При смене директора нужно ли перезаключать трудовые договора с работниками
Обновлено: 13.05.2024
Смена руководства компании - не такая уж и редкость. Бывает, к одному директору не успели привыкнуть, а тут раз - и первое лицо уже сменилось. Конечно, кадровика такие перемены не обходят стороной. Вот, например, трудовые договоры большинства работников подписаны бывшим генеральным директором. И что теперь с ними делать? Переоформлять? Просто менять первую страницу? Заключать дополнительные соглашения? Или вообще ничего не надо делать, а оставить все как есть?
Зульфия Бурнашева, юрист, ведущий специалист по правовым вопросам и кадровому делопроизводству Центра развития кадровых технологий, опыт кадровой работы 7 лет, эксперт журнала
Кадровики спорят
У нас сменился директор. Необходимо ли в связи с этим вносить изменения в трудовые договоры работников? Я считаю, что не надо, а вот главный бухгалтер замучила - хочет всем сотрудникам, а их 150 человек, сделать дополнительные соглашения к трудовым договорам.
А где это написано, что при смене руководителя надо провести процедуру переоформления трудовых договоров? И вообще, как говорится, со своим уставом в чужой монастырь не ходят, пусть лучше ваш главбух займется своими делами. Не надо ничего подписывать и перезаключать.
Совершенно согласна. Не надо этого делать. Работодателем является юрлицо, а не конкретный директор, насколько мне известно. У нас сменялся гендир, и мы договоры не переоформляли и никакие допсоглашения не подписывали.
А мы перезаключили договоры, нам юрист сказал. Хотя я лично не уверена, что это надо было делать.
Смешно просто. Вы что, каждый раз при смене руководителя будете перезаключать договоры?
Ну, бог миловал. У нас такое было всего лишь один раз.
Эксперт ставит точку
Безусловно, само юридическое лицо, являясь работодателем, не может подписывать трудовые договоры. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях, как предусмотрено той же ст. 20 ТК РФ, осуществляются органами управления юридического лица (организации) либо уполномоченным им лицом в порядке, установленном законодательством, учредительными документами юридического лица (организации) и его локальными нормативными актами.
Как правило, от имени работодателя в трудовых отношениях выступает руководитель соответствующей
организации (директор, генеральный директор и т. д.). Руководитель организации в свою очередь может делегировать те или иные права, в т. ч. право подписывать трудовые договоры, иному лицу. Порядок такого делегирования устанавливается законом и учредительными документами организации.
Наша справка
Однако, так или иначе, работодателем в трудовых отношениях является юридическое лицо (организация), а не ее представители, которые могут меняться, и достаточно часто.
Теперь давайте вспомним, какие
сведения о работодателе - юридическом лице должны содержаться в тексте трудового договора (таблица). Перечень таких сведений установлен в ст. 57 ТК РФ.
Сведения о работодателе, включаемые в текст трудового договора
Сведения о работодателе
Особенности включения сведений о работодателе в трудовой договор
Указывается полное наименование организации в точном соответствии с наименованием, предусмотренным в учредительных документах организации; если помимо полного наименования в учредительных документах определено ее сокращенное наименование, то оно, как правило, указывается в скобках после полного наименования.
Идентификационный номер налогоплательщика
Указывается для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями
Указанные сведения включают:
- должность представителя работодателя, наделенного полномочиями заключать трудовые договоры;
- фамилия, имя и отчество уполномоченного лица;
- реквизиты документа, наделяющего представителя работодателя соответствующими полномочиями.
Надо отметить, что в ст. 57 ТК РФ в принципе не предусмотрено внесение изменений в сведения, указанные в трудовом договоре. Упоминается лишь возможность дополнить трудовой договор недостающими сведениями - в случаях, когда по тем или иным причинам они не были включены в трудовой договор при его заключении. При этом недостающие сведения, по мнению законодателя, должны вноситься непосредственно в текст трудового договора (а не оформляться отдельным документом, например дополнительным соглашением или приложением к трудовому договору).
Между тем, на практике возникают ситуации, когда сведения изначально были внесены полностью и верно, но есть необходимость их изменить. Одним из самых распространенных случаев такого изменения является, например, смена фамилии работника. В этом случае внесение изменений необходимо, т. к. работник является непосредственно стороной трудовых отношений.
Однако они не учитывают, что в данном случае изменились сведения не о работодателе, а о лице, не являющемся стороной трудовых отношений, а лишь представляющем интересы работодателя, который остался прежним. Необходимость же внесения изменений в сведения о работодателе возникает лишь в случаях изменения реквизитов организации, например ее наименования.
В то же время .
. на практике очень часто возникает вопрос: каким образом нужно вносить изменения в сведения, указанные в трудовом договоре?
Существуют две точки зрения. Мнение 1. Одни специалисты полагают, что в случае изменения сведений, указанных в трудовом договоре, нет необходимости заключать с работниками дополнительное соглашение, эти изменения необходимо указать непосредственно в самом тексте договора. Такой вывод следует из ч. 3 ст. 57 ТК РФ, которая предусматривает возможность внесения недостающих сведений непосредственно в текст трудового договора. Понятно, что речь в данном случае идет именно о недостающих сведениях, которые по каким-либо причинам не были включены в трудовой договор изначально (при заключении трудового
договора), а не о сведениях, которые претерпели изменения в течение трудовых отношений. Однако, как утверждают сторонники такого способа, ничто не мешает поступать аналогично и в случае изменения сведений, т. е. вносить изменения в оба экземпляра трудового договора и заверять вновь внесенные сведения подписями сторон - работника и работодателя. Мнение 2. Сторонники другой точки зрения делают акцент на том, что ч. 3 ст. 57 ТК РФ допускает внесение в текст трудового договора только недостающих сведений, но не измененных. Поэтому при изменении сведений необходимо составлять отдельный документ (дополнительное соглашение, приложение к трудовому договору и т. д.).
На наш взгляд, при необходимости можно использовать и тот и другой способ.
Журнал "Всё для кадровика: просто, практично, полезно" №8, 2011
Зульфия Бурнашева
Источник: ТН "Государственные финансы" ЗАО "МЦФЭР"
Для смены директора общества с ограниченной ответственностью с одним учредителем вам необходимо оформить решение единственного учредителя или протокол общего собрания участников ООО, если учредителей несколько. Вы должны одновременно уволить прежнего руководителя и принять нового, не допуская пробелов в управлении.
Далее вам необходимо подготовить заявление по форме № Р13014, заверить его нотариально и зарегистрировать в налоговой. Подать заявление в ФНС нужно в течение 3-х дней с даты принятия решения или составления протокола.
Шаг 1: Оформить решение о смене руководителя
Если у общества с ограниченной ответственностью только один учредитель, необходимо оформить решение единственного участника.
Решение единственного учредителя ООО о смене директора
Пример решения о смене директора в ООО с одним участником - Создать решение
Если несколько — протокол общего собрания учредителей. Документ оформляется в письменной форме, специальный бланк не предусмотрен.
Протокол общего собрания учредителей ООО о смене директора
Пример протокола о смене руководителя ООО - Создать протокол
Важно учесть требования к содержанию документа:
- Указать наименование и регистрационные данные организации
- Прописать дату и место принятия решения
- Обозначить срок окончания полномочий прежнего директора и дату вступления в должность нового
- Указать срок трудового договора нового директора
- Подписать документ всеми участниками общества или количеством участников, достаточного для наличия кворума
Шаг 2: Уволить старого директора и нанять нового директора
Увольнение старого директора и назначение нового должно произойти в один день.
Недопустимо оставлять ООО без директора даже на время и допускать накладки полномочий руководителей.
При необходимости с прежним руководителем нужно составить акт приема-передачи документов, вверенных материальных ценностей.
Заключите трудовой договор с новым директором и выпустите приказ с датой его назначения.
Шаг 3: Подготовить заявление Р13014
На нового директора необходимо составить заявление для обновления сведений в ЕГРЮЛ.
При смене директора ООО используется форма № Р13014.
Образец заполненного заявления Р13014 при смене директора ООО
Пример заявления Р13014 при смене руководителя - Создать заявление
Шаг 4: Заверить заявление у нотариуса
Заявление о внесении изменений вы должны заверить у нотариуса. Нотариус потребует документы:
- ОГРН
- ИНН
- Устав ООО
- Решение или протокол
- Выписку из ЕГРЮЛ, при необходимости
Подпись заявителя не нужно удостоверять нотариально, если документы подаются в электронном виде с помощью ЭЦП заявителя.
Шаг 5: Подать документы в ФНС
Заверенное заявление необходимо подать в налоговую в течение 3-х рабочих дней с момента оформления решения о смене директора. За нарушение срока предусмотрен штраф.
ФНС не обязана, но может запросить дополнительно: решение о смене директора и приказ о назначении.
Подать заявление можно такими способами:
Оплачивать госпошлину не нужно, если в связи со сменой директора не вносятся изменения в устав. В ином случае размер пошлины составляет 800 рублей. Уведомлять отдельно ФСС, ФОМС, ПФР не требуется.
Просто заполните форму на нашем сайте, и сервис автоматически создаст необходимые документы, которые будут соответствовать требованиям ФНС и закона. Это бесплатно, быстро и надежно. Дополнительно вы получите инструкцию по подаче. Останется скачать и распечатать документы.
Шаг 6: Проверить внесение изменений в ЕГРЮЛ
Через 5 рабочих дней налоговая внесет изменения в ЕГРЮЛ. Вы получите лист записи ЕГРЮЛ с новыми данными.
Проверьте, чтобы данные директора были указаны без ошибок.
7. Действия после смены директора ООО
Сообщите новые данные партнерам и контрагентам
Заключать новые договоры с контрагентами не нужно. Официально уведомлять партнеров вы также не обязаны. Но сделать это стоит в рамках профессиональной этики и во избежание недоразумений в документах. Разошлите уведомление контрагентам по электронной почте в свободной форме.
Уведомите банк
Обязательно уведомите банк о смене директора. Сообщите данные нового руководителя, передайте образец его подписи. Убедитесь, что у стаого руководителя не остался доступ к управлению счётом.
Директор – это единоличный исполнительный орган, который действует от имени общества и в его интересах. Сведения о действующем директоре публикуются в ЕГРЮЛ, и при заключении любых сделок контрагенты обязаны проверить полномочия конкретного лица. При смене руководителя необходимо сообщить об этом в налоговую инспекцию и внести изменения в ЕГРЮЛ.
Как сменить директора в ООО? Читайте нашу подробную пошаговую инструкцию о смене директора ООО в 2022 году.
Смена генерального директора ООО
Пошаговая инструкция о том, как поменять директора в ООО:
Шаг 1. Подготовить протокол общего собрания участников или решение единственного участника о смене директора. На повестке дня должны быть два вопроса:
- прекращение полномочий прежнего директора и расторжение с ним трудового договора;
- избрание нового директора и заключение трудового договора.
Обратите внимание, что при увольнении старого директора, доверенности, которые он выдавал, не перестают действовать автоматически. Подробнее: общая доверенность на представление интересов юридического лица .
Шаг 3. Заполнить заявление по форме Р13014 и заверить его у нотариуса. Нотариус запросит также свидетельство ИНН и ОГРН, устав ООО, решение о смене директора. Вопрос о необходимости актуальной выписки из ЕГРЮЛ надо уточнять у нотариуса. Некоторые нотариусы принимают электронную выписку из сервиса ФНС или самостоятельно запрашивают сведения из реестра, а есть и те, кто требует только бумажную выписку. Узнайте об этом заранее, т.к. если вам нужна именно бумажная выписка, ее надо будет сделать до подачи документов.
Шаг 4. Оформить внесение изменений в ЕГРЮЛ при смене директора. Для этого в течение семи рабочих дней с даты принятия решения надо подать заверенное заявление Р13014 в налоговую инспекцию. За нарушение этого срока может быть наложен штраф по статье 14.25 КоАП РФ (5 000 рублей).
Какие еще документы о смене директора нужно представить? В регламенте предоставления госуслуги по регистрации изменений указан только один документ – заявление Р13014. Однако на практике ИФНС может запросить еще и решение о смене директора и приказ о назначении нового руководителя. Госпошлина при регистрации смены директора не оплачивается.
Обратите внимание: подавать документы о смене директора надо в ту налоговую инспекцию, где происходила регистрация ООО. В крупных городах существуют специальные регистрирующие инспекции, например, в столице это ИФНС № 46 по Москве. На официальном сайте ФНС вы можете узнать контакты регистрирующей ИФНС по вашему юридическому адресу.
Шаг 6. Уведомить банк о смене директора. Для этого в банк, где открыт расчетный счет ООО, надо представить следующие документы:
- протокол или решение о смене директора;
- лист записи ЕГРЮЛ;
- приказ о назначении нового директора;
- карточку с образцами подписи нового руководителя.
Кроме того, если расчетный счет подключен к системе интернет-банкинга, надо сгенерировать новый электронный ключ.
Заполнение формы Р13014 при смене директора
Правила заполнения Р13014 при смене директора аналогичны правилам заполнения формы Р11001: только заглавные буквы; заполнять можно вручную черными чернилами или на компьютере шрифтом Courier New высотой 18 пунктов; печать только на одной стороне листа и др. Узнать полностью все требования к заполнению вы можете в приказе ФНС от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.
Какие листы формы Р13014 заполнять при смене директора? Всего 7 страниц:
- титульный лист, где указывают сведения об организации;
- лист И - страница 1 (для прежнего директора);
- лист И - страницы 1 и 2 (для нового директора);
- лист П – все 3 страницы (сведения о заявителе).
Более того, суды не раз подчеркивали, что полномочия прежнего руководителя прекращаются с момента принятия соответствующего решения участников (например, определение ВАС РФ от 23.09.2013 № ВАС-12966/13). Исходя из этого, заявление по форме Р13014 может подписывать только новый руководитель, прежний директор уже не имеет никакого отношения к ООО.
Обратите внимание: в отличие от формы Р11001, которую можно не заверять нотариально, если заявитель лично явится в ИФНС, заявление Р13014 заверяется обязательно. По этой причине личная подпись заявителя на последней странице проставляется только в присутствии нотариуса.
Пример заполнения формы Р13014 при смене директора вы можете найти по ссылке ниже.
Образец акт приема-передачи документов при смене директора
Директор – это лицо, ответственное за сохранность документов организации и части имущества, закрепленного за ним. При увольнении директор должен сдать дела, но определенного порядка законом не установлено. Процедура смены генерального директора в ООО может быть закреплена в локальном акте общества. В любом случае, участники ООО не вправе задерживать увольнение директора под предлогом того, что он не передал какие-то документы или имущество, но они могут истребовать их в рамках судебного разбирательства.
Если смена директора происходит с конфликтом сторон, и новый директор или участники по какой-то причине не принимают документы, то прежний руководитель может сдать их на хранение в архивную организацию или нотариусу.
Оформление акта приема-передачи дел при смене генерального директора, прежде всего, в интересах самого бывшего руководителя. Подписывать акт приема-передачи могут как два директора между собой, так и при участии собственников организации. Вы можете ознакомиться с нашим шаблоном акта приема-передачи документов и изменить его под свою ситуацию.
Решение о смене директора ООО: образец с одним учредителем
Как сменить директора в ООО, если учредитель в нем один? Отличие смены директора в ООО с единственным учредителем от общества с несколькими участниками будет только в том, что вместо протокола общего собрания учредитель принимает единоличное решение о смене генерального директора.
Если директором является не учредитель, а наемный работник, то проводится обычная процедура увольнения. В случае же, когда единственный учредитель является директором по трудовому договору, он не имеет права на компенсацию при увольнении, т.к. действие главы 43 ТК РФ не распространяется на такой случай. Подробнее о том, может ли единственный учредитель заключить с собой трудовой договор читайте в этой статье.
Мы подготовили образец решения единственного учредителя о смене директора, в котором учредитель и директор – разные лица.
Смена учредителя и генерального директора одновременно в 2022 году
Очень часто генеральным директором ООО является его учредитель. По статистике нашего сервиса только в 20% случаев директор нанимается со стороны. Какие особенности существуют в смене генерального директора и учредителя одновременно?
Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять смену единственного учредителя ООО, т.к. для этого надо оформить ввод нового участника с изменением устава и увеличением уставного капитала по форме Р13014 и последующий выход участника либо продажу доли. Это достаточно сложно, поэтому стоит обратиться к специалистам-регистраторам.
В 2022 году действуют следующие правила смены учредителя в ООО. Надо заверять у нотариуса:
- заявление участника о выходе из ООО;
- решение общего собрания участников об увеличении уставного капитала;
- предложение оставшимся участником выкупить долю;
- требование участника о выкупе его доли.
Рассмотрим достаточно простой вариант смены директора с выходом участника из общества.
В обществе два участника, один из них принят на должность генерального директора по трудовому договору. Директор решает сложить полномочия руководителя и выйти из ООО. В уставе право выхода из ООО предусмотрено, один участник в обществе остается, поэтому такой вариант допускается законом.
Решение о смене генерального директора и выходе участника из ООО принимается на общем собрании участников и оформляется протоколом. В заявлении Р13014 можно одновременно сообщить о выходе участника и смене директора, оформив соответствующие листы. В налоговую инспекцию в течение трех рабочих дней со дня принятия решения подают форму Р13014 и заявление участника. Если доля участника будет сразу распределена, то нужен еще и протокол о распределении.
В остальном же процедура не отличается от пошаговой инструкции по смене генерального директора в ООО 2022, которую мы рассмотрели выше.
У нас сменился директор. Необходимо ли в связи с этим вносить изменения в трудовые договоры работников? Я считаю, что не надо, а вот главный бухгалтер замучила - хочет всем сотрудникам, а их 150 человек, сделать дополнительные соглашения к трудовым договорам.
А где это написано, что при смене руководителя надо провести процедуру переоформления трудовых договоров? И вообще, как говорится, со своим уставом в чужой монастырь не ходят, пусть лучше ваш главбух займется своими делами. Не надо ничего подписывать и перезаключать.
Совершенно согласна. Не надо этого делать. Работодателем является юрлицо, а не конкретный директор, насколько мне известно. У нас сменялся гендир, и мы договоры не переоформляли и никакие допсоглашения не подписывали.
А мы перезаключили договоры, нам юрист сказал. Хотя я лично не уверена, что это надо было делать.
Смешно просто. Вы что, каждый раз при смене руководителя будете перезаключать договоры?
Ну, бог миловал. У нас такое было всего лишь один раз.
Эксперт ставит точку
Безусловно, само юридическое лицо, являясь работодателем, не может подписывать трудовые договоры. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях, как предусмотрено той же ст. 20 ТК РФ, осуществляются органами управления юридического лица (организации) либо уполномоченным им лицом в порядке, установленном законодательством, учредительными документами юридического лица (организации) и его локальными нормативными актами.
Как правило, от имени работодателя в трудовых отношениях выступает руководитель соответствующей
организации (директор, генеральный директор и т. д.). Руководитель организации в свою очередь может делегировать те или иные права, в т. ч. право подписывать трудовые договоры, иному лицу. Порядок такого делегирования устанавливается законом и учредительными документами организации.
Наша справка
Однако, так или иначе, работодателем в трудовых отношениях является юридическое лицо (организация), а не ее представители, которые могут меняться, и достаточно часто.
Теперь давайте вспомним, какие
сведения о работодателе - юридическом лице должны содержаться в тексте трудового договора (таблица). Перечень таких сведений установлен в ст. 57 ТК РФ.
Сведения о работодателе, включаемые в текст трудового договора
Сведения о работодателе
Особенности включения сведений о работодателе в трудовой договор
Указывается полное наименование организации в точном соответствии с наименованием, предусмотренным в учредительных документах организации; если помимо полного наименования в учредительных документах определено ее сокращенное наименование, то оно, как правило, указывается в скобках после полного наименования.
Идентификационный номер налогоплательщика
Указывается для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями
Указанные сведения включают:
- должность представителя работодателя, наделенного полномочиями заключать трудовые договоры;
- фамилия, имя и отчество уполномоченного лица;
- реквизиты документа, наделяющего представителя работодателя соответствующими полномочиями.
Надо отметить, что в ст. 57 ТК РФ в принципе не предусмотрено внесение изменений в сведения, указанные в трудовом договоре. Упоминается лишь возможность дополнить трудовой договор недостающими сведениями - в случаях, когда по тем или иным причинам они не были включены в трудовой договор при его заключении. При этом недостающие сведения, по мнению законодателя, должны вноситься непосредственно в текст трудового договора (а не оформляться отдельным документом, например дополнительным соглашением или приложением к трудовому договору).
Между тем, на практике возникают ситуации, когда сведения изначально были внесены полностью и верно, но есть необходимость их изменить. Одним из самых распространенных случаев такого изменения является, например, смена фамилии работника. В этом случае внесение изменений необходимо, т. к. работник является непосредственно стороной трудовых отношений.
Однако они не учитывают, что в данном случае изменились сведения не о работодателе, а о лице, не являющемся стороной трудовых отношений, а лишь представляющем интересы работодателя, который остался прежним. Необходимость же внесения изменений в сведения о работодателе возникает лишь в случаях изменения реквизитов организации, например ее наименования.
В то же время .
. на практике очень часто возникает вопрос: каким образом нужно вносить изменения в сведения, указанные в трудовом договоре?
Существуют две точки зрения. Мнение 1. Одни специалисты полагают, что в случае изменения сведений, указанных в трудовом договоре, нет необходимости заключать с работниками дополнительное соглашение, эти изменения необходимо указать непосредственно в самом тексте договора. Такой вывод следует из ч. 3 ст. 57 ТК РФ, которая предусматривает возможность внесения недостающих сведений непосредственно в текст трудового договора. Понятно, что речь в данном случае идет именно о недостающих сведениях, которые по каким-либо причинам не были включены в трудовой договор изначально (при заключении трудового
договора), а не о сведениях, которые претерпели изменения в течение трудовых отношений. Однако, как утверждают сторонники такого способа, ничто не мешает поступать аналогично и в случае изменения сведений, т. е. вносить изменения в оба экземпляра трудового договора и заверять вновь внесенные сведения подписями сторон - работника и работодателя. Мнение 2. Сторонники другой точки зрения делают акцент на том, что ч. 3 ст. 57 ТК РФ допускает внесение в текст трудового договора только недостающих сведений, но не измененных. Поэтому при изменении сведений необходимо составлять отдельный документ (дополнительное соглашение, приложение к трудовому договору и т. д.).
На наш взгляд, при необходимости можно использовать и тот и другой способ.
Читайте также: