Почему название профессии библиотекарь употребляется в мужском роде

Обновлено: 16.05.2024

В деловой речи существует ряд наименований лиц мужского пола, к которым нет параллельных соответствий женского рода. К ним относятся:

  • административные и должностные названия: адвокат, делегат, депутат, консультант, корреспондент, министр, мэр, премьер-министр, помощник (депутата), посол, президент, референт, руководитель, советник, эксперт;
  • обозначения ученых степеней: академик, доктор наук, доцент, кандидат наук, профессор, член-корреспондент;
  • названия лиц по военным специальностям: боец, воин, генерал, капитан, майор, офицер, пилот, полковник, сержант;
  • слова на -ор, -тор, -ер, -вед, -лог, -граф, -фил: автор, библиограф, библиофил, губернатор, директор, лектор, литературовед, оратор, прокурор, редактор, спринтер, филолог, языковед.

Если какое-то из этих слов относится к женщине, литературной норме отвечает следующее согласование:

Определение

б) обособленное определение ставится в форме женского рода, если оно стоит после собственного имени: Автор Н. Петрова, уже известная читателям, предложила новую статью.

в) определение-причастие ставится в форме женского рода независимо от порядка слов: Предложившая новую статью автор Н. Петрова уже известна читателям. Автор Н. Петрова, предложившая новую статью, уже известна читателям.

Сказуемое

б) сказуемое ставится в форме женского рода, если оно стоит после собственного имени: Автор Н. Петрова предложила редакции увлекательные заметки. Диссертант Иванова изложила интересные наблюдения.

в) сказуемое может быть поставлено в женском роде, если его форма является единственным показателем того, что речь идет о женщине, а пишущему важно это подчеркнуть: Автор – штурман авиационного женского полка ночных бомбардировщиков – посвятила свою повесть памяти боевых подруг.

Постановка определения или сказуемого в форме женского рода в условиях, не отвечающих перечисленным выше, свойственна разговорному стилю.

Парные образования, принятые в нейтральных стилях речи

Параллельные названия для обозначения лиц женского пола закрепились в тех случаях, когда данная специальность (профессия, род занятий и т. д.) в равной мере связана и с женским и с мужским трудом, например: акушер – акушерка, лаборант – лаборантка, летчик – летчица, преподаватель – преподавательница, продавец – продавщица, студент – студентка, учитель – учительница и мн. др. То же в области искусства, спорта, при обозначении лиц по их отношению к общественной организации и т. д.: артист – артистка, комсомолец – комсомолка, писатель – писательница, спортсмен – спортсменка.

1. Слова общего рода (бродяга, коллега, сирота, умница и др.): в современном нормативном употреблении рекомендуется согласование по смыслу: Иванова – замечательная умница, Иванов – замечательный умница.

2. Слова замминистра, завкафедрой, завкадрами обозначают лиц как мужского, так и женского пола, поэтому правильно говорить: пришла наша завкафедрой Иванова, пришел наш завкафедрой Владимиров; прибыла замминистра Петрова, прибыл замминистра Петров.

3. Применительно к существительному жертва принято согласование по женскому роду и в тех случаях, когда называется лицо мужского пола: жертва террористов скончалась.

Какие необычные названия женских профессий существуют?

Бличница – это не та, кто готовит блины или любит их поесть, а женщина, промышляющая грибами. Слово происходит от блицы, блички 'грибы' (Новгородская обл., Псковская обл.).

Дошкольница – так называют не только девочку дошкольного возраста, но и (в разговорной речи) женщину-педагога, занимающуюся с детьми дошкольного возраста.

Зубофрезеровщица не имеет ничего общего со стоматологией. Это работница, обслуживающая станок, который нарезает зубья на металлических колесах.

Избачка, как ни странно, связана именно с избой, а точнее – с избой-читальней. Так в СССР называли культурно-просветительные учреждения в деревне. Избачка – заведующая таким учреждением, деревенская культработница. Соответствующая мужская профессия называлась избач: Избач у меня у самого есть на примете, мировой парень и агитатор хоть куда! М. Шолохов, Поднятая целина.

Клопферистка – вполне законная профессия, не имеющая отношения ни к аферам, ни к клофелину. Правда, профессия сегодня редкая, если не сказать исчезнувшая. Так называли специалистку, работающую на простейшем телеграфном аппарате, предназначенном для приема на слух знаков кода Морзе, – клопфере (название от нем. Klopfer

Олимпиада по литературному чтению для 4 класса.
олимпиадные задания по чтению (4 класс) на тему

picture 719960 1582918523

Олимпиада по литературному чтению для 4 класса.

Предварительный просмотр:

по литературному чтению 4 класс

1. Благодаря этому поэту мы узнали про Шалтая-Болтая; про дедушку и внука, которые никак не могли решить, кому из них ехать на осле; про короля и солдата, поспоривших, кто из них важнее. А эти стихи знают все от мала до велика:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной…

…Вместо шляпы на ходу

он надел сковороду…

Кто автор этих строк?_______________________________

Назовите имя этого баснописца.______________________________

3.Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки.

а) с древнейших времён профессия считается мужской;

б) в женском роде звучит некрасиво;

в) можно употребить и в мужском, и в женском роде.

5. Какой вариант книги наиболее древний?

а) узелковое письмо;

б) глиняные таблички;

в) папирусные свитки.

6. В каждой книге есть начальный лист, с которого начинается знакомство с книгой. Как называется этот лист?

7. какой элемент титульного листа уточняет содержание книги?

8. Как называется план, который помогает ориентироваться в книге?

9. Кто из художников-иллюстраторов детской книги награждён специальной международной наградой – медалью Г.Х.Андерсена?

в) Владимир Конашевич.

10. Какие книги относятся к справочной литературе?

а) справочники; б)словари; в) энциклопедии.

11. Какому литературному жанру присуще наличие морали?

а) сказке; б) стихотворению; в) рассказу; г) басне.

12. Какой жанр не является жанром устного народного творчества?

а) сказка; б) статья; в) легенда; г) небылица.

13. Какое предложение является скороговоркой?

а) Свой огонёк ясней горит;

б) Что это за дорога: кто по ней идёт – тот хромает?

в) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

14. С чего начинается сказка?

а) с концовки; б) с зачина; в) с присказки; г) с намёка.

а) у песни; б) у рассказа; в) у сказки; г) у былины.

16. Соединить начало и конец пословиц.

17. Какая из этих сказок является литературной?

а) В.Гаршин; б) В.Одоевский; в) Д.Мамин-Сибиряк; г) С.Аксаков.

19. Какой из перечисленных рассказов можно назвать юмористическим?

а) Н.Некрасов; б) И.Крылов; в) А.Пушкин; г) Дж.Родари.

а) А.Пушкин; б) К.Чуковский; в) С.Маршак; г) С.Михалков.

22. Какой из рассказов Л.Толстого можно назвать описанием?

а) лень; б) трусость; в) невежество; г) жадность.

24. Кто писал о животных?

а) Е.Пермяк; б) М.Пришвин; в) А.Волков; г) П.Ершов.

25. Кто является героиней сказки А.С.Пушкина?

а) Царевна Несмеяна; б) Золушка; в) Царевна-лягушка; г) Царевна-лебедь.

26. Дописать предложение:

27.Замени фразеологизмы одним словом.

1. Год кончается, а_________________________________

2. Собирай по ягодке _________________________________

3. Любишь кататься, ________________________________

4. Маленькое дело лучше ____________________________

5. Жизнь дана на ___________________________________

29.Установи соответствие. Соедини линиями фамилию автора с именем отчеством и его произведением.

30. Соедини произведение и его жанр.

Тип материала

Отрасли образования

Деятельность

Уровень образования

Возраст

События

Олимпиада по русской литературе в начальное школе

1. Писатели — детям

а) Из жизни писателей.

1. Благодаря этому поэту мы уз­нали про Шалтая-Болтая; про дедушку и внука, которые никак не могли ре­шить, кому из них ехать верхом на осле; про короля и солдата, поспоривших, кто из них важнее.

А эти стихи знают все от мала до велика:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

. Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

Кто автор этих строк?

3. «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Го­тов расцеловаться с каждым встреч­ным.

Кто так рассказывал о себе?

4. Жена у него умерла рано. Ос­талась дочка Аленушка. Он любил ее всем сердцем и делал все, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил со­чинять для нее сказки.

5. Он великий русский поэт. Его именем названы города, площади, улицы, ему воздвигнуты памятники. Но все это, право слово, пустяки по сравнению с той памятью, какую он оставил о себе своими произведении­ями.

Кто написал эти сказки?

6. Выздоровлению мальчика ме­шала бессонница. По совету тетушки позвали ключницу Пелагею, которая была великой мастерицей сказки ска­зывать. Пришла Пелагея, села у печ­ки и начала говорить немного нарас­пев: В некиим царстве, в некиим государ­стве жил-был богатый ку­пец, имени­тый человек. «.

Кто пересказал нам сказки ключ­ницы Пелагеи?

20. Какая страна является роди­
ной Г X. Андерсена?

IV. Творчество читателей.

а) Написать краткий отзыв о сво­ей любимой книге.

1. Девочка, которая дружила с се­мью гномами. (Белоснежка)

2. Вещь, которая, как лягуш­ка, ускакала от грязнули.(Подушка)

3. Дедушка, спасший в полово­дье зайцев в стихотворении Н. Не­красова. (Мазай)

Альманах педагога

Олимпиада по литературному чтению

Задание№1: выбери правильный ответ, обведи верный ответ.

сеинен вючтет ошела шпирнив дорира
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание №3.

которые они создали свои книги.
Е.Чарушин о человеческих недостатках А.Линдгрен о детях В.Драгунский о забавных и необыкновенных происшествиях И.Крылов о животных
Вспомни других авторов и их любимые темы. Продолжи список.
Автор____________________ тема________________________________________________ Автор____________________ тема________________________________________________
Задание №5

.Среди перечисленных словосочетаний найди и подчеркни

фразеологические обороты.
Держать нос по ветру, есть вилкой, развешивать уши, длинный нос, заплетается язык, развешивать белье, заплетать косу, есть глазами.
Часть В

Задание № 1. Анализ художественного произведения
I. В рассказах К. Паустовского речь идет о том, как несколько рыбаков-любителей ранней осенью устроили на берегу лесного озера стоянку. Они развели костер и провели там несколько дней. Прочитай отрывок из этого рассказа.
С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо

переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых,

он все замечал и рассказывал. Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили

его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит

Читайте также: