Почему сотрудники боятся говорить

Обновлено: 15.05.2024

Забавная тенденция — чем больше задач закрывает автоматизация и IT-решения, тем более непонятно, каких аспектов стоит придерживаться при управлении человеческими ресурсами. Поэтому большинство компаний, оглядываясь по сторонам, зачастую не могут найти модель, достойную подражания и действуют интуитивно.

Мы обратились к нескольким ее представителям со следующими вопросами: Должны ли сотрудники бояться босса для эффективной работы компании? Допустимо ли повышать на них голос, использовать нецензурную лексику и т.д.? Какими проблемами чреват тиранский подход руководителей к подчиненным и в чем он может выражаться? Какие существуют гуманные альтернативы для снижения рисков и повышения эффективности сотрудников?

data-ul-num="1" >Принимаешь решение по поводу конкретного сотрудника — сначала поговори с ним

Может ли один одуванчик расцвести быстрее других? Конечно, может. Почти всегда находится первый, который не ждет остальных. Но это не значит, что у всех других одуванчиков есть все нужные ресурсы для того, чтобы ему последовать.

Обязанности руководителя чем-то похожи на родительские обязанности: мало ставить задачи и озвучивать свои ожидания, важно задавать пример. А еще важно не рефлексировать, а принимать максимально взвешенные решения, наполненные рациональностью и прозрачностью. Для принятия правильных решений, необходимо обладать максимумом информации, поэтому, когда речь идет о проблемах с конкретным сотрудником, то без общения с ним лично — не обойтись.


Страх — это не лучшая эмоция для эффективного функционирования бизнеса. Сотрудники не должны бояться руководителя. Они должны быть мотивированы на выполнение поставленных задач и могут расстраиваться, когда результат не достигнут.

Я не вижу смысла повышать на сотрудника голос. Во-первых, это невежливо, во-вторых, криком ты не решишь проблему. Предпочитаю конструктивный диалог, когда мы совместно с сотрудником выясняем почему возникла конкретная проблема, а потом я стимулирую его на поиски ее решения и просто контролирую процесс.

Если босс слишком добрый для того, чтобы вспылить при сотрудниках

data-ul-num="2" >Стремишься к эффективности каждого — не чеши всех под одну гребенку

Вопреки расхожему утверждению, бояться — вовсе не значит уважать. Судите сами, если мы боимся тараканов или натолкнулись на пьяного гопника с пневматикой, мы вовсе не источаем флюиды уважения. В нашем организме происходят абсолютно другие процессы. А вариантов реакций на такие ситуации — немало и вовсе не факт, что все люди будут демонстрировать одну и ту же модель поведения.


Я считаю, если сотрудник действительно допустил ошибку, можно его отчитать, но только в рамках профессиональной этики. Не нужно ни в коем случае угрожать или запугивать. Если сотрудник будет эмоционально подавлен и выжат, он не сможет эффективно работать. А вот если указать ему на ошибку, разобрать причину ее появления и принять меры, чтобы в дальнейшем она не повторялась, это будет гораздо эффективнее.

С другой стороны, если сотрудник регулярно допускает ошибки, тут уже нужно решать — или давать такую работу, которую он сможет сделать без ошибок, или увольнять.

Подход к разным сотрудникам должен быть разным. Кому-то и ремня будет мало, кто-то из-за критики может уйти в запой, а кто-то может и не обратить внимание на ваше ворчание.

Если ты в душе перфекционист, то видишь остальных примерно так

data-ul-num="3" >Если нужно пожурить — то рамок профессиональной этики вполне достаточно

В прикладной мерфологии есть такой догмат — под давлением все ухудшается. И он чертовски справедлив в том числе и в разрезе человеческого фактора. Безусловно, эмоциональные встряски могут быть весьма эффективным инструментом управления, но ведь важно соблюсти баланс и пропорции. Согласитесь, капучино, состоящий на 90% из молока — это не капучино, так ведь?


Начну чуть издалека. Считается, что существуют две основные системы (стиля) руководства: авторитарная и демократическая. Авторитарный стиль часто присущ государственным или крупным предприятиям, а также компаниям с одним владельцем. Сотрудник воспринимается как винтик в системе, строго исполняющий функциональные обязанности. Основной плюс — высокая дисциплина. Основной недостаток — отсутствие инициативы подчиненных.

При демократическом стиле отсутствует или снижена субординация между руководителем и подчиненными, основной инструмент управления — убеждение, сотрудники чувствуют себя партнерами в общем деле, высока творческая составляющая. Недостатки — сомнительная дисциплина и управляемость.

Руководитель в любых обстоятельствах обязан соблюдать выдержку, способность рационально мыслить и не поддаваться эмоциям. Надо понимать, что разговор с подчиненными на повышенных тонах это инструмент управления, который можно использовать только в некоторых критических ситуациях. Например, чтобы привести в чувство коллег в процессе слишком эмоциональной и неконструктивной дискуссии.

Вы крайне недовольны действиями подчиненного и приняли решение его уволить. Я бы не рекомендовала особо тратить на это время и эмоции. Спокойно сделайте это сами или доверьте HR-менеджеру с соблюдением ТК.

— не ругайте сотрудника при сослуживцах, а особенно начальника при подчиненных;

— ругайте своевременно, лучше сразу после инцидента;

— разговаривайте спокойно, без эмоций;

— не передавливайте и не загоняйте человека в угол, это может вызвать сильную защитную реакцию и обратный эффект;

— не оскорбляйте подчиненного и не переходите на личности;

— в процессе разговора постарайтесь помочь сотруднику найти или выработайте вместе адекватное решение проблемы.

Если ты — прирожденный дипломат, то тебе даже слов не нужно

data-ul-num="4" >Перед тем, как ругать сотрудника — поищи причины в мотивации

Уверены, вы согласитесь: немного наивно ожидать от сотрудника полной отдачи, имея перед ним задолженность по заработной плате или не обеспечив его железом, которое будет уверенно тянуть необходимое профессиональное ПО, или просто заставляя его каждый день перебирать один и тот же горох. Думаем, недели или даже месяца, вполне достаточно для того, чтобы стать экспертом по перебиранию гороха и начать стремиться к освоению новых бобовых. Той же фасоли, например. А то и вовсе переключится, скажем, на пасленовые или вовсе — жемчуг.


С моей точки зрения, страх — самый деструктивный способ управления людьми, в IT-сфере точно. Эффективную работу можно построить только за счет правильной мотивации людей, основанной на идейном вдохновении и ориентации на результат. Страх же, напротив, — то состояние, от которого все хотят избавиться и работать в таком состоянии не комфортно, а значит не эффективно. Это как раз тот случай, когда проигрывает и сотрудник, и компания. Руководителя должны не бояться, а уважать.

Но не надо путать отсутствие страха перед руководителем и безответственное отношение к работе. У нас каждый сотрудник понимает, что от него зависит общий результат по проекту, который делает вся команда. А значит при халатном отношении он подведет в первую очередь коллег и клиента, так что ответственность перед командой и клиентом гораздо больше, чем перед руководителем.

Факторы, влияющие на мотивацию у всех одинаковые — интересные задачи, позитивные и не глупые коллеги, признание, материальное вознаграждение. А вот соотношение и приоритет этих факторов у каждого разный, поэтому мотивация всегда очень индивидуальна.

Если сотрудник оправдал твои ожидания, ты —

data-ul-num="5" >Ища причины неэффективной работы конкретного сотрудника, объективно оцени командный дух всего коллектива

Яркий пример — академическая гребля команды из восьми человек, где крайне важна не только эффективность каждого участника экипажа, но и синхронность. Есть общая цель — поскорее достичь финиша, есть коллектив, есть тренировки, есть тренер. И если такая команда не может достичь нужных результатов, как ни крути — это ответственность, прежде всего, тренера. Спортсмены прекрасно знают, что боевой настрой и чувство локтя — порой единственный ингредиент, которого не хватает для победы. А культивация страха.


Если не удостоверился в практичности выбранной модели управления

data-ul-num="6" >Испытываешь непреодолимое желание накричать на сотрудника — дождись планерки


Если ты очень хочешь покричать и тренируешься перед планеркой

data-ul-num="7" >Если конкретный сотрудник косячит постоянно — увольнение все равно неизбежно

Есть такая бяка, которая раздражает почти всех — заусенец. Можно его, конечно, чем-то мазать, обрызгивать, заклеивать или просто печалиться о том, как он нам мешает. Но, согласитесь, ведь проще всего — удалить и забыть. Экономия времени, эмоциональных ресурсов и удаление раздражающих факторов, отвлекающих от работы. Возможно, грубое сравнение, но уверены, вы воспримите его правильно.


Для меня когда-то было открытием, что некоторые новые сотрудники боятся обращаться ко мне, и вообще стараются не попадаться на глаза. И это при том что я, как мне казалось, строил дружелюбную команду! Я пришел к выводу, что разбор ошибок и сопутствующую критику многие люди принимают на свой счет, и приходят к выводу, что руководитель их не любит и он злой.

Конечно, нужно стараться наказывать/журить сотрудников без какого-либо эмоционального контекста, как бы это ни было сложно. Рациональность наказания должна снять часть страха перед его руководителем, которым как правило и исполняет эту обязанность. И, конечно же, нельзя использовать страх перед боссом как рычаг давления на сотрудника — лояльность компании для такого сотрудника будет образцово отрицательной и он сдаст нас при первом шухере покинет компанию при первом удобном случае.

Совершенно точно, есть сотрудники, к которым нужно относиться мягче/строже, но отличия не должны быть кардинальными (т.е. если за проступок отчитал одного, второго нужно отчитать тоже, даже если это особо ранимый арт-директор :). При этом есть люди, обладающие иммунитетом к вербальным экзекуциям, полученным, очевидно, еще в детстве. Для таких НЕ стоит вводить дополнительные меры (чтобы соблюдать принцип равного наказания), но де-факто при систематическом игнорировании правил игры в компании они обычно первые кандидаты на сокращение.

Если увидел как кто-то регулярно саботирует работу других — это уже не развидеть и не забыть

В конце, как и обещали, приведем несколько аргументов в пользу того, что ругаться и держать в страхе подчиненных — вред и для подчиненных, и для бизнеса:

Воспитание и жизненный опыт некоторых сотрудников делает их абсолютно не готовым к подобным негативным воздействиям извне. Да-да, есть люди, для которых крик и оскорбления — это нечто диковинное, странное и ужасное;

Если вы публично прессуете сотрудника, который действительно в чем-то повинен, не факт, что другие сотрудники будут чувствовать себя в безопасности. Как известно, не косячит только тот, кто ничего не делает. И выводы, к которым может прийти коллектив, могут быть довольно неприятными для руководства: меньше делаешь — меньше косячишь;

Люди, которые хотя бы в общих чертах ознакомились с бытовой или профессиональной психологией, могут воспринимать внезапные для них повышения голоса и другую рефлексию как слабость, а то и вовсе — неправоту;

Повышая голос и отдаваясь во власть собственных эмоций, руководитель может потерять рациональное зерно в своих суждениях, тем самым, опять же, поставив под сомнения свой авторитет в глазах подчиненных;

Везде важен баланс. Если уже ситуация дошла до того, что без повышенных тонов босс уже не может управлять своим бизнесом, значит, должен быть и противовес. Например, в виде пресловутых эмоциональных поглаживаний и бонусных поощрений. Вы точно уверены, что вам удастся соблюсти этот самый баланс?

К чему все это может в итоге привести? К нездоровой текучке кадров или снижению КПД сотрудников. Дорогие кричальщики, вам точно нужны эти риски?


Если такой человек – дальний родственник, приятель или сосед, можно просто прекратить с ним общаться. Но избежать общения с ним на работе может быть достаточно сложно.

Что же делать в этом случае: позволить токсичному коллеге безнаказанно отравлять вашу жизнь, отказаться от общения с ним и тем самым создать конфликтную ситуацию в коллективе или пойти на крайнюю меру и уволиться?

Токсичные люди всегда настроены негативно, любят сплетничать, критиковать и контролировать других. Такие люди никогда не сомневаются в своей правоте, поэтому не приемлют никакой критики. Они способны изображать из себя жертву, а при удобном случает могут и солгать. Как правило, токсичные люди невежливы, бестактны и часто теряют контроль над собой.


Работать рядом с токсичным коллегой сложно и неприятно. Такой человек всегда пытается вовлечь окружающих в свои проблемы, поэтому коллеги невольно становятся частью того механизма, который раскручивает поведение токсичного человека. Чтобы успешно сосуществовать рядом с сослуживцем-манипулятором, необходимо понимать и по возможности контролировать свой вклад в его поведение. Для этого нужно соблюдать несколько правил.


Правило № 1: границы, границы и ещё раз границы

Самое главное и самое лучшее, что можно сделать при общении с токсичным человеком, – установить свои собственные границы и защищать их. Это будет сложно, потому что для токсичного человека независимо от характера его поведения (оно может быть агрессивным или плаксивым) границы других являются неприемлемым и очень раздражающим фактором. Токсичный коллега непременно будет пытаться вторгнуться в ваше личное пространство, причём, скорее всего, он будет делать это неоднократно и в грубой форме. Но для успешного сосуществования и общения с проблемным коллегой вам необходимо чётко обозначить эти границы.


Правило № 2: будьте выше этого

Токсичные люди прекрасно умеют задеть других за живое, но, если внимательнее к ним присмотреться и прислушаться к тому, что они говорят, можно понять, что их логика и их поведение на самом деле иррациональны. Вовлекаясь эмоционально в общение с токсичным коллегой, вы лишаете себя шансов на победу. Но если вы будете чувствовать себя выше этого как эмоционально, так и ментально, то сможете одержать верх. При вынужденном общении с токсичным коллегой старайтесь занять наблюдательную позицию, как будто пишете детективную историю об этом человеке, но не вовлекайтесь в споры или выяснения отношений, в которые он пытается вас втянуть.

Правило № 3: осознавайте и принимайте свои эмоции

Токсичные люди часто играют на определённой комбинации чувств: сначала они вызывают у людей бурю неприятных эмоций (например, гнева или страха), а потом, пока человек ещё не успел опомниться, обвиняют или высмеивают его за эти переживания и тем самым вызывают новую волну эмоций, теперь уже стыда и вины. Помните, что невозможно заставить человека стыдиться того, чего он сам на самом деле не стыдится. Поэтому осознайте и примите те эмоции, которые вызывает у вас токсичный коллега, – такие эмоции абсолютно нормальны, и вы имеете полное право их испытывать. В этом случае вы не только сможете выйти из описанного выше порочного круга, но и сможете легче выдерживать дистанцию с токсичным коллегой.


Зловредный коллега будет постоянно провоцировать вас на ссору, выяснение отношений или противостояние по отношению к другим сотрудникам. Чаще всего в таких случаях наилучшей стратегией будет нейтралитет: просто кивайте ему в ответ и улыбайтесь, но делайте всё по-своему. Но если вы всё-таки считаете, что вам необходимо вступить в спор или выяснение отношений, обязательно возьмите тайм-аут и хорошенько продумайте свою стратегию. Это будет вашим козырем: токсичные люди редко обдумывают свои слова и поступки, потому что они полностью находятся во власти своих эмоциональных переживаний.

Правило № 5: фокусируйтесь не на проблемах, а на решениях

Если вам пришлось выполнять какую-то работу вместе с таким коллегой, постарайтесь скорректировать своё поведение. Начиная фокусироваться на проблемных отношениях с токсичным коллегой, пытаясь его понять или найти к нему подход, вы попадёте в ловушку, потому что решить эти проблемы невозможно. Вместо этого фокусируйтесь на решении рабочих задач и подумайте над тем, как с наименьшими эмоциональными, физическими и временными потерями закончить тот проект, по которому вы вынуждены сотрудничать. Подобные размышления намного быстрее приведут вас к нужному результату.


Правило № 6: прибегайте к формализму

Попытки общаться или сотрудничать с токсичным коллегой по-человечески всегда приводят к провалу, потому что такой человек общение по-человечески понимает только как выгодное для себя, а не как вежливые и взаимовыгодные взаимоотношения. В рабочем коллективе решить эту проблему поможет соблюдение формальностей. Даже если больше никто в офисе эти формальности не соблюдает, откройте законы/постановления/указы/контракты и действуйте на их основании абсолютно формально. Такой подход создаст серьёзное препятствие вмешательствам токсичных людей.

Правило № 7: обращайтесь за поддержкой к другим сотрудникам

Если в коллективе есть токсичный сотрудник, то работа вместе с ним или рядом с ним неизбежно будет время от времени выбивать вас из колеи. В такие моменты не стоит замыкаться в себе и ругать себя за провал, но не следует также пользоваться тактикой токсичного коллеги, т. е. сплетничать или вызывать других на эмоции. Постарайтесь обратиться за поддержкой к близкому человеку, расскажите, что произошло, и расскажите о том, как вы себя чувствуете. Это поможет вам дистанцироваться от ситуации и найти выгодное для себя решение.

После общения с руководителем: портится настроение, появляются чувства обиды, унижения или вины, а ваше стремление быть вежливым (даже в ущерб себе) только осложняют ситуацию? Значит вами манипулируют. Научитесь правильно защищаться от психологического воздействия.


Руководство и манипуляция два принципиально разных понятия. Скрытое психологическое воздействие используется исключительно для достижения целей босса, причем в ущерб подчиненному

После общения с руководителем: портится настроение, появляются чувства обиды, унижения или вины, а ваше стремление быть вежливым (даже в ущерб себе) только осложняют ситуацию? Значит вами манипулируют. Научитесь правильно защищаться от психологического воздействия.

Скрытое влияние шефа вынуждает работать сверхурочно, разрушает самооценку, вызывает психосоматические реакции (ухудшается психологическое и физического самочувствие). Как противостоять агрессии рассказала психолог Светлана Луценко.

Коротко об истории манипуляции

Современное же значение термина — скрытое воздействие на людей. Его методы и принципы были отработаны в прошлом веке в нацистской Германии. Автором концепции влияния на сознание масс считается Йозеф Геббельс. В наши дни приемы психологического насилия усовершенствованы и внедрены повсеместно — ими пользуются политики, руководители, маркетологи, продавцы.

Определение манипуляции: скрытое воздействие, которое изменяет воззрения, установки, цели, принципы, а также поведение и действия людей.

Манипуляция личными особенностями подчиненных и приемы управления

Считается, что к завуалированному влиянию на персонал прибегают, мягко говоря, самые посредственные начальники. Речь идет как о личностных особенностях и отсутствии лидерских качеств, так и о недостатке способностей к выбранной профессии и компетенций для выполнения своих обязанностей. Понятно, такому человеку нужно каким-то образом утверждаться и, как правило, выбирается способ психологического насилия по отношению к нижестоящим по рангу.

3 способа манипулирования для подавления сопротивления

5 самых распространенных видов воздействия для разных психотипов сотрудников:

Начальник-манипулятор имеет уязвимые места, зная их вы можете скорректировать общение и уменьшить давление на себя

12 основных манипуляций, примеры их использования и тактики защиты

Начинается психологическое воздействие с традиций интерьера. Вам указывают на стул, который находится далеко от внушительных размеров стола шефа? Это подсознательно вызывает ощущение незначительности. Если же предлагается расположиться в глубоком, удобном, но очень низком кресле, то визави намерен влиять своим авторитетом. Обоснование: детям приходится выполнять требования родителей и учителей, то есть людей, которые выше их. Данная установка остается с нами на всю жизнь.

Как защититься? Будьте внимательны и контролируйте ситуацию.

Не дать высказать свое мнение или согласиться на дополнительные служебные нагрузки начальник может одной своей фактурой (даже если он метр сорок на коньках и в шляпе).

Как защититься? Поднимайтесь с кресла, когда подходит управленец. и не потому, что хорошо воспитаны или относитесь к нему с уважением. Подобное действие не дает сбить столку, забыть свои аргументы, согласиться на кабальные условия.

Метод передергивания фактов используется для двух целей: дискредитации мнения одного из сотрудников или для программирования установок всего коллектива.

В первом случае, начальник, повторяя слова подчиненного — незаметно меняет смысл сказанного, причем большинство не чувствуют подлога.

Как защититься? Если ваши тезисы начинают повторять насторожитесь, вслушайтесь и сразу укажите на смысловые искажения.

Во втором случае, перед боссом стоит задача — изменить убеждения коллектива и многократно повторяемые утверждения, в конце концов, принимаются на веру. Например, если постоянно высказывать недовольство по поводу работы даже лучшего и самого грамотного специалиста, то рано или поздно в глазах коллег он таким и будет казаться. Кроме того, и сам начнет верить в правдивость утверждения.


Как защититься? Призывать коллег к критическому мышлению — бесперспективно. Сохраняйте уверенности в себе и психологическое равновесие.

При каждой удобной оказии шеф обвиняет сотрудника в некомпетентности и безделье, причем без всяких оснований.

Пример. Подобные упреки постоянно звучали в адрес женщины, которая с золотыми медалями окончила школу и институт, без протекции продвигалась по карьерной лестнице, плюс подчиненные ценили ее за быстроту и четкость в работе, помощь и правильное отношения к людям. Однако постоянная травля новоиспеченным боссом сделали свое дело — у уверенной в себе дамы пошатнулась самооценка, к тому же она оказалась на грани нервного срыва (от психологической боли кричала во сне, пугая мужа). Отмечу: после увольнения ей понадобился год или больше, чтобы забыть о затянувшемся кошмаре.

Как защититься? При любых обстоятельствах поддерживайте уверенность в себе и личную самооценку, плюс не сомневайтесь в своей эффективности. При необходимости обратитесь за помощью к психологу.

Первое лицо кислой улыбкой (без слов) демонстрирует свое пренебрежение к любому члену команды, причем не имеет значения присутствует или нет при разговоре подчиненный. В первом случае обиженный человек расстраивается, соответственно, им легко управлять и манипулировать. Во втором, ситуация еще гаже, ведь нет возможности отстоять себя.

Как защититься? Безразличие — лучший вариант.

Тактика защиты. Внимание: если любой индивид за глаза говорит про кого-то неприятные вещи, то на 99 % можете быть уверенны, что он в любой момент аналогично поступит и по отношению к вам. Полученные сведения обязательно проверьте или хотя бы поразмыслите логически: правда или нет.

Патрон изображает обиженного и обвиняет визави, в некорректных высказываниях и действиях. Подчиненный ничего подобного себе не позволял, поэтому удивлен, обескуражен и нервничает. Естественно, начинает оправдываться и нахваливать вышестоящего по должности. Вопрос: зачем весь этот цирк? Ответ: держать в напряжении членов команды; потребовать сатисфакцию — выполнение дополнительной работы; потешить свое тщеславие.

Как защититься? Лишь один раз опровергнете обвинения и обоснуйте, почему подозрения неправомерны, но не нахваливайте. Избегайте подобных игр.

Как защититься? Оставайтесь спокойным и невозмутимым, научитесь распознавать блеф.

Управленец агрессивно себя ведет, причем повод непонятен. Тут все просто: он ждет, что вы начнете его умиротворять, а затем согласитесь на невыгодные для вас условия или дополнительную нагрузку.

Руководитель делает вид, что крайне занят или очень спешит, но излагает проблему и настаивает на принятии решения.

Как защититься? Прежде, чем принимать быстрые решение — ответите сами себе на несколько вопросов: что я ощущаю здесь и сейчас; надо ли так срочно предпринимать какие-то действия; к чему приведет данный шаг; какая альтернатива существует? Хотя иногда кажется, что вариантов нет.

Побуждение к действию часто происходить завуалировано — на подсознательном уровне.

Как защититься? Будьте внимательны и не позволяйте заморочить себе голову.

Пойманному на скрытые команды сотруднику надо во что бы то ни стало выполнить, взваленную на себя работу. Ведь по принятым в обществе стандартам: последовательность и обязательность ассоциируются с порядочностью и профессионализмом. В свою очередь патрон этим пользуется. Так, через день-второй он начинает поторапливать, например, произносит что-то подобное: "Только обязательные и надежные люди пользуются уважением, доверием и могут претендовать на служебное продвижение (повышение оклада или премию).

Как защититься? Если попали под влияние и взяли обязательства — откажитесь в течение нескольких часов или на следующее утро. Объясните, что не подумали и не просчитали свои резервы, например, времени.

6 советов психолога: как защищаться от руководителя-манипулятора?


Психолог Светлана Луценко: "Если начальник вами манипулирует — не спешите увольняться. Сначала попробуйте скорректировать свои действия.

Если патрон вами манипулирует общайтесь с ним сдержанно но приветливо. Обоснование: эмоциональный отпор спровоцирует усиление агрессии против вас.

Хамство — самый доступный способ самоутвердиться за счет другого человека. Как поступать, как реагировать, если вам хамит коллега или руководитель в присутствии всего коллектива? Антон Ходарев, доктор экономических наук и профессиональный ментор, дает несколько конкретных советов

Позвольте, я вас покритикую

С хамством все значительно проще. Спецназ перед тем, как штурмовать помещение, применяет светошумовая гранату. Задача гранаты — вывести из равновесия все системы чувств находящегося там противника: он должен ослепнуть, оглохнуть и потеряться в пространстве. И хамство в корпоративном пространстве — та же самая граната, которая не ранит, но дезориентирует.

Надо ли отвечать на хамство?

Есть несколько вариантов ответа.

  • Спокойно промолчать с осознанием своей силы

Но если вы промолчите с позиций слабого, то вы признаете, что оскорбляющий вас хам — ровня или старше, потому что имеет право вас оскорблять.

Первое, что можно сделать, — это попросить помощи. Прийти к руководителю и попросить остановить хамство в ваш адрес, потому что он — ваш руководитель. Мы постоянно решаем за других и ничего не просим. Но мы забываем, что человеку (в данном случае вашему начальнику) будет приятно проявлять свою силу и великодушие, и это нужно использовать, чтобы остановить корпоративного хама.

В-третьих, тестирование своего окружения на поведение в кризисной ситуации — это то, что должен делать любой разумный человек в фоновом режиме. Если вам отказывают в необходимой помощи, это повод задуматься, нужен ли вам такой начальник и такая работа. Можно сравнить тестирование окружения с прогулкой по тропинке через болото: если палка, которой вы прощупываете почву для следующего шага, ушла под воду — понятно, что туда наступать не стоит. Точно так же в корпоративном мире — вы получаете знание, к кому и с какими вопросами вы можете обратиться. Знание, на кого можно положиться, а на кого нельзя, стоит золота.

Хамство со стороны начальства

Что если вам регулярно хамит начальник, но при этом продолжает платить хорошие (по вашему мнению) деньги? В рамках российской системы сдержек и противовесов деньги уравновешивают хамство. Было бы слишком хорошо, если бы и зарплата была прекрасной, и начальник — идеалом, списанным с книг по менеджменту, но чаще всегда все бывает не так. Поэтому, если система равновесная, то делать ничего не надо. А если она неравновесная, тогда заявление об увольнении и жалоба руководству не должны вас стеснять вообще.

Хотя на моей практике я еще ни разу не видел, чтобы человеку, которого унижают, платили по достоинству. Подобная ситуация допустима только в некоем начале корпоративной игры, когда вам дали условные 100 рублей, а потом начинают проверять на прочность и стрессоустойчивость. Если подобное происходит уже на регулярной основе, то тогда вы можете оказаться в позиции человека, который не имеет ни премий, ни выходных.

Если вы оказались втянуты в эти корпоративные телодвижения, то надо решить для себя вопросы:

1) Каковы ваши личные ощущения?

2) Каков смысл ведущейся корпоративной борьбы?

3) Что надо лично вам? Вы создаете добавленную стоимость или вам скучно и вы хотите позаниматься мелкой возней под столом?

Слишком активное самоутверждение на рабочем месте — это еще и сигнал того, что в коллективе компании потеряна главная цель любой совместной деятельности — создавать добавленную стоимость.

Элемент большой игры

Что делать с хамом дальше?

Вопрос дальнейших взаимоотношений — это вопрос культурных кодов. И в культурном коде, в котором я проживал свои юношеские годы, были слова, в ответ на которые ты должен был броситься в драку и бить. Обычно эти слова произносили те, кто сильнее тебя, и дальше у тебя не оставалось выбора, как быть избитым.

И это главный вопрос: зачем работать с токсичными людьми? Потому что жизнь сложнее копирки? Если вы работаете в средней компании на проходном месте, вы найдете себе работу на среднем проходном месте где угодно. А если вы работаете в выдающейся структуре, гордитесь своими титулами, но не умеете справляться с такими ситуациями, то возникает резонный вопрос: как вы туда попали?

Читайте также: