Как рассчитать отпуск военнослужащего по контракту в год увольнения

Обновлено: 20.05.2024

Положены ли дополнительные выходные дни военному при уходе со службы?

Дополнительный отпуск можно взять в один год из 3 лет до достижения военнослужащим установленного предельного возраста пребывания на службе в ВС РФ или в год увольнения по текущему состоянию здоровья или в связи с сокращением штата.

Подобное отпускное время положено и тем военным, которые не использовали его ранее и остаются в строю после истечения предельного срока пребывания на службе. В дополнительный отпуск можно уйти только 1 раз за весь срок службы.

  • истечение срока военной службы наступает не через 3 года или раньше;
  • сокращение штата;
  • по текущему состоянию здоровья.

Также должно соблюдаться условие про стаж военной службы в 20 лет.

Согласно ст. 49 ФЗ № 53 от 28 марта 1998 г., предельный возраст пребывания на военной службе для:

  • маршала РФ (генерала армии, адмирала, адмирала флота, генерал-полковника) составляет 65 лет;
  • генерал-лейтенанта (вице-адмирала, контр-адмирала, генерал-майора) — 60 лет;
  • полковника и капитана 1-го ранга — 55 лет;
  • военнослужащего, который имеет иное воинское звание, — 50 лет.
  • для женщин-военнослужащих этот возраст меньше — 45 лет.

В п. 15 ст. 28 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г., перечислены иные виды дополнительных отпусков для военных:

  • учебные, творческие, по болезни, по личным обстоятельствам;
  • допотпуска для ветеранов боевых действий;
  • допотпуска для военнослужащих, проходящих службу на территориях, пострадавших после аварии на Чернобыльской АЭС;
  • отпуска, предоставляемые после космического полета.

В дополнительный отпуск по личным обстоятельствам на 10 дней военнослужащий может уйти только в следующих ситуациях:

  • при наличии тяжелой болезни или смерти (гибели) семьи или определенного близкого родственника военнослужащего (например, супруга/супруги, матери, сына и др.) или лица, на иждивении которого находился военный;
  • после возникновения пожара или иного стихийного бедствия в квартире военнослужащего или у его близкого родственника;
  • в иных случаях — по отдельному решению командира части.

Порядок предоставления

Порядок получения военнослужащим отпуска в год официального увольнения таков:

  1. В конкретный срок сдачи дел, который установлен старшим командиром (ст. 90 Устава внутренней службы ВС РФ, утв. Указом Президента РФ № 1495 от 10 ноября 2007 г.), до завершения контракта сотрудник отдела кадров письменно предупреждает военного об увольнении. Вместе с таким предупреждением военному предоставляется информация о количестве неотгулянных отпускных дней.
  2. Военнослужащий составляет рапорт на имя действующего командира части с просьбой предоставить положенный отпуск (основной или дополнительный), который еще не отгулян по состоянию на конкретный год увольнения.
  3. После одобрения руководством рапорта военнослужащего и подготовки официального приказа военный уходит в отпуск.
  4. На следующий день после завершения отпуска подготавливается приказ об увольнении. В это же время проводится финансовый полный расчет с увольняемым лицом

Отпуск при увольнении предоставляется полностью или частями. Причем одна часть составляет 15 дней как минимум (п. 1 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы).

Как правильно рассчитать отпускные дни?

Продолжительность положенного основного отпуска в год увольнения со службы исчисляется по специальной формуле:

Количество отпускных дней на день увольнения = (Стандартная продолжительность отпускного времени / 12) х (Количество полных месяцев несения воинской службы с начала текущего календарного года до определенного дня увольнения).

Округление неполных месяцев и дней выполняется в сторону увеличения.

Стандартное количество дней в ежегодном отпуске военнослужащего зависит от выслуги лет (ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы):

blank

  • от 1 до 9 лет — 30 суток;
  • от 10 до 15 лет — 35 суток;
  • от 15 до 20 лет — 40 суток;
  • от 20 лет — 45 суток.

Выслуга считается в льготном исчислении, то есть учитываются повышающие коэффициенты. Основные правила расчета льготной выслуги определены в постановлении Правительства № 941 от 22 сентября 1993 г.

Пример! Степанов П. С. увольняется со службы 21 августа 2017 г. Его стаж военной службы составляет 11 лет. Он вправе уйти в основной отпуск на 35 суток. В 2017 году Степанов еще не отгулял положенные отпускные дни. Таким образом, до увольнения со службы Степанов отправится в основной отпуск на такой срок = 24 дн. (35 дн. / 12 мес. х 8 мес.).

Если действующий контракт завершается до 15-го числа, текущий конкретный месяц в расчет не берется. После 15-го к отпуску добавляются сутки еще за 1 месяц. К этому времени отдыха прибавляются еще и те дни, которые положены за участие в различных боевых действиях, несение суточного дежурства и выполнение иных служебных задач.

К полученной величине основного отпуска надо будет добавить дни положенного дополнительного отпуска. Он предоставляется в полном объеме.

Есть ли выплаты?

При увольнении военнослужащему положены такие выплаты:

  • разовая выплата в соответствии со ст. 3 ФЗ № 306 от 7 ноября 2011 г. — 2 оклада (до 20 лет службы) и 7 окладов (свыше 20 лет);
  • премия в размере до 3 окладов — выплачивается только тем военным, кто добросовестно исполнял свои воинские обязанности (п. 77 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих, утв. приказом Минобороны РФ № 2700 от 30 декабря 2011 г.);
  • матпомощь — выплата, которая начисляется в зависимости от конкретных условий прохождения службы (п. 84, 89 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих).

В списке вышеприведенных выплат нет денежной компенсации за неотгулянные отпускные дни. Таким образом, военнослужащему необходимо использовать все отпуска в тех годах, когда они были положены.

Если же по каким-либо определенным причинам в прошедшие годы не получилось отгулять положенные отпускные дни, они автоматически сгорают без предоставления премии и иной денежной выплаты.

О выплатах и льготах военнослужащим при увольнении читайте тут.

Рапорт

Рапорт на дополнительный отпуск подается после возникновения у военнослужащего права на подобный отдых. Раньше нельзя этого сделать.

blank

Военнослужащий подает рапорт как минимум за 6 месяцев до дня увольнения со службы. В случае освобождения от службы по сокращению штата или болезни этот документ следует подавать со дня устного уведомления отделом кадров об этом.

Образец рапорта можно получить в своей части. В этом документе указываются следующие сведения:

В просительной части рапорта можно не уточнять выслуги лет и сроков окончания контракта. Кадровики самостоятельно проводят подобный расчет, по результатам которого они устанавливают право военнослужащего на получение дополнительных отпускных дней при увольнении.

В рапорте указывается ссылка на такую норму закона — п.10 ст.11 ФЗ № 76 от 27 мая 1998 г. Рапорт рассматривается на протяжении 30 суток со дня подачи (на практике — на протяжении 2 недель).

По результатам рассмотрения военнослужащему выдается отдельная выписка из нового приказа, в котором отражены даты окончания и начала предоставленного допотпуска.

По каким причинам могут отказать в предоставлении отпускного периода?

Если гражданин получил право на дополнительный отпуск по закону, отказать в нем командир не имеет права. То есть отказ может быть связан только с отсутствием оснований для отпуска. Такое возможно в двух случаях:

В последнем случае нужно обжаловать отказ в дополнительном отпуске, обратившись к военному прокурору или в суд. Ниже — пример того, как военному удалось отстоять свои права на дополнительный отпуск как ветерану боевых действий.

Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья или субсидии? Каков порядок обеспечения военнослужащих жильем при увольнении? На эти вопросы вам помогут ответить наши статьи.

Пример из судебной практики

Военнослужащему-ветерану боевых действий Л. не был предоставлен дополнительный отпуск. Поэтому он был исключен из списков личного состава воинской части раньше, чем рассчитывал. Командование отклонило рапорт Л. о получении допотпуска за 2015 год и исключило его из личного состава воинской части 5 июля 2015 г.

После подобного нарушения законных прав ветеран боевых действий Л., находящийся в запасе, обратился с иском в военный гарнизонный суд г. Улан-Удэ. В исковом заявлении Л. просил изменить день исключения из списков личного состава с учетом предоставления отпускного дополнительного времени.

По результатам рассмотрения Улан-Удэнский суд отклонил подобный иск. Однако Восточно-Сибирский окружной военный суд отменил решение первой судебной инстанции и удовлетворил требование Л. Он посчитал, что решение суда первой инстанции нарушает ст. 29 Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г., согласно которому дополнительное отпускное время устанавливается до дня исключения увольняемого из списков личного состава воинской части.

blank

Чтобы восстановить права Л., Восточно-Сибирский суд обязал конкретных должностных лиц воинской части перенести установленную дату исключения Л. из списков личного состава на количество положенных ему отпускных дней — на 21 июля 2015 г. — и выплатить ему соответствующее денежное довольствие.

В итоге, выполняя решение Восточно-Сибирского суда, командование предоставило Л. дополнительный отпуск за 2015 год.

Пример взят из судебной практики о предоставлении военнослужащему отпуска при увольнении. Источник — обзор судебной практики военных окружных судов по административным и гражданским делам в 2016 году, утвержденный Президиумом ВС РФ 19 июля 2017 г.

Однако не всегда удается равномерно распределить периоды отдыха, поэтому возникает необходимость расчета неиспользованных дней отпуска при увольнении военнослужащих. Если для гражданских служащих предусмотрены денежные выплаты за сэкономленные дни, то в военной службе порядок компенсации будет несколько другим.

Правила увольнения

Военнослужащие по контракту могут рассчитывать на использование таких видов отдыха:

При этом, согласно указанному выше Закону, все дни положенного отдыха в обязательном порядке должны быть исчерпаны в каждом году, то есть перенос дней отдыха на будущие года не допускается (в отличие от гражданских служащих). По этой причине, если на протяжении года не получилось использовать накопленные сутки, приказ на отпуск подписывается в начале нового календарного года.

Важно! Независимо от того, сколько дней отдыха было сэкономлено в текущем году, подписание приказа об увольнении военного возможно только после отгула всех суток.

Отпуск при увольнении военнослужащего

За 3 дня до того, как завершается срок действия договора с военнослужащим, кадровый отдел воинской части обязан письменно предупредить военного о предстоящем увольнении и о нежелании продолжать контракт. Также дополнительно должна быть указана информация с расчетом положенных дней отдыха, которые обязательно нужно использовать.

Увольняющийся гражданин должен написать рапорт на имя руководства воинской части с просьбой предоставить одновременно основной и дополнительный отпуск, накопленный в год увольнения с военной службы. После резолюции руководства и подготовки приказа об отпуске начинается отсчет отпускного периода. На следующий день после окончания отдыха должен быть подготовлен приказ об увольнении лица, а также производится полный финансовый расчет с гражданином.

Внимание! Ни при каких условиях нельзя уволить военнослужащего, находящегося в отпуске.

Также необходимо учитывать, что не предоставление возможности военнослужащему использовать все положенные сутки основного и дополнительного отпуска является существенным нарушением норм действующего законодательства. Это связано с тем, что после окончания юридической силы контракта и до завершения отпускного периода каждый из отгулянных дней в полной мере засчитывается в общий стаж, что влияет и на пенсионное обеспечение, и на дополнительные льготы военным.

Формирование и расчет отпускных дней

В зависимости от подразделения прохождения службы, а также от характера выполняемых мероприятий максимальное число допустимых к отдыху дней за один календарный год составляет 60 суток. Поскольку не всегда окончание военной службы выпадает на конец календарного года, разработана индивидуальная формула расчета, которая позволяет правильно и справедливо подсчитать число дней, обязательных к отгулу перед увольнением.

Рассмотрим универсальную формулу подсчета дней отдыха. Для этого нам понадобятся такие показатели:

  • количество полных месяцев службы с начала календарного года;
  • количество дней в текущем месяце, где заканчивается срок действия контракта;
  • полная продолжительность основного ежегодного отпуска (в соответствии с должностью и званием);
  • число дополнительных суток на текущий момент.

Увольнение военнослужащего

Что касается текущего месяца, то, если срок действия контракта заканчивается до 15-го числа, текущий месяц в расчет не учитывается. Если же контракт завершается после 15-го, то необходимо добавить сутки еще за один месяц.

Полученная сумма является числом дней, которые должны быть использованы до увольнения. К этому необходимо приплюсовать еще те дни, которые были заработаны дополнительно за суточные дежурства, участие в боевых действиях и другие выполненные задачи.

Нужно знать! Если положенный отпуск с последующим увольнением предоставлен не был, а исключение служащего из числа военных конкретной части зафиксировано приказом, то необходимо обращаться в суд для восстановления контракта. В таком случае весь период времени, который прошел с момента незаконного увольнения до восстановления на службе, должен быть засчитан в общий стаж.

Кроме того, все дни отдыха, которые были использованы после даты окончания контракта, учитываются в стаж. Они еще влияют на начисление льгот и пособий, а также материально-техническое обеспечение военного.

Выплата финансовых компенсаций

Кроме того, что увольнение является основанием для использования всех отпускных дней, также обязательно проведение всех финансовых выплат военному. К основным из них относятся:

  • одноразовая выплата, ее размер зависит от срока службы, и исчисляется в минимумах доходов граждан (до 20 лет службы — 2 минимума, свыше 20 — 7 минимумов);
  • одноразовая дополнительная премия, рассчитывать на нее могут не все военные, а лишь те, кто добросовестно выполнял свои обязанности;
  • материальная помощь — это факультативная выплата, она начисляется в зависимости от условий прохождения службы;
  • денежная компенсация за признание военного непригодным к дальнейшей службе (данное заключение обязательно должно подтверждаться выводом врачебной комиссии).

Как видно, в списке возможных выплат отсутствует денежная компенсация за сэкономленные дни отдыха, поэтому нужно использовать все отпускные периоды в тех годах, когда они были накоплены. Если же по каким-либо причинам за прошедшие года не удалось использовать все отпускные дни, они просто сгорают без возможности отгула или денежной оплаты. Подробнее о выплатах военнослужащим при увольнении читайте в этой статье.

(2 оценок, среднее: 4,50 из 5)

Военнослужащий с женой

Военнослужащие армии РФ

Военнослужащие на переподготовке

Беременные военнослужащие и их права

Отпуск в армии у срочников

Военнослужащий подает прошение об отпуске

Здравствуйте. Я являюсь военнослужащим по контракту, дата окончания контракта 3.05.2020 г. есть не отгулянный основной отпуск, в количестве 12-и (двенадцати) суток, я напасал рапорт на отпуск, что-бы отгулять его до окончания контракта, но командир подразделения отказывается его подписывать. Подскажите пожалуйста, как быть в такой ситуации, что делать, каки меры можно предпринять и к кому можно обратится?

Не хочет подписывать, пусть напишет на рапорте отказ и причину, а дальше будете обжаловать.

Ответ командира подразделения был таковым:
— Я не чего подписывать не буду, в связи с происходящей ситуацией в стране, отгуляешь отпуск как наступит дата окончания контракта или же как только придёт первый приказ о твоём увольнение, если тебя это не устраивает иди к командиру части, я тебе подписывать не чего не буду.

После этого разговора я собирался направится к командиру части, но как выяснилось командир части, принимает личный состав на беседу только по пятницам. В с вязи с этим я решил проконсультироваться, пока есть время.

Большое вам спасибо за помощь. Подписали рапорт, но теперь появилась новая проблема, женщины которые подсчитывают отпускные дни и отдают отпускные билеты, они говорят что у меня нет отпускных дней и взять я их смогу только с мая. Как такое вообще может быть?
Подскажите пожалуйста.

Добрый вечер!Помогите,пожалуйста.Мой муж находится в служебной командировке в другой стране с 11 января этого года.1 декабря у него заканчивается контракт,который продлевать он не собирается.В отпуск он в этом году не ходил,ни в основной , ни в ветеранский.По прибытию ему положены отгулы за нахождение в командировке.Он хочет отгулять и отгулы и все отпуска.Не брав компенсацию.Имеет ли прав командывании отказать в отгуливании все положенных дней отдыха?

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалоб гражданина В.Е. Голубя к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Е. Голубь просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 2, 10, 18, 19, 37 (часть 5), 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3), 59 (часть 2), 90 (часть 3) и 126, следующие нормы Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237):

статью 29 "Порядок предоставления основного отпуска" и, в частности, ее пункт 3, закрепляющий порядок исчисления продолжительности основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год поступления его на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы, а также пункт 16 данной статьи, согласно которому предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы; при невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками, при этом в указанном случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности;

пункт 16 статьи 34, устанавливающий, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением; до проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается;

пункт 24 статьи 34, закрепляющий правило о том, что военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и данным Положением.

По мнению В.Е. Голубя, статья 29 Положения о порядке прохождения военной службы не соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку регулирует не только вопросы предоставления отпуска, но и порядок увольнения военнослужащего с военной службы, что позволяет правоприменителям не признавать нарушение порядка исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части необоснованным увольнением, считая допущенные нарушения связанными лишь с предоставлением отпуска. При этом, как указывает заявитель, пункт 16 данной статьи по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет по-разному определять день исключения военнослужащего, находящегося в отпуске, из списков личного состава воинской части (в одних случаях таким днем считается последний день отпуска, в других - первый день, следующий за отпуском), чем ставит военнослужащих в неравное положение.

Несоответствие Конституции Российской Федерации пункта 3 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы В.Е. Голубь усматривает в том, что указанная норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, лишает военнослужащих, которым предоставлен отпуск до увольнения с военной службы с окончанием в следующем календарном году, права на предоставление отпуска в новом календарном году.

Нарушение своих прав пунктом 16 статьи 34 названного Положения заявитель связывает с тем, что по смыслу, придаваемому данной норме пунктом 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", она допускает при незаконном исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части (без обеспечения его установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением) устранение нарушения прав такого военнослужащего без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, а пунктом 24 статьи 34 названного Положения - с неопределенностью процедуры увольнения военнослужащих с военной службы, препятствующей единообразному применению указанной нормы.

Кроме того, заявитель просит признать не соответствующим тем же статьям Конституции Российской Федерации пункт 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", поскольку им устанавливается иной по сравнению с действующим законодательством порядок восстановления нарушенных прав военнослужащих.

Как следует из представленных материалов, заявитель подал рапорт с просьбой уволить его с военной службы по состоянию здоровья (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и до исключения из списков личного состава воинской части предоставить ему основной отпуск за 2014 год и обеспечить всеми видами положенного довольствия. Заявителю был предоставлен основной отпуск с 10 ноября по 31 декабря 2014 года, по окончании которого он должен был 1 января 2015 года явиться к месту службы. Приказом командира воинской части В.Е. Голубь исключен из списков личного состава воинской части с 7 января 2015 года с учетом предоставления ему основного отпуска за 2015 год со 2 января по 6 января 2015 года. С данным приказом заявитель был ознакомлен 15 января 2015 года. Денежное довольствие заявителю за период по 31 декабря 2014 года было выплачено 22 декабря 2014 года, а за период с 1 января по 7 января 2015 года - 15 января 2015 года.

Решением суда признан незаконным приказ командира воинской части в части исключения В.Е. Голубя из списков личного состава воинской части с 7 января 2015 года, на командира воинской части возложена обязанность изменить дату исключения заявителя из списков личного состава воинской части на 15 января 2015 года (день обеспечения заявителя денежным довольствием), а также обеспечить заявителя всеми видами довольствия за период незаконного исключения из списков личного состава воинской части - с 8 января по 15 января 2015 года. В удовлетворении остальных требований (в частности, о предоставлении основного отпуска за 2015 год с оплатой проезда к месту его проведения и обратно, о восстановлении в списках личного состава воинской части на неопределенный срок) В.Е. Голубю было отказано.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.Е. Голубем материалы, не находит оснований для принятия его жалоб к рассмотрению.

2.1. Статья 29 Положения о порядке прохождения военной службы является элементом правового механизма, обеспечивающего реализацию лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых, и определяет порядок предоставления им основного отпуска, при этом пункт 3 данной статьи направлен на обеспечение соотнесения продолжительности основного отпуска военнослужащего с продолжительностью его служебной деятельности в соответствующем календарном году, а ее пункт 16 устанавливает правила предоставления отпусков военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы и не использовавшим отпуска полностью до дня истечения срока службы, и предусматривает особенности исключения таких военнослужащих из списков личного состава воинской части с целью предоставления им возможности полностью использовать основной и дополнительные отпуска, время нахождения в которых засчитывается в выслугу лет.

Указанные положения направлены на защиту интересов военнослужащих, в том числе увольняемых с военной службы, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1732-О, от 23 октября 2014 года N 2305-О, от 20 ноября 2014 года N 2646-О, от 25 сентября 2014 года N 1859-О и др.).

При этом данные положения не исключают возможности оспаривания решения о предоставлении военнослужащему отпуска, в том числе по мотивам неправильного определения предполагаемой даты исключения его из списков личного состава воинской части.

Кроме того, как следует из представленных материалов, решением суда изменена дата исключения заявителя из списков личного состава воинской части с первого следующего за отпуском дня на девятый день после отпуска. Таким образом, с учетом указанных обстоятельств нет оснований полагать, что оспариваемыми нормами нарушены права заявителя в оспариваемом в жалобах аспекте.

При этом оспариваемое заявителем положение не предполагает возможности его произвольного применения, а обоснованность исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части может быть предметом судебной проверки.

2.3. Пункт 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы в системной связи с пунктом 11 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" регламентирует порядок исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, направлен на обеспечение определенности правового положения военнослужащего и учет его интересов и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, указанные в жалобах об оспаривании данной нормы.

Разрешение же вопроса о том, была ли в отношении заявителя в полной мере соблюдена процедура увольнения с военной службы, включая проверку правильности предоставления заявителю отпусков, связано с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Голубя Владислава Евгениевича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

Судебная практика и законодательство

Продолжительность ежегодного отпуска

  • при сроке службы менее 10 лет — 30 суток;
  • при сроке службы более 10 лет — 35 суток;
  • при сроке службы свыше 15 лет — 40 суток;
  • при сроке службы более 20 лет — 45 суток.

Военнослужащий в отпуске

Некоторые категории военных могут рассчитывать на дополнительный отпуск длительностью до 15 суток. Это касается лиц, которые проходят службу в районах с неблагоприятными климатическими условиями, например, на Крайнем Севере. А также на дополнительные дни могут рассчитывать лица, служба которых проходит в условиях повышенной опасности. Это связано с тем, что их жизнь и здоровье подвергаются риску. Ветераны боевых действий, проходящих на территории других стран, имеют право на дополнительные 15 суток ежегодного отпуска.

Однако существуют ограничения, касающиеся общего количества дней. Несмотря на наличие нескольких оснований на дополнительный отпуск военнослужащий имеет право отдыхать не более 60 суток в календарном году.

Такое правило касается даже ветеранов боевых действий, которые служат в районах Крайнего Севера.

Основные правила увольнения

Расчет отпускных

Если же офицеры или прапорщики не смогли попасть в отпуск из-за нехватки численности личного состава, то они отправляются отдыхать в самом начале следующего года. Именно поэтому перед увольнением военным предоставляется отпуск только за текущий календарный год.

Как правило, военные уходят со службы при достижении максимального возраста нахождения в действующей армии, однако возможны и другие варианты развития событий. Некоторые военные уходят со службы по личным обстоятельствам ранее положенного срока. Войсковые части иногда не продляют контракт с конкретными лицами. А также военнослужащие могут быть признаны негодными для службы в армии по состоянию здоровья.

Отпуск при увольнении

Во всех возможных случаях за трое суток до окончания контракта сотрудники кадровой службы предупреждают военного в письменной форме. А также до увольняющегося доносят информацию о продолжительности положенного ему отпуска. После этого офицер должен написать рапорт с просьбой предоставления ежегодного отпуска. Увольнение происходит на следующий день после завершения отпуска.

Некоторые военные не знают, что время отдыха учитывается при расчёте стажа, именно поэтому так важно точное отражение неиспользованных дней.

Нельзя уволить гражданина службы, пока он не отдохнёт положенное ему время. Только после этого готовят приказ на увольнение и проводят полный расчёт.

Расчёт отпускных дней

На самом деле не так сложен подсчёт количества отпускных дней, как это может показаться на первый взгляд. Необходима информация о том, сколько дней в году должен отдыхать конкретный сотрудник. А также используются данные об отработанных с начала года месяцах и дате завершения контракта.

Сотрудник кадровой службы, производящий расчёт, делит общее количество дней на 12. Затем получившееся цифра умножается на число месяцев с начала года. Если контракт должен закончится во второй половине месяца, то к получившейся при расчёте цифре добавляют единицу. Стоит помнить, что округления числа до целого идёт в пользу большего. После этого сотрудник обязан учесть количество дополнительных дней отпуска, которые могут быть положены офицеру при выполнении различных боевых задач.

Куда поехать в отпуск военнослужащему

Некоторые категории лиц могут рассчитывать на президентский отпуск для военнослужащих при увольнении. 20 лет выслуги дают право на дополнительный отдых. Это право можно реализовать как за 3 года до выхода на пенсию, так и в последний год службы. Стоит помнить, что учитываются именно календарные годы. Некоторые военные имеют по 20— 25 лет льготного стажа, но срок их календарной службы менее 20 лет. Они не могут рассчитывать на дополнительный отпуск.

Очень часто такие лица обращаются к юристам за помощью, но им помочь не удаётся, так как закон должен соблюдаться полностью.

Дополнительные финансовые компенсации

Известно, что перед увольнением с военнослужащим проводят полный расчёт. Перед наступлением отпуска ему выплачиваются отпускные. Их сумма зависит от размеров денежного довольствия. Кроме того, при увольнении с военной службы гражданин может рассчитывать на следующие виды компенсаций:

Компенсация за отпуск

  • Единоразовая обязательная выплата размером от 2 до 7 минимальных доходов лица, увольняющегося из армии. На максимальную выплату могут претендовать граждане, отслужившие более 20 лет в вооружённых силах.
  • Дополнительная премия для сотрудников, которые качественно выполняли свои прямые обязанности и не имели дисциплинарных взысканий от руководства части.
  • Дополнительная материальная помощь. Размер определяется сугубо индивидуально в зависимости от условий службы и возможностей конкретной войсковой части.
  • Компенсация лицам, которые признаны военно-врачебной комиссией негодными для прохождения военной службы.

Читайте также: