Права и обязанности работников службы внутреннего аудита

Обновлено: 20.05.2024

Так что мы остановимся на аудите, который предписан большинству компаний.

Зачем нужен внутренний аудит

Здесь самое время вспомнить, что у аудита есть более широкое значение.

Речь идёт не только о проверке финансовой отчётности, но и об инспекции деятельности вашей организации в целом. Цифрам, конечно, необходимо уделить основное и приоритетное внимание. Но если есть возможность копнуть глубже, погрузиться в процессы, то лучше это сделать.

Результаты такого аудита нужны не для предъявления проверяющим органам. Инспекции необходимы прежде всего руководителям бизнеса, чтобы достигнуть нескольких целей:

  • Проверить достоверность отчётности и увидеть, как на самом деле обстоят дела с финансами. Конечно, если работа ведётся ответственно, вы и так в курсе, что происходит. Но от ошибок никто не застрахован. Аудит позволит убедиться, что с документами всё в порядке.
  • Определить, насколько эффективно работает компания и её подразделения.
  • Выявить и оценить риски, с которыми организация сталкивается во время работы.
  • Подготовиться к общению с инвестором или кредитором. Заключения аудита красноречиво продемонстрируют, как идут дела в фирме.
  • Найти статьи для экономии.

Что стоит проверить во время внутреннего аудита

Ограничений нет, но обратите внимание на эти пункты:

  • Финансовая отчётность. Мы уже обсудили важность проверки бухгалтерских документов, здесь всё ясно.
  • Налоги. Что и когда платится, вовремя ли бумаги передаются в ФНС, нет ли недостач, оптимально ли выбран налоговый режим и так далее.
  • Соответствие законам и нормативным актам. Все ли процессы отлажены с точки зрения законодательств и не найдут ли инспекторы, если придут, нарушений. Причём вспомнить стоит обо всех проверяющих — пожарных, экологах и так далее.
  • Информационная безопасность. Как хранятся документы и данные, обучены ли сотрудники не подвергаться атакам злоумышленников.

Как организовать внутренний аудит

Есть несколько основных этапов.

Определить, кто будет проводить аудит

Главное условие здесь — независимость. Скажем, просить бухгалтера проверить финансовые отчёты по очевидным причинам странно. Он же сам их составлял. Нужен кто‑то с независимым взглядом. Но при этом важно, чтобы человек разбирался в вопросе, который будет инспектировать.

Внутренним аудитом могут заниматься сотрудники предприятия, отдельное подразделение, если оно есть, или сам руководитель. Можно также привлечь подрядчика.

Издать приказ руководителя

В бумаге стоит указать даты проверки, указать, кто её проводит и на каких условиях.

Определиться, чего вы хотите от инспекции

Перед внутренним аудитом нужно составить документы. В них фиксируется, зачем проводится проверка, то есть каких целей вы хотите достигнуть. Также стоит прописать, кто чем будет заниматься, как и что будут проверять аудиторы, как они должны представить свои выводы. Не забудьте указать, по каким критериям будет оцениваться эффективность работы проверяющих. Это особенно важно, если привлечён подрядчик и с ним надо расплачиваться.

Приступить к проверке

Ответственные лица проверяют документы, беседуют с сотрудниками, делают всё то, что от них требуется.

Составить отчёт об аудите

В целом можно руководствоваться этим планом. Или оформить его по‑другому, если это документ исключительно для внутреннего пользования.

Изучить отчёт и решить, что делать дальше

Если аудит проводится не для галочки, полученную информацию надо проанализировать и понять, как быть. Например, привести документы в соответствие с законами или перестроить процессы в неэффективном подразделении.

Однако важно не рубить сплеча. Надо не только изучить отчёт, но и понять, как и почему могли появиться описанные в нём ошибки. Стоит также учитывать, что иногда проверяющие слишком стараются найти недочёты и в результате обнаруживают проблемы там, где их нет. В общем, не спешите карать и миловать не разобравшись.

Как часто нужно проводить внутренний аудит

Сроки устанавливаются руководителем компании. На деле необходимо исходить из специфики фирмы и её потребностей. Например, если организация маленькая и документов немного, а для проверки надо оторвать часть сотрудников от их непосредственной работы, вряд ли нужно проводить аудит часто. Ну а если это огромная фирма, возможно, стоит делать инспекции несколько раз в год.

Пишу для Лайфхакера о деньгах, праве и правах, вещах, которые помогают жить проще, лучше и веселее. И конечно, проверяю советы на себе: получаю налоговые вычеты, подаю декларации онлайн, а ещё досрочно выплатила ипотеку и вынудила почту найти мою посылку.

Чтобы улучшить функционирование системы внутреннего контроля, в компании формируют ревизионную службу, подразделение внутреннего аудита и службу внутреннего контроля. Данные контрольно-ревизионные подразделения взаимосвязаны между собой, являются единым целым, однако у каждого из них свои цели и задачи.

В статье рассмотрим актуальные вопросы, связанные с организацией службы внутреннего аудита. Вы узнаете, кто может быть внутренним аудитором, как правильно и рационально организовать службу внутреннего аудита, на что обращать внимание в ходе этого процесса.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Под внутренним аудитом понимают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности компании и ее бизнес-процессов, которая регламентируется внутренними документами организации.

Общая цель внутреннего аудита — содействовать органам управления компании в повышении эффективности управления организацией, совершенствовании ее финансово-хозяйственной деятельности.

Цели внутреннего аудита в конкретной компании устанавливают во внутреннем нормативном документе (регламенте, Положении о внутреннем аудите и т. д.).

Основные задачи внутреннего аудита:

  • организация и функционирование системы внутреннего аудита для определения уровня эффективности работы подразделений и организации в целом;
  • удовлетворение потребности органов управления компанией в части предоставления контрольной информации о функционировании бизнес-процессов, достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Задачи внутреннего аудита конкретной компании определяют с учетом имеющихся ресурсов, особенностей и приоритетов деятельности.

Собственники компании уделяют большое внимание бюджетированию и выполнению утвержденных планов, поэтому в организации налажена система внутреннего аудита. Задачи внутреннего аудита: проверять бухгалтерскую отчетность, контролировать достоверность разрабатываемых бюджетов, обоснованность используемых экономических методик.

Для эффективного выполнения этих задач в функционал внутреннего аудитора были внесены соответствующие нормы, определяющие его права и обязанности в данном вопросе.

Положение о внутреннем аудите компании дополнили разделами, оговаривающими функционал внутреннего аудита в части проверки выведения плановых данных, сопоставления их с фактом, оценки отклонений. Были прописаны права и обязанности внутренних аудиторов в отношении этих вопросов.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ВНУТРЕННИМ АУДИТОРОМ?

Однозначно не работники бухгалтерии. Дело даже не в недоверии. Просто получится, что они будут проверять сами себя. Заблуждаясь в каком-либо вопросе, они не выявят ошибку при проверке. Ни о какой независимости проверяющего в данном случае не может быть и речи.

Работники других подразделений также не могут быть внутренними аудиторами в силу квалификации и собственной заинтересованности.

Все доводы свидетельствуют о том, что внутренний аудит проводит или специальный работник самой организации — внутренний аудитор, или специальное подразделение организации — служба внутреннего аудита.

Справится один специалист или нужна целая структура (служба, отдел), зависит от:

  • требований руководства предприятия;
  • целей и задач, поставленных перед внутренним аудитом.

ПРИМЕР 1

Компания занимается производством продуктов питания. Оборот компании составляет около 500 млн руб. в год. Численность персонала превысила 100 человек. Предприятие имеет два филиала, расположенных в разных областях региона.

Руководство компании помимо ежемесячного контроля бухгалтерской отчетности хотело бы периодически получать информацию о достоверности формируемых управленческих отчетов, бюджетов, а также об эффективности бизнес-процессов в филиалах.

С учетом такого объема работ было принято решение организовать отдел внутреннего аудита, так как один человек не справится со всеми поставленными задачами. Для начала в штат отдела ввели двух специалистов.

Нередко количество внутренних аудиторов рассчитывают исходя из нормирования трудовых процессов по данной специальности и с учетом периодичности исполнения обязанностей (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно).

ПРИМЕР 2

Чтобы определить потребность в аудиторах для формируемой службы внутреннего аудита, численность сотрудников службы рассчитали в соответствии с функциональным содержанием труда (см. таблицу).

При расчете ежегодных и ежеквартальных функций исходили из 247 рабочих дней, что дает среднемесячное число рабочих дней в размере 20,58 (247 раб. дн. / 12 мес.).

Расчет численности сотрудников службы внутреннего аудита в соответствии с функциональным содержанием труда

Функции

Периодичность исполнения

Трудоемкость (рабочих часов в день)

Пересчет ежегодных и еженедельных временных норм работ в среднедневные рабочие часы

Проверка платежной дисциплины (порядка согласования платежей, сумм, получателей)

Анализ договоров с покупателями и поставщиками (стоимость, сроки, условия, подписанты и т. д.)

Сверка данных бухучета, требующих особого контроля, с утвержденными плановыми показателями

Подготовка ежедневного отчета о контроле совершенных операций и сделок

Анализ эффективности бизнес-процессов в филиалах и на предприятии в целом

Контроль работы с дебиторской и кредиторской задолженностью

Презентация результатов работы руководству предприятия

Всесторонний анализ показателей бухгалтерской отчетности, проверка взаимосвязи показателей, выполнения плана

(30 ч / 20,58 раб. дн. в месяце)

Оформление отчета по результатам внутреннего аудита

(3 ч / 20,58 раб. дн.)

Анализ рабочей документации

(100 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка правильности расчета налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, страховым взносам

(40 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка операций с капитальными вложениями, основными средствами, нематериальными активами

(24 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка операций с запасами, фактического наличия запасов путем инвентаризации

(16 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка расчетов по оплате труда и прочим операциям, расчетов с подотчетными лицами

(16 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка кассовых операций, фактического наличия денежных средств путем инвентаризации

(6 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка формирования выручки, себестоимости, финансового результата

(16 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка операций по кредитам и займам полученным

(3 ч / 20,58 раб. дн.)

Разработка предложений по усовершенствованию методологии ведения бухучета, системы бухучета, автоматизации процессов

(32 ч / 20,58 раб. дн.)

Презентация результатов работы руководству предприятия

(2 ч / 20,58 раб. дн.)

Всесторонний анализ показателей годовой бухгалтерской отчетности, проверка взаимосвязи показателей, выполнения плана

(24 ч / 247 раб. дн. в году)

Презентация результатов работы за год руководству (общее количество)

(6 ч / 247 раб. дн. в году)

Итого

25 ч 55 мин

Таким образом, общая среднедневная трудоемкость функций по внутреннему аудиту исходя из запланированных объемов работ составляет 25 ч 55 мин ежедневно. С учетом восьмичасового рабочего дня понадобится не менее трех специалистов.

На основании этого расчета в штатное расписание формирующейся службы внутреннего аудита ввели три штатные единицы.

Важный момент: служба внутреннего аудита должна быть максимально независимой, подчиняться только собственникам и руководителю компании (возможно, заместителю руководителя). Это позволит избежать возможного давления на аудиторов со стороны разного ранга руководителей данной организации.

Требования к квалификации внутреннего аудитора в разных компаниях могут отличаться:

  • высшее экономическое и высшее юридическое образование;
  • знание определенных языков;
  • наличие профессионального аттестата;
  • опыт работы и т. д.

ПО ЗАКОНУ


7 МИН

Как провести внутренний аудит

Задача внутреннего аудита — предугадать финансовые риски и повысить эффективность менеджмента. Разбираемся, как проверить работу собственной компании.


Что такое внутренний аудит компании

Внутренний аудит — это форма контроля деятельности организации изнутри. Процедура помогает руководству проверять финансовое состояние бизнеса и достоверность отчётности. Главная цель внутреннего аудита — выявить риски и усовершенствовать процессы после консультации аудитора.

В ходе аудита решаются следующие задачи:

  • определить уровень эффективности работы подразделений;
  • оценить риски и разработать предложения по их умению;
  • проконтролировать соблюдение стандартов и принципов корпоративного управления.

По закону все предприятия должны проводить общий внутренний контроль или, проще говоря, проверку хозяйственной деятельности. Процедуру и итоги проверки компания обязана регламентировать самостоятельно, но строгих требований в законе нет, ответственности за нарушение не предусмотрено.

Ч. 1 ст.19 402-ФЗ
П. 17 ч. 4 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013
П. 2 ч. 1 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013

Каким бывает внутренний аудит

Существует несколько видов внутреннего аудита. У каждого из них свои функции.

1

Операционный

Это контроль бизнес-процессов компании: эффективности работы подразделений, выполнения бизнес-планов, смет, политики управления и т. д.

1

Финансовый

Проверка системы бухгалтерского учёта и достоверности отчётности. Основная цель — оценить эффективность расходования средств компании и выявить риски.

1

Криминальный

Контроль рисков, связанных с нарушением норм законодательства. В первую очередь инспектируются налоговый учёт и платежи.

1

Аудит соответствия

Позволяет проверить, соблюдаются ли законы, нормы регулирования, отраслевые кодексы, корпоративная политика.

1

Экологический аудит

Его цель — проверить, выполняет ли компания требования по защите окружающей среды. Например, не превышен ли уровень вредных выбросов.

1

Аудит информационных технологий

Контроль безопасности информационных систем организации и эффективности процессов управления в области IT.

С чего начинается внутренний аудит

Согласно информации Минфина, положения о внутреннем контроле являются частью учредительных документов. В них прописывается общая процедура проверки. Детали проведения аудита индивидуальны для каждой организации и зависят от её структуры, масштабов, документооборота.

П. 11 ч. 3 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013

Проверка должна проходить на основании приказа руководителя, который содержит следующее:

  • даты проведения проверки;
  • кто проводит аудит;
  • условия для проведения внутреннего аудита;
  • способ контроля работы аудитора.

Факторы эффективной проверки

Важное условие — независимость и непредвзятость тех, кто проводит внутренний аудит. Нежелательно, чтобы в процедуре участвовали, например, сотрудники бухгалтерии, поскольку финансовая отчётность — один из главных объектов проверки.

Закон никак не регламентирует, кто именно должен проводить внутренний аудит. При этом Министерство финансов рекомендует несколько вариантов: например, аудитором может быть действующая комиссия из компетентных сотрудников, сам руководитель, если предприятие маленькое, а в больших компаниях — специально созданное для этого подразделение. Допустимо также приглашать внешних консультантов.

Сроки и частота проверки устанавливается руководителем. Проводить аудит можно как угодно часто. Эффективным считается аудит бухгалтерской отчётности и налоговых выплат раз в квартал, средняя продолжительность процедуры — 3–4 недели. Если для проверки нанимается аудиторская компания, сроки прописываются в договоре.

Как проводится внутренний аудит организации

Первый этап — планирование, для проверяющих готовят методологические документы. Они должны описывать:

  • цели и объекты внутреннего аудита предприятия;
  • процедуру контроля;
  • распределение обязанностей и функции внутренних или приглашённых аудиторов;
  • требования к оформляемым документам;
  • критерии оценки результатов контроля.

Перед каждой проверкой составляется чек-лист. Он включает в себя предмет и метод проверки, сроки, контрольные вопросы, план выборочных бесед с работниками, результаты проверки и комментарии проверяющих.

Второй этап — открытие аудита, ответственные рассказывают сотрудникам о ходе предстоящей проверки и отвечают на вопросы. После этого начинается процедура по установленному заранее чек-листу.

Третий этап — подведение итогов и написание аудиторского отчёта. Результат внутренней проверки, как правило, получает владелец бизнеса или генеральный директор.

Аудиторское заключение должно содержать следующую информацию:

  • название и реквизиты проверяемой организации;
  • сведения об аудиторе;
  • описание предмета проверки (например, перечень отчётности с указанием периода, за который она составлена);
  • сведения о работе, которую проделал аудитор;
  • описание найденных нарушений;
  • указание на документ или бизнес-процесс, в котором обнаружено нарушение;
  • ссылки на документ, регламентирующий вопрос;
  • перечисление всех возможных санкций за обнаруженные нарушения;
  • список мер для устранения нарушений.

Согласно Международному стандарту аудита , проверяющий должен сообщить руководству организации о нарушениях и согласовать сроки их устранения.

При этом по итогам финансовой проверки аудиторская организация или индивидуальный аудитор обязаны уведомить уполномоченные органы, если заподозрили проверяемую компанию в отмывании денег, а Федеральная налоговая служба имеет право потребовать у аудитора предоставить информацию, которую тот получил в ходе проверки.

Председатель Совета российского Института внутренних аудиторов (ИВА),
член Экспертного совета при ФСФР РФ

Службы внутреннего аудита российских компаний относительно молоды. Но независимо от того, как долго существует в компании внутренний аудит, задачей первостепенной важности, от решения которой во многом будет зависеть эффективность работы внутренних аудиторов, является формирование правильной структуры подчиненности данного подразделения.

О независимости службы внутреннего аудита

Кому подчиняться?

Функциональная подчиненность/подотчетности СВА в иностранных (исследования NACD и IIA) и российских (исследования ИВА-РИД и ИВА-ISACA) компаниях

Национальная ассоциация корпоративных директоров США (NACD), 2000 Международный Институт внутренних аудиторов(IIA), 2003 ИВА-РИД, 2003 ИВА-ISACA, 2005
Совету директоров (комитету по аудиту) 29% 53% 37% 46%
Генеральному директору 26% 22% 48% 27%
Финансовому директору 38% 19% 15% 19%
Другое 7% 6% 8%

Значимость фигуры руководителя СВА

Учитывать специфику

В вопросе подчиненности службы внутреннего аудита следует также учитывать специфику организации. Так, во многих компаниях с существенной долей государственного участия в состав советов директоров не входят независимые директора. (Представитель государства в совете директоров, по определению, не может считаться независимым директором.) Как признают сами компании, независимые директора могут быть приглашены в советы директоров лишь в случае соответствующего решения Правительства РФ. Но даже если в состав совета директоров избираются независимые директора, их реальное влияние на деятельность совета невелико. В большинстве случаев представители государства в совете директоров голосуют единым блоком в соответствии с директивами, полученными от своих ведомств. Высшее должностное лицо (президент, генеральный директор) может назначаться напрямую главным акционером (государством), что, с одной стороны, повышает ответственность высшего должностного лица перед главным акционером, а с другой — усиливает отстраненность совета директоров от контроля за деятельностью исполнительного руководства. Кроме того, представители государства в советах директоров часто являются высокопоставленными чиновниками федерального или регионального уровней, что может привести к излишней политизированности их позиции.
Перечисленные факторы не способствуют эффективному взаимодействию совета директоров и службы внутреннего аудита в компании с существенной долей государственного участия. В самом неблагоприятном случае внутренний аудит может превратиться в некий инструмент политического воздействия, используемый отдельными членами или советом директоров в целом.
Или, например, представим достаточно распространенную ситуацию, когда владелец компании фактически управляет ею, совмещая функции собственника и менеджера. Если при этом создан совет директоров, он играет чисто консультативную роль. Оптимальной в этом случае представляется подотчетность службы внутреннего аудита владельцу компании, а не совету директоров.

Заключение

Председатель Совета российского Института внутренних аудиторов (ИВА),
член Экспертного совета при ФСФР РФ

Службы внутреннего аудита российских компаний относительно молоды. Но независимо от того, как долго существует в компании внутренний аудит, задачей первостепенной важности, от решения которой во многом будет зависеть эффективность работы внутренних аудиторов, является формирование правильной структуры подчиненности данного подразделения.

О независимости службы внутреннего аудита

Кому подчиняться?

Функциональная подчиненность/подотчетности СВА в иностранных (исследования NACD и IIA) и российских (исследования ИВА-РИД и ИВА-ISACA) компаниях

Национальная ассоциация корпоративных директоров США (NACD), 2000 Международный Институт внутренних аудиторов(IIA), 2003 ИВА-РИД, 2003 ИВА-ISACA, 2005
Совету директоров (комитету по аудиту) 29% 53% 37% 46%
Генеральному директору 26% 22% 48% 27%
Финансовому директору 38% 19% 15% 19%
Другое 7% 6% 8%

Значимость фигуры руководителя СВА

Учитывать специфику

В вопросе подчиненности службы внутреннего аудита следует также учитывать специфику организации. Так, во многих компаниях с существенной долей государственного участия в состав советов директоров не входят независимые директора. (Представитель государства в совете директоров, по определению, не может считаться независимым директором.) Как признают сами компании, независимые директора могут быть приглашены в советы директоров лишь в случае соответствующего решения Правительства РФ. Но даже если в состав совета директоров избираются независимые директора, их реальное влияние на деятельность совета невелико. В большинстве случаев представители государства в совете директоров голосуют единым блоком в соответствии с директивами, полученными от своих ведомств. Высшее должностное лицо (президент, генеральный директор) может назначаться напрямую главным акционером (государством), что, с одной стороны, повышает ответственность высшего должностного лица перед главным акционером, а с другой — усиливает отстраненность совета директоров от контроля за деятельностью исполнительного руководства. Кроме того, представители государства в советах директоров часто являются высокопоставленными чиновниками федерального или регионального уровней, что может привести к излишней политизированности их позиции.
Перечисленные факторы не способствуют эффективному взаимодействию совета директоров и службы внутреннего аудита в компании с существенной долей государственного участия. В самом неблагоприятном случае внутренний аудит может превратиться в некий инструмент политического воздействия, используемый отдельными членами или советом директоров в целом.
Или, например, представим достаточно распространенную ситуацию, когда владелец компании фактически управляет ею, совмещая функции собственника и менеджера. Если при этом создан совет директоров, он играет чисто консультативную роль. Оптимальной в этом случае представляется подотчетность службы внутреннего аудита владельцу компании, а не совету директоров.

Заключение

Читайте также: