Порядок планирования и организации работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины

Обновлено: 18.05.2024

к Правилам организации воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы с личным составом Вооруженных Сил Республики Казахстан

Оценка

состояния воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы с личным составом, государственно-правовой подготовки ВС РК в повседневной деятельности

1. Состояние воспитательной и идеологической работы оценивается по следующим показателям:

  1. состояние воспитательной работы;
  2. состояние идеологической работы;
  3. состояние воинской дисциплины и правопорядка (далее – воинская дисциплина);
  4. состояние культурно-досуговой работы и обеспечение техническими средствами воспитания;
  5. состояние психологической работы;
  6. морально-психологическое состояние личного состава;
  7. состояние работы с ветеранами ВС и ветеранскими организациями;
  8. состояние работы с членами семей военнослужащих;
  9. степень усвоения учебной программы по государственно-правовой подготовке.

2. Состояние воспитательной работы оценивается:

3 балла - работа организована, планирующие и отчетные документы отработаны в полном объеме; государственно-правовая подготовка (далее – ГПП) организована в соответствии с настоящими Правилами.

1 балл - работа организована с нарушениями, планирующие и отчетные документы отработаны в неполном объеме, имеются срывы в проведении воспитательных мероприятий; ГПП организовано с нарушениями. Из проверенных не менее 30% от общего количества учебных групп, по категориям, не менее 90% учебных групп получили положительные оценки;

3. Состояние идеологической работы оценивается:

3 балла - работа по профилактике противодействия деструктивным религиозным течениям, ограждению личного состава от деструктивного религиозного воздействия и недопущению проникновения экстремисткой идеологии в воинские коллективы организована и проводится в тесном взаимодействии с соответствующими уполномоченными государственными органами и соответствует предъявляемым требованиям руководящих документов; в ходе проведенного тестирования на знание идеологических приоритетов Республики Казахстан 100% проверяемых военнослужащих получили положительные оценки, планирующие и отчетные документы отработаны в полном объеме;

2 балла - работа по профилактике противодействия деструктивным религиозным течениям, ограждению личного состава от деструктивного религиозного воздействия и недопущению проникновения экстремисткой идеологии в воинские коллективы организована и проводится в тесном взаимодействии с соответствующими уполномоченными государственными органами и, в основном, соответствует предъявляемым требованиям руководящих документов при наличии незначительных недостатков, не влияющих на содержание оцениваемых мероприятий (в неполном объеме отработаны планы и отчетные материалы проводимых мероприятий, взаимодействие с соответствующими уполномоченными государственными органами организовано в неполном объеме); в ходе проведенного тестирования на знание идеологических приоритетов Республики Казахстан 90% проверяемых военнослужащих получили положительные оценки;

1 балл - работа по профилактике противодействия деструктивным религиозным течениям, ограждению личного состава от деструктивного религиозного воздействия и недопущению проникновения экстремисткой идеологии в воинские коллективы организована и проводится со значительными нарушениями требований руководящих документов, влияющими на содержание оцениваемых мероприятий (не отработаны планы и отчетные материалы проводимых мероприятий, не организовано взаимодействие с соответствующими уполномоченными государственными органами); в ходе проведенного тестирования на знание идеологических приоритетов Республики Казахстан 85% проверяемых военнослужащих получили положительные оценки;

0 баллов - идеологическая работа по профилактике противодействия деструктивным религиозным течениям, ограждению личного состава от деструктивного религиозного воздействия и недопущению проникновения экстремисткой идеологии в воинские коллективы не организована, проводится бессистемно и не соответствует предъявляемым требованиям руководящих документов, планирующая и отчетная документация не отработана; в ходе проведенного тестирования на знание идеологических приоритетов Республики Казахстан более 25% военнослужащих получили отрицательные оценки.

4. Состояние воинской дисциплины оценивается:

5. Состояние психологической работы оценивается:

2 балла - за проверяемый период не допущено суицидальных происшествий; должностные лица знают и выполняют функциональные обязанности и требования руководящих документов по психологической работе в полном объеме; планирующие и отчетные документы по психологической работе отработаны на 100% (при этом имеются незначительные недостатки не влияющие на качество проводимой работы); комната психологической разгрузки имеется и используется по назначению, материально-техническая база психологической работы позволяет осуществлять практическую работу и постоянно совершенствуется;

1 балл - за проверяемый период имелись факты попытки суицида среди военнослужащих; должностные лица знают и выполняют функциональные обязанности и требования руководящих документов; планирующие и отчетные документы по психологической работе отработаны на 80%, комната психологической разгрузки имеется; материально-техническая база не позволяет проводить психологическую работу на качественном уровне;

6. Морально-психологическое состояние личного состава оценивается:

7. Состояние культурно-досуговой работы и обеспечение техническими средствами воспитания оценивается:

2 балла – планирующие и отчетные документы по организации культурно-досуговой работы и обеспечение техническими средствами воспитания отработаны на 100%.

Технические средства воспитания в наличии, содержатся
в исправности, и используется по назначению.

Организация учета, хранения и списания технических средств воспитания и культурно просветительского имущества проводится своевременно в соответствие с требованиями руководящих документов.

Наглядная агитация в части и учреждении оформлена, в соответствие
с требованиями руководящих документов;

1 балл – планирующие и отчетные документы по организации культурно-досуговой работы и обеспечение техническими средствами воспитания отработаны на 70%.

Технические средства воспитания в наличии, содержатся
в исправности, но используется не по назначению.

Организация учета, хранения и списания технических средств воспитания и культурно просветительского имущества проводится в соответствие
с требованиями руководящих документов, но требует доработки.

Наглядная агитация в части и учреждении оформлена, с не значительными нарушениями требований руководящих документов;

0 баллов – планирующие и отчетные документы по организации культурно-досуговой работы и обеспечение техническими средствами воспитания отработаны менее 50%.

Технические средства воспитания в наличии, содержатся в не исправном состоянии, и используется не по назначению.

Организация учета, хранения и списания технических средств воспитания и культурно просветительского имущества в соответствие с требованиями руководящих документов не проводится.

Наглядная агитация в части (учреждении) оформлена с нарушениями требований руководящих документов.

8. Состояние работы с ветеранами ВС и ветеранскими организациями оценивается:

3 балла – План совместной работы с ветеранами ВС и ветеранскими организациями разработан, утвержден, отчетный материал согласно пунктов настоящего плана отработан на 100 %, обращения рассмотрены, ответы (разъяснение) заявителю направлены своевременно;

2 балла – План совместной работы с ветеранами ВС и ветеранскими организациями разработан, утвержден, отчетный материал согласно пунктов настоящего плана отработан на 70 %, обращения рассмотрены, но имели место факты несвоевременного предоставления ответа (разъяснения) заявителю;

1 балл – План совместной работы с ветеранами ВС и ветеранскими организациями разработан, утвержден, отчетный материал согласно пунктов настоящего плана отработан на 40 %, обращения рассмотрены, но имели место факты несвоевременного предоставления ответа (разъяснения) заявителю;

0 баллов – План совместной работы с ветеранами ВС и ветеранскими организациями не разработан или составлен формально, отчетный материал по проведенным мероприятиям отсутствует, поступившие обращения ветеранов ВС РК не рассмотрены.

9. Состояние работы с членами семей военнослужащих:

3 балла – План работы с членами семей разработан, утвержден, отчетный материал согласно пунктов настоящего плана отработан на 100 %, обращения рассмотрены, ответы (разъяснение) заявителю направлены своевременно;

2 балла – План работы с членами семей разработан, утвержден, отчетный материал согласно пунктов настоящего плана отработан на 70 %, обращения рассмотрены, но имели место факты несвоевременного предоставления ответа (разъяснения) заявителю;

1 балл – План работы с членами семей разработан, утвержден, отчетный материал согласно пунктов настоящего плана отработан на 40 %, обращения рассмотрены, но имели место факты несвоевременного предоставления ответа (разъяснения) заявителю;

0 баллов – План работы с членами семей не разработан или составлен формально, отчетный материал по проведенным мероприятиям отсутствует, поступившие обращения не рассмотрены.

Состояние воспитательной и идеологической работы оценивается:

Степень усвоения учебной программы

по государственно-правовой подготовке оценивается:

На инспекторских проверках – по изученным с начала учебного года темам; на итоговых проверках – за очередной период обучения; в ходе плановых занятий – не реже 2-3 раз в течение периода обучения. Индивидуальные оценки обучаемым, оценки учебным группам, подразделениям по государственно-правовой подготовке, а также руководителям групп определяются на основе индивидуальных оценок, с учетом уровня их боевой готовности, слаженности, готовности к выполнению учебно-боевых задач, морально-нравственного состояния и воинской дисциплины:


Существуют различные формы дисциплины: государственная, трудовая, общественная, партийная. Разновидностью государственной дисциплины является воинская дисциплина. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Она необходима, чтобы регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях в целях обеспечения высокой организованности и боевой готовности войск. Воинская дисциплина требует от военнослужащих большой собранности, точности и выдержки, взаимопонимания, оперативности выполнения всех распоряжений.

К основным чертам воинской дисциплины можно отнести:

  1. обязательное соблюдение требований дисциплины для всех категорий военнослужащих независимо от воинского звания, служебного и должностного положения;
  2. единоначалие, то есть высокую значимость неукоснительного соблюдения требований воинской дисциплины;
  3. принятие строгих мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил поведения;
  4. четкую последовательность всех сторон жизнедеятельности военнослужащих на службе и вне ее.

Обязательные для выполнения нормы и правила поведения военнослужащих, отношения между военнослужащими, которые формируются в процессе становления коллектива, деятельность органов государственного и военного управления, различных категорий военнослужащих по поддержанию на должном уровне воинской дисциплины все это неотъемлемые составляющие дисциплины.

Прежде всего, необходимо для формирования дисциплины изучать и знать индивидуально-личностные качества военнослужащих. К ним можно отнести морально-психологическое состояние, мировоззрение, интересы, семейное положение, духовное развитие, личная дисциплинированность, организаторские способности. Кроме того, социально-психологическими факторами дисциплины являются разнообразные взаимодействия между военнослужащими в целях достижения порядка и организованности, в том числе взаимные требования, согласованные совместные действия, коллективные убеждения и внушения, взаимный контроль, воздействие личным примером. Существуют принципы по укреплению и поддержанию воинской дисциплины.

1) Индивидуальный подход к каждому военнослужащему;

2) Заострение внимания на положительных моментах в деятельности военнослужащего;

3) Несение ответственности за нарушение требований дисциплины;

4) объективность при оценке воинской дисциплины в подразделении;

5) Постоянное стимулирование дисциплинарного поведения и стремление к самодисциплине.

Командир подразделения является организатором всей работы по укреплению воинской дисциплины и должен лично изучать ее состояние, выявлять причины нарушений, оценивать работу подчиненных командиров по укреплению воинской дисциплины, также определять цели, основные направления, пути и способы достижения высокого уровня дисциплины подразделения.

Отметим основные составляющие анализа воинской дисциплины:

  1. Изучение поведения военнослужащих в различных видах учебно-боевой деятельности, службы и в свободное время;
  2. Выявление причин, из-за которых возникают нарушения воинской дисциплины;
  3. Определение эффективности работы командиров, воинских коллективов;
  4. Определение путей укрепления воинской дисциплины.

Для успешного достижения всего перечисленного необходимо охватывать все сферы воинской деятельности, а именно, боевую подготовку, быт и досуг личного состава, внутреннюю, повседневную и караульную службу.

Для укрепления воинской дисциплины применяют следующую методику:

– периодически обсуждать вопросы и проблемы работы на совещаниях, собраниях и сборах.

– знать и руководствоваться документами;

– включить в воспитательную работу всю категорию руководителей и руководить этой деятельностью;

– необходимо своевременно определить цель и постановить задачу в области укрепления воинской дисциплины;

– проводить мероприятия по обеспечению теоретической и методической подготовкой всех категорий командиров.

Обмен опытом, его обобщение и распространение является одной из важных составляющих укрпеления воинской дисциплины, так как основные направления, формы и методы работы должностных лиц части являются залогом в воспитании у военнослужащих самодисциплины и коллективизации.

Рассмотрим основные формы воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины командирами подразделения:

Систематический анализ состояния воинской дисциплины — важнейшая обязанность командиров и является одним из основных условий поддержания в части высокой организованности и уставного порядка. Общие требования и основные направления, формы и методы работы должностных лиц части по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины имеют свои специфические задачи, которые накладывают характерные особенности на повседневную деятельность военнослужащих. Исходя из этого, при решении проблем укрепления воинской дисциплины в конкретной части необходимо учитывать ее специфику.

Таким образом, закономерности и принципы воинской дисциплины определяют основные направления деятельности офицерских кадров и позволяют им на этой основе совершенствовать систему поддержания дисциплины, содержание, формы и методы воспитательных воздействий, создавать условия, способствующие организованности личного состава.

Каждое должностное лицо в части выполняет свои обязанности по укреплению дисциплины. Рассмотрим это на пример командира полка.

Командир полка ежемесячно должен анализировать состояние воинской дисциплины и подводить итоги работы по её укреплению, проводить занятия с командирами подразделений по поддержанию уставного порядка, а также занятия в системе командирской подготовки по вопросам воспитания, военной психологии и педагогики.

Ежедневно должен оценивать состояние воинской дисциплины и ставить задачи заместителям, начальникам служб и командирам подразделений по её укреплению, заслушивать доклады должностных лиц о работе по предупреждению происшествий, преступлений и грубых дисциплинарных проступков, также обязан индивидуально работать с различными категориями военнослужащих.

Укрепление воинской дисциплины проходит благодаря четкой психологической работе. Рассмотрим данный термин подробнее.

Психологическая работа — это комплекс согласованных и целенаправленных мероприятий, который осуществляется с использованием достижений психологической науки в интересах жизнедеятельности войск, поддерживает психологическую устойчивость личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих.

К основным задачам психологической работы можно отнести:

  1. Проведение мероприятий данной работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевых, учебных и специальных задач, боевого дежурства, караульной и внутренней служб.
  2. Создание надежного и крепкого морально-психологического климата в коллективах.
  3. Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических отношений в воинских коллективах и осуществление прогнозирования развития.
  4. Осуществление психологической помощи и психологического просвещения военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.
  5. Выработка рекомендаций по рациональному распределению военнослужащих по должностям и выполняемым задачам.
  6. Психологический анализ служебно-боевой деятельности, учебно-воспитательного процесса и выработка мер по повышению их эффективности;

Существует ряд методов, с помощью которых командир подразделения изучает психологические особенности своего воинского коллектива. К ним относятся: наблюдение, опрос, анализ результатов групповой деятельности.

Метод наблюдения помогает командиру получить наиболее объективную информацию при укреплении дисциплины в своем подразделении.

При этом он систематически изучает групповую деятельность военнослужащих в целях выявления и анализа фактов, характеризующих воинский коллектив такие как: формы и содержание межличностных взаимоотношений; формирование коллективных норм поведения, отношений, мнений и настроений; каналы распространения информации; наличие традиций и ритуалов.

Опрос позволяет получить информацию о воинском коллективе от военнослужащих путем постановки перед ними вопросов, ответы на которые в дальнейшем будут анализированы и выведены проблемные места в укреплении дисциплины.

Анализ результатов групповой деятельности дает возможность командиру характеризовать воинский коллектив, а также происходящие в нем изменения по результатам в различные периоды жизнедеятельности. Например, несение службы суточным нарядом, культурные выходы, спортивно-массовая работа.

Существуют основные психологические приемы, которые применяются для повышения эффективности управленческой деятельности и укрепления воинской дисциплины командирами подразделения.

Механизм их воздействия заключается в создании у военнослужащего, в ходе общения на подсознательном уровне положительного эмоционального отношения к начальнику.

Для этого необходимо развивать определенные навыки общения:

  1. Не делать поспешные оценки и суждения собеседника, а точно оценивать позицию;
  2. Смотреть в глаза собеседника, наблюдать за выражением его лица, жестикуляцией, движениями, которые выражают отношения и чувства;
  3. Уметь направлять свое внимание на собеседника, поддерживать в себе интерес к тому, что он говорит, не отвлекаться;
  4. Стремиться развивать и расширять сказанную мысль военнослужащего, а не искать ошибки.
  5. Повторять сказанное, если потребуется и уточнять недопонятые мысли;
  6. Стремиться понять логику собеседника;
  7. Не перебивать, пока твой подчиненный не высказался.

Для повышения воинской дисциплины необходимо проводить культурно-досуговые мероприятия: конкурс художественной самодеятельности, смотр песни и строя, культпоходы, экскурсии, посещение спортивных матчей и так далее. Коллективное посещение культурных заведений выполняют следующие задачи:

  1. Знакомство с историческими местами, местами боев, подлинными вещами, документами, музейными экспонатами, связанными с жизнедеятельностью известных исторических личностей;
  2. Ознакомление личного состава с организацией и технологией современного производства, внедрения в него новейших достижений науки и техники;
  3. Морально-психологическую разгрузку личного состава
  4. Создания чувства одного коллектива, взаимовыручки и взаимопонимания.
  5. Осмотр личным составом архитектурных ансамблей, дворцов, исторических памятников.

В завершении своей работы хочется сказать, что укрепление воинской дисциплины — это очень тяжелый труд командиров, так как именно они принимают активное участие в данном процессе. Планируют и организуют повседневную деятельность, участвуют в формировании воинского коллектива, проводят различного рода беседы и информирования с личным составом, чтобы внушить каждому военнослужащему чувства долга, верности к Родине и патриотизма. Стоит отметить, что воинская дисциплина также зависит от личной ответственности каждого военнослужащего, осознании им той важной задачи, которая на него возложена — Защита Родины!

  1. Общевоинские устав Вооруженных сил Российской Федерации.-Ростов н/Д: Феникс, 2014.
  2. Управление подразделениями в мирное время: учебник. — М.: Голден Би, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): воинская дисциплина, личной состав, воинский коллектив, военнослужащий, командир подразделения, укрепление дисциплины, задача, укрепление, воинский порядок, воспитательная работа.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 февраля 2019 года N 95

Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации

В целях организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Утвердить Руководство по организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, командующему Северным флотом, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления обеспечить в подчиненных объединениях, соединениях, воинских частях и организациях:

планирование ежегодно до 1 ноября и систематическое проведение военно-политической подготовки в подчиненных войсках (силах) и органах военного управления как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса, формы поддержания высокого морально-политического состояния и крепкой воинской дисциплины личного состава;

приведение правовых актов Министерства обороны Российской Федерации в соответствие с настоящим приказом.

3. Заместителю Министра обороны Российской Федерации - начальнику Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации организовать:

программно-методическое обеспечение военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации с использованием научно-педагогического потенциала военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации;

разработку ежегодно до 15 августа и направление в войска (силы) и органы военного управления методических рекомендаций по организации военно-политической подготовки на новый учебный год;

выпуск необходимых учебных и наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов по программам и учебным планам военно-политической подготовки, регулярное опубликование методических материалов в помощь руководителям учебных групп военно-политической подготовки в периодических изданиях и на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации за счет, и в пределах средств, ежегодно выделяемых Главному военно-политическому управлению Вооруженных Сил Российской Федерации на воспитательную работу.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 22 февраля 2019 года N 95

Руководство по организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Военно-политическая подготовка (ВПП) является одним из основных предметов подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации* и важнейшей формой военно-политического, государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания.

* Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны, Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами, военные округа, Северный флот - военными округами, органы военного управления, объединения, соединения, воинские части (корабли), организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями.

2. Целью ВПП является формирование у военнослужащих Вооруженных Сил высокого уровня военно-политического сознания и культуры, качеств воина-государственника, патриота, высоконравственной личности, сознательного и ответственного отношения к воинскому долгу, требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, уставов и воинской дисциплины.

ВПП в сочетании с другими предметами боевой подготовки обеспечивает высокую морально-политическую и психологическую готовность военнослужащих Вооруженных Сил и воинских коллективов к выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы.

3. В ВПП основное внимание уделяется изучению военнослужащими Вооруженных Сил вопросов государственного и военного строительства, военно-политической обстановки, предназначения Вооруженных Сил по отражению угроз национальной безопасности, отечественной истории, традиций армии и флота, военной педагогики и психологии, норм морали и воинской этики, законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.

В ходе занятий используется исторический подход, приводятся примеры образцового исполнения военнослужащими Вооруженных Сил воинского долга. Преподаваемый материал тесно связывается с выполняемыми воинскими частями и подразделениями задачами, состоянием правопорядка и воинской дисциплины.

4. Общее руководство ВПП возлагается на командиров (начальников) воинских частей, а планирование дат и времени проведения занятий по ВПП - на соответствующих начальников штабов воинских частей. Непосредственную организацию, учебно-методическое обеспечение и контроль за проведением занятий по ВПП осуществляют военно-политические органы Вооруженных Сил.

5. ВПП проводится в течение всего учебного года:

с офицерами, прапорщиками, мичманами - в системе профессионально-должностной подготовки;

с сержантами, старшинами - в системе должностной и боевой подготовки;

с солдатами, матросами - в системе боевой подготовки;

с курсантами (слушателями) военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны - при изучении предусмотренных учебными планами и программами гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

с лицами гражданского персонала Вооруженных Сил - по планам командиров (начальников) воинских частей по военно-политическим, социально-экономическим и правовым вопросам методом информирования.

Планирование ВПП осуществляется на учебный год и уточняется на учебный период.

Для изучения военнослужащими Вооруженных Сил и разъяснения им актуальных для конкретной воинской части вопросов по ВПП командирам (начальникам) воинских частей предоставляется право своим решением, исходя из особенностей выполняемых задач, организации оперативной и боевой подготовки, условий дислокации, изменять тематику и содержание занятий (не более 25 процентов тем) с различными категориями личного состава Вооруженных Сил, а также изменять периодичность (дни) занятий при условии выполнения ежемесячных норм по количеству часов, отводимых на занятия по ВПП.

В воинских частях в целях организации ВПП разрабатываются:

календарные учебные планы ВПП для всех категорий личного состава Вооруженных Сил;

планы проведения двухдневных учебно-методических сборов с руководителями учебных групп ВПП и отчетные документы к ним.

Вопросы организации ВПП и информирования (состав учебных групп, их руководители и помощники руководителей; время и места проведения занятий; порядок инструктивно-методических занятий с руководителями учебных групп ВПП, их подготовки к занятиям; порядок участия должностных лиц в проведении и контроле занятий; порядок учета и отчетности по ВПП) отражаются в приказах командиров (начальников) воинских частей об организации боевой подготовки, внутренней и караульной служб на учебный год (период обучения) в соответствии с требованиями наставления по боевой подготовке в Вооруженных Силах.

6. Занятия по ВПП проводятся командирами (начальниками) воинских частей и подразделений, а также должностными лицами военно-политических органов Вооруженных Сил в соответствии с учебными программами (планами) в составе учебных групп, созданных для проведения профессионально-должностной, должностной и боевой подготовки:

с офицерами центральных органов военного управления, военных округов (флотов), объединений, профессорско-преподавательским составом военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны, военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, научно-исследовательских организаций Министерства обороны - 16 часов в год, в том числе 8 часов в дни профессионально-должностной подготовки;

с офицерами соединений, воинских частей (кораблей) и подразделений - 4 часа в месяц, в том числе 2 часа в дни профессионально-должностной подготовки;

с солдатами, матросами, сержантами, старшинами, проходящими военную службу по контракту и призыву, а также с прапорщиками и мичманами - 3 часа в неделю в первой половине учебного дня в составе подразделения (учебных групп прапорщиков и мичманов) численностью не более 25 человек;

с переменным составом в школах прапорщиков (мичманов), а также в учебных воинских частях, готовящих специалистов и младших командиров, - 2 раза в неделю по 2 часа в первой половине учебного дня;

с лицами гражданского персонала Вооруженных Сил - не менее 2 часов в месяц.

В ходе учений, боевых походов, полевых выходов, при выполнении задач в составе миротворческих сил, а также при нахождении подразделений в отрыве от пунктов постоянной дислокации ВПП организуется и проводится по отдельному плану не менее 1 часа в неделю.

Степень усвоения личным составом Вооруженных Сил знаний по ВПП оценивается по четырехбалльной системе. Учет успеваемости по ВПП ведется в журналах учета боевой (профессионально-должностной, должностной) подготовки.

На занятиях по ВПП (за устные и письменные ответы по основным и дополнительным вопросам семинара или беседы, выступления с рефератом, выполнение практических заданий) военнослужащие Вооруженных Сил получают индивидуальные оценки.

7. Для подготовки к занятиям руководителям учебных групп ВПП предоставляется 4 часа служебного времени в неделю. В воинских частях с руководителями учебных групп ВПП проводятся не менее одного раза в месяц двухчасовые инструктивно-методические занятия, а в соединениях и воинских частях перед началом каждого периода обучения - двухдневные учебно-методические сборы под руководством заместителей командиров (начальников) воинских частей по военно-политической работе.

Командиры (начальники) воинских частей утверждают планы сборов, а также ставят задачи на очередной учебный период (год) участникам сбора по повышению роли ВПП в поддержании боевой готовности, боевой подготовке, укреплении правопорядка и воинской дисциплины.

8. Участие руководящего состава объединений, соединений и воинских частей в проведении и текущем контроле занятий по ВПП осуществляется:

командирами воинских частей - не менее двух занятий в период обучения, а также контроль организации и методики проведения занятий в одной из подчиненных воинских частей (подразделении) ежемесячно;

заместителями командиров воинских частей - не менее трех занятий в период обучения, а также контроль организации и методики проведения занятий в одной из подчиненных воинских частей (подразделении), а заместителями командиров воинских частей по военно-политической работе - во всех подчиненных воинских частях ежемесячно;

начальниками отделов (отделений), служб воинских частей - не менее четырех занятий в период обучения с различными категориями военнослужащих Вооруженных Сил, а также контроль организации и методики проведения занятий в одной из подчиненных воинских частей (подразделении), а соответствующими должностными лицами по ВПП и информированию - во всех подчиненных воинских частях ежемесячно.

9. Состояние ВПП в ходе инспекторских, контрольных комплексных проверок проверяется в соответствии с требованиями Порядка проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 777дсп "О порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Вопросы для проверки знаний личного состава Вооруженных Сил по ВПП методом тестирования разрабатываются Главным военно-политическим управлением Вооруженных Сил, военно-политическими органами видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов.

10. В ходе контрольных проверок по отдельным вопросам ВПП включается в перечень основных предметов обучения, подлежащих обязательной проверке в соединениях, воинских частях всех видов и родов войск Вооруженных Сил и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил. Состав соединений, воинских частей и подразделений, привлекаемых к контрольной проверке по отдельным вопросам, содержание контрольных занятий по ВПП определяются программой (планом) проверки, утверждаемой должностным лицом, возглавляющим проверку, в соответствии с правовыми актами Министерства обороны.

Количество проверяемых подразделений (учебных групп) устанавливается должностным лицом, возглавляющим проверку, и доводится до командиров проверяемых соединений, воинских частей не позднее чем за 10 суток до начала проверки.

Уровень теоретической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил проверяется в ходе контрольных занятий по ВПП в форме зачета с оценкой или тестирования в объеме изученных на момент проверки тем согласно учебным планам (программам) военно-политической подготовки.

Для определения оценки проверяемому военнослужащему Вооруженных Сил в форме зачета задается не менее трех вопросов. В целях объективного определения степени усвоения знаний проверяемому задается не более трех дополнительных вопросов.

Ответ на вопрос оценивается:

"отлично", если в полном объеме и последовательно раскрыто его содержание, при ответе правильно использовались основные понятия и термины;

"хорошо", если раскрыто содержание вопроса, но при ответе допущены неточности и ошибки;

"удовлетворительно", если показаны нетвердые знания по существу поставленного вопроса, с трудом раскрыто его основное содержание;

"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

Индивидуальная оценка военнослужащего Вооруженных Сил определяется:

"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

Оценка снижается на один балл, если проверяемый на момент сдачи ВПП имеет дисциплинарное взыскание за совершенный грубый дисциплинарный проступок.

Если военнослужащий Вооруженных Сил не прибыл на контрольное занятие по ВПП без уважительной причины, то он оценивается "неудовлетворительно".

Руководители учебных групп оцениваются вместе с проверяемой учебной группой с учетом уровня их знаний по программе ВПП, методике проведения занятий и общей оценки руководимой учебной группы.

Оценка подразделению (учебной группе) по ВПП определяется на основе индивидуальных оценок военнослужащих Вооруженных Сил:

"отлично", если средний балл не менее 4,7;

"хорошо", если средний балл не менее 3,7;

"удовлетворительно", если средний балл не менее 2,7;

"неудовлетворительно", если средний балл менее 2,7.

Для анализа состояния ВПП воинским частям по итогам контрольных проверок по отдельным вопросам выставляется оценка по ВПП. При этом органу военного управления, управлению воинской части оценка по ВПП определяется на основе индивидуальных оценок военнослужащих Вооруженных Сил.

Все материалы сайта доступны по лицензии:

овании взводов и рот с учетом уровня подготовки личного состава батальона, психологической совместимости военнослужащих, национальных особенностей и отношения к религии; содействовать проведению работы с верующими военнослужащими;

анализировать состояние воинской дисциплины в батальоне, причины преступлений и происшествий, вести учет дисциплинарных проступков, вырабатывать и принимать меры по их предупреждению;

организовывать и проводить в батальоне мероприятия по укреплению воинской дисциплины, сплочению воинских коллективов, профилактике отклонений в поведении военнослужащих и предотвращению наркомании; организовывать и проводить правовое обучение (правовое воспитание) личного состава батальона;

формировать у военнослужащих ответственность за выполнение требований безопасности военной службы;

участвовать в аттестации офицеров, прапорщиков и сержантов батальона, обучать их формам и методам индивидуальной работы с подчиненным личным составом; обучать командиров подразделений и их заместителей по военно-политической работе организации и методике военно-политической работы с различными категориями военнослужащих;

организовывать и проводить в батальоне мероприятия, посвященные дням воинской славы и памятным датам России, профессиональным праздникам и памятным дням Вооруженных Сил;

участвовать в реализации прав и социальных гарантий личного состава батальона, знать нужды и запросы военнослужащих, принимать меры по разрешению обращений (предложений, заявлений или жалоб);

проводить мероприятия по нравственному, физическому и эстетическому воспитанию личного состава батальона, организовывать проведение культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятий с участием личного состава батальона;

организовывать эксплуатацию и применение технических средств военно-политической работы и культурно-досугового имущества батальона, ежеквартально проверять их наличие и техническое состояние;

своевременно докладывать командиру батальона и заместителю командира полка (корабля 1 ранга) по военно-политической работе о состоянии воинской дисциплины в батальоне, морально-политическом и психологическом состоянии личного состава и проводимой военно-политической работе.";

34) в абзаце первом статьи 140 слова "морально-психологическое состояние и безопасность" заменить словами "морально-политическое и психологическое состояние, безопасность";

35) в абзаце четвертом статьи 141 слова "и морально-психологические качества" заменить словами ", морально-политические и психологические качества";

36) в статье 142 слова "морально-психологическое состояние и безопасность" заменить словами "морально-политическое и психологическое состояние, безопасность";

37) в абзаце четвертом статьи 143 слова "и морально-психологические качества" заменить словами ", морально-политические и психологические качества";

38) в статье 144 слова "морально-психологическое состояние личного состава и безопасность" заменить словами "морально-политическое и психологическое состояние подчиненного личного состава, безопасность";

39) в абзаце четвертом статьи 145 слова "и морально-психологические качества" заменить словами ", морально-политические и психологические качества";

40) после статьи 147 слова:

"Заместитель командира роты по воспитательной работе"

"Заместитель командира роты по
военно-политической работе";

41) статью 148 изложить в следующей редакции:

"148. Заместитель командира роты по военно-политической работе в мирное и военное время отвечает: за организацию и состояние военно-политической работы в повседневной деятельности роты, при подготовке к выполнению и выполнении ротой боевых (учебно-боевых) задач, осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности военной службы в роте; за воспитание, морально-политическое и психологическое состояние, воинскую дисциплину, военно-политическую подготовку и военно-политическое информирование личного состава роты. Основной формой его деятельности является индивидуальная работа с каждым военнослужащим. Он подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава роты.";

42) статью 149 изложить в следующей редакции:

"149. Заместитель командира роты по военно-политической работе обязан:

организовывать и проводить в роте военно-политическую работу, направленную: на формирование у военнослужащих высоких морально-политических и психологических качеств; на обеспечение глубокого понимания и поддержки личным составом государственной политики в области обороны; на укрепление единоначалия; на воспитание военнослужащих в духе патриотизма, верности воинскому долгу и Военной присяге (обязательству); на обеспечение соблюдения военнослужащими законодательства Российской Федерации и требований общевоинских уставов, беспрекословного выполнения приказов командиров (начальников); на повышение бдительности и строгое выполнение требований по защите государственной тайны;

разъяснять личному составу роты решения Президента Российской Федерации, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации по вопросам государственной политики в области обороны, задачи роты, ее подразделений и каждого военнослужащего;

организовывать и лично проводить в роте занятия по военно-политической подготовке, военно-политическое информирование личного состава о событиях в мире и в Российской Федерации, о жизни и учебно-боевой деятельности Вооруженных Сил;

всесторонне знать личный состав роты, морально-политические и психологические качества, семейное положение, уровень образования и отношение к религии каждого военнослужащего, составлять и регулярно уточнять социально-психологическую характеристику роты; проводить мероприятия по сплочению воинского коллектива роты, принимать участие в формировании расчетов, экипажей, отделений;

обучать офицеров, прапорщиков и сержантов роты методике индивидуальной работы с подчиненным личным составом;

участвовать в составлении расписания занятий на неделю; организовывать и проводить в роте работу по воинскому воспитанию, формированию у военнослужащих морально-политической и психологической готовности к выполнению поставленных задач;

участвовать в подведении итогов боевой подготовки, состояния воинской дисциплины и внутреннего порядка, внутренней и караульной служб, безопасности военной службы; изучать и распространять опыт классных специалистов и лучших расчетов, экипажей и отделений;

анализировать состояние воинской дисциплины в роте, причины преступлений и происшествий, вести учет дисциплинарных проступков;

проводить в роте мероприятия по укреплению воинской дисциплины, предупреждению правонарушений, отклонений в поведении военнослужащих и по предотвращению наркомании;

формировать у военнослужащих ответственность за выполнение требований безопасности военной службы;

проводить правовое обучение (правовое воспитание) личного состава роты, организовывать доведение до подчиненного личного состава приказов (материалов) об осуждении военнослужащих;

периодически присутствовать на подъеме и вечерней поверке в роте;

проводить мероприятия по нравственному, физическому и эстетическому воспитанию личного состава роты, организовывать досуг личного состава роты и спортивно-массовые мероприятия, руководить ротной художественной самодеятельностью;

содействовать проведению работы с верующими военнослужащими;

осуществлять подбор, обучение и организацию работы актива роты; повседневно руководить работой совета комнаты информирования и досуга, редколлегии ротной стенной газеты и редакторов боевых листков;

знать нужды и запросы личного состава роты, принимать меры по разрешению обращений (предложений, заявлений или жалоб) военнослужащих, поддерживать связь с родными и близкими солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, а также с организациями, в которых они учились, работали до призыва на военную службу;

организовывать своевременное получение и применение по назначению технических средств военно-политической работы и культурно-досугового имущества роты, уметь применять указанные средства при проведении мероприятий военно-политической работы, ежемесячно проверять наличие и техническое состояние этих средств;

знать материальную часть, правила эксплуатации вооружения, военной и специальной техники роты и уверенно владеть ими;

своевременно докладывать командиру роты и заместителю командира батальона по военно-политической работе о воинской дисциплине в роте, морально-политическом и психологическом состоянии личного состава и проводимой военно-политической работе.";

43) в абзаце четвертом статьи 151 слова "и морально-психологические качества" заменить словами ", морально-политические и психологические качества";

44) в статье 152 слова "морально-психологическое состояние личного состава взвода и безопасность" заменить словами "морально-политическое и психологическое состояние личного состава взвода, безопасность";

45) в абзаце третьем статьи 153 слова "и морально-психологические качества" заменить словами ", морально-политические и психологические качества";

46) в статье 158 слова "морально-психологическое состояние и безопасность" заменить словами "морально-политическое и психологическое состояние, безопасность";

47) в абзаце четвертом статьи 163 слова "целенаправленной воспитательной работой" заменить словами "целенаправленным воспитанием военнослужащих";

48) в абзаце первом статьи 219 слова "поддержания воинской дисциплины" заменить словами "поддержания морально-политического и психологического состояния, воинской дисциплины";

49) в абзаце первом статьи 223 слова "воспитательной, культурно-досуговой" заменить словами "военно-политической";

50) в абзаце четвертом статьи 317 слова "морально-психологического состояния и состояния здоровья" заменить словами "морально-политического и психологического состояния, состояния здоровья";

51) в абзаце втором статьи 322 слова "на основе анализа его морально-психологического состояния, поддержания удовлетворительной морально-психологической обстановки" заменить словами "на основе поддержания удовлетворительной морально-политической и психологической обстановки";

52) в абзаце втором статьи 397 слова "морально-психологическое состояние и безопасность" заменить словами "морально-политическое и психологическое состояние, безопасность";

53) в абзаце первом статьи 416 слова "по воспитательной работе" заменить словами "по военно-политической работе";

54) в абзаце первом статьи 421 слова "за дисциплину" заменить словами "за морально-политическое и психологическое состояние, дисциплину";

55) после статьи 424 слова:

"Заместитель начальника воинского эшелона
по воспитательной работе"

"Заместитель начальника воинского эшелона по
военно-политической работе";

56) статью 425 изложить в следующей редакции:

"425. Заместитель начальника воинского эшелона по военно-политической работе отвечает за военно-политическую работу, воинскую дисциплину, морально-политическое и психологическое состояние личного состава воинского эшелона. Он подчиняется начальнику воинского эшелона и является прямым начальником всего личного состава воинского эшелона.";

57) статью 426 изложить в следующей редакции:

"426. Заместитель начальника воинского эшелона по военно-политической работе обязан:

проводить с личным составом воинского эшелона (с учетом уровня подготовки, национальных и психологических особенностей, вероисповедания каждого военнослужащего) военно-политическую работу, направленную на обеспечение несения службы суточным нарядом воинского эшелона, повышение бдительности военнослужащих, обеспечение сохранения в тайне сведений о перевозке, выполнение требований безопасности в пути следования, бережное отношение к вооружению, военной технике и транспортному имуществу;

проводить мероприятия по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений, выполнению требований безопасности военной службы;

организовывать военно-политическое информирование личного состава воинского эшелона о событиях в мире и в Российской Федерации, о жизни и учебно-боевой деятельности Вооруженных Сил, лично проводить в пути следования занятия по военно-политической подготовке;

проводить культурно-досуговую работу; обеспечивать личный состав воинского эшелона в пути следования периодическими изданиями; правильно и бережно использовать технические средства и имущество, необходимые для проведения военно-политической работы;

своевременно докладывать начальнику воинского эшелона о состоянии воинской дисциплины, морально-политическом и психологическом состоянии личного состава воинского эшелона.";

58) в пункте 4 приложения № 9 слова "Воспитательная, информационно-воспитательная, культурно-досуговая работа" заменить словами "Военно-политическая работа".

2. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации:

1) абзац второй статьи 4 изложить в следующей редакции:

"воспитанием у военнослужащих сознательного повиновения командирам (начальникам), боевых, морально-политических и психологических качеств;";

2) в статье 5 слова "по воспитательной работе" заменить словами "по военно-политической работе";

абзац третий изложить в следующей редакции:

"знать состояние воинской дисциплины, морально-политическое и психологическое состояние личного состава, добиваться единого понимания подчиненными командирами (начальниками) требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины, руководить их деятельностью по укреплению воинской дисциплины и поддержанию морально-политического и психологического состояния личного состава, обучать практике применения поощрений и дисциплинарных взысканий;";

в абзаце пятом слова "правовое воспитание" заменить словами "правовое обучение (правовое воспитание)";

в абзаце седьмом слова "и морально-психологическое состояние" заменить словами ", морально-политическое и психологическое состояние".

3. В Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации:

1) преамбулу дополнить абзацем следующего содержания:

"Положения настоящего Устава, касающиеся военно-политической работы, распространяются только на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Вопросы воспитания, поддержания на высоком уровне морально-политического и психологического состояния военнослужащих воинских формирований и органов регламентируются соответствующими положениями, наставлениями, инструкциями и руководствами.";

2) в абзаце третьем статьи 18 слова "по воспитательной работе" заменить словами "по военно-политической работе";

3) после статьи 36 слова:

"Заместитель начальника гарнизона по
воспитательной работе"

"Заместитель начальника гарнизона по
военно-политической работе";

4) статью 37 изложить в следующей редакции:

"37. Заместитель начальника гарнизона по военно-политической работе отвечает за организацию военно-политической работы.

В дополнение к изложенному в статье 36 настоящего Устава он обязан:

знать морально-политическое и психологическое состояние военнослужащих;

проводить работу, направленную на повышение бдительности, особенно в воинских частях (подразделениях), несущих боевое дежурство (боевую службу), а также на строгое выполнение требований по защите государственной тайны;

организовывать военно-политическую подготовку и военно-политическое информирование военнослужащих и лиц гражданского персонала воинских частей, непосредственно подчиненных начальнику гарнизона;

изучать запросы и настроение личного состава, обеспечивать реализацию социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала воинских частей гарнизона, а также соблюдение их прав;

устанавливать и поддерживать тесную связь с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, общественными объединениями, средствами массовой информации и через них способствовать удовлетворению социальных нужд военнослужащих и членов их семей;

организовывать и проводить по утвержденному плану общегарнизонные культурно-досуговые мероприятия;

руководить работой культурно-досуговых организаций гарнизона, разрабатывать и представлять на утверждение начальнику гарнизона план организации культурного досуга военнослужащих гарнизона, членов их семей и лиц гражданского персонала воинских частей гарнизона;

совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями участвовать в проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи;

принимать участие в решении задач гражданской (местной) обороны;

проводить работу по разъяснению требований безопасности военной службы;

проявлять постоянную заботу об охране здоровья военнослужащих, обеспечении их всеми видами довольствия по установленным нормам, о быте и обустройстве войск гарнизона, об обеспечении их казарменным фондом, а также о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и их семьям положенных им жилых помещений;

своевременно докладывать начальнику гарнизона о морально-политическом и психологическом состоянии, состоянии воинской дисциплины в войсках гарнизона, а также о предстоящих и проведенных общегарнизонных мероприятиях.";

5) абзац седьмой статьи 39 дополнить словами "(правовому воспитанию)";

6) в абзаце втором статьи 150 слова "морально-психологическому состоянию" заменить словами "морально-политическому и психологическому состоянию";

7) в абзаце десятом статьи 334 слово "морально-психологического" заменить словами "военно-политической работы".

Читайте также: