После стажировки не взяли на работу

Обновлено: 18.05.2024


И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

ВОПРОС

Можно ли оформить стажировку без оплаты? И если да, то в каком виде?

ОТВЕТ

Стажировка без оплаты не предусмотрена трудовым действующим законодательством.

Однако работодателю необходимо учитывать, что в обязательном порядке стажировка проводится только для работников рабочих профессий, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом, требуется оформление трудового договора с работником.

Примечание: Работодатель не обязан заключать со стажером ученический договор, но может это сделать (оформляется на усмотрение работодателя), если речь идет о профессиональном обучении на производстве.

ОБОСНОВАНИЕ

Стажировка в силу ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является одной из форм дополнительного профессионального образования, когда работник, находясь на своей должности, закрепляет теоретические знания, полученные при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретает практические навыки и умения их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

О стажировке также говорится во многих ведомственных документах. Например, п. 2.15 Приказа Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 N 49 "Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации" определяет стажировку как практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения работы или группы работ, приобретенных при профессиональной подготовке.

Процедура, порядок и время стажировки могут быть различными и зависят от компании и отрасли, в которой она работает. К примеру, обязательная стажировка на рабочем месте установлена:

  • водителям, впервые принимаемым на работу или имевшим перерыв в трудовой деятельности более одного года, а также переведенным с одного типа транспортного средства на другое (п. 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59);
  • работникам, у которых после специальной оценки условий труда рабочие места отнесены к категории с вредными или опасными условиями труда (П. 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29);
  • электротехническому персоналу до назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу, связанную с эксплуатацией электроустановок, а также при перерыве в работе свыше одного года (п. 1.4.8 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6).

По отношению к выпускникам образовательных организаций основной целью стажировок является приобретение ими практического опыта работы, а также освоение новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 25.05.2009 N 23-2/10/1-3359). Ведомство выделило два вида стажировок выпускников (п. 4 Письма N 23-2/10/1-3359):

  1. по полученной квалификации (цель - закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в ходе предыдущего обучения);
  2. по освоенной области профессиональной деятельности по родственным направлениям (цель - закрепление на практике профессиональных умений, навыков и знаний, полученных в ходе предыдущего обучения, а также приобретение необходимых умений и опыта на конкретном рабочем месте).

Как правило, необходимость стажировки, ее содержание и продолжительность определяет руководитель подразделения, в котором трудится стажирующийся работник, в зависимости от уровня его образования, квалификации, опыта работы и т.п.

  • права и обязанности стажеров и их наставников;
  • сроки и порядок стажировки;
  • ответственность и другие особенности.

Согласно п. 6 ч.2 ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 225 ТК РФ, для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В соответствии с п. 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

В период прохождения стажировки с момента приема на работу на стажера распространяются требования охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации, а также трудовое законодательство, в том числе в части социального страхования (Письмо N 23-2/10/1-3359).

Учитывая выше изложенное, с учетом анализа норм трудового права, с такими лицами заключают трудовые договоры, как срочные, так и на неопределенный срок, по основному месту работы либо по совместительству.

Согласно ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами, в соответствии со ст. 57 ТК РФ. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя (ч. 1 ст. 67 ТК РФ). Согласно ч. 1 ст. 68 ТК РФ, прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. В соответствии с ч. 3 ст. 66 ТК РФ, работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Чаще всего со стажерами оформляют срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Процедура устройства на работу стажера ничем не отличается от приема обычного сотрудника. В этом случае в приказе о приеме на работу указывают основание заключения срочного трудового договора.

Работодатель может заключать ученический договор не только с работником (в этом случае ученический договор является дополнительным к трудовому договору), но и с лицом, ищущим работу (которое еще не является сотрудником организации). Получать образование в этом случае можно как без отрыва от работы, так и с отрывом (ст. 198 ТК РФ). Ученические договоры заключаются, когда речь идет о профессиональном обучении на производстве. Необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Если говорить о стажерах, то работодатель не обязан заключать с ними ученический договор, но может это сделать (оформляется на усмотрение работодателя).


И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

Мы и сами не решались разбавить камерную обстановку офиса новичками, но бизнес диктовал свои правила. Было принято решение о разработке и проведении программ для обучения в профильные отделы (разработка, анализ бизнес-процессов и внедрения).

Сейчас на нашем счету несколько успешно проведенных стажировок. Каждую коллегиально анализируем, отмечаем удавшиеся задумки и выносим на обсуждение выявленные недоработки. К счастью, с каждым разом их меньше.

Не справляться с предложенными задачами

Честно и объективно. Отсеивание идет в два этапа: те, кто не справились со вступительным заданием, и те, кто уже были приняты на оплачиваемую стажировку, но не показали нужного результата.


Не ценить время

И свое, и наше. Как компания, которая занимается оптимизацией рабочего времени, мы очень бережно относимся к этому ресурсу.

Нагрузка стажеров меньше, чем у штатного сотрудника, но это не значит, что он может манкировать графиком и приходить позже установленного ментором времени. Это показатель несерьезности и непрофессионализма.

Кроме того, такую же планку необходимо поддерживать и во время обучения. Пропуск одного занятия – не проблема, обстоятельства действительно могут играть против вас.


Максимум, что вы получите – приглашение пройти следующую стажировку. Но опять – полноценно и с самоотдачей.

Не воспринимать стажировку всерьез

Было неприятно, когда однажды стажер, успешно прошедший на обучение, заявил, что стажировка для него второстепенна.

Гораздо более интересно профильное обучение на постоянной работе. Логично, что мы отказались от идеи привлечь его в свои ряды.

Не проявлять инициативу

Исполнитель — это хорошо, но работодатель хочет видеть универсальность, стремление к развитию и заинтересованность в дальнейшем взаимодействии.


При прочих равных мы предпочтем активного, открытого к диалогу и готового взять на себя больше задач и ответственности, чем пассивного исполнителя, настроенного на выполнение одной задачи.

Вечное недовольство


Работодатели ориентируются не только на профессиональные, но и на личностные качества соискателя. Ворчунов никто не любит. Они могут создавать проблемы с рабочими задачами и способствовать развитию конфликтов в коллективе.

Не воспринимать наставника

В 90% случаев ментор — будущий непосредственный начальник или тот, кто будет делегировать задачи. Даже если вы считаете, что наставник не прав или не осведомлен в вопросе, вы должны дипломатично и корректно отнестись к замечаниям и учитывать их в дальнейшей работе, но не идти на открытое противостояние.

Наставник больше знает об узких местах в процессах, возможностях и нюансах продукта, особенностях клиентов.

Поверьте, игнорирование поручений или советов обязательно заметят.

Бояться спросить совета или помощи

И превращать маленькую проблему в нерешаемую либо же создавать проблемы самому. Рвение разобраться самостоятельно — похвально, но если понимаете, что не справляетесь, — спросите совета.

Мы поощряем любой интерес: если вы в чем-то не уверены или хотите уточнить, то лучше позвоните, напишите и спросите. Непродуктивной потери времени не оценят точно.


Он планировал сам разобраться в задании, но правильность выполнения зависела от визуализации данных. Он долго думал над вариантами решения и обратился к куратору стажировки пусть и во внерабочее время.

За пять минут удалось разрешить все вопросы, после чего стажер сделал работу и впоследствии защитил проект.

Отказываться пробовать

Если дают задание сложнее, чем текущее, это значит, что работодатель видит, что вы готовы двигаться дальше. Отказ — признак страха.

Отмечу, что здесь видны положительные сдвиги: с каждым новым набором у нас меньше тех, кто отказывается. Надеюсь, что мы и вовсе забудем об этом пункте, но пока он есть.

Каждый стажер с первого дня должен ощущать себя частью компании и понимать, что несет ответственность. От того, как он себя проявит, зависит будущая карьера и трудоустройство. Особо ценно время, поэтому чтобы не прощаться после стажировки, используйте его максимально эффективно.


От того как отказать работодателю после собеседования, зависит не только общее впечатление о вас как о человеке и специалисте, которое останется надолго в памяти сотрудников фирмы. Результатом станут еще и возможности, которыми не стоит пренебрегать в случае нового поиска работы.

Стоит ли сообщать, что не готовы работать в компании

Каждый, кто ищет работу, иногда принимает решение не приходить на назначенные рекрутерами встречи, например, почитав о компании негативные отзывы, ожидая другое место или по иным причинам. Стоит ли сообщать об этом или достаточно просто не явиться?

Или другая ситуация: встреча с работодателем прошла успешно, но что-то вас не устроило, или вы получили более выгодное предложение. Что делать в этом случае?

Некоторые соискатели считают, что задумываться о правильном отказе не имеет смысла. Рекрутеры часто не находят времени сообщить соискателю, что он не подходит. Так зачем же это делать кандидату? Но такая точка зрения не соответствует нормам деловой этики.

Сообщить о своем отказе стоит, и вот почему:

Как сообщить работодателю о неготовности принять предложение о работе

В современном мире большинство компаний для поиска сотрудников широко используют специальные рекрутинговые интернет-порталы.

Если вас пригласили на встречу с помощью такого портала, то придумывать вежливые варианты отказа работодателю до собеседования нет необходимости. Для этого существуют специально разработанные формы с готовыми формулировками, вам достаточно лишь выбрать наиболее подходящую и нажать кнопку.

Сложнее сориентироваться, как вежливо отказать работодателю после собеседования, проходившего в несколько этапов. Ведь уже потрачено немало сил и времени на переговоры, да и компания рассчитывает на вас. Возможны следующие варианты:

1. Вы еще на встрече поняли, что не хотите работать в этом месте. Целесообразно сразу же сообщить об этом работодателю. Можете использовать такие формулировки:

Я трезво оценила свои возможности и вынуждена отказаться от Вашего предложения, так как мне неудобен предлагаемый график работы.

Большое спасибо Вам за предложение, но, к сожалению, эта вакансия мне не совсем подходит, это не то, что я ищу в данный момент.

2. Вы взяли таймаут для дальнейших размышлений. Перед тем, как отказаться от работы после собеседования, необходимо трезво оценить плюсы и минусы предложенной вакансии. Вы все же приняли решение не принимать предложение работодателя? Уведомите об этом одним из двух способов.

По телефону

Такие разговоры не слишком приятны, поэтому к ним стоит готовиться заранее, в том числе прорабатывать ответы на возможные возражения со стороны эйчара.

Благодарю, что вынесли положительное решение по моей кандидатуре, но хочу сообщить, что я подыскал более подходящую мне вакансию в другой компании, поэтому вынужден отказаться от Вашего предложения. Желаю успехов в поисках сотрудника.

В письменной форме

Этот способ предпочтительнее для многих соискателей, т. к. не подразумевает ответной реакции. Вдобавок он становится единственно возможным, когда предложение о работе получено в виде официального документа — джоб оффера (job offer — англ., предложение о работе). Раздумывая, как отказаться от вакансии после собеседования письменно, учтите следующие моменты:

  1. Обращение. К рекрутеру обращайтесь по имени. Нелишне поблагодарить за уделенное вам время.
  2. Причины отказа. Излагайте их правдиво, но корректно. Не стоит заострять внимание на особенностях личности директора или других сотрудниках, интерьера офиса и пр.
  3. Пожелание успехов в дальнейшей работе позволит закончить общение на позитивной ноте и оставить о себе приятное впечатление.

1

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


Первое, с чем нужно определиться, прежде чем пойти на стажировку, это насколько интересна человеку выбранная сфера деятельности. Иногда неопытные сотрудники кочуют из компании в компанию, чтобы присмотреться. Но если цель остаться поставлена четко, то рекомендую стажёру ещё до собеседования узнать о компании по максимуму, о её развитии за последние годы, о миссии и целях, чтобы понимать, каким образом можно им соответствовать. С началом практики стоит сразу узнать, что входит в круг обязанностей стажёра и чего категорически нельзя делать.

Также можно попросить у своего куратора составить план задач, которые нужно ежедневно выполнять, чтобы не просиживать без дела и с самого утра работать, получать навыки, знакомиться с инструментами. Я бы рекомендовала узнать у руководителя подразделения общий регламент по курсу стажировки. Это позволит не только составить представления о ежедневной загрузке, но и обрести уверенность в том, что вы получите необходимый опыт. Если ничего из описанного вам не предоставляют и только рандомно подбрасывают мелкие дела, которыми не хочется заниматься штатным сотрудникам, то не стоит тратить время на подобные бесполезные стажировки.

Как себя вести стажёру


Илья Казарин

Стажёру стоит понимать, как принимается решение о том, прошёл ли он испытательный срок. Руководитель делает выбор не эмоционально. Будьте уверены, ещё на старте ваш будущий босс составил чек-лист задач, и в финале именно на основе результатов работы сделает выбор. Либо в пользу кандидата, либо нет.

Поэтому хорошо, если задание на испытательный срок прозвучало ясно и чётко. В идеале цели вашей работы должны быть предельно понятными и исполнимыми. Если у молодого специалиста остаются вопросы, их лучше прояснить на старте. Не бойтесь лишний раз переспросить, от этого зависит результат ваших трудов. Вообще важно уметь интересоваться ожиданиями людей. Какие-то должности предполагают исполнительность, какие-то — инициативу. Чтобы искать здоровый баланс, важно понимать ожидания.


Ирина Шарапова

Обязательно обменяйтесь телефонами со своим наставником на случай опозданий. Но, конечно, лучше не опаздывать. Если случился непредвиденный форс-мажор — обязательно позвоните своему наставнику и предупредите о задержке.

В процессе стажировки качественно и быстро выполняйте свою работу. Не сидите без дела, если выполнили свой объем работы — уточните, есть ли для вас ещё какие-нибудь задания? Если что-то не получается или вы не знаете, как правильно это сделать, — спрашивайте у своего наставника, у коллег, у руководителя. Если что-то всё ещё не понятно, снова спрашивайте. Люди, проработавшие хотя бы пару лет в любой отрасли, употребляют профессиональный сленг либо сокращения, которые абсолютно ни о чём не говорят стажёру. Уточняйте у наставника, у расположенных к вам коллег, как можно устроиться в компанию. Не молчите как партизан о своём желании продолжить работу.

Соблюдайте традиции в коллективе: если в 10 утра все пьют чай — участвуйте, если дамы надевают юбки ниже колена и летом ходят в колготах, а мужчины в пиджаках и галстуках, не стоит сильно отличаться от всего коллектива — вы ведь хотите здесь остаться? Соблюдайте традиционные чаепития и дресс-код в компании. Заодно поймёте для себя, готовы ли вы к этому изо дня в день либо стоит поискать что-то более неформальное.

После пройденной стажировки переговорите со своим наставником либо со специалистом по подбору, есть ли вакансии, на которые вас готовы рассматривать. Если их пока нет, то попросите разрешения иногда звонить и интересоваться — время идёт, возможно, что-то изменится. Попросите рекомендательное письмо либо характеристику — даже если вас не приняли в компанию мечты, есть другие места, где потребуются рекомендации.

Как относиться к непрофильным поручениям


Андрей Жилин

эксперт по управлению, директор маркетингового агентства M-a-x-i-m

Практика показывает, что на рынке действительно мало сообразительных претендентов с инициативой и нацеленностью на результат. Такая активная позиция и на стажировке может стать хорошим стартом для молодого специалиста.

Кого в итоге берут на работу


Полина Тараненко

директор по маркетингу PR Partner

Я пришла в агентство PR Partner на стажировку сразу после выпуска из МГУ. На собеседование я принесла толстенную папку с портфолио, а в резюме красовались строчки с перечислением пятилетнего опыта в журналистике и немножко в пиаре. Признаться честно, как и у большинства выпускников, амбиции у меня были королевские! Однако понимания бизнес-процессов и вообще всей PR-кухни мне откровенно не хватало. Начинать строить карьеру пиарщика в агентстве мне порекомендовали более зрелые коллеги по рынку. Несмотря на то что у меня были предложения от некоторых компаний, я решила пойти на бесплатную стажировку в PR Partner. Я сразу оговорила сроки стажировки с моим руководителем. Это очень важно, поскольку обе стороны сразу понимают общие цели, мотивацию и сроки. У меня был месяц, чтобы максимально проявить себя и доказать команде, что я здесь нужна.

Я старалась выполнять все задания коллег точно в дедлайны, участвовала в коллективных брейнштормах, предлагала идеи, старалась не молчать и брать на себя инициативу. Как мне кажется, ответственность за свою работу должен уметь нести даже стажёр. Наверное, это главное, что влияет на решение работодателя в вашу пользу. Вместе со мной стажировались ещё две девушки ничуть не хуже в профессиональном плане. Сейчас я понимаю, что прогулы и срывы дедлайнов во время стажировки сразу сбрасывают вас со счетов. Но тогда конкурентки серьёзно меня злили и одновременно мотивировали.

Очень важно в конце стажировки не стесняться снова напомнить о себе, назначить руководителю встречу и откровенно поговорить о перспективах. Часто в суматохе даты стажировки забываются, а стажёр теряет надежду и просто перестаёт приходить в офис. Это очень печально, потому что иногда достаточно просто лишний раз поговорить с руководителем. Ждать, как Хатико, пока тебе предложат работу, можно долго. Я всегда считала, что в карьерных вопросах инициативу нужно брать в свои руки! На сегодняшний день я работаю в агентстве уже четыре года, выросла с позиции стажёра до директора по маркетингу и пиару. Ещё ни разу я не пожалела, что с дипломом МГУ и с гигантским опытом согласилась на бесплатную стажировку.


Екатерина Кононова

генеральный директор агентства по личному брендингу Bake Pro

Моё первое место работы по найму оказалось и последним — после прохождения стажировки я сначала стала PR-менеджером культурного центра, потом и исполнительным директором, а затем из PR-части компании мы сделали рекламно-образовательное агентство.

Читайте также: