Приказ о внесении изменений в аттестацию рабочих мест по условиям труда

Обновлено: 18.05.2024

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2009, N 30, ст. 3732; 2011, N 30, ст. 4586), пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 22, ст. 2754; N 27, ст. 3674) и подпунктом 5.2.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю:

к приказу Министерства труда

и социальной защиты

от 12 декабря 2012 г. N 590н

ВНОСИМЫЕ В ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 АПРЕЛЯ 2011 Г. N 342Н

1. Пункт 4 изложить в редакции:

"4. Аттестации подлежат рабочие места работодателя , в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вновь организованные рабочие места ), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:

За исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами работодателя (акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции, рабочие инструкции и другие документы).

  • работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
  • эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
  • работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
  • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

2. Пункт 8 изложить в редакции:

"8. Сроки проведения повторной аттестации устанавливаются работодателем, исходя из следующего:

а) на рабочих местах, указанных в пункте 4 Порядка, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), аттестация проводится не реже одного раза в пять лет;

б) на рабочих местах, указанных в пункте 4 Порядка, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), аттестация не проводится, за исключением случаев проведения внеплановой аттестации в соответствии пунктами 47 - 51 Порядка.

Срок проведения повторной аттестации отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

Датой начала проведения очередной аттестации является дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика проведения аттестации.

3. Абзац второй пункта 47 изложить в редакции:

"в случае обращения работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;".

4. Пункт 47 дополнить абзацем следующего содержания:

"в соответствии с предписанием, выданным работодателю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).".

5. Подпункт 7 пункта 3 приложения N 3 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда изложить в следующей редакции:

"7) в строке 021 - перечень используемых на рабочем месте оборудования (с указанием марки, регистрационного номера и года выпуска), материалов и сырья;".

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ, ОФОРМЛЯЕМОГО НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗАЯВИТЕЛЕМ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО ИМ В МИНТРУД РОССИИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ:

Для предоставления государственной услуги заявитель подает в Министерство на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление.

Заявление о предоставлении государственной услуги в произвольной форме, подписанное получателем государственной услуги лично, в котором последовательно указываются сведения о заявителе

В случае подачи заявления через единый портал государственных и муниципальных услуг оно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

В заявлении указываются:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя государственной услуги;
  • контактная информация (почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии))

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ:

  • сведения об имеющемся высшем образовании (наименование образовательной организации, проводившей обучение, направление подготовки (специальность), наименование, номер и дата выдачи документа (об образовании);
  • сведения об имеющемся дополнительном профессиональном образовании (наименование организации, проводившей обучение, наименование дополнительной профессиональной программы и количество часов, предусмотренных в соответствующей дополнительной профессиональной программе на изучение вопросов оценки условий труда, номер и дата выдачи документа о квалификации);
  • сведения об опыте практической работы в области оценки условий труда (наименование работодателя, перечень работ, выполнявшихся в области оценки условий труда, стаж работы в области оценки условий труда);
  • согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • копия документа об образовании, подтверждающего наличие высшего образования;
  • копия документа о квалификации, подтверждающего наличие дополнительного профессионального образования, дополнительной профессиональной программой которого предусмотрено изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее 72 часов;
  • копия трудовой книжки и (или) документов, подтверждающих наличие опыта практической работы в области оценки условий труда.

ИНФОРМАЦИЯ О МЕСТЕ НАХОЖДЕНИЯ И ГРАФИКЕ РАБОТЫ МИНТРУДА РОССИИ, СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О МЕСТЕ НАХОЖДЕНИЯ И ГРАФИКЕ РАБОТЫ МИНТРУДА РОССИИ:

Место нахождения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: 127994, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21.

График (режим) работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации:

  • понедельник, вторник, среда, четверг - с 9.00 до 18.00;
  • пятница - с 9.00 до 16.45;
  • обеденный перерыв - с 12.00 до 12.45.
  • понедельник, вторник, среда, четверг - с 9.00 до 18.00;
  • пятница - с 9.00 до 16.45;
  • обеденный перерыв - с 12.15 до 13.00.

СРОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ:

  • при приеме и рассмотрении заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов, принятии решения о допуске получателя государственной услуги к проверке знаний по проведению специальной оценки условий труда (далее - аттестационное испытание) или об отказе в аттестационном испытании - 20 рабочих дней с даты регистрации в Министерстве заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов;
  • при информировании получателя государственной услуги о допуске к аттестационному испытанию либо об отказе в аттестационном испытании -5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения;
  • при оформлении и выдаче получателю государственной услуги сертификата эксперта или информировании его об отказе в аттестации - 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания;
  • при рассмотрении апелляции – 3 месяца со дня ее поступления в комиссию по рассмотрению апелляций на результаты аттестации;
  • при проведении аттестационного испытания – 40 минут с момента начала тестового испытания.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ:

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ В СЛУЧАЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОТКАЗА В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ:

  • Срок приостановления предоставления государственной услуги в Министерстве не предусмотрен.

Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

  • несоответствие заявления требованиям к его содержанию и оформлению
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Заявители имеют право на обжалование нарушения порядка предоставления государственных услуг, выразившееся в решениях, действиях (бездействии) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, должностных лиц при предоставлении государственной услуги в досудебном и судебном порядке.
В досудебном порядке заявители могут обжаловать действия или бездействие должностных лиц путем обращения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Жалоба рассматривается уполномоченными должностными лицами.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Жалоба подается в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в письменной форме или в электронном виде.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа, осуществляющего предоставление государственной услуги, а также фамилию, имя, отчество должностного лица, решения, действия (бездействие) которого обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях, действиях (бездействии) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, должностных лиц;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением, действием (бездействием) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть направлена в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по почте (электронной почте), с использованием сети Интернет, официального сайта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Единого портала.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подаче жалобы в электронном виде документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документа, удостоверяющего личность заявителя, не требуется.

АДРЕСА ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ, В СЕТИ ИНТЕРНЕТ, СОДЕРЖАЩИХ ИНФОРМАЦИЮ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ:

СПРАВОЧНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МИНТРУДА, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННУЮ УСЛУГУ:

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.1. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики (прилагается);

1.2. Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях (прилагается);

1.3. Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях (прилагается);

1.4. Список производств, цехов, профессий и должностей, занятость в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда (прилагается);

1.5. Список производств, цехов, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, что дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда (прилагается);

1.6. Перечень производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели (прилагается).

2. Установить, что пенсии по возрасту на льготных условиях по Спискам № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, а также пенсии, которые могут устанавливаться предприятиями, организациями и учреждениями за счет собственных средств работникам других производств, профессий и должностей в зависимости от условий труда, назначаются по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

По результатам аттестации предприятиями, организациями и учреждениями устанавливается право работников на другие льготы и компенсации за работу во вредных и тяжелых условиях труда (дополнительный отпуск за работу во вредных и тяжелых условиях труда, доплаты к тарифным ставкам за работу во вредных и тяжелых условиях труда), определяется их продолжительность и размер, а также разрабатываются мероприятия по улучшению условий труда и оздоровлению трудящихся.

3. Руководителям предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и хозяйствования проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда в сроки и объемах, установленных порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; обеспечить обязательное ознакомление трудящихся с результатами аттестации.

4. Министерству труда и социальной политики Донецкой Народной Республики разработать и утвердить:

4.1. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда на территории Донецкой Народной Республики;

4.2. Порядок применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа роботы, дающие право на пенсию по возрасту на льготных условиях;

4.3. Порядок применения Списков производств, работ, цехов, профессий и должностей, занятость в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и за особый характер труда;

4.4. Порядок применения перечня производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели.

5. Министерству труда и социальной политики Донецкой Народной Республики совместно с Министерством здравоохранения Донецкой Народной Республики разработать и утвердить методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

6. Министерству здравоохранения Донецкой Народной Республики и Государственной санитарно-эпидемиологической службе Донецкой Народной Республики с привлечением специализированных научно-исследовательских учреждений Республики, разработать и утвердить порядок аттестации санитарно-гигиенических и санитарных лабораторий на право проведения санитарно-инструментальных исследований факторов производственной среды и трудового процесса для аттестации рабочих мест по условиям труда.

7. В отдельных случаях, с целью предупреждения необоснованного лишения работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, соответствующих льгот и компенсаций, для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на рабочих местах предприятий, где не произошли существенные изменения условий и характера труда в связи с внедрением новых технологий, средств производства, сырья, материалов, реконструкцией существующих объектов, помещений, а также отсутствие профессиональной заболеваемости, увеличение количества несчастных случаев на производстве, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, разрешить в течение года, использовать результаты санитарно-гигиенических исследований факторов производственной среды и трудового процесса, проведенных во время предыдущей аттестации, по согласованию с Государственной экспертизой условий труда Донецкой Народной Республики и Государственной санитарно-эпидемиологической службой Донецкой Народной Республики.

8. Контроль исполнения настоящего Постановления возложить на и.о. Министра труда и социальной политики Донецкой Народной Республики Толстыкину Л.В.

9. Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

от 26 апреля 2011 года N 342н

(с изменениями на 12 декабря 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 июня 2014 года на основании
приказа Минтруда России от 20 февраля 2014 года N 103н
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". - Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3; N 30, ст.3014, 3033; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 18, ст.1690; N 35, ст.3607; 2005, N 1 (ч.I), ст.27; N 13, ст.1209; N 19, ст.1752; 2006, N 27, ст.2878; N 41, ст.4285; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.34; N 17, ст.1930; N 30, ст.3808; N 41, ст.4844; N 43, ст.5084; N 49, ст.6070; 2008, N 9, ст.812; N 30 (ч.I), ст.3613; N 30 (ч.II), ст.3616; N 52 (ч.I), ст.6235, 6236; 2009, N 1, ст.17, 21; N 19, ст.2270; N 29, ст.3604; N 30, ст.3732, 3739; N 46, ст.5419; N 48, ст.5717; N 50, ст.6146; 2010, N 31, ст.4196; 52 (ч.I), ст.7002; 2011, N 1, ст.49) и подпунктом 5.2.65.2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2898; 2006, N 19, ст.2080; 2008, N 11 (ч.I), ст.1036; N 15, ст.1555; N 23, ст.2713; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; N 48, ст.5618; 2009, N 3; ст.378; N 2, ст.244; N 6, ст.738; N 12, ст.1427, 1434; N 33, ст.4083, 4088; N 43, ст.5064; N 45, ст.5350; 2010, N 4, ст.394; N 11, ст.1225; N 25, ст.316; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251; N 35, ст.4574; N 52 (ч.I), ст.7104; 2011, N 2, ст.339; N 14, ст.1935, 1944),

1. Утвердить Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению.

2. Ввести в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный настоящим приказом, с 1 сентября 2011 года.

в Министерстве юстиции

9 июня 2011 года,

регистрационный N 20963

Приложение
к приказу
Минздравсоцразвития России
от 26 апреля 2011 года N 342н

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

(с изменениями на 12 декабря 2012 года)

I. Общие положения

1. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.

Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

3. Результаты аттестации используются в целях:

разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

оценки профессионального риска;

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

4. Аттестации подлежат рабочие места работодателя, в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вновь организованные рабочие места), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает: *4.1)

За исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами работодателя (акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции, рабочие инструкции и другие документы).

работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;

эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;

работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;

использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;

хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

5. Аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом II Порядка, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (далее - измерения и оценки), если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

В случае принятия решения о непроведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда.

6. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 27, ст.2878; 2008, N 30 (ч.I), ст.3613; 2009, N 1, ст.21).

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

7. При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:

документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

При проведении аттестации работодатель обязан:

содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;

не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;

не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 44 раздела V Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

При проведении аттестации аттестующая организация:

определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

Читайте также: