Приказ о доплате за вредные условия труда по результатам специальной оценки

Обновлено: 17.05.2024

Чтобы оформить предоставление работникам всех компенсаций (гарантий) за работу с вредными условиями труда, руководствуйтесь картами спецоценки или аттестации рабочих мест. Включите необходимую информацию в ваши внутренние локальные нормативные акты.


Оформление предоставления компенсаций (гарантий) работнику за работу с вредными условиями труда

Чтобы оформить предоставление работникам всех компенсаций (гарантий) за работу с вредными условиями труда, руководствуйтесь картами спецоценки или аттестации рабочих мест. Включите необходимую информацию в ваши внутренние локальные нормативные акты. Например, условия о повышенной оплате труда — в положение об оплате труда, о сокращенном рабочем времени и дополнительном отпуске — в правила внутреннего трудового распорядка. Если у вас есть коллективный договор, то пропишите такую информацию в нем. Предоставление компенсаций (гарантий) конкретным работникам оформите в их трудовых договорах.

ВОПРОС:

Какими документами нужно руководствоваться при оформлении компенсаций (гарантий) работникам за работу с вредными условиями труда?

ОТВЕТ :

О результатах вы можете узнать:

— в карте специальной оценки условий труда — если на рабочем месте проведена спецоценка (в ней есть информация о классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах (п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона о спецоценке), а в строке 040 перечислены виды гарантий и компенсаций, которые вы должны предоставить работникам, занятым на этих рабочих местах, в том числе: повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание);

— карте аттестации рабочего места по условиям труда — если на рабочем месте проведена аттестация и ее результаты еще действуют с учетом ч. 4 ст. 27, ч. 1 ст. 28 Закона о спецоценке (в этой карте также содержатся сведения о классе (подклассе) условий труда на рабочих местах и виды гарантий и компенсаций).

Кроме того, руководствуйтесь отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, если в них установлены более благоприятные для работников условия (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).


ВОПРОС:

Как оформить предоставление компенсаций (гарантий) за работу с вредными условиями в локальных нормативных актах?

ОТВЕТ :

Пропишите в локальных нормативных актах порядок предоставления работникам следующих компенсаций (гарантий): размер повышенной оплаты труда, сокращенное рабочее время, продолжительность ежегодного дополнительного отпуска (ч. 3 ст. 147, ч. 1 ст. 92, ч. 1 ст. 100, ст. 107, ч. 1 ст. 117, ч. 4 ст. 189 ТК РФ).

Порядок предоставления молока (равноценных пищевых продуктов), лечебно-профилактического питания, выдачи средств индивидуальной защиты нужно прописать, если вы решили установить повышенные гарантии в соответствии с ч. 3 ст. 219, ч. 2 ст. 221 ТК РФ. Тем не менее, рекомендуем вам прописать такой порядок и в других случаях, это позволит избежать споров с работниками и будет свидетельствовать о том, что вы предоставляете им все необходимые гарантии.

Напомним, что, помимо оформления компенсаций и гарантий в локальных нормативных актах, вам нужно обязательно включить их в трудовые договоры (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).




ВОПРОС:

Как условие о повышенной оплате за работу с вредными условиями прописать в локальном нормативном акте?


ОТВЕТ :

Вам нужно прописать в локальном нормативном акте конкретный размер повышения оплаты труда работникам, которые работают с вредными (опасными) условиями труда (ч. 3 ст. 147 ТК РФ). Вы можете включить такую информацию, например, в ваше положение об оплате труда.

Напомним, что повышение размера оплаты труда должно быть не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

Пример формулировки условия о повышенной оплате труда

« Работникам, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда выявлены вредные и (или) опасные условия труда, устанавливается оплата труда в повышенном размере.

Если у вас есть профсоюз, то обязательно учтите его мнение о размере такого повышения оплаты труда до того, как утвердите его в локальном нормативном акте (ч. 3 ст. 147, ч. 1 ст. 372 ТК РФ). Вы можете действовать так же, как, например, и при учете мнения профсоюза по проекту правил внутреннего трудового распорядка.


ВОПРОС:


ОТВЕТ:

Условие о сокращенном рабочем времени работников, которые трудятся с вредными (3, 4 степени) или опасными условиями, предусмотрите в правилах внутреннего трудового распорядка (ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 94, ч. 1 ст. 100, ч. 4 ст. 189 ТК РФ).

Как правило, продолжительность рабочего времени в этом случае составляет не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК РФ). Учтите, что есть ограничения и по продолжительности рабочего дня (смены), в частности максимум восемь часов при 36-часовой рабочей неделе (ч. 2 ст. 94 ТК РФ).

Пропишите, кому у вас в организации устанавливается сокращенное рабочее время и его продолжительность.

Пример формулировки условия о сокращенном рабочем времени

Еженедельная и ежедневная продолжительность рабочего времени работников может быть увеличена только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором с учетом результатов специальной оценки условий труда.


ВОПРОС:

Как в локальном нормативном акте прописать гарантию в виде ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда?


ОТВЕТ:

Пропишите гарантию о ежегодном дополнительном отпуске за работу с вредными (2, 3, 4 степени) либо опасными условиями труда в правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 107, ч. 1 ст. 117, ч. 4 ст. 189 ТК РФ).

Укажите, кому предоставляется такой отпуск и его продолжительность (она не может быть меньше семи календарных дней) (ч. 2 ст. 117 ТК РФ).

Пример формулировки условия о ежегодном дополнительном отпуске




ВОПРОС:

Как предусмотреть выдачу молока или равноценных пищевых продуктов в локальном нормативном акте?

ОТВЕТ:

Трудовым кодексом РФ не установлено, как прописать такие гарантии в локальном нормативном акте. Полагаем, вы можете прописать их, например, в положении о выдаче молока или равноценных пищевых продуктов.

Укажите, кому вы предоставляете молоко (равноценные пищевые продукты) и в каком объеме. Также укажите, в каких случаях и в каком порядке выдача молока и таких продуктов может быть заменена денежной компенсацией. Главное, чтобы положения вашего локального нормативного акта не противоречили, в частности, Нормам и условиям бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов.


По письменному заявлению работника выдача молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

ВОПРОС:


Как предусмотреть выдачу лечебно-профилактического питания в локальном нормативном акте?

Лечебно-профилактическое питание выдается работнику не во всех случаях, когда на его рабочем месте выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Выдавать его нужно только на определенных производствах и работах, указанных в специальном Перечне, а также работникам, перечисленным в п. 6 Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания.

Например, такое питание должно выдаваться рабочим, которые непосредственно заняты в производстве фосфористого кальция или фтористого водорода и его водных растворов. Поэтому, чтобы вам не дублировать в локальном нормативном акте эти случаи и установленный порядок выдачи лечебно-профилактического питания, рекомендуем сделать ссылки на нормативный правовой акт. Пропишите условия и порядок выдачи лечебно-профилактического питания подробнее, только если вы хотите предоставить вашим работникам эту гарантию в большем размере, руководствуясь ч. 3 ст. 219 ТК РФ.

ВОПРОС:



Как оформлять предоставление средств индивидуальной защиты в локальном нормативном акте?


ОТВЕТ:

Порядок выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) прописывают, как правило, в отдельном локальном нормативном акте, если улучшают нормы бесплатной выдачи таких средств по сравнению с Типовыми нормами (ч. 2 ст. 221, ч. 3 ст. 219 ТК РФ, п. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты).

В этом случае для оформления локального нормативного акта можете взять за основу типовые нормы для вашей организации, указав повышенные нормы выдачи СИЗ или дополнить перечень СИЗ. Обязательно укажите, что вы улучшаете условия по сравнению с этими типовыми нормами и учтите мнение профсоюза (п. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты).






ВОПРОС:



Нужно ли дополнительно фиксировать выдачу и сдачу работниками средств индивидуальной защиты?

ОТВЕТ:

Да. Выдачу работникам и сдачу ими СИЗ фиксируйте в специальной личной карточке учета выдачи СИЗ (п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты).

Вы можете вести их в электронном виде. Требования к ведению урегулированы подробно в п. 13 указанных Межотраслевых правилах. Например, вместо личной подписи работника в такой карточке указывайте номер и дату документа бухучета о получении работником СИЗ под личную подпись (абз. 4 п. 13 указанных Межотраслевых правил).

ВОПРОС:



Как оформить предоставление компенсаций (гарантий) за работу с вредными условиями труда в коллективном договоре?

ОТВЕТ:

Пропишите в коллективном договоре порядок предоставления работникам компенсаций и гарантий: размер повышенной оплаты труда, сокращенное рабочее время, продолжительность ежегодного дополнительного отпуска (ч. 3 ст. 147, ч. 1, 2 ст. 92, ч. 1 ст. 100, ч. 3 ст. 117 ТК РФ).

Вы можете использовать такие же формулировки, как мы предлагали выше для описания компенсаций и гарантий в локальных нормативных актах. Если вы хотите установить для работников повышенные гарантии бесплатного предоставления молока (равноценных пищевых продуктов), лечебно-профилактического питания, также пропишите их в коллективном договоре (ч. 3 ст. 41, ч. 3 ст. 219 ТК РФ).

Вы можете включить в коллективный договор и другие условия предоставления работникам компенсаций и гарантий за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Главное, чтобы они не ухудшали положение работников по сравнению с установленным нормативными правовыми актами (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 41 ТК РФ).

Если вам нужно внести изменения в коллективный договор (дополняя его условиями о гарантиях), проверьте, установлен ли в нем специальный порядок внесения изменений, и, если установлен, действуйте в этом порядке. А если нет — проведите коллективные переговоры по вопросу внесения изменений и, когда они будут приняты, направьте уточненный документ на уведомительную регистрацию в орган по труду в соответствии с ч. 1 ст. 50 ТК РФ (ст. 44 ТК РФ).




ВОПРОС:



Как оформить предоставление компенсаций (гарантий) за работу с вредными условиями труда в трудовом договоре?

ОТВЕТ:

Вам нужно включить в трудовые договоры работников все гарантии и компенсации, которые им полагаются за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с учетом результатов спецоценки или аттестации рабочих мест по условиям труда, а также характеристики условий труда (ч. 2 ст. 57 ТК РФ, ч. 2 ст. 3, ч. 4, 5 ст. 14, ч. 4 ст. 27, ч. 1 ст. 28 Закона о спецоценке).

Если каких-то компенсаций (гарантий) в трудовом договоре работника нет, включите их в трудовой договор, оформив дополнительное соглашение к трудовому договору (ч. 3 ст. 57, ст. 72 ТК РФ). Например, это может потребоваться, если условия труда работника изменились и у него появились дополнительные гарантии и компенсации или же вы ранее забыли включить какие-то гарантии при заключении договора.

Описывая такие условия, сверяйтесь, чтобы они не противоречили картам спецоценки или аттестации рабочих мест, вашим локальным нормативным актам, коллективному договору и отраслевым (межотраслевым) соглашениям (при наличии).

Пример условия о размере повышенной оплаты труда

Пример условия о дополнительном ежегодном отпуске

Пример условия о сокращенном рабочем времени

«… Работнику устанавливается следующий режим работы:

«… Работнику производится бесплатная выдача 500 мл молока за рабочую смену или других равноценных пищевых продуктов в соответствии с таблицей 1, приведенной в Нормах и условиях бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока.

… По письменному заявлению работника, выдача молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена компенсационной выплатой в соответствии с Порядком осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Пример условия о предоставлении лечебно-профилактического питания

Пример условия о выдаче средств индивидуальной защиты

ВОПРОС:



Каковы риски за неоформление предоставления работникам компенсаций (гарантий) за работу с вредными условиями труда?

ОТВЕТ:

Риски зависят от того, что повлекло за собой неоформление предоставления работникам компенсаций (гарантий) за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Например, если вы не указали полагающиеся работнику гарантии и компенсации в трудовом договоре, есть риск ответственности по ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ. А если из-за неоформления выдачи работникам СИЗ, вы не смогли доказать, что обеспечили ими работников, вас могут привлечь к ответственности по ч. 4, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

За иные нарушения, связанные с неоформлением предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда вас могут привлечь к ответственности по ч. 1, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.


Компания в соответствии с требованиями законодательства проводит спецоценку. В результате на некоторых рабочих местах условиям труда присваивается класс вредности, например 3.1 или 3.2. При этом раньше условия труда были нормальными. Как поступать работодателю в такой ситуации? Нужно ли внести изменения в трудовой договор и указать там сведения о вреде условий на рабочих местах? Каким образом предоставлять гарантии и компенсации работникам, условия труда у которых ухудшились? С какого момента это делать? Да, вопросов немало. Обо всем по порядку.

Пару слов о спецоценке

Смысл спецоценки заключается в том, что работодатель через приглашенную независимую специализированную организацию проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах. Это делается для:

  • выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • оценки уровня воздействия таких факторов на работника;
  • определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов;
  • оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Воздействие вредного фактора может привести к заболеванию работника, а опасного – к травме. Если в ходе спецоценки рабочего места выявлены таковые, условиям труда присваивается класс (подкласс) вредности и (или) опасности. Всего четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия (ч. 1 ст. 14 Закона № 426‑ФЗ). При этом у вредных условий труда есть четыре подкласса (степени).

Отметим, что от того, какой класс (подкласс) условий труда установлен на рабочем месте, зависит:

  • предоставление гарантий и компенсаций работникам (дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенная оплата труда);
  • размер дополнительного тарифа страховых взносов (чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений).

Поддержание условий труда в оптимальном или допустимом состоянии позволяет работодателю снизить издержки, ведь не придется производить выплаты работникам и отчисления в налоговую.

Между тем нередки ситуации, когда работодатель не заботится об условиях труда, не модернизирует производство – и в итоге даже на рабочих местах, где были нормальные условия труда, они становятся вредными или опасными.

Гарантии и компенсации за работу во вредных условиях

Рабочее время. Согласно ст. 92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 3 й или 4 й степени или опасным, гарантирована сокращенная рабочая неделя – не более 36 часов. При этом продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, названная продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые предусмотрены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Дополнительный отпуск. В соответствии со ст. 117 ТК РФ предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск ра-ботникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам спецоценки отнесены:

  • к вредным 2 й, 3 й или 4 й степени;
  • к опасным.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополни-тельного оплачиваемого отпуска, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые определены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Повышенная оплата труда. Эта гарантия предоставляется всем работникам, чьи условия труда признаны вредными или опасными, вне зависимости от класса вредности. В частности, в силу ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения составляет 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда оп-ределяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным или трудовым договором.

Как быть с работниками

Итак, если по результатам спецоценки на некоторых рабочих местах были выявлены вредные производственные факторы и установлен класс вредности, необходимо работникам предоставлять гарантии, предусмотренные ТК РФ.

45645446

В настоящее время все еще действуют:

1. Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающие право на льготное пенсионное обеспечение (утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10).

2. Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22).

Данные списки применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу. Согласно последнему работодатель обязан предоставить гарантии и компенсации, если условия труда признаны вредными или опасными.

Причем кодекс не обязывает руководствоваться на-званными списками. Если профессии, должности или виды работ, где условия труда признаны вредными, не обозначены в этих списках, все равно таким работникам полагаются гарантии и компенсации. Руководствоваться при их установлении надо ст. 92, 117 и 147 ТК РФ.

Какие документы оформить?

Во-первых, нужно ознакомить работников с результатами специальной оценки на их рабочих местах под подпись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спе-цоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426 ФЗ).

Во-вторых, издается приказ по организации об установлении надбавок к зарплате, дополнительного оплачиваемого отпуска и пр. Приведем пример.

98098999

С какого момента назначать доплаты и предоставлять иные гарантии?

Датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета. Минтруд в Письме от 26.03.2014 № 17 3/10/В-1579 сообщал, что результаты спецоценки применяются с даты утверждения отчета.

Соответственно, с этой даты должны быть установлены гарантии и компенсации тем работникам, на чьих рабочих местах условия труда признаны вредными. Например, результаты спецоценки утверждены 12 апреля. Значит, труд будет оплачиваться в повышенном размере лишь с этой даты, а с 1 по 11 апреля доплата за вредность при расчете зарплаты учитываться не будет. В-третьих, надо внести изменения в трудовые договоры.

Статья 57 ТК РФ в качестве обязательных условий трудового договора называет в том числе:

  • условия труда на рабочем месте;
  • гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Чтобы внести корректировки в договор, необходимо подготовить уведомления об изменении условий трудового договора – с информацией для работников о том, что на их рабочих местах условия труда признаны вредными, и классе вредности.

Кроме того, в уведомлении нужно указать полагающиеся в связи с этим гарантии и компенсации.

С теми, кто согласен продолжать работу в новых условиях труда, заключается дополнительное соглашение в порядке ст. 72 ТК РФ. С теми же, кто против, придется, руководствуясь ст. 74 ТК РФ, расторгнуть трудовые договоры по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, предложив вначале перевод на имеющуюся вакантную должность.

Напомним, что изменение условий трудового договора по инициативе работодателя допускается, если по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства и др.), определенные сторонами условия договора не могут быть сохранены. При этом трудовая функция работника не должна быть изменена.

Отметим, что несогласные работать во вредных условиях должны получать два месяца – срок уведомления до увольнения – повышенную плату и им обеспечиваются иные гарантии, связанные с такой работой.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Специальная оценка условий труда кардинально изменила подход к назначению работникам гарантий и компенсаций за вредность. Работодателю не всегда понятно, что делать с результатами спецоценки – кому назначить льготы, а кому отменить. И главное – как это все правильно оформить.

Ключевые проблемы

  • На какие льготы и компенсации может претендовать работник?
  • Как оформить назначение или отмену льгот?
  • Как правильно прописать гарантии и компенсации в коллективном договоре?
  • Правовая база


Игорь ЧЕБОТНЯГИН

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

На какие льготы и компенсации может претендовать работник

Сегодня основанием для назначения льгот являются конкретные условия труда работника, а не включение должности в какой-либо список или перечень производств. Принципиальным является и положение статьи 219 Трудового кодекса, согласно которой гарантии и компенсации не устанавливаются, если на рабочих местах обеспечены безопасные условия труда. Чтобы стимулировать работодателя улучшать условия труда, предусмотрены разные виды гарантий и компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда (подробнее в таблице ниже).

Таблица. Сравнение гарантий и компенсаций, которые предоставлялись при аттестации рабочих мест и предоставляются сейчас при спецоценке условий труда.

Класс условий труда

Дополнительный отпуск (от 7 дней)

Сокращенная рабочая неделя (36 часов)

Необходимо учитывать, что вышеуказанные гарантии и компенсации можно назначать только по результатам проведения специальной оценки условий труда. Основываясь на результатах аттестации рабочих мест, установить или изменить гарантии и компенсации, согласно действующим положениям Трудового кодекса, невозможно.

Екатерина КУЗНЕЦОВА

“Гарантии и компенсации работнику устанавливаются по результатам спецоценки условий труда согласно статьям 92, 117 и 147 Трудового кодекса. Но у работника есть право не использовать компенсации, которые предоставляются в большем размере, чем установленный государством минимум, и получать вместо этого деньги. Например, работать обычные 40 часов в неделю (а не 36 часов), использовать только семь дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда (если работнику положен более длительный отпуск). Чтобы реализовать эти свои права, порядок, размеры и условия выплаты денежной компенсации должны быть закреплены в соответствующем отраслевом (межотраслевом) тарифном соглашении. Например, в каком размере оплачивать дополнительные часы работы, когда возможно удлинить рабочую смену и т. д. Нормы из отраслевого соглашения переносят в коллективный договор конкретного предприятия. И каждый работник в индивидуальном порядке принимает решение о реализации своих прав”.

Как оформить назначение или отмену льгот

Результаты специальной оценки вступают в силу сразу же после ее завершения, то есть после утверждения комиссией отчета о проведении спецоценки. При этом у работодателя есть 30 календарных дней для ознакомления работников с ее результатами под роспись.

Если эксперт организации, проводящей спецоценку, установит необходимость назначения гарантий и компенсаций, то работник вправе получать их с момента утверждения отчета о спецоценке. Сведения о гарантиях и компенсациях вписывают в строку 040 карты специальной оценки условий труда.

Назначение гарантий и компенсаций следует оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ), вступающим в силу с даты утверждения отчета о спецоценке. Обратите внимание, что в соглашении необходимо указывать конкретные размеры и виды предоставляемых гарантий и компенсаций.

В трудовом договоре с работником должна быть информация об условиях труда на рабочем месте и их характеристика (ст. 57 ТК РФ). Достаточно будет указать итоговый класс (подкласс) условий труда, который проставлен в строке 030 карты спецоценки.

Информацию об условиях труда обязательно нужно вносить в трудовой договор, даже если они признаны оптимальными или допустимыми, то есть когда льготы не назначают. Если условия труда на рабочем месте были задекларированы и карта спецоценки не составлялась, то в трудовой договор необходимо внести лишь информацию о том, что условия труда являются допустимыми (2-й класс).

Отмена ранее действующих гарантий и компенсаций проводится в таком же порядке, но только если работник согласен подписать дополнительное соглашение. Что делать, если работник отказывается работать в новых условиях, не согласен с результатами спецоценки и отменой льгот? Тогда условия трудового договора можно изменить согласно статье 74 Трудового кодекса.

Для этого работодателю необходимо уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца об изменениях трудового договора и их причинах. Если работник не согласен с новыми условиями труда, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Когда такой работы нет или работник от нее отказывается, трудовой договор прекращается (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Если работник отказывается от ознакомления с результатами специальной оценки, он нарушает часть 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Рекомендуем составить об этом акт, а также разъяснить работнику, что он вправе обжаловать результаты специальной оценки в судебном порядке и путем обращения в Государственную инспекцию труда. Сам факт ознакомления работника с результатами спецоценки не означает его автоматического согласия с ними. Он вправе обратиться за разъяснениями по вопросам проведенной специальной оценки к работодателю, организации и эксперту, проводившим специальную оценку.

Нельзя забывать и про положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ: нельзя ухудшить компенсационные меры, если работнику до 1 января 2014 года фактически предоставлялись льготы за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а сами условия труда не были улучшены. Это требование распространяется на конкретных работников, подпадающих под данные условия. Если на это рабочее место был принят работник после 1 января 2014 года, то гарантии и компенсации назначаются по действующим положениям Трудового кодекса.

В ходе проводившейся до 2014 года аттестации рабочих мест работнику был установлен класс условий труда 3.1. Ему назначили повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенную рабочую неделю. После этого была проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой класс остался прежним – 3.1. В этом случае работодатель обязан сохранить данному работнику все виды фактически реализуемых гарантий и компенсаций в прежних размерах. Однако, если после 2014 года на данное рабочее место примут нового работника, то ему будет положена только повышенная оплата труда в размере не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада).

Как правильно прописать гарантии и компенсации в коллективном договоре

При реализации положений статьи 74 Трудового кодекса нужно учитывать, что изменения условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с гарантиями, установленными коллективным договором или соглашениями. Поэтому рекомендуем педантично и буквально относиться к формулировкам в коллективных договорах (соглашениях). Рассмотрим три из них, которые встречаются наиболее часто.

В первом случае, когда в коллективном договоре не прописаны основания для назначения гарантий и компенсаций, текст может выглядеть так:

Второй вариант может предусматривать следующую формулировку:

В этом случае, если условия труда признаются оптимальными или допустимыми, гарантии и компенсации подлежат отмене в полном объеме. Однако, если класс условий труда 3.1 или 3.2, то снять, например, сокращенную рабочую неделю не удастся. Таким образом, виды и объем гарантий и компенсаций останутся для всех работников, работающих во вредных условиях труда, едиными вне зависимости от класса (подкласса).

Так или иначе, сегодня предоставление гарантий и компенсаций требует взвешенного подхода. Действующее законодательство дает возможность работодателю выбирать разные варианты урегулирования данного вопроса. Главное при этом – обеспечить проведение объективной специальной оценки, соблюсти права работников и педантично подойти к юридическому оформлению документов.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли измерять вредные факторы в офисе? Нужно ли при спецоценке проводить измерение освещенности и тяжести труда работникам офиса?

Елена ПАШКОВА (Барнаул)

При спецоценке нужно измерять те потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, которые были идентифицированы6. Идентификацию проводит эксперт организации, занимающейся спецоценкой. После чего комиссия по спецоценке принимает решение о том, нужно ли измерять и исследовать данные факторы. Такой порядок распространяется и на офисные рабочие места.

Нужно ли сохранять льготы за врачами-стоматологами после спецоценки?

У нас в стоматологической поликлинике врачи-стоматологи с давних времен имеют, помимо основного, еще и дополнительный отпуск 14 дней. В 2010 году по результатам АРМ им был установлен класс условий труда 3.2. В настоящее время по результатам СОУТ класс условий труда стал 3.1. Данный класс подразумевает только доплату за вредные условия труда. Что делать с дополнительным отпуском? В учреждении нет никаких локальных документов, регламентирующих предоставление дополнительных отпусков.

Александр ЕЛСУКОВ (Красноуральск)

Результаты проведенной у вас спецоценки показывают, что условия труда немного улучшились – подкласс условий труда снизился. Значит, вы вправе, если иное не вытекает из положений коллективного договора или соглашения, уменьшить размер предоставляемых компенсаций и убрать дополнительный отпуск. За класс условий труда 3.1 работникам положена только повышенная оплата труда (ст. 147 ТК РФ).

Можно ли убрать дополнительный отпуск по результатам спецоценки?

Работника принимали на работу в 2011 году, и по карте аттестации у него было 7 дней дополнительного отпуска. В этом году провели спецоценку условий труда, и по результатам спецоценки по этой должности не стало дополнительного отпуска. Должны ли мы убрать работнику отпуск?

Юлия ШАБАЛИНА (Белово)

Все зависит от того, совпадает ли класс условий труда, установленный аттестацией рабочих мест, с классом условий труда, установленным спецоценкой. Если они совпадают (то есть условия труда не улучшились), то отменить дополнительный отпуск нельзя7. Если же по результатам спецоценки установлен класс условий труда 3.1 и ниже, то дополнительный отпуск можно убрать, если иное не предусмотрено положениями коллективного договора или соглашения.

You are using an outdated browser. Upgrade your browser today or install Google Chrome Frame to better experience this site.


меню

Свердловская областная организация горно-металлургического профсоюза России

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ в
Свердловской областной
организации ГМПР - 2021

Обязан ли работодатель предоставлять гарантии и компенсации новым работникам, если аттестация рабочих мест закончилась, а специальная оценка условий труда не проведена?

Обязан ли работодатель предоставлять гарантии и компенсации новым работникам, если аттестация рабочих мест закончилась, а специальная оценка условий труда не проведена?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Истечение срока действия аттестации рабочих мест, условия труда на которых по результатам такой аттестации были признаны вредными и (или) опасными, само по себе не освобождает работодателя от обязанности предоставлять работникам, в том числе и вновь принимаемым на работу, предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с занятостью на работах в таких условиях.

Обоснование вывода:
До 01.01.2014 наличие на рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда устанавливалось по результатам аттестации рабочих мест. С 01.01.2014 аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).
В соответствии с частью первой ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В рамках выполнения этих обязанностей работодатель должен обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда (часть вторая ст. 212 ТК РФ).
Частью первой ст. 219 ТК РФ закреплено право работника на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Та же норма предусматривает, что каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно части второй ст. 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст.ст. 92, 117 и 147 ТК РФ.
Частью четвертой той же статьи определено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Таким образом, трудовое законодательство предусматривает предоставление работникам гарантий и компенсаций в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Такие гарантии и компенсации не устанавливаются в случае, если по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах подтверждено наличие безопасных условий труда.
Статьей 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения в связи с введением специальной оценки условий труда как правового механизма определения условий труда на рабочих местах. Согласно ч. 4 этой статьи в случае, если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 того же федерального закона. При этом для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу этого федерального закона порядком.
На наш взгляд, по смыслу этой нормы она предписывает проведение специальной оценки условий труда не позднее чем по истечении пяти лет со дня завершения аттестации рабочих мест по условиям труда, но не указывает на то, что по окончании этого срока результаты такой аттестации не могут использоваться для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (п. 6 упомянутой статьи). Заметим, что ранее действовавший Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н) также не содержал положений, из которых следовало бы, что квалификация условий труда на рабочих местах как вредных или опасных утрачивает силу по истечении пятилетнего срока с даты завершения проведения предыдущей аттестации.
Приведенные нормативные правовые акты связывают предоставление работникам гарантий и компенсаций, обусловленных работой во вредных или опасных условиях, не непосредственно со сроком действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а с признанием условий труда на рабочих местах вредными и (или) опасными. Как мы уже отметили, такие гарантии и компенсации не предоставляются лишь в случае подтверждения безопасности условий труда на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда.
Как следует из изложенного, квалификация условий труда на рабочих местах как вредных и (или) опасных в равной мере приводит к необходимости предоставления работникам соответствующих гарантий и компенсаций и к возникновению у работодателя иных обязанностей, предусмотренных законодательством в связи с занятостью его работников на работах с вредными и (или) опасными условиями. Истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными, не может привести, например, к освобождению работодателя от обязанности обеспечивать работников необходимыми средствами индивидуальной защиты (часть первая ст. 221 ТК РФ) или соблюдать нормативные ограничения на привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 224, часть первая ст. 265, часть пятая ст. 282 ТК РФ), если работники фактически трудятся на таких рабочих местах и в отношении этих рабочих мест не подтверждено наличие безопасных условий труда.
В письме Минтруда России от 26.12.2014 N 15-0/10/В-9074 также указывается, что в целях определения объема и фактического предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда необходимо использовать имеющиеся у работодателей действующие результаты ранее проведенной в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда до даты завершения процедуры специальной оценки условий труда вне зависимости от того, когда завершился пятилетний срок действия карт ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.
Вывод о том, что истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда само по себе не приводит к прекращению предоставления работникам гарантий и компенсаций, связанных с работой во вредных и (или) опасных условий, содержится и в разъяснениях специалистов Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
В решении Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918 применительно, в частности, к положениям ст. 27 Закона N 426-ФЗ отмечается, что пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.
В рассматриваемом случае, как мы поняли из вопроса, в отношении рабочих мест, по которым ранее было установлено наличие вредных и (или) опасных условий труда, безопасность условий труда по результатам специальной оценки условий труда не подтверждена. Следовательно, до момента проведения такой оценки работникам, которые трудятся на этих рабочих местах, в том числе и вновь принятым на работу, должны предоставляться предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, несмотря на истечение срока действия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест.

Читайте также: