Пример инструмента мягкого права как части международного трудового права

Обновлено: 05.07.2024

Кодификация международного права - это систематизация действующих международно-правовых норм с целью уточнения их содержания, а также исправления и устранения имеющихся противоречий. Важную роль в кодификации международного права играет Комиссия международного права (КМП), которая является вспомогательным органом ООН. Вопросами кодификации также занимаются международные организации, а также международные конференции созываются специально для этой цели.

а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений

б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрел;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельным нормами

г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Как правило, кодификация международного права сопровождается его прогрессивным развитием, которое имеет целью уточнение действующих норм, а также разработку новых норм и их закрепление в международных договорах.

Начиная с 1945 года под эгидой ООН проводятся многочисленные кодификационные конференции, результатом которых, например, есть четыре конвенции по морскому праву (Женева, 1958 г.), Конвенция о праве международных договоров (Вена, 1969 г.), Конвенция по морскому праву (Монтего Бэй, 1982 г,).

Норма международного права - это правило поведения, создается государствами и другими субъектами международного права путем согласования их позиций и признается ими как юридически обязательное.

Государства и другие субъекты международного права, как правило, сами выбирают средства принуждения, разрешенных международным правом. Поэтому международно-правовые нормы состоят из двух элементов - гипотезы и диспозиции.

Как правило, создание международно-правовых норм проходит в два этапа:

1) согласование воли субъектов международного права относительно содержания правила поведения,

2) предоставление субъектами международного права согласия на юридическую обязательность данного правила.

По юридической силе нормы международного права делятся на императивные и диспозитивные.

От диспозитивных норм субъекты могут отступать по взаимному согласию.

Императивность международно-правовой нормы означает, что субъекты международного права не могут по собственному желанию изменять объем и содержание прав и обязанностей, которые предусмотрены.

Имплементация (англ. implementation — осущ., выполнение) — фактическая реализация межд. обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления.

Способами имплементации являются:

  • инкорпорация ;
  • трансформация;
  • общая, частная или конкретная отсылка.

При инкорпорации международно-правовые нормы без каких-либо изменений дословно воспроизводятся в законах имплементирующего государства.

При трансформации происходит определенная переработка норм соответствующего международного договора при перенесении их в национальное законодательство (обычно это происходит ввиду необходимости учёта национальных правовых традиций и стандартов юридической техники).

В случае общей, частной или конкретной отсылки международно-правовые нормы непосредственно не включаются в текст закона, в последнем содержится лишь упоминание о них. Таким образом, при имплементации путем отсылки применение национальной правовой нормы становится невозможным без непосредственного обращения к первоисточнику — тексту соответствующего международного договора .

Реализация норм международного права (имплементация) - процесс внедрения международного права в поведение и деятельность государства и других субъектов международного права. Можно выделить четыре формы имплементации норм международного права:

  1. соблюдение норм.
  2. исполнение норм.
  3. использование норм.
  4. применение норм.

Соблюдение норм международного права состоит в воздержании субъекта права от совершения запрещенных международным правом действий, то есть в такой форме как правило излагаются нормы запрета. Примером таких норм могут служить нормы договора о нераспространении ядерного оружия в 1968 году, где в частности говорится, что ядерные государства обязуются не передавать никому свое ядерное оружие и не побуждать какое-либо государство к приобретению такого оружия.

Исполнение норм права - такая форма реализации норм, требует активного участия государства в осуществлении возложенных на них обязанностей. Примером этого может служить международный пакт о социальных, культурных и экономических правах 1966 года, где в частности говорится, что каждое государство обязуется принять соответствующие меры для обеспечения и реализации таких прав.

Использование норм права - представляет собой такую форму их реализации когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права. Примером может служить конвенция ООН по морскому праву 1982 года, где указано что в судах прибрежных государств и тех у которых нет выхода к морю пользуются права мирного прохода через территориальное море.

Применение норм права - форма их реализации, осуществляемая государством в лице своих органов по конкретным случаям международных отношений. Примером может служить Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года, где сказано о том, что положения этой конвенции применяются только к тем договорам, которые были заключены государствами после вступления силы.

Характерной особенностью межд. права является наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой.

В дипломатической практике их обычно именуют принципами межд. отношений. В рамках межд. права существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, демократии и др.

Для принципов международного права характерно:

  • универсальность;
  • необходимость признания всем мировым сообществом;
  • наличие принципов-идеалов;
  • взаимосвязанность;
  • авангардность;
  • иерархичность.

Декларация о принципах межд. права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами называет следующие принципы:

  • неприменение силы или угрозы силой;
  • мирное разрешение споров;
  • невмешательство;
  • сотрудничество;
  • равноправие и самоопределение народов;
  • суверенное равенство государств;
  • добросовестное выполнение обязательств по межд. праву.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами:

  • нерушимость границ,
  • территориальная целостность,
  • уважение прав человека.

Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах межд. права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соотв. с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г

Основные принципы межд. права - это императивные нормы (Jus cogens), т.е. отклонение от них ни индивидуально, ни по соглашению субъектов межд. права недопустимо. Это означает, что любое нарушение основных принципов межд. права любым субъектом межд. права приводит к причинению серьезного ущерба законным интересам других субъектов.

Основные принципы международного права закреплены в:

1. Уставе ООН (преамбула, ст. 1 и 2). В ст. 2 зафиксировано семь основных принципов.

2. Толкование основных принципов дается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой на 25-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1970

3. В Хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном руководителями 33 европейских и двух североамериканских государств 1 августа 1975, является Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Эта Декларация содержит уже десять принципов международного права, а не семь, как в ст. 2 Устава ООН. Однако и этот перечень основных принципов международного права не является исчерпывающим. Сегодня межд. сообщество крайне нуждается в принятии принципа экологической безопасности, но из-за различных, в основном субъективные причины этот принцип, к сожалению, пока не получил юридического закрепления.

Следует отметить, что в Декларации 1970 г. подчеркивается необходимость при толковании и применении основных принципов международного права учитывать их взаимосвязанный характер, а также необходимость рассматривать их в контексте всех других принципов.

Связанные понятия

Диспозитивность — юридическая категория, характеризующая возможность свободного распоряжения субъекта права его правами.

Принцип правовой определённости требует ясности и постоянства в правовом положении субъектов и содержании правовых норм.

Международно-правовое регулирование труда — регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двухсторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.

Императивный метод (его называют также директивным, авторитарным, методом субординации, методом власти и подчинения) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями — с другой.

Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

Упоминания в литературе

Международные договоры учредительного характера Европейского Союза дополняются рядом специальных протоколов, как модернизированных и адаптированных к новой правовой системе ЕС, так и новейших разработанных специально в качестве приложения к основополагающим международно-правовым актам. Таким образом, указанные протоколы образуют неотъемлемую составную часть самих учредительных договоров и должны рассматриваться в системной и неразрывной связи друг с другом. В числе таких международных договоров целесообразно назвать следующие: Протокол о роли национальных парламентов; Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности; Протокол о Еврогруппе; Протокол о переходных положениях, относящихся к институтам и органам Союза; Протокол, устанавливающий Статут Суда Европейского Союза (к последнему приложено и Постановление об образовании Суда по делам гражданской службы ЕС); Протокол, устанавливающий Статут Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка[72], и др. Кроме того, целый массив международных документов, в том числе международных актов так называемого мягкого права , разъясняют отдельные положения учредительных договоров Европейского Союза или закрепляют позицию отдельных государств – членов ЕС по тем или иным вопросам, связанным с функционированием Европейского Союза как межгосударственного интеграционного объединения особого типа[73].

Связанные понятия (продолжение)

Принцип добросовестности в качестве общего принципа гражданского права нормативно был закреплен в российском гражданском кодексе в 2012 году Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3 ст. 1 ГК РФ).

Политика в управлении — это система принципов для принятия решений и достижения оптимальных результатов. Политика направляет действие на достижение генеральных целей при выполнении конкретных задач. Путём распределения направлений, которым нужно следовать, она объясняет основные механизмы, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу манёвра в последовательных действиях.

Этический кодекс или моральный кодекс — система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества.

Медиа́ция, в праве — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Принципы международного права — это основополагающие принципы и нормы права, содержащиеся в международных и межгосударственных договорах, уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом. Наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Обычным международным правом называют различные аспекты международного права, которые исходят из правовых обычаев. Правовой обычай рассматривается учёными-юристами и Международным судом ООН в качестве одного из основных источников международного права.

Информационный суверенитет— это право государства самостоятельно формировать информационную политику, распоряжаться информационными потоками, обеспечивать информационную безопасность независимо от внешнего влияния. Информационный суверенитет включает в себя любые компоненты, связанные с информационной сферой государства.

Стандарты социальной отчётности — документы, руководства и сборники правил, формулирующие требования к отчётам частных компаний по итогам их деятельности в рамках корпоративной социальной ответственности. Служат в качестве основных принципов социального учёта, аудита и отчётности. Используются многими транснациональными корпорациями и крупными компаниями как ориентиры при написании ежегодных отчётов о КСО наряду с МСФО – международными стандартами финансовой отчётности.

Императивная норма (лат. jus cogens) — норма права, выражение которой сделано в определённой, категоричной форме и не подлежит изменению по инициативе её адресатов, в отличие от диспозитивной нормы.

Позитивное право, положительное право (лат. ius positivum) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена (в роли суверена может выступать народ или монарх), либо не противоречащих данной воле, посредством которых регулируется жизнь субъектов права на некой территории, которые являются регуляторами общественных отношений и которые поддерживаются силой государственного принуждения. Может как соблюдать, так и нарушать моральные права человека с позиции моральной.

Правосубъектность — способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношения.

Автономия воли — в традиционном понимании международного частного права институт, согласно которому стороны в сделке, имеющей юридическую связь с правопорядками различных государств, могут избрать по своему усмотрению то право, которое будет регулировать их взаимоотношения и применяться ими самими либо судебным учреждением или другими компетентными органами к данной сделке (лат. lex voluntatis).

Регламент Рим II № 864/2007 (англ. Rome II Regulation) является регламентом ЕС, содержащим коллизионное регулирование вопросов определения права, применимого к внедоговорным обязательствам. Регламент Рим II (вступил в силу 11 января 2009 года) представляет собой гармонизацию коллизионных норм ЕС по гражданским и торговым делам в области внедоговорных обязательств (за некоторыми исключениями). Регламент регулирует следующие вопросы: определения права, применимого к деликтам, обязательствам вследствие.

Междунаро́дно-правова́я отве́тственность — обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

Представительство предполагает совершение сделки одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона, либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, создающей, изменяющей либо прекращающей гражданские права представляемого. Полномочие представителя может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец, кассир и т. п.).

И́стинный смысл — правовая теория в интерпретации канадской конституции, используемая для определения, какому уровню власти принадлежит право издавать законы по конкретному вопросу. Теория применяется, главным образом, когда закон оспаривается на основании того, что один уровень власти (провинциальный или федеральный) нарушил пределы исключительных полномочий другого уровня власти.

Подразумева́емые права́ (имплицитные права) — судебная теория в канадском правоведении, признающая, что в Конституции Канады некоторые основополагающие принципы не выражены явно, а подразумеваются. Она применялась в основном до принятия Канадской хартии прав и свобод, но и сейчас остаётся актуальна при рассмотрении вопросов о парламентском верховенстве и полномочии отмены.

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Теория социальной ответственности СМИ – теория прессы, сформировавшаяся в 1940-х годах, которая постулирует автономность прессы, сопряжённую с определёнными обязательствами, по которым СМИ обязаны нести ответственность перед обществом. В её основе лежит добровольное согласие управленцев СМИ пойти на уступки журналистам и обществу, значительно ограничив свои права. Является одной из нормативных теорий массовых коммуникаций .

Язык закона (язык нормативных правовых актов) — совокупность лексических, синтаксических и стилистических средств, посредством которых формируется текст закона или иного нормативного правового акта.

Правовы́е гара́нтии (или надлежащая правовая процедура) — свод правил, в соответствии с которым государство должно уважать все законные права, принадлежащие человеку. Правовые гарантии уравновешивают полномочия государства с законом страны, защищая частных лиц от властей. Если государство причиняет ущерб человеку и за этим не следует надлежащая правовая процедура, это является нарушением правовых гарантий и противоречит норме права.

При́нципы пра́ва — руководящие нормы права,определяющие содержание и направления правового регулирования.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Субсидиа́рность (от лат. subsidiarius — вспомогательный) — принцип социальной организации, возникший в Римско-католической церкви и получивший своё развитие после Первого Ватиканского собора. Многие ассоциируют его с идеей децентрализации. Согласно данному принципу социальные проблемы должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их разрешение возможно и эффективно: центральная власть должна играть "субсидиарную" (вспомогательную), а не "субординативную" (подчинительную.

Консолида́ция (лат. consolidatio от consolido — укрепляю) — укрепление, вид систематизации нормативных правовых актов, который заключается в устранении их множественности путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства. Консолидация — это своеобразный вид правообразования, особенность которого заключается в том, что новый укрупнённый акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.

Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права и гражданского права.

Теория национальной безопасности — междисциплинарное направление фундаментальной науки, которое изучает состояние защищенности национальных интересов человека, общества и государства от различных опасностей и угроз.

Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

Психологический контракт (англ. psychological contract) — неявная система взаимных ожиданий и представлений между работником и работодателем. Термин используется при анализе трудовых отношений или при обосновании реакции работника на организационные изменения. В отличие от формального контракта, система представлений не оговаривается и характеризуется как диффузная, неопределенная.

Четыре теории прессы (или нормативные теории массовых коммуникаций) — классическая работа американских социологов Ф. Сиберта, Т. Петерсона и У. Шрамма, созданная в 1956 году, в которой рассматриваются отношения между прессой и правительством при разных формах правления и в разный временной период. Данные теории фокусируются именно на том, «как СМИ могли бы функционировать, как им надо было функционировать, согласно определенным критериям, характерным для конкретного общества нормам и ценностям.

Регуля́торы обще́ственных отноше́ний — совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.

Альтернативное урегулирование споров — совокупность процедур, способствующих внесудебному разрешению споров (конфликтов). В англоязычной практике обозначается устойчивым оборотом Alternative dispute resolution (аббревиатура — ADR). В Австралии употребляется также формулировка external dispute resolution. Несмотря на определённое сопротивление, альтернативные методы урегулирования споров в последние годы получили широкое признание как среди широкой общественности, так и среди юристов в США, Европе.

Оценочная деятельность — профессиональная деятельность по установлению стоимости материальных и нематериальных объектов, с учётом прав на них и интересов в отношении них субъектов гражданских прав. В Российской Федерации в зависимости от цели проводимой оценки различают следующие виды стоимости: рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая.

Медицинское право — отрасль права, система правового регулирования отношений в сфере здравоохранения, медицинского страхования; иными словами — всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи.

Анализ деятельности Генеральной Ассамблеи ООН за период с 1946 года по 2005 год показывает, что количество принятых ею резолюций постепенно увеличивается.

Среднее арифметическое число принятых резолюций в декаду с 1946 - 1955 гг. составляет 96,6. Наибольшее число документов было принято в 1946 (107), 1950 (125), 1951 (106) и в 1952 (103). Наименьшее-в 1947 (81), 1949(87), 1955(87). 2)

В период с 1956 - 1965 средняя цифра составила 72,8. Наибольшее количество резолюций было принято в 1959 (142), 1960 (144), 1965 (124). Наименьшее - в 1956 (34), 1961 (46), 1962 (70), 1963 (42), 1964 (13). Судя по цифрам, это был самый нестабильный период в жизни Генеральной Ассамблеи. 3)

Среднее арифметическое число за декаду с 1966 - 1975 гг. составило уже 137,4. Здесь наблюдается противоположная картина предыдущему периоду. Количество принятых резолюций неуклонно возрастает. Наибольшее число их было принято с 1970 - 1975 гг. и составляло соответственно: 130, 152, 145, 149, 157, 178. Наименьшее было принято в первые пять лет и колебалось от 114 - 117 в год. 4)

Средняя цифра за следующий период с 1976 - 1985 составила 229,8. В это десятилетие количество принимаемых резолюций перешло на новый рубеж, превысив цифру 200. Наибольшее количество резолюций также было принято в последние годы декады с 1982 по 1985 (249, 239, 249, 259).

Очередное десятилетие 1986 - 1995 характеризовалась новым рекордом - 242,8 резолюции в год в среднем. Большая часть их была принята в 1990 (269), 1993 (267), 1994 (252), 1995 (246). Меньшая в 1986 (213), 1987 (228). 6)

Последние годы периода с 1996 - 2005 гг. характеризуются увеличением активности Генеральной Ассамблеи с превышением рубежа в 300 резолюций в год. Среднее арифметическое число составило 286,5. Повышение активности произошло с 1999 по 2005 гг. Количество принятых резолюций составило соответственно: 283, 285, 300, 338, 318, 314, 289. А наименьшее количество было принято в 1996 и 1998 (243).72

справедливо отмечает С.В. Черниченко , не тождественна воле государств, она самостоятельна.

В силу этого резолюция не может быть автоматически юридически обязательна для суверенных государств. Иными словами, резолюции связывают государства как членов организации, а не как субъектов, участвовавших в ее принятии. Из этого вытекают и различия в последствиях невыполнения таких актов. Способ исполнения актов международных конференций и двусторонних актов можно охарактеризовать

как режим добровольного исполнения . Акты международных организаций, в частности ООН, реализуются во исполнение Устава организации.

На практике и в научной литературе поднимается вопрос о влиянии процедуры принятия резолюции на ее силу и степень ее обязательности. В большей степени это относится к резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. Есть мнение, что принятие резолюции подавляющим большинством голосов государств-членов, в качестве общепризнанной, придает ей обязательную юридическую силу. Однако следует согласиться с Н.Б. Крыловым, который пишет, что при разработке уставов учредители организации очень тщательно решают, в какой мере постановления организации по основным вопросам ее деятельности смогут их связывать в дальнейшем. Рассматривая вопрос о предоставлении международной организации возможности принимать обязательные акты по существу, государства идут на это, как показывает практика, с большой осторожностью. Поэтому, даже логически невозможно допустить, чтобы государства намеревались придать организации право на обязательные акты, но прямо не записали эту норму в устав. Нельзя забывать и о том, что соглашение между субъектами международного права является единственным способом создания юридических норм. Следовательно, если бы государства были согласны подчиняться решениям межсистемной организации, то они выразили бы это в уставе73.

Несмотря на то, что количество голосов, отданных за резолюцию, влияет на ее авторитет и моральное воздействие, это выражает согласие государств с содержанием нормы, а не с ее юридической обязательностью. Результаты голосования не столько свидетельствуют о признании членами организации обязательности акта, сколько являются результатом признания злободневности резолюции, ее соответствия закономерностям общественного развития.

Таким образом, решающее значение, в том числе и в деле преобразования норм рекомендательных актов в международно- правовые нормы, имеет не столько факт голосования, сколько содержание самой резолюции.

Нормы резолюций международных межправительственных организаций могут быть юридически обязательными для государств и даже для тех, которые не являются ее членами, если они признают их в качестве таковых. Такое волеизъявление может выражаться: в односторонних заявлениях государства, во включении соответствующей нормы в текст международного договора или внутреннего закона.

Тема эффективности резолюций начинает звучать в выступлениях и статьях представителей внешнеполитических ведомств государств и ученых. Высказывается мнение, что следует более внимательно присмотреться к рекомендательным актам ООН, придать им «больший юридический вес,

Не следует торопить события, если для регулирования отношений государства выбирают рекомендательные акты, то эти отношения и сами их участники не готовы к применению правовых форм регламентации. Позволим себе предположить, что созданные таким поспешным образом правовые нормы могут оказаться не действенными и бесполезными.

Затрагивая деятельность ООН, нельзя не остановиться на актах Совета Безопасности. Как известно, в соответствии с Уставом ООН этот орган может принимать два вида актов: решения (ст.ст. 39, 41, 42) и рекомендации (ст.ст. 36, 39,40)76. Помимо этого на практике используется такой вид актов, как заявления Председателя Совета Безопасности. Решения Совета

Безопасности обязательны для исполнения, рекомендации нет. Устав не закрепляет санкций за невыполнение рекомендаций, однако Совет имеет право учитывать факт их невыполнения (ст. 40)77.

Исполнение решений Совета Безопасности ООН осуществляется посредством принятия на национальном уровне соответствующих нормативно-правовых актов, обязательных для всех субъектов внутреннего права. В Российской Федерации прерогативой принятия таких актов обладает Президент страны. За нарушение их возникает правовая ответственность, вплоть до уголовной, у граждан, а на международном уровне - международная ответственность у самого государства (уже за неисполнение решения Совета).

Также необходимо рассмотреть рекомендательные акты специализированных учреждений системы ООН. Отсутствие юридически обязательной силы не уменьшает важности этих документов. Например, несмотря на то, что в ст. 38 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации сказано, что «любое государство, которое сочтет практически затруднительным придерживаться во всех отношениях каких- либо международных стандартов или процедур, или приводить свои собственные правила и практику в полное соответствие с какими-либо стандартами и процедурами после изменения последних, или которое сочтет необходимым принять правила и практику, имеющую какое-либо особое отличие от тех правил, которые установлены международными стандартами, незамедлительно уведомляет ИКАО о различиях между его собственной

Особо обсуждаемым вопросом в доктрине является проблема правовой природы документов СБСЕ/ОБСЕ: Хельсинкского Заключительного акта 1975 г., Стокгольмского Итогового документа 1986 г., Венского Итогового документа 1989 г., Документа Копенгагенского совещания 1990 г., Парижской Хартии для новой Европы 1990 г., Документа Московского совещания 1993 г. и других. Ряд ученых признают за этими документами, в частности, за Заключительным актом 1975 года характер источников международного права(Бирюков79, А.С. Гидирим80, С.А. Малинин81, Г.В. Игнатенко82). Другие же (например, И.И. Лукашук) полагают, что они относятся к категории политических соглашений. Действительно, во всех этих документах делается акцент на отличие их от международно-правовых договоров и, вместе с тем, подчеркивается их обязательная сила. В согласованных позициях государств-участников СБСЕ, в период подготовки Заключительного акта 1975 года было определено, что обязательства Совещания носят не международно-правовой, а политический характер.

В разделе Заключительного акта, посвященном принципу добросовестного выполнения обязательств по международному праву, говорится, что при осуществлении своих суверенных прав участники будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Таким образом, обязательства, закрепленные в Акте, как бы противопоставляются, выделяются в отличие от международно- правовых обязательств.

Более конкретная формулировка содержится в Итоговом документе Мадридской встречи, в которой говорится, что меры укрепления доверия и безопасности будут политически обязательными и будут обеспечиваться адекватными формами проверки, соответствующими их содержанию.


Есть и другой возможный ответ на вопрос о том, для чего дискурсу потребовался новый термин, общий для всех регуляторных инструментов, не признаваемых государствами правовыми, т. е. юридически обязывающими. Уже давно замечено, особенно в гражданском и торговом праве, что основные правила, которыми регулируется оборот, очень похожи практически во всех правопорядках. Даже мусульманский фикх использует для регулирования гражданского оборота правила, во многом схожие с правилами европейского права. Конечно, правовые предписания, относящиеся, например, к договорам, в разных правовых системах различаются. Скажем, между фикхом и Французским гражданским кодексом этих различий существенно больше, чем тех же различий между ФГК и Германским гражданским уложением, но они вполне сопоставимы с различиями в регулировании договоров между континентальными правовыми системами и англо-американским общим правом. Однако во многом все правовые предписания, регулирующие частное право, похожи, так как везде очень похож гражданский оборот 5 .

Я очень рекомендую эту книгу тем, кто решил всерьез заняться мягким правом, тем, кого интересует будущее того социального механизма, который мы сегодня привычно называем правом, тем, кто хочет попасть в первые ряды исследователей современной правовой науки.

Юрий Борисович Фогельсон,

доктор юридических наук, профессор

кафедры публичной политики Национального

исследовательского университета

Москва, январь 2015 г.

Введение

За время работы над вопросами мягкого права у меня накопился значительный по объему массив зарубежных источников, переведенных на русский язык. К сожалению, российская наука долгое время не уделяла этой проблематике должного внимания. Нелишне напомнить, что в России ситуация характеризуется традиционным господством юридического позитивизма в теории и высшем образовании. Поколения отечественных юристов выросли на отрицании любых правовых школ, кроме позитивистских. Более того, во время массовых репрессий 30-х годов не только поддержка, но даже простое изучение каких-либо научных концепций, кроме позитивизма, признавалось едва ли не государственным преступлением. Отчасти этим объясняется откровенное отставание отечественной правовой науки от академических дискуссий, составляющих мэйнстрим правового дискурса во всем мире. Мы до сих пор не имеем ни одной монографии, посвященной мягко-правовой проблематике, а более-менее регулярные публикации стали появляться лишь в последние годы. Поэтому обращение к иностранным источникам оказалось жизненно необходимым условием эффективного научного анализа мягко-правовой проблематики.

В этой книге я постарался представить тезисы наших зарубежных коллег, которые, на мой взгляд, в наиболее сжатом и насыщенном виде излагают основные аспекты дискуссии о мягком праве. Речь идет о трудах таких известных авторов как Кеннет Эббот (K. W. Abbott), Энтони Д’Амато (A. D’Amato), Жан де Аспремон (J. de Aspremont), Лазло Блутман (L. Blutman), Алан Бойл (A. Е. Boyle), Проспер Вейл (P. Weil), Эндрю Гузман (A. T. Guzman), Матиас Голдмэн (M. Goldmann), Ян Клабберс (J. Klabbers), Патрик Котрелл (M. P. Cottrell), Тимоти Мейер (T. L. Meyer), Энн Петерс (A. Peters), Марк Поллак (M. A. Pollack), Анна Ди Робилан (A. di Robilant), Линда Сенден (L. Senden), Дункан Снайдэл (D. Snidal), Дэвид Трубек (D. M. Trubek), Кристин Чинкин (C. Chinkin), Грегори Шефер (G. Shaffer), Дина Шелтон (D. L. Shelton) и мн. др. При этом я планировал по возможности избегать собственных оценок, чтобы сравнительно-правовое исследование получилось максимально объективным. Разумеется, полностью этого сделать не удалось, и авторскую поддержку мягко-правовой концепции можно обнаружить в каждой главе представленной монографии.

Александр Васильевич Демин,

доктор юридических наук, профессор кафедры

коммерческого, предпринимательского

и финансового права ЮИ ФГАОУ ВПО

Красноярск, декабрь 2014 г.

Полагаем, причин несколько, и все они носят взаимосвязанный и многоуровневый характер.

Читайте также: