Почему на равнинном режиме вр483м можно выполнить бесступенчатый отпуск

Обновлено: 19.05.2024


ВР 483 состоит из трех основных частей: двухкамерного резервуара, главной части и магистральной части. На локомотивах дополнительно между главной и магистральной частью устанавливается датчик 418 контроля обрыва тормозной магистрали. На двухкамерном резервуаре имеется переключатель загрузки подвижной единицы. На магистральной части имеется переключатель профиля пути и клапан мягкости. На главной части ВР имеется обратный клапан, а также клапан выпуска воздуха из рабочей камеры для принудительного отпуска тормозов.

Магистральная часть имеет чувствительный орган, который в зависимости от изменения давления в ТМ запускает воздухораспределитель на торможение или отпуск тормозов.

Клапан мягкости находится в корпусе магистральной части и служит для того, чтобы при ликвидации сверхзарядки в ТМ, а также при других незначительных колебаниях давления в ТМ (режим мягкости) ограничить чувствительность ВР, во избежание его самопроизвольного срабатывания на торможение. Если же в ТМ давление начало понижаться темпом служебной разрядки, то задача клапана мягкости – наоборот повысить чувствительность к срабатыванию ВР для его четкого перехода в режим торможения.

Главная часть является исполнительной частью. Главные ее функции – это наполнение ТЦ при торможении и выпуск воздуха из ТЦ при отпуске тормозов. Внутри главной части имеется главный поршень и механизм, который устанавливает давление в ТЦ при торможении в зависимости от величины ступени торможения и положения ручки режимного переключателя загрузки подвижной единицы.

Обратный клапан находится сверху корпуса главной части и служит для непрерывной подпитки из ТМ запасного резервуара. Обратный клапан совместно с механизмом главной части обеспечивает неистощимость тормоза.

Работа воздухораспределителя 483 (значительно упрощенная):

В зависимости от изменения давления в ТМ, воздухораспределитель может находиться в четырех состояниях: зарядка и отпуск, мягкость, служебное торможение, экстренное торможение.

Зарядка (рис2):

При повышении давления в ТМ, воздух из ТМ проходит в магистральную часть воздухораспределителя, давит на чувствительный орган (диафрагму) и переводит его механизм в режим зарядки и отпуска тормозов. Открываются каналы, через которые воздух начинает заполнять золотниковую и рабочую камеры двухкамерного резервуара и главной части. На равнинном режиме два пути зарядки ЗК и два пути зарядки РК. На горном режиме один путь зарядки РК блокируется переключателем режимов профиля пути.

Механизм главной части при повышении давления в камерах фиксируется в режиме выпуска воздуха из ТЦ.

Одновременно воздух из ТМ по каналу с калиброванным отверстием, через обратный клапан главной части проходит на зарядку ЗР.

Зарядка считается завершенной, когда давление в ТМ и во всех камерах воздухораспределителя повысится до зарядного.

На горном режиме зарядка происходит в 1,5 раза дольше, чем на равнинном, так как режимный переключатель профиля пути перекрывает второй канал зарядки рабочей камеры через механизм зарядки камер (см.рис.7 «Отпуск тормозов на горном режиме).


Рис.2 Зарядка и отпуск тормозов на равнинном режиме

Мягкость (рис.3):

Если темп снижения давления в ТМ не превышает 0,5 кг/см 2 за 1 минуту, то с помощью канала клапана мягкости, давление в камере ЗК, РК воздухораспределителя выравниваются с давлением в ТМ и он на торможение не срабатывает. Если темп снижения давления в ТМ окажется более 0,5 кг/см 2 за 1 мин., но не превысит 1,0 кг/см 2 за 1 мин., то открывается резервный канал выравнивания давления из ЗК в атмосферу и воздухораспределитель на торможение также не срабатывает. Резервный канал является защитой от самопроизвольного срабатывания тормозов, если произойдет засорение канала клапана мягкости. Однако воздухораспределитель в этом случае становится чувствительным на срабатывание из-за продольно-динамических реакций в поезде.


Служебное торможение (рис.4,5):

При снижении давления в ТМ темпом 0,1-0,4 кг/см 2 в 1с., каналы мягкости не успевают выравнять давление в камерах ВР с давлением в ТМ. В результате, срабатывает чувствительный орган магистральной части, который через трехклапанный механизм запускает процесс служебного торможения. Этот процесс будет происходить по следующим циклам:

a) Открываются каналы дополнительной разрядки ТМ и закрывается клапан мягкости. Дополнительная разрядка интенсивно производит сброс давления в ТМ, ускоряя тем самым скорость распространение тормозной волны и заставляя сработать каждый последующий воздухораспределитель. Клапан мягкости после его закрытия усиливает чувствительность воздухораспределителя к срабатыванию на торможение;


Рис. 4 Дополнительная разрядка ТМ при служебном торможении с последующим понижением давления в ЗК.

b) Происходит быстрое понижение давления в золотниковой камере (ЗК), а из рабочей камеры (РК) воздух не успевает выйти. Из-за перепада давления между камерами срабатывает главный поршень в главной части ВР на торможение. Рабочая камера при этом полностью блокируется и давление в ней фиксируется (как в воздушной подушке). Давление в ЗК при торможении стремится снизиться до давления в ТМ, а поэтому, чем глубже разрядка ТМ, тем больше перепад давлений между камерами РК и ЗК.

c) При срабатывании механизма главной части на торможение происходит прекращение выпуска воздуха из ТМ через каналы дополнительной разрядки. Падение давления в ТМ от дополнительной разрядки при этом составляет 0,3-0,5 кг/см 2 ниже зарядного давления. Если главная часть почему-то не сработает на торможение, то дополнительная разрядка прекратится специальным резервным устройством в магистральной части.

d) Механизм главной части открывает канал наполнения ТЦ из ЗР. Если разрядка ТМ более 0,6 кг/см 2 , то в главной части начинает работать замедлитель торможения. В голове поезда тормоза срабатывают быстро, а в хвосте после распространения тормозной волны. Замедлитель затягивает процесс наполнения ТЦ в голове, чтобы выравнять его с наполнением ТЦ хвостовых вагонов.


Рис.5. Прекращение дополнительной разрядки и наполнение ТЦ из ЗР с подпиткой утечек из ТМ.

e) После выравнивания давления в ЗК и ТМ наступает перекрыша с фиксацией давления в ТЦ. Давление в ТЦ при этом зависит от величины разрядки ТМ и от положения рукоятки режимного переключателя загрузки. Все утечки из ТЦ начинают пополняться из ЗР, а запасной резервуар пополняется из ТМ через обратный клапан главной части. Таким образом обеспечивается неистощимость тормоза.


Рис.6 Зависимость давления в ТЦ от величины разрядки ТМ и от положения рукоятки режимного переключателя загрузки.

Экстренное торможение:

Происходит аналогично служебному с обязательным срабатыванием замедлителя наполнения в ТЦ для выравнивания скорости наполнения ТЦ по всему поезду во избежание сильных продольно-динамических реакций. Неистощимость тормоза обеспечиваться не будет, так как в ТМ давление составляет 0 кг/см 2 .

Отпуск тормозов на горном режиме (рис.7):

На горном режиме переключатель профиля пути блокирует путь зарядки РК через механизм зарядки камер. Поэтому при повышении давления в ТМ давление повышаться будет только в ЗК. Если давление в ТМ повысить на небольшую величину (не до зарядного), то главный поршень передвинется только частично влево. Воздух в этом случае из ТЦ выйдет тоже частично и произойдет ступень отпуска. Чтобы произвести полный отпуск, необходимо повысить давление в ТМ выше зарядного. Тогда давление воздуха в ЗК пересилит давление в РК и главный поршень передвинется в крайнее левое положение.

Согласно п.10.3.11 инструкции по эксплуатации тормозов ЦВ-ЦТ-ЦЛ/277, разрешается на горном профиле с грузовым поездом производить ступенчатый отпуск переводом ручки крана во II положение с повышением давления в ТМ до повышения давления в уравнительном резервуаре при каждой ступени отпуска не менее чем на 0,3 кгс/см 2 . При давлении в тормозной магистрали на 0.4 кгс/см 2 ниже предтормозного зарядного производить только полный отпуск.

Читайте также: