Права и обязанности научного работника

Обновлено: 15.06.2024

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 47. Правовой статус педагогических работников.

Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания ;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Научный работник – это…

В большинстве случаев под таким человеком понимают сотрудника научной организации, но данная трактовка в корне неверна, так как не учитывает требования и особенности индивида. Ведь в таком случае, даже уборщицу или дворника можно приписать к этой категории лиц.

Критерии звания научный сотрудник

Кто является научным сотрудником

Научный работник или научный сотрудник – именно так называют лица, которые трудятся во благо науки и родины, имея за плечами ученую степень или звание. Фактически это тот, кто непосредственно связан с наукой и ее развитием.

Кто может стать научным сотрудником?

Кто может стать научным сотрудником?

Как стать научным сотрудником?

Стать научным сотрудником непросто. Для начала необходимо выбрать подходящую профессию, специальность, освоить ее (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Уже на этапе выбора направления обучения у многих абитуриентов появляется множество вопросов: они не понимают, кем хотят стать, что им интересно, какими способностями они обладают.

Научные сотрудники — работники умственной отрасли, а это значит, что у них должны быть прекрасно развиты аналитические и логические способности.

Где трудятся научные работники?

Подвижники научной мысли редко трудятся на заводах, совмещая практику и теорию. В большинстве случаев они задействованы в научных организациях, ВУЗах, различных лабораториях, экспериментах и пр. Но для того, чтобы устроиться в конкретную научную организацию, им необходимо подтвердить свою квалификацию с помощью диплома об образовании.

Сфера деятельности научного сотрудника

Где могут работать научные сотрудники?

Труд научного работника всегда хорошо оплачиваемый. Размер зарплаты может зависеть от уровня образования (аспирантура или докторантура), наличия конкретных навыков, опыта работы в определенной сфере, отрасли и пр. При этом все рабочие вопросы регламентированы Трудовым кодексом и иным нормативными актами.

Научный сотрудник также будет иметь права и обязанности, действовать согласно должностной инструкции, штатному расписанию и прочим внутренним документам той организации, где он трудоустроен.

Какие требования предъявляют к научным работникам?

Научный сотрудник должен иметь за плечами ученую степень или звание, подтвердить ее наличие документально. Получить ученую степень можно только после защиты диссертации, а это значит, что научный сотрудник должен иметь опыт в выполнении научных исследований и их оформлении.

В некоторых организациях устанавливают конкретные требования к кандидатам:

  • наличие опыта работы (3-5 лет),
  • наличие научных публикаций в ВАК-изданиях или рецензируемых РИНЦ (не менее 10 штук),
  • наличие сертификатов подтверждающих участие в научных конференциях и симпозиумах за последние 3-5 лет;
  • и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Чем занимается научный сотрудник?

Работник научной организации занимается организацией и проведением научных изысканий, которые способствуют развитию научной мысли и прогресса, способствуют решению актуальных и важных проблем науки и отрасли и пр.

Финансированием исследований научных сотрудников занимается непосредственно сам ученый, организация (в которой он трудится) или государство (при помощи различных субсидий, грантов и пр.).

Научные работники также занимаются разработкой методических рекомендаций по проведению мероприятий, использованию полученных результатов. Помимо этого, они принимают участие в образовательной жизни, разрабатывая методички по написанию курсовых и дипломных работ, курируя студентов-дипломников и пр.

Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в становлении научного сотрудника на этапе обучения в аспирантуре или соискательства. Наши специалисты подготовят материал для выполнения диссертации, научной статьи или монографии с учетом всех заявленных заказчиком требований и пожеланий.

В нашем штате работают проверенные временем кадры: педагоги лучших ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, теоретики и практики. Высокое качество услуг и индивидуальный подход – гарантия успеха для каждого клиента. Мы готовы помочь в короткие сроки в любое время года. Оформить заявку можно на нашем сайте.


Ст. 22 входит в первый раздел ТК РФ, где дается основное представление о понятиях, которыми оперирует данный кодекс. Целью создания ТК РФ стало урегулирование взаимоотношений между двумя сторонами трудовых взаимоотношений: работником и работодателем (ст. 1, 15, 20 ТК РФ). Эти взаимоотношения имеют договорной характер (ст. 16 ТК РФ) и, соответственно, подразумевают наличие взаимных обязательств сторон.

Вот почему ст. 22 Трудового кодекса РФ, устанавливающая права и обязанности работодателя, в значительной степени перекликается с содержанием ст. 21 ТК РФ, определяющей права и обязанности работника. То, на что работник имеет право, работодатель обязан ему предоставить (обеспечить), и наоборот. Например:

  • у работника есть обязанность выполнять возложенные на него функции, а у работодателя — право требовать этого;
  • у работника имеется право на возмещение причиненного ему в связи с работой вреда (в т. ч. морального), а за работодателем закреплена обязанность по такому возмещению.

При этом списки прав и работника, и работодателя, а также обязанностей работника исчерпывающи, в то время как перечень обязанностей работодателя открыт. Это обусловлено тем, что, определяя основные принципы, на которых должны строиться трудовые отношения, ТК РФ допускает их индивидуализацию (расширение и дополнение) у каждого конкретного работодателя.

Делается это путем разработки внутренних нормативных актов. Однако ст. 8 ТК РФ однозначно запрещает включать в них нормы, ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством. Так что у работодателя в соответствии с внутренним нормативным документом могут появиться дополнительные обязанности, а у работника — нет.

Каков перечень прав, включенных в ст. 22 Трудового кодекса?

В ст. 22 ТК РФ указывается, что у работодателя есть право:

  • на заключение, изменение и расторжение трудовых соглашений;
  • требование об исполнении оговоренных трудовых функций, ответственном отношении к имуществу, соблюдении правил трудового распорядка;
  • ведение переговоров с коллективом работников и заключение коллективных договоров;
  • принятие внутренних нормативных актов (кроме работодателей-физлиц);
  • поощрение работника за ответственное отношение к работе и наказание за нарушения дисциплины и причинение ущерба;
  • создание объединений работодателей;
  • формирование производственных советов (кроме работодателей-физлиц);
  • реализацию прав, предоставляемых законодательством в части спецоценки условий труда.

На чем базируется главное право работодателя как стороны трудового соглашения?

Главным для работодателя всегда является право, основанное на возможности привлечь работника к труду в своих интересах и спросить с него за выполнение оговоренных требований. Оба эти вопроса рассматриваются в ТК РФ очень подробно и выделены в отдельные разделы кодекса.

В тексте каждого раздела есть указания на то, что процедуры оформления (изменения) трудовых отношений и наказания работников должны строго подчиняться правилам, установленным ТК РФ и иными законами федерального уровня. Несмотря на наличие такого указания, внимание к этому вопросу дополнительно привлечено и в статье 22 ТК РФ.

Важнейшей составной частью правовой основы взаимоотношений работника и работодателя являются внутренние нормативные акты, которые могут быть как отраслевыми, так и индивидуальными для каждого конкретного работодателя. Допустимо принятие ими форм:

  • коллективного договора;
  • локального нормативного акта (положения, приказа);
  • дополнительных условий, включенных в трудовое соглашение с определенным работником.

ТК РФ дает работодателю право на участие в разработке, принятии и изменении подобных документов вне зависимости от их характера. Соответственно, предусмотрено и право на ведение переговоров с коллективом работников (или представителями коллектива).

Как работодатель может влиять на поведение работника?

Требуя от работника выполнения всех установленных конкретно для него (должностные функции) и для всего коллектива (внутренний трудовой распорядок, требования охраны труда) правил, работодатель вправе:

  • поощрить его за ответственное отношение к своим обязанностям или какие-то особые достижения в труде;
  • наказать за допущенные нарушения.

Поощрение может быть выражено в разных формах (ст. 191 ТК РФ). Например, в виде:

  • благодарности;
  • грамоты;
  • награды;
  • подарка;
  • выплаты стимулирующего характера.

Применение поощрений может иметь как системную форму, основанную на внутреннем нормативном акте, так и разовую, обусловленную единичными распоряжениями руководителя.

Наказания являются следствием нарушений:

  • дисциплинарного характера, при которых наступает дисциплинарная ответственность (ст. 192 ТК РФ);
  • связанных с причинением ущерба работодателю и влекущих за собой материальную ответственность (гл. 39 ТК РФ).

Возможность применения наказаний законодательно регламентирована достаточно жестко, требует соблюдения определенных правил при их оформлении и ограничена временными рамками.

Зачем нужны объединения работодателей?

Право работодателей на создание объединений служит целям:

  • их представительства в каких-либо органах;
  • разработки единых подходов и документов;
  • ведения коллективных переговоров;
  • обмена информацией;
  • подготовки предложений для реализации на уровне законов;
  • защиты общих интересов.

В зависимости от масштабов этих целей объединение может происходить на самых разных уровнях — от территориального до общероссийского. Также возможно формирование отраслевых и межотраслевых объединений.

Процесс создания и функционирования объединений базируется на правилах, изложенных в ФЗ:

Что такое производственные советы согласно ст. 22 ТК РФ?

Цели его создания заключаются в выработке предложений по вопросам:

  • оптимизации процессов основной деятельности работодателя;
  • внедрения новых технологий и оборудования;
  • повышения уровня квалификации персонала и производительности его труда.

Все необходимые моменты, связанные с формированием и процессом работы этого органа, работодатель устанавливает своим внутренним нормативным актом. В него должны войти положения:

  • о полномочиях совета и круге задач, решаемых им;
  • порядке созыва и возможных текущих процедурах деятельности;
  • количестве членов совета и составе представителей работников в нем.

Право на создание производственного совета, установленное ст. 22 ТК РФ, применяется с комментариями в части его компетенции: в нее входят исключительно вопросы совершенствования производственной деятельности, но не функции, относящиеся к процессу управления деятельностью работодателя или представительства интересов работников. Результат рассмотрения и реализации предложений, выработанных советом, работодатель обязан сообщать его участникам.

Каковы права работодателя в сфере спецоценки условий труда?

  • требования обоснования итогов проведенной спецоценки;
  • проведения внеплановой процедуры оценки условий труда;
  • требования от организации, осуществляющей спецоценку, документов, подтверждающих ее правомочность проводить такую оценку;
  • обжалования результатов спецоценки при несогласии с ними.

Что в ст. 22 ТК РФ определяется как обязанности работодателя?

В числе обязанностей работодателя в ст. 22 ТК РФ указывается необходимость:

  • соблюдения всех норм трудового законодательства, установленных ТК РФ, иными законами, внутренними нормативными актами и трудовыми соглашениями;
  • предоставления работнику именно той работы, которая оговорена с ним при его трудоустройстве;
  • обеспечения максимально безопасных условий труда и их соответствия государственным нормативам в части охраны труда;
  • предоставления работнику необходимых для выполнения его трудовых функций технических средств;
  • исключения дискриминации при оплате за труд одинаковой ценности;
  • своевременной и полной выплаты зарплаты в сроки, установленные работодателем согласно требованиям, содержащимся в ТК РФ;
  • соблюдения порядка представительства при коллективных переговорах с работниками, в т. ч. заключении коллективного договора;
  • полного и своевременного предоставления работникам информации, которой они должны владеть при разработке коллективного договора;
  • ознакомления работников со всеми внутренними нормативными актами, значимыми для их трудовых обязанностей;
  • своевременного выполнения всех предписаний надзорных органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения норм трудового законодательства;
  • адекватного реагирования на информацию органов, представляющих интересы работников, в части нарушения трудовых прав;
  • создания условий для участия работников в управлении юрлицом в оговоренных в законодательстве формах;
  • обеспечения бытовых нужд работников, возникающих во время исполнения ими трудовых функций;
  • выполнения процедур, связанных с обязательным социальным страхованием;
  • возмещения вреда (в т. ч. морального), полученного работником в связи с его трудовыми обязанностями;
  • исполнения обязанностей, связанных со спецоценкой условий труда;
  • выполнения иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и внутренними нормативными актами.

Каковы обязанности работодателя в части организации процесса труда?

Каждому принятому на работу сотруднику работодатель должен предоставить возможность выполнять именно те функции, которые указаны в трудовом соглашении и должностной инструкции. Требование о выполнении иной работы законодательно запрещено (ст. 60 ТК РФ) и становится возможным только как временная мера (ст. 72.2 ТК РФ) либо с согласия работника, либо без него (в ситуациях чрезвычайного характера).

Возможность выполнять работу должна быть обеспечена работодателем технически (путем предоставления необходимого инструмента, оборудования и иных средств), если это вытекает из сути порученной работы. При невозможности осуществлять трудовую функцию из-за отсутствия необходимых технических средств вина за простой работника возлагается на работодателя, обязанного оплатить время такого простоя (ст. 157 ТК РФ).

Условия выполнения трудовых функций должны быть максимально безопасными для работника. На работодателя в связи с этим возлагаются обязанности (ст. 212 ТК РФ):

  • по выявлению вредных и опасных факторов на рабочем месте;
  • информированию работника об этих факторах и мерах безопасности;
  • предоставлению средств спецзащиты и обучению пользованию ими;
  • показу приемов безопасной работы на предоставленных технических средствах;
  • обучению поведению в случае опасности и приемам первой помощи.

Работодатель должен позаботиться об обеспечении режима труда и отдыха, а также санитарно-бытовых нужд людей. В частности, важным оказывается соблюдение:

  • необходимой протяженности промежутков отдыха (ст. 108–111 ТК РФ);
  • продолжительности и периодичности очередных отпусков (ст. 115, 124 ТК РФ);
  • чистоты в рабочих помещениях и регулярности их уборки (ст. 209 ТК РФ);
  • мер защиты от холода и излишне высоких температур (ст. 212 ТК РФ);
  • условий для регулярного комфортного приема пищи и осуществления санитарно-гигиенических процедур (ст. 223 ТК РФ).

Еще одной обязанностью работодателя, связанной с организацией труда, является необходимость обязательного социального страхования работников и уплата связанных с этим платежей, направленных:

  • на формирование будущей пенсии;
  • оказание минимального объема бесплатных медицинских услуг;
  • оплату больничных и пособий, связанных с материнством;
  • профилактику несчастных случаев на производстве.

Что обязан соблюдать работодатель при оплате за труд?

Обязанности работодателя по оплате труда в действительности значительно шире, чем указанные в ст. 22 ТК РФ (недопущение дискриминации при оплате за равнозначный труд, выдерживание сроков, полнота выплаты зарплаты), и требуют соблюдения (ст. 135, 136 ТК РФ):

  • разработанной и утвержденной у работодателя системы оплаты за труд;
  • порядка уведомления работника о формировании итоговой суммы ежемесячной выплаты;
  • удобных для работника форм выдачи денег (наличными по месту работы или безналичным путем в указанный работником банк);
  • периодичности выплат не реже 2 раз в месяц с промежутком в 2 недели между ними;
  • дат, установленных для выдачи зарплаты внутренним нормативным актом.

В отношении сроков выплаты возможны следующие варианты:

Несоблюдение 2-недельного интервала и установленных сроков может повлечь для работодателя:

  • административный штраф за невыполнение требований трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ);
  • выплату работнику денежной компенсации за задержку (ст. 236 ТК РФ);
  • перенос отпуска по требованию работника, вовремя не получившего отпускные (ст. 124 ТК РФ);
  • необходимость оплаты работнику времени приостановления работы, ставшего следствием задержки выплаты зарплаты (ст. 142 ТК РФ);
  • уголовную ответственность для руководителя, допустившего задержку из-за личной заинтересованности (ст. 145.1 УК РФ).

Как работодатель должен обмениваться информацией с работниками?

ТК РФ обязывает работодателя своевременно предоставлять работникам (их представителям) информацию:

  • нужную для разработки коллективного договора;
  • отраженную во внутренних нормативных актах;
  • являющуюся реакцией на обращения по вопросам нарушения трудового законодательства;
  • необходимую для участия работников в управлении организацией.

Поскольку коллективный договор — это результат двустороннего соглашения, представители работников, участвующие в его создании от имени коллектива, должны в полной мере владеть всей необходимой информацией, связанной с этим документом.

Внутренние нормативные акты создаются с целью исполнения работниками их положений, поэтому знакомство с ними является достаточно важным этапом в процессе доведения необходимой информации до сведения работников и происходит под роспись. Неисполнение требований этих документов при условии соблюдения порядка ознакомления влечет за собой дисциплинарную ответственность работников.

Законодательно право контроля за соблюдением законодательства о труде закреплено за профсоюзами (ст. 370 ТК РФ), которые могут действовать в этих целях в различных формах — от уполномоченных лиц до инспекций труда. Достаточно широкий перечень предоставленных им полномочий позволяет оперативно выявлять допущенные нарушения и требовать от работодателя их устранения. Для работодателя установлен срок, равный 1 неделе (ст. 370 ТК РФ), в течение которой он должен:

  • рассмотреть требование;
  • принять меры по устранению нарушения;
  • проинформировать обратившийся к нему орган об итогах рассмотрения обращения и принятых по нему мерах.

Право работников на участие в управлении организацией предусмотрено ст. 52 ТК РФ. Для его реализации необходим взаимный обмен информацией (ст. 53 ТК РФ), при котором стороны получают сведения следующего характера:

  • работодатель — в части учета мнения работников при создании коллективного договора и внутренних нормативных документов, получения предложений по совершенствованию работы организации;
  • работник — в отношении изменений в структуре организации, технологии производства, перспектив развития предприятия.

Чем следует руководствоваться в вопросах возмещения вреда работнику?

Причинение вреда работнику влечет за собой материальную ответственность работодателя перед ним. ТК РФ предусматривает несколько видов такой ответственности:

  • за потерю дохода при незаконном лишении возможности работать (ст. 234 ТК РФ);
  • ущерб имуществу работника (ст. 235 ТК РФ);
  • задержку выплаты зарплаты (ст. 236 ТК РФ);
  • моральный вред (ст. 237 ТК РФ).

Любой из видов ответственности возникнет при наличии (ст. 233 ТК РФ):

  • вины работодателя в причиненном работнику вреде (кроме задержки выплаты зарплаты, для которой наличие вины значения не имеет);
  • доказанности размера ущерба.

Каковы обязанности работодателя в отношении спецоценки условий труда?

Обязанности работодателя в части спецоценки условий труда, так же как и права, установлены в ст. 4 закона № 426-ФЗ. Они заключаются в необходимости:

  • обеспечения проведения оценки условий труда для всех имеющихся рабочих мест;
  • предоставления исчерпывающей информации относительно условий труда на каждом из рабочих мест организации, выполняющей спецоценку;
  • содействия максимально полному раскрытию всех факторов, влияющих на условия труда на каждом конкретном рабочем месте;
  • обязательного ознакомления работника с результатами спецоценки;
  • сопровождения процесса оценки необходимыми разъяснениями для работника;
  • принятия по результатам спецоценки мер по улучшению условий труда.

Какие иные обязанности подразумеваются для работодателя?

К числу иных обязанностей, которые должен выполнять работодатель, можно отнести, например:

  • необходимость выдачи документов, имеющих отношение к работе, по требованию работника (ст. 62 ТК РФ);
  • обеспечение нормальных условий труда (ст. 163 ТК РФ);
  • создание системы охраны труда, соответствующей установленным требованиям (ст. 212 ТК РФ).

Такого рода обязанности работодателя устанавливаются в различных разделах ТК РФ, что обусловлено самой системой взаимоотношений работодателя и работника, подразумевающей наличие взаимных обязательств. Кроме того, могут существовать обязанности, дополнительно установленные для работодателя внутренними нормативными актами.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Вступление в трудовые отношения, как и любые договорные, подразумевает под собой принятие на себя ряда обязательств, взамен на которые другая сторона гарантирует предоставление определенных прав. Таким образом, права одной стороны во многом определяют обязанности другой стороны, и наоборот.

Рассмотрим основные права и обязанности наемного персонала, которые декларирует действующий Трудовой Кодекс Российской Федерации.

По трудовому кодексу

Современный Трудовой Кодекс в ст. 21 и 22 четко отражает позицию закона по отношению к правам и обязанностям сторон трудовых договоров. В этих статьях приведен открытый перечень конкретных прав и обязанностей каждой стороны, который может дополняться в рамках трудовых контрактов, если эти дополнения не противоречат действующему законодательству РФ.

Такая законодательная позиция значительно облегчает практику по правовой охране труда: в случае возникновения трудовых споров, связанных с этими вопросами, можно однозначно прояснить проблему с точки зрения закона, поскольку все основные полномочия сторон представлены в тексте ТК РФ.

Права и обязанности работников, которыми нельзя пренебречь

ТК РФ приводит текст обязанностей сотрудников, обязательных к исполнению, уровень которых не может быть снижен ни при каких условиях труда и особенностях занятости. Также там перечисляются права наемных работников, которые гарантируются безусловно. Такие права и обязанности называются основными. Их нельзя сократить со стороны работодателя – ни односторонним путем, ни даже по обоюдному согласию, поскольку они жестко декларированы законом, и прямой обязанностью работодателя является их обеспечение. Пренебрежение этой нормой закона чревато ответственностью.

Основные обязанности наемного персонала

В рамках действий своего индивидуального трудового контракта сотрудник обязан соблюдать следующие обязательства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти обязанности, приведенные в Трудовом Кодексе в общем виде, конкретизируются или распространяются в конкретных договорах о сотрудничестве, допсоглашениях к ним, положениях, инструкциях.

Обеспечение основных прав сотрудников

Напрямую вытекают из предписанных трудовым законодательством обязательств работодателей. Работник, принимающий на себя функции по заключении договора о трудовых отношениях, может рассчитывать на обеспечение следующих прав.

  1. Заключаемый договор о трудоустройстве является обоюдным документом, поэтому сотрудник может, со своей стороны, инициировать его подписание, внесение модификаций и расторжение в рамках федерального законодательства.
  2. Посредством своих представителей персонал имеет право влиять на колдоговор: вести переговоры, заключать коллективные соглашения, контролировать выполнение положений договора.
  3. Заключенный договор о труде гарантирует непременное предоставление соответствующего трудоустройства.
  4. Пришедший на работу сотрудник может рассчитывать на оборудованное по принятым стандартам рабочее место, наличие необходимых для выполнения оговоренных в договоре функций материалов, инструментов, оборудования, документов и пр.
  5. Одна из основных целей трудовой занятости для работника – финансовое обеспечение – должна обеспечиваться регулярно и полностью (в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, ее количества).
  6. Представитель персонала может беспрепятственно отдыхать в отведенное для этого время: в обеденный перерыв, оставляя работу с сокращенным рабочим днем, в выходные и праздники, в период ежегодного отпуска или других видов предоставляемого ему свободного времени.
  7. Сотрудник должен быть вовремя и полностью информирован обо всех необходимых ему вопросах, касающихся условий работы, ее организации, обеспечения безопасности, в том числе и законодательных изменениях.
  8. Если работа требует дополнительной подготовки или образования, оно должно быть предоставлено работодателем (в рамках, установленных ТК и другими нормами закона).
  9. Для обеспечения и защиты своих интересов сотрудник может становиться членом любых профессиональных объединений, союзов, организаций.
  10. Работник имеет право на участие в управлении организацией, ограниченное определенными формами, предусмотренными ТК и другими нормативными актами.
  11. Если возникает индивидуальный или групповой конфликт, связанный с трудовыми разногласиями, он должен быть разрешен установленными в ТК способами. Свои ущемленные интересы работнику разрешается защищать любыми дозволенными законом методами.
  12. Если работнику в процессе труда был причинен вред по вине работодателя, он вправе рассчитывать на возмещение ущерба и компенсацию.
  13. Всем сотрудникам должно быть обеспечено обязательное социальное страхование.

К СВЕДЕНИЮ! Сокращать перечень прав персонала работодатель не уполномочен, но в рамках заключенных трудовых договоров и/или допсоглашений его разрешено расширять.

Дополнительные права и обязанности для сотрудников

Основные обязательства и права никак не препятствуют возможному появлению дополнительных. Раздел 12 ТК РФ декларирует такие правомочия обеих сторон.

Те или иные обязанности, возлагаемые на работника в дополнение к основным, должны быть зафиксированы в специальных документах (положениях, инструкциях, дополнениях к трудовым договорам). На них должно быть получено разрешение обеих сторон, что подтверждается подписями на соответствующей документации.

Одностороннее введение дополнительных обязанностей сверх перечня обязательных не допускается.

Точно так же может быть расширен перечень прав: дополнительные права сотрудников также должны найти свое отражение в локальных нормативных актах. Их принятие к обоюдному исполнению фиксируется подписями обеих сторон.

Читайте также: