Должен ли самозанятый предоставлять акт выполненных работ

Обновлено: 01.05.2024

Это вторая часть статьи о самозанятости. В первой мы разобрали популярные вопросы для самих самозанятых, а теперь ответим на вопросы их клиентов: как платить, чтобы банк не заблокировал счет, какой договор подписать и что делать с чеками.

Зачем нанимать самозанятого?

Обычно предприниматели работают с фрилансерами без договора — кидают деньги на карту, и всё. Но если у вас ООО, эти деньги еще нужно как-то вывести, а если выводите и кидаете на карту, это противозаконно. Налоговая может узнать о переводе и потребовать заплатить налог 13% и взносы на пенсионное и медицинское страхование. Потому что работа с физлицами к этому обязывает.

С самозанятыми всё проще: это официальное сотрудничество, налог платит самозанятый, взносы не нужны, а от заказчика требуется только подписать договор и принять чек.

Можно ли перевести работников на самозанятость?

Это было бы выгодно для заказчиков, но налоговая за этим следит.

По закону компания не может работать с самозанятым, если в последние два года работала с этим же человеком по трудовому договору. Даже если всё честно, и работник сам уволился и через какое-то время предложил свои услуги.

Это нужно, чтобы компании не переводили работников на самозанятость с целью сэкономить на зарплатных налогах. Даже если компания так сделает, платить всё равно придется как за штатного сотрудника.

О таких схемах налоговая знает и легко их вычисляет. Налоговая и Роструд объединились, чтобы одновременно проверять работодателей, которые нанимают самозанятых в качестве своих постоянных работников.

Как проверить самозанятого?

Перед тем, как работать с самозанятым, нужно убедиться, что он действительно самозанятый, а не просто так сказал. Если человек обманул насчет своего статуса, клиенту придется заплатить НДФЛ 13% и страховые взносы — всё, как по обычному гражданско-правовому договору с физлицом.


Также можно всё сделать самому на сайте налоговой:


Чтобы узнать статус самозанятого, нужно указать ИНН и дату. Если только заключаете договор, указывайте сегодняшнюю

Какой договор подойдет?

Для работы с самозанятыми подойдет обычный гражданско-правовой договор, например договор подряда или договор возмездного оказания услуг. Но в нем нужно указать, что исполнитель — плательщик налога на профессиональный доход, должен выдавать чеки и сообщить, если его статус изменится.

Также важно, чтобы в договоре не было намеков на трудовые отношения: никаких должностей, графика работы, трудовых гарантий. Еще должна быть четко прописана услуга, результат, стоимость работы и сроки.

Делать акт выполненных работ к договору не нужно, хотя иногда бухгалтеры советуют подстраховаться и сделать. Но главное — чтобы самозанятый выдал чеки .

Если компания планирует работать с самозанятым некоторое время, договор нужен обязательно. Иногда можно обойтись и без него, но только если сделка совершается немедленно, например, компания разово покупает у самозанятого торт и сразу платит за него.

Необязательно составлять сложный договор, подойдет простой вариант ДСА — договора-счета-акта. Мы подготовили шаблон ДСА для самозанятых:


В договоре нужно указать, что исполнитель применяет налог на профессиональный доход, поэтому в стоимость услуг не входит НДС

Самый простой договор

Как платить самозанятому, чтобы банк не заблокировал счет?

Переводить деньги самозанятому нужно не по номеру карты, а по полным банковским реквизитам. Также стоит подробно описать назначение платежа: по какому договору и за какую работу переводите деньги.

Оплата за кексы по договору №2 для зачисления на банковскую карту физлица. НДФЛ и НДС не облагается.

Банк может заинтересоваться платежом, но это не потому что с самозанятыми что-то не так — банк может проверить платеж и другому юрлицу, и ИП.

Если банк приостановил платеж, нужно предоставить ему договор с самозанятым, чеки, а еще можно приложить справку, что человек действительно самозанятый. Банк проверит документы и разрешит перевод. Дальше проблем с переводом по этим реквизитам уже не будет.

Что делать с чеками?

Чеки — самый важный документ в работе с самозанятыми. Если чека нет, никакой работы с самозанятым тоже нет, и компании придется платить НДФЛ и взносы, как при работе с физлицом. Вот как выглядит чек:


Самозанятый может передать заказчику чек в электронном виде или на бумаге. В электронном виде это можно сделать по почте или, если заказчик рядом, предложив считать куар-код.

При наличном расчете чеки выдаются сразу, в остальных случаях — не позднее 9-го числа следующего месяца.

Хранить чеки можно в бумажном, электронном виде или как распечатку.

Можно ли услуги самозанятого включить в расходы, чтобы уменьшить налог?

Да, но для этого нужно, чтобы человек действительно являлся самозанятым, а у вас были чеки от него.

Можно ли получить вычет по НДС на услуги самозанятых?

Самозанятые не платят НДС, поэтому при оплате их услуг уменьшить НДС нельзя.

Читайте также: