Приказ о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Обновлено: 17.05.2024

С 19 сентября 2021 году действуют новые Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 14.07.2021 № 467н (далее – Правила № 467н). Прежние правила, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н с указанной даты утратили силу. Выделим основные новшества, на которые следует обратить внимание.

Новые и старые правила во многом схожи, принцип финансового обеспечения расходов на предупредительные меры остался прежним.

Напомним, что с 2021 года зачетный механизм не применяется. Предупредительные меры оплачиваются учреждениями (страхователями) за счет собственных средств, с последующим возмещением произведенных расходов за счет средств бюджета ФСС, в пределах суммы, согласованной с территориальным органом фонда на эти цели.

К сведению: порядок возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры утвержден Положением № 2375, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375.

Объем средств, подлежащих возмещению

на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профзаболеваниями;

на оплату отпуска работника (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Также сохранилась возможность увеличения объема финансирования до 30 % сумм уплаченных страховых взносов, если эти дополнительные средства потрачены на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста (абз. 4 п. 2 Правил № 467н).

В случае если численность работников не превышает 100 человек и в предыдущие два года страхователь не получал финансирования предупредительных мер, то предельная сумма для возмещения рассчитывается исходя из данных за три предыдущих года. При этом она не может быть больше суммы взносов на случай травматизма, уплачиваемых в текущем году за вычетом оплаты больничных листков в связи с несчастными случаями на производстве или профзаболеваниями и отпусков на период, когда работник лечился и добирался до места лечения и обратно, сверх ежегодного оплачиваемого отпуска (абз. 4 п. 2 Правил № 467н).

Перечень расходов на предупредительные меры

Перечень мероприятий, расходы по которым подлежат возмещению за счет средств ФСС, приведен в п. 3 Правил № 467н. Учреждение по-прежнему может компенсировать затраты:

на проведение специальной оценки условий труда;

на реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

на обучение в части охраны труда отдельных категорий работников;

на приобретение работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников;

на обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;

на приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;

на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;

на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучение и иные формы подготовки работников по безопасному проведению работ, а также хранение результатов такой фиксации;

на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста (за исключением размещения в номерах высшей категории).

Кроме того, в 2021 году финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы на борьбу с коронавирусом (COVID-19), в частности (п. 3.1 Правил № 467н):

на приобретение одноразовых масок, респираторов и (или) многоразовых тканых масок для защиты органов дыхания, а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов первого типа, одноразовых халатов;

на приобретение дезинфицирующих салфеток и (или) дезинфицирующих кожных антисептиков для обработки рук работников и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук этими антисептиками;

на покупку устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, и (или) дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;

на приобретение устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и (или) термометров;

на проведение лабораторного обследования работников на COVID-19 (метод ПЦР и (или) анализ на антитела).

Отметим, что аналогичные нормы были закреплены в прежнем порядке и применялись в 2020 году.

Подача документов для финансирования предупредительных мер

Срок обращения в ФСС с документами о финансовом обеспечении предупредительных мер остался прежним – до 1 августа текущего года (п. 4 Правил № 467н). Однако в 2021 году он продлен до 1 октября (п. 3 Приказа Минтруда РФ от 14.07.2021 № 467н).

Учреждению (страхователю) необходимо представить в фонд заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер по форме, приведенной в приложении 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237, с приложением следующих документов:

плана финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году по рекомендованной форме, приведенной в приложении к Правилам № 467н;

копии перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения спецоценки условий труда, и (или) копии (выписки из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);

документов (их копий), обосновывающих необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, перечисленных в п. 6, 6.1 Правил № 467н.

заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медосмотров (обследований) работников;

списки работников, направляемых на мониторинг состояния здоровья на рабочем месте, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;

копию договора с медицинской организацией, оказывающей услуги страхователю в проведении мониторинга состояния здоровья работников на рабочем месте;

перечень отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, с указанием количества, стоимости, даты изготовления и срока годности, а также техническую документацию, подтверждающую использование этого оборудования непосредственно для мониторинга состояния здоровья работников;

копии регистрационных удостоверений и сертификатов, подтверждающих возможность использования приобретаемых отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно для проведения мониторинга состояния здоровья работников на рабочем месте.

Для обоснования в 2021 году финансового обеспечения мероприятий по борьбе с коронавирусом представляются документы, приведенные в п. 6.1 Правил № 467н.

Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер с прилагаемыми к нему документами может быть подано в ФСС на бумажном носителе либо в форме электронного документа. При этом копии документов должны быть заверены печатью страхователя (при ее наличии) (п. 5, 8 Правил № 467н).

Порядок принятия решения ФСС

Сроки принятия решения территориальным органом ФСС о финансовом обеспечении предупредительных мер либо об отказе в финансировании не изменились. Как правило, такое решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и полного комплекта документов.

Если сумма страховых взносов, начисленных учреждением за предшествующий год, составляет более 25 млн руб., то срок принятия решения увеличивается до 18 рабочих дней (п. 10 Правил № 467н).

Отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер территориальный орган ФСС может только в следующих случаях:

1) у страхователя на день подачи заявления имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем году или по итогам камеральной или выездной проверки;

2) представленные документы содержат недостоверную информацию;

3) предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

4) страхователь представил неполный комплект документов.

Во всех иных случаях такой отказ неправомерен.

Возмещение расходов на предупредительные меры

Как и прежде, учреждение обязано вести учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС отчет об их использовании (п. 16 Правил № 467н).

К сведению: рекомендуемая форма отчета об использовании средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, приведена в Письме ФСС РФ от 05.08.2020 № 02-09-11/12-05-19094.

После выполнения предупредительных мер, предусмотренных планом финансового обеспечения, учреждению следует обратиться в территориальный орган ФСС с заявлением по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 № 26, и документами, подтверждающими соответствующие расходы. Срок обращения остался прежним – не позднее 15 декабря(п. 17 Правил № 467н).

ФСС в течение 5 рабочих дней со дня приема от учреждения указанных заявления и документов принимает решение о возмещении за счет своих средств расходов и перечисляет эти средства на расчетный счет учреждения, указанный в заявлении.

Обратите внимание: расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат возмещению (п. 19 Правил № 467н).

Учреждение несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер на основании согласованного плана финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган ФСС до 10 октября текущего года (п. 18 Правил № 467н).

В заключение выделим основные изменения, которые содержатся в Правилах № 467н.

Так же как и в прошлом году, учреждение может возместить расходы на борьбу с коронавирусом.

В 2021 году срок подачи в ФСС документов о финансовом обеспечении предупредительных мер продлен до 1 октября.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Комментарий к ст. 226 ТК РФ

1. Положения комментируемой статьи предоставляют возможность финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда из различных источников.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться: за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников - в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами соответствующего уровня; за счет добровольных взносов организаций и физических лиц; за счет средств работодателя (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг); за счет фондов охраны труда, которые могут создаваться в отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, у работодателей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, указанными в ч. 4 ст. 226.

2. Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ч. 1 ст. 210). Финансирование мероприятий по охране труда может осуществляться в рамках финансирования федеральных и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда посредством выделения ассигнований в бюджете соответствующего уровня.

3. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В связи с этим финансирование большинства проводимых работодателем мероприятий по охране труда работников осуществляется за счет его собственных средств (ст. 212). В ч. 3 комментируемой статьи установлен единый для всех работодателей размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда - не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, финансируемых за счет указанных средств, определяется работодателем исходя из специфики его деятельности. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

4. В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда. При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Закона о некоммерческих организациях.

Фонды охраны труда могут быть образованы на основе обязательств, закрепленных в тарифных и региональных соглашениях о добровольном выделении целевых средств для реализации мероприятий по охране труда.

В субъектах РФ фонд охраны труда может формироваться за счет средств, выделяемых в бюджете на основе решения органов власти субъектов РФ. В законы об охране труда, принимаемые в субъектах РФ, включены нормы, предусматривающие создание фондов охраны труда. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона Московской области от 06.11.2001 N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области" центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, а также организации могут создавать фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. В г. Москве могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы (ч. 6 ст. 14 Закона г. Москвы от 12.03.2008 N 11 "Об охране труда в городе Москве"). Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться исключительно для проведения мероприятий по охране труда.

5. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться в определенной части за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральным законом от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (подп. 5 п. 1 ст. 7) Фонду предоставлено право в 2014 г. принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Порядок и условия финансового обеспечения страхователем указанных предупредительных мер определены Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.

6. В соответствии с НК РФ работодателям, осуществляющим мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников, предоставляются налоговые льготы. Так, на основании п. 1 ст. 252 и подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, и расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

План мероприятий по охране труда — это локальный документ организации, который утверждается работодателем. Он представляет из себя заранее намеченные в определенной последовательности события, которые необходимо реализовать в организации, с целью приведения соответствия охраны труда требованиям законодательства.

План мероприятий по охране труда

Чем регламентируются мероприятия по охране труда?

В Приказе 181н приведены все возможные мероприятий по охране труда, поэтому их называют типовыми. Условно их можно разделить на организационные санитарные и технические.

Последовательность их выполнения расставляется в соответствии с приоритетом. Чаще всего из этого списка реализуется лишь малая часть. Все зависит от специфики. Чем сложнее и опаснее отрасль, тем большая часть из этого списка необходима к реализации.

Поэтому конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Важно отметить, планирование мероприятий по охране труда предусмотрено типовым положением 438н от 19.08.2016 г. для осуществления функционирования системы управления охраной труда на предприятии.

Самые важные мероприятия по охране труда

Правовые мероприятия – обеспечение документацией, которая включает в себя нормативные акты и локальную документацию по охране труда организации. Это заключение индивидуальных договоров сотрудников, списков, приказов, положений и т.д.

Социально-экономические мероприятия – включает возмещение сотрудникам по несчастным случаям, обязательное страхование, выплата трудовых пособий работникам, с которыми расторгнут трудовой договор, обеспечение льготами работников, работающих на вредном производстве и проч.

Санитарно-гигиенические мероприятия – обеспечение снижения уровня воздействия опасных и вредных факторов на работников предприятия, создание благоприятных условий труда.

Лечебно-профилактические мероприятия – медицинские осмотры и психиатрическое освидетельствование, обеспечение должным питанием работников, задействованных во вредном производстве.

Реабилитационные мероприятия – обеспечение скорейшего восстановления работоспособности сотрудника, с которым произошел несчастный случай, или который получил профзаболевание.

Нужно ли разрабатывать план мероприятий по охране труда?

Разработка плана мероприятий по охране труда — это процедура, реализуемая в рамках системы управления охраной труда (СУОТ) . В сою очередь, СУОТ является обязательным мероприятием для каждой организации в России (ст. 212 ТК РФ).

План разрабатывается как новыми организациями, так и действующими для того, чтобы руководство могло отследить эффективность работы охраны труда и учесть расходы на эти мероприятия.

Как разработать план мероприятий на год?

Что надо сделать? Сначала сделайте анализ расходов прошлых лет, составьте список всех предстоящих мероприятий по охране труда, рассчитайте смету расходов на эти мероприятия. На основании этой информации разработайте и утвердите у руководства план мероприятий по охране труда.

2. Запросите в бухгалтерии затраты на мероприятия текущего года, для того, чтобы точнее спрогнозировать мероприятия на следующий год

3. Запросите в отделе кадров список действующих работников, и планы по приему новых для того, чтобы спрогнозировать мероприятия по ним (обучение, инструктажи, медосмотры и т.д.).

4. Пообщайтесь с руководителями подразделений. Узнайте, какие изменения в области охраны труда произошли (износилась спецодежда, увеличились профриски и т.д). Выясните, какие планы на следующий год (закупка нового оборудования, добавятся новые работники и т.д.).

5. Ознакомьтесь с документами, в которых реализуются мероприятия по охране труда: профриски, карты спецоценки, предписания надзорных органов и т.д.

6. Составьте итоговый список мероприятий по степени важности. Сначала укажите обязательные — обучение, предварительные и периодические медосмотры, спецоценка, далее необязательные — приобретение стенда, новых средств коллективной защиты и т.д.

7. Составьте смету расходов по охране труда:

  • Все организации, за исключением государственных, обязаны тратить на мероприятия по охране труда не менее 0,2 процента суммы затрат на производство своей продукции. ( ст. 226 ТК РФ). Поэтому, запросите в бухгалтерии затраты на выпуск продукции за последний год.
  • Запросите в отделе планирования, либо в бухгалтерии положение о бюджетном планировании, чтобы узнать, как планируется бюджет в вашей организации в целом.
  • Оцените стоимость материальных ценностей, которые придется покупать, а также стоимость услуг сторонних организаций в области охраны труда. Вы должны знать, сколько стоят средства индивидуальной защиты, огнетушители, защитные устройства, обучение работников, спецоценка и проч.

8. Разработайте и утвердите у руководства план мероприятий по охране труда на основе перечня мероприятий и сметы расходов. Согласно типового положения 438н о СУОТ, в плане долно быть:

  • результаты условий труда;
  • перечень мероприятий;
  • ответственные лица;
  • сроки каждого мероприятия и какие результаты ожидаются.

Необходимо чтобы план мероприятий был зафиксирован на бумаге и утвержден работодателем. Однако утвержденной формы как таковой нет, поэтому он формируется в свободной форме. Главное чтобы он был понятным и соответствовал текущим потребностям. Он может содержать как наименование мероприятий, так и расчет финансовой составляющей. Все зависит от того как организована работа внутри организации.

Штраф за отсутствие плана мероприятий по охране труда составляет от 30 до 90 тысяч, либо приостановление деятельности ирмы на срок до 90 дней. (ст. 5.27 КоАП)

Пример упрощенного плана мероприятий по охране труда для бухгалтерской фирмы

При разработке плана мероприятий по охране труда, необходимо учесть множество факторов. Начнем с самого начала работы офиса. Организация только что зарегистрировалась. Снимает офис и начинает переезд в него и набор штата сотрудников.

План мероприятий может выглядеть следующим образом:

1. Мероприятия по пожарной безопасности:

По законодательству за помещение всегда отвечает его владелец, однако очень часто арендодатель перекладывает часть ответственности на арендующие организации. Выше приведен перечень самых распространенных мероприятий, с которыми сталкивается арендующие организации. Поэтому при выборе помещения необходимо учитывать этот момент.

Если же собственником помещения является сам работодатель, то необходимо позаботиться о том, чтобы помещение соответствовало требованиями пожарной безопасности ( наличие систем оповещения, исправность пожарных рукавов, беспрепятственный доступ к эвакуационным выходам и так далее).

2. Организация проведения предварительного медицинского осмотра для принимаемых на работу сотрудников ( в случае если это необходимо), а также психиатрических освидетельствований и предрейсового медосмотра (в случае если это необходимо).

С 24 мая 2020 для офисных сотрудников проведение таких осмотров отменили, однако если в компании есть водитель, то для него такие осмотры необходимы (психиатрические и предрейсовые). То же самое касается и других не офисных специальностей, если они есть в штатном расписании организации.

3. Проведение специальной оценки условий труда.

— определение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ;
— заключение договора с аттестованной организацией;
— содействие организации в процессе проведения спецоценки;
— сдача отчетности по итогам проведения;
— ознакомление сотрудников с результатами;
— организация проведения мероприятий, рекомендованным по результатам спецоценки.

Проведение данного мероприятия позволит определить условия труда. В том числе в материалах специальной оценки условий труда, по ее итогам, будет приведен список рекомендованных мероприятий, которые Вы сможете внести в план на следующий год (например замена ламп на более яркие и т.д.). Однако если на рабочих местах все в порядке, то никаких мероприятий в материалах СОУТ не будет.

4. Организация необходимого обучения по охране труда для руководителей и сотрудников организации (ОТ,ПБ,ЭБ,ГО и ЧС) в соответствии с внутренней структурой организации.

В данном случае вы направляете на обучение генерального директора, руководителей структурных подразделений и прочих ответственных лиц, которые непосредственно будут осуществлять контроль за соблюдением требований охраны труда и, благодаря обучению, будут иметь возможность проводить инструктажи.

5. Создание локальных нормативных актов и документов:

— система управления ОТ;
— приказы о назначении ответственных по различным вопросам, связанным с охраной труда;
— программы инструктажей;
— инструкции по охране труда;
— журналы учета;
— прочая сопутствующая документация (здесь можно расписать подробно какая именно (то есть связанная с медосмотрами, психиатрическими освидетельствованиями, эксплуатацией служебного автомобиля и так далее).

Документация ведется в зависимости от специфики деятельности организации. Чем сложнее и опаснее отрасль, тем больше документов необходимо будет вести. Перечень документов создается исходя из законодательного акта, по которому вы работаете.

6. Создание рабочих мест, соответствующих требованиям охраны труда:

Не стоит экономить на своих сотрудниках. Комфортное и безопасное рабочее место, на котором у сотрудника не будут болеть спина, глаза и так далее, будет выполнять свою работу более качественно

7. Организация режима труда и отдыха и комфортных условий работы:

— утверждение графика работы и регламентированных перерывов;
— организация места хранения и приема пищи (если это позволяет помещение, так как на рабочих местах прием пищи запрещен);
— наличие систем вентиляции, отопления и кондиционирования для поддержания оптимальных показателей микроклимата;
— закупка кулеров с питьевой водой и заключение договора с организацией на постоянную поставку воды;
— приобретение бытовой техники для комнаты приема пищи;
— организация места для курения в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Создание условий для комфортного отдыха позволит Вашим сотрудникам быстрее восстанавливаться и тем самым повысит их трудоспособность.

8. Приобретение стендов, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей.

Данное мероприятие позволит акцентировать внимание сотрудников на важных моментах, связанных с их безопасностью.

9. Инструктирование сотрудников правилам техники безопасности:

— проведение всех необходимых инструктажей;
— проверка знаний требований охраны труда;
— стажировка на рабочем месте (при необходимости);
— ведение сопутствующей данным мероприятиям документации.

10. Контроль за соблюдением трудовых прав работников

​​​​​​​В соответствии с трудовым кодексом. Сюда можно отнести соблюдение режима труда и отдыха, своевременная оплата труда, в том числе оплата переработок и работы в выходные и праздничные дни. В некоторых случаях соблюдение работодателем требований, связанных со здоровьем сотрудников (сокращенные смены, отпуск по лечению, ограничения в работе по беременности и так далее)

11. Организация соблюдения работниками требований охраны труда и внутренних правил организации:

— принятие мер к сотрудникам, нарушившим требования техники безопасности;
— проведение мероприятий, направленных на исключение повторения подобных ситуаций.

12. Организация расследований несчастных случаев на рабочем месте в случае получения сотрудниками травм, при выполнении своих трудовых обязанностей.

Примерно так выглядит список на 1 год работы новой организации.В дальнейшем в данном перечне будет лишь контроль за соблюдением всех мероприятий и сроками их выполнения. Необходимо это для того, чтобы организовать повторные инструктажи, обучения, СОУТ и прочие мероприятие, которые носят периодический характер.

Таким образом, специалист по охране труда, на основании информации, получаемой в процессе своей работы, организует мероприятия по охране труда и технике безопасности. Стоит отметить, что почти все мероприятия, перечисленные в рамках данной статьи, подразумевают под собой правильное ведение документооборота, так или иначе связанного с реализуемым мероприятием.

Разработка плана мероприятий по охране труда один из важнейших этапов. Составляется такой план обычно на год. В нем специалист расписывает организационно технические мероприятия по охране труда в порядке их значимости, таким образом расставляя приоритеты. При этом, он ставит задачи и распределяет ответственность, чтобы иметь возможность контролировать ход выполнения намеченных мероприятий.

По истечении срока, на который был разработан план мероприятий, подводятся итоги успешности его выполнения. Проводится сравнительный анализ (до мероприятий/после мероприятий) и разрабатывается новый план. Таким образом каждый последующий все больше совершенствует уровень охраны труда в организации. В конечном итоге остается лишь контроль за периодичностью и поддержанием функционирования охраны труда.

Эксперт SRG-ECO Николай Сачков прокомментировал тему особенностей финансирования мероприятий по охране труда в специальной рубрике журнала “Охрана труда и пожарная безопасность”.


Николай Сачков

сертифицированный аудитор системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности стандарту ISO 45001:2018

Два подхода к финансированию мероприятий по охране труда

Какие основные подходы в финансировании мероприятий по охране труда?

Можно выделить два принципиальных подхода к формированию плана мероприятий по охране труда.

Первый подход напрямую связан с исполнением обязательных по российскому законодательству мероприятий. К ним относятся:

• проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), оценки профессиональных рисков и производственного контроля (далее — ПК);

• обеспечение сотрудников средствами индиви- дуальной защиты (далее — СИЗ);

• проведение обучений для персонала и медицинских осмотров, а так- же ряд других процедур.

Такой подход позволяет сформировать минимальный бюджет на реализацию мероприятий и защитить работодателя от административной ответственности, которая может последовать за нарушения законодательства по охране труда.

Как правило, реализация плана, составленного по данному принципу, зависит от объема реально выделяемых средств из бюджета организации. И, как показывает практика, при выборе подхода, базирующемся только на законодательстве, отводится не выше установленных 0,2% и размеров выплат в ФСС.

В основе второго подхода заложена главная задача системы управления охраной труда (далее — СУОТ) — нулевой травматизм или так называемый Vision Zero. План мероприятий по охране труда в данной системе начинается с проведения оценки профессиональных рисков.

Актуальность процедуры управления профрисками

Во-первых, сейчас происходит переход на риск-ориентированный подход, который предполагает предупреждение происшествий. Именно на это и направлена оценка рисков: выявить и устранить потенциальные опасности

Отходя от законодательных обязательств, важно отметить, что оценка рисков позволяет выделить основные категории мероприятий по степени важности (незамедлительные, срочные, среднесрочные, долгосрочные и др.) и, таким образом, грамотно разработать план необходимых мер именно для конкретного предприятия. Такой подход дает возможность идентифицировать и оперативно предотвратить наиболее опасные, с точки зрения здоровья и жизни работников, факторы.

Пример:

Строительная организация провела оценку профессиональных рисков и выделила наиболее опасную деятельность внутри компании — работы на высоте. После выявления риска все работы будут незамедлительно остановлены. Параллельно с этим разрабатывается план мероприятий, включающий внесение изменений в технологический процесс, оснащение сотрудников СИЗ и средствами коллективной защиты, обучение и тестирование персонала, ежедневный контроль и другие необходимые меры. Функционирование возобновляется только после того, как будут проведены все ликвидирующие опасности мероприятия. Такой подход предполагает гибкое бюджетирование. В таких условиях работодатель готов выделять ресурсы, руководствуясь не просто требованиями законодательства, а реальными потребностями. Конечно, размеры затрат будут значительно превышать установленный стандарт 0,2%, но вложенные средства будут работать более эффективно, минимизируя все возможные риски и опасности.

Возврат денег через ФСС

Осуществляет ли компания возврат денег через Фонд социального страхования? Если да, то за какие именно расходы чаще возвращаются средства? Кто этим процессом занимается: служба охраны труда или бухгалтерия?

Возврат средств через Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) актуален для крупных предприятий, так как страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер лишь до 20 % от сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как показывает практика, компании охотно пользуются этим инструментом для компенсации таких мероприятий, как СОУТ, обеспечение сотрудников СИЗ и проведение медицинских осмотров. На порядок реже возмещается обучение по охране труда с отрывом от производства.

Подача заявления на возврат денежных средств из ФСС — довольно трудоемкий процесс.

Процедуры до подачи заявления на возврат денежных средств из ФСС

Как правило, заявление в ФСС подготавливает и подает специалист по охране труда во избежание несоответствий. Бухгалтерия в данном случае следит только за суммами и сроками подачи документации. Процедура сопряжена со многими узконаправленными процедурами:

  • проверка лицензий оказывающих услуги организаций;
  • составление перечней СИЗ в соответствии с Типовыми нормами и перечня рабочих мест для СОУТ, списков на обучение;
  • формирование текстов договоров и ценообразования.

Финансирование дополнительных мероприятий по охране труда

На какие дополнительные мероприятия по охране труда компания выделяет деньги (помимо обязательных): санаторно-курортное лечение, дополнительные СИЗ, организация оздоровительных процедур и мероприятий, организация комнат отдыха, спортзалов, санитарно-бытовое обслуживание, дополнительное обучение (типа OHSAS), организация мероприятий по охране труда, праздников, конкурсов и т. д.

Когда речь заходит о дополнительных мероприятиях по охране труда, часто их ассоциируют с необязательными и (или) не особо важными инструментами.

Если же мы обратимся к международному опыту, то увидим, что для иностранных компаний вопрос добровольной сертификации по ISO 45001 стоит на одном из приоритетных мест. На подобные цели компании активно выделяют большие средства. Именно сертификация позволяет взглянуть на бизнес-процессы под другим углом, вскрывая недоработки компании, и улучшить благодаря этому результаты в области охраны труда. Кроме того, данный инструмент повышает репутацию компании на международном рынке и способствует развитию культуры безопасности, в целом.

Пример:

В международной нефтяной компании произошел ряд несчастных случаев с повреждением органов зрения. Происшествия были зафиксированы не только среди работающего на производстве персонала, но и у сотрудников, которые использовали территорию предприятия в качестве прохода в офис. После установления факта массового травмирования компания приняла экстренное решение обеспечить защитными очками (в том числе с корригирующими диоптриями) 100 % персонала компании (60 000 человек) и все подрядные организации. Результат по обеспечению работников заложили в KPI финансового директора, директора по пожарной безопасности и охране труда, директора по МТС, главных инженеров и всех других линейных руководителей. На конец следующего отчетного периода не было зафиксировано ни одного случая травматизма органов зрения ни среди работников компании, ни среди сотрудников компаний-подрядчиков.

Источник: Журнал “Охрана труда и пожарная безопасность” N 11 (71) ноябрь 2020

Читайте также: