Правила оформления лабораторной работы

Обновлено: 26.04.2024

Шаблон для правильного оформления в учебных тетрадях лабораторных работ по естественно-научным учебным дисциплинам

Лабораторная работа оформляется по определённому плану. Она, как правило, имитирует в упрощённом виде те исследования, которые проводили настоящие крупные учёные прежних лет в этой области. Необходимо придерживаться стандартного плана в оформлении своей лабораторной работы. Фактически это является имитацией протокола научного опыта или имитацией научного отчёта о проведённом исследовании, и это приучает обучающихся к правильному оформлению их будущих исследований.

Лабораторное занятие – это основной вид учебных занятий, направленный на экспериментальное подтверждение теоретических положений. В процессе лабораторного занятия учащиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Выполнение лабораторных работ направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины;
  • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
  • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
  • выработку самостоятельности, ответственности и творческой инициативы.

Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений, поэтому преимущественное значение они имеют при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов.

Основными целями лабораторных занятий являются:

  • установление и подтверждение закономерностей;
  • проверка формул, методик расчета;
  • установление свойств, их качественных и количественных характеристик;
  • ознакомление с методиками проведения экспериментов;
  • наблюдение за развитием явлений, процессов и др.

В ходе лабораторных занятий у учащихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты).

По лабораторной работе репродуктивного характера методические указания содержат:

  • тему занятия;
  • цель занятия;
  • используемое оборудование, аппаратуру, материалы и их характеристики;
  • основные теоретические положения ;
  • порядок выполнения конкретной работы;
  • образец оформления отчета (таблицы для заполнения; выводы (без формулировок));
  • контрольные вопросы;
  • учебную и специальную литературу.

По лабораторной работе частично-поискового характера методические указания содержат:

  • тему занятия;
  • цель занятия;
  • основные теоретические положения.

Форма организации учащихся для проведения лабораторного занятия – фронтальная, групповая и индивидуальная – определяется преподавателем, исходя из темы, цели, порядка выполнения работы:

  • при фронтальной форме организации занятий все учащиеся выполняют одну и ту же работу.
  • при групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек.
  • при индивидуальной форме организации занятий каждый выполняет индивидуальное задание.

Оформление лабораторной работы (или практического занятия)

Дата : _____ (Отвечает на вопрос: "Когда делали?" Дата - это один из важных пунктов для протокола любого научного исследования, т.к. она подтверждает реальность проведённой работы, привязывает её к определённому времени. Можно сказать, что дата - это необходимый элемент для обозначения научности и реальности проводимого исследования.)

Лабораторная работа [или: Практическое занятие] № ___.

Цель: _____________________________________________ ( Отвечает на вопрос: " Для чего делали?" Важно помнить, что именно цель работы нацеливает на выводы , которые вы должны сделать в конце данной работы. Цель должна соответствовать выводам, а выводы - поставленной цели.)

Оборудование: гаджет, доступ в Интернет, письменные принадлежности - это тот минимум, который необходим для работы с электронными ресурсами + специальное оборудование для конкретного занятия ( Отвечает на вопрос: "Что необходимо для выполнения работы?", а также "Чем научились пользоваться за время выполнения работы?")

Ход работы: _______________________________________ ( Отвечает на вопрос: " Что делали?" По существу, это краткий конспект ваших действий с объектами и оборудованием. Ход работы задаётся в методических указаниях в разделе "Методика выполнения работы". "Методика" - это то, что должны сделать. "Ход работы" - это то, что сделали в реальности. Конечно, обычно они совпадают!)

Результаты: _______________________________________ ( Отвечают на вопрос: " Что наблюдали?" Или: "Что регистрировали?" Надо привести конкретные описания своих наблюдений или конкретные результаты проведённых измерений, выраженные в соответствующих цифрах. Либо сделать зарисовки препаратов или рисунков.)

Выводы: __________________________________________ ( Отвечают на вопрос: " что поняли?", или "что узнали?", или "какой информацией, знанием можете поделиться с другими людьми?" Отвечая на этот вопрос, следует исходить из цели лабораторной работы. Этой работой вы что-то должны были доказать, вот и напишите, что же именно вы доказали. Не стесняйтесь делать даже "плохие" или "неудачные" выводы. Даже профессора и академики постоянно исправляют и улучшают свои же собственные выводы, такова уж особенность научно-исследовательской работы. Что уж говорить о студентах? Учитесь делать научные выводы и совершенствовать их! И не надо путать вывод и отчёт! Отчёт отвечает на вопрос "что сделали?", а не "что поняли или узнали?" Отчёт, несомненно, тоже важен, и лучший отчёт звучит примерно так: "всё, что было запланировано, было выполнено в срок". Как видим, в таком отчёте не содержатся новые знания, новая информация, в нём не говорится о том, что понял исполнитель в результате своей работы.

Так что пишите в выводах о том, что вы узнали благодаря проделанной работе, а не о том, какую именно работу вы провели.)

Студенты прикладных специальностей посещают не только лекции и семинары, но и выполняют различные практические задания. В их обязанности входит выполнение курсовых и контрольных проектов, а также оформление лабораторных работ. Важно чтобы каждый их проектов соответствовал конкретным требованиям (методическим рекомендациям и ГОСТам).

Студенты прикладных специальностей посещают не только лекции и семинары, но и выполняют различные практические задания. В их обязанности входит выполнение курсовых и контрольных проектов, а также оформление лабораторных работ. Важно чтобы каждый их проектов соответствовал конкретным требованиям (методическим рекомендациям и ГОСТам).

Что это такое?

Лабораторная работа представляет собой практическое задание, которое преследует цель: проверить знания учащегося развить в нем реальные навыки по организации и проведению конкретной работы.

Польза проведения лабораторных работ

Суть лабораторной работы

Выполнение лабораторной работы сопровождается проведение опыта, эксперимента или выполнение определенного задания, которое затем должно быть подробно описано на бумаге. В отличие от простой контрольной работы, лабораторная работа позволяет оценить уровень реальной подготовки учащегося, его умения пользоваться полученными знаниями на практике и пр.

Проведение лабораторной работы позволяет развить у учащихся такие качества, как самостоятельность, ответственность, экспериментирование.

Особенности проведения лабораторной работы

Обычно лабораторная работа посвящена конкретной теме, явлению и пр. Преподаватель предупреждает о предстоящем практическом занятии учащихся заранее, чтобы они смогли повторить материал, захватить с собой нужный материал или дополнительные элементы для проведения эксперимента.

Особенности проведения лабораторной

Специфика проведения лабораторной работы

Учащимся следует быть предельно внимательными и аккуратными, так как от точности их действий может зависеть конечный результат лабораторной работы. Более того все сведения, полученные в ходе ее проведения, они должны фиксировать, а затем грамотно оформлять их. Поэтому на лабораторную работу целесообразно приносить черновики.

Как правило, лабораторные работы проводятся в паре. Такой подход в значительной степени облегчает ее выполнение, так как один из студентов будет непосредственно выполнять действия, а другой следить за изменениями и фиксировать их. Анализ полученных результатов они могут выполнить совместно, но оформить должны каждый в своей тетради или пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что должна содержать лабораторная работа?

Лабораторные работы проводятся еще в школе, но к ее оформлению здесь не предъявляют жестких требований достаточно подробно писать ход действий, отметить полученные результаты и проанализировать их.

Составляющие лабораторной работы

Из чего состоит лабораторная работа

Оформление лабораторной работы в ВУЗе должно соответствовать действующим ГОСТам. Чаще всего лабораторные работы выполняют учащиеся технических и естественнонаучных направлений.

Главным ГОСТом при оформлении лабораторной работы является 7.32-2001, а также указания преподавателя, методические рекомендации ВУЗа. В этих документах отражены ключевые требования по оформлению данного вида работ.

В структуре лабораторной работы выделяют три основных раздела:

  • Введение: здесь обязательно следует отразить актуальность лабораторной работы (зачем нужно изучать тему, какова ее польза, где она применяется сегодня), обозначить объект и предмет исследования, указать цель (к чему стремится автор, что должен достичь, усвоить и пр.) и задачи.
  • Основная часть работы: в этом разделе будет два подпункта. Первый – теоретический. Здесь исследователь отражает ключевые понятия и теории, методики, формулы, которые пригодятся ему при выполнении практической части. Второй подпункт – практический. В нем студент отражает ход действий и изменения, полученные им, анализирует. Проще всего указывать действия словесно, а полученные результаты отражать в табличной форме (до и после). Ниже под таблицей размещать вывод.
  • Заключение: в этом разделе студент должен показать, что он сделал и какие результаты получил, степень достижения намеченной цели, значимость работы и пр.

Как оформить лабораторную работу по ГОСТу?

Пример титульного листа

Титульный лист

Следующим разделом лабораторной работы является оглавление, в котором указываются все разделы проекта с постраничным указанием.

Пример оглавления

Содержание лабораторной работы

Далее следуют введение и основная часть проекта, заключение, список литературы и приложения. Здесь важно придерживаться следующих правил оформления:

  • Текст должен быть напечатан на листах А4 шрифт Times New Roman 14;
  • Межстрочный интервал – 1,5;
  • Выравнивание текста – по ширине страницы.

Настройка в MS Office

Оформление по ГОСТ требованиям

Настройка колонтитулов

Настройка нумерации страниц

Заголовки разделов и подпунктов должны быть размещены по центру страницы.

Все рисунки и таблицы должны быть пронумерованы и иметь наименование.

Под графическими материалами или до них обязательно должен присутствовать анализ и аргументированный вывод.

Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в оформлении лабораторных работ по любым предметам. Наш специалисты выполнят необходимые расчеты, проведут анализ, оформят проект согласно заявленным требованиям. Высокое качество услуг гарантировано каждому клиенту! Оформить заявку можно на нашем сайте.


Процесс учебы — это не только лекции, но и собственные усилия учащегося в применении изученной теории на практике. Один из видов самостоятельных практикумов — лабораторная работа. Но нередко при ее выполнении у школьника или студента возникает вопрос, как ее правильно оформлять.

Что такое лабораторная работа

В современной системе образования все больше внимания уделяется развитию исследовательской формы обучения. В связи с этим учащиеся должны быть готовы участвовать в разнообразных экспериментах. Лабораторные работы как раз и помогают студентам и ученикам объединить теоретические и практические навыки.

Существует 3 вида лабораторных работ:

  1. Фронтальные. В процессе выполнения учащиеся получают от преподавателя задачи и средства их решения и одновременно работают на местах.
  2. Экспериментальные. Проводятся с целью изучения процессов, операций и явлений для их более глубокого анализа.
  3. Изобразительные. Их задача состоит в том, чтобы научить студента правильно составлять схемы, планы и графики.

Основная задача лабораторных работ — стимулировать интеллектуальную деятельность учеников, сформировать определенные умения и обучить методологии практической работы. Главной частью практики являются упражнения.

Опыты

Общие требования к оформлению

По сути, лабораторная — это сжатый научный отчет о проделанной работе с выводами, сделанными учащимся в рамках назначенной темы. Документ помогает преподавателю оценить уровень выполнения заданий и выявить общую профессиональную подготовку студента или ученика.

План лабораторной работы, как правило, состоит из 6 пунктов:

  1. Цели и задачи.
  2. Теоретический аспект вопроса.
  3. Используемое оборудование.
  4. Поведение опытов.
  5. Анализ результатов.
  6. Выводы.

Поскольку имеющийся ГОСТ жестко не устанавливает порядок оформления текста некоторых научных работ, у каждого колледжа или вуза могут быть собственные требования. Но в целом в 2022 году суть содержания научного отчета по-прежнему должна отражать действия учащегося в процессе обучения.

Шрифт

Наряду с указанным стандартом следует учитывать информацию из методических указаний для вашего учебного заведения. Образец этого документа обычно опубликован на сайте вуза.

Выбор шрифта

Отступы

Для оформления отчета в стандартном текстовом редакторе Word нужно установить правильные интервалы:

  • межстрочный — 1,5;
  • отступы сверху/снизу — 2 см;
  • справа — 1,5 см;
  • слева — 3 см.

Весь текст следует выровнять по ширине.

Форматирование абзацев

Заголовки

Основную часть научного отчета нужно разделить на структурные элементы: разделы, подразделы и пункты. Названия этих фрагментов текста и являются заголовками:

  1. Введение.
  2. Заключение.
  3. Определения.
  4. Список литературы и так далее.

Порядковая нумерация разделов производится с помощью арабских цифр. Номера подразделов и пунктов содержат номер раздела и порядковый номер подраздела/пункта и разделяются точкой. Например, 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и так далее. Между блоками текста следует оставлять одну пустую строку.

Можно выделять заголовки полужирным шрифтом.

Нумерация страниц

Для удобства нумерации страниц в документе титульный лист можно разместить в отдельном файле.

Нумерация страниц

Графический материал

Для рисунков, фотографий и таблиц тоже есть особые условия оформления. Их регулирует ГОСТ 7.32—2017. Чертежи, графики, диаграммы и схемы должны отвечать требованиям ЕСКД (Единой системы конструкторской документации).

Прежде чем вставлять графические материалы в отчет, нужно их унифицировать — привести к одинаковому размеру и виду:

  • толщину линий и шрифт в таблицах;
  • ширину изображений;
  • тип графических элементов. Если вы составили одну круговую диаграмму, аналогичные следует использовать на протяжении всей работы.

Изображения и таблицы должны следовать за текстом, в котором идет речь о них. Графические элементы нужно выровнять по центру страницы.

Из названия таблицы должно быть понятно ее содержание. Наименование размещается слева над таблицей в одну строку с номером через тире. Например: Таблица 1.1 — Единицы измерения информации. Более подробные требования к оформлению таблиц содержатся в ГОСТ 7.32-2017.

Как оформить отчёт

Чтобы работу не пришлось пересдавать, нужно не просто хорошо разбираться в теме, но и оформить лабораторную по ГОСТу. Это значит, что следует правильно преподнести результаты экспериментов, проведенных в рамках исследования.

Титульный лист

Для каждого вида научного отчета титульный лист оформляется по-разному. Если речь идет о лабораторных работах, размещать информацию на первой странице нужно следующим образом:

  1. В верхнем поле — полное название учебного заведения и кафедры.
  2. В среднем поле — тип отчета (лабораторная работа), дисциплина и название исследования без кавычек.
  3. В правой части страницы — ФИО, курс и группа учащегося. Ниже ФИО и ученая степень преподавателя, который проверяет отчет.
  4. В нижней части листа — место и год проведения исследования.

Рекомендуем составлять титульный лист в отдельном документе. Во время написания работы вы, скорее всего, будете вносить правки. Если исправлять текст после оформления титульного листа, разметка и форматирование может сбиться.

Цель работы

В этом разделе нужно сформулировать цели и задачи лабораторной работы, обосновать ее актуальность, то есть степень важности проведения исследований для решения некой проблемы или задачи.

Цель лабораторной — это результат, к которому планирует прийти учащийся. При формулировании цели следует использовать глаголы действия: исследовать, изучить, проверить, определить и так далее. После этого указывается объект исследования и задачи, которые будут решаться на пути к цели: измерить, рассмотреть, провести, разработать, и тому подобное.

Объем раздела зависит от глубины исследования и сложности работы и может составлять от одного абзаца до половины страницы.

Краткие теоретические сведения

Основная часть работы содержит теоретический материал и описание этапа проведения экспериментов. В разделе, посвященном теории, приводится следующая информация:

  • описание изучаемого аспекта;
  • источники (статьи, учебники);
  • законы, формулы и расчеты, посредством которых выполнялись задачи.

Содержание теоретической части должно быть лаконичным и понятным. Ее объем составляет около 1/3 отчета.

Техническое оснащение

Суть практической части лабораторной сводится к применению знаний, полученных в ходе изучения теории. Но поскольку для проведения исследований используется специализированное оборудование, в отчете должно быть отдельное упоминание о том, какие технические средства помогли учащемуся провести эксперименты.

Описание проведения эксперимента

В части, посвященной практическим мероприятиям, описываются схемы и методология исследования, подробный перечень действий, способы получения результатов и методы их анализа. Отдельный пункт отводится погрешностям в расчетах.

Если учащийся использует шаблонные пакетные информационные программы, ему следует обосновать целесообразность их применения.

Анализ данных

Проведение эксперимента не сыграет особой роли в процессе усвоения знаний, если не будет сопровождаться детальным анализом полученных данных. Учащийся должен уметь интерпретировать результаты проведенных опытов на базе физических правил и делать определенные выводы.

Подведение итогов

Заключительная часть лабораторной работы посвящена подведению итогов — подтверждению того, что цели достигнуты, а задачи выполнены. В этом разделе нужно коротко упомянуть:

  • что вы исследовали;
  • какие измерения проводили;
  • какой результат получили. Обязательно нужно указать и проанализировать относительную и абсолютную погрешность, сравнить с табличным или теоретическим значением;
  • какие построили графики, диаграммы и к каким выводам пришли на их основе.

Таким образом, заключение — это не пересказ процесса исследования, а сжатый анализ результатов научной работы, формулировка выводов.

Пример оформления отчета здесь.

Ошибки при оформлении лабораторной работы

Как следует из требований ГОСТа и методических указаний, при оформлении отчета нужно учитывать массу деталей. Но из-за невнимательности учащиеся допускают ряд промахов:

  1. Выполняют работу не в полном объеме, например, не используют графики, диаграммы, схемы.
  2. Заносят в таблицы значения с ошибками.
  3. Нарушают требования к оформлению графических материалов или записи результатов опыта.
  4. Не проводят измерения или не рассчитывают погрешности.
  5. Допускают ошибки в расчетах величин.
  6. Получают неверные результаты, делают выводы, противоречащие действительности.

Если вы хотите оформить научный отчет правильно, заранее попросите его шаблон на кафедре. Внимательно изучите принятые лабораторные работы других учащихся.

Но если даже пример качественного отчета не проясняет ситуацию или у вас нет времени писать его самостоятельно, обратитесь за помощью к нашим специалистам.

Лабораторная работа – это задание для учащегося, в котором необходимым условием является выполнение практических действий. Такой вид работы используется для более качественного усвоения пройденного материала. Все действия, выполненные в ходе лабораторной работы, заносятся в особый отчет, который оформляется согласно определенным нормам и требованиям. Лабораторная работа дает возможность лучше оценить уровень подготовки студента, использовать приобретенные теоретические знания на практике.

Особенности структуры лабораторных работ

Те работы, которые проводятся для учеников в школе, зачастую не имеют большого количества требований. Но вот оформление лабораторных работ для студентов высших учебных заведений, должно быть сделано согласно ГОСТа. Еще одной базой для оформления являются методические указания данного учебного заведения. Лабораторная работа состоит из нескольких частей:

  • Титульный лист. Здесь указываются данные студента и преподавателя, сведения касательно ВУЗа, кафедры. Внизу пишется место и год проведения работы.
  • Оглавление. В представленной части перечислены все разделы, как теоретические, так и практические.
  • Введение. В нем перечисляются краткие сведения касательно самой работы, цель лабораторной работы, описываются методы проведения экспериментов, процесс выполнения.
  • Основная часть. Сюда входит теоретический и практический разделы, с описанием полученных результатов лабораторной работы и их дальнейшим анализом.
  • Заключение. В нем подводятся итоги работы и делаются соответствующие выводы.
  • Список использованной литературы.
  • Приложения.

Существуют некоторые правила оформления лабораторных работ, о них и пойдет речь в нашем материале. Если говорить о содержании работы, то сюда относится введение, основная часть и заключение. Введение должно раскрывать актуальность проведенной практической работы, предоставлять общую характеристику и отмечать пользу, полученную использованием данных результатов в практической деятельности. Очень важным моментом будет указания сфер деятельности, в которых будут использоваться результаты данной лабораторной работы. Во введение также указываются предмет и объект исследования, идет обоснование актуальности работы и цели, которых студент хочет достичь в ходе выполнения экспериментального задания.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Основная часть работы разделена на две части – теоретическую и практическую. Первая наполнена материалом, с помощью которого можно глубже понять выбранную тему, выполнить работу на высоком уровне и получить необходимые результаты. Здесь указанные основные факты из выбранной сферы, главные формулы и т.п. Практическая часть работы более детально описывает подготовительную часть процесса и ход выполнения всех действий. Описания должны быть максимально точными и четкими, содержать необходимую информацию, которая относиться к данному исследованию. Желательно для предоставления результатов использовать таблицы, где будет отображаться данные до и после проведения эксперимента.

Заключение, как уже говорилось выше, предоставляет все сделанные выводы. В краткой форме студент должен указать итоги работы, какие цели выполнены, а какие – нет. Также отмечается ценность проведенного исследования.

Оформление лабораторной работы

Правильное оформление лабораторной работы повышает шансы на получение высокого балла. Ведь даже если ваше исследование будет проведено правильно, но вы не сможете качественно оформить полученные сведения, преподаватель может занизить общую оценку работы. Отчет по выполнению таких практических исследований пишется на листах формата А4, причем информация расположена только с одной стороны. При оформлении лабораторной работы рекомендуется использовать шрифт Time New Roman, 12, а также выравнивание по ширине страницы. Применяется полуторный межстрочный интервал.

Заголовки оформляются согласно определенного уровня, который указан в требованиях к оформлению лабораторных работ. Все страницы работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации. Номер страницы указывается в нижней части листа без точки. Титульный лист включен в нумерацию, но на нем не указывается номер страницы.

Отступы первой строки составляют от 0,75 до 1,5. Поля документа соответствуют таким значениям: правое – 10 мм, левое – 20 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Используется автоматическая расстановка переносов. Если текст необходимо разделить на пункты, то они будут пронумерованы, также внутри пунктов могут существовать подпункты, которые тоже подвергаются нумерации. Каждый новый раздел работы должен начинаться на новой странице. Для заголовка может использоваться полужирное начертание шрифта.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Также стоит отметить, что в лабораторной работе часто используются рисунки и таблицы. Они обязательно должны быть пронумерованы, причем это сквозная нумерация по всему практическому проекту. К графическим материалам и таблицам необходимо делать соответствующее текстовое пояснение, оно может располагаться до или после вставки.

Наличие ГОСТа для оформления лабораторной работы

Написание лабораторных работ – это важная часть учебного процесса, ведь с их помощью учащийся лучше понимает теоретический материал, обобщает получение сведения. Также студенты учатся использовать все знания на практике и достигать определенных результатов в процессе проведения экспериментов.

Читайте также: