Почему сотрудников называют кадрами

Обновлено: 13.05.2024

Общие компетенции оцениваются 16-факторным опросником Кетелла и по MBTI.

Система HR DESK . RU умеет обрабатывать данные как занесенные из бумажных анкет, так и собранные удаленно.

По результатам оценки выдаются текстовая характеристика, прогноз профригодности, соответствие типам корпоративной культуры и ценностям компании.

Виды подписки на модули HR DESK . RU имеют ограничения только на количество хранимых записей, поэтому Вы получаете неограниченное число оценок от 900р./мес.

Профилирование должностей

В системе HR DESK . RU можно отпрофилировать должности своей компании, что позволит сравнивать требования должностей с оцененными компетенциями, а также строить грейды.

Грейдинг

Строить грейды в системе HR DESK . RU очень просто и удобно благодаря разработанному нами алгоритму. Хорошо отстроенная система грейдов позволяет оптимизировать оплату труда в компании и сделать ее справедливой.

Групповые оценки

Пользователи HR DESK . RU могут проводить онлайн проекты оценки 360° и 4D. Эти инструменты особенно полезны после проведенного ассессмента.

Кадры решают все. С этой позиции роль кадровика становится поистине неоценимой. Но если с прежними инспекторами отдела кадров, в советское время выполнявших административные обязанности, все было просто и понятно, то с послеперестроечным появлением HR-ов и менеджеров, принявших на себя новую функцию – управления человеческими ресурсами, все значительно усложнилось. Как живется и работается современным кадровикам?

Как нас называть

Заметил ли ты, коллега, что чаще нас все же называют кадровиками? Без уничижительного смысла, а просто так удобней. Трудно представить себе, что на каком-нибудь военном заводе, ставшем акционерным обществом, должность заместителя генерального директора по кадрам вдруг переименуют в HR-директора.

Вспоминаю кадровика, поразившего когда-то мое воображение. Это был пенсионного возраста веселый мужичок, работавший в военном училище. Живостью ума он не уступал отличникам боевой и политической подготовки. Похоже, его рабочее место было не за столом: большую часть времени он проводил вне стен своего кабинета, общаясь с сотрудниками и курсантами. Со всеми, включая учащихся, здоровался по имени-отчеству, задавал вопросы, шутил. На столе под стеклом у него лежали фотопортреты (некоторые – двадцатилетней давности) сотрудников и курсантов, о которых он мог в деталях рассказывать бесконечные истории. У него не было ни штата, ни компьютера ни даже пишущей машинки. Был ли он HR-ом или кадровиком в традиционном смысле этого слова?

Откуда мы

Образ современного кадровика – это молодой человек, имеющий профильное образование и, как правило, начавший карьеру с подбора персонала. Или сотрудник предприятия, переквалифицировавшийся в кадровики.

Первое поколение специалистов по кадрам вышло из психологов, лингвистов и других гуманитариев. Москвичи учились своему ремеслу в кадровых клубах или на семинарах, проводимых их коллегами из западных компаний. Кстати, тогда было достаточно знать иностранный язык, чтобы зарубежная фирма, пригласив на работу, направила на заморские двухнедельные курсы по управлению персоналом.

Помните: у вас в активе знание профессии – той, которая вас делегировала на кадровый фронт, а также бесценный опыт работы с людьми. А что для руководителя компании может быть лучше, чем кадровик, знающий все тонкости отрасли и деятельности этого предприятия.

Кто мы

Хочется, наконец, поговорить о главном. Время пришло, и значимость управления персоналом в бизнесе растет день ото дня. Смог ли ты убедить своего работодателя, что твой труд имеет для его компании стратегическое значение, и ты управляешь ресурсом, который порой бывает важнее денег? Связано ли твое вознаграждение с ростом прибыли организации?

За кого мы

Если ты в партнерских отношениях со своим шефом (кстати, по-иному и быть не должно), и он тебя слышит, ты сможешь договориться с ним о том, как мотивировать персонал, не нарушая закон. Значит, трудоустраиваясь на работу в компанию, надо выбирать не коллектив, а руководителя.

А тестируем ли мы начальников, нанимаясь на работу, т. е. задаем ли ему встречные вопросы: к чему он стремится, какие ценности исповедует, какую корпоративную культуру инициирует и поддерживает, за что увольняет и каких людей ищет?

Да, в ряде случаев такое невозможно. Бывает, что при приеме на работу не удается не то что задать вопросы руководителю компании, а даже увидеть его. Будем считать это основным риском кадровика при найме.

Что дальше

Прошлое показывает нам, что инспектором по кадрам можно было работать всю жизнь. Мне встречались даже кадровые династии. Таков ли путь менеджера, управляющего человеческими ресурсами? Пока у нашей профессии слишком короткая история, чтобы ответить на этот вопрос. Тут надо смотреть в будущее.

В начале 80-х в ходу была такая легенда. Один психолог, сотрудник НИИ, консультируя с коллегами какой-то химический комбинат, получил от высокого начальства предложение возглавить предприятие: мол, раз ты такой знающий, даешь советы, как и что делать, – становись к рулю. Так он и встал, не заробел.

/img/plugs/kr/3.jpg

Отдел кадров есть в структуре каждого предприятия и компании с численностью сотрудников более 30 человек. А значит, профессия специалиста по кадрам остается востребованной на рынке труда.

Чем занимаются кадровики на предприятиях? В чем плюсы и минусы профессии? Что нужно знать и где учиться, чтобы претендовать на эту должность? И сколько можно зарабатывать на старте карьеры и в ее прогрессе? Читайте об особенностях обучения на специалиста по кадрам и тонкостях профессии.

Специалист по кадрам: профессия или должность

Согласно действующему законодательству специалист по кадрам ? это профессия. Она включена в Общероссийский классификатор профессий, а также входит в квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов (ЕКС).

Ее нормы, требования к квалификации сотрудников и задачи, которые они должны выполнять, установлены профессиональным стандартом. На современном рынке труда такие специалисты именуются:

– инспекторами по кадрам или персоналу;

– специалистами по кадровому делопроизводству или кадровому документообороту, обеспечению работы с персоналом.

Основная задача кадровика ? ведение кадрового документооборота. При этом его работа связана не только с бумагами: при оформлении документов и выполнении повседневных задач он тесно общается с другими сотрудниками и руководством компании.

Перечень обязанностей, которые должен выполнять специалист по кадрам, определен российским законодательством. Он принят постановлением Министерства труда РФ в 1998 году, и согласно этому документу осуществляется обучение специалистов по кадрам в высших учебных заведениях. Дополнительные нормы и требования могут быть включены в должностную инструкцию на предприятии.

Среди основных обязанностей сотрудника выделяют следующие:

1. Обеспечение предприятия кадрами требуемых специальностей и квалификаций. Для этого кадровик участвует в поиске сотрудников, их отборе и консультациях, взаимодействует с центрами занятости и кадровыми агентствами, средними и высшими учебными заведениями региона, города, откуда привлекает молодых специалистов.

2. Ведение кадровой документации. Принимает участие в составлении структуры персонала предприятия, должностных инструкций. Ведет всю документацию, связанную с приемом на работу, переводом и увольнением сотрудников. Документирует факты повышения квалификации, прохождения аттестации. Заполняет трудовые книжки, готовит приказы и распоряжения. Выдает справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности. Обеспечивает хранение трудовых книжек. Готовит бумаги для назначения льгот, компенсаций и пенсий. Ведет банк данных предприятия о персонале, своевременно вносит в него информацию.

4. Повышение квалификации персонала. Оценивает необходимость получения новых квалификационных навыков и знаний среди сотрудников. Организует их участие в курсах повышения квалификации, образовательных программах.

Так как перечень должностных обязанностей кадровика велик, даже в небольших компаниях их могут делить среди двух-трех специалистов или делегировать другим сотрудникам, связанным с работой кадровой службы. Например, менеджеру по HR. Его работа в меньшей степени связана с организацией документооборота компании, и в большей ? с отбором персонала, организацией его обучения, созданием корпоративной культуры компании.

Также обязанности могут быть распределены по кругу задач:

– один кадровик ведет только трудовую документацию;

– другой прошел дополнительное обучение и занимается только вопросами охраны труда;

– третий контролирует соблюдение трудового законодательства, готовит внутреннюю кадровую документацию компании, представляет ее интересы в суде о трудовых спорах.

Что должен знать кадровик

– понимание структуры, штата предприятия, его специализации и перспектив развития;

– понимание способов обеспечения компании кадрами;

– знание положения об аттестации сотрудников;

– порядок назначения на должность, перевода, увольнения сотрудников, оформления выхода на пенсию, получения льгот;

– технику ведения банка данных о сотрудниках на предприятии;

– порядок составления отчетности.

Поэтому образование специалиста по кадрам должно быть средним специальным или высшим по специальностям:

– делопроизводство кадровой службы;

Работодатели традиционно отдают предпочтение соискателям с высшим образованием по профилю со стажем работы от трех лет.

Одно из требований к специалистам по кадрам, заявленное единым классификатором профессий, — знание основ психологии и социологии труда. По этой причине, идеальный кадровик, с точки зрения работодателя, обладает двумя образованиями: в сфере юриспруденции или управления кадрами и психологии.

Как стать специалистом по кадрам — курсы с нуля

Требования профессии таковы, что окончив лишь курсы, стать профессионалом в этой области невозможно. Требуется высшее или среднее специальное образование. При этом наличие юридического образования открывает широкие перспективы для трудоустройства в отдел кадров, а при окончании профильных курсов позволяет претендовать на должность руководителя отдела кадров в средней и крупной компании.

Плюсы и минусы профессии специалист по кадрам

Несмотря на то, что кадровик работает с бумагами, его трудовые обязанности подразумевают регулярное общение с коллегами и другими сотрудниками компании. Он ежедневно контактирует с бухгалтером, юристом, с руководителем компании, с другими сотрудниками, которым потребовалась помощь кадровика. Эта профессия требует частых контактов с людьми, а значит, специалист должен обладать такими навыками, как:

К минусам можно отнести следующие нюансы профессии:

2. Необходимость работать в режиме многозадачности. Рабочий день кадровика насыщен. Ему нужно ответить на вопросы руководителя, сбегать на совещание, оформить бумаги о приеме на работу, проконсультироваться с юристом… Чем больше численность сотрудников на предприятии и выше текучесть кадров, тем больше времени требует ведение документооборота. Такой насыщенный ритм работы может выдержать не каждый.

Зарплата специалиста по кадрам

Уровень заработной платы сильно зависит от региона и типа компании, где трудится специалист. В бюджетной сфере зарплата начинающего кадровика может составлять от 12 тысяч рублей. Специалист с опытом может претендовать на 20–25 тысяч рублей.

В компаниях бизнес-сектора и на предприятиях уровень зарплат выше. Опытный кадровик может получать от 40 тысяч рублей в качестве сотрудника отдела и до 70–80 тысяч рублей в качестве руководителя. Карьерный рост можно продолжить в более крупной компании или частном кадровом агентстве. Зарплата опытного руководителя здесь может составлять до 120 тысяч рублей.

Это постоянный состав работников конкретной компании. Учитываются наемные специалисты, собственники и совладельцы предприятия.

Продолжим этот пример. В компанию нанимают сотрудника мыть окна на высоком этаже, потому что у него есть опыт, навыки и специальные знания в этой области. Это совпадает с целями работодателя – чистые окна.

На основе этого утрированного примера подведем итог и выделим признаки персонала:

  • наличие заключенного трудового договора;
  • характеристики, которые помогают специалисту работать (квалификация, навыки, образование, опыт);
  • есть цель деятельности, которая совпадает с задачами предприятия.

Категории персонала

Делят на производственный и непроизводственный.

Производственный штат предприятия подразделяется на категории:

    . Они работают физически. Рабочий персонал делят на основной и вспомогательный. Первые трудятся в производственных цехах, а вторые обслуживают производство. К вспомогательным относят официантов, грузчиков, уборщиков.
  1. Служащие. У них преобладает интеллектуальный труд. Например, управление, бухучет, юриспруденция и другое. Служащих делят на 3 группы: руководители компании или ее отделов, их заместители; специалисты (экономисты, юристы); служащие (делопроизводители, технические специалисты).

Это мы рассмотрели производственный персонал. Непроизводственный – специалисты, которые работают в непромышленных сферах. Они не создают ничего материального, но их труд не менее важен. Это могут быть работники ЖКХ или поликлиник.

Кто и как классифицирует персонал

Международная организация труда делит трудящихся на три категории:

В развитых странах управленческий штат предприятия подразделяют на следующие категории:

  • top management – высшее звено (генеральный директор);
  • middle management – среднее звено (руководители подразделений);
  • lower management – низшие звенья (руководители подотделов, групп, бригадиры).

В России руководителей предприятия классифицируют следующим образом:

  • линейные – генеральный директор, начальник цеха;
  • нелинейные – функциональные руководители (например, технический директор, HR-директор).

Обычный персонал, согласно ст. 15 ТК РФ, классифицируют в зависимости от специальности, квалификации и должности. Наиболее распространенное разделение – по степени квалификации персонала:

  • высококвалифицированные кадры (например, авиатехник, шеф-повар или кардиолог);
  • квалифицированные (бухгалтер или сварщик);
  • неквалифицированные (дворник, грузчик).

Классификация работников в организациях

Профессионально-квалификационная структура персонала помогает расставить кадры на предприятии. Она объединяет три понятия:

  • профессиональная структура – представители различных профессий;
  • квалификационная структура – рабочие различной квалификации;
  • содержание квалификации – знания, умения, навыки, опыт и другие составляющие для выполнения конкретной работы.

В качестве критериев персонала работодатели используют социальные, демографические и профессиональные признаки работников:

  1. Половозрастная структура. Руководитель старается соблюдать паритет между мужчинами и женщинами, поэтому в его компании работает примерно одинаковое количество мужчин и женщин. Также он стремится набирать работников разных возрастных групп. Одни – молодые, инициативные, предлагают новые идеи, а другие – опытные и стабильно выполняют свои функции, но с менее гибким мышлением.
  2. По семейному статусу. По своему опыту руководитель знает, что семейные работники более надежны, так как они заинтересованы в стабильной и хорошо оплачиваемой работе. Но есть и риски: например, женщины с маленькими детьми часто уходят на больничный.
  3. По образованию. Практически на любом предприятии требуются кадры с высшим, средним или неоконченным образованием.
  4. Стаж работы. В производственный отдел руководитель предприятия нанимает рабочих, несмотря на опыт. В отделе есть мастер, который готов обучить новеньких. Но в технический и научно-исследовательский отделы руководитель ищет специалистов с опытом работы от трех лет.

Работников также делят:

  1. По функциям, которые специалист выполняет в производственном процессе. Например, одни рабочие собирают оборудование, другие – упаковывают его, маркетологи проводят рекламную кампанию.
  2. По роду занятий (специалист с высшим образованием, служащий, частный предприниматель).
  3. По сроку работы. Например, бухгалтер пять лет работает в компании – он постоянный специалист. Инженер-технолог ушла в декрет, на ее место взяли другого специалиста – это временный работник. Студент летом устроился продавцом в ларек мороженого – это сезонная работа.

Рассмотрим еще одну классификацию персонала, которая применяется во многих организациях для его разделения на группы:

  • формы производственной деятельности (прокладка электрики или составление сметы);
  • тарифные разряды (они определяют соотношение заработной платы и квалификации) – всего их восемь;
  • классы квалификации – выше мы их уже рассмотрели;
  • модель заработной платы: может быть сдельная, премиальная, классическая;
  • уровень механизации труда – насколько автоматизирована работа.

Для чего нужна классификация и примеры ее использования

Как видите, существует много разных классификаций персонала. Все они помогают вести учет труда, выработки и зарплаты, составлять отчетности и контролировать фонд оплаты работы и социальные выплаты.

Руководитель компании понимает, что развитие компании во многом зависит от ее работников: насколько они квалифицированы и мотивированы. В этом ему помогает разделение штата на группы.

Например, в рабочем персонале руководитель часто делает кадровые перестановки, чтобы специалисты меняли вид деятельности. Перед ним стоит задача: сделать так, чтобы работники не уставали от одного типа работы.

Служащих и руководителей подразделений постоянно отправляют на курсы повышения квалификации, за достижения назначаются премии и т.д. Это повышает мотивацию персонала.

Также работодатель, держа перед собой классификационную структуру персонала, видит, в каких кадрах нуждается организация, где есть риски. Риском может быть большое число специалистов-девушек детородного возраста, которые могут внезапно уйти в декрет, а также, например, недостаточная квалификация управленческого звена на предприятии.

Таким образом, классификация помогает руководителям находить, развивать и удерживать кадры, которые отвечают требованиям.

Что должен знать кадровик и как им стать: главное о профессии специалиста по кадрам

Отдел кадров есть в структуре каждого предприятия и компании с численностью сотрудников более 30 человек. А значит, профессия специалиста по кадрам остается востребованной на рынке труда.

Чем занимаются кадровики на предприятиях? В чем плюсы и минусы профессии? Что нужно знать и где учиться, чтобы претендовать на эту должность? И сколько можно зарабатывать на старте карьеры и в ее прогрессе? Об особенностях обучения на специалиста по кадрам и тонкостях профессии читайте в обзоре ФАН.

Специалист по кадрам: профессия или должность

Согласно действующему законодательству специалист по кадрам ― это профессия. Она включена в Общероссийский классификатор профессий, а также входит в квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов (ЕКС).

Ее нормы, требования к квалификации сотрудников и задачи, которые они должны выполнять, установлены профессиональным стандартом. На современном рынке труда такие специалисты именуются:

  • инспекторами по кадрам или персоналу;
  • специалистами по кадровому делопроизводству или кадровому документообороту, обеспечению работы с персоналом.

Основная задача кадровика ― ведение кадрового документооборота. При этом его работа связана не только с бумагами: при оформлении документов и выполнении повседневных задач он тесно общается с другими сотрудниками и руководством компании.

Что должен знать специалист по кадрам: обзор ФАН

Обязанности кадровика

Перечень обязанностей, которые должен выполнять специалист по кадрам, определен российским законодательством. Он принят постановлением Министерства труда РФ в 1998 году, и согласно этому документу осуществляется обучение специалистов по кадрам в высших учебных заведениях. Дополнительные нормы и требования могут быть включены в должностную инструкцию на предприятии.

Среди основных обязанностей сотрудника выделяют следующие:

Так как перечень должностных обязанностей кадровика велик, даже в небольших компаниях их могут делить среди двух-трех специалистов или делегировать другим сотрудникам, связанным с работой кадровой службы. Например, менеджеру по HR. Его работа в меньшей степени связана с организацией документооборота компании, и в большей ― с отбором персонала, организацией его обучения, созданием корпоративной культуры компании.

Также обязанности могут быть распределены по кругу задач:

  • один кадровик ведет только трудовую документацию;
  • другой прошел дополнительное обучение и занимается только вопросами охраны труда;
  • третий контролирует соблюдение трудового законодательства, готовит внутреннюю кадровую документацию компании, представляет ее интересы в суде о трудовых спорах.

Работа кадровика связана с обилием бумаг (Фото: pixabay.com)

Что должен знать кадровик

  • понимание структуры, штата предприятия, его специализации и перспектив развития;
  • понимание способов обеспечения компании кадрами;
  • знание положения об аттестации сотрудников;
  • порядок назначения на должность, перевода, увольнения сотрудников, оформления выхода на пенсию, получения льгот;
  • технику ведения банка данных о сотрудниках на предприятии;
  • порядок составления отчетности.

Поэтому образование специалиста по кадрам должно быть средним специальным или высшим по специальностям:

  • управление персоналом;
  • делопроизводство кадровой службы;
  • юриспруденция.

Работодатели традиционно отдают предпочтение соискателям с высшим образованием по профилю со стажем работы от трех лет.

Одно из требований к специалистам по кадрам, заявленное единым классификатором профессий, — знание основ психологии и социологии труда. По этой причине, идеальный кадровик, с точки зрения работодателя, обладает двумя образованиями: в сфере юриспруденции или управления кадрами и психологии.

Как стать специалистом по кадрам — курсы с нуля

Требования профессии таковы, что окончив лишь курсы, стать профессионалом в этой области невозможно. Требуется высшее или среднее специальное образование. При этом наличие юридического образования открывает широкие перспективы для трудоустройства в отдел кадров, а при окончании профильных курсов позволяет претендовать на должность руководителя отдела кадров в средней и крупной компании.

Специальность подразумевает получение высшего образования (Фото: pixabay.com)

Плюсы и минусы профессии специалист по кадрам

Несмотря на то, что кадровик работает с бумагами, его трудовые обязанности подразумевают регулярное общение с коллегами и другими сотрудниками компании. Он ежедневно контактирует с бухгалтером, юристом, с руководителем компании, с другими сотрудниками, которым потребовалась помощь кадровика. Эта профессия требует частых контактов с людьми, а значит, специалист должен обладать такими навыками, как:

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • настойчивость.

К минусам можно отнести следующие нюансы профессии:

Кадровик может выполнять основную и дополнительную работу (Фото: pixabay.com)

Зарплата специалиста по кадрам

Уровень заработной платы сильно зависит от региона и типа компании, где трудится специалист. В бюджетной сфере зарплата начинающего кадровика может составлять от 12 тысяч рублей. Специалист с опытом может претендовать на 20–25 тысяч рублей.

В компаниях бизнес-сектора и на предприятиях уровень зарплат выше. Опытный кадровик может получать от 40 тысяч рублей в качестве сотрудника отдела и до 70–80 тысяч рублей в качестве руководителя. Карьерный рост можно продолжить в более крупной компании или частном кадровом агентстве. Зарплата опытного руководителя здесь может составлять до 120 тысяч рублей.

Читайте также: