Право работников на профессиональную подготовку переподготовку и повышение квалификации

Обновлено: 05.05.2024

Работодатель направил работника на профессиональную переподготовку (дополнительное образование). Образовательное учреждение направило справку-вызов. Как правильно необходимо оформить направление работника на обучение?

В случаях, предусмотренных ст.ст. 173-176 ТК РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения; осваивающим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения; осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по заочной и очно-заочной формам обучения; осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Условия, при которых у работника возникает право на учебный отпуск, а также порядок его предоставления установлены главой 26 ТК РФ.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) указанные в приведенных статьях Трудового кодекса РФ программы относятся к основным образовательным программам.

Статьей 196 ТК РФ предусмотрено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

При этом согласно пп. 2 п. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ к дополнительным образовательным программам относятся дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Таким образом, при направлении работника на курсы повышения квалификации гарантии и компенсации, предусмотренные главой 26 ТК РФ, работнику не предоставляются, а, следовательно, не положен и ученический отпуск.
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). В командировке работник выполняет какую-либо порученную ему работу, связанную с его должностными обязанностями по месту постоянной работы.

Повышение квалификации, по смыслу п. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, обеспечивает развитие способностей человека и получение квалификации, во время которого работник никакой работы (служебного поручения) не выполняет, а занят обновлением своих профессиональных знаний. Следовательно, повышение квалификации не является командировкой (смотрите также (смотрите также письмо Минфина России от 07.08.2003 N 04-04-06/154).

Кроме того, обращаем Ваше внимание, что Трудовой кодекс РФ сам признает все вышеупомянутые понятия нетождественными, устанавливая гарантии и компенсации в связи с командировкой в главе 24, в связи с получением образования по основным образовательным программам - в главе 26, а в связи с повышением квалификации - в главе 28.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Статьей 187 ТК РФ также предусмотрено, что работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (смотрите также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 12.05.2011 N 1277-6-1). В этой связи отметим, что из положений ст. 187 ТК РФ не следует, что повышение квалификации является командировкой, эта норма устанавливает лишь аналогичные правила оплаты командировочных расходов.

Законодательством также не определено, как именно следует оформлять распорядительные документы при направлении работника на повышение квалификации. Поэтому работодатель вправе самостоятельно разработать и утвердить в локальном нормативном акте порядок оформления направления работника для повышения квалификации, а также соответствующие формы документов. На практике распоряжение о направлении работника на повышение квалификации, как правило, оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации-работодателя (решения Удорского районного суда Республики Коми от 28.08.2014 по делу N 2-435/2014, Ачинского городского суда Красноярского края от 18.12.2014 по делу N 2-4853/14, Абатского районного суда Тюменской области от 18.08.2014 по делу N 2-144/2014, Сальского городского суда Ростовской области от 12.08.2013 по делу N 2-1382/13).

Целесообразность оформления такого приказа, на наш взгляд, обусловлена необходимостью ведения работодателем учета фактически отработанного каждым сотрудником времени (часть четвертая ст. 91 ТК РФ).

В заключение отметим, что для учета использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда коммерческие организации вправе использовать форму табеля учета рабочего времени N Т-12, утвержденную постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее - постановление N 1). Согласно указаниям по заполнению данной формы, утвержденной тем же нормативным актом (далее - Указания), для отражения отработанного и неотработанного времени применяются условные обозначения - буквенные или цифровые коды, представленные на титульном листе формы табеля N Т-12.

Специальных отметок для обозначения времени отсутствия работника в связи с прохождением им повышения квалификации не предусмотрено. В то же время Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20, разрешает вносить в унифицированные формы (кроме форм по учету кассовых операций) дополнительные реквизиты. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

Соответственно, работодатель может ввести свое условное обозначение для табеля учета рабочего времени, например буквенный код "ПК" (отсутствие на работе в связи с прохождением повышения квалификации по направлению работодателя), утвердив его приказом.

Кроме того, необходимо помнить, что с 1 января 2013 года на основании ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" унифицированные формы не являются обязательными для использования в коммерческих организациях (письма Роструда от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1, от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1, письмо Минтруда России от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617), которые вправе как пользоваться формами первичных учетных документов, разработанными ими самостоятельно, так и продолжать использовать унифицированные формы.

5 февраля 2018 г.

Жукунова А. Л.

Дополнительное профессиональное образование — это право сотрудника

Работник любой организации имеет право на подготовку и дополнительное профессиональное образование (ст. 197 ТК РФ). Такие программы:

  • позволяют профессионально развиваться;
  • приближают квалификацию работника к меняющимся условиям профессиональной деятельности;
  • помогают приобрести новые знания, соответствующие современным требованиям законодательства.

Обучать работников — это обязанность работодателя

Работодатель обязан обучать работников определенных видов деятельности.

Обязанность проводить обучение по программам дополнительного профессионального образования означает, что оплачивает курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки работодатель.

Необходимость направлять работников на такие курсы закреплена федеральными законами и нормативными правовыми актами:

Требования к образованию и обучению работников контрактной службы, контрактного управляющего определены профессиональными стандартами:

Работники контрактной службы, контрактный управляющий, имея и высшее образование, и среднее профессиональное образование, должны обучаться по программам повышения квалификации или программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. Повышать квалификацию специалистам по закупкам нужно не реже чем раз в три года (Письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015).

    (утв. Приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н) предусматривает, что:
  • главный бухгалтер должен проходить курсы по программам повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год;
  • бухгалтер и главный бухгалтер, имеющие непрофильное образование, должны пройти программы профессиональной переподготовки.

Профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяют государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, государственные внебюджетные фондыи, государственные корпорации, компании и хозяйственные общества (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

В обучающих организациях знания по охране труда должны получать:

  • руководители организаций;
  • заместители руководителя, курирующие вопросы охраны труда;
  • заместители главных инженеров по охране труда;
  • специалисты, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и технический надзор за проведением работ;
  • специалисты служб охраны труда, работники, на которых возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

Именно работодатель определяет необходимость дополнительного профессионального образования работника. Это связано с оплатой курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки.

Трудовым законодательством и нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность компенсации, если работник только по своей инициативе, без согласования с работодателем прошел обучение.

Направляя работников на курсы повышения квалификации, работодателю нужно:

  1. Издать приказ о направлении сотрудника на обучение.
  2. Заключить договор с обучающей организацией.

Важно: обучающая организация должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной подготовки может проходить без отрыва или с отрывом от работы.

Вариант 1: обучение с отрывом от работы

Если работодатель направляет работника на дополнительное профессиональное обучение с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ). Работники при обучении в другом городе получают возмещение командировочных расходов (ст. 168 ТК РФ):

  • на проезд;
  • на наем жилого помещения;
  • дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);
  • иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя.

Вариант 2: обучение без отрыва от работы

В этом случае подойдут онлайн-курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки. Это современный способ оказания образовательных услуг, который экономит и время работника, и деньги работодателя. Получать актуальные знания, обучаясь онлайн, можно и на рабочем месте, и в любое удобное время.

Как отразить повышение квалификации в табеле

Период прохождения курсов с отрывом от производства надо обозначить в табеле учета использования рабочего времени ф. 0504421.

  • например, буквенным кодом ПК можно обозначать в табеле отсутствие работника, обучающегося на курсах.

Может ли работник отказаться от повышения квалификации?

В принципе может, но если результаты аттестации, которую проводит работодатель, покажут, что квалификация работника недостаточна, трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Прекращение работником учебы на курсах без уважительной причины можно расценить как прогул.

Условие об авансировании в договоре с обучающей организацией

  • Получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) об обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки могут предусматривать авансовый платеж до 100% суммы договора.
  • Казенные учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения при заключении контрактов об оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, должны соблюдать требования нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов.
  • Автономные и бюджетные учреждения соблюдают условия авансирования, установленные для получателей бюджетных средств.

Если на уровне субъектов РФ или муниципалитетов не установлено ограничение на размер авансовых платежей, то можно применять п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации № 1496. Такие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 19.02.2020 № 09-07-10/11597. Поэтому в договоре с обучающей организацией может быть пункт об авансировании, на который нужно ссылаться при оплате образовательной услуги.

Учет расходов на повышение квалификации работников

В бухгалтерском учете расходы по обучению сотрудников на курсах повышения квалификации оформляются проводками:

Дт 0 206 26 56X Кт 0 201 11 610

Дт 0 109 X0 226 Кт 0 302 26 73X

Дт 0 401 20 226 Кт 0 302 26 73X

Дт 0 302 26 83X Кт 0 206 26 66X

К договору об обучении для подтверждения факта оказания услуг между образовательной организацией и учреждением должен быть составлен и подписан акт:

  • форма акта об оказании услуг может быть любой, законодательством она не установлена;
  • акт должен содержать обязательные для первичных учетных документов реквизиты, а также дату и номер договора оказания образовательных услуг.

Сроки подписания акта устанавливаются в договоре. В дополнение к этим документам можно приложить копию документа об образовании, который получает сотрудник по окончании курсов:

  • Удостоверение о повышении квалификации.
  • Диплом о профессиональной переподготовке.

Нас читают 144 719 человек

Получайте приглашения на бесплатные занятия, анонсы статей, расписание вебинаров и онлайн-курсов. Дайджест приходит 2 раза в месяц.

Подтвердите электронную почту

На отправлено письмо для подтверждения.
Вы можете изменить адрес

Вы подписаны на рассылку

Что делать, если письма Школы не приходят вам?

Чтобы письма не попадали в спам, добавьте свой адрес в адресную книгу.


Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы. Приглашаем бухгалтеров и главных бухгалтеров организаций бюджетной сферы

Годовая отчетность‑2021 организаций бюджетной сферы: как подготовить и сдать без ошибок

Учимся составлять бухгалтерский баланс. Практикум для начинающего бухгалтера

Как главному бухгалтеру управлять коллективом: от выбора команды до улучшения показателей

Здравствуйте, я работаю в государственном казённом учреждении временно,вместо основного сотрудника во время ухода за ребенком до 3 лет. Так как у меня профессия не соответствует этой должности я должна проходить повышение квалификации соответствующий этой должности,но за свой счёт,мне они так сказали,т.к они государственное учреждение.

Добрый день. Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Это указано в ст. 196 ТК РФ. Причем это касается работодателей – государственных учреждений, а повышение квалификации является одним из видов дополнительного профессионального образования. Работодатель не может обязать сотрудника проходить курсы повышения квалификации за свой счет. От типа организации (государственное учреждение или коммерческая компания) это не зависит.

То есть, если сотруднику необходимо пройти обучение (курсы ПК), работодатель определяет эту необходимость и направляет сотрудника на обучение за счет учреждения. Например, работодатель обязан оплачивать повышение квалификации медицинским и фармацевтическим работникам (п. 2 ч. 1 ст. 72 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Также, педагогическим работникам необходимо систематически повышать профессиональный уровень (п. 7. ч. 1. ст. 48 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Также требования к уровню образования (профильное или непрофильное, но при условии прохождения программы профессиональной переподготовки) могут содержаться в профстандартах. В этом случае необходимость обучения (курсы ПК) также определяет работодатель и обучает сотрудника.

профессиональная переподготовка

Для чего нужна профессиональная переподготовка? Допустим, вы выбрали не ту профессию. Возможно, в силу жизненных обстоятельств вы трудоустроены не по специальности и хотите стать профессионалом в новой сфере деятельности. А бывает, что профессия нравится, но в век современных технологий она устарела и больше не востребована на рынке труда.

Профпереподготовка нужна как раз для решения таких проблем. Это отличная возможность за небольшой срок изменить свою жизнь к лучшему, устроиться на новую работу, которая будет приносить доход и позволит заниматься любимым делом.

Из этой статьи Вы узнаете:

Описание и значение понятия

Это дополнительное профессиональное образование, направленное на получение компетенций (знаний и навыков), необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

В настоящее время переподготовку считают достойной альтернативой второму высшему образованию.

возможность получить новую профессию за небольшой срок;

доступная стоимость обучения (на порядок ниже стоимости второго высшего образования);

практикоориентированность (программы содержат только профильные дисциплины и стажировку, что позволяет приобрести актуальные знания и навыки, которые действительно пригодятся в трудовой деятельности).

подготовка работника в соответствии с требованиями действующих профстандартов;

диплом о профессиональной переподготовке может стать весомым преимуществом в вашем резюме. Ведь он подтверждает не только профессионализм, но и ваше желание учиться новому, стремление развиваться и расширять свои возможности.

Работодатели лояльны к соискателям с дипломом о профессиональной переподготовке. Как правило, с трудоустройством проблем не возникает.

Как пройти профпереподготовку

В первую очередь, Вы должны правильно выбрать новую профессию. Собрать как можно больше информации: какие трудовые функции вы будете исполнять на работе, в каких организациях будете работать, насколько эта профессия востребована на рынке труда, особенно в вашем регионе.

Следующий шаг – посмотреть, в каких учебных заведениях есть программа профпереподготовки по данной профессии (вузы, организации ДПО). С учётом ваших предпочтений и финансов, выбрать организацию и подать заявку. Обучение начинается после оформления документов и оплаты. Зачисление происходит без вступительных испытаний.

Что такое диплом о профессиональной переподготовке

После освоения образовательной программы и успешной сдачи итогового экзамена вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца – документ, который даёт право вести профессиональную деятельность по изученной специальности.

Некоторые специалисты обязаны проходить профессиональную переподготовку, чтобы соответствовать требованиям действующих профессиональных стандартов. Например, воспитатель. Чтобы устроиться на работу воспитателем, надо иметь высшее или среднее педагогическое образование или любое высшее или среднее профессиональное образование и диплом о профессиональной переподготовке в сфере педагогики дошкольного образования.

Действующие воспитатели, которые проходили обучение очень давно, должны регулярно проходить повышение квалификации, чтобы соответствовать современным федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Кто может пройти переподготовку (требования)

Вы можете пройти обучение по программам профессиональной переподготовки, если:

имеете высшее или среднее профессиональное образование;

находитесь в процессе получения высшего или среднего профессионального образования.

Чтобы не запутаться в этих нюансах, советуем обращаться к помощи специалистов учреждения ДПО, где собираетесь пройти обучение. Они смогут подобрать программу, подходящую вашему уровню образования и предпочтениям.

Чем отличается переподготовка от повышения квалификации

Если вы хотите актуализировать знания по уже имеющейся профессии, усовершенствовать навыки, не повышая при этом образовательного уровня, для вас существуют программы повышения квалификации.

дает возможность внедрять и использовать в трудовой деятельности новые методы и современные технологии, что повышает качество работы и в целом производительность труда;

позволяет быть в курсе последних изменений в законодательстве, регламентирующих вашу сферу деятельности;

повышает вашу конкурентоспособность на рынке труда;

позволяет соответствовать требованиям действующих профстандартов (некоторые специалисты обязаны проходить регулярное обучение по программе повышения квалификации).

Чем отличается второе высшее от переподготовки

Второе высшее образование – это сокращенная форма высшего образования. Именно поэтому некоторые её ошибочно отождествляют с дополнительным профессиональным образованием.

Чтобы избежать путаницы, выделим основные отличия второго ВО от переподготовки:

Задачи обучения

Задача второго высшего образования – подготовка специалистов высокой квалификации. Задача профпереподготовки – обучить новым навыкам и компетенциям, необходимым для выполнения новой трудовой деятельности. Поэтому получить второе высшее можно исключительно на основе высшего образования. А профессиональная переподготовка доступна тем, кто имеет высшее среднее профессиональное образование.

Структура учебной программы

Программы второго высшего образования делятся на общую и специальную части. Изучение общей части программы по закону обязательно для всех, кто получает среднее профессиональное или высшее образование. Вам необходимо будет изучить следующие предметы: культура речи, философия и история, безопасность жизнедеятельности, логика, математика, экономика и т.д. Специальная часть включает учебные предметы, непосредственно связанные с профессией.

Программа переподготовки предполагает изучение только специальной части, что значительно экономит время обучающемуся и позволяет намного быстрее освоить новую профессию и в конечном итоге - трудоустроиться.

Стоимость обучения

Цены на программы переподготовки значительно ниже, чем на программы второго ВО (второе высшее – в среднем от 25 000 р, профпереподготовка – в среднем от 6000).

Форма обучения

Вузы предлагают в основном очную форму обучения и заочную – с обязательным посещением учебного заведения для сдачи экзаменов. В то же время в учреждении дополнительного профессионального образования вы можете пройти переподготовку дистанционно. Дистанционная форма позволяет слушателям учиться без отрыва от работы, из любого города и в любое удобное время. Без посещения учебного заведения. Сдача тестов и итогового экзамена происходит в системе дистанционного обучения.

Где можно пройти профессиональную переподготовку

Обучиться по программе переподготовки можно в учреждении дополнительного профессионального образования, которое имеет лицензию на ведение образовательной деятельности.

Как выбрать среди огромного количества учебных заведений ДПО? Советуем определить, какие параметры для вас наиболее важны. Большинство людей считают важными: качество образовательной программы, стоимость обучения, репутацию образовательной организации и возможность обучаться дистанционно.

АБиУС полностью соответствует перечисленным параметрам.

Преимущества обучения в АБиУС

20-летний опыт в сфере образования;

Дипломы и удостоверения установленного образца, с обязательным внесением данных о них в государственную систему ФИС ФРДО;

Преподаватели и разработчики программ - действующие профессионалы отрасли;

Востребованные и актуальные программы, подготовленные в соответствии с профстандартами;

Удобная и понятная система дистанционного обучения - доступ с ПК, смартфона, планшета;

Гибкий график и режим обучения - выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим;


Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Обучение сотрудника: право или обязанность работодателя?

В соответствии со ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем. Означает ли это, что вся профессиональная подготовка должна быть для работника бесплатной? Можно ли требовать с работодателя денежные средства на нее? Ответы на эти вопросы мы находим в законодательстве.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

  • это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;
  • обучение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов РФ 1 .

Таких случаев достаточно много, например, работодатель должен оплачивать обучение следующих категорий сотрудников:

  • медицинские и фармацевтические работники 2 ;
  • педагогические работники 3 ;
  • работники, осуществляющие госзакупки 4 .

Но специалистов и руководителей в сфере делопроизводства и архивного дела среди категорий таких работников нет!

Однако обязанности по профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников могут быть возложены на работодателя еще и условиями коллективного или трудовых договоров.

Надо ли работодателю оплачивать обучение для соответствия профстандартам?

  • государственные внебюджетные фонды РФ;
  • государственные или муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
  • государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Один из основных вопросов, который возник у этих работодателей в связи с введением профстандартов, – что делать с теми работниками, кто им не соответствует? Например, должен ли работодатель оплачивать получение высшего образования специалисту по профессиональной уборке 6 или руководителю подразделения по документационному обеспечению управления (департамента, управления, службы, отдела) 7 ? Считаем, что нет. Обязанность обучать сотрудников до уровня требований профессионального стандарта у работодателя отсутствует. Такой ответ следует из толкования процитированной нами ч. 4 ст. 196 ТК РФ. Рассмотрим изложенные в этой норме критерии:

Таким образом, работодатель, с одной стороны, не должен платить за обучение работника, не соответствующего профстандарту, но, с другой стороны, не может требовать от такого работника пройти соответствующее обучение. Следовательно, обеим сторонам может быть выгодно, если между ними будет заключен договор, согласно которому организация оплатит обучение взамен на обязательство сотрудника отработать определенное время в компании.

Какими документами оформляется обучение работника?

Тут будет несколько документов. Во-первых, договор с обучающей организацией.

Договор может быть заключен обучающей организацией как с работником (двусторонний договор), так и с работодателем (если выражаться точнее, то в этом случае договор будет трехсторонним: между обучающей организацией, работодателем, который оплачивает обучение, и работником, которого учат) 8 . Поскольку обучение оплачивает работодатель, то лучше, чтобы он был стороной этого договора, так будет проще доказать налоговым органам обоснованность таких расходов.

Обращайте внимание на предмет договора. Если им являются образовательные услуги, то в силу Закона об образовании 9 обучающая организация должна иметь соответствующую лицензию.

Однако лицензия не обязательна, если мероприятия, на которые направляются работники, не являются профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием 10 . Это могут быть, например, семинары, круглые столы, конференции, не позиционируемые как образовательные мероприятия, а проводимые лишь для обмена опытом, привлечения клиентов и в иных целях консалтинговыми компаниями, издательствами, различными ассоциациями и пр.

  • непосредственно в тексте трудового договора;
  • в приложении к нему – соглашение об обучении (см. ст. 249 ТК РФ) или
  • в ученическом договоре (гл. 32 ТК РФ).

Обязанность работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя, может быть включена в трудовой договор в качестве дополнительного условия (абз. 5 ч. 4 ст. 57 ТК РФ). Работодатели делают это:

1) на стадии приема на работу, и тогда:

  • непосредственно в тексте трудового договора прописываются условия обучения, отработки и компенсации работодателю сотрудником понесенных расходов, если последний захочет уволиться до истечения срока отработки (но препятствовать увольнению работника по собственному желанию со ссылкой на необходимость такой отработки либо предварительной компенсации понесенных на обучение расходов работодатель права не имеет) или
  • в текст трудового договора включается общее положение о том, что такое обучение с последующей отработкой возможно, а конкретные условия подлежат согласованию в подписываемом работником и работодателем документе;

2) но обычно только при возникновении необходимости направления работника на обучение уже после заключения трудового договора все условия об этом оформляются отдельным документом: соглашением об обучении либо ученическим договором.

Выбранный вариант фиксации договоренностей не влияет на формулировки условий об обучении за счет средств работодателя, об отработке у него в течение определенного срока и об обязанности компенсировать понесенные расходы в случае преждевременного увольнения.

Верховный Суд РФ в определении от 17.04.2017 № 16-КГ17-3 указывал на равнозначность способов оформления отношений (соглашением об обучении как приложением к трудовому договору или ученическим договором). Вместе с тем сам факт того, что ВС РФ приходится разбирать подобные споры, указывает на отсутствие единой практики судов по этому вопросу. На уровне районных судов работодатель может столкнуться с тем, что дополнительные соглашения не будут приняты в качестве доказательств.

В чем отличие между ученическим договором и соглашением об обучении?

Итак, действующее законодательство не содержит фундаментальных критериев для разграничения ученических договоров и иных типов соглашений об обучении. Практика также не смогла провести между ними четкой границы. Для минимизации рисков работодателя ему лучше заключать ученический договор, который в ТК РФ подробнее регламентирован специальной главой 32.

Обратите внимание: ученический договор в любом случае будет неотъемлемой частью трудового 12 .

Что должно быть в ученическом договоре?

Как бы мы ни называли соглашение, заключаемое между работником и работодателем, содержание его примерно одинаковое. Статья 199 ТК РФ требует в ученическом договоре указывать следующее:

1) наименование сторон;

2) конкретную квалификацию, приобретаемую учеником. Под нею ТК РФ понимает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта. Желательно:

Пример 1. Указание в ученическом договоре получаемой работником квалификации

3) обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором. Обычно в этом разделе находятся положения, дублирующие соответствующие нормы ТК РФ (запрет на командировки и сверхурочную работу – ч. 3 ст. 203 ТК РФ);

4) обязанность работника пройти обучение. Опять же, общие положения о том, что работник обязан прилежно обучаться и не прогуливать занятия;

5) обязанность работника проработать по трудовому договору у работодателя в течение срока, установленного в ученическом договоре (Пример 2);

6) срок ученичества (Пример 3);

7) размер и порядок оплаты стипендии в период ученичества (Примеры 4 и 5).

Пример 2. Указание в ученическом договоре срока отработки в организации

3.2. Работник обязуется:

3.2.1. После окончания обучения (получения диплома / свидетельства государственного образца) добросовестно выполнять возложенные на него трудовым договором от 01.07.2017 № 77/т обязанности и отработать в организации не менее трех лет.

Пример 3. Указание в ученическом договоре срока ученичества

Пример 4. Стипендия в договоре может определяться через действующие у работодателя ставки

Пример 5. Стипендия в договоре может определяться в размере фиксированной суммы с индексацией

5.1. Стороны установили, что на время ученичества Работнику выплачивается стипендия в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей. Оплата производится 3-го числа каждого месяца путем перечисления на банковскую карту, указанную Работником.

Индексация стипендии производится ежегодно 1 сентября каждого года. Индексация осуществляется на величину изменения индекса потребительских цен за год, предшествующий году, в котором производится индексация стипендии.

Покажем пример целого соглашения об обучении по программе повышения квалификации, в котором отражены требуемые ТК РФ условия:

Пример 6. Соглашение об обучении


Мы рекомендуем не ограничиваться включением в соглашение об обучении (ученический договор) только тех условий, которые предписывает ст. 199 ТК РФ. Настоятельно советуем дополнительно прописать следующее:

В этом разделе советуем перечислить все виды расходов компании (оплата обучения, выплата стипендии, компенсации проезда к месту учебы и т.п.), которые подлежат возмещению в случае досрочного увольнения работника 14 . Это особенно актуально, если обучение производится собственными силами работодателя – в таком случае всегда бывает сложно доказать наличие фактически понесенных расходов. Но в перечень расходов нет смысла включать выплаты, предусмотренные действующим законодательством как льготы работника, связанные с обучением (например, оплату учебных отпусков), – скорее всего, суд сочтет это незаконным 15 .

Пример 7. Порядок и сроки компенсации расходов на обучение в ученическом договоре

6. Компенсация расходов Работодателя в случае досрочного увольнения Работника.

6.1. При досрочном прекращении трудового договора без уважительных причин (ранее трех лет с даты окончания обучения, п. 3.2.1 настоящего Договора) Работник обязуется компенсировать Работодателю понесенные последним в связи с обучением расходы пропорционально неотработанному времени, а именно:

  • оплату обучения, произведенную Работодателем в адрес образовательной организации согласно договору об обучении от 28.07.2019 № 569/18 с учетом изменений и дополнительных соглашений, которые были или будут заключены в ходе исполнения данного договора;
  • выплаченную Работнику стипендию;
  • дополнительные выплаты, произведенные Работнику с целью компенсации приобретения учебной литературы и учебных материалов.

6.2. Компенсация производится Работником в следующем порядке:

  • часть денежных средств в размере, не превышающем средней месячной заработной платы Работника, удерживается Работодателем из сумм, причитающихся Работнику при увольнении;
  • оставшаяся часть денежных средств подлежит перечислению Работником по банковским реквизитам Работодателя, указанным в настоящем Договоре, в течение одного месяца с даты увольнения, если Стороны не достигнут соглашения об ином сроке выплаты компенсации.

6.3. В случае прекращения трудового договора без уважительных причин Работник возмещает Работодателю расходы пропорционально времени, не отработанному с даты окончания обучения.

Далеко не всегда заключение соглашения даже с разумным сроком отработки будет правомерным и позволит взыскать с работника затраты на обучение через суд. В частности, нельзя заключать соглашения об отработке, если сотрудник направляется на обучение, которое организация обязана обеспечить в силу требований законодательства, например:

  • обучение по охране труда (работодатель обязан обеспечить обучение и проверку знаний по охране труда своим работникам согласно ст. 225 ТК РФ);
  • когда в целях соблюдения лицензионных требований медицинская организация направляет свой медицинский персонал на повышение квалификации, что она обязана делать не реже 1 раза в 5 лет 16 .

2) порядок компенсации работником расходов, понесенных работодателем в случае отказа сотрудника от завершения обучения либо в случае его неудовлетворительного результата. ТК РФ не предусматривает случаев, когда оплата обучения была произведена, но по вине работника обучение не было закончено либо было закончено с неудовлетворительными результатами. Во избежание споров такие моменты лучше урегулировать в договоре:

Пример 8. Порядок компенсации в случае отказа работника от обучения либо его неудовлетворительного результата

6.4. Если Работник по не зависящим от Работодателя причинам не окончит полный курс обучения, в том числе будет отчислен за академическую неуспеваемость, Работник компенсирует Работодателю понесенные последним расходы в полном объеме в порядке и сроки, установленные в п. 6.1-6.2 настоящего Договора.

3) перечислить случаи, которые стороны считают уважительными для прекращения трудового договора после окончания обучения по инициативе работника (Пример 9). Отсутствие такого перечня может сыграть как против работодателя, так и против работника;

4) не только работник может потерять интерес к этому обучению, но и работодатель, например, в связи с развитием новых видов деятельности и убыточностью старых, ради которых такое обучение было начато. Поэтому работодателю стоит прописать в ученическом договоре возможность и последствия его расторжения по собственной инициативе (Пример 10);

5) обязательства работодателя по предоставлению иной работы после окончания обучения. Если этого не сделать, то по умолчанию сотрудник возвращается на ту же штатную позицию. Но обучение обычно как раз проводится с целью повышения сотрудника и перевода его на другую работу – более квалифицированную и высокооплачиваемую. Одно дело, когда это подразумевается и звучит в устной беседе, и совсем другое – когда такая гарантия вписана в договор. Работника легче будет уговорить его подписать.

Пример 9. Фрагмент ученического договора об уважительных причинах прекращения трудового договора до окончания установленного срока отработки

  • расторжение трудового договора по основаниям, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ);
  • расторжение трудового договора в связи с невозможность продолжать работу по медицинским показаниям;
  • расторжение трудового договора в связи с необходимостью ухаживать за близким родственником, являющимся инвалидом;

Стороны согласились, что в любом случае не являются уважительными следующие причины расторжения трудового договора:

  • переезд работника на другое место жительства, если он не вызван переводом супруга-военнослужащего в другую местность;

6.6. Работник обязуется в случае увольнения по уважительной причине приложить к заявлению документы, подтверждающие ее наличие (медицинские справки, приказ о переводе военнослужащего, с подтверждением брака и т.п.).

Пример 10. Фрагмент договора об иных основаниях расторжения ученического договора

8.1. Работодатель вправе расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке. В этом случае настоящий Договор будет считаться прекращенным с даты окончания учебного семестра, в котором произошло уведомление Работодателем Работника о предстоящем расторжении настоящего Договора. Работник после расторжения настоящего Договора вправе продолжить обучение самостоятельно, в этом случае ему будут предоставлены все гарантии и компенсации, предусмотренные главой 26 Трудового кодекса Российской Федерации для лиц, самостоятельно проходящих обучение.

А потом еще надо будет отразить дни его обучения в табеле учета рабочего времени (Пример 12), чтобы правильно их оплатить.

Пример 11. Приказ о направлении работника на повышение квалификации


Пример 12. Фрагмент табеля учета рабочего времени с обозначением дней повышения квалификации с отрывом от работы за счет работодателя


Если организация использует унифицированную форму табеля учета рабочего времени, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 (далее – Постановление Госкомстата), то при ее заполнении следует руководствоваться и содержащимися в данном документе условными обозначениями. Для случаев повышения квалификации с отрывом от работы предусмотрены:

  • не издает приказ о направлении его на обучение,
  • не оплачивает это обучение,
  • не сохраняет за работником на период обучения средний заработок.

Время обучения, на которое работник оформил отпуск без сохранения заработной платы, не оплачивается.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка – отличия

Столкнувшись впервые с необходимостью получения дополнительного образования, можно поначалу запутаться. Разнообразие медицинских курсов и современных программ обучения зачастую приводят в замешательство. Тем более что они похожи по своему формату. Чтобы понять, в чем разница между профессиональной переподготовкой и повышением квалификации, рассмотрим подробно каждую из них.

Основные отличия видов постдипломного образования

Разница программ по получению знаний состоит в таких особенностях, как:

1. Цель обучения.

Повышение квалификации – это в первую очередь расширение компетенций. Программа разработана для того, чтобы действующий сотрудник приобрел новые знания, навыки и применял их на практике. Например, освоение современных компьютерных программ, которые используют в частных и государственных клиниках, помогает привести документы в порядок и увеличить скорость работы.

Профессиональная переподготовка представляет собой дистанционный курс лекций и практик, который позволяет специалисту получить новую профессию. Благодаря такой возможности выпускник на законном основании может сменить род деятельности и уйти в смежную сферу. Для многих врачей и медицинских сестер это отличный шанс. Всего за несколько месяцев они получают новую профессию и более высокую заработную плату.

2. Вид выдаваемого документа.

После прохождения курсов повышения квалификации специалист получает удостоверение, которое имеет непосредственное отношение к основной профессии. В результате увеличивается эффективность работника – он повышает качество оказываемых услуг и сокращает скорость их выполнения. Что касается переподготовки, то в этом случае сотрудник приобретает не только новую профессию. Он получает полноценный диплом установленного образца, если удачно сдает все экзамены.

3. Срок обучения.

Согласно принятым государственным стандартам, на повышение квалификации человеку требуется примерно в два раза меньше времени. То есть программа должна длиться не менее 16 часов, а при получении специальности на это уйдет более 506–576 часов.

4. Стоимость.

Чем дольше обучение, тем больше преподавателей необходимо подключить к длительному, трудозатратному процессу. В результате цена на переподготовку обычно выше, чем прохождение курсов по приобретению актуальных знаний по своей профессии.

Чем похожи эти виды обучения

Оба образования относятся к постдипломным. Таким образом, врачи и другие медицинские работники заканчивают их на базе имеющейся профессии, которая была приобретена после колледжа или института. При этом каждая программа преследует одни и те же цели:

  • интеллектуальное развитие специалиста;
  • подготовку к новым условиям труда;
  • удовлетворение индивидуальной потребности врача в карьерном росте.

При завершении лекций и практик специалисту выдают документ, подтверждающий успешное усвоение знаний. После повышения квалификации будет выдано удостоверение, а после переподготовки – диплом установленного образца высшего или среднего образования.

Зачем повышают квалификацию или идут на профессиональную переподготовку

Во-первых, полученная в медицинском вузе или колледже информация достаточно быстро устаревает. Специалисты отрасли здравоохранения постоянно разрабатывают актуальные методики и делают различные открытия. Если врач или медсестра будут использовать только тот багаж знаний, который им дали в учебных заведениях 15–30 лет назад, то они вряд ли смогут оказывать адекватную помощь пациентам.

Во-вторых, появляются современные, качественные методы лечения. Например, такой раздел медицины, как эстетическая стоматология. Современные материалы и оборудование позволяют докторам восстановить естественную красоту улыбки даже в сложных случаях. Если несколько десятилетий назад поход к зубному врачу ассоциировался со страхом и болью, то теперь прием у специалиста не вызывает таких негативных эмоций.

В-третьих, вместе с технологическим прогрессом меняются профессиональные стандарты. Поэтому медицинский работник должен регулярно обучаться, чтобы соответствовать современным требованиям. На здоровье пациентов не должна отражаться нехватка знаний, не полученных после колледжа или института.

Кому может понадобиться постдипломное образование


  • неврологам;
  • гинекологам;
  • кардиологам;
  • вирусологам;
  • массажистам;
  • стоматологам;
  • анестезиологам;
  • реаниматологам;
  • аллергологам и другим врачам.

Переподготовку или курсы, повышающие квалификацию, могут пройти специалисты различных категорий. Для этого необходимо иметь оконченное среднее или высшее образование в сфере здравоохранения. Согласно этому требованию психологи не могут получить медицинский сертификат или диплом. Для получения более подробной информации обратитесь за консультацией к сотрудникам.

Как проходят курсы по повышению квалификации

Этот вид постдипломного образования чаще всего требуется трудоустроенным гражданам. При этом они могут получать необходимые знания без отрыва от профессиональных обязанностей. В некоторых случаях руководитель принимает решение о направлении подчиненного на учебу в рабочее время с сохранением заработной платы. Однако чаще всего лекции проводят дистанционно, в вечернее время или в выходные.

Существует три основных формата курсов:

Получив знания и навыки, сотрудник может ускорить процесс производства, получить новую должность и прибавку к заработной плате. Кроме приобретения новой информации, у специалиста повышается мотивация и чувство собственной важности для компании, в которой он работает.

Разновидности обучающих программ по времени

После определения удобного формата следует обратить внимание на то, какая будет длительность процесса повышения квалификации.

Вид курсаПримерная продолжительность (общее количество часов)
Краткосрочный – охватывает ограниченное количество тем, которые актуальны на данный момент для работы с пациентами72
Долгосрочный или углубленный – позволяет полностью погрузиться в задачу и освоить большое количество тем и обновлений100–500
Тематические семинары или лекции – нацелены на устранение недостатка знаний в конкретном вопросе. Например, обсуждение какой-либо патологии и методов ее лечения и профилактики72–100

После завершения лекций учащиеся в устном или письменном виде сдают итоговый экзамен или тестирование. Если посещаемость занятий и качество полученных знаний в норме, то выдают документ установленного образца, подтверждающий прохождение обучения.

Преимущества повышения квалификации

Во время усвоения новой информации работники медицинских учреждений получают ценные знания:

  • о новейших методиках оказания экстренной и плановой помощи пациентам;
  • нормативно-правовых регламентах, которые строго регулируют сферу здравоохранения, о нормах трудового права и актуальных изменениях в сфере медицинского законодательства;
  • системах автоматизации и других видах организационных нововведений, которые внедряют в клиническую практику медицинские службы. Они улучшают качество оказания услуг и оптимизируют работу персонала государственных и частных клиник.

Как проходит профессиональная переподготовка


Этот вид постдипломного курса направлен на глубокое изучение программы и получение новой профессии. Такой формат подходит работникам, которые уже имеют высшее или среднее образование и хотят получить новый диплом, не тратя столько же времени, как при получении первого.

Большинство вузов России предлагают очное или очно-заочное обучение. Однако в силу обстоятельств, которые сложились в мире в последнее время, они стали менее актуальными. Наиболее приемлемым становится дистанционный формат с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий.

  1. После каждого блока лекций проводится тестирование и сдача научных работ, по которым преподаватели оценивают, как слушатель осваивает знания.
  2. Пройдя занятия целиком, учащийся сдает ряд экзаменов, назначенных комиссией. Затем диплом отправляют удобным для студента способом.
  3. Далее медспециалист сдает первичную аккредитацию и получает право оказывать полный комплекс услуг согласно приобретенной специальности.

Переподготовка решает сразу ряд проблем. Благодаря ей руководитель клиники получает работника с актуальным дипломом. При этом не происходит кадрового дисбаланса. Сам врач или медицинская сестра могут профессионально расти, развиваться и получать большую зарплату.

Преимущества дистанционного курса

Такой формат считается наиболее удобным, так как он имеет много плюсов:

  1. Комплексное обучение привлекает приемлемой стоимостью.
  2. Современный курс для специалистов с высшим и средним образованием в области здравоохранения длится от 506 до 576 часов. Такое становится возможным благодаря учету пройденных ранее дисциплин в вузе или колледже.
  3. За относительно короткий временной отрезок работник сферы здравоохранения значительно расширяет знания, что увеличивает его ценность для работодателя.
  4. При разработке лекций учитывают актуальные стандарты и требования клиник.
  5. Вся программа составлена специалистами так, что на протяжении трех или трех с половиной месяцев специалист может учиться, продолжая полноценно работать в клинике.
  6. Профессиональный уровень выпускника не будет ниже, чем при прохождении такого же очного курса лекций и практик с интернатурой или ординатурой.

Какую профессию можно получить после переподготовки

Подводя итог, можно заключить, что оба метода постдипломного обучения актуальны для медицинских работников. Разница их в том, что переподготовку специалист может проходить один или два раза в жизни, получая полноценный диплом и допуск к новой профессии. А повышение квалификации – это постоянный, периодически повторяющийся процесс усовершенствования знаний и навыков на базе уже имеющегося образования.

Читайте также: