Почему учитель благородная профессия

Обновлено: 23.05.2024

Учитель. Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества!

Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно кто-то из вас станет капитанам корабля, именно вы построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду и обувь, испечете самый вкусный в мире торт или построите новый красивый город. Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо, прежде всего, выучиться.

-Кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

Каждый день, приходя в школу, вы встречаетесь со своими учителями, школьными психологами, педагогами-организаторами, руководителями кружков, тренерами, социальными педагогами. Когда были маленькими, ходили в ясли и садик, там вы общались с воспитателями, логопедами и нянечками.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

И каждый выбирал дорогу,

И каждый выбирал свой путь.

О тех же, кто был рядом с нами.

Кто нас учил и наставлял.

Поговорим сегодня с вами.

Честь отдадим учителям!

Человек, выбравший профессию учитель, не просто объявил это дело своим, но вложил в это дело свою душу.

Учитель: - А сейчас мы узнаем: откуда к нам пришла профессия учитель.

У истоков учительства (рассказ ученика)(слайд 5-8)


1. Профессия педагога - одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими: чаще всего старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
2. Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.

3. Первый "Лицей" (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше появился знаменитый Гимнасий - школа физического совершенства. Ликей же стал школой мысли, духа.

В древнегреческом языке есть слово "схоле" (досуг, отдых), от которого и произошло слово "школа". Греки считали, что человек отдыхает, когда чем-то занят. Надо отметить, что афиняне любили поговорить, а главное, умели это делать: обучение в афинских школах в основном было устным.

Ученик:
Учительское Сердце… Ну, с чем его сравнить?
С Галактикой космической, которой нет границ?
А может с Солнцем ярким, что дарит людям свет?
С пучиною морскою, что дремлет сотни лет?
Нет, сравнивать не будем! А скажем мы: "Стучи!
Учительское Сердце – НАДЕЙСЯ, ВЕРЬ, ЛЮБИ!”

Средние века (рассказ ученика) (слайд 9 – 10)

1. В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей. При монастырях открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков.
2. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях.

Ученик: (слайд 12)
Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков.
Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс
Торжественно и почтительно.
Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя.
Желтеют страницы книг,
Меняют названия реки,
Но ты его ученик:
Тогда, сейчас и навеки.

Учитель: Сколько важных качеств вы перечислили! Да, учитель любит детей, добрый, справедливый, требовательный и т.д.

Ученик:
Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Осыпанный цветным дождем букетов
И озаренный блеском сотен глаз,
Прими, учитель, не слова привета,
А часть души от благодарных нас!

Учитель:- Профессия учителя очень сложная, она требует от человека много терпения и понимания. В основном она состоит из нелегких, но интересных будней. Ребята, представьте себе, что было бы, если бы этой профессии не было совсем? Подумайте немного и расскажите, как бы изменился мир.

(Дети выполняют задание и вместе с учителем делают вывод)

ученик:

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя!

Учитель: - Современные учителя, бесспорно, отличаются от учителей прошлого. Каковы они, сегодняшние учителя? Никто не охарактеризует их лучше, чем те, с кем они проводят большую часть своей жизни…их ученики.

4.ДЕЛОВАЯ ИГРА "РЕПОРТАЖ ИЗ ЗАЛА СУДА"

Каждый из вас в будущем может выбрать любую профессию. Выбирая, нужно обязательно знать все ее положительные и отрицательные стороны.

Предлагаю деловую игру "Репортаж из зала суда"

Слушается дело "Профессия учитель".

Участники суда: обвинители, адвокаты. (Ставятся таблички с надписями "обвинители", "адвокаты")

Обвинители ищут в профессии учителя - минусы, адвокаты - плюсы.

Слово предоставляется обвинителям…

Слово предоставляется адвокатам…

Вывод: "Профессия учитель - сложная, трудоёмкая , но самая необходимая на земле ".

Учитель: Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель - это гораздо больше чем профессия. Учитель - это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям.

5. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ.

Учитель: Я предлагаю всем сейчас поиграть.

Инструкция к игре.

Цель игры: осознания типичного и специфического в профессиональной деятельности педагога.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учитель: Выбор профессии учителя определяется особенностями нашей личности, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями:

• это, вероятно, стремление к постоянному общению, любовь к детям;

• стремление жить активно, в вечном движении;

• тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);

• это умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;

• и, наверное, желание продолжить себя в детях, которых учитель воспитывает.

Пути получения профессии

Педагогические училища, колледжи, педагогические высшие учебные заведений.

Да, учитель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение. Служение детям прежде всего.

8. РЕФЛЕКСИЯ.

Продолжите незаконченные предложения (записаны на доске):

• Я узнал, что профессия педагога …

• Я думаю, что после сегодняшнего разговора…

• Я понял, что в будущем…

Не смейте забывать Учителей!

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Беларусь,

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать Учителей!

Учитель! Как бесценно имя это
Среди богатой россыпи сердец!
Учитель! Это имя чище света.
Он – мой отец, духовный мой отец.

Учитель нас встречает на пороге,
Когда еще мы малыши.
Указывает все пути – дороги
Той жизни, по которой нам идти.

Учитель всех моложе на планете,
Хоть голова его порой бела:
Его седины – мудрости приметы,
Поймет, расценит каждого слова.

И все же устает он от работы.
Когда мы, дети, целый класс,
Накладываем горести, печали и заботы
На зеркало его прекрасных глаз.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОМ

Профессия учитель: призвание быть наставником

Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.

Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.

Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!

История развития профессии

Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!

Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.

Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.

С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.

Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:

Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.

О профессии

Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.

Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.

Учитель выполняет несколько функций:

  1. Обучающую: помогает учащимся развить в себе интеллектуальные и познавательные способности, осваивать материал, прививает стремление к получению новых знаний.
  2. Воспитательную: влияет на становление личности, ее развитие, помогает адаптироваться к окружающим условиям и формирует поведение в различных ситуациях.
  3. Коммуникативную: обучение – это, в первую очередь, общение между учителем и учеником, родителями воспитанника, постоянное взаимодействие внутри коллектива, которое основывается на доверии и взаимопонимании.
  4. Организаторскую: учитель проводит обучающие и учебно-воспитательные мероприятия, вовлекая в них учащихся.
  5. Коррекционную: специалист анализирует качество информации, которую доносит до учеников, мониторит их успеваемость и постоянно совершенствует учебный процесс.

Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.

  1. Разрабатывать и реализовывать учебные дисциплины.
  2. Планировать и проводить учебные занятия.
  3. Контролировать успеваемость учеников, организовывать оценку уровня знаний.
  4. Принимать участие в разработке и реализации мероприятий, способствующих развитию образовательной организации.
  5. Мотивировать учеников к обучению и т.д.

Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:

  1. Владение различными методиками обучения.
  2. Знание и умение применять различные психолого-педагогические технологии, которые способствуют развитию личности и формированию поведения.
  3. Организация различных внеурочных мероприятий.
  4. Использование социального подхода к обучению, который помогает адаптировать к процессу учащихся различного уровня подготовки, состояния здоровья и т.д.

Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.

Личностные качества учителя

Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.

В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.

Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.

Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.

Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.

Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?

Плюсы и минусы профессии

Преимущества профессии учителя:

  1. Благородство и значимость дела: именно учитель, совместно с родительским воспитанием, закладывает фундамент личности будущего ребенка. Видеть, как из твоих воспитанников вырастают личности, которые добиваются определенных результатов в дальнейшем, – невероятное удовольствие.
  2. Возможность реализовать свой творческий потенциал: существуют определенные стандарты проведения уроков, но при этом никто не запрещает вносить разнообразие в занятия в виде интересных заданий, культурных мероприятий и т.д.
  3. Хороший заработок: еще недавно эта работа оплачивалась довольно скромно, но сейчас дела обстоят совсем иначе. Больше всего оплата труда у учителей частных школ и лицеев, а также не стоит забывать о возможности проведения индивидуальных занятий и о повышенной оплате труда для учителей сельских школ и отдаленных районов.
  4. Разноплановость: учителя не только проводят уроки, но и организуют различные мероприятия, совместные выезды, родительские собрания, олимпиады и часто отправляются в командировки или на обучение, поэтому рутинной их работу назвать трудно.
  5. Социальные гарантии: начнем с того, что у учителей длинный отпуск, который длится 56 дней. При этом есть школьные каникулы, во время которых они могут отдохнуть от преподавания. Молодым специалистам предоставляются стимулирующие выплаты, а у тех, кто решил приобрести жилье, есть возможность взять ипотеку по сниженной ставке. И это далеко не весь перечень дополнительных бонусов.

Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.

Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.

Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.

О зарплате учителей

Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.

Среди крупных городов выше всего труд учителя оплачивается в Южно-Сахалинске – около 40 тысяч рублей, а вот Санкт-Петербург и Москва занимают шестое и восьмое место в рейтинге. Там зарплата преподавателя составляет чуть более 30 тысяч рублей.

Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.

Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.

Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.

С чего следует начать?

Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.

В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.

Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.

При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.

На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:

Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.

Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.

Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.

Еще немного истории

О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:

  • Мария Монтессори – врач и педагог родом из Италии. Она разработала уникальную методику свободного воспитания ребенка, которая исключает любое воздействие на него и основывается на развитии природных данных. Система получила популярность по всему миру и широко применяется на курсах и занятиях для детей по сей день.
  • Антон Семенович Макаренко – писатель, советский педагог-новатор. Он разработал методику, согласно которой дети должны воспитываться в коллективе и труде и соблюдать принципы дисциплины: уважение, искренность, открытость, знание, внимание, забота и т.д. Его система оказала влияние на отечественную и мировую педагогику.
  • Лев Семенович Выготский – ученый, который первым связал педагогику с психологией, в результате чего появились такие направления, как коррекционная педагогика и педология. Он изучал психологию детей и считал, что культурное развитие личности влияет на ее психологические процессы; отсюда зародилась культурно-историческая теория психики и поведения человека.

Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.

Подведем итог

Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.

Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.

Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.

Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.

Цель:

  • Показать тонкости нелегкой профессии;
  • Познакомить детей с работой учителя (профориентация, профессиями будущего, сайтами, на которых размещена информация о профессиях.
  • Воспитывать уважительное отношение к учителям;
  • Воспитывать чувство дружбы и толерантности у учащихся.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный.

Ход классного часа

СЛАЙД №1

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА СОБОЙ.

I. Вводное слово.

Добрый день! Сегодня наш классный час посвящён профориентации. А вот о какой профессии мы будем говорить, вы должны будете догадаться сами.

Послушайте легенду.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос: Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

СЛАЙД №2

Закончить предложения

  • Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
  • Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
  • При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
    А. Хочу - своё желание.
    Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
    В. Надо - потребности рынка труда.
  • В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
  • Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Учитель: Каждая профессия требует от человека определённых знаний, умений, проявления человеческих качеств. Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель — это звучит гордо. Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не проникся уважением к людям этой профессии, ведь они зачастую вкладывают в обучение нового поколения не только свои знания и силы, но и душу. Большинством из них движет призвание обучать и воспитывать. Но, согласитесь, учитель – это гораздо больше, чем просто профессия. Учитель – это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям.

Учитель - не просто профессия, а стиль жизни. Учителя - земные люди, достигшие высокого уровня сознания и духовности.

II. Общая характеристика профессии

Учитель - это специалист в области образования, преподаватель. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми.

Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении. Таким образом, наблюдательность, распределение внимания, его переключаемость являются профессионально важными качествами учителя. Педагогическая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.

Квалификационные требования

  • Высшее или среднее педагогическое образование. Большинство специалистов, получивших педагогическое образование, работают в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных дисциплин. Труд учителя используется также в школах-интернатах, в школах рабочей молодежи, ПТУ, техникумах, в дошкольных учреждениях. Помимо перечисленных ранее профессиональных качеств учитель-предметник должен иметь способности к определенной области науки (к математике, физике, литературе и т.п.).
  • Учитель – профессия массовая, уникальная, творческая.
  • Успех учительской деятельности зависит от степени развития педагогических способностей:
  • Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.
  • Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.
  • Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.
  • Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.
  • Учитель - древнейшая профессия. Всегда, из поколения в поколение старшие должны были передавать свои знания младшим, обучая их таким образом. Эту профессию нельзя списать во время, она будет всегда.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, если он решил выбрать профессию учителя?

СЛАЙД № 6 Профессионально значимые качества личности педагога (список, составленный с учетом мнения ученых, педагогов, студентов, литературных источников, рассказывающих о педагогах)

Каждый ли человек сможет работать учителем?

Кроме того, существуют медицинские противопоказания:

  • заболевания органов пищеварения (язвенная болезнь и др.);
  • нервно-психические заболевания (неврозы и др.);
  • значительное снижение остроты слуха;
  • ярко выраженные дефекты речи.

СЛАЙД № 7 Профессиональные противопоказания для работы педагогом (список, составленный с учетом мнения ученых, педагогов, студентов, литературных источников, рассказывающих о педагогах)

• беспечность
• нерешительность
• подозрительность
• капризность
• вспыльчивость
• злопамятность
• некоммуникабельность
• эгоизм
• мнительность
• несдержанность
• равнодушие
• зависимость
• мстительность
• высокомерие

• легковерие
• обидчивость
• нервозность
• необязательность
• завистливость
• рассеянность
• неуверенность в себе
• наличие дурных привычек (наркомания, алкоголизм и др.)
• нравственная распущенность
• рукоприкладство
• грубость и жестокость
• беспринципность
• безответственност

По-разному приходит к человеку людская любовь и известность. Одни завоёвывают её быстро, совершая героические подвиги, полные отваги и необычайного мужества, и такая слава, ослепительно сияя, облетает мир. Другие добывают славу незаметным кропотливым трудом, целиком отдаваясь ему. Слава о таких людях медленно идёт от человека к человеку, от селения к селению, проходят годы и она распространяется далеко, далеко. И такая слава светит ровным, спокойным светом.

Профессия учителя – это дар, который дается человеку.

Каждый из вас в будущем может выбрать профессию учителя. Выбирая, нужно обязательно знать все ее положительные и отрицательные стороны.

СЛАЙД № 8

Деловая игра "Репортаж из зала суда"

Слушается дело "Профессия учитель".

Участники суда: обвинители, адвокаты.

(Ставятся таблички с надписями "обвинители", "адвокаты")

У каждой профессии есть свои плюсы и минусы.

Обвинители ищут в профессии учителя - минусы, адвокаты - плюсы.

Слово предоставляется обвинителям и адвокатам поочерёдно.

Предполагаемые ответы детей

СЛАЙД № 9

Адвокаты:

  • Постоянное общение с детством-это верный способ сохранить душу молодой.
  • Собственные дети постоянно на глазах, можно наблюдать за их развитием.
  • Большой летний отпуск даёт больше возможности находиться с семьёй.
  • Постоянная работа над собой, повышение интеллекта.
  • Работа учителя очень важна для общества, поэтому приносит моральное удовлетворение.
  • Учителями славится Россия, ученики приносят пользу ей.

СЛАЙД № 10

Обвинители:

  • Колоссальные нервные перегрузки
  • Проверка тетрадей и подготовка к урокам занимает много времени, не хватает времени на семью
  • Отсутствие полноценных выходных дней.
  • Нужно постоянно читать, узнавать что-то новое.
  • Учитель должен всё уметь.
  • Учитель-это профессия, которая отнимает у человека здоровье, отнимает время у семьи.

СЛАЙД № 11

Я полностью согласна с вашими высказываниями и с мнением судьи и хочу сказать:

Ни вчера, ни сегодня, ни завтра
Не погаснет той веры свеча
Без учителя нет космонавта,
Инженера, поэта, врача.

Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель - это гораздо больше чем профессия. Учитель - это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям.

СЛАЙД № 12 В России вопросы образования курирует Министерство образования и науки Российской Федерации, в лице министра Ольги Васильевой.

Учитель: Ребята, а вы уже думали о том, кем вы станете, когда вырастите? А кто из вас выбрал бы профессию учителя? Почему?

СЛАЙД № 13–16

Примеры некоторых профессий образовательной сферы

  • ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ
  • ЛОГОПЕД
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕГО ИЛИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СУРДОПЕДАГОГ (Педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей)
  • ТИФЛОПЕДАГОГ (Педагог, специалист по обучению и воспитанию слабовидящих детей)

Слайд № 17–18

Профессии будущего сферы ОБРАЗОВАНИЯ

  • Разработчик инструментов обучения состояниям сознания
  • Разработчик образовательных траекторий
  • Организатор проектного обучения
  • Игромастер
  • Координатор образовательной онлайн платформы

СЛАЙД № 19

Атлас профессий будущего "Труд всем". Минобр. Забайкальский край.

СЛАЙД № 20

ВЫ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ

НАЗОВИТЕ ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО. ПРЕДСТАВЬТЕ ИХ.

СЛАЙД № 21

Разработайте и спроектируйте высокотехнологическое устройство/приспособление, которое появится в школах через 50 лет.

На подготовку 3-5 минут, презентация 1 минута.

Слайд № 22 – 25.

Отрывки из сочинений учащихся 9А класса

Ребята, давайте послушаем, как относятся к профессии учителя ваши одноклассники.

СЛАЙД № 26 РОЛИК 3

Для школы

III. Заключительная часть.

  • Ребята, о чем мы с вами беседовали? (о профессиях)
  • О какой профессии конкретно? (учитель)
  • Что мы узнали о ней?

Профессия учитель очень сложная, но очень интересная и необходимая. Сердце каждого учителя наполняется гордостью за своих учеников, когда он видит их успехи.

Спасибо за сотрудничество!

Я бы очень хотела знать, какие чувства вы испытывали? Какое настроение у вас?

Учитель - это больше, чем просто профессия

Учитель - это больше, чем просто профессия

Учитель - одна из самых трудных и в то же время благородных профессий. Сколько нужно терпения, доброты, знаний, чтобы работать с детьми! Каждый прожитый день требует от педагога полной самоотдачи, ведь он отвечает за вверенных ему маленьких граждан нашей большой страны.

Быть учителем в нынешнее время - большая ответственность не только перед родителями, но и перед государством. На этот труд способен не каждый, и такие люди тем более достойны уважения.

В каждой школе есть самый главный, звёздный педагог - увенчанный званиями лауреат либо скромный трудяга. Но и у каждого выпускника в памяти остаётся свой любимый учитель, о котором бывший школяр будут рассказывать своим детям, а потом и внукам. Так как же понять, какой учитель самый-самый?

Я убеждена, что в нашей школе нет случайных людей, все педагоги работают по призванию. О них всю жизнь помнят ученики и их родители, у них перенимают опыт коллеги, они становятся тем идеалом, на который всегда хочется равняться.

Наверное поэтому ветеранам педагогического труда больно возвращаться в школу, где когда-то они работали с теми, кого уже нет… Грустно от того, что заходя в школу, не встретишь больше директора, Владимира Ильича Коврижных, его строгого и в то же время приветливого взгляда. Он не только отлично знал свой предмет, свою работу, но и умел донести опыт и знания до каждого из своих коллег и учеников, до каждого из своих детей.

Сегодня уже нет с нами Кирилловой Конкордии Васильевны, Москалёвой Марии Николаевны, Павленко Валентины Михайловны, Пасканновой Клавдии Максимовны, Киселёвой Тамары Фёдоровны.

Жизнь не стоит на месте, меняются программы, требования, стандарты. Только неподвластна времени душа настоящего Учителя, стремящаяся помочь своим ученикам в решении важных проблем.

Таким не надо изучать новые ФГОСы , они могут сами написать целые тома "по мотивам" своей педагогической жизни.

Мороз Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы - в её трудовой книжке только одна запись: "Принята учителем в Никоновскую школу". Проработала в ней более 40 лет. Много это или мало? Нам кажется - много, а вот для Надежды Александровны, наверное, мало.

Каждый человек выбирает дело всей своей жизни сам. Свою будущую профессию она выбрала, ещё учась в школе.

А вдохновили её на это Зоя Георгиевна Коврижных, учитель русского языка и литературы (и классный руководитель по совместительству), пионерская вожатая Ушакова Тамара Фёдоровна. А напутствие на выпускном вечере 15 июня 1970 года дал директор Борковской школы Владимир Ильич Коврижных.

В 1970 году начался новый жизненный этап, учёба в Новосибирском педагогическом училище №2 по специальности "методика преподавания в начальных классах и пионерская вожатая".

Учёба давалась легко. В училище Наде доверили возглавлять студенческую профсоюзную организацию. За хорошую работу студентку Рычихину наградили грамотой областной профсоюзной организации. Здесь же она участвует в постановках кукольных спектаклей, КВНах, туристических походах.

Во время учёбы Надежда узнаёт, что её любимые учителя переехали из деревни Борково в село Никоново. И Владимир Ильич теперь возглавляет Никоновскую школу, а параллельно контролирует строительство новой, современной школы.

При встрече он интересуется её успехами, и узнав о том, что она окончила педагогическое училище и стала дипломированным специалистом, предлагает Надежде место учителя математики в Никоновской восьмилетней школе. Она с радостью даёт свое согласие.

Завуч школы, Кириллова Конкордия Васильевна, помогала в методике ведения и постановки уроков, Мария Николаевна Москалёва делилась опытом как учитель математики, подсказывала, как провести урок, чтобы ученики усвоили материал. Оказывали поддержку в становлении молодого педагога и коллеги: Валентина Михайловна Павленко, Анна Алексеевна Виикманн, Людмила Николаевна Попова, Клавдия Максимовна Пасканнова, Мария Фёдоровна Петеримова, Зоя Георгиевна Коврижных и конечно же директор школы Владимир Ильич. Надежда Александровна и сейчас вспоминает их с огромной благодарностью.

Хрупкая, юная, умная, красивая девушка, но очень требовательная и строгая - так о ней вспоминают её первые ученики.

С первых шагов своего учительства она с жадностью впитывала опыт коллег, изучала детей, старалась разобраться в педагогической науке. Каждый урок рассматривала как процесс самосовершенствования в педагогическом деле.

Как много в жизни учителя зависит от того, каким был его первый наставник! Именно он может помочь начинающему педагогу сделать самые первые, такие важные шаги на профессиональном поприще. Именно он приоткрывает дверь в великолепный мир профессии, учит быть добрыми, терпеливыми, внимательными. Надежде Александровне очень повезло в этом плане, потому что первыми наставниками были её учителя Зоя Георгиевна и Владимир Ильич Коврижных.

Я считаю, что благодаря таким учителям, как Клавдия Максимовна Пасканная и Москалёва Мария Николаевна, Мороз Надежда Александровна, Попов Виталий Иванович, Виикманн Анна Алексеевна, Корикова Зинаида Савельевна и Буянова Валентина Алексеевна, Москалёва Галина Владимировна, Пасканнова Нина Александровна, Жукова Галина Павловна, Попова Людмила Николаевна не только их дети, но и многие выпускники выбрали профессию учителя, воспитателя и пришли работать в свою родную школу.

Пошёл по материнским стопам и верно служит своему делу Пасканнов Алексей Викторович, директор школы и учитель технологии. Дерево в его руках оживает, и при встрече хочется улыбаться, потому, что с ним всегда приятно общаться, у него есть о чем спросить, а ему всегда есть чем поделиться.

Очень опытные педагоги и добрые наставники - учитель математики Хасиева (Можейко) Елена Владимировна и Бороздина (Цвиго) Нина Викторовна, преподаватель химии и биологии, Гуляева (Костеева) Елена Михайловна и Ващенко Ирина Леонидовна, учителя начальной школы, Охременко (Стерликова) Татьяна Евгеньевна, учитель английского языка, Попова (Бирюкова) Екатерина Александровна, учитель информатики, Гаан (Шипулина) Светлана Михайловна, учитель ИЗО, Ключникова (Мельниченко)Валентина Сергеевна, педагог-психолог. Всеми уважаем Окель Владимир Генрихович, учитель истории и обществознания: чувство юмора и искренняя любовь к своей профессии помогают ему брать любую высоту в обучении детей. Воспитатели ДО, Шпомер (Косятова) Светлана Николаевна, Тимохова (Мороз) Нина Владимировна и Кригер (Соболева) Людмила Анатольевна - тоже достойны самых лучших слов как педагоги-профессионалы.

Дорогу к знаниям открывает перед школьниками учитель физики и математики Кирьянов Николай Иванович. Однажды его выпускница в анкете написала: "Хочу выбрать профессию Николая Ивановича", и работает уже более 30 лет учителем физики в маленькой сельской школе Убинского района.

Евгения Юрьевна Кораблёва - кладезь знаний литературы разных жанров. Её можно увидеть в любое время суток (я так думаю) с книгой в руках.

Пусть каждый учитель будет путеводной звездой для всех учеников, ярким факелом, освещающим путь жизни.

Конечно, иногда задумываюсь, а смогла бы я работать в другой сфере? Наверное, смогла бы, но в школе особая энергетика: видишь, как дети растут и развиваются на твоих глазах, заряжаешь их позитивными эмоциями и развиваешься сама.

Учитель - это больше, чем просто профессия, учитель - это великая Миссия нести свет знаний, дарить душу и сердце детям. Воспитывать Человека и формировать Личность.

Ряпосова Светлана Валерьевна

Дети – это наше будущее,
поэтому мы должны
создавать его с любовью.

На свете есть множество разных профессий, они все интересные и нужные, и из этого множества человек для себя выбирает только ту, которая соответствует его желаниям, возможностям, способностям, физическому состоянию здоровья, пониманию престижности выбираемой профессии.

При определении профессионального пути человек не всегда до конца осознает влияние профессии на всю свою дальнейшую жизнь: будет он радостно и легко просыпаясь, каждое утро бежать на любимую работу, и, не замечая времени, полностью отдаваться выбранному делу, или каждый день мучить себя, считая минуты до окончания рабочего дня.

Учитель… Мы часто произносим это слово, не задумываясь о том, какую роль играет учитель в жизни человека. Сколько сил, труда, терпения, души вкладывает учитель в каждого своего маленького ученика, чтобы тот вырос успешным и счастливым человеком! Недаром говорится, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама. Так кто же он, учитель?

Почему же из сотен профессий я выбрала профессию учителя? Учитель – одна из древнейших, благороднейших профессий, которая всегда нужна была обществу. От того, как работает учитель, зависит будущее страны, государства, всего человечества. Кто, как не учитель, научит доброжелательному отношению к окружающему миру, поможет понять и принять необходимые жизненные ценности, научит правильно действовать в различных ситуациях, познакомит с увлекательным миром наук!

Со школьной скамьи эта профессия привлекала меня благодаря моей первой учительнице, которую я до сих пор вспоминаю с теплотой. Она – наша первая учительница, а мы – ее последние ученики. Очень многому она нас научила! Несомненно, это повлияло на мой выбор профессии и после окончания школы я поступила в Нижнетагильскую государственную социально – педагогическую академию. Получив профессию учителя начальных классов, я пришла работать в самую большую школу Алапаевского района.

Работать в школе трудно, но интересно. Чтобы учить других, надо постоянно учиться самому. Учитель – творческая личность, каждый день постигает новое, неповторимое, неизведанное. Профессия учителя не дает стоять на месте, а требует постоянного совершенствования себя.

Так сложились обстоятельства, что проработав два года в школе, я пришла в детский сад и уже почти год работаю воспитателем.

Воспитатель – это тоже учитель, учитель малышей. Сейчас мой рабочий день не имеет переменок, как в школе, и я не проверяю горы тетрадей. С самого прихода в детский сад меня окружают дети, разные, шумные, звонкоголосые, тихие, скромные, активные, искренние, открытые. Я понимаю, что мир дошкольного детства – это очень ответственно: ученые давно объяснили зависимость жизненного пути человека от особенностей его развития в дошкольном возрасте.

Труд воспитателя можно представить как многогранник, каждая грань которого не похожа на другую, и в тоже время одинаково важна. Воспитателю необходимо так организовать свою педагогическую деятельность, чтобы каждая грань приносила пользу детям, их родителям, коллегам, и радовала самого педагога.

Поначалу мне было сложно: написание планов, составление распорядка дня, циклограммы, подготовка и проведение занятий в игровой форме, каждодневное общение с такими разными родителями. Временами одолевали сомнения: туда ли я пришла, тем ли занимаюсь? Но радости каждого дня, такие разные, но значимые: Сережа пришел в хорошем настроении, Даша стала реже болеть, все дети с удовольствием занимались математикой, дружно прибирали игрушки, заведующая отметила мое старание, коллеги с интересом трудятся рядом со мной… Все это вместе дает ощущение уверенности в правильном выборе профессии.

Я считаю профессию педагога самой важной на Земле, и для меня моя профессия – источник радости, человеческого общения, счастье погружения в мир детства. Я благодарна всем, кто меня окружает, поддерживает, радуется вместе со мной и огорчается, изменяется сам и помогает изменяться другим. Не стоит бояться меняться, учиться, рисковать, пробовать новое, и поэтому мое педагогическое кредо:

ТВОРИТЬ, ПРОБОВАТЬ, ИСКАТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ

В заключение приведу слова Кирпичниковой Л.И.:

Дети – это чудо света,

Я увидела это сама.

И причислила это чудо

К самым чудным чудесам.

Мы перед будущим в ответе.

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее – дети.

Трудно с ними, ну и пусть.

В наших детях наша сила,

Внеземных миров огни,

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они…

  • Светлана Валерьевна Ряпосова
  • 19 августа 2014
  • 38282
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Читайте также: