При обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан

Обновлено: 18.05.2024

Водитель, как никто другой должен знать свои права и обязанности, чтобы уметь отстоять свою правоту в случае незаконных действий со стороны инспектора ДПС. Если оценивать действия инспекторов точке зрения правовых норм, то практические при каждой остановке водителя, нарушаются его права.

В данной статье будут приведены наиболее важные нормы, которые закрепляют права водителя в случае его остановки инспектором ДПС.

Напомню: основным документом, который регулирует правоотношения между водителем и сотрудником ДПС, является Административный регламент от 20.10.2017г., утвержденный приказом МВД №664 от 23.08.2017г. Если коротко, то просто "664-й приказ".

Обращение к водителю

Первым важным моментом является то, как сотрудник обратится к водителю. Уже не раз встречал случаи, когда звание и фамилия произносятся инспектором невнятно, а удостоверение в развернутом виде показывается так быстро, что разглядеть там что-то невозможно.

Зачем знать ФИО и звание сотрудника ДПС? Чтобы в случае любых нарушений с его стороны немедленно позвонить в службу поддержки водителей - это не только поможет разрешить ситуацию, но и заставит инспектора быть осторожнее ( Единый номер по всей России 8 - 800 - 222 - 74 - 47).

Поэтому ФИО сотрудника лучше сразу записать, или хотя бы просто запомнить, а если он назвал их невнятно, или отказывается повторить, ему следует напомнить о статье 45 Приказа №664:

"При обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения".

Данная статья не только закрепляет право водителя знать, кто его остановил, но и четко закрепляет, что первым делом инспектор должен сообщить причину обращения. Это правило не соблюдается в 90% случаев - после того, как инспектор представляется, обычно следует "Ваши документы". В данном случае инспектору следует напомнить о содержании приведенной выше ст. 45 приказа, и предложить назвать цель остановки.

Проверка документов

Новый административный регламент, вступивший в силу 20 октября 2017 года, содержит следующие основания для проверки документов (статья 106):

  • выявлены признаки нарушения ПДД;
  • имеются ориентировки, свидетельствующие о причастности ТС к соверешению правонарушения или угона;
  • в рамках спец. мероприятий по снижению аварийности;

Таким образом, статья четко регламентирует, что проверка документов должна иметь причину, предусмотренную ст. 106 регламента. При проверке документов водитель имеет право интересоваться, в рамках какого пункта ст. 106 инспектор обязывает его представить документы.

Права и обязанности

Еще одно правило, которое часто нарушается - водителю не сообщается о его правах и обязанностях, связанных с нарушением ПДД, или иными мерами, применяемыми к водителю, будь то предложение выйти из машины или показать багажник. Однако абзацем 2, той же 45 статьи также предусмотрено право водителя знать о своих правах и обязанностях в случае любых требований инспектора:

"Во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, сотрудник обязан разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения".

Еще одной статьей, направленной на защиту прав и обязанностей водителя является п. 52. Приказа №664:

"По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного отделения (группы) подразделения ДПС либо телефон дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, в котором он проходит службу".

Потребовать телефон дежурной части можно в любой момент, если права водителя нарушаются. Инспектор в данной просьбе отказать не вправе, зато сообщив номер своей дежурной части, в 90% случаев инспектор проявит крайнюю осторожность в дальнейшем общении с водителем, т.к. мало кому хочется, чтобы его начальству звонили с жалобами на его работу.

Заключение

Итак, мы разобрали 3 важных статьи, которые отлично помогают водителю отстаивать свои права в споре с инспектором ДПС:

  • статья 45 Приказа №664 "Обращение к водителю";
  • статья 52 Приказа №664 "Телефон дежурной части";
  • статья 106 Приказа №664 "Основания проверки документов";

Помните о них, а лучше распечатайте себе весь приказ №664, и выделите там данные статьи, чтобы в нужный момент они были у Вас под рукой.

Спасибо за внимание! Если статья была полезна, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал - впереди только самое полезное и интересное для автомобилистов.

Большое количество автовладельцев порой не знают, в каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль, основания остановки и как при этом он должен себя вести. Попробуем разобраться, в соответствии с правилами дорожного движения Административным регламентом МВД и Кодексом об административных правонарушениях. Если раньше ответы на эти вопросы были общими, теперь они четко прописаны в Административном регламенте, который доступен для всех желающих. Введение новых правил, по словам самих сотрудников ГИБДД, должно сделать и водителей, и инспекторов более дисциплинированными по отношению друг к другу.

Административный регламент МВД РФ является основным документом, регламентирующим действия инспектора ДПС при исполнении им своих служебных обязанностей.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Сотрудники ДПС обязаны соблюдать порядок получения доказательств, несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что гражданин привлечен к административной ответственности незаконно. Разъяснить участнику дорожного движения суть совершенного им нарушения убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и другие нормативные акты. При проверке обращаться с документами граждан аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах.

При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

При возникновении конфликтных ситуаций или по требованию участников дорожного движения инспектор должен разъяснять порядок обжалования своих действий, в соответствии с п. 167 Административного регламента, а также по требованию должен сообщить местоположение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.

Итак, Инспектор ДПС имеет право остановить транспортное средство в следующих случаях:

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства*(75).
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства*(76).
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Не допускается останавливать транспортные средства: на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев,когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения. Вы можете смело подвергнуть сомнению законность Вашей остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением закона. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, с нарушением установленного законом порядка.

Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Если инспектор ДПС останавливает транспортное средства без необходимости, то он сам совершает административное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.35 КоАП с наказанием до 20 000 руб.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что соблюдение элементарных прав и обязанностей сотрудниками ДПС, приведет к взаимодействие участников дорожного движения и сотрудников дорожной полиции. Вследствие чего произойдет уменьшение конфликтных ситуаций на дорогах. Так как ситуации на дорогах зачастую бывают противоречивыми, отсюда и конфликты, и недоброжелательное отношение большинства водителей к инспекторам.

Центр защиты прав водителей "Главная Дорога" одним из первых в Иркутске и Иркутской области начал оказывать профессиональные юридические услуги направленные на защиту прав автовладельцев в случаях связанных с лишением водительских прав (возврат прав) , помощи водителям и пешеходам попавшим в ДТП в суде и на следствии, специализируясь только в данных направлениях в отличии от других "многопрофильных компаний".

Читайте также: