Права и обязанности человека и гражданина практическая работа по обществознанию

Обновлено: 17.05.2024

Личные права.

Личные права обеспечивают автономность и относительную свободу индивида как члена гражданского общества:

Политические права .

Политические права и свободы являются правами граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества:

  • право участвовать в управлении делами государства и общества;
  • право избирать и быть избранным;
  • права граждан на равный доступ к государственной службе;
  • право на объединение (право создавать профессиональные союзы для зашиты своих интересов, входить в партии и др. организации)
  • право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
  • право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
  • право на свободу слова и СМИ;
  • право на информацию;
  • право на проведение публичных мероприятий.

Социально-экономические права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность.

Экономические права обеспечивают свободу экономической деятельности, право на обладание собственности.

  • Право частной собственности. Каждый может индивидуально или коллективно владеть, пользоваться, распоряжаться любым имуществом.
  • Свобода труда. Труд свободен, то есть человек может либо работать, либо не работать. Каждый может свободно выбирать место работы и профессию. Принудительный труд запрещен;
  • Право на труд в условиях безопасности для жизни и здоровья. Трудящиеся имеют право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, оплачивать труд работника ниже которого работодатель не может;
  • Право на предпринимательскую деятельность.
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
  • Право на жилище. Государство предоставляет малоимущим и многодетным семьям бесплатные квартиры. Государство поощряет жилищное строительство.
  • Право на социальное обеспечение. Оно состоит из нескольких элементов:

— право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

— право на пособие по временной нетрудоспособности;

— право на пособие по безработице;

— право на пособие на детей;

— право на пособие по беременности и родам.

  • Право на образование. В Конституции установлены виды бесплатного образования:

— среднее профессиональное образование;

— высшее образование для тех, кто выдержал конкурс при поступлении в институт (бесплатным является только одно высшее образование).

Культурные права человека.

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека.

  • на образование,
  • доступ к культурным ценностям,
  • свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества),
  • право пользования результатами научного прогресса и т. д.
  • Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания,
  • интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Право – это возможность действовать определённым образом, закреплённая законодательно.

Свобода — это возможность индивида самостоятельно пользоваться правами, предоставленными государством, самим делать выбор в соответствии со своими возможностями и потребностями.

Обязанности – это необходимость определённого поведения, установленная государством.

Конституция РФ устанавливает следующие основные обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы;
  • платить законно установленные налоги и сборы;
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
  • защищать Отечество, в том числе нести военную службу;
  • заботиться о детях;
  • заботиться о нетрудоспособных родителях;
  • получить основное общее образование;
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
  • непроведение пропаганды и агитации, которые возбуждают социальную, национальную, религиозную вражду или ненависть;
  • недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в экономике

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Пример задания № 6.

1) беречь памятники истории и культуры

2) лично обращаться в государственные органы

3) иметь доступ к культурным ценностям

4) платить законно установленные налоги и сборы

5) защищать Отечество

Ответ:236

Пояснение.

1) беречь памятники истории и культуры — нет, это обязанность, 44 ст. Конституции РФ.

2) лично обращаться в государственные органы — верно, 33 ст. Конституции РФ.

3) иметь доступ к культурным ценностям — верно, 44 ст. конституции РФ.

4) платить законно установленные налоги и сборы — нет, это обязанность, 57 ст. Конституции РФ.

5) защищать Отечество — нет, это обязанность, 59 ст. Конституции РФ.

6) бесплатно получать медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений — верно, 41 ст. Конституции РФ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная контрольная работа напавлена на проверку знаний учащихся по теме "Право и человек", в ходе которой выяснится: как дети понимают понятие "правовой статус личности"; какие они знают основные международные документы по правам человека и какие источники права защищают права человека и гражданина в нашей стране, а также права несовершеннолетних; какое имеют представление о содержании основных прав и свобод человека; как умеют работать с извлечениями из источников права. При помощи задания "Оцените данную ситуацию с точки зрения закона" проверяется как дети полученные знания могут применять на практике. При выполнении задания по написанию синквейна учитель может увидеть как ученик осмыслил изученный материал и его отношение к данной теме.

Данная контрольная работа может применятся на уроках обществознания в 9классе и на уроках права в 8классе.

Право и человек

Задание 1.

Какие международные документы являются основой прав и свобод человека?

На какие группы делятся права человека?

Какие политические права вы знаете, и какая особенность отличает их от иных групп прав.

Какие правовые документы защищают права ребенка?

Как защищает права ребенка Семейный кодекс Р.Ф.
ПРАКТИКА

1. О каких правах идет речь и почему данные статьи объединены в одну группу?

2.Какое вы дали бы название данной группе прав?

3.Охарактеризуйте отличительные признаки данной группы:

4.Эти права человек имеет с рождения или их ему предоставляет государство?

5.Как Вы считаете, может ли государство ограничить данные права? При каких условиях это может произойти?

Статья 1Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Статья 3Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 4Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
6.Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

Право и человек

Задание 2.

Какие документы Р.Ф. являются основой прав и свобод человека?

На какие группы делятся права человека?

Какие гражданские права вы знаете и какая особенность отличает их от иных групп прав.

Какие правовые документы защищают права ребенка?

Как защищает права ребенка Уголовный кодекс Р.Ф.
ПРАКТИКА

1. О каких правах идет речь и почему данные статьи объединены в одну группу?
2.Какое вы дали бы название данной группе прав?

3.Охарактеризуйте отличительные признаки данной группы:

4.Эти права человек имеет с рождения или их ему предоставляет государство?

5.Как Вы считаете, связана ли реализация данных прав с уровнем благосостояния государство?

Статья 261. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Статья 271. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

6. Оцените данную ситуацию с точки зрения закона

Как в российском законодательстве называется процедура получения 16-летним подростком полной дееспособности?

1. На какие положения Конституции РФ может ссылаться гражданин, чьи права были нарушены?

1. Гражданин К. подвергся нападению с целью ограбления со стороны гр. С. Защищая свою жизнь, здоровье, имущество, гражданин К. нанес нападавшему гражданину С. телесные повреждения. Гражданин С. потребовал от гражданина К. возмещения материальных затрат на лечение.

2. Гражданин Т. был задержан сотрудниками ППС и содержался под стражей в течение 4 суток. На требования освободить его, т.к. ему не вручено мотивированное решение суда о содержании под стражей, гр. Т. получил отказ.

3. Гражданину Р. было отказано в суде в приеме искового заявления на том основании, что оно было написано на греческом языке.

4. Гражданин Н. был незаконно уволен по инициативе собственника предприятия, т. к. собственник предприятия решил принять на данное рабочее место своего родственника.

5. Гражданин М. находился под следствием в качестве подозреваемого в совершении преступления. Собственник предприятия, на котором работал гражданин М., решил, что М. будет скоро лишен свободы, и поэтому уволил

его. Суд оправдал гражданина М.

6. Гражданин С. узнал, что основной причиной, по которой он не был принят для обучения на философский факультет ВУЗа, было то, что его родители исповедуют баптизм.

2. Какие обязанности не выполнялись гражданами (указать статьи)?:

1. Гражданка Л. не занимается воспитанием своего сына 9 лет и дочери 7 лет, заставляет их заниматься попрошайничеством. Дети не учатся в школе, бродяжничают.

2. 14 летний К. был задержан работником правоохранительных органов в момент совершения кражи сумки у гражданки Р.

Несовершеннолетний К. заявил, что не собирается отвечать ни на какие вопросы работника милиции, т.к. он не знал, что отвечать за кражу, считал, что за данный вид преступления ответственность наступает с 16 лет.

3.Гражданин В. уклоняется от несения военной службы.

4. Гражданин А. занимался незаконной вырубкой леса в заповедной зоне.

5. Подростки 15 и 16 лет были задержаны во время совершения акта вандализма: они пытались разрушить памятник в парке культуры и отдыха

1. На какие положения Конституции РФ может ссылаться гражданин, чьи права были нарушены?

1. Гражданин К. подвергся нападению с целью ограбления со стороны гр. С. Защищая свою жизнь, здоровье, имущество, гражданин К. нанес нападавшему гражданину С. телесные повреждения. Гражданин С. потребовал от гражданина К. возмещения материальных затрат на лечение.

2. Гражданин Т. был задержан сотрудниками ППС и содержался под стражей в течение 4 суток. На требования освободить его, т.к. ему не вручено мотивированное решение суда о содержании под стражей, гр. Т. получил отказ.

3. Гражданину Р. было отказано в суде в приеме искового заявления на том основании, что оно было написано на греческом языке.

4. Гражданин Н. был незаконно уволен по инициативе собственника предприятия, т. к. собственник предприятия решил принять на данное рабочее место своего родственника.

5. Гражданин М. находился под следствием в качестве подозреваемого в совершении преступления. Собственник предприятия, на котором работал гражданин М., решил, что М. будет скоро лишен свободы, и поэтому уволил

его. Суд оправдал гражданина М.

6. Гражданин С. узнал, что основной причиной, по которой он не был принят для обучения на философский факультет ВУЗа, было то, что его родители исповедуют баптизм.

2. Какие обязанности не выполнялись гражданами (указать статьи)?:

1. Гражданка Л. не занимается воспитанием своего сына 9 лет и дочери 7 лет, заставляет их заниматься попрошайничеством. Дети не учатся в школе, бродяжничают.

2. 14 летний К. был задержан работником правоохранительных органов в момент совершения кражи сумки у гражданки Р.

Несовершеннолетний К. заявил, что не собирается отвечать ни на какие вопросы работника милиции, т.к. он не знал, что отвечать за кражу, считал, что за данный вид преступления ответственность наступает с 16 лет.

3.Гражданин В. уклоняется от несения военной службы.

4. Гражданин А. занимался незаконной вырубкой леса в заповедной зоне.

5. Подростки 15 и 16 лет были задержаны во время совершения акта вандализма: они пытались разрушить памятник в парке культуры и отдыха.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

1. Государство и личность

2. Правовой статус личности

4. Виды прав человека

5. Обязанности граждан РФ

1. Конституция РФ

2. Всеобщая декларация прав человека. 10.12.1948

1. Анисимов В.П., Васенков В.А., Дмитриева И.В., Коленова С.Д., Корнеева И.Л., Рацкевич С.В., Юрченко Н.А. Правоведение: Практикум. М., 2006.

2. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 2006.

3. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Хрестоматия. М., 2005.

4. Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М., 2008

Цель:- научиться различать виды юридической ответственности;

- определять наличие оснований для привлечения лица к юридической ответственности - уметь применять нормативные акты при решении правовых задач.

1. Личность- это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Являясь средством социального компромисса, государство согласовывает интересы общества в целом с интересами отдельных социальных групп и индивидов, определяет возможности и обязанности конкретных личностей, то есть их правовой статус.

2. Правовым статусом личности называют систему прав, свобод и обязанностей индивида, закрепленных за ним государством в законодательстве. По своей сути правовой статус представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых государством и, как правило, одобряемых обществом. В структуру правового статуса входят юридические права, свободы и обязанности.

Права человека - это установленные и гарантируемые государством в правовой норме возможности индивида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет.

Свободами человека называют те сферы, области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и целями, не выходя за установленные законодательством пределы. Свободы закрепляют за индивидом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата.

Юридические обязанности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения.

Являясь элементами правового статуса личности, права, свободы и обязанности личности и взаимообусловлены. Права и свободы одного индивида заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.

3. Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека.

Наличие у индивида гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться теми правами и свободами, которое данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обязанности.

4. В зависимости от сферы общественных отношений, в которой индивид реализует свои права и свободы, различают личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человека.

Гражданские (личные) права - это права, принадлежащие каждому человеку, призванные обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного внешнего вмешательства в частную жизнь.

К политическим правам относятся права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении государственной власти.

Экономические права граждан - это узаконенные возможности человека свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления.

Социальные права - это права на благосостояние и достойный уровень жизни.

Культурные права – это права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности.

5. В обязанности российских граждан, закрепленные в конституции РФ, можно разделить на общие и конкретные. К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, а именно:

- обязанность соблюдать конституцию и законы РФ;

- обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам;

- обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.

Конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц:

- за родителями – обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;

- за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, - обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

- за налогоплательщиками – обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

- за военнослужащими – обязанность защищать Отечество.

Задание 1. В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ предусматривает, что ограничение некоторых (наиболее важных из них) допускается только на основании федерального закона, и каждый раз должно осуществляться с соблюдением дополнительной гарантии - по решению суда. Опираясь на текст главы 2 Конституции РФ, перечислите права, которые могут быть ограничены.

Задание 2. Опираясь на положения ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, перечислите права человека и гражданина, которые не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения в стране.

Задание 3. В последнее десятилетие во многих странах усиливается движение за законодательное разрешение эвтаназии. Эвтаназией называется искусственное прерывание врачом жизни пациента по желанию последнего при неизлечимых болезнях. Противники эвтаназии называют ее убийством и утверждают, что она нарушает право человека на жизнь. Сторонники эвтаназии доказывают, что право на жизнь не означает обязанности жить в случае, если он этого не хочет. Они также полагают, что одним из элементов права человека на жизнь является его право распоряжаться своей жизнью и самостоятельно определять временные пределы своего существования, то есть право на жизнь.

Обоснуйте свою точку зрения, возможна ли легализация эвтаназии в РФ?

Задание 4. Сравните каталог прав человека ООН и Конституции РФ.

Задание 5. Ряд юристов полагает, что помимо личных, политических, социальных и культурных прав и свобод, существуют права по защите прав и свобод. Проанализируйте текст главы 2 Конституции РФ и составьте список тех прав, которые могут быть отнесены к данной группе.

Задание 5. Одним из механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ является обращение в Конституционный Суд РФ.

В каких случаях жалоба в Конституционный Суд признается допустимой? Какое решение по жалобе гражданина может принять Конституционный Суд РФ? Каковы правовые последствия принятого Конституционным Судом РФ решения?

Задание 6. Решить задачи (ответ обосновать).

23 марта 2001 г. в Киеве родился Михаил Петров. Его отец является гражданином РФ, а мать – лицом без гражданства. Гражданином какого государства является Михаил?

Список литературы

Анисимов В.П., Васенков В.А., Дмитриева И.В., Коленова С.Д., Корнеева И.Л., Рацкевич С.В., Юрченко Н.А. Правоведение: Практикум. М., 2006.

Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 2006.

Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Хрестоматия. М., 2005.

Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Под ред. О. Е. Кутафина. М., 2006.

Основы знаний о государстве и праве: Пособие для абитуриентов / Отв. Ред. Б.И. Пугинский, А.А. Рогачев. М., 2007.

Права человека: Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашева. М., 2005.

Правоохранительные органы и организации России: компетенция и полномочия / Под ред. А.П. Гуляева. М.,2006

Конституция РФ: Энциклопедический словарь / В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, А.Ю. Юдин и др. М., 2006.

Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М., 2008

Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2007.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г.

Конституция РФ 1993 (с изм. от 30.12.2008)

Гражданский кодекс РФ ч. 1.1994.

Гражданский кодекс РФ ч.2. 1996

Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001

Трудовой кодекс РФ.2002 (с изм 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007гг)

Семейный кодекс РФ 1995 (с изм. 1997, 1998, 2000 гг.)

Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2005

Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность.М., 2008

Зивс С.А. Источники права. М., 2007

Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 2006

Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 2006

Правоведение: практикум./под ред. В.А. Власова. М., 2007

Румынина В.В. Основы права: методическое пособие.М.,2007

Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 2007

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 2007

Политической и правовой мысли:

Платон. Государство// Соч. М., 1998. Т.3

Аристотель. Политика // Соч. М., 1992. Т.4

Цицерон. Диалоги. М., 1996

Гегель Г.В. Философия права. М., 1990

Локк Д. О политическом или гражданском обществе// Соч. М., 1998. Т.3.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права. М., 1999.

Читайте также: