Приказ на отпуск директора с возложением обязанностей образец рб

Обновлено: 30.06.2024

Как и кого можно назначать исполняющим обязанности на время отсутствия руководителя организации

Татьяна Россеник, главный правовой инспектор труда Минского городского объединения организаций профсоюзов

Из этого материала вы узнаете:

  • какие правовые формы оформления временного заместительства руководителя организации существуют?
  • можно ли при наличии в организации штатного заместителя возложить обязанно­сти временно отсутствующего руководителя на другого работника?
  • каковы особенности оформления и оплаты труда работника, замещающего временно отсутствующего руководителя организации?
  • как правильно подписывать документы при исполнении обязанностей временно отсутствующего руководителя?

Исполнение обязанностей руководителя штатным заместителем

На заместителя руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) возлагаются должностные обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения), а также выполнению обязанностей руководителя при его отсутствии в случаях, предусмотренных законодатель­ством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.) (часть восьмая п. 10 Общих положений ЕКСД).

Должностные обязанности между заместителями руководителя организации, как правило, распределяются на основании приказа (распоряжения) нанимателя.

Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации (структурных (обособленных) подразделений) определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей.

Права, обязанности, полномочия и ответственность руководителя организации определяются в соответствующих учредительных документах, а руководителей структурных (обособленных) подразделений – в положениях об этих подразделениях (п. 10 Общих положений ЕКСД).

Справочно:
ЛНПА – локальный нормативный правовой акт.

На руководителей организаций (структурных (обособленных) подразделений) должностные инструкции, как правило, не разрабатываются.

Отсюда делаем вывод, что порядок замены руководителя на время его отсутствия определяется в ЛНПА (уставе организации, Положении о руководителе, должностных инструкциях).

Труд штатного заместителя руководителя оплачивается по занимаемой должности в соответствии с условиями, определенными в заключенном с работником трудовом договоре (контракте).

Издание приказа о возложении обязанностей на заместителя не требуется. Исключение – когда у руководителя организации несколько заместителей. Тогда следует издать приказ с указанием, кто из них будет исполнять обязанности руководителя в данный период, либо распределить (делегировать) между заместителями полномочия руководителя на время его отсутствия.

Исполнение обязанностей руководителя иным лицом

Обязанности руководителя могут быть возложены и на иное лицо, не являющееся штатным заместителем руководителя. Однако следует понимать, при наличии в организации штатного заместителя речи об исполнении обязанностей руководителя иным лицом быть не может.

Важно!
При наличии в организации штатного заместителя руководителя возложить обязанности временно отсутствующего руководителя на иное лицо нельзя.


Срочный трудовой договор

На время отсутствия руководителя (отпуска, в т.ч. отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, болезни, командировки) может заключаться срочный трудовой договор с другим работником (п. 4 ст. 17 ТК).

При этом следует учесть гарантии, предоставленные временным работникам. Временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2 месяцев, а для замещения временно отсут­ствующего работника, за которым сохраняется место работы (должность), – до 4 месяцев (ст. 292 ТК).

Оплата труда временного работника производится по выполняемой работе в соответствии с условиями, определенными в заключенном с ним срочном трудовом договоре.

При приеме на работу временного работника необходимо учитывать квалификационные требования по занимаемой должности руководителя организации.

Обратите внимание!

Трудовой договор с временными работниками считается продолженным на неопределенный срок, когда:

– временный работник проработал свыше сроков, указанных в ст. 292 ТК, и ни одна из сторон не потребовала прекращения трудовых отношений;

– уволенный временный работник вновь принят на работу к тому же нанимателю после перерыва, не превышающего одной недели, если при этом срок его работы до и после перерыва в общей сложности соответственно превышает 2 или 4 месяца.

Перевод

Перевод – поручение нанимателем работнику работы по другой профессии, специальности, квалификации, должности (за исключением изменения наименования профессии, должности) по сравнению с обусловленными в трудовом договоре, а также поручение работы у другого нанимателя либо в другой местности (за исключением служебной командировки) (ст. 30 ТК).

Переводом можно воспользоваться только в случае увольнения руководителя, т.е. когда имеется вакансия.

Поскольку при переводе с работником заключается трудовой договор, оплата труда будет производиться по занимаемой должности в соответствии с определенными в нем условиями.

Квалификация работника должна соответствовать установленным квалификационным требованиям по занимаемой должности.

Временный перевод

Временный перевод в случае производственной необходимости регулируется ст. 33 ТК.

Так, в случае производственной необходимости наниматель имеет право перевести работника на не обусловленную трудовым договором работу (по другой профессии, специальности, квалификации, должности), а также на работу к другому нанимателю.

Производственная необходимость – необходимость замещения отсутствующего работника (или заместительства).

Временный перевод в связи с производственной необходимо­стью производится без согласия работника на срок до 1 месяца, а для замещения отсутствующего работника такой перевод не может превышать 1 месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря). По соглашению сторон срок такого перевода может быть увеличен.

Условия и порядок оплаты труда при временном заместитель­стве устанавливаются нанимателем и предусматриваются в коллективных договорах, соглашениях (часть вторая ст. 68 ТК). Кроме того, при временном переводе в связи с производственной необходимостью оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (часть пятая ст. 33 ТК).

Обратите внимание!

При временном заместительстве замещающему работнику в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее – бюджетные организации), оплата производится в порядке и размере, определяемых республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда (часть первая ст. 68 ТК).

Временный перевод в связи с производственной необходимо­стью оформляется соответствующим приказом действующего руко­водителя.

При данном способе оформления временного исполнения обязанностей руководителя необходимо учитывать квалификационные требования по выполняемой работе.

Совмещение должности с должностью руководителя

Следует помнить, что возложение обязанностей руководителя, оформленное как совмещение, может являться изменением суще­ственных условий труда.

Важно!
Возложение обязанностей руководителя, оформленное как совмещение, может являться изменением существенных условий труда.

В таком случае наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц. Руководителям организаций предоставлено право изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за 7 календарных дней (согласно подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5).

Справочно:
изменение существенных условий труда – изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, а также других условий, устанавливаемых в соответствии с ТК (ст. 32 ТК).

При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ст. 35 ТК.

В отличие от временного перевода в связи с производственной необходимостью для замещения отсутствующего работника сроки для совмещения исполнения обязанностей руководителя законодательством не предусмотрены. Совмещение должностей может устанавливаться на определенный период или на постоянной основе. Однако устанавливать постоянное совмещение должности руководителя с должностью другого работника организации представляется нецелесообразным, поскольку в данном случае может снижаться эффективность управления организацией.

Важно!
Доплата штатному заместителю руководителя за исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя не устанавливается.

Доплата за труд лицам, на которых возложено исполнение обязанностей руководителя, регулируется нормами ст. 67 ТК. Так, работники выполняют у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение рабочего дня (смены). Им доплачивают за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Размер доплаты устанавливается нанимателем по соглашению с работником.

Обратите внимание!

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника для бюджетных организаций устанавливает Правительство Республики Беларусь или уполномоченный им орган.

В настоящее время они регулируются постановлением № 6.

При решении вопроса об установлении совмещения наниматель должен выяснить, имеются ли у работника, которому будет установлено совмещение, необходимые образование и квалификация для совмещаемой должности руководителя организации.

Обратите внимание!

В порядке исключения на должности руководителей, специалистов и других служащих наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством (п. 12 Общих положений ЕКСД). При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.

Формулировка приказа о назначении временно исполняющего обязанности руководителя может быть следующей.

Образец приказа об исполнении обязанностей руководителя организации


Оформление временного предоставления права подписи

Заместитель директора __________ В.Р. Сидоров;

Начальник торгового отдела _____________ И.И. Петров.

Следует помнить об оформлении временного предоставления права первой подписи документов для проведения расчетов.

При временном предоставлении права подписи документов для проведения расчетов, а также при временной замене одного из лиц, имеющих данное право, на срок не более 2 месяцев, новая карточ­ка с образцами подписей и оттиска печати может не оформляться (часть пятая ст. 200 БК). В таком случае владелец счета представляет в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию носящую временный характер карточку с образцами подписей лиц, временно имеющих право подписи документов для проведения расчетов, подлинность которых свидетельствована владельцем счета.

Выводы

Итак, подведем итоги. Для грамотного оформления процедуры возложения обязанностей временно отсутствующего руководителя организации мы должны пройти следующие этапы:

Приказ на отпуск директора — это обязательный распорядительный документ, на основании которого руководитель может отдохнуть от работы. В этом случае есть особенности, ведь именно он подписывает все документы и распоряжения в организации. Разберем подробно, как правильно оформить приказ об отпуске генерального директора с возложением обязанностей на другое лицо.

Как директору уйти в отпуск

В первом случае Уставом организации предусмотрено согласование учредительного собрания. Для этого руководителю нужно написать заявление о том, на какой срок он планирует уйти. После этого вопрос обсуждается учредителями, определяется, кто будет замещать данную должность в его отсутствие. Для этого издается приказ об отпуске генерального директора с возложением обязанностей на другого компетентного сотрудника.

Во втором — лицо вправе самостоятельно распоряжаться своим отдыхом, он включается в график. В этом случае необходимость в заявлении отпадает. Руководитель сам подписывает свое распоряжение. В этом случае используйте образец приказа директора на отпуск на себя.

Первый вариант актуален для крупных учреждений, для которых соблюдение регламента оправдано. Остальным лучше упростить процесс и не ограничивать права руководителя.

Какие документы подготовить

Поскольку, в силу ст. 123.22 ГПК РФ, бюджетное учреждение является таким же участником гражданских отношений, как и другие формы юридических лиц, перед уходом руководителя оформляется следующий перечень документов:

  • заявление и решение акционеров компании (если решение принималось общим собранием);
  • уведомление;
  • распоряжение на ВРИО другим работником (если принято такое решение);
  • приказ об отпуске генерального директора (образец приказа на отпуск генерального директора ООО прилагается);
  • доверенность на представление интересов организации на другого работника (если в этом есть необходимость);
  • записка-расчет отпускных сумм (которые необходимо перечислить за три дня до отдыха).

Как составить приказ

Приказ об отпуске генерального директора без возложения обязанностей составляется на бланке унифицированной формы Т-6 со ссылкой на нормы ТК РФ за подписью самого руководителя (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 11.03.2009 № 1143-ТЗ). Ниже он ставит подпись об ознакомлении с приказом.

Если решение об утверждении принимает общее собрание собственников и заявление одобрено, издается распоряжение за подписью председателя собрания учредителей. Здесь же возникает необходимость назначить лицо, которое будет исполнять его обязанности на время отсутствия. Приказ на отпуск генерального директора и возложении обязанностей также подписывает председатель.

Возложение обязанностей

После того как достойная заменить руководителя кандидатура выбрана, переходим к оформлению. От замещающего нужно получить согласие (кроме случаев, когда замена вызвана острой необходимостью).

Приказ об отпуске директора с возложением обязанностей является внутренним локальным актом фирмы, унифицированная форма которого законом не установлена. Также на данное лицо оформляется доверенность на представление интересов учреждения (Письмо Минфина РФ от 25.09.2012 № 03-02-07/1-227).

Также может потребоваться заключение дополнительного соглашения к трудовому договору и установление доплаты за совмещение должностей.

Можно ли прервать отпуск

В исключительных случаях директора бюджетного учреждения можно отозвать, в соответствии со ст. 125 ТК РФ. Подобное решение может быть принято на собрании собственников и оформлено соответствующим распоряжением. Но в таком случае руководитель может не согласиться выйти. Отзыв возможен только по согласию самого отпускника, оформленного в письменной форме. Поэтому отказ от прерывания отдыха не может расцениваться как дисциплинарное нарушение.

Образец приказа об убытии в отпуск генерального директора


Эксперт по трудовому праву и кадровым вопросам. Последние 7 лет работала инспектором по труду. Более 16 лет посвятила государственной службе. С 2017 года автор статей на кадровые темы для профильных изданий и сайтов.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

На кого возложить обязанности

Возложить обязанности директора фирмы можно на любого работника предприятия, обладающего достаточным уровнем образования и навыками управления. Чаще всего директоров замещают их непосредственные заместители или же руководители среднего звена компании.

Важно, чтобы к замещающему сотруднику со стороны директора организации было полное доверие, поскольку передача обязанностей, даже временная, подразумевает подписание различного рода документов, проведения деловых встреч, работу с сотрудниками, партнерами, заказчиками и подрядчиками компании.

Приказ следует издавать заранее, но только в отношении того сотрудника, который дал предварительное письменное согласие на замещение директора в период его отсутствия.

Роль приказа

Приказ относится к распорядительной документации фирмы, как правило, регулирует внутренние правовые отношения между сотрудниками.

Без приказа работники предприятия могут с легкостью оспорить любое распоряжение, а также действия директора и администрации при помощи трудовой инспекции или суда.

Именно поэтому к составлению приказа следует относиться с особой тщательностью и вниманием.

Кто имеет право составлять документ

Непосредственно писать приказ о возложении обязанностей директора на время отпуска может любой работник предприятия, обладающий знаниями о том, как правильно создавать распорядительную документацию: например, секретарь, юрисконсульт или кадровик.

При этом после того, как документ будет окончательно сформирован, его необходимо передать на подпись директору, поскольку без его автографа он не будет считаться действительным.

Что указать в основании

Каждый приказ (и этот не является исключением) должен иметь под собой какое-то основание или обоснование. В данном случае в качестве мотива для создания документа можно предложить организацию бесперебойной работы предприятия и осуществление руководства в период отсутствия директора, а также ссылки на трудовой кодекс РФ и иные законодательные акты.

На что обратить внимание при составлении приказа

Приказ на сегодняшний день не имеет стандартного унифицированного образца, так что представители организаций и предприятий могут писать его в произвольной форме, исходя из собственного видения документа и потребностей. Некоторые используют шаблон, разработанный и утвержденный внутри фирмы.

При этом, вне зависимости от того, какой именно способ будет выбран, в приказ следует внести ряд определенных сведений. Это:

  • номер, место и дата создания документа;
  • наименование организации, в которой он издается;
  • основание для его формирования (например, ссылка на номер и дату приказа об отпуске или график отпусков)
  • в описательной части нужно вписать период, в который назначенное лицо будет исполнять обязанности руководителя предприятия, а также полный перечень возлагаемых на представителя обязанностей (при необходимости в приказе можно ограничить полномочия заместителя);
  • если сотрудник наделяется правом подписи, это надо также указать, как и то, сохраняются ли за ним трудовые функции на это время по основной должности;
  • также надо отметить порядок, в котором будет компенсироваться увеличение работы (лучше написать конкретную цифру).

Если к приказу прикладываются какие-то дополнительные документы, их нужно отметить в основном тексте отдельным пунктом.

При составлении приказа важно следить за тем, чтобы он был написан с соблюдением норм делопроизводства и составления распорядительной документации, а также правил русского языка.

Приказ о возложении обязанностей директора на время отпуска

Основные нюансы при оформлении приказа

Как к содержанию приказа о возложении обязанностей директора на время отпуска, так и к его оформлению закон не предъявляет никаких особенных требований. Писать его можно на обыкновенном листе А5, А4 формата или на фирменном бланке компании от руки (шариковой ручкой любого темного цвета) или на компьютере.

Требуется соответствие документа лишь одному условию: он должен быть подписан руководителем предприятия или его полномочным представителем (при этом применение факсимильных подписей, т.е. отпечатанных каким бы то ни было способом, не допускается). Если приказ подписывает представитель директора, в документе надо указать ссылку на соответствующую доверенность или иной документ, на основании которого он действует.

Можно не удостоверять бланк при помощи печати, т.к. с 2016 года юридические лица освобождены от обязанности использовать в своей работе штемпельные изделия (если только такая норма не закреплена в локальных актах фирмы).

Приказ печатается в единственном экземпляре, но при необходимости можно сделать его дополнительные копии (например, для предоставления в отдел кадров и бухгалтерию).

После завершения процедуры оформления приказ следует зарегистрировать в журнале учета внутренней документации фирмы.

Где, как и сколько времени хранить документ

Надлежащим образом составленный, завизированный и изданный приказ необходимо хранить строго определенным образом. На весь срок действия его следует подшить в папку с текущей распорядительной документацией.
После того, как актуальность приказа истечет, его можно передать в архивный отдел, где он должен находиться в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации или же локальными нормативно-правовыми актами компании.

Приказ о возложении обязанностей директора или генерального директора на время отпуска является способом передачи распорядительно-административных полномочий руководителя предприятия любому другому работнику на срок нахождения директора в отпуске.


Как правило, обязанности директора возлагаются на одного из его заместителей, если таковые имеются в штатном расписании, либо на главного бухгалтера. При штатной ограниченности предприятия или организации административные функции могут быть возложены на любого другого работника, обладающего необходимыми познаниями и опытом в осуществлении этих функций.

Директор, генеральный директор, исполнительный директор — кто кого замещает

Нормативно разница между директором, генеральным и исполнительным директором не закреплена. Таким образом, если говорить о различиях между вышеперечисленными должностями, то потребуется обратиться к практике. Так:

  • если работа единоличного управляющего будет связана с необходимостью координации работы подразделений или с необходимостью управления крупным штатом работников, то желательно, чтобы его должность была зафиксирована в документах как генеральный директор или президент;
  • если работа единоличного управляющего будет сведена к руководству филиалом или иным подразделением более крупного предприятия, либо к руководству небольшим штатов сотрудников, либо к руководству какой-либо отдельной ветвью деятельности, то целесообразной будет должность директора (например, директор по финансам или директор филиала, или просто директор).

Что касается исполнительного директора, то функционирование в этой должности подразумевает структурное подчинение генеральному директору.

При этом функции исполнительного и генерального директоров во многом дублируют друг друга, однако, в отличие от генерального исполнительный директор имеет ограниченное право подписи документов и только на основании доверенности.

Если говорить об иерархичности замещений на период отпуска, то логичной будет следующая цепочка:

  1. генерального директора на период его отпуска может замещать либо исполнительный директор, либо один (или единственный) заместитель генерального директора, или любой из специализированных директоров, к примеру, директор по развитию;
  2. обязанности исполнительного директора на период его отпуска могут быть возложены либо на генерального директора, либо на любого из специализированных директоров, либо на любого из заместителей исполнительного директора;
  3. обязанности специализированных директоров на период их отпуска могут выполнять либо их заместители, либо специалисты высшего или среднего руководящего звена, например, главные бухгалтеры, руководители кадровых служб или юридических отделов;
  4. обязанности единоличных исполнителей (директоров) на период их отпуска могут исполнять либо их заместители, либо другие руководители высшего и среднего звена. При малой штатной численности обязанности директора могут быть возложены на любого работника, числящегося в штате.

Общие компоненты приказа о возложении обязанностей

Текст приказа о возложении обязанностей директора на время отпуска будет варьироваться в зависимости от функциональных обязанностей директора. Ниже мы рассмотрим эти вариации.

Приказ о возложении обязанностей директора на время отпуска. Часть 1

Вне зависимости от передаваемых функций любой приказ о замещении работника на период его отпуска будет одержать в себе ряд обязательных элементов, к которым относятся:

Издается приказ после получения письменного согласия работника на замещение должности директора.

Какой-либо предустановленной формы приказа о возложении обязанностей на период отпуска не существует. Это означает, что составляется приказ в произвольной форме, с соблюдением основных принципов делопроизводства. В рамках данной статьи наши пользователи могут скачать типовой шаблон приказа рассматриваемого вида и ознакомиться с образцом его заполнения.

Возложение обязанностей генерального директора

Функциональные обязанности директора предполагают достаточно широкий спектр действий распорядительного характера, включая подписание документов, управление кадрами, прием и увольнение с работы и т.д.

Соответственно, замещение директора на время отпуска будет предполагать выполнение всего спектра распорядительных действий другим работником.

Это означает, что замещающий директора работник должен иметь хотя бы минимальные навыки осуществления управленческих действий.

При этом спектр действий напрямую зависит от обязанностей директора, исполняемых им в соответствии с его должностной инструкцией. Так, генеральный директор, помимо чисто распорядительных функций выполняет также и действия по координации работы различных автономных подразделений, например, филиалов.

Соответственно, приказ о возложении обязанностей генерального директора на время отпуска, помимо основных структурных элементов приказа, должен также содержать в себе:

  • сведения о передаче полномочий по координации работы структурных подразделений или какой-либо их части;
  • сведения о передаче полномочий на право подписи и т.д.

При необходимости можно четко определить пределы полномочий, исключив из них те или иные компоненты.

Возложение обязанностей исполнительного директора

Как мы уже говорили выше, функции исполнительного директора зачастую дублируют функции генерального директора. Основное различие по полномочиям состоит в том, что исполнительный директор обладает правом подписи исключительно по доверенности.

Соответственно, приказ о возложении обязанностей исполнительного директора на период его отпуска должен определять, будет ли замещающему лицу выдана доверенность на проставление подписи.

Необходимости в отметке условий выдачи доверенности не потребуется, если функции исполнительного директора будут возложены на генерального директора.

Возложение обязанностей финансового директора

Исполнение функций финансового директора подразумевает выполнение действий, так или иначе связанных с финансами предприятия и организации. В силу этой причины обязанности финансового директора на период его отпуска возлагаются, как правило, на главных бухгалтеров предприятий и организаций.

В тексте приказа должно быть обговорено право или отсутствие право заместителя на подписание тех или иных финансовых документов.

Условия и сроки хранения приказа

Вообще любые приказы издаются в одном экземпляре. При необходимости доведения приказа до сведения отдаленных обособленных подразделений в них направляются надлежащим образом заверенные копии приказа.

Также возможна организация рассылки электронных копий приказа посредством систем электронного делопроизводства и документооборота.

Срок хранения приказов рассматриваемого типа составляет 50 лет, при условии, что приказ издан после 2003 года. Приказы, изданные до 2003 года, хранятся 75 лет.

Если предприятие или организация комплектуют государственный или муниципальный архив, то приказ передается в архив (городской, сельский и т.д.). Частные организации обеспечивают хранение документов самостоятельно.

Читайте также: