особенно между прокурорами одного отдела (управления), с тем чтобы у каждого из них были исчерпывающие сведения об объектах их работы.

Обычно имеется круг вопросов, выделение которых в ка­честве "предметов ведения" во всех оперативных подразделе­ниях является обязательным для комплексного проведения анализов состояния законности и осуществления прокурорско­го надзора, практики расследования преступлений, координа­ции деятельности правоохранительных органов, планирования работы; направления заданий нижестоящим прокурорам; кон­троля исполнения.

По закрепленным за соответствующими прокурорами воп­росам регулярно, по мере необходимости в соответствии со схемой взаимодействия структурных подразделений осуществ­ляется обмен информацией, поступающей в аппарат областной прокуратуры от горрайпрокуратур и других органов.

При подведении итогов работы за определенный период (квартал, полугодие, год) в том или ином отделе (управлении), при заслушивании отчетов горрайпрокуроров или их помощни­ков и следователей полезно практиковать взаимное участие соответствующих зональных прокуроров других подразделений в целях оперативного получения информации о положении дел и принимаемых мерах.

По каждому выделенному вопросу прокурором области определяется головное подразделение, которое несет ответ­ственность за организацию взаимодействия в целом по аппа­рату. Руководство всей организационной работой в аппарате по каждому выделенному вопросу возлагается на прокурора области или одного из его заместителей, курирующего работу головного подразделения. Взаимодействие сотрудников различ­ных подразделений по выделенным вопросам осуществляется в соответствии с утвержденной приказом (указанием) соответ­ствующего прокурора схемой. В ней перечисляются предметы ведения, имеющие сквозной для всего органа прокуратуры характер, указываются оперативные подразделения (в том числе "головное"), руководитель прокуратуры, ответственный за организацию взаимодействия по данному предмету ведения в аппарате в целом.

Решение вопроса о распределении обязанностей в струк­турном подразделении органа прокуратуры в соответствии с зональным и предметным принципами оформляется письмен­ным распоряжением соответствующего начальника подразде­ления.

В распоряжении о распределении обязанностей могут быть указаны, кроме зон и приоритетных предметов ведения, также конкретные органы, объекты соответствующего (обла­стного, краевого, республиканского) уровня, надзор за испол­нением законов в деятельности которых закреплен за тем или иным прокурором подразделения.

Эти вопросы находят отражение и в положениях о струк­турных подразделениях органов прокуратуры.

В деятельности прокуратуры используются внутриорганизационные принципы — зональный, предметный и предметно-зональный. Они также относятся к принципам организации и деятельности прокуратуры. Однако если общие принципы организации и деятельности прокуратуры основываются на Конституции РФ и Законе о прокуратуре, то внутриорганизационные принципы базируются на приказах и указаниях Генерального прокурора Российской Федерации, регулирующих организацию и деятельность внутри структурных подразделений органов прокуратуры, приказах и указаниях прокурора субъекта Федерации, регулирующих эти вопросы, распоряжениях прокурора районной (городской) прокуратуры. Вместе с тем само содержание этих принципов в этих актах не раскрыто, а выработано теорией прокурорского надзора.

В приказах Генерального прокурора Российской Федерации выбор предметного, зонального (территориального) либо предметнозонального принципа организации работы прокуратуры строго не регламентирован. Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации издают приказы о распределении обязанностей между ними и их заместителями. Начальники структурных подразделений издают распоряжения о распределении обязанностей между сотрудниками внутри подразделения. Определение внутриорганизационных принципов деятельности прокуратуры зависит от штатной численности, профессиональной подготовки кадров и стоящих перед прокуратурой задач.

Предметный принцип означает такую организацию работы, когда критерием распределения обязанностей между прокурорами являются определенные Законом о прокуратуре направления надзорной деятельности. В соответствии с предметным принципом за прокурором закрепляется определенное направление деятельности, относящееся к предмету его ведения. Последними могут быть сферы надзора за исполнением законов: органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие; органами исполнительной власти; о несовершеннолетних; судебными приставами и т.д. Применение предметного принципа предполагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнению законов. Прокуроры отделов обобщают относящиеся к предмету их ведения статистические и другие данные прокуратуры, иных правоохранительных и контролирующих органов об исполнении законов, анализируют соответствующие материалы прокурорской деятельности (доклады, обзоры, представления, решения коллегии и пр.), вносят предложения по совершенствованию организации и осуществления прокурорского надзора, расследования преступлений, координации деятельности правоохранительных органов и взаимодействия прокуратуры с другими государственными органами, общественными организациями и пр. Предметный принцип организации работы дополняется зональным (территориальным) принципом.

Предметно-зональный принцип организации работы предполагает комплексный подход в решении вопросов прокурорского надзора. Распределение обязанностей в структурном подразделении прокуратуры в соответствии с зональным или предметным принципами оформляется письменным распоряжением соответствующего руководителя структурного подразделения и находит отражение в положении о данном подразделении прокуратуры. Сочетание предметного и зонального принципов организации работы структурного подразделения может быть различным. Например, прокурор управления прокуратуры субъекта Российской Федерации может быть зональным прокурором по отношению к нижестоящим прокурорам по одной из отраслей надзора, в то же время по более конкретному предмету он организует деятельность всех нижестоящих прокуратур.

Для специализированных прокуратур предметно-зональный принцип является одной из оптимальных форм организации деятельности. Функционирование военных, природоохранных и других специализированных прокуратур обусловлено необходимостью осуществления деятельности в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры распространяются на специализированные прокуратуры так же, как и на прокуратуры, организованные в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации. Вместе с тем организация и деятельность различных типов специализированных прокуратур имеют специфику, обусловленную особенностями организационных, правовых и иных отношений в соответствующих сферах 1 . Реализуя в своей деятельности предметно-зональный принцип, прокуроры специализированных прокуратур решают задачи обеспечения законности, которые не могут быть решены территориальными прокурорами.

Зональный (территориальный) принцип предусматривает организацию деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных подразделений между работниками по определенным территориям (территориальным зонам). Например, в Генеральной прокуратуре РФ в зависимости от объема работы в состав зоны включаются прокуратуры одного или нескольких субъектов Федерации.

Закрепление за прокурором определенной территории наделяет его компетенцией контролировать соблюдение и исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора РФ на этой территории. В этих целях он изучает и анализирует состояние законности и организацию деятельности органов прокуратуры зоны путем систематического ознакомления со статистическими данными, текущими и перспективными планами работы, обобщениями и обзорами практики; непосредственного участия в осуществлении проверок деятельности прокуратур зоны, оказания практической помощи прокурорам на местах.

В процессе осуществления своей деятельности зональный прокурор оформляет соответствующее производство, в котором содержатся документы, находящиеся на исполнении; отражаются недочеты и ошибки, допущенные прокурором зоны; отмечаются сведения о положительном опыте работы.

Предметный принцип связан с предметом прокурорского надзора и характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным направлениям правового регулирования. Организация работы по предметному принципу обусловлена необходимостью решения важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры.

В соответствии с предметным принципом за прокурором закрепляется определенное, конкретное направление деятельности, относящееся к предмету его ведения. Организация работы по предметному принципу обязывает прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения статистические и другие данные прокуратуры об исполнении законов; анализировать соответствующие материалы (доклады, решения коллегии, обзоры и др.); участвовать в подготовке документов о реализации результатов обобщений; подготавливать материалы для рассмотрения на коллегии, координационном совещании и т.д.

В прокуратуре для организации работы используется предметно-зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами еще и определенных сфер правового регулирования (предметов ведения).

Вопрос о распределении обязанностей в прокуратуре в соответствии с зональным и предметным принципами реализуется прокурором – руководителем и оформляется письменным распоряжением (приказом).

3.1. Зональный принцип. В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный и предметный принципы. Распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры различных уровней обычно осуществляется в соответствии с этими принципами.

Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения, распределяется между оперативными работниками по территориальным зонам.

В прокуратурах субъектов Федерации в состав зоны в зависимости от объема работы включаются прокуратуры одного или нескольких районов и городов. Прокурор отдела (управления), за которым закреплена соответствующая зона, в пределах компетенции прокурора области и применительно к определенной отрасли надзора контролирует исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, изучает в этих целях состояние законности в реги­оне и организацию работы органов прокуратуры. Для этого он систематически знакомится со статистикой, планами работы, докладами, обобщениями, обзорами и т.д. На основе анализа он вносит предложения о направлении городским и районным прокурорам указаний об устранении недостатков и о совершенствовании работы, участвует в проведении проверок работы прокуратур, входящих в зону, и оказывает практическую помощь, изучает положительный опыт и предлагает его для распространения, контролирует выполнение данных им указаний; принимает участие в работе по повышению квалификации прокуроров и следователей районных (городских) прокуратур, дает им индивидуальные задания; поддерживает постоянные контакты с зональными прокурорами других подразделений данной прокуратуры.

В настоящее время все большее распространение получает ведение дублирующего делопроизводства на магнитных носителях. Обработка информации при этом осуществляется с помощью электронно-вычислительных машин.

Зональные прокуроры ведут и так называемые рабочие производства (наряды), в которых сосредоточиваются находящиеся на исполнении документы, а также отмечаются ошибки, допущенные каждым прокурором и следователем его зоны, сосредоточиваются данные о положительном опыте работы. Такая постоянно накапливаемая информация позволяет выяснить типичные недостатки и их причины, обобщить передовую практику. А это в свою очередь дает возможность разработать обоснованные мероприятия по оказанию конкретной помощи каждому нижестоящему прокурору, по устранению недостатков, распространить положительный опыт, учить на нем всех прокуроров и следователей.

Зональный принцип организации работы распространяется также и на непосредственное осуществление прокурорского надзора: на разрешение жалоб, заявлений и обращений граж­дан и организаций, на участие в кассационной инстанции по делам, рассмотренным судами соответствующих районов и т.д. Поэтому зональный прокурор располагает обширной и всегда свежей информацией о состоянии законности в регионе, организации работы в горрайпрокуратурах своей зоны. Это позволяет осуществлять квалифицированное руководство нижестоящими органами.

Предметный принцип организации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений на решении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры в целом. Применение этого принципа предполагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов.

В соответствии с установленным распределением обязанностей прокуроры отделов обобщают относящиеся к предмету их ведения статистические и другие данные прокуратуры, иных правоохранительных, а также контролирующих органов об исполнении законов, анализируют соответствующие материалы (доклады, представления, протесты, обзоры, методические письма, решения коллегии и т.д.), участвуют в подготовке заданий и документов о реализации результатов обобщений, замечаний на проекты нормативных актов, подготав­ливают материалы для рассмотрения на коллегии, координа­ционном совещании правоохранительных органов. Эти прокуро­ры разрабатывают и вносят предложения по совершенствова­нию организации и осуществления прокурорского надзора, расследования преступлений, координации деятельности правоохранительных органов, взаимодействия с другими государственными органами, общественными организациями и т.д.

Независимо от того, как организуется работа в структур­ном подразделении — при четком разграничении зонального и предметного принципов или при их сочетании, — неизменным остается требование взаимного обмена информацией, особенно между прокурорами одного отдела (управления), с тем чтобы у каждого из них были исчерпывающие сведения об объектах их работы.

По закрепленным за соответствующими прокурорами вопросам регулярно, по мере необходимости в соответствии со схемой взаимодействия структурных подразделений осуществляется обмен информацией, поступающей в аппарат областной прокуратуры от горрайпрокуратур и других органов.

При подведении итогов работы за определенный период (квартал, полугодие, год) в том или ином отделе (управлении), при заслушивании отчетов горрайпрокуроров или их помощников и следователей полезно практиковать взаимное участие соответствующих зональных прокуроров других подразделений в целях оперативного получения информации о положении дел и принимаемых мерах.

Решение вопроса о распределении обязанностей в структурном подразделении органа прокуратуры в соответствии с зональным и предметным принципами оформляется письменным распоряжением соответствующего начальника подразделения.

В распоряжении о распределении обязанностей могут быть указаны, кроме зон и приоритетных предметов ведения, также конкретные органы, объекты соответствующего (областного, краевого, республиканского) уровня, надзор за исполнением законов в деятельности которых закреплен за тем или иным прокурором подразделения.

Эти вопросы находят отражение и в положениях о структурных подразделениях органов прокуратуры.

Таким образом, принципы организации и деятельности прокуратуры РФ - это закрепленные в Конституции РФ и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, а также содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.

Соблюдение установленных законодателем принципов позволяет прокуратуре успешно выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве.

К числу принципов прокурорского надзора относятся положения, которые основаны на Конституции РФ и Конституциях республик в составе РФ, возводят органы прокуратуры в ранг независимого государственного органа с предоставлением ему необходимых полномочий для успешного устранения нарушений закона, от кого бы таковые ни исходили.

Принципы не следует смешивать с условиями и порядком выполнения прокурорами своих функций. Условия и порядок выполнения прокурорами своих функций относительно принципов организации и деятельности прокуратуры всегда носят подчиненный характер. Закрепленные в законах принципы организации и деятельности прокуратуры тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Их нельзя отрывать друг от друга. Только комплексное их понимание и проведение в жизнь обеспечат деятельность прокурора, отвечающую требованиям Конституции РФ и других законов государства.

составляют единую и централизованную систему - прокуратуру РФ, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим;

они действуют на основе законности, в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в ее составе, иными законами и подзаконными актами;

осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям;

принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и законных интересов государства, его органов власти и управления и привлечению виновных к установленной законом ответственности;

взаимодействуют с местными органами самоуправления, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления законности и правопорядка.

Прокуроры республик в составе РФ, краев, областей, городов и районов систематически информируют соответственно Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, правительства республик, местные органы самоуправления, а также трудовые коллективы и общественные организации о состоянии законности и правопорядка и мерах по их укреплению.

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов и должностных лиц, подчиняясь только Генеральному прокурору РФ.

Рядом с этим принципом стоит принцип следующего содержания: создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений.

Гражданин обратился с жалобой в прокуратуру, указывая, что он является инвалидом 1-й группы, а его брат находится в коме уже продолжительное время. Воспользовавшись этим, его знакомые продали автомобиль, дачу и собираются продать квартиру.

Какие действия должен произвести прокурор? Составьте соответствующие документы-акты прокурорского реагирования.

Порядок рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации определен приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 декабря 2006 г. N 120 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" и в соответствии с данным приказом прокурор должен произвести следующие действия, а именно:

- принять заявление к производству, если обращения подлежат разрешению другими органами и учреждениями, то они в 5-дневный срок направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться (поскольку в данном случае знакомые продали автомобиль, дачу и собираются продать квартиру, а не собственники и даже не родственники, что свидетельствует о явных признаках преступных действиях знакомых),

- провести проверку о фактах изложенных в жалобе с соблюдением сроков рассмотрения жалоб,

- по окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (материалами об отказе или в возбуждении уголовного дела, надзорными производствами по жалобам и т.п.).

Пример постановления возбуждения уголовного дела при обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст.159 ч.1 УК РФ (мошенничество).

Постановление о возбуждении уголовного дела

г. Арсеньев "13" мая 2008г.

Прокурор Г.Арсеньева мл. советник юстиции Сидоров Н.А.,

(наименование органа прокуратуры, классный чин, фамилия, инициалы прокурора)

26 апреля 2008г. неустановленные лица используя паспортные данные на имя Иванова С.И. и подложные документы право собственности автомашины и дачи, принадлежащие Иванову С.И. продали указанное имущество, чем нанесли ущерб Иванову С.И. на сумму 150 000 руб.,

(излагаются поводы и основания для возбуждения уголовного дела)

Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие преступления, предусмотренного ст.159 ч.1 УК РФ, и руководствуясь ст. 37, 140, 145 и 146 (147) УПК РФ, постановил:

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 48611
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Зональный (территориальный) принцип предусматривает организацию деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных подразделений между работниками по определенным территориям (территориальным зонам). Например, в Генеральной прокуратуре РФ в зависимости от объема работы в состав зоны включаются прокуратуры одного или нескольких субъектов Федерации.

Закрепление за прокурором определенной территории наделяет его компетенцией контролировать соблюдение и исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора РФ на этой территории. В этих целях он изучает и анализирует состояние законности и организацию деятельности органов прокуратуры зоны путем систематического ознакомления со статистическими данными, текущими и перспективными планами работы, обобщениями и обзорами практики; непосредственного участия в осуществлении проверок деятельности прокуратур зоны, оказания практической помощи прокурорам на местах.

В процессе осуществления своей деятельности зональный прокурор оформляет соответствующее производство, в котором содержатся документы, находящиеся на исполнении; отражаются недочеты и ошибки, допущенные прокурором зоны; отмечаются сведения о положительном опыте работы.

Предметный принцип связан с предметом прокурорского надзора и характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным направлениям правового регулирования. Организация работы по предметному принципу обусловлена необходимостью решения важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры.

В соответствии с предметным принципом за прокурором закрепляется определенное, конкретное направление деятельности, относящееся к предмету его ведения. Организация работы по предметному принципу обязывает прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения статистические и другие данные прокуратуры об исполнении законов; анализировать соответствующие материалы (доклады, решения коллегии, обзоры и др.); участвовать в подготовке документов о реализации результатов обобщений; подготавливать материалы для рассмотрения на коллегии, координационном совещании и т.д.

В прокуратуре для организации работы используется предметно-зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами еще и определенных сфер правового регулирования (предметов ведения).

Вопрос о распределении обязанностей в прокуратуре в соответствии с зональным и предметным принципами реализуется прокурором – руководителем и оформляется письменным распоряжением (приказом).

23. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ В МЕХАНИЗМЕ ПАМЯТИ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАМЯТИ

23. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ В МЕХАНИЗМЕ ПАМЯТИ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАМЯТИ Данные факты были получены исследователями на основании разных теорий памяти. Немецкий ученый Г. Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти:• при запоминании

Принципы дидактические (педагогической деятельности)

Принципы дидактические (педагогической деятельности) инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, методическое выражение познанных законов и закономерностей образовательного процесса, правила и требования к целям, сущности,

5. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ

5. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ Принципы организации и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение прокурорского надзора,

9. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРАТУРЫ РФ

9. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРАТУРЫ РФ Система прокуратуры РФ – возглавляемая Генеральным прокурором РФ единая централизованная совокупность федеральных органов и учреждений, выполняющих взаимосвязанные задачи и функции, направленные на обеспечение единой

18. Формы организации закупочной деятельности

18. Формы организации закупочной деятельности Выбор формы закупок зависит от сложности конечного продукта, от набора комплектующих изделий и материалов.Основными формами закупок являются:1) закупки большими партиями (оптовые закупки);2) периодические закупки мелкими

40. Понятия и принципы организации производства

40. Понятия и принципы организации производства Логистика как наука имеет своей целью повышение организованности производственных систем, поэтому она находится во взаимодействии с организаций производства как наукой о проектировании, создании и развитии

39. ФРАНЧАЙЗИНГ – ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

39. ФРАНЧАЙЗИНГ – ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Франчайзинг представляет собой соглашение (договор) крупных корпораций с малыми фирмами или отдельными предпринимателями, производственными или функционально-операционными компаниями. Сущность

22. ГАТТ – ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

22. ГАТТ – ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) подписано в Женеве в октябре 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. Сначала в его составе было 22 государства, впоследствии – 150 стран, из них 92 – полных члена. Всего в

28. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИИ

28. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИИ Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела Федеральной службой страхового надзора (ФССН) при Министерстве

В данной статье рассматриваются внутриорганизационные основы деятельности прокуратуры. Помимо основных принципов деятельности органов системы прокуратуры, в том числе и специализированных, для повышения эффективности их деятельности определены внутриорганизационные принципы (зональный и предметный). Они используются в качестве организационных начал и в соответствии с ними осуществляется распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры различных уровней.

Похожие материалы

Организация работы в органах прокуратуры включает в себя организацию управления элементами системы органов прокуратуры и их структурными подразделениями. Под управлением в органах прокуратуры понимают многогранный, сознательный и целенаправленный процесс воздействия вышестоящих органов прокуратуры и прокуроров в соответствии с их компетенцией на подчиненных им работников в целях надлежащего выполнения задач и функций, возложенных на них Законом о прокуратуре и иным федеральным законодательством.

Ha процесс управления возлагаются следующие задачи:

  • - обеспечение оптимального процесса организации и деятельности органов прокуратуры;
  • - совершенствование прокурорской деятельности;
  • -выработка критериев оценки деятельности прокурорских работников;
  • - разработка и внедрение в деятельность прокуратуры рекомендаций тактического и методического характера;
  • - совершенствование правового регулирования организационной структуры органов прокуратуры и их аппаратов.

Система органов прокуратуры характеризуется наличием как вертикальных связей, регулирующих процессы внутреннего управления по подчиненности, так и горизонтальных, необходимых для взаимодействия несоподчиненных равнозначных органов и подразделений внутри системы органов прокуратуры и за ее пределами.[2, с. 111]

Вертикальный тип взаимосвязей определяет преобладание линейной структуры управления в органах прокуратуры, сущность которой заключается в построении аппарата управления, состоящего из взаимоподчиненных органов и подразделений. При этой структуре каждый прокурорский работник непосредственно (линейно) подчинен только одному руководителю.

Линейную структуру управления дополняет функциональное управление, т.е. управление по отдельным видам деятельности прокуратуры. Функциональное управление способствует более гибкому управлению, разделению труда по горизонтали, выработке квалифицированных решений по определенным сферам общественных отношений.

Принципы организации работы в органах прокуратуры:

Следует различать понятие и содержание функций прокуратуры как направлений ее деятельности (внешние функции) и понятие и содержание внутриорганизационных функций в органах прокуратуры. Внутриорганизационные функции представляют собой направления работы в органах прокуратуры, позволяющие обеспечивать эффективное осуществление ими внешних функций прокуратуры.

Выделяют следующие функции управления в органах прокуратуры:

  1. аналитическая работа;
  2. прогнозирование;
  3. планирование;
  4. взаимодействие органов и структурных подразделений прокуратуры;
  5. контроль исполнения;
  6. руководство.

Аналитическая функция заключается в истолковании и объяснении процессов, происходящих в состоянии законности в соответствующих регионах, сферах правоотношений, в деятельности органов прокуратуры по ее укреплению. Приказ Генерального прокурора РФ от 26 июля 1997 г. № 34 предписывает прокурорам, в том числе районов и городов, проводить анализ состояния преступности и способствующих ей причин не реже двух раз в год.

Функция прогнозирования заключается в том, что прогнозируется развитие состояния законности на перспективу, развитие правового регулирования, организационной структуры, состояния кадров и т.д.

Неотъемлемой частью управления в органах прокуратуры является планирование, важнейшими чертами которого, в отличие от прогнозировании, являются конкретность и рациональность. На первом этапе планирования определяются цели, на следующем устанавливаются средства, формулируются мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей. [1, с. 102]

Взаимодействие органов, структурных подразделений и отдельных сотрудников прокуратуры заключается в нахождении и поддержании наиболее оптимальных функциональных связей, форм сотрудничества в целях повышения эффективности работы и наименьших затрат сил и средств.

Функция контроля составляет одну из важнейших обязанностей районного (городского) прокурора. От организации контроля во многом зависит слаженная работа органа прокуратуры, последовательное и полное выполнение плановых мероприятий. Предметом контроля является полнота, качество и своевременность исполнения заданий, поручений и других мероприятий.

Функция руководства выражается в выработке и принятии решений по всем основным вопросам организации и деятельности прокуратуры. Поскольку управление в органах прокуратуры носит целостный характер, а все его функции органически взаимосвязаны, эта взаимосвязь обуславливает выделение интегративной функции руководства управлением. [3, с. 204]

Список литературы

Читайте также: