Право на труд граждан рф являющихся военнослужащими реализуется в следующем виде

Обновлено: 27.04.2024

К личным правам и свободам человека относятся следующие: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

Из данных прав к числу личных прав и свобод военнослужащих относятся следующие.

Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, с учетом изложенного, перечень оснований и порядок задержания можно определить в зависимости от процессуального порядка их реализации: уголовного и дисциплинарного.

В соответствии со ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

  • - когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • - когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
  • - когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Арест как мера уголовно-процессуального пресечения может быть избран обвиняемому или подозреваемому при наличии достаточных оснований полагать, что он: 1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; 2) может продолжать заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Домашний арест заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого, а также в запрете: 1) общаться с определенными лицами; 2) получать и отправлять корреспонденцию; 3) вести переговоры с использованием любых средств связи. Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по решению суда с учетом его возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств.

В свою очередь, арест как мера уголовной ответственности заключается в содержании военнослужащего в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. Порядок исполнения наказания в виде ареста осужденных военнослужащих установлен Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными Приказом Министра обороны РФ от 29 июля 1997 года №302.

Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в условиях изоляции на гарнизонной либо войсковой (корабельной) гауптвахте. Дисциплинарный арест применяется к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок.

О задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уведомляется командир воинской части, в которой данный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, проходит военную службу (военные сборы). По просьбе задержанного военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляется защитник, а по просьбе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, также уведомляются указанные им родственники.

Срок задержания военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, исчисляется с момента его доставления, а военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления и не должен превышать трех часов, а в случае если к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, может быть применен дисциплинарный арест - 48 часов. Задержанный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, содержится в изолированном помещении воинской части или военной комендатуры либо на гарнизонной, либо войсковой (корабельной) гауптвахте. Условия содержания задержанных военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, определяются общевоинскими уставами.

УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за распространение клеветнических (то есть заведомо ложных, порочащих честь, достоинство или репутацию лица) сведений в средствах массовой информации (ч. 2 ст. 129), за оскорбление, распространенное в средствах массовой информации, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ч. 2 ст. 130), и др.

КоАП РФ предусмотрена ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения (гл. 5 и гл. 6).

Гражданско-правовыми средствами защищаются имущественные права военнослужащих и их нематериальные блага, в том числе личные неимущественные права (жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода передвижения и т.д.), примерный перечень которых дан в ст. 150 ГК РФ.

Жизнь, здоровье, честь, достоинство гражданина, в том числе военнослужащего, являются нематериальными благами, приобретаемыми ими в силу рождения. Они существуют независимо от их правовой регламентации, неотчуждаемы и непередаваемы другим лицам. Конституция РФ гарантирует каждому возможность защиты указанных прав, в том числе и судебной.

Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину (военнослужащему), это социальная оценка моральных и иных качеств личности.

Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения (субъективная оценка личности).

Защита чести и достоинства граждан (в том числе военнослужащих), помимо уголовной, в ряде случаев предусматривает и гражданско-правовую ответственность, в частности за распространение сведений, порочащих честь и достоинство граждан.

В РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ). Право военнослужащих на свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституция РФ гарантирует каждому возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37 Конституции РФ). Военная служба представляет собой разновидность общественно полезной деятельности, имеющей ярко выраженную специфику особой области ее применения - обеспечения обороны и безопасности. Отличительная особенность военной службы проявляется и в характере самой трудовой деятельности, связанной в силу прямого указания Закона с необходимостью подготовки к вооруженной защите и вооруженной защитой РФ.

Реализация военнослужащими права на труд осуществляется в форме воинской обязанности - призыва на военную службу или на добровольной основе - прохождения военной службы по контракту.

Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности. Так, сроки и основания окончания военной службы регулируются нормами не трудового, а военного законодательства. Действуют специальные правила, определяющие продолжительность служебного времени и времени отдыха военнослужащего, порядок замещения воинских должностей и т.п.

Право военнослужащего на жилище следует рассматривать как в узком, так и широком смысле. В первом случае речь идет об обеспечении военнослужащего и членов его семьи жилыми помещениями непосредственно в период прохождения военной службы и по увольнении с нее при наличии дополнительных к тому оснований. В широком смысле право военнослужащих на жилище помимо изложенного включает возможность сохранения за ними (бронирования) ранее принадлежащих им жилых помещений, регистрации по месту прохождения военной службы, улучшения жилищных условий и т.п.

В частности, речь идет о следующих социальных гарантиях в жилищной сфере военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:

  • - регистрация по просьбе военнослужащих и членов их семей до получения жилья по адресам воинских частей и предоставление на этот период пригодных для временного проживания жилых помещений;
  • - предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или общежития на период службы в данной местности;
  • - обеспечение федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жильем за счет государственных жилищных сертификатов и при представлении документов о сдаче жилья по месту службы только при получении постоянных жилых помещений;
  • - предоставление дополнительной жилой площади военнослужащим в воинском звании полковника и выше, а также командирам воинских частей, преподавателям вузов и другим лицам;
  • - безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений;
  • - предоставление первоочередного права по решению органов местного самоуправления на вступление в ЖСК (ЖК) или выделение земельных участков под строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и ряда других лиц;
  • - выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до их получения;
  • - обеспечение жильем военнослужащих - граждан РФ, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, которые без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Судопроизводство по делам с участием военнослужащих, проходящих военную службу на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральными законами, а военнослужащих, проходящих военную службу за пределами территории Российской Федерации, кроме того, с учетом общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Военнослужащим обеспечивается право на защиту в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Юридическая помощь оказывается бесплатно:

  • - органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей - всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы;
  • - органами предварительного следствия и судом, в производстве которых находится уголовное дело.

Адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Командиры воинских частей как должностные лица органов исполнительной власти совершают нотариальные действия с участием военнослужащих и граждан, призываемых (поступающих) на военную службу, членов их семей в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, личные права и свободы военнослужащих в целом основаны на личных правах и свободах человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ и международных правовых актах. В то же время, в силу выполняемых ими функций по защите Отечества, военнослужащие наделены определенными личными правами и свободами в большей мере, чем иные граждане. Однако существует также и ряд ограничений прав и свобод военнослужащих.

Какими правами обладают военнослужащие?

Военнослужащие имеют право на защиту свободы, чести и достоинства, получение юридической помощи, труд и отдых, денежное довольствие, бесплатную медицинскую помощь, бесплатный проезд и др.

Военнослужащие находятся под защитой государства. Они обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством РФ (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ; п. 9 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (далее- Устав внутренней службы)).

Рассмотрим основные права военнослужащих более подробно, разделив их на условные группы.

Личные права и свободы

К личным правам и свободам военнослужащих можно отнести, в частности:

1. Право на защиту свободы, чести и достоинства.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных законодательством РФ, а также вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральным законодательством и общевоинскими уставами (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ; п. 9 Устава внутренней службы).

Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество и другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие права военнослужащих в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, могут повлечь административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и общевоинскими уставами (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

2. Право на свободу передвижения и выбор места жительства.

Право на свободу передвижения ограничено необходимостью поддержания военнослужащими боевой готовности воинских частей и своевременности прибытия к месту военной службы (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Так, например, военнослужащим по призыву запрещен выезд за пределы местного гарнизона (за исключением случаев убытия в отпуск или командировку). Они имеют право на одно увольнение в неделю из расположения полка (п. п. 239, 240 Устава внутренней службы).

Порядок выезда военнослужащих по контракту за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, либо за пределы закрытых военных городков определяется командиром воинской части (п. п. 239, 245.1 Устава внутренней службы).

Военнослужащие по контракту имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по некоторым иным основаниям, в частности по семейным обстоятельствам, по личной просьбе, в связи с плановой заменой (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ; п. 1 ст. 15 Положения, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237).

При увольнении с военной службы военнослужащие по контракту имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве в соответствии с законодательством РФ и международными договорами (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

3. Право на свободу совести и вероисповедания.

Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

При этом военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии (ст. 8 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

4. Право на обжалование неправомерных действий.

Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в установленном порядке в суд (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном законодательством РФ и общевоинскими уставами, в частности, путем подачи жалобы командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалуются, либо подачи административного искового заявления в военный суд (ст. ст. 18, 218 КАС РФ; п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 № 1-ФКЗ; ст. 21 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ; п. 108 Дисциплинарного устава, утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495).

5. Право на получение юридической помощи.

Военнослужащим обеспечивается в установленном порядке право на защиту. Всем военнослужащим оказывается бесплатная юридическая помощь органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей, а также органами предварительного следствия и судом, в производстве которых находится уголовное дело в отношении военнослужащего.

Военнослужащие по призыву вправе получать юридическую помощь адвоката по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным законодательством (п. п. 2, 3 ст. 22 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Социально-экономические права военнослужащих

К социально-экономическим правам военнослужащих можно, в частности, отнести:

1. Право на труд.

Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Так, государство гарантирует военнослужащим по контракту (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ):

• назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе;

• получение дополнительного профессионального образования с учетом интересов военной службы и их собственного выбора;

• увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы.

Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной необходимостью.

При этом военнослужащие не вправе, в частности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью (за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы), предпринимательской деятельностью, получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы, и т.д. (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

2. Право на отдых.

Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих по контракту не должна превышать установленную нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, за исключением некоторых случаев (боевое дежурство, учения и др.). Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели либо предоставлением дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены к их основному отпуску (п. п. 1, 3 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Продолжительность служебного времени военнослужащих по призыву определяется распорядком дня воинской части. При этом им ежедневно предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительность которого зависит от общей продолжительности военной службы, а при определенных условиях - также дополнительные, каникулярные и иные виды отпусков. Военнослужащим по призыву могут предоставляться дополнительные отпуска, например по болезни или по личным обстоятельствам (п. п. 5 - 10 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ; п. 1 ст. 28 Положения, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237).

3. Право на денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение.

Военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием, которое состоит из оклада месячного денежного содержания (для военнослужащих по призыву - оклада по воинской должности) и дополнительных выплат (ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ; ч. 2, 3, 10, 12 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ).

Продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих может осуществляться в одной из следующих форм (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ):

• организация питания по месту военной службы;

• выдача продовольственного пайка с определенным ассортиментом продуктов;

• выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим по призыву на время нахождения в пути следования к месту отпуска или на время нахождения в пунктах командировок, в которых отсутствует организованное питание.

Военнослужащие в установленном порядке обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по установленным нормам, а также банно-прачечным обслуживанием. При этом военнослужащие по контракту имеют право на получение вместо предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

4. Право на жилище.

Военнослужащие по контракту обеспечиваются жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство таких помещений либо предоставления им в установленном порядке жилых помещений за счет бюджетных средств.

Не позднее трех месяцев со дня прибытия на новое место службы военнослужащим по контракту предоставляются служебные жилые помещения.

Кроме того, военнослужащим по контракту предоставляется право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

На время службы за военнослужащими по призыву сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Также они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

5. Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и страховые гарантии.

Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Военнослужащие, в частности, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам, медицинскими изделиями по назначению врача в военно-медицинских организациях, а также при определенных условиях - на льготное бесплатное санаторно-курортное лечение.

Не реже раза в год военнослужащие проходят медицинские осмотры и диспансеризацию, а после выполнения задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии их здоровья, при наличии показаний - медико-психологическую реабилитацию продолжительностью до 30 суток (п. п. 2, 2.1, 4, 6 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Кроме того, военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет бюджетных средств (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

6. Право на образование.

Военнослужащие-граждане имеют право на обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования и иных организациях, находящихся в ведении федерального органа, в котором законом предусмотрена военная служба (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту непрерывно не менее трех лет (за исключением офицеров), имеют право обучаться очно-заочно либо заочно по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных вузов за счет бюджетных средств.

Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право обучаться очно-заочно или заочно в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Военнослужащим по призыву обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования не разрешается. Если они были призваны на службу во время обучения, за ними сохраняется право на продолжение обучения в соответствующей образовательной организации после увольнения с военной службы (п. п. 3, 5 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

7. Право на проезд на транспорте.

Военнослужащие имеют право на бесплатный проезд, в частности, на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования реабилитационных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, а военнослужащие по призыву также к местам использования дополнительных отпусков (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Политические права

К политическим правам и свободам можно отнести, в частности:

1. Свободу слова.

Следует учесть, что при реализации этого права военнослужащий не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

2. Право на участие в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.

Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части. При этом запрещается участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы (п. п. 2, 3 ст. 7 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

3. Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями.

Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления. Также они вправе состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (п. п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Кроме того, военнослужащие вправе участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Специальные права

К таким правам, в частности, можно отнести право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Указанное право реализуется при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время в соответствии с законодательством РФ.

При ношении и использовании оружия военнослужащие обязаны обеспечить его сохранность и исключить доступ к нему посторонних лиц. Правила хранения, а также условия и порядок его применения определяются общевоинскими уставами (п. 13 Устава внутренней службы).

Также см. следующие публикации:

• Каков порядок предоставления отпуска военнослужащим? - Подробнее ➤

• Что относится к грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих? - Подробнее ➤

• Какие льготы и гарантии предусмотрены для военнослужащих и членов их семей? - Подробнее ➤

• Каков порядок выезда за границу военнослужащих и лиц, имеющих доступ к гостайне? - Подробнее ➤

• Как приобрести жильё по военной ипотеке? - Подробнее ➤

• Как вступить в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих? - Подробнее ➤

• Какие услуги входят в медицинское обеспечение военнослужащих? - Подробнее ➤

• Какие льготы и меры соцподдержки предоставляются ветеранам военной службы? - Подробнее ➤

• Кто относится к ветеранам военной службы? - Подробнее ➤

• Кого призывают на военные сборы? - Подробнее ➤

• Какие существуют надбавки к военной пенсии и случаи ее повышения? - Подробнее ➤

Права (свободы) и обязанности - это установленные государ­ством меры возможного и дозволенного поведения личности, в том числе военнослужащего, в области экономических, политических и иных общественных отношений, включая и отношения, связанные с военной службой.

Права и обязанности определяют, каким может быть поведение, и каким ему необходимо быть, они являются юриди­ческим выражением отношений между обществом и военнослужащим.

Права (свободы) указывают на то, что может делать военно­служащий, не вступая в противоречия с интересами государства и об­щества; государственными организациями, а также законными инте­ресами других граждан, в том числе и военнослужащих.

Обязанности предписывают то, что военнослужащему необхо­димо выполнять, какие требования к нему предъявляются. К числу обязанностей относятся также запреты, которые указывают на те дей­ствия, которые военнослужащим делать запрещается.

Особенности статуса военнослужащих определяются сле­дующим. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законода­тельством. На военнослужащих возлагаются и дополнительные по сравнению с другими гражданами обязанности по подготовке к воо­руженной защите и вооруженная защита РФ, которые связаны с необ­ходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в лю­бых условиях, в том числе с риском для жизни.

Таким образом, с одной стороны на военнослужащих распро­страняются нормы общего законодательства, и поэтому они обладают общегражданскими правами и выполняют общегражданские обязан­ности, а с другой - в отношении них действуют нормы специального военного законодательства, предусматривающие для них специальные военно-служебные права и обязанности.

Ограничение некоторых прав военнослужащих определяется условиями военной службы и ее особым характером. Эти ограничения касаются, прежде всего, политических прав и свобод военнослужа­щих, права на свободу передвижения, выбор рода занятий и ряда дру­гих.

Права и обязанности военнослужащих имеют определенную систему и классифицируются на две большие группы: общеграждан­ские и военно-служебные.

Общегражданские права военнослужащих - это права, уста­новленные законодательством, которыми военнослужащие пользуют­ся наравне с другими гражданами России.

Эти права, как нам уже известно, принято разделять на сле­дующие группы:

- политические права и свободы;

- личные права и свободы.

Политические права и свободы включают в себя свободу сло­ва, право на участие в митингах, демонстрациях, шествиях и пикети­ровании; право на участие в управлении делами государства и обще­ственными объединениями; право на участие в общественных объеди­нениях.

Социально-экономические права включают в себя право на труд; право на отдых; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право собственности; право на возмещение вреда; право на образование; права в области культуры.

Личные права и свободы военнослужащих включают право на защиту свободы, чести и достоинства; свободу передвижения и право на выбор места жительства; свободу совести и вероисповедания; право на обжалование неправомерных действий.

Особенности реализации военнослужащими политических прав и свобод заключаются в следующем. Так, военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, полу­чая и распространяя информацию, не должны разглашать государст­венной и военной тайны, а также обсуждать и критиковать приказы командиров.

Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанно­стей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собрани­ях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части. Участие военнослужащих в забастов­ках запрещается.

Избирательным правом военнослужащие пользуются в полном объеме, без каких-либо ограничений.

Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако следует отметить, что в случае избрания во­еннослужащего депутатом и перехода его на постоянную работу в представительный орган власти его военная служба приостанавлива­ется на период депутатских полномочий.

Существенные ограничения законодательство накладывает на участие военнослужащих в общественных объединениях. Военнослу­жащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Запрещается использовать финансовые средства и штатные должности ВС РФ для создания структур и осуществления деятельно­сти любых общественных и иных организаций и объединений, кроме установленных законодательством. Запрещается ведение любой поли­тической агитации, в том числе и предвыборной, на территории воин­ских частей, соединений, учреждений и организаций ВС РФ.

Реализация военнослужащими социально-экономических прав также имеет ряд особенностей. Прежде всего, это касается реализа­ции военнослужащими права на труд. Это право военнослужащие реа­лизуют путем прохождения военной службы, которая является особым видом федеральной государственной службы, и заключается в испол­нении обязанностей в ВС РФ, других войсках, воинских формирова­ниях и органах. Всем военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, государство гарантирует занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе, а так­же повышение профессиональной квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора. Характер служебной дея­тельности военнослужащих по призыву и перемещение их по службе определяются профессиональной квалификацией и служебной необ­ходимостью.

Время нахождения граждан на военной службе по контракту за­считывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специально­сти из расчета один день военной службы за один день работы, а на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы, в том числе для офицеров, призванных на военную службу.

Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, с 1992 года засчитывается весь период проживания с супруга­ми в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в уста­новленном порядке безработными, а также период, когда супруги во­еннослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе. Указанные периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию. В указанные периоды супругам военнослужащих, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежеме­сячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Прави­тельством РФ.

Особенности реализации военнослужащими права на труд свя­заны с тем, что законодательство устанавливает для них ряд запретов для деятельности, не связанной с военной службой. Так, военнослу­жащие не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключе­нием педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммер­ческими организациями, за исключением случаев, когда непосредст­венное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать со­действие физическим и юридическим лицам в осуществлении пред­принимательской деятельности, используя свое служебное положение;

- использовать в целях, не связанных с исполнением обязанно­стей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную пла­ту, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

- получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлече­ний, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связан­ные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

- принимать без разрешения Президента РФ награды иностран­ных государств, международных и иностранных организаций;

- выезжать в служебные командировки за границу за счет физи­ческих и юридических лиц, за исключением служебных командиро­вок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности органов государствен­ной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

- использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним.

Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обу­словленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных законодательством. При этом на военно­служащих распространяются льготы, предусмотренные для других граждан, выполняющих эти работы.

Реализация военнослужащими права на отдых согласно зако­нодательству заключается в следующем. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих по контракту не должна превышать нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, установленного законодательством о труде. В слу­чае привлечения военнослужащих по контракту сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени им должен быть предоставлен отдых в другие дни недели или предоставлены до­полнительные дни отдыха, которые могут быть присоединены к ос­новному отпуску.

Продолжительность служебного времени военнослужащих по призыву определяется распорядком дня для воинских частей в соот­ветствии с требованиями общевоинских уставов. При этом им еже­дневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уста­вами (караул, наряд и т.п.), предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов личного времени.

Боевое дежурство (боевая служба), учения и походы кораблей и другие подобные мероприятия проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Военнослужащим по призыву, а также военнослужащим, про­ходящим службу в военно-учебных заведениях и учебных частях, пре­доставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, пре­доставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.

Всем военнослужащим предоставляются основной и при необ­ходимости дополнительные отпуска: по болезни, по личным обстоя­тельствам; учебные и творческие.

Военнослужащие, проходящие военную службу по при­зыву, размещаются в соответствии с требованиями Устава внутренней службы ВС РФ. За ними сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Военнослужащие имеют также право на охрану жизни, здоро­вья и медицинскую помощь. Военнослужащие имеют право на бес­платную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях. При отсутствии по месту военной службы военно-медицинских учре­ждений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается беспрепятственно и бес­платно в учреждениях здравоохранения независимо от их ведомствен­ной принадлежности и форм собственности.

Военнослужащие ежегодно проходят медицинское обследова­ние, с ними проводятся лечебно-профилактические мероприятия.

Имеются определенные особенности в реализации военнослу­жащими их личных прав и свобод и, прежде всего, свободы передви­жения и права на выбор места жительства, а также свободы совести и вероисповедания.

Так, право на свободу передвижения реализуется военнослу­жащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военно­служащих к месту службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинских частей и в пределах гарнизонов, в которые они уволены из расположения воинских частей.

Свобода совести и вероисповедания обеспечивается военно­служащим тем, что они в свободное от службы время вправе участво­вать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица, а также индивидуально использовать религиозную символику, религи­озную литературу и предметы культа. Однако военнослужащие не вправе отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полно­мочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Государ­ство не несет обязанностей по созданию условий для отправления ре­лигиозных обрядов. Создание религиозных объединений в воинских частях не допускается.

Под военно-служебными правами военнослужащих понима­ются права, которые возникают у них в связи с поступлением на воен­ную службу. Военно-служебные права подразделяются на общие, должностные и специальные.

Общие военно-служебные права - это права, которыми поль­зуются все военнослужащие. К ним относятся право на материальное обеспечение (денежное довольствие), продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое и медицинское обслуживание; право на льготы; право по основаниям, предусмотренным законодательством, на государственное обеспечение при увольнении с военной службы; право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Отличительной чертой этих прав является то, что ими пользу­ются все военнослужащие. Однако их объем и порядок реализации зависит от вида военной службы, которую проходят военнослужащие (по призыву или по контракту), ее срока, а также ряда других факто­ров, установленных законодательством.

Должностные права военнослужащих определяются должно­стью, которую занимает военнослужащий. Они находят свое закреп­ление в общевоинских уставах, а также наставлениях, положениях, инструкциях и руководствах. Так, в частности, Устав внутренней службы ВС РФ закрепляет права командиров и начальников по руко­водству подчиненными; права, связанные с осуществлением кон­трольной деятельности и другие. Дисциплинарный устав ВС РФ опре­деляет права командиров и начальников по применению поощрений и наложению взысканий.

Специальные права связаны с осуществлением военнослужа­щими внутренней, караульной гарнизонной и патрульной служб и ус­танавливаются соответствующими уставами. Кроме того, специальные права военнослужащих связаны с взаимоотношениями между ними по воинскому званию, а также выполнением специальных заданий (на­правлением в командировку, проверкой, инспектированием и т.п.).

Обязанности военнослужащих также делятся на общеграж­данские и военно-служебные.

Общегражданские обязанности военнослужащие несут нарав­не с другими гражданами РФ. Общегражданские обязанности уста­навливаются Конституцией РФ и законодательными актами. К ним в частности относятся: обязанность соблюдать Конституцию РФ и зако­ны; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; уважать законные права и интересы других лиц.

Должностные обязанности определяют объем и пределы за­дач, возложенных на военнослужащего согласно занимаемой должно­сти. Эти обязанности определяются общевоинскими уставами, соот­ветствующими наставлениями, положениями и инструкциями. Так, Устав внутренний службы ВС РФ определяет общие обязанности ко­мандиров (начальников), а также обязанности должностных лиц полка (корабля), обязанности солдата (матроса).

Специальные обязанности военнослужащие имеют при нахо­ждении на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонном нарядах, а также при выполнении специальных заданий. Эти обязанности и по­рядок их выполнения устанавливаются воинскими уставами и другими нормативными правовыми актами, разрабатываемыми на их основе, и носят, как правило, временный характер. Так, в частности, к этим обя­занностям относятся обязанности дневального по роте, часового, пат­рульного и другие.

Специфика статуса военнослужащих определяется и тем, что в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослу­жащих, им предоставляются льготы и компенсации.

Под льготами понимаются установленные законодательством специфические военно-служебные права, предусматривающие опре­деленные преимущества военнослужащих и членов их семей перед другими гражданами в различных сферах общественной жизни: по налогам, по перевозкам, жилищному обеспечению и других.

Под компенсациями понимаются права материального харак­тера, призванные компенсировать затраты или лишения, связанные с исполнением обязанностей военной службы.

Вопросы предоставления военнослужащим и членам их семей льгот, компенсаций и социальных гарантий будут рассмотрены более подробно в следующей главе.

К личным правам и свободам человека относятся следующие: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

Из данных прав к числу личных прав и свобод военнослужащих относятся следующие.

Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, с учетом изложенного, перечень оснований и порядок задержания можно определить в зависимости от процессуального порядка их реализации: уголовного и дисциплинарного.

В соответствии со ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

  • - когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • - когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
  • - когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Арест как мера уголовно-процессуального пресечения может быть избран обвиняемому или подозреваемому при наличии достаточных оснований полагать, что он: 1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; 2) может продолжать заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Домашний арест заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого, а также в запрете: 1) общаться с определенными лицами; 2) получать и отправлять корреспонденцию; 3) вести переговоры с использованием любых средств связи. Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по решению суда с учетом его возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств.

В свою очередь, арест как мера уголовной ответственности заключается в содержании военнослужащего в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. Порядок исполнения наказания в виде ареста осужденных военнослужащих установлен Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными Приказом Министра обороны РФ от 29 июля 1997 года №302.

Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в условиях изоляции на гарнизонной либо войсковой (корабельной) гауптвахте. Дисциплинарный арест применяется к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок.

О задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уведомляется командир воинской части, в которой данный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, проходит военную службу (военные сборы). По просьбе задержанного военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляется защитник, а по просьбе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, также уведомляются указанные им родственники.

Срок задержания военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, исчисляется с момента его доставления, а военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления и не должен превышать трех часов, а в случае если к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, может быть применен дисциплинарный арест - 48 часов. Задержанный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, содержится в изолированном помещении воинской части или военной комендатуры либо на гарнизонной, либо войсковой (корабельной) гауптвахте. Условия содержания задержанных военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, определяются общевоинскими уставами.

УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за распространение клеветнических (то есть заведомо ложных, порочащих честь, достоинство или репутацию лица) сведений в средствах массовой информации (ч. 2 ст. 129), за оскорбление, распространенное в средствах массовой информации, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ч. 2 ст. 130), и др.

КоАП РФ предусмотрена ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения (гл. 5 и гл. 6).

Гражданско-правовыми средствами защищаются имущественные права военнослужащих и их нематериальные блага, в том числе личные неимущественные права (жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода передвижения и т.д.), примерный перечень которых дан в ст. 150 ГК РФ.

Жизнь, здоровье, честь, достоинство гражданина, в том числе военнослужащего, являются нематериальными благами, приобретаемыми ими в силу рождения. Они существуют независимо от их правовой регламентации, неотчуждаемы и непередаваемы другим лицам. Конституция РФ гарантирует каждому возможность защиты указанных прав, в том числе и судебной.

Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину (военнослужащему), это социальная оценка моральных и иных качеств личности.

Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения (субъективная оценка личности).

Защита чести и достоинства граждан (в том числе военнослужащих), помимо уголовной, в ряде случаев предусматривает и гражданско-правовую ответственность, в частности за распространение сведений, порочащих честь и достоинство граждан.

В РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ). Право военнослужащих на свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституция РФ гарантирует каждому возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37 Конституции РФ). Военная служба представляет собой разновидность общественно полезной деятельности, имеющей ярко выраженную специфику особой области ее применения - обеспечения обороны и безопасности. Отличительная особенность военной службы проявляется и в характере самой трудовой деятельности, связанной в силу прямого указания Закона с необходимостью подготовки к вооруженной защите и вооруженной защитой РФ.

Реализация военнослужащими права на труд осуществляется в форме воинской обязанности - призыва на военную службу или на добровольной основе - прохождения военной службы по контракту.

Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности. Так, сроки и основания окончания военной службы регулируются нормами не трудового, а военного законодательства. Действуют специальные правила, определяющие продолжительность служебного времени и времени отдыха военнослужащего, порядок замещения воинских должностей и т.п.

Право военнослужащего на жилище следует рассматривать как в узком, так и широком смысле. В первом случае речь идет об обеспечении военнослужащего и членов его семьи жилыми помещениями непосредственно в период прохождения военной службы и по увольнении с нее при наличии дополнительных к тому оснований. В широком смысле право военнослужащих на жилище помимо изложенного включает возможность сохранения за ними (бронирования) ранее принадлежащих им жилых помещений, регистрации по месту прохождения военной службы, улучшения жилищных условий и т.п.

В частности, речь идет о следующих социальных гарантиях в жилищной сфере военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:

  • - регистрация по просьбе военнослужащих и членов их семей до получения жилья по адресам воинских частей и предоставление на этот период пригодных для временного проживания жилых помещений;
  • - предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или общежития на период службы в данной местности;
  • - обеспечение федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жильем за счет государственных жилищных сертификатов и при представлении документов о сдаче жилья по месту службы только при получении постоянных жилых помещений;
  • - предоставление дополнительной жилой площади военнослужащим в воинском звании полковника и выше, а также командирам воинских частей, преподавателям вузов и другим лицам;
  • - безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений;
  • - предоставление первоочередного права по решению органов местного самоуправления на вступление в ЖСК (ЖК) или выделение земельных участков под строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и ряда других лиц;
  • - выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до их получения;
  • - обеспечение жильем военнослужащих - граждан РФ, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, которые без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Судопроизводство по делам с участием военнослужащих, проходящих военную службу на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральными законами, а военнослужащих, проходящих военную службу за пределами территории Российской Федерации, кроме того, с учетом общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Военнослужащим обеспечивается право на защиту в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Юридическая помощь оказывается бесплатно:

  • - органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей - всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы;
  • - органами предварительного следствия и судом, в производстве которых находится уголовное дело.

Адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Командиры воинских частей как должностные лица органов исполнительной власти совершают нотариальные действия с участием военнослужащих и граждан, призываемых (поступающих) на военную службу, членов их семей в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, личные права и свободы военнослужащих в целом основаны на личных правах и свободах человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ и международных правовых актах. В то же время, в силу выполняемых ими функций по защите Отечества, военнослужащие наделены определенными личными правами и свободами в большей мере, чем иные граждане. Однако существует также и ряд ограничений прав и свобод военнослужащих.

Читайте также: