Почему профессия педагога как и врача считается гуманной

Обновлено: 18.05.2024

В процессе своей деятельности педагог преобразует, изменяет мировоззрение ребенка, мысли и отношение к кому-либо и (или) чему-либо, поведение ребенка. Кроме того, в процессе своей деятельности педагог может изменить и свое отношение к чему-либо и (или) кому-либо, поведение, а также свое мировоззрение. Таким образом, педагог прикладывает свои трудовые усилия к личности ребенка, а именно к его душе, внутреннему миру: к чувствам, мыслям, знаниям, ощущениям, представлениям.

В процессе своей деятельности педагог стремится воспитать достойную личность, обладающую знаниями об обществе и окружающем ее мире, умениями действовать в той или иной ситуации, навыками жизни и успешной деятельности в обществе.

Педагог в своей деятельности желает достичь успеха, определенных результатов по поводу социализации индивида (ребенка). К целям его деятельности можно отнести:
1. Воспитательную;
2. Социальную;
3. Образовательную;
4. Информационную
И т.д.

Для достижения поставленной цели педагог использует превентивные меры, а также воспитательные, образовательные и т.д. В некоторых случаях возможно применение мер принуждения, наказания, а также мер поощрения. В своей деятельности он использует:
1) Информационные;
2) Материальные (компьютеры, электронные доски и т.д.);
3) Воспитательные;
4) Образовательные и другие средства.

Орудиями педагогического труда выступают знания, умения, навыки.

Для достижения цели педагог должен применять гуманные средства, а именно средства, не унижающие (оскорбляющие) права, свободы, интересы ребенка.

Результатами педагогической деятельности можно считать воспитание личности, способной жить и успешно действовать в условиях социума.

В процессе своей деятельности педагогу приходится сталкиваться с трудностями:
* Конфликтами внутри учебного коллектива;
* Конфликтами внутри педагогического коллектива;
* Усвоения материала учащимися;
* Несовпадения интересов и целей педагогов с целями и интересами учеников и т.д.

А также с преградами:
* Недостатками материально-технической оснащенности классов;
* Недостатками основных образовательных программ;
* Требованиями комитетов и министерств и реальными возможностями учебного заведения и т.д.

Профессия педагога имеет как свои плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести:
* Финансирование заработной платы из государственного бюджета (регионального или местного);
* Оплачиваемый больничный;
* Длительный отпуск ( согласно статье №334 -ТК РФ учителя в России имеют удлиненный оплачиваемый отпуск, который составляет от 42 до 56 календарных дней);
* Возможность раннего выхода на пенсию.( трудовой стаж – 25 лет).

К минусам можно отнести:
* Большой объем умственной работы как на работе, так и вне ее;
* Заполнение большого объема различной документации;
* Работа с не всегда понимающими учениками и их родителями;
* Ухудшение здоровья, развитие хронических заболеваний.

Также несомненно важно, чтобы педагог не просто взвесил все плюсы и минусы и подготовился к работе, а также оценил свои возможности, а именно наличие в себе определенных качеств, таких как: гуманность, сострадание, трудолюбие, готовность к преодолению трудностей. Успеху педагогической деятельности способствуют такие особенности личности , как:
* Возможность хладнокровно относиться к превратностям педагогической профессии;
* Отсутствие социальных, национальных, религиозных и гендерных стереотипов и т.д.
* Также для успешной деятельности педагогу наиболее необходимы знания в области организации педагогического процесса, а также умения преодолевать трудности и невзгоды для построения продуктивной педагогической работы вне зависимости от благоприятных и (или) неблагоприятных условий.

Как правило, детям нравятся учителя решительные, волевые, целеустремленные, умеющие организовывать интересные занятия, не нагружающие детей выполнением домашних заданий. Однако администрация требует от педагога пунктуальности, налаженный контакт с учениками и учителями, выполнения ФГОС.

Как правило, другим педагогам нравятся коллеги, которые стремятся найти общий язык с коллективом. Поэтому при взаимодействии с коллегами учителю наиболее важны такие качества, как умение слушать и услышать; готовность к решению педагогических задач, а также целеустремленность и уверенность в себе.

Как правило, родители желают своим детям таких учителей, которые умеют привлечь внимание ребенка, заинтересовать их; не нагружают их рутинной работой; отличаются добродушием и отзывчивостью.

Но не все учителя могут соответствовать ранее названным критериям. В связи с этим педагогическая деятельность в одних случаях может приносить педагогу радость, удовлетворение от проделанной работы, а в других случаях – разочарование, отчаяние, хронические заболевания и развитие депрессивного состояния.

Поэтому, на мой взгляд, противопоказано быть педагогом людям, не готовым к креативной деятельности, работе с детьми и не всегда понимающими их родителями, а также людям хладнокровным и расчетливым, которые видят в педагогической деятельности лишь возможности получения хорошей заработной платы и карьерного роста. Педагог не должен быть нервным, раздражительным, поскольку настроение и отношение педагога к детям прямо влияет на процесс обучения, воспитания.

Но педагог имеет права и свободы:

* «Свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
* Свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
* Право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций и т.д.

Трудовые права и социальные гарантии:

Хорошо выполнять свои обязанности педагога стимулирует:

* Благоприятный климат в классе (отношения между учениками, учителем и учениками);
* Благоприятный климат в педагогическом коллективе (отношение коллег к данному учителю);
* Общий настрой педагога на плодотворную работу с учениками.

Труд педагога оплачивается из регионального или местного бюджета, благодаря чему его оплата весьма стабильна и , в отличие от внебюджетной деятельности, не так сильно подвержена колебаниям в экономике.

Кроме того, педагог может и влиять на свой труд: положительно или отрицательно.
Положительно:
* Подходя со знанием своего дела, в данном случае, - профессии;
* Подходить к своей работе креативно, пытаясь применять нестандартные методы организации урока, приобщая детей к выполнению творческих заданий и к активной внеурочной деятельности.

Отрицательно:
* Халатно относится к своим обязанностям;
* Уклоняться от решения педагогических задач;
* Ухудшение климата в классе и педагогическом коллективе.

* Получение педагогического образования открывает перспективы для работы не только в учебном (образовательном) учреждении, но и в комитетах, министерствах (т.е. позволяет приобщиться к государственному управлению);
* Профессия педагога всегда вызывает уважение в обществе, ведь педагоги – это умные, начитанные, т.е. грамотные и образованные люди.

Предметами профессиональной гордости педагога можно считать знания, умения и навыки, которыми овладели учащиеся в процессе обучения и которые в дальнейшем пригодятся им в жизни и трудовой деятельности. Таким образом, педагог может гордиться своими успехами тогда, когда их ученики достигают успеха в учебе, спорте, искусстве и т.д. Успех учеников свидетельствует об их умении и готовности не просто жить, но и трудиться в обществе и во имя его блага, т.е. процветания. Если учителю удалось убедить в этом обучающихся и они начали действовать и действуют в данном направлении, то педагог может гордиться проделанной работой.

Читайте также: