Почему женщины не работают водителями

Обновлено: 16.05.2024

К актуализации перечня работ, на которых запрещается применение труда женщин, Минтруд приступил в 2017 году. Представители ведомства и крупные работодатели, в том числе ОАО "РЖД", отмечали тогда, что действующий список из 456 профессий, утвержденный правительством в 2000 году, устарел: какие-то из них перестали существовать (на железной дороге это аккумуляторщик, водитель дрезины, кочегар и промывальщик котлов паровозов), другие значительно изменили свое содержание и перестали представлять угрозу для женского здоровья.

Главный критерий, которым Минтруд руководствовался при составлении нового списка, – опасно ли то или иное производство или работа для репродуктивного здоровья женщин и может ли воздействие вредных факторов повлиять на здоровье будущего поколения.

В итоге перечень запрещенных видов работ сократился в 4 раза – до ста позиций. Минтруд снял ограничение на трудоустройство женщин на позиции машиниста электропоезда (электрички), скоростных и высокоскоростных поездов ("Ласточка", "Сапсан" и другие). Также ведомство разрешило дамам водить большегрузные автомобили и сельскохозяйственную спецтехнику, работать на судне боцманом, шкипером и матросом, заниматься верхолазными работами на высоте свыше 10 м. "Наибольший интерес у женщин вызывают профессии в морском и речном судоходстве, автомобильном и железнодорожном транспорте, в гражданской авиации, сельском хозяйстве", – отметили в ведомстве.

По словам генерального директора общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта "Желдортранс" Сергея Чаплинского, обновление перечня – долгожданный шаг для предприятий отрасли. "Специальная оценка условий труда, законодательно утвержденная несколько лет назад, позволяет оценить реальные условия на конкретном рабочем месте. Не вижу никаких сложностей, чтобы женщины работали машинистами, помощниками машиниста на современных электропоездах, где созданы безопасные и комфортабельные условия труда. У нас женщин набирают даже в военные училища на военных летчиков. Военным бомбардировщиком можно управлять, а почему поездом нельзя? Есть старые типы локомотивов, где действуют вредные факторы, там, наверное, не надо женщинам работать. Но эти факторы выявляются при проведении спецоценки. К слову, последние несколько лет многие девушки поступили в колледжи в разных городах на факультет "Локомотивное хозяйство", – отметил он.

Как ранее отмечали в ОАО "РЖД", все серии локомотивов, которые сейчас поставляют холдингу производители, соответствуют нормативам по вибрации на рабочем месте. При этом специально адаптировать кабины локомотивов для женщин не придется. По словам заместителя председателя Роспрофжела, главного технического инспектора труда профсоюза Алексея Налетова, в плане эргономики кабины скоростных поездов универсальны – они "унисекс" и подходят для женщин.

В то же время ряд ограничений в отношении работ на железной дороге Минтруд все-таки сохранил. Так, женщины не должны управлять железнодорожными строительными машинами, тяговым, моторвагонным и специальным самоходным подвижным составом, в условиях превышения предельно допустимых концентраций вредных химических веществ и предельно допустимого уровня общей вибрации.

Дамам также запрещено заниматься ремонтом и техническим обслуживанием объектов инфраструктуры (монтеры пути и осмотрщики-ремонтники вагонов), контактной сети электрифицированных железных дорог и подвижного состава (электромеханик контактной сети), если рабочий процесс предполагает поднятие и перемещение вручную тяжестей более установленных норм. Напомним, что предельно допустимым для женщин считается подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой до двух раз в час – 10 кг, подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.

Под запретом остались и маневровые работы по расформированию-формированию составов, регулированию скорости движения тормозными башмаками, поскольку это также связано с поднятием и перемещением тяжестей вручную сверх установленных норм, а также работы по пропарке и очистке внутренних поверхностей цистерн из-под нефтепродуктов и ядохимикатов.

"Важно отметить, что при создании безопасных условий труда работодатель вправе применять труд женщин без ограничений", – подчеркнули в Минтруде.

Шамим Ахтар

Во всем мире одно и тоже - женщина за рулем грузовика должна терпеть ироничные взгляды и слушать плохие шутки. Считается, что эта профессия - не совсем женская. Но почему? На сегоднящний день эта работа больше не требует грубой физической силы, и некоторым женщинам-шоферам она очень даже по душе.

"Когда я за рулем тягача, а меня обгоняет другой фургон, создается впечатление, что у меня три головы, потому что водители оглядываются по три-четыре раза, как бы говоря:" Что? Девушка за рулем фуры?!"

"Интересно наблюдать за реакцией людей, когда со стороны водительского места появляется женщина. Обычно во взглядах читается что-то вроде: "Ого! Не думал, что женщины умеют управлять грузовиками. Не знал, что они это практикуют".

Что же касается Пакистана, где есть только одна женщина-шофер грузовика - Шамим Ахтар, некоторые из прохожих в Исламабаде считают ее выбор профессии не просто странным, но даже неправильным.

"Я думаю, выбор профессии этой женщины не совсем соответствует сути женской природы,"- прокомментировал один мужчина. "Это очень жесткая и трудная работа. Если она хочет водить авто, то ей следует выбрать машину по-меньше".

В Британии только 1,2% водителей грузовиков общей массой более 3,5 тонны - женщины, и схожая картина наблюдается в других европейских странах. В США этот показатель чуть повыше - 5,8%, но все равно это ничтожное меньшинство.

Хотя среди водителей-мужчин далеко не все соответствуют распространенному стереотипу "крепкий мачо в клетчатой рубашке", работа дальнобойщика все еще остается миром мужчин. Женщины, которые осмеливаются туда попасть, часто вынуждены многое терпеть.

"Надо быть очень толстокожей. Также необходима дерзость и даже грубость - просто потому, что здесь все ориентировано на мужчин, над тобой постоянно смеются", - говорит Натали.

"Действительно, шутки в твой адрес так и сыплются. Надо понимать, что это лишь шутки, это несерьезно. Мужчины - они такие. Нельзя воспринимать их сексистские шутки на свой счет".

Однажды, вспоминает Натали, водитель-мужчина сказал: "Ты, наверное, очень недовольна своей машиной?"

"С чего бы это?" - поинтересовалась я. - "Потому что в ней нет кухонной раковины!" Я только пожала плечами: "Ха-ха. Очень смешно".

Дженни Типпинг, еще одна британка-дальнобойщица, которая перевозит грузы по ночам, часто по пустым полузаброшенным трассами, - также была объектом таких насмешек.

"Мне говорили: не может быть, чтобы ты водила грузовик, ты же носишь юбку. А, может, ты лесбиянка?" - рассказывает она.

Неприятно, что подобные стереотипы свойственны не только мужчинам.

"Чаще всего я слышу: о, я бы не смогла управлять такой громадиной, я даже свою малолитражку не умею парковать! Мне кажется, стыдно такое говорить. Подозреваю, что эти женщины прекрасно паркуют свои малолитражки", - говорит она.

Головна історія тижня, яку пояснюють наші журналісти

"Это связано с устоявшимся мнением, что у женщин плохие способности к пространственной ориентации. Я считаю, что многие женщины легко бы управляли любыми машинами, если бы не убеждали себя в обратном. Они просто решают заранее, что у них нет таких способностей и они не смогут обучиться вождению так же быстро, как мужчины. Но это ерунда. Я не наблюдала ни одного подтверждения этой теории в своей работе".

Пакистанка Шамим, однако, говорит, что спустя несколько месяцев после получения разрешения на право управления грузовиками она уже пользовалась уважением со стороны коллег-мужчин, а когда ее грузовик ломается на дороге, ей всегда рады помочь.

"Некоторые подходит и спрашивают у моих коллег, кто я такая. Мои коллеги отвечают: "Она нам как мама, но она также и шофер". Люди хоть и удивляются, но рады видеть женщину за рулем", - говорит она.

Натали, Дженни и Шамим пришли в свою профессию разными путями. У Шамим пятеро детей и ей очень нужны были деньги на их образование; ее муж-садовник зарабатывает недостаточно, чтобы оплатить их обучение.

Сначала она работала инструктором в водительской школе, затем пересела за руль микроавтобуса, а этим летом в 53 года сдала в Исламабаде экзамен, дающий право управлять грузовиками.

Натали стала шофером после того, как год была без работы. Ее поддержала мама, которая в то время руководила небольшой фирмой, занимающейся грузовыми перевозками.

А вот Дженни остановила свой выбор на этой работе после получения двух магистерских дипломов и поступления в аспирантуру. Она любит свою работу, в частности потому, что всегда есть "время поразмыслить о том о сем", а также за возможность путешествовать по миру - чувствовать природу и "фазы луны".

"Я выезжаю еще засветло и час-другой еду при дневном свете", - рассказывает она в путевом монологе, записанном специально для ВВС во время одной из ночных смен.

"Ездить осенью - огромное удовольствие, ведь лесополоса вдоль дороги невероятно красива. Всем кажется, что это очень грубая работа, но ты высоко сидишь (ведь это грузовик), смотришь на деревья, кусты, птичек, соколов, которые осматривают поле в готовности броситься вниз . Люди думают, что это грязная работа, отчасти так и есть, но вместе с тем можно уехать из города и увидеть природу такой, какой ты не увидишь из окна офиса".

"Существует ошибочное мнение, что эта работа требует плотного телосложения, силы и навыков автомеханика", - говорит Эллен Вое, чья организация пытается привлечь к вождению грузовиков большее количество женщин.

Но благодаря автоматическим коробкам передач и высокотехнологичным системам подвески управление большими транспортными средствами стало гораздо проще, говорит она, и не требует особых физических усилий.

"Оборудование усовершенствовалось. Автоматические коробки передач, пневматическая подвеска, всевозможные технологические штуки . У водителей теперь больше выходных дней, чтобы отдохнуть дома, они также не обязаны разгружать свою машину. Надо только доставить ее к месту назначения, пересесть на другую - и можно ехать обратно".

Впрочем, есть один аспект работы, который ставит женщин в невыгодное и даже опасное положение - дальнобойщики временами вынуждены ночевать в своих машинах на специальных парковках.

Ассоциация, в которой работает Эллен, советует водителям не парковаться на обочине парковки и не гулять там, чтобы уменьшить риск сексуальных домогательств. Также она сотрудничает с производителями систем безопасности для улучшения характеристик грузовиков и установки противовзломного оборудования.

Натали убедилась, что, когда спит в кабине, должна "держать хотя бы один глаз отрытым", поэтому она отказалась от ночных рейсов.

Решение этих проблем в ближайшее время станет насущной необходимостью, потому что создается впечатление, что мужчины не могут удовлетворить спрос на эту профессию. Сейчас Великобритания нуждается в 45 тысячах водителей и примерно такое же количество требуется Соединенным Штатам. Ситуация ухудшается, поскольку многие водители приближаются к пенсионному возрасту - 72% британских водителей старше 45 лет.

В этой традиционно мужской профессии женщины чувствуют себя по-разному.

"Сразу после получения прав на управление тяжелыми грузовиками, я отправилась покупать женское белье и воск для эпиляции, - говорит Дженни. - У меня есть некоторые привычки, которые, вероятно, удивят моих знакомых - например, я всегда делаю педикюр и слежу за формой бровей. Наверное, потому что у меня такая мужская работа, мне нравится придерживаться определенных стандартов женственности".

А Шамим советует "убить в себе женщину".

"Я больше не ощущаю себя женщиной. Очень хотела бы, чтобы Господь оберегал всех женщин, и они не были бы вынуждены зарабатывать деньги вне дома. Но если это необходимо по причине финансовых трудностей, им следует забыть, что они женщины и сосредоточиться исключительно на работе - убить в себе женщину . Следует быть мужественными и смелыми".

Некоторые полагают, что женщины водят грузовики даже лучше, чем мужчины.

Как рассказывает Эллен, американские исследовательские компании обнаружили, что женщины менее склонны рисковать и реже становятся причиной столкновений на высокой скорости. Клиенты часто отмечают, добавляет она, что женщины "гораздо лучше в деловых отношениях, лучше заполняют бумаги и относятся к оборудованию".

Натали работает в компании Ward Brothers (город Мидлсбро), которой руководят Бренда и Стив Уорд. Среди их водителей - 120 мужчин и только три женщины, но руководители говорят, что хотели бы видеть больше женщин.

"На них часто смотрят как на слабых и не совсем пригодных к работе, но они отстаивают свои позиции и очень стараются, чтобы доказать обратное", - говорит Бренда.

По ее мнению, они ничем не слабее мужчин.

"Похоже, они очень хорошо работают, не создают много проблем и преданны своему делу".

В Ward Brothers женщины-водители получают точно такую же зарплату, как и мужчины. Как в Британии, так и в США эта работа позволяет зарабатывать "достаточно для жизни", говорит Эллен после нескольких недель обучения.

Натали чувствует, что "живет не зря". Вождение нравится ей больше, чем сфера косметологии, где работают многие ее подруги, и дает ощущение свободы. Она считает грузовик своим "офисом на колесах".

С каждым днем все больше и больше девушек приходит в такси. Я уверена, что скоро эта профессия станет по-настоящему женской! Близкие первое время относились очень подозрительно к моей работе, говорили, что это опасно, и не очень одобряли. Но я могу сказать, что это безопасно. Главное — как ты работаешь, как ты контролируешь дорогу. Я работаю в такси полтора года и за это время стала намного увереннее, я с легкостью преодолеваю ситуации, которые когда‑то казались мне сложными и неразрешимыми. Я точно стала более мобильной и общительной. Мне приходится быть психологом для моих пассажиров. Я всегда наблюдаю за тем, какой человек ко мне садится, с какой стороны к нему сегодня подойти. Если у него хорошее настроение, я его поддержу, если ему грустно — мы просто помолчим . Мои пассажиры развивают меня, а я — их. Руль и дорога дают ощущение динамики в жизни.

36 лет, работает в сфере такси 5 лет

Он считал, что я как женщина не могу профессионально управлять автомобилем, плохо знаю город и не смогу помогать пассажирам с габаритным багажом.

Но все же дал мне возможность попробовать. Экзамены я сдала на отлично. В тот момент я поняла, что для женщин нет вообще ничего невозможного. С тех пор я пропагандирую эту идею.

Через два года я решила открыть свой таксопарк. Я уже понимала, как работает бизнес, но все пришлось начинать с нуля. Я искала партнеров, машины, арендовала офис. Сейчас я не просто руководитель компании: опираясь на свой опыт, я обучаю своих водителей — как правильно выполнять заказы, в каких районах и в какое время лучше работать, как пользоваться рабочими программами.

Мои советы для женщин, которые приходят в такси: оставаться хладнокровными в любых ситуациях, не давать себя никому обижать, быть внимательными на дороге и к своим клиентам и, конечно, помнить, что женщины в такси — это красиво!

37 лет, работает таксисткой 1 год

Когда я пришла в такси, то слабо представляла, как буду работать. Я долгое время сидела в декрете, и самым сложным было из него выйти и выстроить график. Сейчас я выхожу на работу в 6 утра и мой день расписан почти по минутам. Для детей это тоже был шок: мама сидит-сидит дома — и вдруг идет работать! Но они очень гордятся тем, что я работаю в такси, ведь не так много женщин в этой профессии. Они даже в школу на День матери приносили мою фотографию за рулем: класс был в восторге.

Работа не связывает меня по рукам и ногам, как это было до этого, когда я работала в офисе менеджером по персоналу. Я вышла на линию, но в любой момент могу поехать по своим делам. Для матери троих детей это очень удобно. Мне очень нравится водить машину: я постоянно в движении, люблю общаться с пассажирами. Однажды маленькая девочка начала танцевать от радости, когда увидела, что к ней приехала тетя-водитель, а не дядя .

На работе я отвечаю не только за свою жизнь, но и за жизнь пассажиров. У меня это перекликается с домом и семьей, где я также отвечаю за жизнь своих детей. Я всегда была ответственным человеком, и я очень аккуратно веду машину. Я не сталкивалась со стереотипами, но чувствую, что к таксистам в целом на дороге относятся плохо. Для многих водителей мы — красная тряпка. В советское время таксистов на дороге уважали, а сейчас, наоборот, норовят подрезать и не пропускают, как только видят шашечки.

28 лет, работает таксисткой 1 год

58 лет, работает таксисткой 3 года

33 года, работает таксисткой 2 года

Я десять лет работала в финансовой сфере, но в какой‑то момент поняла, что это не мое и ушла в свободное плавание. Мама на тот момент уже работала в такси (Наталья Куркова — мама Александры, они вместе работают таксистками. — Прим. ред.), и, можно сказать, она меня вовлекла в эту профессию. Глядя на то, с каким драйвом и кайфом она этим занимается, я подумала, что у меня тоже могло бы получится.

Таксист — это профессия, в которой работает человек порядочный, адекватный, и неважно, какого он пола.


Валентина, как вы стали водителем автобуса? Расскажите про свой путь.

— Я всегда любила машины. Сколько себя помню, я всегда была за рулем. Мой папа — дальнобойщик с огромным стажем. С самого рождения я ездила с ним в рейсы. У меня не было сомнений, что я буду кем-то другим.

Папа не советовал выбрать более женскую профессию?

Мама заботится, переживает. Я ее прекрасно понимаю. Я тоже хочу, чтобы мои дети выросли, отучились, получили образование и сидели где-нибудь в тепле. Чистые, сытые, в белых рубашках. Я себе не могу этого позволить. Кругом мазут, бензин. Каждая мама хочет лучшего для своих детей.

Папу тоже могу понять. У него ведь нет сыновей. Наверно, каждый мужчина хочет сына, чтобы вместе крутить колеса. Ну вот мой папа получил такую дочь. Зато.

Кем вас хотела видеть мама?

— Мама хотела меня видеть юристом, адвокатом. Ну как обычно. Главное, чтобы я сидела в кабинете. В безопасности, в тепле.

На кого отучились?

— На автослесаря 4 разряда. Дальше не стала учиться. Получила базовые знания о технике, с которой работаю. Этого мне достаточно.

Сколько лет вы работаете водителем автобуса?

— Около 8 лет. До этого я была инструктором по вождению. Сейчас у меня есть еще одна работа. Я — индивидуальный предприниматель. У меня своя компания по грузоперевозкам. Есть своя бригада рабочих и машины.

Получается, вождение автобуса — это любимое дело, страсть, а не обычная работа?

— Да. Я даже в свой выходной не могу сидеть на одном месте. Мы ведь обязаны отдыхать: 4 дня на линии, один день дома. У меня есть иномарка. В свой выходной я все время за рулем. Нет какого-то желания провести день дома перед телевизором. Я беру своих детей, и мы едем по делам. Мы постоянно находим себе какие-то задания, чтобы не сидеть дома и быть в дороге. Я не представляю свой день по-другому.

Что дальше? Вы не хотите пойти по стопам отца?

— Нет. Мне не нравятся КамАЗы. Тут есть постоянное живое общение и люди, а там сидишь один в кабине и молчишь. Поговорить не с кем.

Поговорим про общение. Как на вас реагируют пассажиры?

А как реагируют водители на дорогах?

— Тоже удивляются. Даже могут притормозить, чтобы приглядеться и получше рассмотреть.

Вам уступают дорогу?



Как к вам относятся коллеги?

Какой у вас график? Как проходит рабочий день?

— Подъем в 5:30. Еду до гаража. Гараж у меня далеко, на ГРЭСе, а живу я в Сайсарах. Забираю машину, прохожу медосмотр у медика, техосмотр, дальше беру путевку и в путь. График у нас разный. Учитывая, что гараж далеко, добираюсь домой где-то в десять часов вечера.

С такой работой без поддержки никак. Расскажите про свою семью.

— У меня трое детей, муж. Мы в браке 13 лет. Муж тоже поддерживает. Без поддержки, конечно, тяжело. Особенно когда недружный коллектив и нет взаимовыручки. Я знаю, каково это. В таких условиях долго не проработаешь, максимум месяц или два. Тем более в мороз. Техника может отказать в любой момент. С нынешним коллективом я уже ничего не боюсь.

Плюсы, минусы вашей работы?

— Минусов нет. Плюсы.

Неужели нет никаких минусов? Я не могу представить, каково это: с утра до вечера быть за рулем. Зимой в холоде, летом на жаре.

— Мне не с чем сравнивать. Ведь я не работала в офисе. Я же всегда находилась в таких условиях. Для меня это и есть комфорт. Это моя любимая работа. Согласитесь, не каждый может себе это позволить. Не стоит оглядываться на то, что скажут другие, смогу я или нет. Я просто не стала этого делать. Захотела и поехала. Я считаю, что это и есть тот самый плюс.

Недавно был конфликт в автобусе №5. Пассажир в красной куртке ударил водителя. Что по этому поводу думают сами водители, в частности вы?

— Я полностью поддерживаю пассажиров, которые следят за порядком. От этого улучшается наш сервис и качество обслуживания. Тот водитель, наверно, уже сто раз пожалел, что он кому-то нахамил. И, скорее всего, с тех пор не грубит. Может, это действительно вина большинства водителей, что люди злы. Бывает, что везут неаккуратно, долго стоят на остановке, музыку слишком громко включают. Лично мне в основном попадаются хорошие люди. Увидев, что за рулем женщина, улыбаются, желают удачи и побольше денег.

Если не секрет, сколько зарабатывают водители автобусов?

— Это зависит от маршрута. Наш не самый денежный. Честно говоря, продавщицы в супермаркетах в смену зарабатывают в два раза больше, чем я.

Вы — предприниматель. Вам, наверно, хватает.

— Да. Я не говорю, что я нуждаюсь. Мое дело обеспечит нас, даже если я не буду здесь работать. На самом деле, эта работа нужна мне больше для души, чем ради денег.

Что самое главное в вашей работе?

— Самое главное в любой работе — это любить то, чем занимаешься. Иначе нелюбимая работа сделает несчастным сразу много людей, в первую очередь тебя самого. Все, пора ехать!

Как сообщили в центральной диспетчерской службе, в Якутске женщин-водителей маршрутных автобусов две, включая Валентину. Вторая работает на 25-м маршруте.

Отказ по половому признаку: топ-10 профессий, которыми не имеют права заниматься женщины

Как мы все прекрасно знаем, в современном обществе права мужчин и женщин равны, в нашей стране это гарантирует 19-я статья Конституции Российской Федерации. В связи с этим женщины имеют полное право выбрать для себя нужную им профессию, в которой они зачастую проявляют себя ничуть не хуже, а во многом и лучше мужчин.

Запретные должности

Всего этот перечень включает в себя 456 пунктов, и мы решили перечислить из них некоторые:

Машинист метро – многие даже и не задумываются об этом, однако женщина не имеет права садиться за пульт управления поезда, причем касается это не только метро. Женщина вообще не может быть машинистом поезда, это запрещено.


Водитель бульдозера – об этом также мало кто задумывался, однако видели ли вы хоть раз женщину за рулем экскаватора? Однозначно нет, так как это для женщин также является запретной профессией. Касается это, кстати, и тракторов.



Матрос – тоже нельзя. По старому поверью, женщина на корабле – уже само по себе к несчастью, да и служить на судне физически очень непросто. Помимо этого женщина не может стать ни боцманом, ни шкипером, ни помощником шкипера: все эти должности для леди тоже табу.


Военные профессии: женщина в военной форме уже перестала вызывать удивление у прохожих. Однако каким бы хорошим солдатом ни была женщина, не быть ей ни танкистом, ни пилотом боевого истребителя, ни командиром военного корабля. А на подводную лодку так и вообще не пустят.


Забойщик скота – в принципе, это не удивительно. Забойщик – это очень трудная физическая работа, связанная с кровью и смертью. К тому же перетаскивать туши крупного рогатого скота под силу даже не каждому мужчине.

Шахтер – женщин в России допускают далеко не ко всем подземным работам, и этот запрет вполне понятен: работа шахтера – титанический труд, который для здоровья женщины может оказаться вреден. Тем не менее, женщины под землей работать могут, но только в качестве обслуживающего персонала и технических специалистов.


Пожарный – еще одна опасная профессия, в которой женщине не место. На самом деле девушки могут работать в пожарных частях, но, к примеру, диспетчерами. В непосредственном тушении пожаров им участвовать запрещено.


Взрывник – да-да, взрывать что-либо в России можно только мужчинам, причем желательно настоящим. Как бы представительнице слабого пола не хотелось разнести что-нибудь вдребезги взрывной волной, половая принадлежность это сделать не позволит.


Химическое производство – перечислять все ограничения, которым подвергаются женщины в этой сфере, просто не представляется возможным в одной статье. Работа практически с любыми вредными веществами вроде свинца, ртути и прочих для женщин является запретной.


Относиться к этому, конечно, можно по-разному, однако смысл в таких запретах все-таки есть: женщин в первую очередь нужно беречь и ограждать от опасностей, с которыми сталкиваться лучше все-таки мужчинам.

Читайте также: