Почему название профессии библиотекарь употребляется в мужском роде
Обновлено: 16.05.2024
В деловой речи существует ряд наименований лиц мужского пола, к которым нет параллельных соответствий женского рода. К ним относятся:
- административные и должностные названия: адвокат, делегат, депутат, консультант, корреспондент, министр, мэр, премьер-министр, помощник (депутата), посол, президент, референт, руководитель, советник, эксперт;
- обозначения ученых степеней: академик, доктор наук, доцент, кандидат наук, профессор, член-корреспондент;
- названия лиц по военным специальностям: боец, воин, генерал, капитан, майор, офицер, пилот, полковник, сержант;
- слова на -ор, -тор, -ер, -вед, -лог, -граф, -фил: автор, библиограф, библиофил, губернатор, директор, лектор, литературовед, оратор, прокурор, редактор, спринтер, филолог, языковед.
Если какое-то из этих слов относится к женщине, литературной норме отвечает следующее согласование:
Определение
б) обособленное определение ставится в форме женского рода, если оно стоит после собственного имени: Автор Н. Петрова, уже известная читателям, предложила новую статью.
в) определение-причастие ставится в форме женского рода независимо от порядка слов: Предложившая новую статью автор Н. Петрова уже известна читателям. Автор Н. Петрова, предложившая новую статью, уже известна читателям.
Сказуемое
б) сказуемое ставится в форме женского рода, если оно стоит после собственного имени: Автор Н. Петрова предложила редакции увлекательные заметки. Диссертант Иванова изложила интересные наблюдения.
в) сказуемое может быть поставлено в женском роде, если его форма является единственным показателем того, что речь идет о женщине, а пишущему важно это подчеркнуть: Автор – штурман авиационного женского полка ночных бомбардировщиков – посвятила свою повесть памяти боевых подруг.
Постановка определения или сказуемого в форме женского рода в условиях, не отвечающих перечисленным выше, свойственна разговорному стилю.
Парные образования, принятые в нейтральных стилях речи
Параллельные названия для обозначения лиц женского пола закрепились в тех случаях, когда данная специальность (профессия, род занятий и т. д.) в равной мере связана и с женским и с мужским трудом, например: акушер – акушерка, лаборант – лаборантка, летчик – летчица, преподаватель – преподавательница, продавец – продавщица, студент – студентка, учитель – учительница и мн. др. То же в области искусства, спорта, при обозначении лиц по их отношению к общественной организации и т. д.: артист – артистка, комсомолец – комсомолка, писатель – писательница, спортсмен – спортсменка.
1. Слова общего рода (бродяга, коллега, сирота, умница и др.): в современном нормативном употреблении рекомендуется согласование по смыслу: Иванова – замечательная умница, Иванов – замечательный умница.
2. Слова замминистра, завкафедрой, завкадрами обозначают лиц как мужского, так и женского пола, поэтому правильно говорить: пришла наша завкафедрой Иванова, пришел наш завкафедрой Владимиров; прибыла замминистра Петрова, прибыл замминистра Петров.
3. Применительно к существительному жертва принято согласование по женскому роду и в тех случаях, когда называется лицо мужского пола: жертва террористов скончалась.
Какие необычные названия женских профессий существуют?
Бличница – это не та, кто готовит блины или любит их поесть, а женщина, промышляющая грибами. Слово происходит от блицы, блички 'грибы' (Новгородская обл., Псковская обл.).
Дошкольница – так называют не только девочку дошкольного возраста, но и (в разговорной речи) женщину-педагога, занимающуюся с детьми дошкольного возраста.
Зубофрезеровщица не имеет ничего общего со стоматологией. Это работница, обслуживающая станок, который нарезает зубья на металлических колесах.
Избачка, как ни странно, связана именно с избой, а точнее – с избой-читальней. Так в СССР называли культурно-просветительные учреждения в деревне. Избачка – заведующая таким учреждением, деревенская культработница. Соответствующая мужская профессия называлась избач: Избач у меня у самого есть на примете, мировой парень и агитатор хоть куда! М. Шолохов, Поднятая целина.
Клопферистка – вполне законная профессия, не имеющая отношения ни к аферам, ни к клофелину. Правда, профессия сегодня редкая, если не сказать исчезнувшая. Так называли специалистку, работающую на простейшем телеграфном аппарате, предназначенном для приема на слух знаков кода Морзе, – клопфере (название от нем. Klopfer
Олимпиада по литературному чтению для 4 класса.
олимпиадные задания по чтению (4 класс) на тему
Олимпиада по литературному чтению для 4 класса.
Предварительный просмотр:
по литературному чтению 4 класс
1. Благодаря этому поэту мы узнали про Шалтая-Болтая; про дедушку и внука, которые никак не могли решить, кому из них ехать на осле; про короля и солдата, поспоривших, кто из них важнее. А эти стихи знают все от мала до велика:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной…
…Вместо шляпы на ходу
он надел сковороду…
Кто автор этих строк?_______________________________
Назовите имя этого баснописца.______________________________
3.Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки.
а) с древнейших времён профессия считается мужской;
б) в женском роде звучит некрасиво;
в) можно употребить и в мужском, и в женском роде.
5. Какой вариант книги наиболее древний?
а) узелковое письмо;
б) глиняные таблички;
в) папирусные свитки.
6. В каждой книге есть начальный лист, с которого начинается знакомство с книгой. Как называется этот лист?
7. какой элемент титульного листа уточняет содержание книги?
8. Как называется план, который помогает ориентироваться в книге?
9. Кто из художников-иллюстраторов детской книги награждён специальной международной наградой – медалью Г.Х.Андерсена?
в) Владимир Конашевич.
10. Какие книги относятся к справочной литературе?
а) справочники; б)словари; в) энциклопедии.
11. Какому литературному жанру присуще наличие морали?
а) сказке; б) стихотворению; в) рассказу; г) басне.
12. Какой жанр не является жанром устного народного творчества?
а) сказка; б) статья; в) легенда; г) небылица.
13. Какое предложение является скороговоркой?
а) Свой огонёк ясней горит;
б) Что это за дорога: кто по ней идёт – тот хромает?
в) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
14. С чего начинается сказка?
а) с концовки; б) с зачина; в) с присказки; г) с намёка.
а) у песни; б) у рассказа; в) у сказки; г) у былины.
16. Соединить начало и конец пословиц.
17. Какая из этих сказок является литературной?
а) В.Гаршин; б) В.Одоевский; в) Д.Мамин-Сибиряк; г) С.Аксаков.
19. Какой из перечисленных рассказов можно назвать юмористическим?
а) Н.Некрасов; б) И.Крылов; в) А.Пушкин; г) Дж.Родари.
а) А.Пушкин; б) К.Чуковский; в) С.Маршак; г) С.Михалков.
22. Какой из рассказов Л.Толстого можно назвать описанием?
а) лень; б) трусость; в) невежество; г) жадность.
24. Кто писал о животных?
а) Е.Пермяк; б) М.Пришвин; в) А.Волков; г) П.Ершов.
25. Кто является героиней сказки А.С.Пушкина?
а) Царевна Несмеяна; б) Золушка; в) Царевна-лягушка; г) Царевна-лебедь.
26. Дописать предложение:
27.Замени фразеологизмы одним словом.
1. Год кончается, а_________________________________
2. Собирай по ягодке _________________________________
3. Любишь кататься, ________________________________
4. Маленькое дело лучше ____________________________
5. Жизнь дана на ___________________________________
29.Установи соответствие. Соедини линиями фамилию автора с именем отчеством и его произведением.
30. Соедини произведение и его жанр.
Тип материала
Отрасли образования
Деятельность
Уровень образования
Возраст
События
Олимпиада по русской литературе в начальное школе
1. Писатели — детям
а) Из жизни писателей.
1. Благодаря этому поэту мы узнали про Шалтая-Болтая; про дедушку и внука, которые никак не могли решить, кому из них ехать верхом на осле; про короля и солдата, поспоривших, кто из них важнее.
А эти стихи знают все от мала до велика:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
. Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду.
Кто автор этих строк?
3. «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.
Кто так рассказывал о себе?
4. Жена у него умерла рано. Осталась дочка Аленушка. Он любил ее всем сердцем и делал все, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для нее сказки.
5. Он великий русский поэт. Его именем названы города, площади, улицы, ему воздвигнуты памятники. Но все это, право слово, пустяки по сравнению с той памятью, какую он оставил о себе своими произведенииями.
Кто написал эти сказки?
6. Выздоровлению мальчика мешала бессонница. По совету тетушки позвали ключницу Пелагею, которая была великой мастерицей сказки сказывать. Пришла Пелагея, села у печки и начала говорить немного нараспев: В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. «.
Кто пересказал нам сказки ключницы Пелагеи?
20. Какая страна является роди
ной Г X. Андерсена?
IV. Творчество читателей.
а) Написать краткий отзыв о своей любимой книге.
1. Девочка, которая дружила с семью гномами. (Белоснежка)
2. Вещь, которая, как лягушка, ускакала от грязнули.(Подушка)
3. Дедушка, спасший в половодье зайцев в стихотворении Н. Некрасова. (Мазай)
Альманах педагога
Олимпиада по литературному чтению
Задание№1: выбери правильный ответ, обведи верный ответ.
сеинен вючтет ошела шпирнив дорира
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание №3.
которые они создали свои книги.
Е.Чарушин о человеческих недостатках А.Линдгрен о детях В.Драгунский о забавных и необыкновенных происшествиях И.Крылов о животных
Вспомни других авторов и их любимые темы. Продолжи список.
Автор____________________ тема________________________________________________ Автор____________________ тема________________________________________________
Задание №5
.Среди перечисленных словосочетаний найди и подчеркни
фразеологические обороты.
Держать нос по ветру, есть вилкой, развешивать уши, длинный нос, заплетается язык, развешивать белье, заплетать косу, есть глазами.
Часть В
Задание № 1. Анализ художественного произведения
I. В рассказах К. Паустовского речь идет о том, как несколько рыбаков-любителей ранней осенью устроили на берегу лесного озера стоянку. Они развели костер и провели там несколько дней. Прочитай отрывок из этого рассказа.
С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо
переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых,
он все замечал и рассказывал. Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили
его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит
Читайте также: