При скрытой безработице граждане трудоустроены но фактически не выполняют трудовых обязанностей

Обновлено: 16.05.2024

Безработица — это состояние, когда у человека нет работы; либо макроэкономический показатель количества или пропорции людей, которые находятся в трудоспособном возрасте и активно пытаются найти работу (её у них нет).

Виды безработицы

Существует несколько видов безработицы.

Фрикционная безработица

Этот тип безработицы возникает в результате добровольной смены работы.

Например, когда человек покидает компанию, требуется время на поиск новой. Или например выпускники, только закончившие обучение, входящие в рабочую силу, тоже увеличивают фрикционную безработицу.

Этот тип безработицы зачастую скоротечен и наименее проблематичен.

Циклическая безработица

Это изменения численности безработных в зависимости от экономических подъёмов (оживлений) и спадов (рецессий). Во время рецессий безработица растёт, а во время экономических оживлений падает.

Таким образом, причиной циклической безработицы является спад производства из-за рецессии — падает спрос на продукцию, за этим снижается спрос на труд и зарплата также имеет тенденцию к снижению. Экономика и политика считаются инструментами для предотвращения/смягчения последствий (в том числе и безработицы) во время рецессий.

Сезонная безработица

Этот вид безработицы немного схож с циклической. В некоторых видах деятельности существуют периоды спада деловой активности, что приводит к временным увольнениям (например: в сельскохозяйственной деятельности или в отраслях, связанных с туризмом).

Однако это не считается проблематичным, т. к. люди в таких профессиях зачастую к этому подготовлены и знают, что получат работу по истечении какого-то определённого срока (например, с началом туристического сезона).

Структурная безработица

Этот тип безработицы возникает в результате технологических изменений (например, автоматизация производства). Приводит к невостребованности некоторых профессий, из-за чего и следует безработица.

Переподготовка может быть очень сложной и дорогостоящей. Человек рискует не только остаться безработным в течение длительного времени, он даже может покинуть рабочую силу навсегда.

Институциональная безработица

Институциональная безработица не так распространена как предыдущие. Она возникает как результат институциональных факторов и стимулов в экономике, это малоэффективность самих институтов рынка. Например:

  • высокий уровень минимальной заработной платы;
  • дискриминация при найме на работу;
  • ограничительные законы о профессиональном лицензировании; и т. д.

Скрытая и открытая безработица

Скрытая безработица — это явление, при котором формально люди работают, но фактически они почти ничего или вообще ничего не производят. Т. е. люди почти не работают, но их и не увольняют. Такая неэффективность работников означает понижение производительности.

Это может быть например, когда человек работает неполный рабочий день, ничего лучшего он найти не может, но его и не увольняют.

Добровольная и вынужденная безработица

Вынужденная безработица

Человек хочет и может работать, за ту зарплату, которую предлагает рынок, но не может найти работу. Зачастую это происходит из-за того, что количество безработных в этой профессии значительно превышает спрос (слишком большая конкуренция среди безработных этого профиля).

Добровольная безработица

Часть безработных не желает работать за ту зарплату, которую на данный момент предлагает рынок ("спрос и предложение" определяет эту сумму). Чем выше будет спрос на данную рабочую силу, тем больше повысится заработная плата.

Уровень безработицы

Уровень безработицы рассчитывается путём деления числа безработных на общее количество рабочей силы (это сумма занятых и безработных вместе, т. е. численность экономически активного населения).

Уровень безработицы = Численность безработных / Численность рабочей силы.

При наличии перечисленных условий решение о признании гражданина безработным принимается органом службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления этим гражданином всех необходимых документов.

Определяя порядок и условия признания граждан безработными, Закон о занятости называет граждан, которые не могут быть признаны безработными. Это граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах занятости от двух вариантов подходящей работы; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы занятости для предложения им подходящей работы; не явившиеся в срок, установленный органами занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также пред­ставившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Однако Закон о занятости предусматривает, что граждане которым правомерно отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы занятости через 1 месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.

Пособие по безработице начисляется с первого дня признания гражданина безработным. Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 % величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

Выплата пособия может быть приостановлена на срок до 3 месяцев в следующих случаях: отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости; явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения; увольнение с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия; отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; самовольное прекращение гражданином обучения по направлению органов службы занятости; нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в случаях: признания гражданина занятым по предусмотренным Законом о занятости основаниям; прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин; переезда безработного в другую местность; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы; назначения пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Стремительный рост в России заболеваемости коронавирусом (COVID 19) весной 2020 года вынудил государство на принятие ряда мер, направленных на борьбу с его распространением, которых по своему характеру можно отнести к разряду чрезвычайных.

Так, 25 марта 2020 года, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, президентом Российской Федерации был издан Указ об объявлении с 30 марта по 3 апреля 2020 года нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы[i]. Впоследствии, Указом от 02 апреля 2020 года период нерабочих дней был продлён до 30 апреля 2020 года включительно[ii].

Практически одновременно, во многих регионах страны был введён режим повышенной готовности, установлен запрет, за исключением некоторых случаев, покидать места проживания/местонахождения граждан, ограничена предпринимательская деятельность[iii] и предусмотрена административная ответственность за нарушение указанных предписаний[iv].

Вместе с тем, принятие таких решений выявило ряд проблем, требующих внесения изменений в действующее законодательство.

Между тем, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст. 7), определив права и свободы человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является прямой обязанностью государства (ст. 2), Российская Федерация добровольно приняла на себя обязательства, в том числе, по обеспечению реализации таких прав, как право на труд и защиту от безработицы (ч.1 и 2 ст. 37), а также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) без какой-либо дискриминации на основании принципа всеобщего равенства (ч. 1 и 2 ст. 19).

Несмотря на то, что ограничение этих и других прав, при определённых условиях допускается (ст. 55 и 56 Конституции РФ), такие действия, в силу приоритета прав человека, определяющих смысл и содержание российских законов, априори не должны приводить к умалению их права на достойный уровень жизни.

Это означает, что государство, вынуждая людей не покидать места своего проживания, как минимум обязано обеспечить тем из них, кто будет лишён возможности осуществлять трудовую деятельность в период действия ограничений, выплату пособий по безработице.

Порядок их регистрации и иные, связанные с этим вопросы, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 891[ix], но, в силу сложившейся обстановки многие центры занятости населения в период действия ограничений весной 2020 года перешли на работу в дистанционном режиме, осуществляя постановку граждан на учёт на основании предоставленного заявления и фотографий необходимых документов по электронной почте[x].

Таким образом, лица, лишённые возможности осуществлять трудовую деятельность, получили возможность обратиться с соответствующими заявлениями о признании их безработными, в порядке, описанном в предыдущем абзаце и претендовать на получение пособия, гарантированного ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации, в том числе, в период их временной нетрудоспособности.

Кроме того, исходя из требований разумности и справедливости, следует установить, что размер пособий в такой ситуации должен выплачиваться в максимальном размере, предусмотренном действующим законодательством[xiii].

Такое предложение видится вполне обоснованным и позволяющим гражданам, не имеющим возможности осуществлять трудовую (предпринимательскую) деятельность, а, следовательно, лишённых возможности реализовать свои, гарантированные Конституцией РФ права на труд (ст. 37), на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34) и достойный уровень жизни (ст. 7), получать хоть какую-то компенсацию за вынужденную безработицу от государства.

Кроме того, возможность признания граждан безработными на основании заявления и документов, поданных им дистанционно, должна быть закреплена законодательно. Отсутствие в действующей редакции Постановления Правительства РФ такого порядка, как показала практика, является его существенным недостатком, нуждающимся в скорейшем исправлении[xiv].

Особую актуальность данный вопрос в настоящее время приобретает в связи с тем, что в последнее время в России наблюдается регулярный прирост заболевших коронавирусом, что вполне может привести к возобновлению, введённых весной 2020 года ограничений.

[i] Указ Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней"//"Российская газета", N 66, 27.03.2020.

[vii] Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"// "Российская газета", N 297, 31.12.2006.

Постановление Правительства РФ от 18.03.2020 N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина"// "Российская газета", N 61, 23.03.2020.

[viii] Ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"// "Российская газета", N 84, 06.05.1996.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1167-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фазыловой Разиды Николаевны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации".

[ix] Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (вместе с "Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан")// "Собрание законодательства РФ", 17.09.2012, N 38, ст. 5103.

[xii] Вопросы, связанные с введением режима чрезвычайного положения урегулированы Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"//"Российская газета", N 105, 02.06.2001.

[xiii] Размеры пособий в настоящий момент предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 27.03.2020 N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год"//"Российская газета", N 71, 02.04.2020.

Статья 2. Занятые граждане

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

3. Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Статья 4. Подходящая и неподходящая работа

1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:
впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;
состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев, а также более трех лет не работавших;
обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

4. Подходящей не может считаться работа, если:
она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Статья 35. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера

1. Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

2. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона;
прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
переезда или переселения безработного в другую местность;
попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

3. Выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до одного месяца в случаях:
отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
отказа по истечении месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в период выплаты пособия по безработице.

4. Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
отпуска по беременности и родам;
выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования по очно-заочной или заочной форме;
призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды не засчитываются в период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

5. Размер пособия по безработице сокращается на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:
неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (обучение).

6. Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

7. Правила прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице и снижения его размера устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Читайте также: