Предприятие обязано организовать труд работника бухгалтера

Обновлено: 15.05.2024

Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.

Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.

Законодательное регламентирование и основные определения бухучета

Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.

Основные определения бухгалтерского учета

Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:

  • бухгалтерские счета – действенный способ группирования текущих обязательств, имущества и операций;
  • документирование – тщательное письменное фиксирование всей совершенной хозяйственной деятельности, что придает юридическую силу данным, отображенным в бухгалтерском учете;
  • оценка – эффективный способ выражения денежных средств, а также их источников в денежном эквиваленте;
  • инвентаризация – регулярная проверка числящегося на балансе организации имущества, которая проводится путем взвешивания, описания, подсчета, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и дальнейшее сравнение полученных результатов с данными бухучета;
  • двойная запись – взаимосвязанное отображение хозяйственных операций на счетах бухучета, при котором каждая операция одновременно вносится по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
  • бухгалтерский баланс – это один из главных источников информации, а также способ экономического группирования разного имущества организации согласно источников формирования, составу, размещению, выраженный в денежном эквиваленте и оформленный на определенную дату или период времени;
  • бухгалтерская отчетность – группа показателей учета, которые отражены в форме таблиц и характеризующих непрерывное движение обязательств, имущества и финансового положения за определенный период времени;
  • калькулирование – вычисление себестоимости одной единицы какой-либо продукции, работы, услуги, выраженной в денежном эквиваленте, другими словами расчет себестоимости.

Кто может заниматься бухучетом

На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:

  • простым бухгалтером, не обязательно главным;
  • генеральным директором, когда на фирме отсутствует должность бухгалтера;
  • специализированной сторонней структурой или другими словами аутсорсинг.

Причины необходимости ведения бухучета

Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.

В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:

  • при условии, что фискальные органы не получили в четко обозначенные сроки сведения о хозяйственной деятельности, граждане будут обязаны заплатить штраф на сумму 100-300 рублей за каждый выявленный случай, а также 300-500 рублей штрафа для должностного лица за каждый случай непредоставления данных или просрочку (согласно ст. 15.6 КоАп).
  • при грубом пренебрежении и несоблюдении правил ведения учета и предоставления бухгалтерской документации, а также порядка и сроков сбережения бухгалтерский документов, должностное лицо обязано заплатить штраф 2000-3000 рублей согласно ст. 15.11 КоАп.

Цели бухучета

Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:

  • определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
  • регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
  • минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
  • реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).

Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.

Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.

Объекты бухгалтерского учета

Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:

  • договоренности предпринимателя они же обязательства;
  • имущественные активы, принадлежащие коммерческой организации;
  • транзакции, которые осуществляются в процессе ведения предпринимательской деятельности.

Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.

Основные задачи бухгалтерского учета

Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:

  • выявление внутрихозяйственных резервов, которые необходимы для обеспечения финансовой устойчивости фирмы;
  • минимизация рисков и предотвращение в будущем отрицательных показателей хозяйственной деятельности организации;
  • контроль над движением и наличием обязательств, а также имущества;
  • контроль необходимости и целесообразности хозяйственных операций;
  • тщательный контроль над соблюдением норм законодательства в процессе осуществления деятельности;
  • контроль соответствия деятельности сметам, нормативам и утвержденным нормам;
  • контроль использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов организации.

Основополагающие принципы бухгалтерского учета

В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:

  1. Принцип двойной записи – абсолютно все хозяйственные операции организации должны одновременно отображаться по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на аналогичную сумму.
  2. Принцип автономности – каждая организация должна существовать как самостоятельное юридическое лицо. Поэтому в бухучете фиксируется то имущество, которое непосредственно принадлежит конкретному предприятию или организации.
  3. Принцип объективности заключается в том, что все хозяйственные операции в обязательном порядке должны отражаться в бухгалтерском учете, а также регистрироваться на каждом этапе проведения и подтверждаться соответственной документацией, на основании которой ведется бухучет.
  4. Принцип осмотрительности подразумевает предельную осторожность при формировании суждений, используемых при расчетах в условиях неопределенности. Это поможет избежать в будущем занижения показателей расходов и обязательств, а также завышения прогнозируемых доходов и активов. Строгое соблюдение принципа осмотрительности поможет предотвратить появление чрезмерных запасов и скрытых резервов, сознательное занижение доходов и активов, либо же умышленное завышение расходов и обязательств.
  5. Принцип действующей организации. Если действующая организация в дальнейшем планирует сохранить свои позиции на рынке, тогда очень важно вовремя погашать собственные обязательства перед партнерами.
  6. Принцип начисления – операции тщательно записываются по мере их возникновения, не дожидаясь момента оплаты, а далее они начнут относиться к отчетному периоду, в котором была произведена операция. Этот принцип можно разделить две составляющие:принцип соответствия – это когда доходы за отчетный период должны соотноситься с расходами, с помощью которых эти доходы и были получены;принцип регистрации дохода (другими словами выручки) – согласно правилам, доход должен отражаться в тот период, когда он получен, а не в момент произведения оплаты.
  7. Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год. Благодаря этому принципу можно в будущем легко сопоставлять отчетные данные, исчислять финансовые результаты и делать прогнозы на будущее.
  8. Принцип конфиденциальности. Данные внутренней учетной документации – это коммерческая тайна фирмы, поэтому за нанесение ущерба или разглашение предусмотрена ответственность перед законом.
  9. Принцип денежного измерения – результаты хозяйственной деятельности должны измеряться денежных единицах, то есть в валюте страны, где функционирует организация.

1С:Бухгалтерия 8

Распределение обязанностей между бухгалтером и кадровиком и адрес работника в трудовом договоре: читаем свежие разъяснения от Роструда

Адрес проживания в трудовом договоре

Согласно части 1 статьи 57 ТК РФ, в трудовом договоре указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (ФИО работодателя — физлица), заключивших трудовой договор;
  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физлица;
  • ИНН (для работодателей, за исключением работодателей — физлиц, не являющихся ИП);
  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
  • место и дата заключения трудового договора.

Как видно, упомянутая норма не обязывает работодателя указывать в трудовом договоре адрес регистрации работника по месту проживания. Сведений о документе, удостоверяющем личность работника, будет достаточно.

Компенсация за дни дополнительного отпуска при увольнении

В коллективном договоре сказано, что работнику полагается шесть дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день. Сотрудник увольняется, проработав в организации шесть месяцев. Отпуск за период работы не предоставлялся. Как рассчитать количество дней дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день для целей выплаты компенсации при увольнении?

Компенсацию за неиспользованные дни ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в режиме ненормированного рабочего времени следует рассчитать пропорционально отработанному времени.

Если за год работнику полагается шесть календарных дней допотпуска, то за шесть полных месяцев работы следует выплатить компенсацию за три календарных дня указанного отпуска.

Рассчитайте все выплаты для увольняемого работника в веб‑сервисе Рассчитать бесплатно

Справка о зарплате по почте

Может ли организация выслать справку о зарплате Почтой России, если бывший работник не может забрать этот документ лично?

Напомним, что работодатель должен выдать справку о заработке (форма № 182н) в двух случаях:

  • при увольнении, в день прекращения работы;
  • после увольнения, по письменному заявлению сотрудника. Срок выдачи — не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления (ст. 62 ТК РФ).

Документы об образовании

При приеме на работу в 2008 году работник не предъявил документы об образовании. Вправе ли работодатель запросить у сотрудника указанные документы в 2021 году (работник отказывается их принести)?

Да, вправе, но только в том случае, если:

  • требование о предъявлении документов об образовании установлено внутренними документами работодателя (например, должностной инструкцией, положением об отделе и т.д.);
  • либо предлагаемая работа требует наличия специальных знаний или специальной подготовки (ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Составьте правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты по готовым шаблонам Попробовать бесплатно

Обязательно ли вести журнал регистрации трудовых договоров и допсоглашений, журнал регистрации должностных инструкций, журнал регистрации кадровых приказов? Предусмотрена ли ответственность за отсутствие этих документов?

Нет, вести журналы регистрации перечисленных документов необязательно. Ответственность за их отсутствие трудовым законодательством не предусмотрена.

Кто из работников сдает СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ

Кто должен направлять в ПФР отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ: работник отдела кадров или бухгалтер?

Формы СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ должен направлять тот работник, в чьи должностные обязанности входит сдача этих видов отчетности. Соответствующие обязанности прописываются в трудовом договоре или должностной инструкции.

Правильная организация рабочего места работника учета. Карта организации труда, режим работы бухгалтерии. Особенности анализа фотографии рабочего дня бухгалтера. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат, а также надбавок.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 17.12.2014
Размер файла 32,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Организация, нормирование и оплата труда бухгалтера

1. Важнейшее значение для лучшего использования работников учета имеет правильная организация рабочего места.

Под рабочим местом работника учета подразумевается не только место, занимаемое работником, но и общая обстановка работы учетного аппарата. Организация рабочего места каждого работника учета должна соответствовать характеру возложенной на него работы и обеспечить ему необходимые условия для ее выполнения с наименьшей затратой силы и времени.

Общими требованиями рабочего места учетного работника (бухгалтера) являются:

· создание таких благоприятных условий, при которых работник в состоянии сосредоточить на выполняемой работе все свое внимание;

· расположение всех предметов, которыми пользуется работник, должно быть на таком расстоянии и таким образом, чтобы производимая им работа требовала меньшего количества и меньше сложных движений;

· определение целесообразных и постоянных мест для рабочих и справочных материалов, счетных машин, приборов и приспособлений.

Рабочее место современного бухгалтера должно быть оснащено всеми необходимыми приборами и приспособлениями, применяемыми в процессе работы и способствующими наиболее целесообразному размещению, хранению и использованию этих приборов и приспособлений.

1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с мониторами должно быть не менее 2,0 м, расстояние между боковыми поверхностями мониторов - не менее 1,2 м.

2. Рабочие места с ПЭВМ при выполнении работы, требующей высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать перегородками.

3. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм, с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

4. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования. Поверхность стола должна иметь коэффициент отражения 0,5 - 0,7.

5. Конструкция рабочего кресла должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять менять позу с целью снижения напряжения мышц шейно-плечевой области и спины. Кресло следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы.

6. Поверхность сиденья, спинки и других элементов кресла должна быть полумягкой, с нескользящим, воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Что должно быть на рабочем месте бухгалтера:

· доступ в Интернет. Во-первых, это даст возможность сдавать отчетность без посещения налоговой инспекции. А во-вторых, бухгалтерские услуги будут более грамотными, если бухгалтер имеет возможность получить консультацию или обсудить нужный вопрос на форумах специалистов;

· лазерный принтер с функцией сканирования документов. Работа бухгалтера подразумевает распечатку множества документов, их сканирование, распознавание и отправку по электронной почте контрагентам;

· несгораемые сейфы для документации;

· калькулятор с крупными цифрами. Любая бухгалтерская программа содержит встроенный виртуальный калькулятор, но бухгалтеру все равно удобнее пользоваться настольным;

· освещение. Мигающие, громко гудящие лампы дневного света не располагают к продуктивной работе;

· стационарный телефон - обязательная необходимость. Всегда могут позвонить из налоговой инспекции, пенсионного фонда, фонда социального страхования с просьбой предоставить отчетность.

1. Оборудование помещения (кабинета):

· Расположение (этаж) - 1;

· Площадь помещения - 12 кв.м.;

· Высота помещения - 3,5 м;

· Окно - одно пластиковое ПВХ, 1,5*2 м;

· Отделка помещения (стены) - оклеены светлыми моющимися обоями;

· Покрытие пола - линолеум.

2. Характеристика ПЭВМ и прочего оборудования:

· Тип компьютера - Pentium(R) Dual-Core SPU;

· Многофункциональный принтер (принтер/сканер/копир) - HP Laser Jet M1120 MFP;

· Факс Panasonic KX-FC258;

· Телефонный аппарат Вектор ST-556/07;

· Сертификаты - в наличии;

· Наличие средств защиты - в наличии;

3. Характеристика оборудования кабинета (штук):

Стол офисный Эталон ЛДСП, 100*75*74 см, ножка - металлокаркас, цвет вишня

Приставка к столу полукруглая, 75*75*74 см, на металлической ножке, цвет вишня

Тумба выкатная с тремя ящиками, 40*50*60 см, цвет вишня

Стул Персона (черная материя)

Шкаф-стеллаж открытый 80*40*200 см, цвет серый

Шкаф-стеллаж открытый 80*40*150 см, цвет серый

Полка для архивных папок трехярусная, 100*40*50 см, цвет серый

Полка для архивных папок трехярусная, 60*30*55 см, цвет вишня

Вешало металлическое шестирожковое

Зеркало настенное 30*150 см

Расстановка столов - в центре, ближе к окну; расстояние между мониторами - 1,0 м; мебель - специальная; проведение влажной уборки - ежедневно; наличие огнетушителя - имеется; наличие аптечки первой помощи - имеется. учет труд рабочий тарифный

· Температура воздуха +19-21°С;

· Проветривание - утром и во время обеденного перерыва;

· Уровень шума - не более 50 Дб.

· Ориентация окна - запад;

· Наличие солнцезащитных устройств - вертикальные тканевые светлые жалюзи;

· Искусственное освещение - общее;

· Тип светильников - ЛБ;

· Размещение светильников - по потолку в 1 ряд;

· Мощность - 36 Вт;

· Уровень искусственной освещенности на рабочем месте - не менее 300 Лк.

6.Оснащение рабочего места:

· Канцелярские принадлежности - калькулятор, лотки для бумаг, гелевые и шариковые ручки, линейка, карандаш, ножницы, блокнот, степплер, ленточный корректор, зажимы для бумаг, файлы - регистраторы, скоросшиватель, дырокол, мультифоры, скрепки, маркеры, офисная бумага формата А4, папки для бумаг с завязками, краска штемпельная, штемпельная подушка, резинки для скрепления денежных купюр, амбарная книга, тетради в клетку и пр.;

· Принадлежности для хранения и воспроизведения информации - USB-флеш-накопители, USB 2,0 HUB, смарт-карты;

· Программно-технические пакеты автоматизации рабочего места бухгалтера:

4) Internet-Банкинг - программа дистанционного банковского обслуживания (ДБО);

6) Microsoft Excel, Word -- программно-графические редакторы для работы с электронными таблицами и текстами;

7) ABBYY FineReader - программа для распознавания текстов.

Общая оценка технического уровня рабочего места - удовлетворительная (срок службы оборудования 5 лет). Программное обеспечение рабочего места и оснастки ПЭВМ регулярно обновляется.

Бухгалтер -- одна из важнейших профессий, без которой не может существовать ни одно предприятие. От квалификации, знаний бухгалтеров часто зависит судьба этих компаний. Бухгалтер должен хорошо ориентироваться в юридических и производственных вопросах, должен ясно представлять отраженные в записях и цифрах хозяйственные операции. Работа бухгалтера жестко регламентирована инструкциями и нормами законодательства (федеральные законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указания и др.). Преимущества профессии: востребованность на рынке, четкость и структурированность труда. Ограничения профессии: монотонность работы, высокая профессиональная ответственность.

Бухгалтер - думающий человек. Возрастной диапазон - от 23 до 45 лет. Уровень оплаты труда определяется его образованием, профессиональными навыками и опытом работы. Квалифицированный бухгалтер должен знать:

· основы статистики, финансов, денежного обращения;

· нормативные документы по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности;

· математику, основы информатики;

· технологию и экономику конкретного производства и т.п.

Квалифицированный бухгалтер должен уметь:

· составлять и проводить бухгалтерскую отчетность;

· организовывать бухгалтерскую деятельность, и т.п.

Профессию бухгалтера можно получить в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Способности, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности бухгалтера:

· высокий уровень математических способностей;

· способность к анализу, синтезу информации;

· развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания;

· развитие кратковременной и долговременной памяти;

· способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности;

· техническая подготовка (навыки работы на персональном компьютере).

Для успешной деятельности бухгалтера необходимо наличие профессионально-важных качеств: усидчивость, обязательность; ответственность; честность; аккуратность; эмоционально-психическая устойчивость;

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: отсутствие математических способностей; быстрая утомляемость; невнимательность; недисциплинированность; отсутствие морально-этических норм.

2. Карта организации труда - это концентрированное изложение проекта планировки рабочего места и организации труда, разработанного на основе предварительных инженерно-экономических, санитарно-гигиенических, психофизиологических и других исследований. В ней приводятся рациональные планировки рабочего места и последовательность действий работника, приемы и методы труда, его нормы, организация и обслуживание рабочего места, требования к исполнителю, формы оплаты труда. Форма и содержание карт различаются в зависимости от специфики труда сотрудников ИТР, основных и вспомогательных рабочих, особенностей комплексного анализа и проектирования трудовых процессов.

Важнейшим элементом организации труда является режим работы бухгалтерии, который регламентируется правилами внутреннего распорядка работы организации и включает время начала и окончания работы, перерывов в работе, сменность, график отпусков и др., установленные в соответствии с интересами производства и членов коллектива.

Режим работы бухгалтерии обычно устанавливается таким, чтобы рабочие двух смен могли обращаться в бухгалтерию в нерабочее время. Для этого бухгалтерия должна начинать свою работу на 1 - 2 часа позже, чем первая смена производственных цехов. Тогда рабочие первой и второй смен могут обращаться в бухгалтерию соответственно сразу после окончания смены или до ее начала.

Очередные отпуска работников бухгалтерии планируются с учетом своевременного составления периодической (месячной, квартальной) и годовой отчетности.

Карта организации труда.

Количество сотрудников - один.

1.Исходные данные: выполнение операций - кассовых, расчетов с работниками по оплате труда, материально-производственных запасов, с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с бюджетом по налогам и сборам, учет производственных затрат и издержек обращения.

3. Трудовой процесс: информационный (предметом и продуктом труда является финансово-экономическая информация). Содержание трудового процесса: просмотр документа, арифметическая проверка; заполнение, подборка документов; запись в накопительную ведомость или журнал-ордер; оформление подписями, подшивка, передача документа по принадлежности или для хранения.

4.Планировка рабочего места:

-Наличие недорогой, конструктивно простой и удобной для работы мебели.

-Поддержание строгого порядка и чистоты, приведение перед работой стола в рабочее состояние (наличие на столе только необходимых вещей). После работы помещение папок, документов и других предметов в шкафы или ящики столов.

-Создание благоприятных условий, при которых работник в состоянии сосредоточить на выполняемой работе свое внимание.

-Расположение всех предметов на оптимальном расстоянии чтобы производимая работа требовала меньшего количества и менее сложных движений.

-Определение целесообразных и постоянных мест для текущих рабочих и справочных материалов, счетных машин, приборов и приспособлений.

-Хранение бланков и чистой бумаги в специальных шкафах или на стеллажах, в которых предусматривается достаточное количество полок,

-Обеспечение бухгалтера нормальным освещением в дневное и вечернее время работы.

-Поддержание компьютерной и прочей оргтехники в исправном состоянии.

5. Методы труда (трудовые приемы, трудовые действия рук, корпуса):

-Основные: ручные (сортировка, распределение, запись в первичных документах, расчет на калькуляторе) и машинно-ручные (внесение расчетов в программу на компьютере с помощью клавиатуры и компьютерной мыши).

-Вспомогательные: машинно-ручные (распечатка и подшивка документов).

-Трудовые действия корпуса: поворот к полкам для поиска, выбора и размещения архивных папок, наклон к принтеру для копирования и печати, наклон к системному блоку для установки USB-флеш-накопителя или смарт-карты.

6. Обслуживание рабочего места (функции обслуживания, содержание обслуживания, исполнитель, вид самообслуживания, средства связи):

-Функции: подготовительная, инструментальная, учетная, контрольная.

-Содержание обслуживания: подготовка рабочего места к работе, внешняя проверка оргтехники, приготовление необходимых канцелярских принадлежностей для работы, включение компьютера, проверка работы компьютерных программ.

-Исполнитель: служащий, бухгалтер.

-Вид самообслуживания: частичное (отсутствие функции ремонта оргтехники).

7. Условия труда: помещение не менее 6 кв.м, влажность воздуха не менее 60 %, температура воздуха +19-21°С, длина рабочего стола не менее 140 см, наличие жидкокристаллического монитора с расстоянием не менее 50 см от глаз, положение монитора на уровне глаз или ниже, наличие приставки под принтер, расположение шкафов и полок на расстоянии не более 100 см от рабочего места. Отсутствие резких посторонних шумов.

Общая трудоемкость типового состава работ, выполняемых работниками бухгалтерского учета:

где: То - общая трудоемкость типового состава работ за год;

Т - трудоемкость по типовым видам работ по бухучету;

н - количество выполняемых видов работ.

Трудоемкость по типовым видам работ:

где: Т0 - расходы времени на выполнение конкретного типового вида работы.

Vi - объем конкретного типового вида работы, выполняемой за год.

Определение численности работников бухгалтерского учета осуществляется по формуле:

Н = (То/Ф)х К х Кк.г.з.,

где: Н - нормативная численность работников бухгалтерского учета, чел.;

То - общая трудоемкость типового состава работ;

Ф - годовой фонд рабочего времени одного работника, часов;

К - коэффициент, учитывающий запланированные невыходы работников (отпуска, болезни и т.п.);

Кк.г.з. - коэффициент, учитывающий удельный вес работ по бухгалтерскому учету и отчетности, выполняемой на ПЭВМ.

Нормы времени установлены на выполнение работ одним исполнителем (бухгалтером).

9. Форма организации труда: индивидуальная.

10. Система оплаты труда: повременно-премиальная.

11. Требования к исполнителю (профессия, разряд, стаж, образование, специальные требования):

-Разряд - I квалификационная категория.

-Стаж - не менее 3-х лет.

-Образование - высшее профессиональное.

Ф.И.О. разработчика. Должность. Подпись. Дата.

3. Фотография рабочего дня представляет собой метод изучения всех без исключения затрат времени на работе. Объектом этого изучения могут быть одно или несколько рабочих мест на протяжении всего рабочего дня.

Фотография рабочего дня позволяет установить, как распределяется рабочий день у наблюдаемых учетных работников, какие виды полезного расхода времени и потерь у них имеются, какова их величина, по каким причинам происходят потери времени.

Основное назначение фотографии рабочего дня заключается в том, чтобы установить имеющиеся потери времени и их причины, разработать и осуществить технические и организационные мероприятия по устранению этих потерь и добиться полного и уплотненного использования рабочего дня.

При индивидуальной фотографии рабочего времени объектом наблюдений является один работник, работающий на определенном рабочем месте.

Фотографирование, то есть непосредственное наблюдение и измерение затрат рабочего времени, ведется по текущему времени, обычно с точностью до 30 с, что позволяет пользоваться обычными часами с секундной стрелкой. Если требуется большая точность, например, для отделения вспомогательного времени от основного, пользуются секундомером.

Фотографирование ведется по текущему времени. Расчет длительности элементов ведется при обработке результатов.

Результаты замеров заносятся в наблюдательный лист, в котором время начала наблюдений отмечается в первой строке фотокарты. В момент начала нового явления (действия) наблюдатель заносит в колонки 1 и 2 его порядковый номер и содержание, а при его окончании -- в колонки 3 и 4 текущее время по часам. Каждая запись показывает либо то, что делал работник, либо то, чем было вызвано его бездействие. Запись каждого элемента работы или перерыва должна заноситься раздельно по категориям затрат рабочего времени. Особенно четко следует отличать элементы подготовительно-заключительного времени от оперативного, работ по обслуживанию рабочего места, а также перерывов в работе с учетом их характера и причин. При этом колонки 1-4 заполняются непосредственно в процессе наблюдений, остальные -- при обработке результатов фотографии.

После заполнения фотокарты результатами наблюдений проводится расчет длительности каждого из элементов, результаты которого отмечаются в колонке 5.

Для характеристики оперативного времени в колонке 6 указывается количество произведенных изделий (выполненных работ).

В колонке 7 указывается индекс затрат времени, то есть характеристика вида затрат рабочего времени в соответствии с принятой на предприятии классификацией, к которым относят.

ПЗ -- подготовительно-заключительное время;

ОП -- оперативное время;

ОМ -- время обслуживания рабочего места;

ПН -- потери (перерывы) организационно-технического характера, зависящие от неполадок на производстве;

ПР -- потери времени, зависящие от рабочего;

ПЛ -- потери времени на личные нужды и отдых.


Главный бухгалтер является правой рукой директора, а его функционал напрямую зависит от структуры и масштабов деятельности компании.

Какие требования предъявляются к функционалу главного бухгалтера?

В малом бизнесе главный бухгалтер совмещает множество функций, включая бухгалтерский, налоговый, управленческий и кадровый учет. В этом случае бухгалтер: и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Поэтому в небольшой компании главный бухгалтер может один за всех вести все участки бухгалтерии: рассчитывать заработную плату, осуществлять платежи, выписывать документы покупателям, осуществлять кассовые операции и т. д.

Например, на главного бухгалтера в единственном числе небольшой компании могут быть возложены следующие функции:

У главбуха крупной компании, в основном, руководящие функции. Главный бухгалтер должен обладать помимо профессиональных знаний и прекрасными организаторскими способности, уметь сглаживать конфликты в коллективе, как правило, в женском.

В крупных компаниях у главного бухгалтера в подчинении есть рядовые бухгалтеры, которые берут на себя учет рутинных операций по различным участкам учета.

Одно из ключевых требований к главному бухгалтеру заключается в умении организовать слаженную работу бухгалтерии, наладить эффективный документооборот между структурными подразделениями компании, максимально автоматизировать учетные процессы, выстроить грамотную систему внутреннего контроля. В задачи главного бухгалтера входит также методологическое сопровождение работников бухгалтерии по отдельным хозяйственным операциям.

Главбух отвечает за формирование учетной политики компании.

Требования к главному бухгалтеру банка отличаются от требований к главному бухгалтеру бюджетного учреждения. Главный бухгалтер финансового сектора должен понимать биржевую и депозитарную деятельность, а главбух бюджета — знать бюджетное законодательство РФ.

Какие дополнительные требования предъявляются к главному бухгалтеру?

Обязательные требования, которые касаются образования и стажа работы, установлены для главбухов (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • ОАО (за исключением кредитных организаций);
  • НПФ и страховых организаций;
  • акционерных и УК паевых инвестиционных фондов;
  • бюджетного сектора, которые формируют консолидированную бухгалтерскую отчетность.

Такие главбухи должны иметь высшее образование, а также стаж работы в бухгалтерии или в аудите — не менее трех лет из последних 5 лет. А если у главбуха нет высшего образования, то стаж работы должен быть не менее 5 лет из последних 7 лет.

Кандидат на должность главбуха этих компаний не должен иметь неснятую или непогашенную судимость за экономические преступления. Такое же требование выдвигается и к главбуху лизинговой компании (п.5 ст.5 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ).

Особые требования к кандидатуре главбуха могут устанавливаться и иными федеральными законами (п. 5 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

Например, для главбуха жилищного кооператива требования прописаны в ст. 116.1 ЖК РФ.

Можно ли использовать профстандарт для главного бухгалтера?

Профстандарты обязательны к применению в двух случаях:

  • если должность работника подразумевает выплату различных льгот и компенсаций;
  • если законом к должности главбуха предъявляются определенные требования (ст. 195.3 ТК РФ).

Например, это касается главбухов ОАО, НПФ, страховых, кредитных и некредитных финансовых организаций, жилищных кооперативов.

В профстандарте установлены возможные наименования должностей, профессий: главный бухгалтер, начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета.

Согласно профстандарту главбух должен иметь:

  • высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профпереподготовки;
  • среднее профобразование — программы подготовки специалистов среднего звена.

Требования к опыту практической работы:

  • если есть высшее образование — не менее 5 лет бухгалтерской работы;
  • если есть только среднее профессиональное образование — не менее 7 лет бухгалтерской работы.

6 апреля 2019 года вступил в силу приказ Минтруда от 21.02.2019 № 103н, утвердивший новый профессиональный стандарт для бухгалтеров. Рассказываем, какие теперь требования предъявляются к главбухам и рядовым бухгалтерам.

Требования к бухгалтерам

По новым правилам бухгалтер должен иметь как минимум среднее профессиональное экономическое образование по программе подготовки специалистов среднего звена.

Как альтернатива – непрофильное среднее профессиональное образование. Но в этом случае соискатель должен будет получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки.

Для замещения должности бухгалтера опыта работы не требуется. Но для замещения должностей с категорией (бухгалтер первой и второй категории) необходим опыт работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года.

В перечень обязательных умений бухгалтера входят следующие:

  • умение составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы;
  • умение осуществлять комплексную проверку первичных учетных документов;
  • умение пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;
  • способность обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив.

Требования к главбухам

Главные бухгалтеры теперь должны иметь либо высшее (профильное или непрофильное), либо среднее профессиональное образование (профильное или непрофильное).

Если образование является непрофильным (например, техническим), соискателю придется получить еще и дополнительное профессиональное образование. То есть пройти программу профессиональной переподготовки бухгалтеров.

При наличии высшего образования опыт работы главбуха должен составлять не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы. При наличии среднего профессионального образования – не менее семи лет бухгалтерско-финансовой работы.

В число необходимых умений главбуха входят в том числе следующие:

  • умение разрабатывать способы ведения бухучета и формировать учетную политику организации;
  • умение разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухучета, формы отчетности и составлять график документооборота;
  • способность планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления отчетности;
  • умение оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • умение составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юрлица;
  • способность пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

Кроме того, новый профстандарт закрепляет для главных бухгалтеров обязанность по регулярному получению дополнительного профессионального образования. Иными словами, главбухи обязываются постоянно повышать свою квалификацию.

Объем программы повышения квалификации для главбухов должен составлять не менее 120 часов за три последовательных календарных года. При этом ежегодно главбух обязан уделять курсам повышения квалификации минимум 20 часов.

Требования к главбухам отдельных организаций

Специальные (повышенные) требования профстандарт устанавливает для главных бухгалтеров отдельных организаций. К числу таких организаций, в частности, относятся:

  • акционерные общества;
  • страховые организации и негосударственные пенсионные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов.

Главбухи таких организаций обязаны:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет;
  • при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита опыт работы главбуха должен составлять не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Главбухи кредитных и финансовых организаций должны отвечать следующим специальным требованиям:

  • иметь высшее юридическое или экономическое образование;
  • опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которого связана с осуществлением банковских операций, не менее 1 года;
  • при наличии у кандидата иного высшего образования опыт соответствующей работы должен быть не менее 2 лет.

Кто обязан применять профстандарт для бухгалтеров

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Любой профстандарт содержит набор минимальных требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудников. Однако применять профстандарты и ориентироваться на их требования обязаны далеко не все организации.

Ответ на вопрос о том, кто обязан применять профстандарты, дается в ст. 195.3 ТК РФ. Данная норма гласит, что требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, установленных законодательством.

При этом законодательство не обязывает частные организации и ИП применять профстандарт для бухгалтера. Данный профстандарт они могут применять в добровольном порядке. А могут и не применять.

В соответствии с этим обязанность по применению профстандарта для бухгалтеров распространяется на следующие субъекты:

  • государственные и муниципальные учреждения/организации (в том числе ГУП и МУП);
  • организации и ИП, которые в своих локальных актах закрепили обязательность применения профстандарта.

В соответствии с этим работодатель не вправе отказать в трудоустройстве бухгалтеру со ссылкой на несоответствие стандарту, если этот стандарт работодателем не применяется.

Также несоответствие уровня образования работника требованиям профессионального стандарта не может быть основанием и для увольнения бухгалтера (постановление Конституционного cуда РФ от 14.11.2018 № 41-П).

Кроме того, бухгалтерам гарантируется и оплата командировочных расходов. При этом оплата образовательных услуг и прохождения независимой оценки квалификации осуществляется за счет средств работодателя (ст. 187 ТК РФ).

Читайте также: