Порядок досудебного внесудебного рассмотрения индивидуального трудового спора посредством медиации

Обновлено: 14.05.2024

В круглом столе приняли участие члены Общественной палаты, члены общественных палат субъектов Российской Федерации, представители государственных органов, судебной системы Российской Федерации, объединений работодателей, общественных организаций, в том числе профессиональных союзов, научного сообщества.

Участниками круглого стола рассмотрены вопросы медиации в системе трудовых отношений и реализации медиации как инструмента в работе профсоюзных организаций.

1) в соответствии со статьями 352 и 382 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) четко определен орган, который обеспечивает разрешение индивидуальных трудовых споров в досудебном порядке урегулирования, - комиссия по трудовым спорам (далее - КТС);

2) сформирована сложившаяся практика разрешения индивидуальных трудовых споров в судах и в КТС;

3) КТС накоплен богатый и положительный опыт в разрешении конфликтов между работниками и работодателями;

4) КТС формируется на паритетных началах представителей работников и работодателей, что способствует объективному разрешению спора.

Обращение в КТС для работника не влечет финансовых затрат, в отличие от участия в процедуре медиации;

5) анализ деятельности КТС показывает, что работодатели не уклоняются от исполнения решений, принятых КТС, а работники расценивают их как правомерные;

6) в организациях, где создана авторитетная КТС, осуществляющая свою деятельность добросовестно, результативно и эффективно, не формально, количество обращений работников в суд сокращается либо случаи обращения в суд отсутствуют;

7) деятельность КТС способствует снижению нагрузки на судебную систему;

8) урегулирование конфликта (не спора) или согласование интересов сторон между субъектами трудовых отношений до нарушения прав работников проводится профсоюзным комитетом;

9) профессиональный союз, участвуя в конфликте, на начальном этапе обеспечивает ведение переговоров со сторонами, при этом либо указывает на нарушение права работника, либо предпринимает попытки найти компромисс в урегулировании разногласий.

Приоритет профсоюзного лидера в трудовых спорах перед медиатором очевиден. Профсоюзный лидер - лицо выборное, являясь непосредственным участником производственных отношений, не только компетентен и обладает опытом ведения трудовых споров, но и в большей степени владеет информацией, необходимой для эффективного взаимодействия сторон, участвующих в споре.

В том числе имеются прецеденты, свидетельствующие об авторитете КТС, - работодатели, получая информацию о намерении работника подать заявление в КТС, удовлетворяют в добровольном порядке требования работников;

10) процедура медиации является дополнительным финансовым бременем для работника.

При использовании процедуры медиации расходы по ее проведению возлагаются на стороны, как правило, в равных долях, в то время как при рассмотрении трудового спора работники в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождаются от уплаты обязательных платежей (например, государственной пошлины);

11) согласно статье 3 Федерального закона № 193-ФЗ процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципа добровольности, однако работник, который является лицом подчиненным, не всегда способен отстоять добровольность своего выбора;

12) медиатор в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона № 193-ФЗ не вправе оказывать юридическую и консультативную помощь сторонам, а в трудовых отношениях и при рассмотрении трудового спора востребована именно такая помощь;

13) результатом медиации является в основном денежная компенсация, которая не всегда ведет к восстановлению нарушенного права, что порождает латентное правонарушение;

14) существует несогласованность сроков проведения медиации и сроков рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции.

По мнению участников круглого стола:

- необходимо законодательно усилить гарантии членам КТС;

- в настоящее время не обеспечено равное положение работника и работодателя в трудовых отношениях;

15) закрепленный в статье 3 Федерального закона № 193-ФЗ принцип равноправия сторон при проведении процедуры медиации не может быть применен в трудовых отношениях, поскольку подчиненный субъект (работник) не является равным властному субъекту (работодателю);

16) после обращения в КТС представители работников и работодателей договариваются об урегулировании возникших разногласии;

17) к преимуществам рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, а не посредством реализации процедуры медиации, помимо указанных условий (отсутствие финансовых издержек, оперативность), также относится наличие правового законодательно установленного инструмента исполнения решений КТС - порядок принудительного исполнения с привлечением судебных приставов:

18) заседание КТС проходит непосредственно по месту нахождения работодателя и работника, для принятия решения исследуются все фактические документы, регулирующие трудовые отношения с работником и имеющиеся в организации.

В целях принятия правового решения КТС руководствуется законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами, коллективным договором и трудовым договором;

19) целью КТС является реальное восстановление нарушенного права (в отличие от урегулирования спора посредством реализации процедуры медиации на основе добровольного согласия сторон и негарантированного исполнения сторонами медиативного соглашения).

По итогам обсуждения участниками круглого стола отмечено следующее:

-обязательность неразглашения охраняемой законом государственной тайны на стратегических объектах, на оборонных и других режимных предприятиях не может быть обеспечена медиатором, в отличие от членов КТС;

- в отношении медиативных соглашений законодательством Российской Федерации не установлены требования о признании их недействительности в случае, если такие соглашения ухудшают положение работника по сравнению с действующим законодательством, коллективным договором, коллективным соглашением или трудовым договором.

В то время как в соответствии с Трудовым кодексом локальные нормативные акты, коллективные договоры, соглашения являются недействительными и не подлежат применению в случае, если они ухудшают положение работников по сравнению с действующим законодательством;

- фактически в области трудовых отношений медиативные соглашения неэффективны.

Федеральный закон № 193-ФЗ не предусматривает принципа законности, без применения которого невозможно обеспечить деятельность института защиты и восстановления нарушенных трудовых прав и законных интересов работников.

По результатам состоявшегося обсуждения у участников круглого стола в большей степени преобладает мнение о нецелесообразности применения процедуры медиации в трудовых отношениях с учетом отрицательных доводов, указанных в настоящих рекомендациях.

Одновременно участники круглого стола согласились с тем, что:

- институт медиации востребован и необходим при разрешении споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и семейных правоотношений;

- применять медиацию в разрешении трудовых споров на условиях, предусмотренных действующим законодательством, нецелесообразно. Необходимо использовать возможности КТС.

На основании вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации рекомендует:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть возможность учета настоящих рекомендаций Общественной палаты при рассмотрении проектов законодательных актов в сфере труда.

Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассмотреть возможность учета настоящих рекомендаций при рассмотрении проектов законодательных актов в сфере труда.

Министерству труда и социальных отношений Российской Федерации рассмотреть возможность разработки и внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проектов федеральныхзаконов, предусматривающих:

1. Внесение следующих изменений в Трудовой кодекс:

2) дополнить статьей 389.1 следующего содержания:

«Статьи 389.1. Гарантии членам комиссии по трудовым спорам

Читайте также: