Ходатайство в трудовую инспекцию о рассмотрении дела в отсутствие должностного лица

Обновлено: 16.05.2024

Именно в протоколе. В любом месте. Хоть на полях. Но обычно там предусмотрено место для этого.

Возникают ситуации, когда ИДПС предлагает написать ходатайство на отдельном листе или на специальном бланке. А потом эти листы пропадают и получатся, что никакого ходатайства не было.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Статья 24.4. Ходатайства

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

ОБЗОР

законодательства и судебной практики
Верховного Суда Российской Федерации
за третий квартал 2010 года

Вопрос 4. Может ли судья, орган, должностное лицо отказать лицу, привлекаемому к административной ответственности, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства в случае, если такое ходатайство было направлено в суд телеграммой?

Ответ. Согласно ч.1 ст.24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьёй, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

В соответствии с ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Произвольный отказ в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, не допускается, а право лица на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено лишь при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по делу об административном правонарушении. Аналогичная позиция содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утверждённом постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 г.

Вместе с тем судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, необходимо учитывать, что в силу ч.2 ст.24.4 КоАП РФ единственным условием, которое должно быть выполнено лицами, участвующими в деле, при подаче ходатайства по делу об административном правонарушении, является соблюдение письменной формы ходатайства.

Поскольку всеми процессуальными правами по делу об административном правонарушении наделены только участники производства по делу об административном правонарушении, лица, уполномоченные на это законом, либо лица, представляющие их интересы, судья при поступлении телеграммы с ходатайством о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, должен установить факт заявления такого ходатайства именно тем лицом, в отношении которого ведётся производство по делу, либо его защитником, уполномоченным в установленном порядке на совершение таких действий, то есть проверить достоверность волеизъявления такого лица об изменении подсудности рассмотрения дела.

В связи с этим, обсуждая ходатайство, судья должен располагать подтверждением того, что телеграмма направлена лицом, в отношении которого ведётся производство по делу.

Поэтому в случае заявления ходатайства путём направления телеграммы необходимо руководствоваться Правилами оказания услуг телеграфной связи, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 222 (далее — Правила), которые являются обязательными как для операторов связи, так и для её пользователей.

В соответствии с п.44 Правил при необходимости передачи адресату данных о фамилии и адресе лица, направившего телеграмму, эти данные должны включаться отправителем в текст телеграммы.

В связи с тем, что информация о месте жительства (адресе) лица, заявившего ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства, а также о его фамилии, имени и отчестве является необходимой для идентификации его как участника производства по делу об административном правонарушении и решении вопроса о направлении дела по территориальной подсудности в случае удовлетворения соответствующего ходатайства, данные сведения должны быть указаны в тексте телеграммы в обязательном порядке.

По общему правилу, ходатайство, заявленное в письменном виде, помимо сведений о лице, его заявившем, должно содержать и подпись такого лица.

Учитывая вышеизложенное, телеграмма заявителя о подаче соответствующего ходатайства должна быть оформлена в соответствии с п.51 Правил, то есть его подпись должна быть заверена оператором связи.

Таким образом, ходатайство по делу об административном правонарушении должно быть подано путём направления в суд телеграммы с учётом перечисленных выше требований.

При условии, что в телеграмме содержатся указанные выше сведения о таком лице и его подпись, заверенные в установленном порядке оператором связи, а также отсутствуют какие-либо иные основания для отказа в удовлетворении соответствующего ходатайства, судья, орган, должностное лицо не вправе отказать лицу, привлекаемому к административной ответственности, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства только на том основании, что ходатайство было направлено в суд телеграммой.

Могут ли рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, если оно ходатайствовало о переносе рассмотрения дела из-за неблагоприятной сантитарно-эпидемиологической обстановки?

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, которое ходатайствовало о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, является незаконным, поскольку лишает права лица на защиту.

В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступало ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом лицо вправе давать объяснения по существу правонарушения, а также по содержанию протокола, данному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе, ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом, он вправе делать замечания, протокол подписывается данным лицом.

Статьей 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому при рассмотрении дела устанавливается факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке; разъясняются лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, при необходимости - иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

При рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении физическое лицо или законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении и переносе рассмотрения дела об административном правонарушении.

На территории Пермского края введен режим повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19). Указом Губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121 (ред. от 12.11.2020) определены мероприятия, реализуемые в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае.

При рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении им не могут быть проигнорированы вышеуказанные положения Указов, а также нормы, установленные Роспотребнадзором.

Действия административного органа при отказе в удовлетворении ходатайства лица об отложении составления протокола об административном правонарушении и переносе рассмотрения дела, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, не позволяют лицу, привлекаемому в административной ответственности, реализовать свои права на защиту, поскольку физическое лицо, законный либо полномочный представитель не может явиться в административный орган, не создав при этом возможную угрозу жизни и здоровью себе, должностному лицу и иным лицам.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

(подготовлено прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Захаровым Е.В.)

Прокуратура
Пермского края

Прокуратура Пермского края

25 ноября 2020, 10:54

Могут ли рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, если оно ходатайствовало о переносе рассмотрения дела из-за неблагоприятной сантитарно-эпидемиологической обстановки?

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, которое ходатайствовало о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, является незаконным, поскольку лишает права лица на защиту.

В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступало ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом лицо вправе давать объяснения по существу правонарушения, а также по содержанию протокола, данному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе, ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом, он вправе делать замечания, протокол подписывается данным лицом.

Статьей 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому при рассмотрении дела устанавливается факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке; разъясняются лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, при необходимости - иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

При рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении физическое лицо или законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении и переносе рассмотрения дела об административном правонарушении.

На территории Пермского края введен режим повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19). Указом Губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121 (ред. от 12.11.2020) определены мероприятия, реализуемые в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае.

При рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении им не могут быть проигнорированы вышеуказанные положения Указов, а также нормы, установленные Роспотребнадзором.

Действия административного органа при отказе в удовлетворении ходатайства лица об отложении составления протокола об административном правонарушении и переносе рассмотрения дела, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, не позволяют лицу, привлекаемому в административной ответственности, реализовать свои права на защиту, поскольку физическое лицо, законный либо полномочный представитель не может явиться в административный орган, не создав при этом возможную угрозу жизни и здоровью себе, должностному лицу и иным лицам.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

(подготовлено прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Захаровым Е.В.)

Трудовая инспекция может прийти к работодателю и проверить, как он соблюдает права работников и трудовое законодательство. Если при проверке найдут нарушения, работодателя могут оштрафовать на сумму до 200 000 ₽ или даже запретить работать.

Рассказываем, что проверяет трудовая инспекция и как подготовиться к проверке, чтобы избежать штрафов и других негативных последствий.

Статья будет полезна ИП с сотрудниками, руководителям компаний и специалистам по персоналу.

Что проверяет трудовая инспекция

Государственная инспекция труда, сокращенно — ГИТ, проверяет, как работодатели соблюдают Трудовой кодекс и правила охраны труда: верно ли оформляют документы, есть ли задержки в выплате зарплаты и в каких условиях трудятся работники.

Если инспекция найдет нарушения, то выпишет работодателю предписание, по которому он обязан будет их устранить. Если проигнорировать предписание, инспекторы придут снова и накажут строже.

Проверить работодателя могут двумя способами: запросить документы или приехать по юридическому адресу. В первом случае это называют документарной проверкой, во втором — выездной.

Документарная проверка. В этом случае трудовой инспектор не приезжает в компанию, а запрашивает документы удаленно. Работодатель должен прислать нужные документы по эл. почте, обычной почтой, курьером или самостоятельно привезти по адресу трудовой инспекции.

Выездная проверка. При выездной проверке инспекторы приедут на место работы: в офис, больницу, школу или на завод.

Например, на работодателя поступила жалоба о том, что в компании по производству красок сотрудникам не выдают рабочую обувь. Проверяющие приедут на производство, посмотрят, в каких условиях работают сотрудники, и могут задать им уточняющие вопросы.

Обе проверки могут проходить как в плановом режиме, так и во внеплановом.

Плановая проверка. Ежегодно Роструд публикует план проверок, где указывает тех работодателей, к которым придут проверяющие. О такой проверке работодателям напоминают за три рабочих дня.

Плановые проверки проводят в зависимости от присвоенной работодателю категории риска.

Чем выше риск работодателя, тем чаще его проверяют:

  • Высокий риск — раз в 2 года.
  • Значительный риск — раз в 3 года.
  • Средний риск — раз в 5 лет.
  • Умеренный риск — раз в 6 лет.

Если работодателя относят к категории низкого риска, то плановых проверок не проводят. К таким работодателям могут приехать только с внеплановой проверкой.

Внеплановая проверка. Причин для внеплановой проверки может быть две:

  1. Жалоба сотрудника или группы сотрудников.
  2. Истек срок предписания на устранение нарушений. Это значит, что трудовая инспекция ранее приходила с проверкой, выявила нарушения и потребовала их устранить в положенный срок, чего работодатель не сделал.

В этом случае работодателя должны уведомить не позднее чем за сутки до начала проверки. Исключение — если жизни и здоровью сотрудников угрожает опасность.

Причины жалоб сотрудников в трудовую инспекцию

За что сотрудники чаще всего жалуются на работодателя:

Другая популярная причина внеплановой проверки: работодателю уже выписали предписание, а он не устранил нарушения в срок. О том, что такое предписание и в какие сроки нужно устранять нарушения, расскажем дальше.

В отличие от плановых, внеплановых проверок может быть сколько угодно. Если на работодателя поступают жалобы, ГИТ приедет снова.

Какие документы проверяет трудовая инспекция

В законе нет точного списка документов, которые требуют инспекторы при проверке. Это могут быть любые документы по кадрам и охране труда за любой период.

В приказе о проведении проверки указывают список документов, которые понадобятся. Их нужно привести в порядок и подготовить заранее.

Пример того, что может запросить ГИТ:

  • учредительные документы;
  • трудовые договоры с сотрудниками;
  • личные карточки;
  • должностные инструкции;
  • штатное расписание;
  • приказы, например при приеме и увольнении;
  • трудовые книжки, если они есть;
  • документы об оплате труда, например положение об оплате труда;
  • график отпусков;
  • расчетные листки;
  • больничные листы;
  • положение о защите персональных данных;
  • табели учета рабочего времени.

Если тема проверки — требования по охране труда, инспекторы могут запросить, например, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте или протоколы проверки знаний требований охраны труда работников.

За что трудовая инспекция накажет работодателя

Расскажем о наиболее частых нарушениях, за которые может наказать трудовая инспекция.

Задержка зарплаты. По трудовому договору работодатели обязаны выплачивать зарплату не реже чем дважды в месяц и присылать расчетный листок. Исключение — сдельная оплата, при которой работодатель платит по факту выполненной работы.

Неполный пакет документов. Работодатели обязаны правильно оформлять документы на всех этапах отношений с сотрудниками. Если работодатель не заполнил хоть один из них — это нарушение. Например, если при приеме на работу сотрудника, переводе или увольнении не оформили соответствующие приказы.

Неправильный вид трудового договора. Если неправильно закрепить рабочие отношения с сотрудником и он пожалуется — это повод для проверки. Например, компания оформила сотрудника по договору ГПХ, а по факту требует от него быть в офисе с 9 до 18, соблюдать дресс-код и рабочую дисциплину.

Отсутствие индексации зарплаты. Если сотрудник работает давно, а зарплата не меняется, для трудовой инспекции это повод провести проверку. По закону все работодатели должны индексировать зарплаты сотрудников, но как часто — на усмотрение работодателя, в соответствии с локальным нормативным актом.

Работодатель не индексировал зарплаты и проиграл суд

Инспекторы ГИТ пришли с проверкой к работодателю и выяснили, что он не индексирует зарплаты сотрудникам. За такое нарушение ему выписали предупреждение.

Директор компании не согласился с таким решением и обратился в суд. По его словам, он применял альтернативный способ мотивации сотрудников: платил надбавку за сложность и напряженность.

Суд постановил, что индексация оклада должна быть обязательно, независимо от дополнительных выплат. Предупреждение ГИТ оставили в силе.

Нет графика отпусков. По закону каждый сотрудник должен ежегодно ходить в отпуск. Для этого заранее составляют график отпусков. Если такого нет у работодателя и ему нечем подтвердить, что сотрудники отдыхают, это нарушение.

Неполный расчет при увольнении. В последний день работы сотрудника работодатель обязан подготовить и выдать все необходимые документы при увольнении, а также полностью его рассчитать.

К выплатам при увольнении относятся:

  • зарплата за отработанные дни;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • выходное пособие, если сотрудника увольняют по сокращению или ликвидации организации.

Задерживать расчет нельзя. Если в последний день сотрудник не работал, например по болезни, выплатить деньги нужно не позднее следующего дня после того, как он прислал письменное требование о расчете.

Права работодателей при проверке

По закону работодатель имеет право:

  • присутствовать во время проверки;
  • давать устные и письменные объяснения;
  • получать информацию о цели проверки, основаниях, документах, которые будут проверять;
  • ознакомляться с документами по проверке, например с приказом трудовой инспекции на ее проведение;
  • ознакомляться с результатами проверки и, если нужно, указывать свое несогласие с ее результатами;
  • обжаловать результаты проверки.

Во время проверки не обязательно должен быть руководитель компании. Помимо него контролировать процесс проверки может сотрудник с доверенностью.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции

Плановые и внеплановые выездные проверки проходят по одному сценарию, за исключением некоторых нюансов.

Расскажем об этом подробнее.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции

Обычно проверка ГИТ состоит из четырех этапов

Работодателя уведомляют о проверке. Проверку проводят на основании распоряжения или приказа. Приказ издает руководитель инспекции или другое должностное лицо, например заместитель руководителя. В приказе указывают конкретных сотрудников, которые будут проводить проверку. Люди, которые не указаны в приказе, не могут приходить с проверкой в компанию и смотреть документы.

Что должно быть в приказе:

  • наименование трудовой инспекции, от которой приедут проверяющие;
  • ФИО и должности инспекторов, которые приедут, и приглашенных экспертов, если они будут;
  • цель проверки и срок ее проведения;
  • основания для проведения проверки;
  • список документов, которые должен представить работодатель;
  • дата начала и дата окончания проверки.

Уведомить работодателя могут по эл. почте или заказным письмом по юридическому адресу.

Приказ о проведении проверки трудовой инспекции

Настоящий приказ занимает 3-4 страницы. В этом примере мы собрали основные пункты из приказа, на которые нужно обратить внимание

Трудовые инспекторы приезжают и проводят проверку. Перед тем как допускать проверяющих, работодатель имеет право убедиться, что пришли те люди, которые указаны в приказе. Для этого инспекторы предъявляют свои удостоверения, а работодатель может сверить данные с указанными в приказе.

На общих основаниях срок проверки не может превышать 10 рабочих дней. Но есть исключения: для микропредприятий — от 15 до 40 часов, для малого бизнеса — до 50 часов.

У инспекторов есть ограничения, которых они должны придерживаться при проведении проверки.

Инспекторы не имеют права:

  • запрашивать документы, которые не относятся к данной проверке. Например, запрашивать журнал регистрации несчастных случаев на производстве при проверке задержки зарплат;
  • начинать проверять без руководителя, заместителя или другого работника, у которого есть доверенность;
  • незаконно распространять информацию о проверке. Например, инспектор проверял крупную компанию и потом стал рассказывать размеры зарплат и другую информацию конкурентам этой компании;
  • превышать установленные сроки проверки;
  • требовать оплату с работодателя за проведение проверки.

Работодатель может пожаловаться на незаконные действия инспектора: написать письмо руководителю трудовой инспекции или подать жалобу через интернет.

Например, можно оставить жалобу на сайте госуслуг.

Инспекторы оформляют результаты проверки. По окончанию проверки инспекторы должны составить акт с результатами в двух экземплярах.

Что указано в акте:

  • дата, время и место, где его составили;
  • наименование трудовой инспекции;
  • дата и номер приказа, которым назначили проверку;
  • ФИО и должности проверяющих, в том числе приглашенных экспертов;
  • ФИО ИП или название компании, а также ФИО сотрудника компании, который участвовал в проверке;
  • дата, время, место и продолжительность проверки;
  • результаты проверки: нарушения и информация о тех, кто совершил эти нарушения;
  • сведения о том, что работодатель ознакомлен с результатами проверки и согласен или не согласен с результатами;
  • подписи всех проверяющих инспекторов и приглашенных экспертов.

Если работодатель отказывается принимать и подписывать свой экземпляр акта, ему отправляют его заказным письмом по юридическому адресу с уведомлением о вручении.

Работодателю выдают предписание. Предписание — это документ, где указывают нарушения, которые нашли у работодателя, и срок, в который их нужно устранить. Если компания не исправит нарушения в указанный срок, инспекторы придут снова и смогут выписать штраф и даже запретить работать.

Как продлить срок предписания

Единой формы ходатайства нет, поэтому его можно написать в свободной форме.

Какая информация должна быть в ходатайстве:

  • адресат — инспекция, что выдала предписание;
  • реквизиты работодателя;
  • дата и номер предписания, по которому нужно устранить нарушения;
  • причины, по которым работодатель просит перенести сроки;
  • срок, который просит работодатель на устранение нарушений;
  • подпись руководителя или сотрудника, который имеет право подписи.

ГИТ рассматривает ходатайство в течение 3 рабочих дней с даты получения ходатайства, затем отправляет свое решение.

Как обжаловать результаты проверки

У работодателя есть право обжаловать предписание трудовой инспекции, если он не согласен с ним. Сразу в суд идти нельзя: сначала нужно подать досудебную жалобу.

Что указать в жалобе:

  • наименование инспекции, которая проводила проверку и выдала предписание;
  • данные работодателя: ФИО и адрес ИП или реквизиты и наименование компании;
  • указание, какое решение ГИТ хочет обжаловать работодатель. Можно обжаловать как все решение, так и отдельные пункты. Для этого нужно подробно расписать, почему вы не согласны, и приложить доказательства своей правоты;
  • дата и номер предписания.

Сделать это нужно в течение 10 календарных дней с того дня, когда выписали предписание. Трудовая инспекция будет рассматривать жалобу в течение 20 рабочих дней и может запросить дополнительные документы.

Как наказывают за нарушение трудового законодательства и охраны труда

В КоАП РФ перечислены штрафы и санкции, которые могут быть за нарушения прав сотрудников. Мы составили таблицу с наиболее частыми видами нарушений трудового законодательства и охраны труда и наказаниями за них.

НарушениеКак накажутПовторное наказаниеОснование
Работодатель не хочет оформлять трудовой договор или оформил неправильноИП — штраф от 5000 до 10 000 ₽

Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽

Должностные лица — дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽

Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 1000 до 5000 ₽

Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 5000 до 10 000 ₽

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 15 000 до 25 000 ₽

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 2000 до 5000 ₽

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

1

Процесс

Согласно действующему российскому законодательству на судебном заседании должны присутствовать все лица, заявленные в деле. Но допустимы ситуации, когда истец или ответчик имеют право не участвовать лично в деле, при этом предоставив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Рассмотрение дела в отсутствие одной из сторон

Присутствие всех заявленных судом лиц позволяет изучить проблему с разных сторон и вынести полноценный и справедливый вердикт. Неявка участников процесса в определенных ситуациях позволяет судье совершать следующее:

  • переносить слушание на другую дату;
  • отказывать в иске с возвратом документов;
  • рассматривать дело самостоятельно.

С процессуальной стороны законодательства не указана норма, которая обязывает гражданина лично участвовать в деле. Если же он располагает весомыми причинами не появляться в здании суда лично, то обязуется документально уведомить об этом судью или адвоката.

[attention type=red]Неявка в суд может обернуться негативными последствиями для участников гражданского процесса. Таким образом при невозможности гражданина появиться в суде по каким-либо личным причинам, имеющим уважительные основания, участник дела должен документально известить об этом суд.[/attention]

Основания

В процессуальном законодательстве основанием неявки истца, ответчика, свидетелей и иных лиц на судебное разбирательство является ходатайство. Это документальная форма прошения, где гражданин может изъявить желание или дать разрешение на рассмотрение дела без его личного присутствия, либо перенести судебное заседание на другое время. При этом в документе обязательно должны быть указаны уважительные для суда причины неявки:

  1. семейные обстоятельства;
  2. заболевание;
  3. получение повестки в день заседания (невозможность подготовиться к суду);
  4. служебная командировка;
  5. отъезд по личным делам;
  6. обстоятельства иного характера (пожар, авария, смерть родственника, несчастный случай).

Гражданин может не указывать точную причину своего отсутствия, но для документа будет достаточно указать одну из вышеперечисленных.

Правовые последствия

Последствия неявки без уважительной причины или без предупреждения регламентированы статьей 167 ГПК РФ:

  • Отказ в рассмотрении дела или перенос его на иную дату.
  • Рассмотрение дела в случае неявки кого-либо из лиц, если ими не было подано ходатайство, но суд самостоятельно признал причины отсутствия уважительными.
  • Наложение судебного штрафа за неуважение к суду (не было подано ходатайство) согласно статьям 122 и 123 ГПК РФ. Размер штрафа составляет для юридических лиц не выше 100 000 рублей, для должностных лиц и организаций не превышает 80 000 — 50 000 рублей, для граждан — 5 000 рублей.

Как составить ходатайство

Документальное уведомление суда позволяет провести дело в отсутствии гражданина или перенести разбирательство на иное время. Правила составления ходатайства не закреплены законодательством, но существуют определенные требования к оформлению:

  • письменный формат или на готовом бланке;
  • наличие “живых” подписей (не должно быть факсимиле);
  • соблюдение грамотности составления.

Гражданин может самостоятельно написать ходатайство либо за него это сделает юрист, что позволит грамотно изложить причины неявки.

О рассмотрении дела в отсутствие истца

Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии истца представляет собой прошение судье, позволяющее заявителю лично не являться на заседание:

  • указывается судебный статус заявителя — истец;
  • указывается желание продолжить рассмотрение дела с соглашением с доводами суда;
  • в прошении указывают отказ рассматривать дело и просят перенести его иную дату.

При написании ходатайства истец должен ссылаться на статью 167 ГПК РФ.

Ответчика

Ответчик (обвиняемое лицо) также имеет право не являться в зал заседания в назначенное время. Для этого достаточно подать ходатайство суду с указанием одной из основных уважительных причин.

Документ составляется согласно вышеизложенным правилам, обязательно указывается статус заявителя — ответчик и производится обязательная ссылка на статью 167 ГПК РФ.

Третьего лица

Иные участники суда также имеют право не участвовать в судебном деле (если не являются обязательными для посещения лицами, важными свидетелями, которые могут координально поменять решение). Третьи лица могут подать заявку в суд о рассмотрении дела без их присутствия.

При составлении ходатайства следует указывать статус заявителя (в качестве кого он приглашен в суд).

Представителя

Гражданин имеет право на представительство себе в суде. Для этого составляется ходатайство, в котором указывается следующее:

  1. ФИО представителя;
  2. паспортные данные, прописка, место регистрации;
  3. должность.

Чаще всего представителя в суде высылает юридическая фирма, организация. Данное право распространяется на недееспособных граждан (их интерес может представлять не только адвокат, но и заинтересованное лицо).

Образец заявления в суд о рассмотрении дела в отсутствие истца

Заявление составляется в свободной форме и отображает в содержании следующее:

  • Наименование суда и место его расположение;
  • Личные данные и процессуальный статус;
  • Наименование документа;
  • Реквизиты гражданского дела;
  • Рассмотрение дела без участия истца;
  • Причины неявки и ссылка на статью 167 ГПК;
  • Дата и подпись заявителя.

Дополнительно в ходатайстве можно заявить о направлении копии постановления на почту заявителю.

Подача ходатайства

Ходатайство подается несколькими способами:

  1. лично судье;
  2. через судебную канцелярию;
  3. заказным письмом почтой.

Заявление о рассмотрении дела в отсутствии истца не облагается государственными пошлинами, поэтому не требует оплаты.

Способы отложить заседание

Прошение о рассмотрении дела или его отложении оформляется как отдельным заявлением, так и включением просьбы в состав других заявлений или прошений, адресованных судейской канцелярии. Например, истец может заявить об отложении дела на требуемый срок в иске, а ответчик в ответных возражениях суду.

Также существуют иные способы для отложения заседания, их можно указать в ходатайстве:

  • привлечение третьих лиц;
  • вызов свидетелей или появление новых доказательств;
  • запрос на экспертизу; ;
  • обжалование определения суда;
  • привлечение специалистов или переводчиков.

“Ходатайство о рассмотрении дела в мое отсутствие” позволяет гражданам не являться в суд. Документ составляется согласно указанной выше форме и подается в канцелярию суда по месту рассмотрения иска. Если гражданин не предупредит о своей неявке, то суд вправе посчитать это за не уважение к себе и наложить денежный штраф.

Читайте также: