Права на работу с конкретным списком определяются

Обновлено: 08.05.2024

В Республике Беларусь, как правило, наниматель не задумывается о том, необходимо ли ему при найме работника получать его согласие на обработку персональных данных. При этом иногда встречаются случаи включения в трудовой договор либо оформления отдельного документа о согласии работника на обработку его персональных данных.

Кроме того, с 1 марта 2021 г. в Республике Беларусь вступает в силу ст. 23.7 КоАП об ответственности за незаконные сбор, обработку, хранение или предоставление персональных данных.

Поэтому важно определить, какие требования предъявляет действующее белорусское законодательство к обработке персональных данных работников и необходимо ли нанимателю при приеме на работу получать согласие работника на обработку его персональных данных.

Общий обзор законодательства Республики Беларусь

Сейчас в Республике Беларусь отсутствует полноценное регулирование вопросов обработки персональных данных.

Отдельные нормы в области обработки персональных данных содержатся:

— в Законе об информации;

— Законе о регистре населения;

— иных законодательных актах.

Палатой представителей Республики Беларусь 13 июня 2019 г. был принят в первом чтении комплексный акт в области обработки персональных данных — проект Закона о персональных данных (далее — Проект). Проект вступит в силу по истечении одного года после того, как он будет принят Национальным собранием Республики Беларусь, а затем подписан Президентом.

С принятием Проекта в Республике Беларусь будет введено определение персональных данных, сформулированы основные требования к их обработке, детализированы обязанности оператора персональных данных, а также предоставлен ряд прав субъектам персональных данных.

Требования действующего законодательства Республики Беларусь в области обработки персональных данных

1. Требования при первичном сборе персональных данных

Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими должны осуществляться с письменного согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь .

Справочно
К законодательным актам относятся только Конституция, законы (включая кодексы как вид законов), декреты и указы Президента .

На заметку
Действующее законодательство Республики Беларусь презюмирует, что обработка персональных данных, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, осуществляется на основании согласия. В мировой практике используется другой подход. Общий регламент защиты персональных данных (GDPR) является эталонным регулированием в области обработки персональных данных. Он предусматривает шесть оснований для законной обработки персональных данных. И согласие, как правило, используется только тогда, когда остальные пять оснований неприменимы.

Таким образом, можно сделать вывод, что действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает два основания обработки персональных данных:

— наличие согласия лица;

— отсутствие согласия лица, но наличие требования законодательных актов.

Полагаем, что при трудоустройстве работника обработка его персональных данных нанимателем осуществляется на основании требований законодательных актов. Это обусловлено следующим.

А. Работник обязан представить для его трудоустройства и оформления необходимых документов у нового нанимателя ряд данных :

— документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета в соответствующих случаях;

— трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;

— документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;

— направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников;

— индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);

— декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Наниматель вправе при приеме на работу гражданина дополнительно запросить характеристику с предыдущих мест его работы.

Б. Наниматель обязан завести на каждого работника личное дело, куда включается, помимо прочего, следующая информация :

— сведения о семейном положении, данные о членах семьи, образовании, опыте работы, сведения о трудах и изобретениях, месте рождения и месте жительства;

Таким образом, при приеме на работу работник представляет нанимателю определенный перечень персональных данных, обработка которых осуществляется нанимателем на основании требований законодательных актов (а не с согласия работника).

Справочно
В Проекте прямо предусмотрено, что для обработки персональных данных в целях заключения и исполнения трудовых отношений согласие лица не требуется.

На заметку
В мировой практике есть примеры, когда компании были оштрафованы за истребование согласия работников на обработку их персональных данных, хотя такое согласие в данном случае не является надлежащим основанием для обработки их персональных данных (дело PricewaterhouseCoopers (Греция), 2019).т

Проблемы. Казалось бы, при изменении каких-либо данных работника в процессе его работы у нанимателя (например, фамилии или иных данных, содержащихся в паспорте) сбор нанимателем обновленных персональных данных работника будет происходить аналогично — на основании законодательного требования. В частности, застрахованное лицо в системе госсоцстраха обязано в течение месяца со дня получения документа, удостоверяющего личность, с измененными анкетными данными предъявить его нанимателю. Наниматель в последующем эти сведения укажет в соответствующих формах ПУ-1 для отражения в индивидуальном лицевом счете актуальных анкетных данных работника .

Однако приведенный пример не совсем однозначен, поскольку требование законодательства в данном случае установлено не законодательным актом, а актом законодательства , что создает трудности в толковании таких требований как оснований для сбора обновленных данных.

2. Требования при дальнейшей передаче персональных данных

Последующая передача персональных данных разрешается только с письменного согласия физического лица, к которому они относятся, либо в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь .

Следовательно, наниматель имеет право передать персональные данные работника третьему лицу без согласия работника только в случае, если обязанность нанимателя по передаче данных третьему лицу предусмотрена законодательными актами.

В иных случаях передача персональных данных работника третьему лицу возможна только после получения письменного согласия работника на это. Каких-либо требований к форме и содержанию согласия действующее законодательство Республики Беларусь не предусматривает.

Таким образом, действующее законодательство Республики Беларусь (в отличие, к примеру, от законодательства Российской Федерации):

— не обязывает получать согласие работника на сбор, обработку его персональных данных в рамках трудовых отношений с ним;

— обязывает получать письменное согласие работника для последующей передачи нанимателем персональных данных работника третьим лицам (кроме случаев, когда обязанность передать эти данные третьим лицам предусмотрена законодательными актами).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Вступление в трудовые отношения, как и любые договорные, подразумевает под собой принятие на себя ряда обязательств, взамен на которые другая сторона гарантирует предоставление определенных прав. Таким образом, права одной стороны во многом определяют обязанности другой стороны, и наоборот.

Рассмотрим основные права и обязанности наемного персонала, которые декларирует действующий Трудовой Кодекс Российской Федерации.

По трудовому кодексу

Современный Трудовой Кодекс в ст. 21 и 22 четко отражает позицию закона по отношению к правам и обязанностям сторон трудовых договоров. В этих статьях приведен открытый перечень конкретных прав и обязанностей каждой стороны, который может дополняться в рамках трудовых контрактов, если эти дополнения не противоречат действующему законодательству РФ.

Такая законодательная позиция значительно облегчает практику по правовой охране труда: в случае возникновения трудовых споров, связанных с этими вопросами, можно однозначно прояснить проблему с точки зрения закона, поскольку все основные полномочия сторон представлены в тексте ТК РФ.

Права и обязанности работников, которыми нельзя пренебречь

ТК РФ приводит текст обязанностей сотрудников, обязательных к исполнению, уровень которых не может быть снижен ни при каких условиях труда и особенностях занятости. Также там перечисляются права наемных работников, которые гарантируются безусловно. Такие права и обязанности называются основными. Их нельзя сократить со стороны работодателя – ни односторонним путем, ни даже по обоюдному согласию, поскольку они жестко декларированы законом, и прямой обязанностью работодателя является их обеспечение. Пренебрежение этой нормой закона чревато ответственностью.

Основные обязанности наемного персонала

В рамках действий своего индивидуального трудового контракта сотрудник обязан соблюдать следующие обязательства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти обязанности, приведенные в Трудовом Кодексе в общем виде, конкретизируются или распространяются в конкретных договорах о сотрудничестве, допсоглашениях к ним, положениях, инструкциях.

Обеспечение основных прав сотрудников

Напрямую вытекают из предписанных трудовым законодательством обязательств работодателей. Работник, принимающий на себя функции по заключении договора о трудовых отношениях, может рассчитывать на обеспечение следующих прав.

  1. Заключаемый договор о трудоустройстве является обоюдным документом, поэтому сотрудник может, со своей стороны, инициировать его подписание, внесение модификаций и расторжение в рамках федерального законодательства.
  2. Посредством своих представителей персонал имеет право влиять на колдоговор: вести переговоры, заключать коллективные соглашения, контролировать выполнение положений договора.
  3. Заключенный договор о труде гарантирует непременное предоставление соответствующего трудоустройства.
  4. Пришедший на работу сотрудник может рассчитывать на оборудованное по принятым стандартам рабочее место, наличие необходимых для выполнения оговоренных в договоре функций материалов, инструментов, оборудования, документов и пр.
  5. Одна из основных целей трудовой занятости для работника – финансовое обеспечение – должна обеспечиваться регулярно и полностью (в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, ее количества).
  6. Представитель персонала может беспрепятственно отдыхать в отведенное для этого время: в обеденный перерыв, оставляя работу с сокращенным рабочим днем, в выходные и праздники, в период ежегодного отпуска или других видов предоставляемого ему свободного времени.
  7. Сотрудник должен быть вовремя и полностью информирован обо всех необходимых ему вопросах, касающихся условий работы, ее организации, обеспечения безопасности, в том числе и законодательных изменениях.
  8. Если работа требует дополнительной подготовки или образования, оно должно быть предоставлено работодателем (в рамках, установленных ТК и другими нормами закона).
  9. Для обеспечения и защиты своих интересов сотрудник может становиться членом любых профессиональных объединений, союзов, организаций.
  10. Работник имеет право на участие в управлении организацией, ограниченное определенными формами, предусмотренными ТК и другими нормативными актами.
  11. Если возникает индивидуальный или групповой конфликт, связанный с трудовыми разногласиями, он должен быть разрешен установленными в ТК способами. Свои ущемленные интересы работнику разрешается защищать любыми дозволенными законом методами.
  12. Если работнику в процессе труда был причинен вред по вине работодателя, он вправе рассчитывать на возмещение ущерба и компенсацию.
  13. Всем сотрудникам должно быть обеспечено обязательное социальное страхование.

К СВЕДЕНИЮ! Сокращать перечень прав персонала работодатель не уполномочен, но в рамках заключенных трудовых договоров и/или допсоглашений его разрешено расширять.

Дополнительные права и обязанности для сотрудников

Основные обязательства и права никак не препятствуют возможному появлению дополнительных. Раздел 12 ТК РФ декларирует такие правомочия обеих сторон.

Те или иные обязанности, возлагаемые на работника в дополнение к основным, должны быть зафиксированы в специальных документах (положениях, инструкциях, дополнениях к трудовым договорам). На них должно быть получено разрешение обеих сторон, что подтверждается подписями на соответствующей документации.

Одностороннее введение дополнительных обязанностей сверх перечня обязательных не допускается.

Точно так же может быть расширен перечень прав: дополнительные права сотрудников также должны найти свое отражение в локальных нормативных актах. Их принятие к обоюдному исполнению фиксируется подписями обеих сторон.

Статья 212 Трудового кодекса Российской Феде­рации обязывает работодателя обеспечивать без­опасность условий и охраны труда, включая обес­печение проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией ор­ганизации работ по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда со­гласно ст. 209 ТК РФ представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факто­ров и осуществления мероприятий по приведению в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Проводится аттестация рабочих мест по услови­ям труда в порядке, установленном Приказом Ми­нистерства здравоохранения и социального разви­тия Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569. В связи с этим возникает вопрос, являют­ся ли результаты аттестации рабочих мест юридически значимым фактором, определяющим право на досрочное назначение трудовой пенсии по ста­рости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда. На первый взгляд, да, поскольку досрочная трудовая пенсия по старости согласно пенсионно­му законодательству предоставляется за работу с тяжелыми, вредными и особыми условиями труда, а оценка условий труда определяется результата­ми аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой в соответствии с указанным Поряд­ком.

По результатам аттестации рабочих мест на основании инструментальных измерений дается гигиеническая оценка условий труда (физических, хи­мических и биологических факторов, тяжести инапряженности трудового процесса), оценка травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты аттестации рабочих мест используются в различных целях. Одной из них является пре­доставление работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреж­дения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также о полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенса­циях, включая досрочное пенсионное обеспече­ние.

Характеристика состояния условий труда на ра­бочем месте, основанная результатами аттестации рабочего места, а также информация о предостав­ляемых компенсациях и гарантиях работникам в случае признания их условий труда тяжелыми и вредными, включаются в трудовой договор, кото­рый для работодателя согласно Трудовому кодек­су Российской Федерации носит обязательный ха­рактер в части его выполнения.

Аттестация рабочих мест по условиям труда в ор­ганизациях производится в соответствии с Положе­нием о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постанов­лением Министерства труда и социального разви­тия Российской Федерации от 14 марта 1997 года № 12, которая включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивиду­альной защиты.

Конечным результатом аттестации рабочего места является присвоение с учетом факторов про­изводственной среды и трудового процесса рабо­чему месту соответствующего класса условий тру­да. В связи с этим напрашивается вопрос, имеет ли значение для работника, претендующего на до­срочное назначение трудовой пенсии по старости, какой класс условий труда присвоен его рабочему месту.

В соответствии со статьей 2 Закона от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости (в том числе досрочно назначаемая за работу с тяжелыми и вредными условиями труда) - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработ­ной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им дос­рочной трудовой пенсии по старости, право на ко­торую и размер ее определяются в соответствии с условиями и нормами, установленными этим Зако­ном.

Право работников на досрочное назначение тру­довой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда определено Законом от 17.12.2001 г. (подпункты 1 и 2 пункта 1 статей 27 и 28). Перечень профессий и должностей работни­ков, а также условия, при которых досрочно назна­чается им трудовая пенсия по старости, содержат­ся в Списках № 1 и № 2 производств, работ, про­фессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Пенсионное законодательство не предусматри­вает механизма назначения досрочной пенсии в за­висимости от реальных условий труда, которые могут быть определены или оценены на основании результатов аттестации рабочих мест. В этой связи не имеет значения, какой класс условий труда присвоен рабочему месту работника в результате проведенной аттестации.

В Списках № 1 и № 2 предусмотрен целый ряд профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без дополнительных факторов по условиям труда и характеру работы, которые в ко­нечном итоге определяют право на эту пенсию. Например, в Списке № 1 в металлургическом про­изводстве (черные металлы) предусмотрены ста­левары конверторов, сталевары мартеновских пе­чей, шлаковщики, в литейном производстве - ваг­ранщики, выбивальщики отливок и т.д. Это полные наименования профессий, соответствующие Еди­ному тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Право этих ра­ботников на досрочное пенсионное обеспечение

определяется исключительно занятостью их на ра­ботах в таких профессиях, что подтверждается трудовой книжкой. Каких-либо других документов, подтверждающих это право, в данном случае не требуется. Для таких работников результаты аттес­тации рабочих мест по условиям труда не имеют значения.

Для некоторых работников, включенных в Спис­ки № 1 и № 2, при определении их права на до­срочное назначение трудовой пенсии по старости недостаточно сведений, содержащихся в трудовой книжке, если их профессии включены в Списки № 1 и № 2 с указанием дополнительных факторов. К таким работникам, например, относятся водола­зы, которые включены в Список № 1 (раздел XXIII) с указанием дополнительного фактора, определя­ющего право на досрочную пенсию, который за­ключатся в том, что правом на эту пенсию пользу­ются водолазы, которые заняты работой под во­дой, в том числе в условиях повышенного атмос­ферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц) либо время пребывания кото­рых под водой с начала водолазной практики со­ставляет 2750 часов и более. Основным условием для досрочного назначения водолазам, как и всем другим работникам, трудовой пенсии по старости по Списку № 1 является наличие не менее 10 лет стажа на соответствующих видах работ для муж­чин и не менее 7 лет 6 месяцев для женщин при страховом стаже работы соответственно 20 и 15 лет. В силу особого характера работы водола­зов кроме этих условий для них законодательст­вом установлены дополнительные требования, вы­ражающиеся в количестве времени пребывания под водой. Именно работа под водой и определя­ет право водолаза на досрочное пенсионное обес­печение. Это обстоятельство должно подтверж­даться соответствующими документами, напри­мер, водолазной книжкой, в которой фиксируется время нахождения водолаза под водой.

Таким образом, право водолаза на досрочную трудовую пенсию по старости согласно пенсионно­му законодательству не зависит ни от условий тру­да, ни от характера работы, выполняемой им под водой, поэтому результаты аттестации рабочего места по условиям труда водолаза (если она про­водилась) и в этом случае не имеют значения для установления его права на досрочное пенсионное обеспечение. Следует отметить, что аттестация рабочего места водолаза по условиям труда под водой сопряжена с опасностью как для водолаза, так и для специалиста, производящего замеры, что означает нецелесообразность ее проведения. Со­гласно пункту 20 Порядка в таких случаях измере­ния и оценка условий труда не проводятся.

Для работников некоторых профессий и долж­ностей в отдельных позициях Списков № 1 и № 2 указаны показатели, т.е. дополнительные факто­ры, которые в конечном итоге обусловливают их право на досрочное пенсионное обеспечение. Это занятость на горячих участках или работах, заня­тость с вредными веществами определенного класса опасности, занятость в определенных струк­турных подразделениях и цехах, выполнение работ определенным способом или определенным инструментом, занятость в условиях радиационной вредности и т.д. Эти факторы являются дополни­тельными к указанным выше, и подтверждаются они дополнительными документами. Это означает, что можно работать в одной профессии (должнос­ти), в одном производстве или выполнять аналогич­ную работу, но иметь разные права на досрочное пенсионное обеспечение.

Подтверждение дополнительных факторов, оп­ределяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, необходимо, например, для рабочих шахт и рудников, постоянно занятых на подземных работах, для машинистов прессов, за­нятых на горячих работах в прокатном производст­ве черной металлургии, для коксоразгрузчиков, постоянно занятых на ручных работах в произ­водстве переработки нефти, для маляров, постоян­но занятых с веществами не ниже 3 класса опасно­сти, для рабочих, постоянно занятых на обдирке, точке, резке металлических изделий и инструмента абразивными кругами сухим способом в металло­обработке.

Таким образом, пенсионным законодательством установлен целый ряд факторов, определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со Списками № 1 и № 2, почти все из которых не являются факторами про­изводственной среды и трудового процесса, на основании которых производится гигиеническая оцен­ка фактического состояния условий труда при проведении аттестации рабочих мест.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов.Согласно приложению 2 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверж­денному приказом Минздрава России от 31 августа 2007 г. № 569, одним из таких документов является карта аттестации рабочих мест по условиям труда. Наименования профессий и должностей работников, чьи рабочие места подлежат аттестации, указываются в соответствии со штатным расписанием организации. При этом коды профессий и должностей заполняются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 016-94.

В то же время в Списки № 1 и № 2 включены про­фессии и должности с указанием их кодового обозначения, согласно действовавшего на момент утверждения этих Списков Общесоюзного класси­фикатора профессий рабочих, должностей служа­щих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 1 86 016.

Это связано с тем, что данная профессия имеет­ся в двух производствах: в производстве покрытия металла горячим способом (эмалирование); в про­изводстве керамических, фарфоровых и фаянсо­вых изделий. В Общесоюзном ОКПДТР 1 86 016 эта профессия для рабочих в обоих производствах предусмотрена под одним кодом (19491), поэтому в подраздел 3 раздела XV Списка № 1 фриттовщи­ки включены под этим кодом.

Использование при определении права работника на досрочное пенсионное обеспечение документа­ции по аттестации рабочих мест, в которой указана профессия или должность, может привести к при­нятию неверного решения. В связи с этим следует иметь в виду, что не соответствие кодового обозначения профессий, включенных в Списки № 1 и № 2, кодовому обозначению этих профессий по Общероссийскому классификатору (ОКПДТР) ОК 016-94, отраженному в документах на аттестацию рабочих мест по условиям труда, не может слу­жить основанием для отказа в досрочном назначе­нии трудовой пенсии по старости, поскольку право на досрочную трудовую пенсию по старости по действующему пенсионному законодательству оп­ределяется в зависимости от того, в каком произ­водстве (на каких работах) и в какой профессии или должности был постоянно в течение полного рабо­чего дня занят тот или иной работник.

Содержащиеся в карте аттестации рабочего мес­та по условиям труда результаты оценки условий труда практически не могут изменять фактическо­го наличия компенсации в виде досрочной трудовой пенсии по старости, подтвержденной документами в соответствии с пенсионным законодательством. В карте аттестации рабочего места по условиям труда содержится лишь информация о наличии у работника, чье рабочее место аттестовано, ком­пенсации в виде досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда могут быть использованы (при отсутствии других документов) в качестве подтверждения за­нятости на работах в тех условиях, которые опре­деляют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работников, чьи профессии предусмотрены Списками № 1 и № 2 с дополни­тельными факторами (показателями).

Например, если в результате проведенной аттес­тации рабочего места пропитчика в металлообра­ботке установлено, что он постоянно в течение полного рабочего дня занят пропиткой изделий хромовой пастой (это требует пенсионное законо­дательство), то такие данные в этом случае наряду с другими документами могут быть использованы при установлении права шлифовщика на досроч­ную трудовую пенсию по старости в качестве под­тверждающего документа.


Аттестация работников на соответствие занимаемой должности - 2021 может проводиться как в государственных, так и в частных организациях. При этом для 1-й категории предприятий она чаще всего обязательна, а в субъектах негосударственной сферы, как правило, инициируется работодателем в связи с преследуемой им целью. Подробнее — в нашей статье.

Аттестация работников по ТК РФ обязательна

В соответствии с ТК РФ проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности обязательно для научных сотрудников (ст. 336.1 ТК РФ) и педагогов (ст. 332 ТК РФ). При этом научные сотрудники должны проходить аттестацию не реже чем раз в 5 лет и не чаще раза в 2 года. Периодичность аттестационных проверок для педагогов — раз в 5 лет.

Кроме этих случаев, прописанных в ТК РФ, аттестация предусмотрена в некоторых отраслевых нормативно-правовых актах для урегулирования порядка ведения деятельности (чаще всего небезопасной).

Так, обязаны проходить аттестацию:

Порядок проведения аттестации может регламентироваться актами, не носящими нормативный характер. Так, например, работники учреждений культуры и искусства проходят аттестацию в соответствии с письмом Минкультуры России от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. В п. 2.1 этого документа указывается, что периодичность проведения аттестации определяется учреждением самостоятельно (с учетом временных отрезков, за которые происходит устаревание знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности) и что в среднем аттестация проводится один раз в 3–5 лет.

Зачастую работодатели используют аттестацию для проверки соответствия квалификации сотрудников с целью их последующего увольнения. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ указывается на возможность увольнения сотрудников работодателем в связи с их плохими аттестационными результатами.

В то же время аттестация — это возможность премирования сотрудника за достигнутые успехи на рабочем месте либо его повышения по карьерной лестнице. Кроме того, по результатам проверки квалификации может быть принято решение о направлении сотрудника на обучение.

Подробнее об аттестации медработников вы узнаете из нашей статьи.

В то же время есть категории сотрудников, уволить которых по инициативе работодателя даже при плохих результатах аттестации нельзя. Это:

  • беременные;
  • одинокие матери;
  • матери с малолетними детьми до 3 лет и пр.

Их права защищены ст. 261 ТК РФ. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, работодатель должен подыскать социально защищаемому сотруднику, не прошедшему аттестацию, другую работу с более низкими квалификационными требованиями.

Иногда работодатель все же бывает склонен расторгнуть трудовой договор с несоответствующим сотрудником. Но сделать это можно только по соглашению сторон или желанию самого сотрудника. Например, расторжение трудового договора возможно, если сменить вид деятельности работника по медпоказаниям нельзя из-за отсутствия у работодателя подходящей работы (о таких условиях расторжения договора упоминается в ч. 3 ст. 261 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации работников

Из ст. 81 ТК РФ следует, что порядок проведения аттестационных мероприятий устанавливается как трудовым законодательством, так и иными нормативно-правовыми актами, а также локальными актами организации. Поскольку на законодательном уровне общий порядок проведения аттестации не установлен, каждое предприятие прописывает свои правила в соответствующем положении.

При разработке положения о порядке проведения аттестации предприятиям следует ознакомиться с нормами, прописанными, к примеру, в постановлении ГКНТ СССР, Госстроя и Госкомтруда от 17.02.1986 № 38/20/50, которое до сих пор действует.

Нормы данного постановления разрешено применять в той части, которая не противоречит ТК РФ. На практике они могут приниматься во внимание судами при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по результатам аттестационной проверки работников.

Вкратце порядок проведения аттестации можно разделить на следующие этапы:

  1. Подготовка к проведению аттестации, которая включает:
    • утверждение состава аттестационной комиссии;
    • установление категорий аттестуемых сотрудников;
    • утверждение графика проведения аттестационных проверок;
    • подготовку документов на аттестуемых сотрудников;
    • доведение до сведения сотрудников информации о сроке и месте проведения аттестации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На этой стадии издается соответствующий приказ, в котором приводится вышеуказанная информация. Сведения, содержащиеся в этом приказе и всех возможных приложениях к нему (например, о графике проверок), доводятся до аттестуемых сотрудников под роспись.

  1. Проведение аттестации.
  2. Протоколирование результатов и принятие руководителем решения по итогам аттестации в отношении каждого сотрудника.

Подробный пошаговый алгоритм действий при проведении аттестации разъяснен в Готовом решении от КонсультантПлюс. Ознакомиться с правилами можно, получив бесплатный доступ к системе.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности в 2021 году

Этими нормами установлена необходимость применения профессиональных стандартов при определении требований к квалификации сотрудников. Это в первую очередь касается медработников, аудиторов, работников контрактной службы, т. е. тех, к чьей деятельности предъявляются определенные квалификационные требования.

Подробнее об этом — в нашей статье.

О профстандартах и квалификации подробно говорится в ст. 195.1 ТК РФ. Именно определение уровня квалификации сотрудника и есть основная цель аттестации. И для установления этого уровня с июля 2016 года следует пользоваться только профстандартами.

Итоги

Аттестация — это проверка профессиональной квалификации, уровня подготовки сотрудника. По итогам аттестации делается вывод о том, соответствует ли его профессиональный уровень занимаемой им должности (выполняемой работе).

Аттестация некоторых категорий сотрудников проводится регулярно — обычно не реже раза в 5 лет. На ряде частных предприятий, для которых обязанность по проведению аттестации законодательно не установлена, эта процедура применяется с целью проверки уровня квалификации сотрудников, чтобы иметь возможность уволить тех, чьи результаты окажутся неудовлетворительными.

В ТК РФ порядок проведения аттестации четко не прописан, поэтому каждое предприятие разрабатывает собственный. Для этого следует утвердить такой локальный нормативный акт, как положение о проведении аттестации. По итогам аттестации руководитель принимает решение об увольнении или поощрении аттестуемых сотрудников.

  • Трудовой кодекс РФ
  • Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ
  • Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: