Правовая природа труда осужденных к лишению свободы и его цели

Обновлено: 05.05.2024

Понимание о необходимости привлекать осужденных к труду пришло в период становления буржуазии, то есть в 17 веке! Причем из прагматических соображений – чем калечить осужденных, отрубая руки, лучше пусть работают и после отбытия наказания они не будут висеть на шее у общества. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда, т.е. труд должен быть средством исправления осужденных, а не получения прибыли (Закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы от 21.07.1993 г.).

Международно-правовые акты указывают на то, что необходимо предоставлять заключенным такие условия труда, которые максимально напоминали бы существующие в обычной жизни. Эти условия включают возможность выбора рода занятий в соответствии со своими желаниями, установление рабочего дня и рабочей недели с учетом существующих на свободе, справедливое вознаграждение за труд, применение общих правил, касающихся безопасности и охраны здоровья, распространение на заключенных в случае увечья или профессиональных заболеваний общих правил.

Правовая природа труда осужденных.Является ли труд осужденных их правом или обязанностью? Труд в данном случае не является принудительным в смысле международных договоров, т.к. в них предусмотрено, что труд заключенных вследствие законного приговора суда не является принудительным. Вообще принудительным может быть только труд свободных людей. Но с другой стороны в одной Конвенции МОТ говорится о том, что этот принудительный труд не должен использоваться в целях экономического развития государства, а в отношении осужденных – в целях его перевоспитания. Потому в определенной степени упреки западных государств в том, что в России используется принудительный труд заключенных являются справедливыми. В Пенитенциарных правилах ООН также сказано, что труд не д. причинять заключенным страдание, принуждать можно только в соответствии с состоянием здоровья, что не соблюдалось в СССР.

19. Понятие правового положения осужденных и его значение. Виды правоограничений осужденных.

Правовое положение осужденного - это совокупность нормативно закрепленных обязанностей и прав, обусловленных характером назначенного наказания, порядком его исполнения, поведением осужденного во время отбывания наказания и другими предусмотренными законом обстоятельствами. Надо прежде всего помнить, что заключенный – гражданин РФ д. прежде всего оставаться гражданином с соответствующими правами и обязанностями. Из этого исходит и УИК в ч. 1 ст. 10. Вместе с тем правовое положение осужденного не может быть идентичным статусу других граждан, т.к. наказание означает ограничение человека в правах и свободах. Осужденный с точки зрения его правового статуса – это гражданин с ограниченным правовым статусом. Ч. 3 ст. 10 касается правового статуса иностранцев – они пользуются правами и несут обязанности установленные международными договорами РФ и внутренним законодательством РФ о правом статусе иностранцев. С этой точки зрения осужденный – это правосубъектное лицо с ограниченным правовым статусом.

Значение правового статуса осужденного:

1. Воспитательное – такой правовой статус позволяет относиться к осужденному как к личности, у которой есть права и которую надо уважать;

2. Правовой статус осужденного - это правовая база, на которой строятся отношения между персоналом исправительного учреждения и осужденным;

3. В политическом аспекте правовой статус осужденного характеризует подход государства к наказанию. Права заключенных - это показатель демократичности государства.

Виды правоограничений.

Первоначальный объем правоограничений зависит от наказания. Процесс исполнения наказания вызывает возникновение специфических правоограничений.

Схема прав и обязанностей осужденных:

1. Общие для всех граждан права и обязанности с установленными правоограничениями

2. Специфические права и обязанности, вытекающие из ограничений гражданских прав и обязанностей (например, заправлять постель по установленному образцу, право на свидание)

3. Специальные права и обязанности характерные только для правового статуса осужденных (например, право на условно досрочное освобождение)

14.1. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы.

Принципы, определяющие порядок, основания и формы привлечения к труду осужденных, отбывающих лишение свободы, сформулированы в международных правовых актах по обращению с осужденными. В ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) подчеркивается, что работа или служба лиц, находящихся в местах лишения свободы по законному приговору суда, не относится к принудительному или обязательному труду. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными отмечается, что труд заключенных не должен приносить им страданий, на заключенных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день. Обеспечиваемая заключенным работа должна быть по мере возможности такой, чтобы повышать или давать им квалификацию, позволяющую им заняться честным трудом после освобождения. Европейские пенитенциарные правила (2006 г.) в п. 26.3 устанавливают, что характер предоставляемой работы должен поддерживать или развивать навыки, которые позволят заключенному зарабатывать себе на жизнь после освобождения.

Указанные положения позволяют сформулировать следующие международные принципы организации труда осужденных к лишению свободы:

1) обязательность труда;

2) общественная полезность труда;

3) труд не должен приносить осужденным физических страданий;

4) сочетание труда и профессионального обучения;

5) признание труда в качестве средства исправления;

6) использование осужденными полученных в местах лишения свободы трудовых навыков после освобождения.

Обязательность труда осужденных к лишению свободы зафиксирована в ч. 1 ст. 103 УИК РФ. Исключение здесь составляют осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I и II групп, которые привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством о труде и законодательством о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные, осужденные беременные женщины и женщины, имеющие детей, также привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).

Принцип обязательности труда реализуется и в ч. 6 ст. 103 УИК РФ, которая запрещает осужденным прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Вч. 1ст. ЮЗ УИК РФ подчеркивается обязанность администрации исправительного учреждения привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Общественно полезный труд означает выполнение осужденным различной социально значимой, полезной для других людей работы, процесс и результаты которой приносят удовлетворение самому осужденному и востребованы обществом. К сожалению, в последнее десятилетие в условиях экономической нестабильности в стране проблема обеспечения осужденных таким трудом становится все более острой.

Принцип сочетания труда и профессионального обучения нашел закрепление в ч. 1 ст. 108 УИК РФ, где подчеркивается, что в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Уголовно-исполнительное право: конспект лекций

Рис. 8. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы.

Центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков. Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.

Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду. Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством РФ.

Федеральные государственные унитарные предприятия предназначены для привлечения осужденных к труду и обучения их общественно значимым профессиям и создаются при одном учреждении, исполняющем наказания, или объединении учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (например, лесозаготовка, обработка и переработка древесины) как структурные подразделения этих учреждений или объединения учреждений. Учредителем таких предприятий является федеральный орган уголовно-исполнительной системы, который утверждает их уставы, разработанные учреждениями, исполняющими наказания, или объединениями учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и закрепляет за федеральными государственными унитарными предприятиями уголовно-исполнительной системы федеральное имущество.

Федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Привлечение осужденных к труду на объектах организаций любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и организаций. Договор (контракт) обязательно предусматривает: количество осужденных, выводимых на эти объекты; заработную плату, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий; специальную изоляцию рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов организаций; имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и организациями; обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством РФ о труде.


В статье рассматриваются этапы правового регулирования труда осужденных в России. Приведены пять этапов с краткой характеристикой. В каждом этапе указаны характерные особенности правового регулирования.

Ключевые слова: труд осужденных, исправительные учреждения, правовое регулирование, цели привлечения осужденных к труду.

The article considers the stages of legal regulation of convicts ' labor in Russia. There are five stages with a brief description. In each stage the characteristic features of legal regulation are specified.

Key words: convicts 'labor, correctional institutions, legal regulation, goals of convicts' involvement in labor.

В истории нашего государства отражается весьма неоднозначная позиция законодателя к труду осужденных к лишению свободы, что объясняется изменением не только целей, задач и характера отношения к труду осужденных к лишению свободы, но и формулировкой и содержанием обязанностей трудиться.

Труд является сопутствующим явлением лишения свободы в системе исполнения уголовных наказаний на протяжении всего времени его существования и прошел несколько этапов развития.

Первый этап — дореволюционный, характеризующейся карательной направленностью, что отражается не только в целях наказания того времени, но и в организации и условиях его исполнения.

Второй этап — послереволюционный (с 1917 г. до 1929 г..) отличается актами прогрессивного характера в сфере организации труда осужденных [3]. Происходит официальный отказ от ранней царской тюремной системы. Труд осужденных стал широко применяться не только на отдаленных территориях, но и в центральных районах страны, где требовалось выполнить либо тяжелый физический труд, либо осуществлялось строительство государственных важных объектов. Правовой статус заключенных характеризовался весьма минимальным набором трудовых прав, а именно правила о продолжительности рабочего времени, и право на оплату труда. Законодательно закрепилась цель труда осужденных в данный период — воспитательно-исправительная, равно как и четко установленная обязанность привлечения к труду всех трудоспособных осужденных.

Третий этап — 1930–1940 гг., отражает осуществление правового регулирования труда осужденных не законами, а подзаконными нормативными актами. Первопричиной этому послужило создание общесоюзного Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД), в ведение которого были переданы исправительно-трудовые учреждение.

Все это способствовало созданию в октябре 1934 г Главного управления лагерей и мест заключения (ГУЛАГ) НКВД. По сохранившимся данным осужденные ГУЛАГа составляли до 8 % всех рабочих страны. Это достаточно крупный потенциал рабочей силы, и необходимость совершенствования правового регулирования труда осужденных была очевидна. [4]

Четвертый этап — датируется 1950–1980 гг.. Происходит закрепление конкретных мер по восстановлению и укреплению законности, развитию демократических начал в организации и осуществления деятельности в исправительных учреждениях, а также формирование материально-бытовой и производственной базы.

В 1954 году принято Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, устанавливающее такие условия труда осужденных как: разная продолжительность рабочего дня для разных режимов (общий и облегченный режим — 8 часов; строгий режим — 9 часов); регулирование труда осуществлялось в соответствии с правовыми нормами о труде, техникой безопасности и правилами по охране труда; оплата труда заключенных осуществлялась по тарифным ставкам в соответствии с должностными окладами; работающим заключенным осуществлялся зачет рабочих дней и условно-досрочное освобождение. [5]

В 1970 г принимается ИТК РСФСР, который в своих нормах закрепляет труд осужденных в качестве средства по перевоспитанию осужденных тем самым, исключая цель приспособления к условиям общежития. Также был исключен критерий раздела труда для лиц, не имеющих трудовую квалификацию и лиц имеющих ее. Отличительным стало впервые закрепленное положение об основах правового положения осужденных.

Пятый этап — это этап нашей современности, начавшийся в 1990-е годы. Кардинальные изменения социально-экономической и политической сфер жизнедеятельности в обществе, а также формирование и становление рыночной экономики и правового государства нашли свое отражение и в принятия ряда нормативных актов в сфере регулирования труда осужденных. [6]

Таким образом, можно сделать вывод о том, на всем протяжении осуществления правового регулирования труда осужденных, за исключением современного законодательства, система исполнения лишения свободы, характеризуется превалирующей экономической составляющей по сравнению с воспитательной, то есть труд осужденных в первую очередь рассматривался как способ использования дешевой рабочей силы для решения экономических и хозяйственных вопросов и только во вторую очередь — как средство исправления, воспитания осужденных.

Основные термины (генерируются автоматически): труд осужденных, правовое регулирование труда осужденных, этап, лишение свободы, правовое регулирование.

1. В исправительных учреждениях организуются обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

2. При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию пройти соответствующее профессиональное обучение или получить среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Перечень хронических заболеваний и медицинских противопоказаний, препятствующих прохождению профессионального обучения или получению среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, и порядок проведения медицинских осмотров осужденных для установления наличия либо отсутствия у них медицинских противопоказаний, препятствующих прохождению профессионального обучения или получению среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, определяются совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

3. Отношение осужденных к получению среднего профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления.

4. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего образования.

5. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональное обучение проходят непосредственно на производстве.

Комментарии к ст. 108 УИК РФ

1. Профессиональная подготовка так же, как и общественно полезный труд, отнесена к основным средствам исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Включение положений, регламентирующих организацию профессиональной подготовки осужденных, в настоящую главу свидетельствует об органичной связи этого направления деятельности исправительных учреждений с привлечением осужденных к труду.

Комментируемая статья устанавливает обязательность получения начального профессионального образования или профессиональной подготовки для всех трудоспособных осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой они могли бы работать в исправительном учреждении. Остальные осужденные могут приобретать дополнительные профессии (специальности) по их желанию, что поощряется администрацией исправительных учреждений.

2. Право на получение по их желанию соответствующей профессиональной подготовки предоставлено осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, а также осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет, независимо от наличия у них профессии (специальности).

3. На стимулирование осужденных к приобретению ими новых профессий направлено положение, в соответствии с которым отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовке учитывается при определении степени их исправления. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовке учитывается также при применении к ним мер поощрения и взыскания.

4. На администрацию исправительных учреждений возлагается обязанность организации профессионального образования или профессиональной подготовки осужденных. Наиболее эффективной формой организации профессионального обучения осужденных к лишению свободы является создание в исправительных учреждениях профессионально-технических училищ.

Профессиональная подготовка осужденных ориентирована прежде всего на нужды исправительных учреждений, испытывающих потребность в специалистах определенных профессий. Вместе с тем при организации профессионального обучения учитывается заинтересованность осужденных в получении специальностей, по которым они могли бы работать после освобождения.

Организация начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами. При этом порядок осуществления этой деятельности, устанавливаемый Минюстом России, подлежит согласованию с Минобрнауки России. Это требование направлено на соблюдение в исправительных учреждениях государственных образовательных стандартов.

Федеральным законом от 09.03.2001 N 25-ФЗ на администрацию исправительных учреждений возложена обязанность оказывать содействие осужденным к лишению свободы в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования. Содействие осуществляется при наличии в учреждениях соответствующих возможностей, которые во многом определяются видом исправительного учреждения и имеющейся в нем материальной базой. С учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного ему может быть разрешено получение высшего профессионального образования через систему заочного обучения при соблюдении требований установленного порядка отбывания наказания.

Федеральный закон от 09.03.2001 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 08.12.2003) // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1002; N 52 (ч. 1). Ст. 4924; 2003. N 50. Ст. 4847.

5. Организация начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных имеет свои особенности в зависимости от вида исправительного учреждения. Так, в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, профессионально-технические училища не создаются. Содержащиеся в них осужденные получают профессиональную подготовку в процессе трудовой деятельности непосредственно на производстве в форме индивидуального или бригадного обучения.

Читайте также: