При обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан
Обновлено: 18.05.2024
Водитель, как никто другой должен знать свои права и обязанности, чтобы уметь отстоять свою правоту в случае незаконных действий со стороны инспектора ДПС. Если оценивать действия инспекторов точке зрения правовых норм, то практические при каждой остановке водителя, нарушаются его права.
В данной статье будут приведены наиболее важные нормы, которые закрепляют права водителя в случае его остановки инспектором ДПС.
Напомню: основным документом, который регулирует правоотношения между водителем и сотрудником ДПС, является Административный регламент от 20.10.2017г., утвержденный приказом МВД №664 от 23.08.2017г. Если коротко, то просто "664-й приказ".
Обращение к водителю
Первым важным моментом является то, как сотрудник обратится к водителю. Уже не раз встречал случаи, когда звание и фамилия произносятся инспектором невнятно, а удостоверение в развернутом виде показывается так быстро, что разглядеть там что-то невозможно.
Зачем знать ФИО и звание сотрудника ДПС? Чтобы в случае любых нарушений с его стороны немедленно позвонить в службу поддержки водителей - это не только поможет разрешить ситуацию, но и заставит инспектора быть осторожнее ( Единый номер по всей России 8 - 800 - 222 - 74 - 47).
Поэтому ФИО сотрудника лучше сразу записать, или хотя бы просто запомнить, а если он назвал их невнятно, или отказывается повторить, ему следует напомнить о статье 45 Приказа №664:
"При обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения".
Данная статья не только закрепляет право водителя знать, кто его остановил, но и четко закрепляет, что первым делом инспектор должен сообщить причину обращения. Это правило не соблюдается в 90% случаев - после того, как инспектор представляется, обычно следует "Ваши документы". В данном случае инспектору следует напомнить о содержании приведенной выше ст. 45 приказа, и предложить назвать цель остановки.
Проверка документов
Новый административный регламент, вступивший в силу 20 октября 2017 года, содержит следующие основания для проверки документов (статья 106):
- выявлены признаки нарушения ПДД;
- имеются ориентировки, свидетельствующие о причастности ТС к соверешению правонарушения или угона;
- в рамках спец. мероприятий по снижению аварийности;
Таким образом, статья четко регламентирует, что проверка документов должна иметь причину, предусмотренную ст. 106 регламента. При проверке документов водитель имеет право интересоваться, в рамках какого пункта ст. 106 инспектор обязывает его представить документы.
Права и обязанности
Еще одно правило, которое часто нарушается - водителю не сообщается о его правах и обязанностях, связанных с нарушением ПДД, или иными мерами, применяемыми к водителю, будь то предложение выйти из машины или показать багажник. Однако абзацем 2, той же 45 статьи также предусмотрено право водителя знать о своих правах и обязанностях в случае любых требований инспектора:
"Во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, сотрудник обязан разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения".
Еще одной статьей, направленной на защиту прав и обязанностей водителя является п. 52. Приказа №664:
"По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного отделения (группы) подразделения ДПС либо телефон дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, в котором он проходит службу".
Потребовать телефон дежурной части можно в любой момент, если права водителя нарушаются. Инспектор в данной просьбе отказать не вправе, зато сообщив номер своей дежурной части, в 90% случаев инспектор проявит крайнюю осторожность в дальнейшем общении с водителем, т.к. мало кому хочется, чтобы его начальству звонили с жалобами на его работу.
Заключение
Итак, мы разобрали 3 важных статьи, которые отлично помогают водителю отстаивать свои права в споре с инспектором ДПС:
- статья 45 Приказа №664 "Обращение к водителю";
- статья 52 Приказа №664 "Телефон дежурной части";
- статья 106 Приказа №664 "Основания проверки документов";
Помните о них, а лучше распечатайте себе весь приказ №664, и выделите там данные статьи, чтобы в нужный момент они были у Вас под рукой.
Спасибо за внимание! Если статья была полезна, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал - впереди только самое полезное и интересное для автомобилистов.
Большое количество автовладельцев порой не знают, в каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль, основания остановки и как при этом он должен себя вести. Попробуем разобраться, в соответствии с правилами дорожного движения Административным регламентом МВД и Кодексом об административных правонарушениях. Если раньше ответы на эти вопросы были общими, теперь они четко прописаны в Административном регламенте, который доступен для всех желающих. Введение новых правил, по словам самих сотрудников ГИБДД, должно сделать и водителей, и инспекторов более дисциплинированными по отношению друг к другу.
Административный регламент МВД РФ является основным документом, регламентирующим действия инспектора ДПС при исполнении им своих служебных обязанностей.
В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.
При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Сотрудники ДПС обязаны соблюдать порядок получения доказательств, несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что гражданин привлечен к административной ответственности незаконно. Разъяснить участнику дорожного движения суть совершенного им нарушения убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и другие нормативные акты. При проверке обращаться с документами граждан аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах.
При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.
При возникновении конфликтных ситуаций или по требованию участников дорожного движения инспектор должен разъяснять порядок обжалования своих действий, в соответствии с п. 167 Административного регламента, а также по требованию должен сообщить местоположение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.
Итак, Инспектор ДПС имеет право остановить транспортное средство в следующих случаях:
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
- Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
- Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
- Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
- Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
- Необходимость использования транспортного средства*(75).
- Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
- Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
- Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
- Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
- Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства*(76).
- Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
- Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
- Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.
При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.
Не допускается останавливать транспортные средства: на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев,когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения. Вы можете смело подвергнуть сомнению законность Вашей остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением закона. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, с нарушением установленного законом порядка.
Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Если инспектор ДПС останавливает транспортное средства без необходимости, то он сам совершает административное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.35 КоАП с наказанием до 20 000 руб.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что соблюдение элементарных прав и обязанностей сотрудниками ДПС, приведет к взаимодействие участников дорожного движения и сотрудников дорожной полиции. Вследствие чего произойдет уменьшение конфликтных ситуаций на дорогах. Так как ситуации на дорогах зачастую бывают противоречивыми, отсюда и конфликты, и недоброжелательное отношение большинства водителей к инспекторам.
Центр защиты прав водителей "Главная Дорога" одним из первых в Иркутске и Иркутской области начал оказывать профессиональные юридические услуги направленные на защиту прав автовладельцев в случаях связанных с лишением водительских прав (возврат прав) , помощи водителям и пешеходам попавшим в ДТП в суде и на следствии, специализируясь только в данных направлениях в отличии от других "многопрофильных компаний".
Читайте также: