Предприятие обязано организовать труд работника что написать

Обновлено: 25.06.2024

Чтобы обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также контроль за их выполнением, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области (ст. 217 ТК РФ).

Под производственной деятельностью, согласно ч. 9 ст. 209 ТК РФ, понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, которые включают в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

В то же время Минтруд России в письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136 говорит, что деятельность по сути всех работодателей является производственной – она осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами. Это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах, поэтому действие норм ст. 217 ТК РФ в полной мере распространяется на организации, осуществляющие различные виды деятельности, поименованные в ОКВЭД 2.

Но штатную должность специалиста по охране труда законодательство требует в организациях, численность сотрудников которой превышает 50 человек. Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель должен принять решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Если служба охраны труда или штатный специалист отсутствуют, то их функции осуществляет:

  • работодатель - индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник;
  • оказывающие услуги в области охраны труда организация или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (эти организации подлежат обязательной аккредитации. Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, опубликован на сайте Минтруда России).

Перечисленные выше способы доступны только работодателям с числом сотрудников до 50 человек (включительно). Работодатели, численность работников которых превышает 50 человек, обязаны возлагать функции по организации работы по охране труда на созданные ими службы охраны труда или на штатных специалистов по охране труда и не вправе привлекать для этих целей стороннюю организацию. Об этом говорит и Минтруд России в своих письмах от 28.09.2017 № 15-2/ООГ-2693 и от 11.11.2016 № 15-2/В-3673.

Вместе с теми, именно на этот документ можно опираться при создании и работе службы по охране труда. Дополнительно можно руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утв. постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10 (далее – Межотраслевые нормативы), которые содержат указания для определения и обоснования необходимой численности работников службы ОТ, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и т.д.

Согласно п. п. 1, 3 Рекомендаций служба охраны труда создается руководителем как самостоятельное структурное подразделение организации. Оно состоит из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.

Структуру службы охраны труда и ее численность определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов. Например, п. 3.1.1. Межотраслевых нормативов говорит о том, что функции службы охраны труда выполняют:

  • отдельные специалисты по охране труда – в организациях со среднесписочной численностью работников до 700 человек (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах);
  • бюро охраны труда со штатом три-пять единиц (включая начальника);
  • или отдел при штате от шести единиц – в организациях с численностью более 700 человек.

Требования к должности специалиста по охране труда

Как пояснил Минтруд России в своем письме от 29 декабря 2016 г. № 15-2/ООГ-4698, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, работодатель самостоятельно определяет, какой акт использовать, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Единый квалификационный справочник

ЕКС может быть использован работодателем для разработки должностных инструкций специалистов по охране труда, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.


Охрана труда на предприятии - с чего начать? Таким вопросом задаются руководители, перед которыми встала задача организовать систему охраны труда в компании. Наша статья поможет определиться с порядком действий в этом направлении.

План мероприятий по организации охраны труда

Каждой компании необходимо определиться с комплексом мероприятий по охране труда, которые ей необходимо проводить согласно законодательным актам РФ в зависимости от отрасли и специфики своей деятельности. Подобные процедуры — своего рода внутренний план действий компании по охране труда персонала.

ВНИМАНИЕ! С 01.04.2021 года обновлен перечень вредных/опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медосмотры. Подробности см. здесь.

План поможет определиться с дальнейшими действиями, рассчитать финансовые затраты на организацию охраны труда (если они необходимы). Планирование деятельности по охране труда также позволяет сравнить фактические результаты с прогнозными значениями, выявить недочеты и определить дальнейшую стратегию по улучшению безопасности труда работающего персонала.

Итак, на этапе организации работы по охране труда на предприятии важно:

  • организовать систему управления охраной труда в компании;
  • создать отдельную службу или ввести в штат должность специалиста по охране труда;
  • принять положение об охране труда в организации;
  • издать приказ руководителя о назначении ответственного за охрану труда лица (или лиц);
  • утвердить должностные инструкции ответственных лиц.

Система управления охраной труда на предприятии

Определившись с направлением действий в области охраны труда, руководству стоит задуматься о том, как ею управлять. Во главе системы управления охраной труда (СУОТ) находится руководитель компании. По сути, в его задачи входит организация охраны труда на предприятии. Сущность СУОТ заключается во взаимосвязи производственной среды, средств и предметов труда, персонала с целью формирования безопасных условий для осуществления рабочего процесса.

При помощи СУОТ должны быть реализованы следующие функции предприятия в области охраны труда:

  • обеспечение безопасности персонала при работе со средствами труда;
  • обучение сотрудников производственной культуре (соблюдению правил техники безопасности при работе на оборудовании и с механизмами, использованию необходимых средств защиты);
  • проведение аттестации рабочих мест (если это необходимо согласно действующему законодательству);
  • отбор персонала при принятии на работу согласно квалификационному уровню;
  • соблюдение санитарных (гигиенических) норм в рабочих зонах;
  • проведение инструктажей по охране труда.

Для того чтобы реализовать вышеперечисленные функции, руководителю необходимо создать специализированную службу (отдел) или добавить в штатное расписание должность соответствующего специалиста.

Служба охраны труда на предприятии

В компании, где численность персонала составляет больше 50 человек, должна быть создана специальная служба или принят на должность специалист по охране труда (к примеру, инженер). Об этом говорится в ст. 217 ТК РФ. Если в организации трудится меньше 50 человек, решение о том, кто будет заниматься вопросами охраны труда, остается за руководителем. Вариантами здесь могут быть:

  • принятие руководителем этих функций на себя;
  • делегирование этих полномочий иному работнику;
  • привлечение организации или физлица со стороны.

Как возложить функции отсутствующего в штате специалиста по охране труда на руководителя организации или другого работника, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по кадровым вопросам. Это бесплатно.

Главный вопрос, который обычно стоит перед работодателями: что лучше — отдельная служба или один специалист? Руководители нередко сходятся во мнении, что содержать целый отдел инженеров по охране труда невыгодно с финансовой точки зрения. С другой стороны, обеспечение безопасности труда персонала и обучение его технике безопасности — долг работодателя.

Прежде чем принимать решение, следует принять во внимание несколько факторов:

Чем оно крупнее, тем сильнее потребность в создании специализированной службы. Если предприятие имеет подразделения, его руководству стоит задуматься о создании разветвленной службы по охране труда. А вот на малом предприятии будет достаточно отдельного специалиста.

  • Особенности производственной деятельности и действующего законодательства.

На законодательном уровне установлена обязанность предприятия по проведению аттестации ряда рабочих мест и оформлению соответствующей документации. С большим объемом работы один специалист, скорее всего, не справится.

Какие квалификационные требования предъявляются к подобным должностям?

Данный вопрос регулируется рядом нормативных документов, например, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В соответствии с ним специалисты данного профиля ранжируются по определенным категориям.

I квалификационная категория:

  • высшее образование;
  • отсутствие требований к рабочему стажу для магистра;
  • стаж работы в сфере охраны труда для специалиста не менее 2 лет.

II квалификационная категория:

  • высшее образование;
  • стаж работы в сфере охраны труда для специалиста не менее 1 года.

Без квалификационной категории:

  • высшее образование и диплом специалиста;
  • без требований к опыту работы.

Начальник службы по охране труда или главный инженер должен иметь высшее образование и работать в должности инженера по охране труда I категории не менее 2 лет.

Документы по охране труда на предприятии

После того как создана система управления охраной труда, сформирован отдел или принят на работу соответствующий специалист, важно разработать документальную базу.

В ее состав могут входить:

  • распорядительная документация: приказы, распоряжения руководителя относительно проведения аттестации, принятия на работу специалистов, возложении ответственности за охрану труда на предприятии, назначении лиц, отвечающих за проведение инструктажа и обучение технике безопасности персонала, и др.
  1. Прочие документы:
  • журнал проведения вводного (первичного) инструктажа для вновь принятых сотрудников;
  • журнал по инструктажу непосредственно на рабочем месте;
  • программы проведения подобных инструктажей;
  • личные карты о прохождении обучения и т. д.
  1. Документы по аттестации, разработанные совместно с внешней аттестующей компанией:
  • протоколы;
  • экспертное заключение;
  • карты аттестации конкретного рабочего места и др.

Конечно, это только примерный перечень документов. Каждое предприятие должно самостоятельно определиться с составом необходимой документации исходя из особенностей своей деятельности и требований законодательства.

В Путеводителе по Кадровым вопросам от КонсультантПлюс собраны образцы всех распорядительных документов, журналов и положений. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Образец приказа по охране труда на предприятии

Пожалуй, главным приказом по охране труда в компании является приказ руководителя о назначении лиц, ответственных за охрану труда. Он составляется в свободной форме на фирменном бланке компании.

В приказе необходимо:

  • закрепить главное ответственное за охрану труда лицо в целом по предприятию;
  • если предприятие имеет подразделения, участки либо территории, указать лиц, ответственных за безопасность на них;
  • отметить, что на время отсутствия ответственных лиц по причине отпуска, болезни или другим уважительным причинам будут назначены лица, временно исполняющие их обязанности;
  • указать, какими документами ответственные лица должны руководствоваться в своей деятельности.

Приказ подписывается руководителем организации. С содержанием приказа упомянутые в нем лица должны быть ознакомлены под роспись.

Образец приказа о назначении лиц, ответственных за охрану труда на предприятии, вы можете скачать на нашем сайте.


Особенности охраны труда на производственных предприятиях

Производственные предприятия имеют некоторые особенности организации системы охраны труда. Прежде всего, производство предполагает наличие вредных и опасных факторов из-за применения оборудования, механизмов, токсичных и воспламеняющихся материалов и др.

О том, какие именно факторы включены в перечень вредных и опасных, читайте в статьях:

На производственных предприятиях проводится аттестация рабочих мест с целью выявления степени влияния вредных и опасных факторов на физическое здоровье человека. Согласно действующему законодательству для проведения замеров приглашается сторонняя независимая аттестующая компания. В ее обязанности входит составление отчетной документации после завершения процедуры. В частности, протоколов, на основании которых внутренняя комиссия предприятия разрабатывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда. В состав такой комиссии должны входить специалисты по охране труда предприятия.

В целом при аттестации производственных мест акцентируется внимание на следующем:

  • биохимических факторах;
  • наличии полей и других излучений с ионизацией и без нее;
  • акустике, к примеру уровне шума;
  • уровне освещенности;
  • уровне вибраций;
  • степени травмоопасности;
  • микроклиматических условиях;
  • тяжести и напряженности трудовой деятельности;
  • важности применения барьерных средств для защиты.

На основании составленных карт выявляются те рабочие места, на которых занимающие их сотрудники имеют право на компенсации или определенные льготные условия, например:

Руководству производственного предприятия необходимо помнить, что аттестация рабочих мест — это не столько обязанность, вмененная ему государством, сколько залог безопасности труда персонала.

Итоги

Итак, с чего следует начать охрану труда на предприятии?

Каждое предприятие должно определиться с перечнем мероприятий по охране труда, которые необходимо проводить в соответствии с законодательными актами в зависимости от отрасли и специфики осуществляемой деятельности.

После этого руководству предприятия следует задуматься о создании системы по охране труда на предприятии и управлении ею. Во главе системы находится руководитель, который может приказом делегировать ряд своих обязанностей службе (отделу) по охране труда или соответствующему специалисту. На этот выбор влияют масштаб и специфика деятельности компании.

На предприятии также должна быть разработана и утверждена вся необходимая документация по охране труда (документальная база).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, грозит организации штрафом в размере до 80 000 руб. А разговор вот о чем: в каждой компании должна быть организована работа по охране труда, то есть должны быть ответственные лица. В небольших компаниях (численностью до 50 человек) выделять отдельного сотрудника для этого не обязательно. Но как тогда выполнить требования Трудового кодекса?

Специалист или служба?

Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Чтобы система работала, нужно выстроить целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Обычно для этого разрабатывается система управления охраной труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Статья 217 ТК РФ говорит, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля их выполнения у каждого работодателя, который осуществляет производственную деятельность и численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Это общее требование, оно распространяется и на тех, кто производит нематериальные блага, например, оказывает услуги. Минтруд в Письме от 10.06.2016 № 15‑2/ООГ-2136 обращал на это внимание.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. То есть компания не обязана принимать на должность специалиста по охране труда сотрудника, для которого эта работа будет основной.

К сведению

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. Кроме того, работодатель вправе заключить гражданско-правовой договор с организацией либо специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда.

Даже если должность специалиста по охране труда ввести необходимо (численность компании больше 50 человек), Трудовой кодекс не требует выделять отдельного сотрудника – специалистом по охране труда не обязательно будет сотрудник, для которого эта работа станет основной. Значит, обязанности специалиста можно распределить между другими сотрудниками компании или поручить кому‑то одному, если их квалификация соответствует требованиям закона.

Кому поручим обязанности специалиста по охране труда?

Скажем сразу: не важно, какую должность занимает сотрудник согласно штатному расписанию. Если у него есть соответствующие подготовка и опыт, ему вполне можно поручить работу по охране труда в организации.

При наличии у работодателя опасных производственных объектов работник должен пройти соответствующую подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Функции специалиста по охране труда может выполнять и работник со средним профессиональным образованием, если он прошел переподготовку в области охраны труда и имеет стаж работы в данной области не менее трех лет.

То есть кадровик или любой другой специалист может выполнять функции специалиста по охране труда при условии наличия высшего образования или прохождения переподготовки в этой области. Если же у рассматриваемого кандидата среднее профессиональное образование и нет опыта работы в охране труда, то поручить ему работу по охране труда нельзя.

Варианты поручения функций специалиста по охране труда

Давайте рассмотрим два варианта в зависимости от численности компании.

Численность работников более 50 человек

Варианты действий работодателя различаются в зависимости от того, имеется должность специалиста по охране труда в штатном расписании или нет.

1. Совместительство. Если должность имеется, можно заключить трудовой договор о работе по совместительству (ст. 60.1 ТК РФ). Напомним, что совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). В трудовом договоре необходимо указание на то, что работа является совместительством.

В данном случае оформляется договор о внутреннем совместительстве. В нем должны быть прописаны обязанности по охране труда, которые будет выполнять сотрудник, либо содержаться ссылка на должностную инструкцию.

По желанию можно установить срок действия такого договора или же не ограничивать его. Но учтите: срочный договор вы не сможете расторгнуть по ст. 288 ТК РФ, когда решите принять на должность специалиста по охране труда основного сотрудника.

2. Совмещение. По правилам ст. 60.2ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Поручаемая дополнительная работа может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

При совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

Срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника путем заключения соглашения. Он имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Если чувствуете, что один работник не справится, можете распределить функции специалиста по охране труда между несколькими работниками. В таком случае заключать соглашение о поручении дополнительной работы придется с каждым. Приведем пример соглашения на стр. .

На основании заключенного соглашения издайте приказ о совмещении (см. стр. 65).

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, придется ввести ее, поскольку в ч. 1 ст. 217 ТК РФ однозначно говорится о введении такой должности в штатное расписание или создании целой службы.

Численность работников менее 50 человек

В таком случае тоже следует заглянуть в штатное расписание. Если должность специалиста по охране труда присутствует, возможно заключение с работником компании либо трудового договора о работе по совместительству, либо соглашения о совмещении функций по данной должности.

И приказ о совмещении должностей.

А если должность отсутствует? Вот тут возникают сложности. Многие специалисты считают, что и в данном случае возможно заключение соглашения о совмещении. При этом они говорят: хотя совмещение подразумевает наличие вакантной должности, случай с функциями специалиста по охране труда – исключение.

С одной стороны, действительно, согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФпри отсутствии у работодателя штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. То есть норма закона не содержит императивного предписания, требующего штатной должности работника службы охраны труда, императивным является лишь требование об организации охраны труда, которая может быть осуществлена различными способами. К такому выводу приходят и суды (см., например, Апелляционное определение ВС Чувашской Республики от 26.10.2015 по делу № 33‑4656/2015).

Однако мы считаем, что о совмещении должностей в данном случае речи быть не может, поскольку совмещение предполагает выполнение дополнительной работы по другой профессии или должности. Предполагается, что если должность не включена в штатное расписание, и совмещать нечего. Это подтверждает и судебная практика. Например, Апелляционным определением Саратовского областного суда от 03.03.2016 по делу № 33‑1423/2016 работнику было отказано во взыскании платы за совмещение, так как в штатном расписании организации отсутствовала должность, доплату за совмещение по которой требовал работник. А Свердловский областной суд в Апелляционном определении от 02.09.2016 по делу № 33‑14461/2016 прямо указывал: совмещение должностей (профессий) подразумевает выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по такой же профессии (должности) либо по иной профессии (должности), предусмотренной штатным расписанием организации.

Полагаем, что при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании, ее необходимо ввести в него и только после этого оформлять совмещение. Еще вариант – заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг в сфере охраны труда.

Вопрос

Как уполномочить сотрудника организации на выполнение функций по охране труда при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании?

С согласия работника его можно назначить ответственным за охрану труда в организации, издав соответствующий приказ. Затем следует внести изменения в должностную инструкцию работника, дополнив ее должностными обязанностями ответственного по охране труда. Без согласия работника поручить ему дополнительную работу нельзя. Об этом говорится в ст. 60 ТК РФ: запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Поскольку функций у работника прибавится, должна повыситься его зарплата.

Резюмируем: если в компании нет специалиста по охране труда, но такая должность присутствует в штатном расписании, обязанности по охране труда можно поручить любому из сотрудников, имеющему необходимую подготовку, в порядке совмещения должностей или совместительства. В первом случае оформляется соглашение и издается приказ о совмещении, во втором – заключается трудовой договор о внутреннем совместительстве.

Если же должности в штатном расписании нет, можно привлечь специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору либо поручить выполнение работы по охране труда работнику, имеющему специальную подготовку. Тогда необходимо внести изменения в должностную инструкцию и издать приказ о возложении обязанностей по охране труда.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

По общему смыслу стажировка – закрепление теоретических знаний на практике. При этом в трудовом праве понятие стажировки применяется в разных формах. Так, стажировка является обязательной процедурой при обучении определенных работников требованиям охраны труда. Стажировка может быть разновидностью дополнительного образования, и она применяется для повышения квалификации работника или получения им новых профессиональных знаний. Стажировка также может быть способом закрепления выпускниками учебных заведений полученных ими теоретических знаний на практике. Далее разберемся, что же такое стажировка, что должен знать о ней работодатель и какие действия он должен совершить.

Стажировка в целях охраны труда

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

При этом работодатель должен обеспечить обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов.

Обратите внимание: Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 (далее – Порядок).

Согласно п. 9.9.1 ГОСТ 12.0.004-2015 стажировка проводится для приобретения навыков и умений (компетенции) для самостоятельного безопасного выполнения трудовых функций (обязанностей) по занимаемой должности (профессии, трудовой функции), а также для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда.

К сведению: действовавший до 1 марта 2017 года (до принятия ГОСТ 12.0.004-2015) ГОСТ 12.0.004-90 содержал положение, предусматривавшее прохождение всеми рабочими после первичного инструктажа в течение первых 2 – 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации) стажировки на рабочем месте (п. 7.2.4).

Стажировка на рабочем месте руководителей, специалистов, работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала проводится:

при их поступлении на работу;

при переводе на другое место работы внутри организации с изменением должности и (или) выполняемой трудовой функции;

Обратите внимание: допуск работников к работе во вредных и опасных условиях труда без прохождения обучения и проверки знания требований охраны труда, в том числе обязательной стажировки, чреват привлечением к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф для организации в размере от 110 000 до 130 000 руб.

Для некоторых категорий работников прохождение стажировки установлено ведомственными нормативными документами, в соответствии с которыми работник принимается на определенную должность с условием предварительного прохождения стажировки. Например, Приказом Минтранса РФ от 14.04.2010 № 93 утвержден Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала. Этим документом, в частности, установлен порядок проведения стажировки диспетчеров управления воздушным движением. Стажировка проводится на основании приказа работодателя, в котором за каждым стажером закрепляется диспетчер-инструктор (штатный или внештатный), определяются диспетчерский пункт, сроки начала и окончания и цель стажировки. По каждому диспетчеру-стажеру при этом ведутся дневник, программа и план стажировки.

Порядок проведения обязательной стажировки

Обучение по охране труда на рабочем месте проводится в форме индивидуальной стажировки. Ее проходят:

работники рабочих профессий с целью практического освоения безопасных методов и приемов выполнения работ под руководством руководителя работ, инструктора производственного обучения либо опытного рабочего, прошедшего соответствующее обучение в качестве инструктора по охране труда, имеющего большой практический опыт и обладающего необходимыми качествами для организации и проведения стажировки;

руководители и специалисты с целью практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда под руководством вышестоящего руководителя либо иного руководителя стажировки, назначаемого решением организатора обучения.

Необходимость стажировки, ее содержание и продолжительность определяет руководитель подразделения, в котором работает стажер, в зависимости от уровня его образования, квалификации, опыта работы и т. п.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, имеющих соответствующую требованиям безопасного выполнения порученной им трудовой функции профессиональную квалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки и составляют от трех до 19 рабочих смен.

Для работников рабочих профессий, не имеющих опыта работы и соответствующей квалификации, которые проходят профессиональное обучение, сроки стажировки, включая освоение вопросов охраны труда и безопасности выполнения работ, определяются программами стажировки и составляют от одного до шести месяцев.

Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя и составляют от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы.

Итоги стажировки для работников рабочих профессий подводятся в квалификационных комиссиях, а итоги стажировки для руководителей и специалистов – в аттестационных комиссиях организации или ее подразделения.

Комиссия оценивает уровень теоретической и практической подготовки стажера, уровень знания им требований охраны труда по профилю деятельности подразделения на соответствие профессии (должности) и оформляет соответствующий протокол.

При удовлетворительных итогах стажировки руководитель подразделения (организации) издает распоряжение о допуске стажера к самостоятельной работе.

При неудовлетворительных итогах стажировки (экзамена на допуск к самостоятельной работе) стажер обязан пройти повторную проверку знания требований охраны труда в течение одного месяца.

В случае если стажер повторно получил неудовлетворительную оценку, организатор обучения рассматривает вопрос о его соответствии занимаемой профессии (должности) (п. 9.2 – 9.6 ГОСТ 12.0.004-2015).

Результаты проверки знаний и (или) навыков по охране труда и безопасности выполнения работ оформляются протоколом (приложение А, форма А.1) и фиксируются в личной карточке прохождения обучения, если она применяется (приложение А, форма А.2). Лицу, успешно прошедшему проверку знаний и (или) навыков, выдают удостоверение на право самостоятельной работы (приложение А, форма А.3).

Стажировка как форма реализации дополнительного образования

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку. Сроки стажировки устанавливает организация самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка может проходить как индивидуально, так и в группе. Она может предусматривать такие виды деятельности, как:

самостоятельная работа с учебными изданиями;

приобретение профессиональных и организаторских навыков;

изучение организации и технологии производства, работ;

непосредственное участие в планировании работы организации;

работа с технической, нормативной и другой документацией;

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Несмотря на разъяснения чиновников Минобрнауки, исходя из положений ч. 12 ст. 76 Закона № 273-ФЗ стажировка может не только включаться в программу переподготовки или повышения квалификации, но и быть самостоятельным видом дополнительного профессионального образования.

Направление на стажировку целесообразно оформить путем заключения специального соглашения с работником (с внесением дополнений в трудовой договор), в соответствии с которым работник после прохождения стажировки работает в организации в течение обусловленного соглашением срока.

Обратите внимание: при нарушении обязательства отработать обусловленное соглашением время работник в силу ст. 249 ТК РФ возмещает работодателю затраты, связанные с обучением.

Работодатель обязан организовать прохождение работником стажировки, ее оплату и сохранение места работы и среднего заработка за период стажировки. После успешного прохождения стажировки работнику может быть предложена более высокая должность, повышена заработная плата и т. п.

Стажировка для студентов

Во многих образовательных учреждениях на последних курсах (в частности, перед защитой дипломов) студенты должны проходить так называемую преддипломную (производственную) практику, которую также можно отнести к стажировке.

Под производственной практикой понимается практическая часть образовательного процесса в высшем или среднем специальном учебном заведении, происходящая в организациях в режиме реальной рабочей деятельности. Практика призвана закрепить полученные теоретические знания и навыки, необходимые для присвоения квалификации и проведения итоговой аттестации учащегося как специалиста.

Прохождение студентами практики закреплено на законодательном уровне. Так, согласно ст. 13 Закона № 273-ФЗ основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся. Организация проведения данной практики осуществляется образовательными учреждениями на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля.

К сведению: практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организации, которые взаимодействуют с профильными образовательными учреждениями, в связи с этим получают возможность присмотреть молодые перспективные кадры заранее и обучить молодых специалистов в соответствии с необходимыми именно для своих организаций требованиями и спецификой.

Что касается порядка организации проведения практики образовательными учреждениями, он устанавливается нормативными правовыми документами. Так, Приказом Минобрнауки РФ от 27.11.2015 № 1383 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее – Положение), которое определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов (курсантов), аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажеров), осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся.

Приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 № 291 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, которым установлен порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Порядок прохождения практики

В отличие от отношений между студентом и учебным заведением, отношения между принимающей студента на практику организацией и самим студентом законодательно не урегулированы. Тем не менее существуют два варианта:

1) заключение с практикантом трудового договора;

2) оформление практиканта без зачисления в штат.

Итак, если в организации есть вакантное место, практикант может быть принят в штат на основании срочного трудового договора. В качестве основания в договоре согласно ст. 59 ТК РФ будет указано выполнение работ, непосредственно связанных с практикой. Если он трудоустраивается впервые, соблюдаются все правила, установленные ст. 68 ТК РФ. На основании трудового договора издается приказ, заводится трудовая книжка и личная карточка работника (по форме Т-2).

Обратите внимание: несовершеннолетние студенты-практиканты (в возрасте до 18 лет) трудоустраиваются только после прохождения предварительного медицинского осмотра. Кроме того, для них устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени в соответствии со ст. 92 ТК РФ.

С момента заключения трудового договора практикант является полноправным работником. Трудовой договор прекращается по окончании практики. О прекращении трудового договора практиканта следует уведомить за три дня.

Если практикант до направления на производственную практику уже работает и его работа соответствует специальности, по которой он обучается, он представляет в учебное заведение документ, подтверждающий, что он проходит практику по месту своей работы.

Если в организации отсутствуют вакантные должности или в договоре между учебным заведением и организацией прописано, что практиканты проходят практику без официального трудо- устройства, трудовой договор не заключается. В этом случае студент не исполняет трудовые обязанности, а занимается выполнением заданий в рамках программы практики.

И в первом, и во втором случае практика студентов осуществляется на основании договора, заключаемого между образовательным учреждением и профильной организацией. Однако практика может проходить и без оформления договора, если организация по собственной инициативе приглашает студентов на временную работу.

Руководство практикой осуществляется, с одной стороны, руководителем практики (куратором) учебного заведения, а с другой – руководителем практики (куратором, наставником) принимающей организации. Практика осуществляется в соответствии с программой, разработанной учебным заведением.

Во всех случаях, и когда практикант оформляется по трудовому договору, и когда он является штатным сотрудником организации, и когда студент проходит практику без трудоустройства, следует издать приказ о прохождении практики, в котором указываются вид и срок прохождения практики, назначить наставника, определить рабочее место.

Обратите внимание: работодатель должен создать все необходимые условия для получения знаний по специальности в соответствии с программой практики, в том числе обеспечить безопасные условия прохождения обучающимися практики, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда, и провести инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также с правилами внутреннего трудового распорядка.

В свою очередь, студенты в период прохождения практики:

выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности (п. 18 Положения).

При прохождении практики, предусматривающей выполнение работ, при которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), студенты также должны проходить эти осмотры (п. 20 Положения).

К сведению: для студентов в областях медицинского или фармацевтического образования, искусства, физической культуры и спорта установлены свои особенности прохождения практики, которые определяются в соответствии с Законом № 273-ФЗ.

По окончании практики наставник в свободной форме составляет на студента характеристику, в которой приводятся:

сведения о практиканте и принимающей организации;

описание выполненных задач;

личностные и профессиональные качества, проявленные во время прохождения практики;

рекомендуемая оценка за практику.

Приведем примерный образец такой характеристики.

Как видим, формы стажировки могут быть разными. При этом условно можно разделить ее на обязательную, которую проходят лица, работающие во вредных условиях труда, и добровольную, когда работодатель хочет повысить профессиональный уровень своих работников. К добровольной стажировке также можно отнести производственную практику студентов.

Кадровые вопросы регулируются большим количеством нормативно-правовых актов: кодексы (Гражданский, Трудовой, Налоговый, КоАП), специальные законы, постановления и приказы Правительства и министерств, множество инструкций и указаний других государственных органов и т.д. В разнообразии этих документов бывает трудно понять, как можно законным образом оформить трудовые отношения, чтобы защитить интересы и работодателя, и работника. В этой статье мы дадим общее представление о том, какие возможны варианты отношений лица, предоставляющего работу, с тем, кто ее выполняет.

Каким образом можно оформить отношения с работником?

Трудовые отношения – это только такие отношения работодателя и работника, которые имеют признаки, указанные в статье 15 ТК РФ:

  • работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации;
  • конкретный вид поручаемой работнику работы (трудовая функция);
  • подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка;
  • обеспечение работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Но кроме трудовых отношений на основе трудового договора, взаимодействие с работником можно оформить и в рамках гражданско-правовых отношений, когда работодатель и работник выступают в роли заказчика и исполнителя. Такие отношения не подчиняются трудовому законодательству и снимают с заказчика значительную долю ответственности за условия труда исполнителя. При этом в статье 15 ТК РФ подчеркивается, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Самые частые претензии со стороны контролирующих органов вызывает как раз попытка выставить реальные трудовые отношения под видом гражданско-правовых. Что выигрывает работодатель в этом случае? Он не только имеет возможность не платить за работника в ФСС страховые взносы по травматизму и профзаболеваниям, но и не должен предоставлять отпуск, больничный, декретные выплаты и пособия по увольнению. Но если работодатель здесь выигрывает, то работник проигрывает, поэтому с 1 января 2014 года у него есть право потребовать признать гражданско-правовые отношения трудовыми (статья 19.1. ТК РФ), если на то есть реальные основания.

Предлагаем подробнее рассмотреть, как строится взаимодействие работодателя и работника в рамках собственно трудовых отношений и в рамках гражданско-правовых, среди которых есть и вариант заемного труда (аренды персонала).

Трудовой договор с работником

По трудовому договору работодатель обязуется предоставить работнику работу по определенной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).

Трудовой договор максимально защищает права работника и, в то же время, возлагает на работодателя максимальную ответственность из всех возможных вариантов оформления трудовых отношений. О том, как заключить трудовой договор и какие условия надо в нем предусмотреть, мы рассмотрели в отдельной статье, потому что при заключении такого договора надо учесть немало нюансов.

Что еще, кроме заключения трудового договора должен сделать работодатель при приеме на работу и дальнейшем взаимодействии с работником? Права и обязанности работника и работодателя прописаны в статьях 21 и 22 Трудового кодекса. Пройдемся вкратце по тем пунктам, которые должен обеспечить работодатель своему работнику:

  • ознакомить с локальными нормативными актами, такими как правила внутреннего трудового распорядка, положение по оплате труда, положение по защите персональных данных;
  • обеспечить безопасность и условия труда, а также оборудование, инструменты, техническую документацию и другие средства, необходимые для исполнения трудовых обязанностей;
  • выплачивать работнику заработную плату в полном размере, при этом выплаты должны производиться не реже двух раз в месяц;
  • ежемесячно за свой счет выплачивать страховые взносы за работника в ПФР и ФСС;
  • обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
  • оплачивать нерабочие праздничные дни и ежегодный отпуск;
  • возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей;
  • оплачивать отпуск по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком до полутора лет;
  • оплачивать дни нетрудоспособности.

Увольнение работника без его реального согласия возможно только по ряду оснований, и иногда может создавать трудности для работодателя.

Гражданско-правовой договор с работником – физическим лицом

Договор гражданско-правового характера (ГПХ) – это хорошая возможность для работодателя заказать стороннему исполнителю услугу (работу), которую не могут выполнить его штатные работники. Такой договор подойдет и в случае, когда объем работ является небольшим, и привлечение работника в штат будет необоснованным.

Это может быть ремонт чего-либо, выполнение перевода, привлечение определенного числа клиентов, разработка технической документации и т.д. Оформляется такой договор не как трудовой, а в виде договора подряда или оказания услуг. Кроме того, к гражданско-правовым договорам, на основании которых можно привлечь к исполнению физическое лицо, относятся договора перевозки, транспортной экспедиции, поручения, агентирования, комиссии.

Предметом договора ГПХ будет выполнение конкретного задания, имеющего измеримый результат. Именно этот результат и будет оплачен работодателем, который в данном случае выступает как заказчик. На лиц, выполняющих работу или оказывающих услуги на основе договоров ГПХ, трудовое законодательство не распространяется.

Записей в трудовой книжке исполнителя при таком варианте работы заказчик не делает, но период работы по гражданско-правовому договору включается в трудовой стаж исполнителя. Почему? Дело в том, что хоть договор ГПХ не является трудовым, но заказчик должен за свой счет перечислять за исполнителя страховые взносы в Пенсионный фонд, исходя из выплаченных сумм вознаграждения. Взносы в ФСС на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются обязательными и могут быть предусмотрены в добровольном порядке. Кроме того, заказчик по гражданско-правовому договору с исполнителем – физическим лицом должен исполнить обязанность налогового агента, то есть удержать и перечислить НДФЛ из суммы вознаграждения.

Сравним особенности двух видов договоров с работником: трудового и гражданско-правового.

Трудовой договор

Договор ГПХ с физическим лицом

Предмет договора

Личное выполнение работником трудовой функции

Измеримый конечный результат работы (услуги), принимаемый по акту. Исполнитель может привлекать для выполнения задания третьих лиц, если иное не установлено договором

Документальное оформление

Заключается трудовой договор, издается приказ о приеме на работу, оформляется личная карточка, вносится запись в трудовую книжку работника

Заключается гражданско-правовой договор и согласовывается задание в виде достижения конкретного результата услуги или работы, запись в трудовую книжку не вносится

Оплата труда

Работник получает ежемесячную зарплату, указанную в трудовом договоре. Выплата зарплаты производится два раза в месяц, за нарушение сроков оплаты работнику выплачивается пеня

Заказчик выплачивает вознаграждение исполнителю после выполнения объема работ или услуг. Заказчик не обязан делать ежемесячные выплаты, но может быть предусмотрена поэтапная сдача работ или авансовые платежи

Страховые взносы

Обязательны взносы в ПФР и в ФСС

Обязательны только взносы в ПФР

НДФЛ

Социальные гарантии

Работнику за счет работодателя предоставляются отпуск, декрет, пособие по уходу за ребенком, больничный, пособие по увольнению

Социальные гарантии не предоставляются

Правила внутреннего трудового распорядка

Работник должен соблюдать режим работы, подчиняться должностным лицам, работа происходит под контролем работодателя

Исполнитель не подчиняется ПВТР, заказчик может проверить ход выполнения заданий, но не имеет права давать обязательные указания

Рабочее время

Фиксируется в табеле учета рабочего времени, работа в выходные, нерабочие праздничные дни и сверхурочная работа оплачивается дополнительно

Заказчик платит не за затраченное время, а за результат. Учет рабочего времени не ведется, доплата за сверхурочное время или работу в выходные (нерабочие) дни не производится.

Условия труда

Работодатель должен оборудовать рабочее место, создать материальные условия для исполнения рабочей функции, проинструктировать по технике безопасности

Заказчик не отвечает за создание и оборудование рабочего места, технику безопасности и охрану труда. Исполнитель может использовать свои материалы и инструменты (оговаривается условиями договора)

Отказ в заключении договора

Запрещается необоснованный отказ при заключении трудового договора. Не допускается дискриминация по возрастному, национальному, половому, языковому и др. признакам

Действует свобода гражданско-правового договора, поэтому заказчик может отказаться от заключения договора с конкретным исполнителем

Срок действия договора

По умолчанию заключается на неопределенный срок. Заключение трудового договора с указанием срока допускается при наличии оснований, указанных в статье 59 ТК РФ (например, при временной замене отсутствующего работника)

Договор заключается на период выполнения работ или оказания услуг

Привлечение к ответственности

Возможно привлечение работника к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение по определенным основаниям). Обычная материальная ответственность работника ограничена его месячной зарплатой. Договор о полной материальной ответственности может быть заключен только с некоторыми работниками

За нарушение сроков выполнения работ (услуг) исполнитель может быть обязан выплачивать пеню. Причинение материального ущерба заказчику возмещается исполнителем в полном объеме. Исполнитель также несет риск случайной гибели или повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком

Гражданско-правовой договор с работником, являющимся индивидуальным предпринимателем

Если исполнитель по договору ГПХ является индивидуальным предпринимателем и оказывает услуги или выполняет работы в рамках своей предпринимательской деятельности, то это обычные отношения двух хозяйствующих субъектов. В этом случае заказчик не должен платить за ИП страховые взносы и удерживать с него НДФЛ. Индивидуальный предприниматель сам выплачивает налог с суммы вознаграждения и сам платит за себя страховые взносы.

Такая форма отношений выгода и заказчику, и исполнителю: первый экономит на суммах взносов в ПФР, а второй имеет право облагать полученный доход не по обычной ставке НДФЛ в 13%, а, к примеру, по ставке 6%, если он работает на УСН Доходы. Тем не менее, этот вариант всегда особенно контролируется налоговиками, т.к., по их мнению, представляет собой схему, созданную для ухода от налогов.

При заключении гражданско-правового договора с ИП, так же, как при заключении договора ГПХ с обычным физическим лицом, надо следить, чтобы в нем не были прописаны признаки, характерные для трудовых отношений.

  1. При гражданско-правовых отношениях лицо, выполняющее работу, является сторонним исполнителем, а не работником, поэтому в договоре нельзя указывать название должности и лицо, которому он подчиняется.
  2. Исполнитель или подрядчик по договору ГПХ не должен быть указан в штатном расписании и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации.
  3. Оплата труда должна указываться исходя из конечного результата, который принимается по акту приемки работ или услуг. Недопустимо прописывать тарифные ставки, должностной оклад, премии, компенсации, поощрительные выплаты и надбавки, т.к. это является признаком трудовых отношений.
  4. Пункт в договоре ГПХ о создании для исполнителя условий труда и соцпакета тоже является указанием на трудовые отношения.

Удаленная работа

Удаленная или дистанционная работа - это вариант, прекрасно подходящий для выполнения тех работ или услуг, которые не требуют постоянного присутствия в офисе работодателя: IT-специалисты, дизайнеры, аналитики, переводчики, специалисты колл-центра, маркетологи, менеджеры по продажам и др. Удаленная работа на сегодня возможна в рамках как трудового, так и гражданско-правового договора, но так было не всегда.

Узаконили дистанционную работу по трудовому договору только в прошлом году, законом 05.04.2013 № 60-ФЗ, который добавил в Трудовой кодекс главу 49.1. Согласно ей дистанционной работой считается выполнение трудовой функции вне места нахождения работодателя, при условии взаимодействия с работодателем через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе сети Интернет.

До вступления в силу этой главы ТК РФ удаленная работа по факту уже осуществлялась множеством работников, но оформлялась она или как надомная (что неправильно, т.к. надомный труд предполагает производство определенной продукции), или как договор ГПХ, или работник числился по договору в офисе, но не находился там. Теперь все эти вопросы сняты, и если работодатель и дистанционный работник хотят заключить именно трудовой договор, то это возможно. На такого работника распространяются все гарантии трудового законодательства.

Аутсорсинг (аутстаффинг) или заемный труд

Этот вид оформления трудовых отношений является самым спорным и совсем недавно отрегулированным в правовом смысле. Казалось бы, здравая идея – кадровое агентство нанимает работников по трудовому договору, которые имеют те же самые социальные гарантии, что и обычные работники. При этом свою трудовую функцию они выполняют не у прямого работодателя, а у другого лица, являющегося заказчиком у кадрового агентства.

Здесь надо различать два понятия: аутсорсинг услуг и аутстаффинг как аренда персонала. Под аутсорсингом услуг понимают передачу на стороннее обслуживание не ключевых функций организации, таких как ведение кадрового и бухгалтерского учета, юридические, рекламные, транспортные и переводческие услуги, колл-центры, услуги клининга, обеспечение безопасности, поддержка работы компьютерной сети и тому подобное. Работники организации – исполнителя могут выезжать в офис к заказчику и осуществлять свои трудовые функции там, при этом они только оказывают услуги и не подчиняются заказчику как работодателю. Такой способ оказания услуг является абсолютно законным, и как раз вариант аутсорсинга услуг бухучета был нами рассмотрен в статье о бухгалтерском сопровождении.

А вот аутстаффинг как предоставление персонала, при котором работники поступают в непосредственное подчинение и распоряжение заказчику без заключения с ним трудового договора, является незаконным способом оформления трудовых отношений.

В мае 2014 года в ТК РФ была добавлена статья 56.1, в которой наложен запрет на заемный труд, осуществляемый в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника. Одновременно в Трудовой кодекс добавлена глава 53.1, регулирующая особенности труда работников, направляемых временно работодателем к другим лицам по договору о предоставлении труда работников.

Возможность направлять своих работников для выполнения работы к другим лицам получат частные агентства занятости, если работники будут направлены:

  • к физическому лицу, не являющемуся ИП, в целях личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства;
  • к юридическому лицу или ИП для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми сохраняется место работы;
  • к юридическому лицу или ИП для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 9 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Эти нововведения в ТК РФ вступают в силу с 1 января 2016 года.

Право на выбор варианта оформления трудовых отношений

Мы рассмотрели все варианты возможного оформления трудовых отношений:

  • трудовой договор;
  • гражданско-правовой договор с работником – физическим лицом;
  • гражданско-правовой договор с работником, являющимся индивидуальным предпринимателем;
  • удаленная работа на основании трудового договора или договора ГПХ;
  • аутсорсинг услуг;
  • временное направление работников работодателем к другим лицам в оговоренных законом случаях (такая возможность появится с 1 января 2016 года).

Вопросы, касающиеся права выбора работника между заключением трудового договора или договора ГПХ, не раз становились предметом споров: налоговых, с участием внебюджетных фондов, Государственной инспекцией труда и судебных инстанций. Кто имеет право на выбор варианта трудовых отношений, удовлетворяющих интересам и работника, и работодателя? Нам представляется, что это, прежде всего, сами стороны трудовых отношений.

На самом деле – где проходит граница, за которой благие желания надзорных органов защитить интересы работника нарушают его право на свободный выбор варианта оформления трудовых отношений? Ведь часто договор ГПХ, который проверяющие необоснованно считают незаконным, как раз отвечает интересам самого работника. Может быть, ему проще и выгоднее работать как исполнителю, чем быть штатным работником?

Было бы замечательно, если государственные органы, призванные защищать трудовые интересы гражданина, учитывали бы его личное мнение и оставляли право выбора за ним, без того, чтобы необоснованно, в некоторых случаях, обвинять работодателя в попытке нарушить законодательство о труде.

Читайте также: