Правовая компетентность это качество действий специалиста социальной работы обеспечивающих

Обновлено: 04.05.2024

Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и другим качествам сотрудников или к какой-то группе сотрудников. Компетенции — это характеристики человека, определяющие стиль его работы и способ достижения целей. Наличие у человека той или иной компетенции можно определить, наблюдая за его поведением (или по описанию его поведения в той или иной конкретной ситуации). Обладание компетенциями, важными для данной должности, является непременным условием успешной работы.

В зависимости от смыслового объема компетенции могут иметь уровни. Компетенции без уровней — модель, охватывающая виды работ с простыми стандартами поведения. Она имеет один перечень индикаторов для всех компетенций. Поведенческие индикаторы необязательно относятся ко всем функциональным ролям. Компетенции по уровням — модель, описывающая широкий спектр работ с различными требованиями к их выполнению. Поведенческие индикаторы в рамках каждой компетенции представляют собой отдельные списки (уровни). Это позволяет под одним заголовком представлять несколько разных компетенций, обеспечивая удобство практического использования модели компетенций при необходимости охвата широкого спектра функциональных ролей. Введение уровней компетенций позволяет более адекватно оценивать персональные компетенции, не усложняя структуру идеальных компетентностных профилей.

В документах Международной ассоциации социальных педагогов термин “компетенция” рассматривается как способность специалиста правильно действовать при выполнении конкретных задач, в условиях конкретной ситуации или контекста.

Наиболее полно применительно к нашей стране и системе подготовки социальных работников в отечественной высшей школе их профессиональные компетенции нормативно определены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки “Социальная работа” (квалификация (степень) “бакалавр”), профиль “Социальная работа в системе социальных служб”. Введен в действие приказом Минобрнауки РФ от 8 декабря 2009 г. № 709.

Данный стандарт выделяет две группы компетенций социального работника — группа общекультурных компетенций (ОК) и группа профессиональных компетенций (ПК).

К группе общекультурных компетенций относятся такие из них, которые позволяют:

  • - владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  • - уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
  • - быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
  • - быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовым нести за них ответственность (ОК-4);
  • - уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5);
  • - стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-б);
  • - уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
  • - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
  • - использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
  • - использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
  • - понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
  • - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
  • - быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
  • - владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16);
  • - быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-17);
  • - быть способным понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18);
  • - быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19);
  • - быть готовым к эффективному применению психологопедагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20).

Группа профессиональных компетенций более обширна и более детализирована и предполагает владение компетенциями:

социально-технологическими:

  • - быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);
  • - быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);
  • - быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);
  • - быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);
  • - быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);
  • - быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);
  • - быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7);
  • - быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального “выгорания” (ПК-8);
  • - быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению (ПК-9);
  • - быть способным осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-10);
  • - быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);
  • - быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);
  • - быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);
  • - обладать способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);
  • - быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);
  • - быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);
  • - быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17);
  • - быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);
  • - быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19);
  • - быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-20);
  • - быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия (ПК-21);
  • - обладать высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны (ПК-22);
  • - быть способным учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия (ПК-23);
  • - быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК-24);
  • - быть способным к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб (ПК-25);
  • - быть готовым к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения (ПК-26);
  • - быть способным к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-27);
  • - быть готовым к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения (ПК-28);
  • - быть способным разрабатывать предложения по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля их деятельности (ПК-29);
  • - быть готовым к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения (ПК-30);
  • - быть способным учитывать специфику национальнокультурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);
  • - быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК-32);
  • - быть способным участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ПК-33);
  • - быть готовым разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг) (ПК-34);
  • - быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК-35).

Наше общество постоянно развивается, государственное устройство также претерпевает изменения. В связи с этим меняется характер и объем профессиональных обязанностей, задач и полномочий социального работника, а также проблем, с которыми он сталкивается. Кроме того, постоянно ужесточаются требования к его аттестации, отчетности, результатам работы. Постоянно развивается теория социальной практики, социальной работы и социальной педагогики, и результаты теоретических исследований оказывают непосредственное влияние на эволюцию методов социальной работы. В своей работе социальный работник должен активно использовать результаты современных ему теоретических изысканий, поскольку использование последних достижений науки способствует развитию передовой практики социальной работы.

Таким образом, социальный работник должен постоянно совершенствовать свою методику работы, повышать свое профессиональное мастерство, чтобы быть способным выполнить любую профессиональную задачу в меняющихся условиях. Социальный работник должен быть всегда готов к переменам и непрерывно повышать свой уровень профессиональной подготовки.

Специалисты различного профиля высказывают различные мнения по поводу того, как социальный работник должен осуществлять и планировать свою профессиональную деятельность, чтобы как можно лучше помочь клиенту. Тем не менее одним из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности в любом случае считается неукоснительное следование нормам профессиональной этики и морали. Прежде всего, социальный работник должен уважать клиента. Именно на уважении должны строиться отношения между специалистом и клиентом. В соответствии с этим фактором существует ряд требований к социальному работнику, обусловленных особенностями не только профессиональной практики, но и нравственными, этическими нормами.


В современных условиях актуализируется проблема овладения правовой культурой будущими специалистами социальной сферы, так как сущность их деятельности связана с вопросами реализации и защиты прав человека. Социальный работник должен квалифицированно решать профессиональные задачи социально-правовой поддержки, оказывать социально-правовые услуги, принимать решения, касающиеся судеб клиентов, осуществлять выбор применяемых социальных технологий на правовой основе.

Правовая культура социального работника - это составляющая профессиональной культуры, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности. Она является личностно-профессиональной характеристикой, отражающей способность решать на основе ценностей, знаний, опыта деятельности социально-правовые проблемы клиентов, в соответствии с: правовым статусом и профессиональными обязанностями специалиста, охранительно-защитной и превентивно-профилактической направленностью; с приоритетом прав человека и выражением интересов государственной правовой идеологии в профессиональной деятельности; с деонтологией социальной работы, этическими принципами и Этическим кодексом социального работника; с нормативными рамками технологической деятельности, социальными стандартами.

Функциями правовой культуры социального работника являются: гуманистическая, информационно-поддерживающая, охранно-защитная, превентивно-профилактическая, коммуникативно-посредническая, оценочно-регулятивная, функция социализации, интеграционная, проектно-прогностическая.

Достижение высокого уровня правовой культуры специалистом социальной работы - это основа его личностно-профессионального роста, это обязательное условие развития профессии.

Формирование правовой культуры является важным направлением подготовки будущего социального работника.

Исследование взаимосвязи правовой культуры и других социальных явлений, форм ее проявления помогает раскрыть шире систему правовой культуры, относя к ней комплекс материальных и духовных явлений, которые прямо или косвенно отражаются в различных сторонах государственно-правовой общественной жизни.

Обобщая данные компоненты, можно выделить структуру правовой культуры, в ней обязательно наличие таких элементов как правовое сознание, право, правоотношения, законность, правопорядок, наличие правовых институтов, нормативно-правовых актов и фундаментальной юридической науки. С учетом указанных компонентов правовой культуры, она характеризуется как совокупность тех элементов, которые помогают реализовать социально правильную ориентацию людей в конкретно-историческом обществе.

Правовая культура является особым социальным явлением, воспринимающимся в качественном правовом состояние и личности и общества. В целом, правовая культура определяется в качестве совокупности всех ценностей, которые созданы человеком в правовой сфере.

Отечественная юриспруденция понимает правовую культуру в широком и узком смыслах. Широкий смысл в себя включает все правовые явления и институты, т.е. правовая культура связывается с правовой системой.

В узком смысле, понимание данного феномена связывается с характеристикой правовой деятельности, обусловливающей качество правовой жизни. Правовая культура не может быть представлена без субъекта правовых отношений – человека и его деятельности, в отсутствии прогрессивной направленности данной деятельности и мышления.

Она выступает в качестве социального явления, которое имеет ярко выраженную цель, охватывает важнейшие ценностные компоненты правовой реальности в ее фактическое функционирование и развитие.

Правовая культура в обществе выполняет несколько функций: в сфере познания сущности права; как регулятор общественных отношений; аксиологическая, т.е. ценностная; коммуникативная; прогнозирующая. Наиболее часто в структуре правовой культуры выделяют несколько составляющих: знание о праве, отношение к нему, навыки правового поведения. То есть, человек, который обладает высокой правовой культурой, должен понимать законодательство, иметь позитивное правосознание, которое основано на уважении права, при необходимости уметь его реализовать правильно, в том числе в конфликтных ситуациях.

Данное явление тесно связано с уровнем нравственного сознания, взглядами и представлениями о праве, которые передаются из поколения в поколение, их развитие происходит в процессе воспитания, обучения, в семье. Правовую культуру необходимо рассматривать не как простое явление или отношение к праву, а как, прежде всего, уважительное отношение к нормам права. Основной задачей культуры является формирование отношений с окружающим миром и людьми.

Данное явление характеризует в узком смысле систему нормативных отношений, возникающих между людьми и организациями, они сформированы в процессе социального взаимодействия и регулируются фиксированными правилами, которые обязательны для исполнения и охраняются государством. В широком смысле данное явление рассматривается в качестве совокупности правовых явлений, знаний, убеждений, а также установок личности, их реализация происходит в процессе общения, труда, выбора определенных моделей поведения, а также отношения к ценностям общества.

Специализированные уровни правовой культуры характеризуется такими явлениями, как право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляция правовых отношений.

Также сюда относятся мораль, нравственность. Данное явление также характеризует взаимоотношения между людьми и их группами, а кроме того влияние права на различные стороны общественной жизни.

Ученые выделяют в рамках правовой культуры четыре основных уровней, именуемых состояниями: идеологические, характеризующие правовые идеи; нормативные, характеризующие правовые нормы; поведенческие, характеризующие правовые поступки; объективированные, характеризующие правовые учреждения, которые закрепляют результаты правовой деятельности.

С указанных позиций правовая культура общества выступает в качестве разновидности общественной культуры, которая отражает определенный уровень или степень правосознания, законности, вопросов совершенствования законодательства и юридической практики, с учетом охвата всех ценностей, которые были созданы людьми в сфере права. Определяя правовую культуру личности, необходимо учитывать важные компоненты правовой культуры общества, а также зависимой от него величины, которые отражают степень и характер прогрессивного развития общества, а также результат правомерной деятельности индивида.

Разрешение данных вопросов, во многом, зависит от образованности человека и его правовой информированности. При помощи правовой культуры происходит массовое развитие правосознания, рост зрелой правовой активности отдельных граждан, что приводит к достаточно положительным результатам в рамках цивилизованного государства.

Правовая компетентность социального работника предполагает:

- умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;

- способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;

- определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации;

- умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;

- готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.

Деятельностный компонент правовой компетентности социального работника позволяет:

- использовать определенный перечень нормативно-правовых документов применительно к возникшей социально-правовой ситуации, делать на него ссылки;

- детально регламентировать права граждан всех возрастных категорий;

- решать проблемные профессионально – правовые задачи и прогнозировать последствия своих действий, проецировать будущую профессиональную деятельность;

- владеть юридическими терминами, необходимыми для профессиональной деятельности социальным работникам;

- оценивать эффективность социально-правовой помощи нуждающимся; грамотно планировать и строить взаимодействие с лицами, организациями,

- оказывать содействие в социально-правовой помощи клиенту;

- находить, отбирать и использовать информацию, необходимую в социально-правовой деятельности; организовывать и своевременно информировать клиентов о текущих и новых нормативных актах по их социальному обеспечению и обслуживанию;

- вести работу по правовому просвещению родителей, детей, педагогов, общественности;

- использовать и составлять необходимые нормативно-правовые документы;

- оказывать помощь в составлении и написании заявлений, жалоб, обращений, ходатайств в различные структуры по конкретной проблеме;

- выступать в различных инстанциях, защищая права клиента;

- ориентироваться в правовой базе и отслеживать ее изменения, анализировать законодательно-нормативные акты, правовые прецеденты и др.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. пособие для ВУЗов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2018. – 356 с.

Мельников В.П. История социальной работы в России: Учебное пособие / В.П.Мельников, Е.И. Холостова. 2-е изд. - М.: Маркетинг, 2016. – 356 с.

Осадчая, Г.И. Социология социальной сферы. - М.: Социум, 2015. – 350 с.

Пантелеева, Т.С. Правовые основы социальной работы. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, МГСУ, 2015. – 269 с.

Рабочая книга социолога. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Наука, 2016. – 299 с.

Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2016. – 356 с.

Социальная защита населения: Опыт организационно-административной работы. Учебное пособие Текст. / под ред. B.C. Кукушина. - М.: МарТ, 2016. – 652 с.

Социальная работа Текст. / под ред. Курбатова В.И. - Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 562 с.

Правовая компетентность педагога является составной частью его профессиональной компетентности. В связи с этим предлагается анализ понятия правовой компетентности педагога, осуществлена попытка определения правовой компетентности педагога на основе представленных в научной литературе исследований. Авторами проанализированы проблемы, существующие на практике при формировании правовой компетентности педагога, предложены основные векторы развития современного педагогического образования по правовой подготовке будущих педагогов. В целях обеспечения качественной правовой подготовки будущих учителей в педагогических вузах должна быть разработана программа правового образования, включающая правовое обучение и воспитание. При этом доказано, что правовой теоретической подготовки недостаточно, так как требуется всестороннее вовлечение будущего педагога в процесс правового образования, который взаимосвязан с правовым пространством, созданным в педагогическом университете, а затем и в школе.


1. Лазарова Н.Ч. Развитие профессиональной правовой компетентности будущего журналиста // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. – 2010. – № 3. – С. 40-44.

2. Хасия Т.В. Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. – Челябинск, 2011. – Т. II. – С. 94-96.

5. Нуриахметова Н.Р. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогов как условие кадровой поддержки модернизации современной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2012. – 23 с.

6. Юн-хай С.А. Формирование правовой компетенции будущих педагогов в сфере обеспечения прав ребенка // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 255-262.

7. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза // Вестник МГТУ. – 2006. - Т. 9. – № 4. – С. 590-593.

8. Московцев Д.В. Теоретико-методологический подход к формированию правовой компетентности у будущих педагогов профессионального образования // Вестник МГОУ. Сер.: Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 155-163.

9. Коротун А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2010. – 279 с.

10. Киндяшова А.С. Правовая компетентность учителя сельской школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – Вып. 13 (115). – С. 131-134.

11. Фирсов Г.А. Формирование правовой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки. – Калининград, 2005. – 21 с.

12. Болотова Е.Л. Проблемы правовой подготовки в стандартах педагогического образования // Высшее образование в России. – 2006. – № 11. – С. 52-56.

Означенные противоречия позволили нам выявить пробелы в определении понятия и содержания правовой компетентности педагога и возможностей ее формирования на стадии обучения в педагогическом вузе.

Однако готовность и способность педагога работать с нормативными документами является не единственной составляющей его правовой компетентности. Большинство ученых сходятся во мнении, что правовая компетентность педагога выражается в первую очередь в его понимании социальной ценности права, в формировании убежденности педагога в соблюдении законов государства, определяется уровнем его правосознания и правовой культуры, а самое главное, выражается в его готовности и способности передачи правовых знаний, ценностных правовых убеждений и модели правомерного поведения обучающимся [1; 2; 6].

Не имея целью настоящего исследования разработку методик и моделей формирования правовой компетентности педагога, ограничимся обозначением основных векторов развития современного педагогического образования, которые, на наш взгляд, будут способствовать эффективному формированию правовой компетентности будущих педагогов как составного элемента их профессиональной компетентности.

Для того чтобы современное педагогическое образование было в состоянии осуществлять качественную правовую подготовку будущих педагогов, в педагогических вузах должны быть разработаны программы правового воспитания студентов, которое является неотъемлемой частью правового образования наряду с правовым обучением. Концепция правового воспитания должна разрабатываться с учетом постепенного развития профессиональных качеств студента. Тогда уже имеющийся в вузах предметный правовой блок будет отвечать за формирование когнитивного компонента, а система правового воспитания будет способствовать становлению личностных правовых установок, ценностей, выраженных в интеллектуально-мыслительной и практической деятельности.

Кроме того, для реализации правового обучения и воспитания необходимо создание в высшем учебном заведении педагогических условий, выраженных в формировании правового пространства вуза. Такая образовательная среда будет взаимосвязана с реализуемой системой правового обучения и воспитания и предполагает целую систему мер и мероприятий правовой направленности: создание реально действующих выборных органов студенческого и научно-педагогического самоуправления, молодёжных центров законодательных инициатив, гражданско-правовых и патриотических региональных молодёжных движений, студенческих общественных юридических служб; цикл мероприятий правового информирования: конференции, олимпиады и конкурсы студенческих работ, проектов по проблемам правового регулирования образовательных отношений, публичные лекции и мастер-классы профессионалов-юристов, правовые недели и декады, акции правовой и патриотической направленности, социально-правовые проекты, юридические консультации участникам образовательных отношений. В рамках правового пространства вуза каждый субъект образовательного процесса будет не только знать свои права и обязанности, но и видеть, что они являются реально действующими, сможет сформировать и проявить свою активную гражданскую позицию, защитить свои права в рамках образовательной организации.

В результате реализации комплекса мер по правовому обучению и воспитанию у выпускника педагогического вуза будет сформирована правовая компетентность, которая требует дальнейшей самостоятельной работы по постоянному совершенствованию. Этому может и должна способствовать ситуация, когда молодой специалист попадает в школу, в которой также сформировано правовое пространство, включающее в себя уже перечисленные нами элементы правового поля вуза, а также более расширенный перечень мероприятий, включенных в школьную программу правового воспитания.

Итак, мы пришли к выводу, что правовая компетентность является неотъемлемой частью компетентности современного педагога, отвечающего требованиям государства, а также исследователей, занимающихся проблемами ее определения и формирования. Правовая компетентность педагога включает в себя: когнитивный и поведенческий компоненты, ценностные правовые установки, связанные с внутренним убеждением в необходимости реализации норм права.

Несомненно, на этапе обучения в педагогическом вузе возможно сформировать правовую компетентность, однако средств правового теоретического обучения здесь недостаточно, необходима полноценная включенность будущего педагога в процесс правового воспитания, взаимосвязанного с правовым пространством, созданным в педагогическом вузе и затем в школе. Только при реализации озвученного комплексного подхода к формированию правовых компетенций возможно полноценное включение педагога в образовательный процесс как компетентного специалиста с правовой и нормативной точки зрения, способного на профессиональную деятельность в рамках действующего законодательства в сфере образования, понимающего ценность и роль права в жизни общества. В связи с этим необходима разработка поэтапной программы правового обучения и воспитания будущего педагога, которая будет применима в условиях любого педагогического высшего учебного заведения и подразумевает построение правового пространства внутри вуза, в деятельность которого будут включены все студенты – будущие педагоги.


1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, N 49, ст. 6070.

3. Аникина А.С., Постников П.Г. Правовая компетентность как планируемый результат профессиональной подготовки педагога // Педагогическое образование и наука. - № 2. – 2012. - C. 24-28

4. Ишкильдина Г.Р. Правовая компетентность личности в период модернизации современного российского общества // Общероссийский научный и научно-практический юридический журнал. – 2012. - № 10 (53).

5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управленческо-педагогическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 11-12. – С. 100-102.

6. Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование.-2005.-№7.-С.9-11.

Сегодня компетентностный подход в образовании противопоставляется знаниевому и деятельностному подходам к определению целей, результатов и соответственно стандартов высшего профессионального образования. В. Байденко, говоря о переходе от квалификационного к компетентностному подходу, в числе факторов, детерминирующих эту тенденцию, называет новые требования к выпускникам.

Компетентностный подход в образовании. Основные идеи компетентностного подхода были сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом:

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [7].

Новое видение роли педагога в правовой социализации учащихся, необходимость выстраивать отношения между педагогом и учащимися на основе приоритета соблюдения прав и интересов ребёнка делают необходимым выделение в структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты.

Понятие правовой компетенции. В настоящее время сложились различные подходы к пониманию сущности и правовой компетентности. По мнению Н.И. Иголевича, под правовой компетентностью следует понимать совокупность социально-психологических характеристик, способствующих формированию таких знаний, умений, навыков, установок, личностных качеств, которые позволяют личности успешно осуществлять социальную деятельность в правовом поле. По мнению Каревой А.В., правовая компетенция является компонентом профессиональной подготовки специалиста, в качестве общей цели имеет формирование правовых знаний и умений как теоретической основы и компонента правовой компетенции специалиста в целом [4].

Правовая компетентность педагога представляет собой интегрированное личностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности к правомерной реализации профессиональной деятельности, осуществлению правового воспитания, защите прав и интересов детей [3]. Правовая компетентность педагога существенно отличается от правовой компетентности специалистов других отраслей общественного производства, поскольку она:

  • предполагает знание правовых норм и опыт их реализации не только в области повседневного взаимодействия граждан, но и в сфере образования;
  • обеспечивает интеграцию педагогических и правовых норм в процессе регулирования образовательных отношений;
  • служит средством развития правовой культуры учащихся;
  • включает знание правового статуса ребёнка, выступает гарантом соблюдения и защиты прав несовершеннолетних учащихся (воспитанников);
  • является предпосылкой правомерного поведения педагога в процессе его профессиональной деятельности;
  • позволяет реализовывать и в случае необходимости отстаивать профессиональные права педагога.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ каждый стандарт включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ [1].

Требования к результатам освоения образовательной программы бакалавриата заключаются в том, что у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Требования к подготовке педагога профессионального обучения установлены федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) от 1 октября 2015 года [2]. Он предусматривает профессиональные компетенции, относящиеся к:

  1. учебно-профессиональной деятельности [2]:
  • способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-1);
  • способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2)
  • способность организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в СПО (ПК-3);
  • способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
  • способность анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
  • готовность к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);
  • готовность к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);
  • готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-8);
  • готовность к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);
  • готовность к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10);
  1. научно-исследовательской деятельности [2]:
  • способность организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);
  • готовность к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-12);
  • готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);
  • готовность к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-14);
  1. образовательно-проектировочной деятельности [2]:
  • способность прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15);
  • способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-16);
  • способность проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-17);
  • способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);
  • готовность к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19);
  • готовность к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-20);
  • готовность к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-21);
  • готовность к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-22);
  • готовность к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-23);
  • организационно-технологическая деятельность:
  • способность организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);
  • способность организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25);
  • готовность к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26);
  • готовность к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-27);
  • готовность к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-28);
  • готовность к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29);
  • готовность к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30).

Формирование правовых компетенций. Новое видение роли педагога в правовой социализации учащихся, необходимость выстраивать отношения между педагогом и учащимися на основе приоритета соблюдения прав и интересов ребёнка делают необходимым выделение в структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты.

Формирование правовой компетентности происходит в процессе освоения необходимых и систематизированных правовых знаний, которые являются наиболее важными её элементами. Приобретение правовых знаний представляет собой теоретико-познавательную деятельность, которая состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, умений, навыков правового характера - знаний о праве, правовых ценностях, принципах, нормах, умений и навыков получать, анализировать, использовать (применять) эти правовые знания в реальной жизнедеятельности, в профессиональной деятельности, а также в практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Полученные знания должны перерасти в личное убеждение, в установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовые нормы, проявлять правовую активность [4].

Заключение. Динамичное обновление законодательства, постоянные нововведения общественной практики формируют необходимость особого внимания к проблеме правовой подготовки педагогических кадров всех уровней. Правовая компетентность преподавателя определяется уровнем его правосознания и правовой активности. Основу такой его компетентности составляют система знаний и понимания права, а также действий в соответствии с ними.

Формирование правовой компетентности состоит в переходе приобретенных правовых знаний в ценностные установки, превращение их во внутреннее убеждение, придание им положительной эмоциональной окраски и закрепление в правовых привычках, становящихся мотивом правомерного поведения.

Читайте также: