Приказ об утверждении рекомендаций по межотраслевым нормам труда

Обновлено: 16.05.2024

О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2020 г. № 1181

МОСКВА

О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению № 1.

2. Отменить акты и отдельные положения актов федеральных органов исполнительной власти по перечню согласно приложению № 2.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1к постановлению ПравительстваРоссийской Федерацииот 4 августа 2020 г. № 1181

ПЕРЕЧЕНЬутративших силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 413 "Об изменении условий работы по совместительству для медицинских работников учреждений социальной защиты населения".

2. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. № 153 "О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 9, ст. 746).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. № 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 36, ст. 3550).

4. Пункт 20 перечня утративших силу некоторых решений Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. № 332 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам Министерства труда и социального развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 14, ст. 1579).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 10, ст. 1130).

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2к постановлению ПравительстваРоссийской Федерацииот 4 августа 2020 г. № 1181

ПЕРЕЧЕНЬотмененных актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти

1. Постановление Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 24 марта 1992 г. № 3 "Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации".

2. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 180 "Об организации домов-интернатов (отделений) милосердия для престарелых и инвалидов".

3. Приказ Комитета Российской Федерации по печати от 24 августа 1994 г. № 75 "Об утверждении Правил по охране труда для издательств".

4. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 23 ноября 1994 г. № 289 "Об утверждении "Сборника типовых отраслевых инструкций по охране труда при ремонте и техническом обслуживании машин и оборудования для растениеводства в условиях хозяйств" и "Сборника типовых отраслевых инструкций по охране труда в растениеводстве".

5. Приказ Комитета Российской Федерации по печати от 21 марта 1995 г. № 33 "Об утверждении Правил по охране труда для предприятий книжной торговли".

6. Приказ Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 4 июля 1995 г. № 144 "О введении в действие нормативных документов по охране труда для предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса Российской Федерации".

7. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 28 августа 1995 г. № 242 "Об утверждении правил по охране труда".

8. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 30 мая 1996 г. № 148 "Об утверждении нормативных документов по охране труда".

9. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 14 "Об утверждении Правил по охране труда в литейном производстве".

10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 апреля 1997 г. № 126 "Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации".

11. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 29 апреля 1997 г. № 208 "Об утверждении нормативных документов по охране труда".

12. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9 июля 1997 г. № 37 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при выполнении кузнечно-прессовых работ".

13. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 сентября 1997 г. № 44 "Об утверждении Правил по охране труда при использовании химических веществ".

14. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 22 сентября 1997 г. № 402 "Об утверждении нормативных документов по охране труда".

15. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 48 "Об утверждении Правил по охране труда при термической обработке металлов".

16. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по печати от 15 октября 1997 г. № 108 "Об утверждении "Типовых инструкций по охране труда для издательств".

17. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 октября 1997 г. № 55 "Об утверждении Правил по охране труда при холодной обработке металлов".

18. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 6 января 1998 г. № 2 "Об утверждении и введении в действие Правил охраны труда в театрах и концертных залах".

19. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 1998 г. № 39 "О мерах по улучшению организации помощи по мануальной терапии в Российской Федерации".

20. Приказ Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 16 июня 1998 г. № 208 "О введении в действие Правил по охране труда при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов (ПОТ РО 112-002-98)".

21. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 6 июля 1998 г. № 426 "Об утверждении нормативных документов по охране труда".

22. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23 июля 1998 г. № 29 "Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора (контракта), отражающих специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера".

23. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по печати от 11 декабря 1998 г. № 130 "Об утверждении "Инструкции по организации работ, охране труда и экологической безопасности при работе на ПЭВМ (ПК) в издательствах и на полиграфических предприятиях Госкомпечати России".

24. Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 23 декабря 1998 г. № 213 "Об утверждении типовых инструкций по охране труда для основных профессий и видов работ в лесном хозяйстве".

25. Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 1 июля 1999 г. № 5 "Об утверждении и введении в действие Типовой инструкции по охране труда для членов экипажа вертолета Ми-8".

26. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 18 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)".

27. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 октября 1999 г. № 37 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при производстве и применении ртути".

28. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 декабря 1999 г. № 52 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда в общественном питании".

29. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 января 2000 г. № 10 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при производстве асбеста и асбестосодержащих материалов и изделий".

30. Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 12 мая 2000 г. № 79 "Об утверждении типовых инструкций по охране труда для основных профессий и видов работ в лесном хозяйстве".

31. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 75 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при химической чистке, стирке".

32. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10 мая 2001 г. № 37 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при окрасочных работах".

33. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 июля 2001 г. № 59 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при нанесении металлопокрытий".

38. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 25 "Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".

39. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 мая 2002 г. № 36 "Об утверждении Межотраслевых типовых инструкций по охране труда для работников системы общественного питания".

41. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 45 "Об утверждении Межотраслевых типовых инструкций по охране труда для работников, занятых в процессах нанесения металлопокрытий".

43. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2002 г. № 57 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией".

44. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2002 г. № 58 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника".

45. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2002 г. № 59 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже".

48. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда".

62. Пункт 1 приложения № 1 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 г. № 96 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений и приказов Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации".

Социальный калькулятор

Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р (далее - Программа) предусмотрено изменение и разработка типовых норм труда федеральными органами исполнительной власти в период с 2013-2018 годы.

В соответствии с методическими рекомендациями для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда, утвержденными приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 года №504 (далее – методические рекомендации) в государственных и муниципальных учреждениях системы нормирования труда должны быть установлены с учетом установленных федеральными отраслевыми министерствами типовыми нормами. Если типовые нормы по труду по каким-либо видам работ отсутствуют, учреждению необходимо установить свои нормы времени или численности используя хронометраж рабочего времени и другие методы в соответствии с методическими рекомендациями.

Под системой нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении понимается комплекс решений, формализованных в локальном нормативном акте учреждения или коллективном договоре, определяющий:

- применяемые в учреждении нормы труда по должностям служащих (профессиям рабочих) различных категорий и групп при выполнении тех или иных видов работ (функций) (общеотраслевые должности, основной персонал, вспомогательный персонал), а также методы и способы их установления;

- порядок внедрения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;

- организацию замены и пересмотра норм труда на базе оценки уровня их напряженности, прогрессивности и других качественных показателей;

- меры, направленные на соблюдение установленных норм труда (инструктаж работников, мастер-классы и др.).

В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), системы нормирования труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором.

Устанавливаемые при этом нормы труда должны соответствовать достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда.

Системы нормирования труда в учреждениях должны быть направлены на:

- создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

- обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг);

- повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг потребителям.

В соответствии с методическими рекомендациями системы нормирования труда в учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения (далее - Положение), которое утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

Официальный ответ представительного органа работников учреждения, независимо от положительного или отрицательного содержания, должен в обязательном порядке прикладываться к Положению.

В случае положительного ответа представительного органа работников учреждения работодатель имеет право ввести в действие нормы труда и систему нормирования труда в учреждении, при этом представительный орган работников теряет право опротестовать введенные нормы труда в течение 5 лет.

В случае отрицательного ответа представительного органа работников учреждения работодатель имеет право ввести в действие нормы труда и систему нормирования труда в учреждении, при этом представительный орган работников имеет право опротестовать введенные нормы труда в судебном порядке в течение 5 лет.

Положение в обязательном порядке должно быть согласовано со всеми структурными подразделениями учреждения.

Положение должно включать в себя следующие разделы:

2.Термины и определения.

3.Основные цели и задачи нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении.

4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в государственном (муниципальном) учреждении.

5. Организация разработки и пересмотра нормативных материалов по

6. Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда.

7. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда.

8. Порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда в

в государственном (муниципальном) учреждении.

В макете типового Положения необходимо доработать разделы выделенные желтым цветом, с учетом специфики учреждения.

Нормы труда должны быть зафиксированы в приложении(ях) к Положению. (то есть по мере выходов сборников типовых норм труда необходимо вносить изменения в Положение).

В государственном (муниципальном) учреждении необходимо вводить именно те нормы, которые относятся к конкретному учреждению.

Локальные нормы труда разрабатываются государственными (муниципальными) учреждениями с учетом типовых, отраслевых, межотраслевых норм труда. Локальные нормы труда устанавливаются ниже, либо в соответствии с типовыми.

Локальные нормы труда на уровне учреждений согласуются с заинтересованными подразделениями.

На уровне учреждений могут действовать только локальные нормы труда,

утвержденные и введенные в действие согласно установленного порядка.

Все межотраслевые и отраслевые нормы труда могут быть только рекомендационными и являться ориентирами при разработке локальных норм.

Приказ об утверждении и введении в действие Положения должен включать в себя (пример содержания Приказа прилагается):

1. Перечень лиц или подразделений, с которыми согласован приказ.

2. Дату утверждения и дату, до которого нужно ознакомить заинтересованных работников с вводимыми нормами и нормативами.

3. Факт учета мнения представительного органа работников (номер и дата письма от представительного органа работников).

4. Дату введения в действие норм (нормативов) (должно быть не менее 60 календарных с дней с даты ознакомления).

5. Срок действия вводимых нормативных материалов (не более 5 лет или 60 месяцев).

6. Ответственных за курирование нормативных материалов в период их действия и за организацию проверки, мониторинга, пересмотра норм труда (рекомендуется назначать начальника отдела кадров, либо специалистов по управлению персоналом, в случае отсутствия специалистов по оплате труда и др.).

В соответствии с Программой федеральные министерства должны разработать и утвердить типовые отраслевые нормы труда в период 2013-2018 годы. Ориентировочные сроки утверждения норм труда по сферам:

- культура: 2014 год – для работников библиотек и архивов, 2015 год – для работников театров и зоопарков, 2016 год для работников учреждений искусства и культуры;

- образование: 2014 год – преподаватели и мастера производственного обучения НПО и СПО и педагоги дошкольного образования, 2015 год – для основного персонала других учреждений образования;

- здравоохранение: 2014 год – для работников поликлиник и учреждений и учреждений диагностического профиля, 2015 год – для работников стационаров и других учреждений здравоохранения;

- социальная защита: 2014 год – для социальных работников, на социальные работы;

- физическая культура и спорт: 2014 год – для тренеров и мастеров, 2015 год – для работников, обслуживающих спортивные объекты, здания, сооружения.

В соответствии с планом по разработке в 2014 году типовых отраслевых (межотраслевых) норм труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2013 года № 509 межотраслевые типовые нормы труда на работы по кадровому делопроизводству и управлению персоналом в государственных и муниципальных учреждениях и нормы труда для уборщиков служебных, производственных и культурно-бытовых помещений – в 4 квартале 2014 года.

Информацию об утвержденных нормах труда необходимо отслеживать на сайтах министерства образования и науки Российской Федерации, министерства здравоохранения Российской Федерации, министерства культуры Российской Федерации, министерства труда и социального развития Российской Федерации, НИИ Труда, министерства труда и занятости Иркутской области.

Рекомендуется предусмотреть срок пересмотра норм труда в Положении не реже чем один раз в пять лет. По итогам пересмотра норм труда может быть принято решение о сохранении установленных норм труда или о разработке новых норм труда.

До введения новых норм труда продолжают применяться ранее установленные. Основаниями для пересмотра норм труда учреждения в более ранние сроки могут послужить такие факторы, как внедрение новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг). Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.

Для соблюдения установленных норм труда в государственном (муниципальном) учреждении рекомендуется осуществлять следующие меры:

- проводить внутренний контроль за соблюдением установленных норм труда (не реже одного раза в год);

- проводить анализ результатов независимой оценки качества услуг, оказываемых учреждением;

- обеспечивать высокий уровень укомплектованности учреждения персоналом (не менее 90%).

Предупреждение работников об организации системы нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении

В соответствии со статьей 162 ТК РФ о введении новых норм труда работники государственного (муниципального) учреждения должны быть извещены не позднее чем за два месяца. Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда.

При заключении трудового договора работник должен быть проинформирован о нормах труда. В случае установления учреждением норм численности, в трудовом договоре работника указывается норма рабочего времени. Работник должен быть проинформирован о нормах времени на выполнение работ (оказание услуг) или нормах обслуживания если они ему устанавливаются с указанием на то, что они выполняются в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

Рекомендуется перед введением новых норм труда провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

Сроки принятия локальных актов и ответственность за организацию работы по нормированию труда в государственном (муниципальном) учреждении

Ответственность за состояние нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении, своевременное проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда, возлагается на руководителя учреждения или по его поручению на одного из заместителей руководителя, курирующего вопросы организации и нормирования труда.

Разработку локальных норм труда рекомендуется возложить на специализированное структурное подразделение (службу) по нормированию труда. При его отсутствии на структурное подразделение, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы.

В соответствии с методическими рекомендациями министерство труда и занятости Иркутской области рекомендует разработать Положение до 1 июля 2014 года.

Согласно статьи 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде (в том числе отсутствие локальных актов) предусмотрены административные штрафы в размере:

- для должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

- для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России) организован мониторинг реализации Программы (приказ Минтруда России от 31 мая 2013 года № 234а), в котором предусмотрен отчет о введении систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях со ссылками на локальные акты за 1 полугодие 2014 года.

Учитывая вышеизложенное, министерство труда и занятости Иркутской области рекомендует:

Исполнительным органам государственной власти Иркутской области, органам местного самоуправления Иркутской области:

- организовать информирование (письма, совещания, круглые столы и др.) руководителей подведомственных государственных (муниципальных) учреждений Иркутской области о необходимости внедрения систем нормирования труда в учреждениях;

- провести разъяснительную работу с руководителями подведомственных государственных (муниципальных) учреждений Иркутской области об административной ответственности за наличие необходимых локальных актов, касающихся нормирования труда в учреждении;

- при необходимости на основании предлагаемого НИИ Труда макета Положения разработать с учетом специфики подведомственных учреждений примерное Положение о внедрении систем нормирования труда в подведомственных учреждениях;

- регулярно отслеживать информацию об утвержденных нормах труда на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти или министерства труда и занятости Иркутской области, с целью своевременного информирования руководителей подведомственных государственных (муниципальных) учреждений Иркутской области.

Руководителям государственных (муниципальных) учреждений Иркутской области:

1. Доработать с учетом специфики учреждения макет Положения, разработанного НИИ Труда.

3. Известить не позднее чем за два месяца работников государственного (муниципального) учреждения о введении системы нормирования труда и новых норм труда.

4. Утвердить Положение приказом руководителя учреждения (рекомендуемый срок до 1 июля 2014 года).

5. По мере выхода отраслевых, межотраслевых сборников типовых норм труда вносить изменения в Положение, предусматривая дополнительные приложения к нему с локальными нормами, разработанными с учетом типовых, отраслевых, межотраслевых норм труда (вносимые изменения в Положение должны в обязательном порядке направляться на рассмотрение в представительного органа работников

В соответствии с пунктом 5.2.70 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427), приказываю:

1. Утвердить Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ

ОБУВЬЮ И ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

I. Общие положения

1. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Правила) устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).

2. Требования настоящих Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

3. В целях настоящего Приказа под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

4. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.

Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды.

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.

5. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

6. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

7. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.

8. Выдача работникам СИЗ, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ , оформленных в установленном порядке.

Дерматологические средства индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных факторов для использования на производстве подлежат государственной регистрации Роспотребнадзором в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 988 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1 (ч. II), ст. 124; 2007, N 10, ст. 1244) и от 4 апреля 2001 г. N 262 "О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1711).

Приобретение (в том числе по договору аренды) СИЗ, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускаются.

9. Работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ.

10. Работник обязан правильно применять СИЗ, выданные ему в установленном порядке.

11. В случае необеспечения работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением, СИЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации он вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей, а работодатель не имеет права требовать от работника их исполнения и обязан оплатить возникший по этой причине простой.

II. Порядок выдачи и применения СИЗ

12. СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.

13. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.

Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника.

Работодатель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки учета выдачи СИЗ.

14. При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

15. Бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочим, профессии которых указаны в соответствующих типовых нормах, выдаются те же СИЗ, что и работникам соответствующих профессий.

16. Предусмотренные в типовых нормах СИЗ рабочих, специалистов и других служащих выдаются указанным работникам и в том случае, если они по занимаемой профессии и должности являются старшими и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих средств индивидуальной защиты.

17. Работникам, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе в составе комплексных бригад, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии, дополнительно выдаются в зависимости от выполняемых работ и другие виды СИЗ, предусмотренные соответствующими типовыми нормами для совмещаемой профессии (совмещаемому виду работ) с внесением отметки о выданных СИЗ в личную карточку учета выдачи СИЗ.

18. Работникам, временно переведенным на другую работу, работникам и другим лицам, проходящим профессиональное обучение (переобучение) в соответствии с ученическим договором, учащимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также другим лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя либо осуществляющим в соответствии с действующим законодательством мероприятия по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, СИЗ выдаются в соответствии с типовыми нормами и Правилами на время выполнения этой работы (прохождения профессионального обучения, переобучения, производственной практики, производственного обучения) или осуществления мероприятий по контролю (надзору).

Работники сторонних организаций при выполнении работ в производственных цехах и участках, где имеются вредные и (или) опасные производственные факторы, которые могут воздействовать на работников, должны быть обеспечены своим работодателем СИЗ в соответствии с типовыми нормами, предусмотренными для работников соответствующих профессий и должностей организации, в которую их направляют.

Руководителям и специалистам, которые в соответствии с должностными обязанностями периодически посещают производственные помещения (площадки) и могут в связи с этим подвергаться воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов, должны выдаваться соответствующие СИЗ в качестве дежурных (на время посещения данных объектов).

19. В тех случаях, когда такие СИЗ, как жилет сигнальный, страховочная привязь, удерживающая привязь (предохранительный пояс), диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический коврик, защитные очки и щитки, фильтрующие СИЗ органов дыхания с противоаэрозольными и противогазовыми фильтрами, изолирующие СИЗ органов дыхания, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, налокотники, самоспасатели, наушники, противошумные вкладыши, светофильтры, виброзащитные рукавицы или перчатки и т.п. не указаны в соответствующих типовых нормах, они могут быть выданы работникам со сроком носки "до износа" на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также с учетом условий и особенностей выполняемых работ.

Указанные выше СИЗ также выдаются на основании результатов проведения специальной оценки условий труда для периодического использования при выполнении отдельных видов работ (далее - дежурные СИЗ). При этом противошумные вкладыши, подшлемники, а также СИЗ органов дыхания, не допускающие многократного применения и выдаваемые в качестве "дежурных", выдаются в виде одноразового комплекта перед рабочей сменой в количестве, соответствующем числу занятых на данном рабочем месте.

20. Дежурные СИЗ общего пользования выдаются работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предназначены.

Указанные СИЗ с учетом требований личной гигиены и индивидуальных особенностей работников закрепляются за определенными рабочими местами и передаются от одной смены другой.

В таких случаях СИЗ выдаются под ответственность руководителей структурных подразделений, уполномоченных работодателем на проведение данных работ.

21. СИЗ, предназначенные для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, выдаются работникам с наступлением соответствующего периода года, а с его окончанием сдаются работодателю для организованного хранения до следующего сезона.

Время пользования указанными видами СИЗ устанавливается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и местных климатических условий.

В сроки носки СИЗ, применяемых в особых температурных условиях, включается время их организованного хранения.

22. СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.

23. СИЗ, взятые в аренду, выдаются в соответствии с типовыми нормами. При выдаче работнику специальной одежды, взятой работодателем в аренду, за работником закрепляется индивидуальный комплект СИЗ, для чего на него наносится соответствующая маркировка. Сведения о выдаче данного комплекта заносятся в личную карточку учета и выдачи СИЗ работника.

24. При выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.), работодатель обеспечивает проведение инструктажа работников о правилах применения указанных СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организует тренировки по их применению.

25. В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по независящим от работников причинам работодатель выдает им другие исправные СИЗ. Работодатель обеспечивает замену или ремонт СИЗ, пришедших в негодность до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работника.

26. Работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ.

Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.

27. Работникам запрещается выносить по окончании рабочего дня СИЗ за пределы территории работодателя или территории выполнения работ работодателем - индивидуальным предпринимателем. В отдельных случаях, когда по условиям работы указанный порядок невозможно соблюсти (например, на лесозаготовках, на геологических работах и т.п.), СИЗ остаются в нерабочее время у работников.

28. Работники должны ставить в известность работодателя (или его представителя) о выходе из строя (неисправности) СИЗ.

29. В соответствии с установленными в национальных стандартах сроками работодатель обеспечивает испытание и проверку исправности СИЗ, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на СИЗ ставится отметка (клеймо, штамп) о сроках очередного испытания.

III. Порядок организации хранения СИЗ и ухода за ними

30. Работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ.

В этих целях работодатель вправе выдавать работникам 2 комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки.

31. Для хранения выданных работникам СИЗ работодатель предоставляет в соответствии с требованиями строительных норм и правил специально оборудованные помещения (гардеробные).

32. В случае отсутствия у работодателя технических возможностей для химчистки, стирки, ремонта, дегазации, дезактивации, обезвреживания и обеспыливания СИЗ данные работы выполняются организацией, привлекаемой работодателем по гражданско-правовому договору.

33. В зависимости от условий труда работодателем (в его структурных подразделениях) устраиваются сушилки, камеры и установки для сушки, обеспыливания, дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ.

IV. Заключительные положения

34. Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя).

35. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем настоящих Правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

36. Контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) настоящих Правил в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878.

Для совершенствования механизмов предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ ввел с 1 марта 2022 года новую редакцию раздела X Трудового кодекса РФ. Он вводит новые понятия, права, обязанности и запреты – как для работников, так и для работодателей.


Все эти требования к охране труда, как и сейчас, будут детализированы в подзаконных нормативных актах – Минтруд России уже разместил для обсуждения тексты 15 проектов таких документов.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Запрет на работу в опасных условиях

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

За неприменение средств индивидуальной защиты – неоплачиваемый простой

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Новые обязанности и права

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Учет микроповреждений

Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.

При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.

Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:

  • обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
  • организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
  • физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
  • эффективные меры по контролю;
  • механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.

Риск-ориентированный подход

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Самообследование – новое право работодателя

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Служба охраны труда на предприятии

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Обязательные медосмотры

Для максимального учета интересов участников трудовых отношений предусмотрено, что с 1 марта 2022 года решения органов местного самоуправления о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения (ст. 220 ТК РФ) соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, территориального органа Роспотребнадзора.

Кроме того, гарантии сохранения места работы (должности) и среднего заработка распространили на случаи прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (новая ред. ст. 185 ТК РФ).

Специальная оценка условий труда

Цели – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

  • аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ;
  • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
  • оформления результатов проведения СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
  • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

Указанные новшества вступят в силу вместе с обновленным ТК РФ 1 марта 2022 года.

После этого у Минтруда России будет пять месяцев, чтобы принять новые документы взамен пока действующих.

Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.

Минтруд утвердил новую форму и правила подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответствующий приказ от 17.06.2021 № 406н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Новое положение о проверках работодателей

Положение сохраняет риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля, критерии отнесения деятельности работодателя к категории риска и периодичность плановых контрольных мероприятий.

При этом ранее ГИТ осуществляла госконтроль только в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок. С 23 июля при осуществлении госконтроля предусмотрены следующие мероприятия: профилактические, контрольных (надзорные). К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарные и выездные проверки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются только на внеплановой основе.

Читайте также: