Правовая ответственность правительства рф курсовая работа

Обновлено: 01.05.2024

заочная форма обучения

о допуске к защите

Содержание

Актуальность этой темы обусловлена тем, что Правительство РФ играет важную роль в жизни государства, решает задачи страны в целом, занимая особое место в современном конституционном праве. В соответствии со ст. 11 Конституции 1993 г., Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. А согласно ст. 110 Конституции, федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Объектом данной работы является Правительство Российской Федерации

Предметом, таким образом, будут выступать правовой статус, функции, и организация деятельности Правительства РФ.

Целью данного исследования является теоретический анализ Правительства РФ.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

определение понятия Правительство РФ как высшего органа государственной власти;

описание правого статуса Правительства Российской Федерации;

изучение структуры и состава Правительства РФ;

анализ функций отдельных структур Правительства Российской Федерации;

исследование основных полномочий Правительства РФ;

рассмотрение организации деятельности Правительства Российской Федерации.

Данная работа опирается на статьи Конституции Российской Федерации 1993 года (главы 110-117), Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-Ф "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г.), на указ Президента РФ (от 17 мая 2000г. с изменениями и дополнениями

1. Основные административно-правовые характеристики Правительства Российской Федерации.

1.1. Правительство РФ как высший государственный орган власти.

Правительство в любом государстве является высшим коллегиальным органом исполнительной власти. Оно обладает наиболее важными полномочиями исполнительно-распорядительного характера. Правительство возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации в рамках отведенных ему полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и на основе Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" от 22 декабря 1992 г. вправе отменять акты министерств, государственных комитетов Российской Федерации и других подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти (ч. 3 ст. 23 Закона). Конституция 1993 г. изменила характер взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти, а также характер ответственности Правительства перед парламентом. Она вывела Правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной Думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Правительство дает заключения по законопроектам, требующим финансирования из федерального бюджета, в том числе о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим. 1 Правительство как исполнительная власть должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция Правительства в соответствующей сфере, но и даются ему определенные поручения.

Как субъект законодательной инициативы Правительство обеспечивает подготовку значительной части законопроектов, назначает официальных представителей в Государственной Думе, участвует в согласительных и рабочих комиссиях по доработке законопроектов. Члены Правительства вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания и быть выслушанными, как и официальные представители Правительства, при рассмотрении соответствующих законопроектов. Таким образом, Правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти общей компетенции. Правительство Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации. Правительство и другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России. Федеральное правительство самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его компетенции, направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. 2 По сравнению с правительствами зарубежных стран правовой статус Правительства Российской Федерации в значительной степени законодательно урегулирован и определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, федеральными законами. Нормативными указами Президента Российской Федерации. Положение Правительства среди других органов российского государства определяется его полномочиями, закрепленными в указанных законодательных и нормативных актах. 3 На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Правительство обеспечивает их исполнение

1. 2. Правовой статус Правительства Российской Федерации.

Правовой основой деятельности Правительства Российской Федерации являются ее Конституция (гл. 6, ст.ст. 110— 117), федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации по вопросам совершенствования исполнительной и распорядительной деятельности.

Ряд нормативных правовых актов по организационным вопросам принят самим Правительством. Например, постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 "О регламенте Правительства РФ и положение об аппарате Правительства РФ", которым утвержден регламент заседаний Правительства и его Президиума, а также порядок работы Аппарата Правительства Российской Федерации.

Порядок формирования Правительства определен федеральной Конституцией. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента. Согласно Конституции, Правительство прежнего состава слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом России. До формирования Правительства нового состава старое продолжает выполнять свои полномочия.

Правительство формируется Президентом с участием парламента. Президент РФ не является главой Правительства РФ, но вправе председательствовать на его заседаниях, осуществлять контроль за его действиями и решениями, в том числе за выполнением своих указов. Президент назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре на пост Председателя Правительства вносится в Государственную Думу Президентом не позднее двухнедельного срока со дня вступления его в должность или после отставки Правительства. Государственная Дума рассматривает этот вопрос в течение недели со дня внесения Президентом кандидатуры на пост Председателя Правительства. В случае отклонения предложенной кандидатуры Президент в недельный срок должен представить Государственной Думе новую кандидатуру. 4

Если Государственная Дума трижды подряд отклонит представленные кандидатуры, Президент Российской Феде рации в соответствии сост. 111 Конституции сам назначает Председателя Правительства. При этом он распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. 5

Весьма существенными элементами конституционно-правового статуса Правительства являются вопросы о сложении Правительством своих полномочий; об отставке Правительства; о выражении Государственной Думой недоверия Правительству.
Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Это обусловлено статусом Президента и, в частности, его полномочиями по назначению Председателя Правительства и формированию в целом данного ведущего федерального органа исполнительной власти. В случае сложения своих полномочий Правительство продолжает по поручению Президента РФ действовать до сформирования нового Правительства. Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.
Отставка Правительства возможна в двух случаях:
1. Правительство по своей инициативе может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом;
2. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства. В том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.
Процедура принятия решения о выражении недоверия Правительству Российской Федерации установлена в ч.3 ст.117 Конституции РФ. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Правительству Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
Отставка Правительства может последовать и в случае, если Председатель Правительства поставит вопрос перед Государственной Думой о доверии Правительству Российской Федерации. Если в таком случае Государственная Дума в доверии Правительству отказывает. Президент в течение семи дней со дня принятия Государственной Думой решения о недоверии правительству принимает решение об отставке Правительства либо роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. 6

Курсовая работа - Полномочия Правительства Российской Федерации

2011 год
35 страниц
Правительство Российской федерации – высший исполнительный орган государственной власти
Правовая основа деятельности Правительства Российской Федерации
Структура Правительства Российской федерации
Полномочия Правительства Российской федерации
Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти
Общие Полномочия Правительства Российской федерации
Прекращение Полномочий

Курсовая работа - Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

  • формат doc
  • размер 324 КБ
  • добавлен 10 февраля 2011 г.

Дисциплина-система государственного и муниципального управления конституционно-правовой статус президента российской федерации ДВАГС, 2007, 37 стр полномочия по контролю и надзору за деятельностью исполнительных арбитражные полномочия президента в отношении исполнительных полномочия президента РФ в отношении высшего должностного лица субъекта полномочия по определению основных направлений деятельности и руководство органами исполнительной вла.

Курсовая работа - Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации

  • формат doc
  • размер 171.5 КБ
  • добавлен 02 сентября 2011 г.

КФ МГЭИ, 2006 г. Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации Понятие прокуратуры Российской Федерации Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации Функции прокуратуры Российской Федерации Система органов прокуратуры Российской Федерации Место прокуратуры Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти и взаимодействие с ними Органы прокуратуры Россий.

Курсовая работа - Органы Российской Федерации, ведающие вопросами гражданства: система, компетенция

  • формат docx
  • размер 44.39 КБ
  • добавлен 03 октября 2010 г.

Введение Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации Полномочия Президента Российской Федерации Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных рганов Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами ностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российск.

Курсовая работа - Порядок формирования и основные полномочия

  • формат doc
  • размер 103.5 КБ
  • добавлен 30 июля 2009 г.

26 стр. тема: Правительство Российской Федерации: порядок формирования и основные полномочия Рассматривается место Правительства РФ в системе органов государственной власти Структура Правительства РФ Состав и порядок формирования Правительства России Полномочия Правительства РФ Сложение полномочий и отставка Правительства РФ

Курсовая работа - Правительство Российской Федерации: структура, порядок формирования и основные полномочия

  • формат doc
  • размер 21.28 КБ
  • добавлен 06 апреля 2010 г.

Введение. 1. Правительство РФ в системе органов государственной власти. 2. Полномочия Правительства РФ. 3. Структура Правительства России. 4. Порядок формирования и состав. 5. Ответственность Правительства РФ и прекращение полномочий. Заключение. Список используемой литературы.

Курсовая работа - Правовой статус Правительства РФ

  • формат doc
  • размер 39.19 КБ
  • добавлен 06 февраля 2011 г.

Общие положения деятельности Правительства Российской Федерации Правовая основа деятельности Правительства Российской Федерации Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации Структура Правительства Российской Федерации Статус Правительства Российской Федерации Федеральные министерства, службы и агентства Полномочия Правительства Российской Федерации Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральны.

Курсовая работа - Прекращение полномочий президента РФ

  • формат doc
  • размер 24.5 КБ
  • добавлен 16 января 2011 г.

Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должно.

Курсовая работа Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации

  • формат doc
  • размер 226.5 КБ
  • добавлен 22 апреля 2010 г.

Введение, Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации, Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации.

Курсовой проект - Федеративное устройство Российской Федерации

  • формат docx
  • размер 55.79 КБ
  • добавлен 01 октября 2011 г.

Правовые основы федеративного устройства Российской Федерации.Понятие, сущность, функции института федеративного устройства. История зарождения и становления института федеративного устройства государств.Порядок и особенности Федеративного устройства Российской Федерации.Виды субъектов Российской Федерации и их краткая характеристика. Полномочия, предметы виденья субъектов Российской Федерации. Полномочия, предметы виденья города федеративного зн.

Шпоры по конституционному праву

  • формат doc
  • размер 125 КБ
  • добавлен 02 июня 2009 г.

Федеральное собрание в системе органов государственной власти РФ. Структура федерального собрания РФ. Состав палат. Порядок формирования совета федерации федерального собрания РФ. Порядок выборов государственной думы РФ. Полномочия и структура совета федерации федерального собрания РФ. Комитеты и комиссии палат федерального собрания РФ. Статус депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания РФ. Полномочия и структура.

Онлайн калькуляторы

Цели, функции и принципы юридической ответственности

М.Д. Шиндяпина под целью юридической ответственности понимает охрану правопорядка и нравственно-психологическое преобразование, сознание правонарушителя. По мнению Д.А. Липинского, юридическая ответственность преследует цели восстановления нарушенных общественных отношений, перевоспитание правонарушителя.

С нашей точки зрения, цель юридической ответственности заключается в исправлении образа жизни лица, которого признали правонарушителем. Постановкой адекватных целей государство должно воспитывать и одухотворять своих правоприменителей. Изменив образ жизни нарушителя, влечет и изменение его правосознание. Образ мысли диктует образ жизни. Общественно опасные последствия совершенного преступления в большинстве случаев не могут быть устранены путем возмещения причиненного ущерба.

Только исправленный образ жизни предупреждает от совершения новых преступлений. Цели юридической ответственности должны приводить к реальным ожидаемым социально положительным результатам, таким, как создание условий для реализации прав и свобод граждан и других субъектов права, упрочение правопорядка, снижение уровня правонарушений.[7]

Для всех функций юридической ответственности характерны следующие черты: социальная обусловленность; целевое назначение; самостоятельность каждой функции; взаимодействие; наличие взаимосвязи с функциями права, которые задают функциям юридической ответственности определенное направление воздействия.[8]

К основным функциям юридической ответственности относятся такие функции как:

  1. Восстановительная (компенсационная) функция, которая состоит в правовой и фактической возможности восстановить положение, существовавшее до нарушения права (возместить убытки, загладить причиненный вред, исполнить неисполненное обязательство, вернуть вещь, признать права другого лица и т.д.);
  2. Штрафная (карательная) функция выражается в различных мерах наказания виновного лица посредством возложения на правонарушителя личных, организационных или имущественных последствий неблагоприятного (отрицательного) характера (штраф, лишение специального права, звания, чина, награды, неустойка, обязательные и принудительные работы, лишение свободы и др.);
  3. Воспитательная функция выражается в косвенной цели формирования посредством правоприменительной практики привлечения к юридической ответственности у субъектов права в целом мотивации правомерного поведения. Превентивный характер данной функции позволяет предупреждать совершение новых правонарушений как со стороны лиц совершивших правонарушение, так и со стороны других субъектов права. Правовое воспитание связано в целом с проблемой формирования правовой культуры, правосознания и навыков правомерного поведения.
  4. Предупредительная функция выражается в общей и частной превенции, т.е. в предупреждении граждан и правонарушителя о возможных последствиях негативного характера в случае отступления от предписаний правовых норм.
  5. Охранительная функция выражается в самом предназначении юридической ответственности и ее применения за уже совершенные правонарушения в целях охраны прав и законных интересов физических и юридических лиц.
  6. Регулятивная функция связана с тем, что юридическая ответственность является составной частью правового регулирования, осуществлением регулятивной функции права. Она связана с созданием необходимых юридических условий и предпосылок для реализации прав и обязанностей, устанавливая нормы поведения, регламенты, стандарты и другие позитивные правила юридического характера.

Основная цель, которую преследуют все перечисленные функции, выражается, в формировании у граждан привычки соблюдения всех установленных правовых норм, уважительного отношения к законодательным актам и четкого их исполнения.

Также юридическая ответственность имеет подразделения на принципы:

1. Принцип законности. По мнению Н.В. Вантеевой, принцип законности имеет специфическое содержание и предполагает наступление ответственности лишь в результате совершения правонарушения только в пределах закона, строжайшее соблюдение установленного законом порядка и формы исследования, разбирательства дел о правонарушениях; обоснованность ответственности; четкое определение в законе ее основания, вида, мер, пределов; процессуальную определенность возложения ответственности. При этом первые три элемента содержания принципа адресованы преимущественно реализующим ответственность субъектам, последние два – законодателю[9].

Принцип законности означает также строгое следование процессуальной форме при привлечении к юридической ответственности, обеспечение соответствующих гарантий соблюдения прав и законных интересов лица, привлеченного к ответственности, что должно исключить принятие ошибочного правоприменительного акта и злоупотребление должностным лицом своими полномочиями.

2. Принцип обоснованности. Данный принцип означает:

  • объективное исследование обстоятельств правонарушения, т.е. оно раскрыто полно, доказательства исследованы всесторонне;
  • доказана виновность лица в совершении именно этого противоправного деяния;
  • выявлены смягчающие и отягощающие вину обстоятельства;
  • определена конкретная мера наказания или взыскания, предусмотренная законом. При этом выбор меры наказания сделан с учетом всех обстоятельств дела (характеристика личности правонарушителя, мотивы, способы, средства совершения правонарушения и др.) и в пределах санкции нормы права[10].

3. Принцип справедливости. Требует соблюдения следующих условий:

  • нельзя за проступки устанавливать уголовные наказания;
  • недопустимо вводить меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство;
  • закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы;
  • за одно правонарушение возможно лишь одно юридическое наказание;
  • характер ответственности должен соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

4. Принцип целесообразности означает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности. Данный принцип предполагает:

  • индивидуализацию государственно-принудительных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, личностных свойств правонарушителя;
  • возможность смягчения и даже отказа от применения мер ответственности в случае, если ее цели могут быть достигнуты иным путем.

5. Принцип неотвратимости наказания предполагает:

6. Презумпция невиновности – каждый гражданин предполагается невиновным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке.

Институт юридической ответственности направлен на восстановление гармонии общественных отношений, социальной справедливости. Однако наряду с раскрытием преступного факта и изобличением виновного социальная справедливость требует, чтобы в ходе этого процесса не был привлечен к ответственности и не понес незаслуженных ограничений и лишений невиновный. Факт первоочередности реализации принципов неотвратимости и индивидуализации юридической ответственности здесь очевиден.

7. Принцип индивидуализации. Рассматривать принцип индивидуализации юридической ответственности только в качестве средства достижения идей справедливости, гуманизма, целесообразности и других значит сознательно не видеть того, что он имеет свое собственное содержание. Сфера действия данного принципа заключается не только в определении форм и объема ответственности на основе оценки соответствующих критериев, но и обусловливает динамику индивидуально-правового статуса правонарушителя, вносит изменения в качественную и количественную характеристики наказания или взыскания.

Следует отметить, что если ответственность индивидуализирована, она тем самым и персонифицирована, и гуманна, и справедлива. Несмотря на глубочайшее внутреннее наполнение и многоплановость принципа индивидуализации, цели юридической ответственности не могут быть достигнуты только с его помощью, и поэтому он не существует в отрыве от идей законности и неотвратимости юридической ответственности.

Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов законности, неотвратимости и индивидуализации юридической ответственности появляются начиная с момента возникновения меры государственного порицания до ее фактической реализации включительно.

И в этом отношении, безусловно, верно утверждение о том, что если принцип неотвратимости юридической ответственности гарантирует равенство всех граждан перед законом, то принцип индивидуализации в достаточной степени позволяет обеспечить надежную защиту прав и интересов каждого.

Таким образом, цель юридической ответственности — это идеальная, обеспечиваемая государством модель будущего развития общественных отношений, к достижению которой при помощи установления и применения норм юридической ответственности стремятся законодатель и правоприменитель, выраженная в желаемых результатах деятельности людей в обществе.

Цель на основе вытекающих из нее задач и функций является консолидирующим фактором всей структурно-функциональной конструкции юридической ответственности, а функции юридической ответственности –восстановительная, карательная, воспитательная, предупредительная, охранительная и регулятивная – обеспечивают реализацию цели. Функции юридической ответственности взаимосвязаны между собой, могут действовать одновременно.

Цели и функции юридической ответственности – это достаточно близкие понятия, так как функции этой ответственности определяются и направляются ее целями.

Принципы юридической ответственности необходимы гражданам – для защиты своих законных прав и интересов, правоприменительным органам – для обеспечения эффективности в их работе.

Читайте также: