Приказ о доплате за работу не входящую в круг основных обязанностей

Обновлено: 25.05.2024

о порядке установления доплат за работу, не входящую в круг основных обязанностей работников, надбавок за высокую результативность, качество работы, напряженность, интенсивность труда и материального поощрения в виде премий

Положение определяет порядок и размеры доплат за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных , не входящую в круг основных обязанностей работников, за высокую результативность, качество работы, напряженность, интенсивность труда , материального поощрения в виде премий работников ГБУ ДО ЦППС Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее Центр) и является основанием для принятия соответствующих решений.

Все выплаты будут производиться с учетом индексаций, о которых будет сообщать своевременно Централизованная бухгалтерия после анализа и перерасчета плановым отделом.

Выплаты производятся при условии отсутствия у работника замечаний по качеству выполнения им служебных обязанностей и соблюдения им Правил внутреннего трудового распорядка и Устава Центра.

С целью усиления социально-экономической и правовой защиты работников Центра вводятся следующие виды выплат компенсационного и стимулирующего характера:

доплата за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных ;

доплата за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника;

надбавки за высокую результативность, качество работы, напряженность, интенсивность труда ;

оказание материальной помощи.

Все виды выплат распространяются как на основных работников, так и на внешних совместителей. Установление размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера производится на основании решения комиссии.

На выплату доплат, надбавок, премий и материальную помощь направляются:

средства фонда надбавок и доплат;

экономия по фонду заработной платы текущего года;

Порядок установления доплат за работу в условиях труда,

отклоняющихся от нормальных, и за работу ,

не входящую в круг основных обязанностей работников.

Доплаты за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, и за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника, устанавливаются в процентом отношении к должностному окладу (ставке заработной платы) в пределах фонда оплаты труда.

Доплаты могут быть установлены административным, педагогическим работникам, медицинскому персоналу, учебно-вспомогательному персоналу, младшему обслуживающему персоналу.

Доплаты могут быть установлены как на определенный период (учебный год, квартал), так и на неопределенный срок.

Период, на который устанавливаются доплаты, их размер определяются комиссией Центра на основании представлений руководителей структурных подразделений, личных заявлений работников, оформляются приказом директора, с учётом мотивированного мнения профсоюзной организации.

Доплаты к должностному окладу директора Центра устанавливаются распоряжением главы администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Работникам производятся доплаты компенсационного характера, за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных:

1. Оплата работы в ночное время (с 22 часов до 6 часов)

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере не ниже 35% часовой ставки (оклада).

Работа в ночное время

2. Оплата работы в выходной день или нерабочий праздничный день

Оплата работы в двойном размере или по желанию работника компенси-руется дополнительным временем отдыха.

Работа в выходной день или нерабочий праздничный

3. Доплата за работу на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда.

Повышение заработной платы по результатам аттестации рабочих мест.

Работа на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда

4. Доплата за сверхурочную работу

За первые два часа – в полуторном размере, за последующие – в двойном размере или по желанию работника компенсируется допол-нительным временем отдыха.

Работникам производятся доплаты компенсационного характера за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей :

Вид дополнительной работы

Руководство методическими объединениями

Устанавливается приказом о совмещении

Совмещение должностей по производственной необходимости

Устанавливается приказом о совмещении

Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника

Устанавливается приказом о совмещении

З аведование кабинетами, библиотекой

Устанавливается приказом о совмещении

Выполнение обязанностей организатора проектов

Устанавливается приказом о совмещении

Разработка и ведение сайта Центра

Устанавливается приказом о совмещении

О рганизация и проведение практики студентов

Устанавливается приказом о совмещении

Организация и проведение субботников

Устанавливается приказом о совмещении

Расширение зон обслуживания, увеличение объёма работы на время отпуска другого работника

Устанавливается приказом директора

Порядок установления надбавок за высокую результативность, качество работы, напряженность, интенсивность труда:

Надбавки за высокую результативность, качество работы, напряженность, интенсивность труда устанавливаются в зависимости от интенсивности, важности и качественных показателей труда работников в баллах в пределах фонда оплаты труда.

Надбавки могут быть установлены административным, педагогическим работникам, медицинскому персоналу, учебно-вспомогательному персоналу, младшему обслуживающему персоналу.

Надбавки могут быть установлены как на определенный период (учебный год, квартал), так и на неопределенный срок и как разовые выплаты.

Период, на который устанавливаются надбавки, их размер определяются комиссией на основании представлений руководителей структурных подразделений, оформляются приказом директора, с учётом мотивированного мнения профсоюзной организации.

Надбавки к должностному окладу директора Центра устанавливаются распоряжением главы администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Работникам производятся следующие надбавки стимулирующего характера:

Сохранность контингента обучающихся в течение периода обучения

Сохранение не менее 80% учащихся от набора

Успешное освоение обучающимися образовательных программ

Результаты стартовой и итоговой диагностики

Организация и проведение мониторинга индивидуальных достижений учащихся

Показатели и анализ мониторинга

Участие обучающихся в мероприятиях различного уровня

- на районном уровне;

- на городском уровне;

- на федеральном уровне;

- на международном уровне

Участие в данных

Результативность участия обучающихся в мероприятиях различного уровня

- на районном уровне;

- на городском уровне;

- на федеральном уровне;

- на международном уровне

Количество победителей и призёров

Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся

Наличие указанного показателя в работе работника

Наличие и реализация авторской рабочей программы

Показатели эффективности, отзывы на программу

Организация культурно-досуговой деятельности воспитанников

Наличие указанного показателя в работе работника

Наличие указанного показателя в работе работника

Удовлетворённость детей и родителей (законных представителей) условиями и качеством реализации программ

Результаты независимых опросов, анкет, отзывы

Эффективность работы с родителями, выражающаяся в отсутствии обоснованных жалоб со стороны родителей, высоком уровне решения конфликтных ситуаций;

Наличие указанного показателя в работе работника

Развитие учебно-методического комплекса (разработка дидактических материалов, наглядных пособий и т.п.)

Участие в методических объединениях

Участие в объединениях

Участие работника в конкурсах профессионального мастерства:

- на районном уровне;

- на городском уровне;

- на федеральном уровне;

- на международном уровне

Реализация программ и проектов в рамках межрегионального и международного сотрудничества

Участие в данных

Участие в исследовательской и опытно-экспериментальной работе, работа в творческих группах, разработка авторских программ, программы развития

Участие в данных

Распространение и обобщение педагогического опыта (выступления на конференциях, семинарах, открытые занятия и т.п.):

- на районном уровне;

- на городском уровне;

- на федеральном уровне;

- на международном уровне

Участие в данных

Наличие публикаций в периодических изданиях, сборниках различного уровня по распространению педагогического опыта:

- на районном уровне;

- на городском уровне;

- на федеральном уровне;

- на международном уровне

Информационная открытость (использование ресурсов социальных сетей, наличие собственного сайта, ведение рубрики на сайте учреждения)

Наличие данного показателя

Участие в общих мероприятиях образовательного учреждения

Участие в мероприятиях

Участие в работе органов самоуправления

Участие в работе

Использование здоровьесберегающих технологий.

Сохранение здоровья обучающихся

Своевременность и качественность оформления документации

Наличие данного показателя

Подготовка материально-технического обеспечения образовательного процесса

Участие в работе

Поддержание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Участие в работе

Порядок установления премии

Премирование работников Центра может производиться:

по итогам работы за отчетный период;

к юбилейным и праздничным датам, в связи с уходом на заслуженный отдых;

за большой объем сверхплановой работы, если за выполнение этой работы не была установлена надбавка.

Предложения о премировании работника могут вносить директор Центра, руководители структурных подразделений, выборные профсоюзные органы.

Премии могут быть установлены административным, педагогическим работникам, медицинскому персоналу, учебно-вспомогательному персоналу, младшему обслуживающему персоналу.

Окончательное решение об установлении и размере премии принимается директором Центра, оформляется приказом и согласовывается с руководителем профсоюзной организации.

Окончательное решение о премировании директора Центра принимает глава администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга по ходатайству трудового коллектива.

Основными условиями премирования являются:

строгое выполнение функциональных обязанностей согласно должностной инструкции;

работа без жалоб и замечаний.

неукоснительное исполнение норм трудовой дисциплины и Правил внутреннего трудового распорядка Центра, в том числе четкое и своевременное исполнение решений, распорядительных документов, приказов и поручений директора Центра, его заместителей, руководителей структурных подразделений и вышестоящих организаций по подчиненности.

Премия не выплачивается при неисполнении функциональных обязанностей или некачественном исполнении работы.

Работникам, проработавшим неполный отчетный период, начисление премии может производиться за фактически отработанное время в данном периоде.

Премия выплачивается в течение месяца, следующего за отчетным периодом.

Порядок выплаты материальной помощи

Материальная помощь работникам Центра может быть оказана при наличии финансовых средств в фонде экономии в следующих случаях:

при стихийных бедствиях, несчастных случаях;

при длительных заболеваниях работника, его родственников;

в целях социальной поддержки;

в чрезвычайных ситуациях уволенным работникам.

Материальная помощь может быть оказана всем работникам Центра.

Решение о выплате материальной помощи, её размере принимается директором Центра с учетом мнения выборного профсоюзного органа и оформляется соответствующим приказом.

Окончательное решение о материальной помощи директору Центра принимает глава администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга по ходатайству трудового коллектива.

Организация работы комиссии

Комиссия по установлению выплат компенсационного и стимулирующего характера (далее – Комиссия) состоит из 5 членов коллектива Центра.

Комиссия избирается общим собранием работников сроком на один календарный год и утверждается приказом директора.

В состав Комиссии входят:

Председатель и секретарь Комиссии избираются на первом заседании открытым голосованием.

Комиссия проводит свои заседания не реже двух раз в течение года.

Протоколы заседаний Комиссии хранятся в архиве Центра в течение трёх лет.

Суд округа подтвердил, что такая выплата является неэффективным расходованием бюджетных средств, в том числе потому, что одна из должностей не была предусмотрена штатным расписанием автономного учреждения


19 сентября 2019 г. Арбитражный суд Дальневосточного округа своим постановлением подтвердил позицию нижестоящих инстанций по делу № А59-7002/2018, которые посчитали, что доплата за выполнение дополнительной работы является неэффективным расходованием бюджетных средств, поскольку она производилась за счет субсидии из местного бюджета, при определении размера которой необходимость оплаты труда по одной из должностей, не предусмотренной штатным расписанием, не учитывалась.

Учреждение обязали вернуть более 500 тыс. рублей

По результатам проверки было установлено, что учреждение нарушило требования плана финансово-хозяйственной деятельности на расходы по оплате труда, а также ст. 57, 60, 60.2 Трудового кодекса. Дело в том, что в марте 2013 г. издан приказ, которым на главного бухгалтера было возложено исполнение обязанностей по ведению делопроизводства с доплатой за увеличение объема выполняемой работы в размере 15 тыс. руб. ежемесячно. При этом в штатном расписании редакции такая должность отсутствовала. Кроме того, учреждение не заключило с работником дополнительное соглашение об изменении его трудовой функции.

Контрольно-счетная палата городской думы решила, что увеличение заработной платы главного бухгалтера произведено незаконно. Поскольку за проверяемый период работник получил более 500 тыс. руб. за исполнение обязанностей делопроизводителя, муниципальный орган потребовал возместить потери бюджета на эту сумму.

В ходе проверки также было установлено, что учреждение получило от Южно-Сахалинска субсидию на возмещение затрат, связанных с опубликованием нормативных актов о деятельности органов местного самоуправления города, однако редакция газеты расходовала указанные средства и на иные цели. Данную сумму контрольно-счетная палата также потребовала вернуть в бюджет.

Суды подтвердили необходимость возврата денег в бюджет

Учреждение обжаловало представление контрольно-счетной палаты в Арбитражный суд Сахалинской области. Редакция газеты ссылалась на тот факт, что вмененные учреждению нарушения не являются бюджетными. Учреждение полагало, что, исходя из содержания акта проверки, оно нарушило не бюджетное, а трудовое и бухгалтерское законодательство.

Заявитель подчеркнул, что главой 30 Бюджетного кодекса определен исчерпывающий перечень бюджетных нарушений, при этом оспариваемое представление и акт проверки не содержат указаний ни на одно из них. По мнению учреждения, оно не должно компенсировать бюджету понесенные затраты, поскольку проверка не установила ни нецелевого использования бюджетных средств, ни иного бюджетного нарушения.

В обоснование своей позиции редакция также указала, что, поскольку доплата, произведенная за дополнительный объем работы по ведению делопроизводства, прописана в трудовом договоре главного бухгалтера и в приказе, то на нее должны быть выделены средства. Заявитель посчитал, что поскольку данная доплата включена в состав расходов по зарплате на получение субсидии, то она не может быть нецелевой.

В 2011 г. постановлением администрации г. Южно-Сахалинска установлен порядок определения объема и условий предоставления субсидий из его бюджета муниципальным бюджетным и автономным учреждениям. Согласно п. 1.5 указанного документа предоставление субсидий муниципальному учреждению осуществляется учредителем в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в решении городской думы о бюджете на очередной финансовый год.

Суд отметил, что в 2016 г. администрация Южно-Сахалинска утвердила Методические рекомендации по форме, порядку составления плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений и подготовке отчета о выполнении этого плана. В соответствии с ними при подготовке проекта бюджета городского округа для формирования показателей плана финансово-хозяйственной деятельности по поступлениям и выплатам учреждение составляет указанный план. При этом оно руководствуется полученной от учредителя информацией о планируемых объемах расходных обязательств.

После утверждения бюджета, как указано в решении суда, при необходимости автономное учреждение уточняет проект плана и направляет его на рассмотрение наблюдательному совету. При этом, подчеркнул суд, согласно Методическим рекомендациям, расходование учреждением средств осуществляется строго в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Далее первая инстанция указала, что в соответствии с Методическими рекомендациями при расчете плановых показателей по оплате труда учитываются численность работников, их должностные оклады и ежемесячные надбавки, районные коэффициенты, стимулирующие и компенсационные выплаты, иные выплаты, предусмотренные законодательством, локальными нормативными актами учреждения, а также индексация указанных выплат.

К проекту плана редакции газеты были представлены расчеты фонда оплаты труда, согласно которым при формировании бюджета на 2017 и 2018 гг. потребность в финансовом обеспечении за счет средств субсидии из местного бюджета в виде доплаты за работу делопроизводителя заявлена не была, подчеркнул Арбитражный суд Сахалинской области. В уточненных планах сумма доплаты за отсутствующего работника также не отражалась.

Первая инстанция признала доплату за выполнение дополнительной работы неэффективным расходованием бюджетных средств, поскольку она производилась за счет субсидии из местного бюджета, при определении размера которой необходимость оплаты труда делопроизводителя не учитывалась. Суд также учел, что данная должность не была предусмотрена штатным расписанием организации.

Относительно второго нарушения АС Сахалинской области согласился с тем, что учреждение должно возместить местному бюджету ту сумму, которую расходовало не на публикацию информации о деятельности органов местного самоуправления, а на размещение иных материалов. При этом первая инстанция исправила неверные расчеты муниципального органа и уменьшила сумму, подлежащую возврату в бюджет.

Учреждение попыталось добиться удовлетворения своих требований в апелляционном порядке. Однако Пятый арбитражный апелляционный суд оставил решение нижестоящей инстанции без изменения (постановление от 3 июня 2019 г.).

В постановлении от 19 сентября его позицию поддержал и Арбитражный суд Дальневосточного округа. Кассационная инстанция посчитала, что доводы заявителя сводятся к несогласию с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам дела. Поскольку аргументы учреждения уже рассматривали нижестоящие инстанции и, как указано в постановлении, дали им надлежащую оценку, суд округа отклонил их как направленные на переоценку представленных в дело доказательств.

Эксперты оценили выводы судов

В споре по делу № А83-6045/2017, по словам эксперта, кассационная инстанция обратила внимание на то, что служба финансового надзора, в частности, не установила отсутствие фактического выполнения работником дополнительной работы. По ее мнению, ссылка в том числе на это обстоятельство может помочь редакции газеты добиться возврата Верховным Судом дела на новое рассмотрение.

В настоящее время зарплата работников бюджетных организаций состоит из оклада, стимулирующих выплат (надбавки и премии) и компенсирующих доплат. Последние включают в себя в том числе доплаты за совмещение должностей служащих (профессий рабочих), расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, должностной (рабочей) инструкцией (абз. 3 п. 1 Указа N 27, ч. 3 ст. 67 ТК, абз. 3 подп. 3.2 п. 3 Инструкции о размерах и порядке выплат, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты N 13).

При этом (п. 1 — 3 ч. 2 ст. 67 ТК):

— доплата за совмещение профессий (должностей) — это выплата, устанавливаемая работникам, которые наряду с основной работой в течение своего рабочего дня (смены) выполняют дополнительную работу по другой профессии (должности);

— доплата за расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) выплачивается работникам, которые в рамках рабочего времени параллельно с основной работой выполняют обязанности по такой же должности (профессии).

Важно!
Обязательным условием для установления доплаты за совмещение профессий (должностей) и расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) является наличие в штатном расписании вакансии по совмещаемой профессии (должности) (п. 1 2 ч. 2 ст. 67 ТК);

— доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается за выполнение работником наряду с основной работой обязанностей как по другой, так и по такой же должности (профессии) в рамках своего рабочего времени.

На заметку
Доплаты за совмещение должностей (профессий), расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (далее — доплаты за совмещение) не устанавливаются в случаях, когда работа по другой должности (профессии) предусмотрена трудовым договором (контрактом), должностной (рабочей) инструкцией (ч. 2 п. 14 Инструкции о размерах и порядке выплат, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты N 13).

Размеры доплат за совмещение зависят от объема дополнительной работы. При этом доплаты могут устанавливаться одному или нескольким работникам в пределах оклада по совмещаемой профессии (должности). Сроки совмещения и размер доплаты устанавливаются каждому конкретному работнику приказом (распоряжением) нанимателя с письменного согласия работника (ч. 4 и 5 ст. 67 ТК, ч. 1 п. 14 Инструкции о размерах и порядке выплат, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты N 13).

Для работников бюджетных организаций, зарплата которых рассчитывается на основе месячных окладов, рекомендуем доплату за совмещение рассчитывать пропорционально времени совмещения по формуле (ч. 3 ст. 67 ТК, подп. 7.1.1 п. 7 Положения о Минтруда и соцзащиты, утв. постановлением Совмина N 1589, ч. 1 п. 14 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты N 13):

Формула 1


В свою очередь оклад по совмещаемой профессии (должности) рассчитывается по формуле (абз. 7 п. 11 Указа N 27, ч. 1 п. 3 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты N 13):

Формула 2


Пример. Расчет доплаты за совмещение профессии уборщика служебных помещений

Работник бюджетной организации 15 рабочих дней совмещает профессию уборщика служебных помещений с доплатой за совмещение 70% оклада уборщика. В организации установлена пятидневная рабочая неделя. По графику работы в месяце совмещения 22 рабочих дня.

В организации профессия замещаемого уборщика служебных помещений (с уборкой санузлов) тарифицируется 2-м разрядом работы (параграф 387 выпуска 1 ЕТКС). Кратный размер базовой ставки по данной профессии составляет 1,07 (п. 2 табл. 3 приложения к постановлению Минтруда и соцзащиты N 13).

Оклад по совмещаемой профессии составит 208,65 руб. (195 руб. x 1,07).

Следовательно, сумма доплаты работнику за совмещение профессии уборщика служебных помещений составит 99,58 руб. (208,65 руб. / 22 дня x 70% x 15 дней).

Если в организации введена почасовая оплата труда работников, размер доплаты каждому конкретному работнику рекомендуем определять следующим образом (ч. 3 и 4 п. 3 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда, ч. 1 п. 14 Инструкции о размерах и порядке выплат, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты N 13):

Формула 3


При этом часовой оклад по совмещаемой профессии (должности) в этом случае будет определяться по формуле (ч. 3 и 4 п. 3 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты N 13, ч. 3 ст. 124 ТК, подп. 7.1.1 п. 7 Положения о Минтруда и соцзащиты, утв. постановлением Совмина N 1589):

Формула 4


Пример. Расчет доплаты за совмещение при введении в организации почасовой оплаты труда

На основании данных предыдущего примера рассчитаем доплату за совмещение работнику, совмещающему основную работу с дополнительной в течение 120 часов.

Для расчета доплаты примем среднемесячную расчетную норму рабочего времени для пятидневной рабочей недели, которая на текущий год составляет 170,8 часа (2050 часа / 12 месяцев).

В данном случае часовой оклад по совмещаемой профессии составит 1,22 руб. (208,65 руб. / 170,8 часа). За дополнительную работу следует заплатить 102,48 руб. (1,22 руб. x 70% x 120 часов).

Приказ на доплату за выполнение дополнительной работы – это один из документов, который издают после того, как работодатель и сотрудник договорились об увеличении объема выполняемых работ. Форма свободная, в некоторых случаях подготовка такого локального нормативного акта не требуется.

Нормативная база

Основные моменты

В случае производственной необходимости работодатель вправе привлечь работника к дополнительному труду. ТК РФ предусматривает три способа выполнения сотрудником допработы без освобождения от основной:

    ;
  • увеличение объема работ;
  • исполнение обязанностей временно отсутствующего коллеги.

Дополнительные обязанности выполняются на следующих условиях:

  • без отрыва от основной работы;
  • в течение установленной продолжительности рабочего времени (ч.1. ст. 60.2 ТК РФ ).

Чтобы издать приказ о поручении работнику дополнительной работы по ст. 60.2 ТК РФ, учтите несколько правил:

  • сотрудник представил письменное согласие;
  • деятельность относится к другой или аналогичной должности;
  • труд дополнительно оплачивается.

Согласие сотрудника допустимо оформить следующим образом:



В случае согласия работника на дополнительный труд оформляют не только образец приказа об увеличении объема работ по той же должности, но и допсоглашение к его трудовому договору. В нем указывают:

  • что надо делать и на протяжении какого периода;
  • размер доплаты;
  • срок, в течение которого гражданин трудится на новых условиях.


На основе заключенного соглашения, используя образец приказа о доплате за дополнительный объем работы, работодатель издает распоряжение о временном исполнении дополнительных обязанностей. С документом работника следует ознакомить под подпись.

Предлагаем взять за основу наш образец приказа на доплату за увеличение объема работы и доработать его под себя.


Вносятся ли данные о дополнительной нагрузке в трудовую книжку?

Данные о совмещении профессий, дополнительной нагрузке, исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы в трудовую книжку вносить не требуется.

Как происходит доплата?

Согласно ч. 2. ст. 151 ТК РФ, величина доплаты за дополнительный труд определяется по соглашению сторон. При определении суммы работодателю необходимо учитывать:

  • содержание и (или) объем выполненных обязанностей (ст. 151 ТК РФ);
  • квалификацию работника, сложность и условия выполняемой работы, количество и качество затраченного труда (ст. 129, ст. 132ТК РФ);
  • обязанность работодателя обеспечить равную оплату за труд равной ценности (абз. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Трудовой кодекс РФ не определяет ни минимального, ни максимального размера, но как образец доплаты за дополнительный объем работы используйте:

  • оговоренную денежную сумму;
  • проценты к окладу / тарифной ставке работника.

Все выплаты производятся официально с оформлением соответствующих документов. Запрещается любая дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Увеличение объема работы без доплаты

В должностных инструкциях некоторых работников прописано , что во время отсутствия на рабочем месте другого сотрудника со схожими должностными обязанностями они выполняют функции отсутствующих коллег. Указанные положения должностных инструкций являются составляющей частью контрактов, и за выполнение дополнительных обязанностей доплата не полагается. Указание на это содержится в Письме Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 22-2-897. Поэтому, если по должностной инструкции и трудовому договору один сотрудник не уполномочен полностью замещать другого, доплата возможна.

Ответственность работодателя

Если наниматель никак не оформляет и не оплачивает дополнительный труд сотрудников, его могут привлечь к административной ответственности и оштрафовать на 1000 – 5000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Отмена дополнительного труда

Увеличение объема труда прекращается по истечении срока, на который оно было согласовано. В этом случае директор предприятия издает приказ для остановки начисления и выплаты доплаты бухгалтерией.

Как сотрудник, так и компания вправе досрочно отказаться от увеличения объема труда. С этой целью за три рабочих дня одна сторона письменно предупреждает другую о своем желании. Это либо заявление сотрудника, либо уведомление работодателя, которые составляют в свободной форме. С уведомлением работника следует ознакомить под подпись.

Факт прекращения выполнения увеличенного объема труда необходимо зафиксировать приказом. В нем следует указать дату прекращения. С приказом сотрудника знакомят под подпись.

    Светлана Черных (Кузнецова)

Как быть, если в ДИ прописано, что они выполняют функции отсутствующего коллеги, но работодатель не против оплатить дополнительно работу такому сотруднику?
Нужно ли делать Доп.соглашение или можно просто издать приказ о доплате?

Читайте также: