Почему трудно устроиться на работу выпускникам учреждений

Обновлено: 28.05.2024

О дефиците хороших специалистов

Знаете, как сложно сегодня найти хорошего специалиста по интернет-маркетингу? А мы знаем. Кажется, маркетологи чаще других уходят в предпринимательскую деятельность. Чтобы найти подходящих специалистов, мы запустили в региональных вузах HR-проект и теперь каждое лето проводим среди членов дипломных комиссий. Недавно наши менеджеры по персоналу, например, оценивали выступления выпускников пермского филиала Высшей школы экономики.

И вот что удивительно: чем лучше представленный на защите проект, тем больше вероятность того, что его написал троечник.

При найме мы не смотрим на название вуза кандидата

Взять, к примеру, Пермский национальный исследовательский политехнический университет. В 2018 году он занял 52 место в рейтинге вузов журнала Forbes. По некоторым показателям он даже опередил лидеров рейтинга. Например, по качеству выпускников ПНИПУ набрал больше баллов, чем Московский физико-технический институт (это 3 место рейтинга), а по фактору Forbes он выше Российской экономической школы (она на первом месте).

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.


Алексей Загуменнов с сотрудниками

Наш лучший конструктор закончил колледж

Наша группа компаний производит игровое и развлекательное оборудование в соответствии с жесткими требованиями наших заказчиков-бизнесменов. Каждый проект буквально встраивается в помещение, учитывается каждая колонна, каждый изгиб плинтуса, каждая розетка.

Чтобы покорять новые горизонты, для каждого, кто хочет купить игровой лабиринт, мы собираем рабочую группу в составе креативщика, дизайнера, экономиста, консультанта по бизнесу, пиарщика и, конечно, инженера-конструктора. А последние на рынке – нарасхват.

С конструкторами просто беда. При этом такие специалисты, которые закончили топовые вузы, сейчас ориентированы на зарплату, которую, как они думают, им гарантирует бренд вуза.


Руководитель отдела маркетинга Ирина Золотарева и специалист отдела кадров ГК Авира Валерия Аристова на защите дипломов выпускников ВШЭ

Лучший из ныне работающих у нас конструкторов закончил среднее специальное учреждение – Пермский строительный колледж. Наш лучший креативщик имеет незаконченное образование педагога. Один из самых результативных менеджеров по продажам – белорусский следователь.

Место получения образования – да и само образование – сегодня играет все меньшую роль. Возможно, совсем скоро наступят времена, когда вместо образования будут учитываться только личностные навыки вроде способности к самообучению, поиску и усвоению информации.

Обучайте специалистов сами

Исследования Фонда Кауфмана утверждают, что 95,1% предпринимателей имеет высшее образование. При этом самые успешные миллиардеры мира начинали без него и предпочли получить дипломы, уже управляя собственным и поставленным на крепкую ногу бизнесом. Именно такой подход нужно реализовывать и в рамках отдельно взятых компаний. Обучать специалиста самостоятельно выгоднее, чем верить в бренд вуза.

Совсем недавно мы отказали в работе кандидату на должность топ-менеджера. В его резюме значились и степень MBA от ведущего российского университета, и диплом выпускника Гарварда, и свободное владение иностранными языками, и родственники на островах у Венесуэлы.

Последний факт оказался примечательным, и мы детально проверили кандидата. Оказалось, что Гарвард фигурирует только в резюме, владение языками заключалось в умении использовать Google Translate, а на прошлом месте работы наш кандидат за три года смог завершить всего один проект. Не помогла и степень MBA, что, в общем-то, тоже говорит о вере в бренды вузов.

Мой вам совет: хотите молодого специалиста – не смотрите на название вуза, который он закончил. Обратите внимание на то, что он уже делал и на что способен. Отвечайте себе на вопрос, готовы ли вы тратить свое время или время других руководителей на обучение выпускника – без этого сейчас никак.

По мнению экспертов, студентам важно не качество образования, а получение диплома.

Выпускникам вузов сложно найти работу по специальности. Бизнесмены не доверяют отечественному высшему образованию, поэтому с опаской подходят к вопросу найма молодых специалистов. Предприниматели считают, что образовательные программы не соответствуют требованиям рынка труда.

Informburo.kz разбирается, как соотносится спрос на специалистов на рынке труда с тем, кого и как готовят казахстанские вузы.

У 61 вуза страны уровень трудоустройства ниже 50%

На конец III квартала 2019 года в Казахстане насчитывалось 2,1 млн занятой молодёжи в возрасте от 15 до 28 лет. Это на 3,8% больше чем в такой же период годом ранее, сообщает аналитический портал Ranking.kz.

В Ranking.kz выяснили, что безработных молодых людей в возрасте 15–28 лет в стране уже 84,7 тысячи — на 3,4% больше, чем в 2018 году (81,9 тыс. человек). При этом из числа безработных 31,4 тысячи человек имеют оконченное высшее образование. По сравнению с 2018 годом их число выросло на две тысячи человек.

В декабре 2019 года НПП "Атамекен" опубликовало результаты исследования образовательных программ отечественных вузов. Одним из критериев был показатель уровня трудоустройства выпускников. Выяснилось, что четверть выпускников 2018 года не смогли устроиться на работу в течение года. При этом у 61 вуза страны уровень трудоустройства ниже 50%.

Средний показатель времени поиска работы после окончания вуза составляет 3,5 месяца. И по следующим образовательным программам самые низкие показатели трудоустройства:

  • общая медицина – 44%;
  • дизайн – 60%;
  • стоматология – 51%;
  • иностранная филология – 52%;
  • химия (естественные науки) – 58%.

Также в НПП выяснили, что средняя зарплата выпускников вузов составляет примерно 103 тысячи тенге. В беседе с Informburo.kz заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Олжас Ордабаев пояснил, что это скорее медианный оклад молодых сотрудников по всей стране. Дело в том, что средняя зарплата совсем разная не только между регионами, но и между вузами.

На площадке по трудоустройству Headhunter работодатели предлагают вчерашним студентам зарплату в диапазоне от 60 до 120 тысяч тенге. Наиболее активны в привлечении молодых специалистов организации из Нур-Султана, Алматы, Караганды, Шымкента и Атырау.

По результатам активности молодых специалистов на портале Headhunter, выпускники предпочитают устроиться на работу в следующих сферах:

  • продажи – 13,7%;
  • административный персонал – 9,1%;
  • консультирование – 8,7%;
  • IT, интернет, телеком – 7,5%;
  • туризм, гостиницы, рестораны – 7%.

"Стоит отметить, что при заполнении резюме соискатель имеет возможность указать степень образования – бакалавра, магистра и так далее. Для работодателя данное уточнение будет играть важную роль, если в вакансии имеются обязательные требования к степени образования. Как правило, распространённым требованием к потенциальным кандидатам у работодателей является наличие профильного высшего образования, без уточнения степени", – говорит директор отдела маркетинга и PR HeadHunter Казахстан Анна Шевченко.

По данным Центра развития трудовых ресурсов, в топ дефицитных профессий в Казахстане входят медсестра (медбрат), воспитатель в детсаду, учитель средней школы и врач общей практики. А вот в топ избыточных профессий попали юрист, экономист (общий профиль), финансист, учитель казахского языка и литературы в средней школе, учитель физкультуры и бухгалтер.

По данным Министерства образования и науки РК, в 2018 году из вузов выпустилось 139 850 молодых специалистов. Трудоустроены из них – 104 443 (75%). В процентном соотношении этот показатель ниже, чем было в 2017 (77,4%) и 2016 (78,4%) годах.

Работодатели не доверяют высшему образованию

Согласно результатам исследования нацпалаты, казахстанские бизнесмены лишь частично удовлетворены качеством отечественного высшего образования. По их мнению, образовательные программы устарели и не отвечают требованиям рынка труда.

"Некоторые вузы не стремятся к качественному образованию, а делают быстрые деньги на печатании дипломов. Потому что есть запрос на документ, а не на знания", – говорится в исследовании НПП "Атамекен".

Предприниматель из Нур-Султана Марклен Оганян не видит разницы между большинством казахстанских вузов. По его словам, если выбирать между двумя крайностями, то надёжнее взять на работу специалиста пенсионного или предпенсионного возраста.

"Сейчас выпускники подавляющего большинства вузов практически не отличаются по своим наборам навыков и знаний. Проблема ещё и в том, что далеко не все молодые люди заинтересованы в профессиональном росте. То есть они получают какие-то знания в вузах, но самостоятельно больше ничего не изучают", – говорит бизнесмен.

По его словам, в отечественных вузах студенты получают знания, которые по факту не нужны на производстве. То есть рынок труда оторван от системы высшего образования.

"Вот выпускник приступает к работе, он эти механизмы, инструменты вообще впервые видит. Это значит, что и практики у них там в вузах нет никакой. Мы стараемся молодёжь на работу брать, но с самого начала понимаем, что могут проблемы возникнуть, да и дополнительно обучать этого специалиста надо", – добавил собеседник Informburo.kz.

Выпускники вузов не готовы к требованиям рынка труда, считает директор РГКП "Национальный центр тестирования" МОН РК Дидар Смагулов.

"Самое важное – научить выпускников писать. Как бы смешно это не звучало и странно не выглядело. Моё первое требование, как работодателя, чтобы выпускник мог грамотно писать на двух языках. Первые полгода иногда приходится даже исправлять орфографические ошибки", – говорит Дидар Смагулов.

Он предположил, что для улучшения ситуации, возможно, стоит внедрить письменные экзамены, эссе или сочинения в ЕНТ. Хотя, с другой стороны, навыки письма могут потеряться за годы обучения в вузе, так как там также мало практики в написании текстов.

"Во-вторых, я бы посоветовал вузам более тесно работать с работодателями в плане составления силлабусов, учебных программ. Могу привести свой личный опыт: КарГУ очень тесно взаимодействует с местной прокуратурой. У нас был предмет "прокурорский надзор". В рамках этого предмета мы изучали, как выглядят документы, как их писать и составлять", – рассказывает глава центра тестирования.

Многие вузы не ориентируются на кадровые потребности своего региона. А для них это должно быть первостепенной задачей, считает проректор по связям с общественностью и государственными органами университета Нархоз Адиль Джунусов.

"Во-первых, многие вузы не имеют тесного контакта с работодателями. Однозначно стало бы лучше, если бы представители этих компаний читали студентам лекции, брали их к себе на практику. Тогда выпускник уже будет знать и владеть навыками, которые необходимы на начальном этапе карьеры", – говорит Адиль Джунусов.

По его словам, многие вузы не прописывают в своих учебных программах проведение лекций экспертами в той или иной области, а также пускают на самотёк прохождение производственной практики на последнем курсе.

"Также у нас в Казахстане много специальностей, которые не востребованы в регионе, где их и обучают. То есть было бы здорово, если бы в Актау сделали учебное заведение, которое сконцентрировалось на подготовке нефтяников. Или если бы в Алматинской области был вуз, который ориентируется на "Хоргос". А сейчас у вузов такого ориентира нет", – считает проректор Нархоза.

Для студентов важно не качество образования, а само наличие диплома. Именно поэтому спросом пользуются "вузы-пылесосы". В палате предпринимателей выяснили, что туда стекаются студенты, не сдавшие ЕНТ или отчисленные из других вузов.

"Есть такой механизм, когда люди поступают в российский филиал. Здесь не числятся. А потом на четвёртом курсе переводятся официально в казахстанские вузы. Второй механизм – это когда ребята, которых везде отчислили, стекаются в ряд вузов, где легко закончить. В этом году такая аномалия у нас пошла в Уральске. Там нет большого количества вузов и вряд ли студенты туда приехали из других регионов. Мы предполагаем, что там, скорее всего, студенты пришли из российских вузов. Всё-таки приграничный регион", – говорит Олжас Ордабаев.

Вузы должны подстраиваться под рынок труда

НПП "Атамекен" рекомендует вузам создавать центры карьеры. Это должны быть подразделения внутри организации образования. Их задача выяснить, какие знания нужны молодому специалисту для успешной карьеры в той или иной сфере, также они должны тесно сотрудничать с местным бизнесом и объяснять студентам, как составить резюме и хорошо проявить себя на собеседовании или стажировке.

"Большинство вузов не имеют никаких договорённостей с бизнесом. Мало вузов работают в партнёрстве, создают какие-то совместные программы и так далее. Мы даём рекомендации каждому вузу по каждой специальности. Обращаемся в вузы и говорим им, что нужно какие-то образовательные программы актуализировать, где-то что убрать или, если чего-то недостаточно, обновить список литературы и так далее", – сказал Олжас Ордабаев.

С этим согласен и Адиль Джунусов. Он считает, что сейчас вузы сами не заинтересованы в работе с бизнесом или госструктурами. Но создание центров карьеры позволит регулярно проводить ярмарки вакансий, организовывать практики, а также согласовывать учебные программы с работниками отрасли.

"У нас в мире идёт четвёртая промышленная революция. То есть некоторые специальности через некоторое время вымрут. И этим вопросом должны заняться и МОН, и акиматы, и сами вузы. Также я считаю, что во время обучения студенты должны проходить разные курсы и за это получать соответствующие сертификаты. Это облегчит выпускникам задачу по поиску работы", – сказал Адиль Джунусов.

По его словам, Нархоз регулярно мониторит, какие специальности востребованы, какие навыки необходимы по каждой специальности. Также университет заключил договоры с рядом крупных компаний Казахстана, что и позволяет выявить необходимые по каждой специальности навыки, а сами студенты могут пройти практику в этих компаниях или даже устроиться туда на работу после окончания вуза.

Создавая центры карьеры, вузы могут улучшить показатель трудоустройства выпускников по специальности. Тем более с внедрением академической свободы это сделать ещё легче.

И если раньше вузам давали на 60% разработать образовательные программы, теперь – на 85%. Также у вузов был перечень специальностей (с шифрами) для обучения специалистов, теперь же есть свобода выбора в наименовании специальности. Помимо этого раньше получали лицензию на каждую специальность, сейчас – на область образования.

"Отечественные вузы должны прыгать от радости и кричать "теперь можем обучать тому, что действительно полезно и поможет студентам в будущем". И такие люди в образовании есть. Но многие неохотно пользуются предоставленной свободой: им легче, как раньше, взять список обновлённой литературы, старую учебную программу и учить ровно так, как и всегда", – считает директор департамента реализации проектов "Международного университета Астана" Бауыржан Абуов.

"Мне говорят, что изменения есть и они положительны, но не повсеместны. Я вижу, что многие просто малость редактируют старые учебные программы (иногда советских времён) и подают как "новое блюдо". Я не могу судить обо всех вузах и программах, но, работая напрямую с учителями, могу сказать, что они не готовы к преподаванию с полной отдачей по собственным разработанным программам", – говорит эксперт.

Возможность несколько раз сдать ЕНТ может частично решить проблему "вузов-пылесосов", считает Олжас Ордабаев.

"Во-первых, тестирование не будет сопровождаться таким стрессом. Во-вторых, большинство студентов идут в российские вузы, так как не могут поступить в отечественные из-за отсутствия проходного балла ЕНТ", – сказал зампред Нацпалаты.

Марклен Оганян полагает, что всё упирается в само качество образования. С его ростом интерес к "вузам-пылесосам" должен упасть сам собой.

"Вот давайте представим, что через несколько лет образование в ряде вузов станет лучше, и выпускники этих учреждений будут по своим навыкам и знаниям на голову выше других молодых специалистов. Тогда я, как работодатель, буду заинтересован брать на работу выпускников именно этих вузов. Только тогда абитуриенты и студенты начнут понимать, что нужен не просто диплом, нужны знания", – считает предприниматель.

НПП "Атамекен" предлагает лишать лицензии вузы с низким показателем трудоустройства

В НПП "Атамекен" рассказали, что уже направили рекомендации в Министерство образования и науки РК, связанные с эффективностью работы ряда отечественных вузов. Также Олжас Ордабаев на брифинге в СЦК заявил, что палата готова создать рабочую группу совместно с профильным ведомством, чтобы решить вопросы по проблемным вузам.

Сейчас палата предлагает отзывать лицензии у вузов с низкими показателями трудоустройства и учитывать результаты их исследования при размещении государственного образовательного заказа. Тогда как сам гособрзаказ уже формируется на основе потребностей рынка труда в тех или иных специалистах.

Чтобы улучшить показатели трудоустройства молодёжи в Казахстане, ожидается принятие Дорожной карты модернизации рынка труда до 2025 года. В свою очередь Министерство образования и науки РК внедряет профессиональные стандарты по различным специальностям. Всё это должно лучше связать высшее образование и рынок труда.

В ноябре прошлого года президент АО "Центр развития трудовых ресурсов" Тамара Дуйсенова в ходе VI саммита знаний (Дубай) рассказала, что в ближайшее время планируется модернизировать рынок труда. Поэтому разрабатываются инструменты для более качественного выбора будущей профессии абитуриентами.

"По демографическим прогнозам, в ближайшие 3-5 лет мы ожидаем резкого ускорения притока молодых специалистов на рынок труда. Поэтому для нас сейчас важно выстроить целостную систему прогнозирования трудовых ресурсов и обеспечить сбалансированность рынка труда. В ходе модернизации экономики страны мы разработаем новую концептуальную модель развития рынка труда и сферы занятости в целом, переходим к принципам проектного управления, а также примем Дорожную карту модернизации рынка труда до 2025 года. Таким образом, дальнейшая модернизация с углублением цифровизации будет продолжаться", – сказала Тамара Дуйсенова.

До конца 2019 года Министерство образования и науки РК обещало завершить разработку профессиональных стандартов по специальностям. Их формируют сами бизнесмены. Они рассказывают ведомству, какими компетенциями и знаниями должен обладать выпускник.

"Например, если работодатель говорит, какие языки программирования сейчас для ИТ-специалиста являются самыми нужными, то мы должны в наших учебных заведениях заложить именно эти языки программирования. Именно с этой точки нам интересны профессиональные стандарты. Мы планируем, что в ближайшее время эти программы будут обновлены", – заявил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов в декабре прошлого года в ходе пресс-конференции в Правительстве РК.

Министр добавил, что отныне образовательные программы колледжей и вузов должны соответствовать ожиданиям работодателей.

Проблема в том, что студентам важно наличие самого диплома. И для них не имеет значения специальность. Поэтому много выпускников вузов работают не по профилю образования.

Пока нашим учебным заведениям не начнут доверять, мы будем испытать дефицит в кадрах и смотреть, как наши лучшие школьники уезжают учиться в соседние страны, считает Олжас Ордабаев.

Как вчерашнему студенту найти первую работу

Завышенные ожидания и амбиции

- По данным Росстата, по официальной статистике, количество безработных среди опытных и взрослых людей колеблется, но их действительно немного, несколько процентов буквально. А у молодых специалистов, конечно, ситуация серьезнее, потому что, например, в июле-августе прошлого года был пик - 18,8 процентов молодых людей считались, по официальной статистике, безработными. Это негативный пик.

И часто безработными люди становятся не в самый разгар кризиса, а когда начинают первые звоночки поступать в экономике, и работодатели пугаются и начинают увольнять. Это первая волна увольнений, либо сокращений позиций. То есть просто не открываются позиции, которые раньше предполагалось открыть.

- А что работодатели предположительно думают о молодых специалистах? Например, некий опрос, на который сейчас ссылаются эксперты, показал, что у студентов завышенные ожидания по зарплате. В частности, в Москве они, независимо от специальности, хотят получать минимум 70 тысяч рублей. Пишут, что работодателей это так испугало, что они предпочитают вообще со вчерашними студентами дело не иметь. Это можно считать за правду?

- Да, я читала это исследование. Меня оно тоже немножко удивило. Молодой человек, который рассчитывает на 70 тысяч, 100 тысяч рублей и выше, наверное, должен жить в вакууме. Потому что если зайти на любой работный сайт или просто поспрашивать, сколько получают знакомые, друзья, соседи и родственники, то такой цифры просто не возникнет.

Конечно, есть выпускники топовых вузов, топовых факультетов с большими амбициями, и они рассчитывают на высокую зарплату. Это выпускники МГУ, Бауманки. Их много.

Стажировки

- Но молодых специалистов или студентов действительно так явно не берут на работу?

- Нет, достаточно охотно берут. Особенно крупные работодатели, как зарубежные, так и российские. Еще появилась такая новая история, как стажировки. Буквально 15 лет тому назад стажировок фактически не было. Были какие-то отчетные бумажки в институте, что ты после такого-то курса прошел какую-то практику. Практика - это отчет в институте, а есть еще стажировки. Это когда компании сами ищут молодых людей. Иногда таким образом осуществляется подбор специалистов, когда набирается, например, 100 стажеров, в течение 3-2 месяцев они работают, их отсматривают, и потом остаются работать пять.

Но стажировки не всегда оплачиваемы, оплачиваемые стажировки редко встречаются. Но бывают такие стажировки, которые по заработной плате выше, чем средняя заработная плата в Москве опытных специалистов. Очень сложно на эту стажировку попасть, очень большой отбор. Отбирают действительно звезд.

- А как понимают, что это звезда?

- Бывает, что такие компании обращаются напрямую в профильные вузы?

- Сейчас иногда и в профильные школы обращаются, до этого доходит. Раньше искали работу после пятого курса, после окончания вуза. Сейчас так уже делать не рекомендуется. Талантливых молодых людей начинают отбирать уже после третьего курса, они уже все работают. А присматриваться к таким молодым людям начинают с первого курса. Компании ходят и в школы. Это делается, в том числе, для профориентации.

Как молодому специалисту найти работу

- То есть то, что молодому выпускнику или студенту сложно найти первое место работы по специальности - это миф?

- Если человек в 22 года или в 21 идет в первый раз искать работу, это будет сложно, так делать не надо. Потому что работодателю нужен опыт. Потому что все его одногруппники уже проходили практики, стажировки, лето проводили не у бабушки в деревне или еще где-то, а работали, и в течение учебного года после учебы ехали в какие-то компании и вечером как-то подрабатывали. Поэтому конкуренция достаточно высокая.

Молодой человек должен понимать, что в целом по России у него около 10-11 конкурентов. Если мы будем брать Москву и если человек амбициозен и хочет работать в какой-то известной компании, то конкурс еще больше.

- А какие навыки, знания, умения дают студенту намного больше преимуществ при поиске работы?

- Навыки продаж. Первое, что хотят работодатели от молодых специалистов, - это навыки продаж. И их очень легко получить. Огромное количество вакансий как раз в сфере обслуживания, в сфере продаж для молодых людей. Раньше начинали работать дворниками, а сейчас - курьерами, официантами, промоутерами, операторами колл-центра и так далее.

Даже если ты пошел на лето подрабатывать не по своей профессии, а в сферу продаж продавцом-консультантом - это очень хороший опыт, это даст потом фору.

- А почему? То есть работодатель скорее возьмет студента с непрофильным опытом работы, потому что он уже хлебнул производства?

- Он знает, что такое деньги. Он знает, что такое коллектив. Он знает, что такое зарабатывать. Он знает, что такое ответственность. Опыт продаж - это всегда дополнительный хороший навык. Мы продаем всегда все и везде, по сути.

Резюме - это некие условные предпродажи нас как специалистов. Собеседование - это уже прямые продажи себя. И эти навыки самопрезентации, навыки продаж очень важны, они просто помогут в дальнейшем. Даже если это не будет написано в резюме, это все равно будет неким таким плюсом лично для человека.

"Красный" или "синий"

- Насколько важно качество диплома на сегодняшний день?

- Большая часть работодателей не спрашивают о каких-то конкретно оценках, о цвете диплома и так далее. Действительно, важно только его наличие. Потому что огромные, длинные этапы тестирований и всевозможных отборов дают понимание, как человек учился. Потому что если в дипломе будет написано "4" или "5" по английскому языку, а человек не разговаривает, не умеет общаться, писать по-английски, это очень легко проверяется прямо на собеседовании.

Но есть работодатели, их немного, которые про диплом все равно спрашивают. Есть, например, в компаниях определенные правила, по каким предметам сколько баллов должно быть. И если даже кандидат успешен, но есть второй кандидат, их сравнивают по оценке. Но это исключения больше, чем правила.

- К чему готовиться выпускникам вузов в ближайшие год-два-три, пока в России продолжается кризис?

- Молодые люди должны быть готовы к большой конкуренции. Если даже финансовое положение в семье позволяет не работать, если мама с папой очень сильно жалеют ребенка, все равно надо идти, стажироваться, практиковаться, быть проактивными.

Я очень часто езжу по вузам, очень часто встречаюсь со студентами. Мы общаемся, я оставляю свои контакты. Но мне из группы пишет всего несколько человек, а все остальные - нет. Хотя это хороший способ прийти либо на стажировку ко мне, либо просто завязать бизнес-знакомства, которые помогут в дальнейшем.

Надо думать о своем будущем и думать о построении карьеры. А в идеале, конечно, строить карьерные планы и работать над ними.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Сложности при трудоустройстве — как их избежать выпускнику вуза

Наверняка каждый студент задумывается о дальнейшей жизни, которая ожидает его после окончания университета. Как стать окончательно независимым от родителей? Какие могут возникнуть сложности при поиске работы и при официальном трудоустройстве у студентов? На эти вопросы ответят люди, уже прошедшие этот трудный путь и собравшие достаточно опыта.

Типичные проблемы при трудоустройстве для студента

За последние пару лет было проведено несколько исследований на тему проблем трудоустройства для студентов и выпускников вузов. Результаты исследований подтвердили, что сегодня трудоустроиться студенту стало в несколько раз труднее, чем три года назад. Что же изменилось, и с какими трудностями вы, скорее всего, столкнетесь сами, пытаясь найти работу по специальности после вуза?

Отсутствие практического опыта

Недостаток опыта, наверное, является самой наболевшей проблемой всех работодателей и соискателей — про нее даже придумывают анекдоты. Однако почему же получается так, что студенты, в теории уже получившие достаточные для работы по специальности знания, не могут применить их в профессиональной среде?

Сегодня в России не существует четкой связи между механизмами рынка образовательных услуг и рынка труда.

С одной стороны, большинство вузовне предоставляет студентам необходимую для трудоустройства информацию (чаще всего по той причине, что сами учебные заведения не ознакомлены в подробностях с реалиями современного рынка труда).

С другой стороны, предприятия и работодатели имеют слабое представление о способностях и перспективах студентов, только что закончивших вуз. Чаще всего, они нацелены на заработок денег для предприятия/фирмы здесь и сейчас, а не на перспективное развитие и обучение специалистов.

По этой причине им совершенно невыгодно брать на работу вчерашних учащихся, которые также имеют слабое представление о реальном трудоустройстве.

Проблему можно было бы решить при помощи целенаправленного вмешательства государства в этот механизм, однако самим студентам пока что приходится мириться с такими реалиями и стараться подстроиться под современный рынок труда.

Поскольку мы живем в век глобализации, часто работодатели требуют от вчерашних студентов также знание иностранных языков и интернациональный опыт. Так что студенты, знающие несколько языков или проходившие практику за границей, автоматически повышают свои шансы на трудоустройство.

Неопределенность самих студентов

Часто как раз из-за такой неосведомленности о реальном рынке труда вчерашние студенты не могут найти себе подходящую работу. После вуза, где студенту предоставлялось больше теоретических знаний, он часто не может определиться с тем, в какую реальную область ему стоит идти.

Выбрать научную сферу или же использовать свои знания на практике — например, в бизнесе?

Определиться с этим поможет наведение справок о рынке труда и реальных возможностях дальнейшего развития.

Также поможет личное общение с людьми, которые уже долго находятся в этой среде — может быть, стоит посоветоваться с родителями или старшими друзьями.

Завышенные требования к должности и оплате труда

Неопределенность и отсутствие знаний о реальном рынке труда часто приводит к построению у студентов завышенных требований. И если, например, первые два пункта напрямую зависят от недостаточного практического образования студентов в вузах, то этот пункт однозначно зависит исключительно от человека.

Проблема завышенных требований студентов вызвана вовсе не тем, что они ни разу не видели трудоустроенных людей и не осведомлены обо всех сложностях этого процесса.

Часто, глядя на своих знакомых, которые пытаются найти работу и, например, получают не слишком высокую зарплату или не очень довольны своей должностью, студенты почему-то думают, что с ними такого точно не случится. “Да, Антон пока не достиг желаемого успеха, но я-то не такой! Я обязательно буду получать больше, продвигаться по карьерной лестнице быстрее и сразу же нравиться всем моим коллегам!”. Это ошибочное суждение, от которого нужно избавиться.

Дисбаланс спроса/предложения

Дисбаланс спроса и предложения часто называют одной из главных причин безработицы. Это — следствие завышенных ожиданий обеих сторон. И, если студенты таких направлений, как программирование или инженерное дело в настоящее время в дефиците, то культурологам и историкам найти работу без опыта трудоустройства будет значительно труднее.

По этой причине непосредственно перед выбором специальности необходимо изучить спрос на подобных специалистов — как минимум, чтобы представлять себе все риски, а как максимум — чтобы выбрать другую (возможно, похожую), более востребованную специальность.

Несоответствие предпочтений о рабочем графике

После окончания бакалавриата многие студенты решают пойти в магистратуру. Однако им точно так же нужно трудоустраиваться, что становится в разы сложнее из-за совмещения работы и учебы. Такие студенты уже не могут работать полный рабочий день или в месте, географически отдаленном от места их учебы. Поэтому часто они выбирают онлайн-заработок или работу, непосредственно связанную с их вузом — например, преподавание в школе или колледже при университете.

Низкая социально-трудовая культура учащихся

Как мы уже выяснили, подавляющее большинство российских вузов не слишком обеспокоено дальнейшим трудоустройством студентов. Из-за этого студенты часто не только плохо осведомлены о рынке труда, но еще и психологически не готовы к трудоустройству и всем сложностям, которыеожидают их на этом пути.

Большинство учащихся вынуждено обращаться за дополнительной помощью, чтобы научиться участвовать в собеседовании или выбирать место трудоустройства.

Советы, которые помогут преодолеть трудности или даже избежать их

  1. Начать работать по специальности еще во время учебы.

Звучит очень просто, но выпускникам, уже имеющим опыт работы во время учебы, действительно гораздо проще трудоустроиться. Кроме того, любая работа помогает сформировать объективное представление о том, как устроен рынок труда.

  1. Не рассчитывать на быстрый результат или высокую заработную плату сразу.

Как уже было сказано, завышенные ожидания только мешают во время трудоустройства. Попробуйте отнестись к этой работе как к возможности заработать в первую очередь опыт, а не деньги. Кроме того, вполне вероятно, что работа будет для вас интересной и принесет массу положительных эмоций.

  1. Попробовать недолго поработать не по профилю.

Несмотря на то, что на первый взгляд работа, например, в колл-центре вряд ли поможет при трудоустройстве по специальности, она даст хотя бы минимальный опыт и некоторые универсальные навыки. А это однозначно повышает шансы при последующем трудоустройстве.

Разумеется, этот процесс — в особенности для неподготовленных выпускников, “не нюхавших пороху” — достаточно сложный и долгий. Однако не стоит отчаиваться — старания в любом случае окупятся и принесут плоды.

Читайте также: