Какие бывают проблемы на работе

Обновлено: 15.05.2024

На пути к зрелости и эффективности коллектив может вдруг обнаружить, что рост затормозился. Один из симптомов появившихся ограничений — низкий уровень желания перемен и невысокие их результаты. Полезно проанализировать наиболее типичные ошибки, потому что так легче решить проблемы коллектива.

1. Непригодность руководителя

Руководство — это, возможно, самый важный фактор, определяющий качество работы коллектива. Руководитель, который не хочет применять коллективный подход или которому недостает умения использовать этот стиль руководства, подавит любую инициативу, направленную на создание коллектива.

Хороший руководитель всегда обращает особое внимание и показывает личным примером, как доводить вопросы до полного решения. Можно выделить несколько слагаемых успеха. Эффективный руководитель коллектива:

  • честен по отношению к убеждениям других людей, и они тоже считают его честным;
  • использует делегирование полномочий в качестве средства достижения цели и развития коллектива;
  • имеет четкие и равные критерии оценки для всех подчиненных;
  • хочет и может предоставить и получить взамен доверие и преданность;
  • обладает достаточной силой, чтобы сохранить целостность и положение коллектива;
  • способен воспринимать надежды, опасения и нужды своих сотрудников, уважает их достоинство;
  • честно и прямо смотрит в лицо фактам;
  • поощряет развитие каждой группы и каждой личности;
  • устанавливает и поддерживает эффективные приемы работы;
  • старается сделать так, чтобы работа была источником удовлетворения и воодушевленности каждого.

2. Низкая квалификация сотрудников

Если членам коллектива не хватает элементарных навыков работы, то вряд ли будут получены полезные результаты. Нужно добиться сочетания профессиональных и человеческих качеств, которые в совокупности только и позволяют успешно справляться с работой.

Развитого сотрудника можно определить по таким признакам:

  • энергичен;
  • умеет совладать со своими эмоциями;
  • готов открыто излагать свое мнение;
  • хорошо его излагает;
  • может изменить точку зрения под воздействием аргументов, но не силы.

3. Неконструктивный социальный климат

Часто оказывается, что в коллективе объединены люди разного возраста, с самым разным прошлым, с различными ценностными установками и жизненными планами. Это объективно может привести к сложностям в формировании конструктивного социального климата.

Еще один важный аспект коллективизма — это поддержка. В этом случае коллектив позволяет каждому индивидууму чувствовать себя сильнее и увереннее. Если же между сотрудниками возникают разногласия, то о них лучше сказать во всеуслышание. Когда важные вопросы остаются невысказанными, климат в коллективе становится оборонительным: люди скрывают свои взгляды, предпочитая быть удобными, а не естественными и полезными для общего дела.

4. Нечеткость целей

Первый шаг к успеху — это понять, к чему вы стремитесь. Способная и зрелая команда людей обычно в состоянии достичь цели, если каждый ясно представляет себе желаемые результаты. Члены коллектива скорее посвятят себя какой-то цели, если они разделяют ее и считают в определенной мере собственной целью. Добиться такого согласия бывает нелегко, но, судя по опыту, это существенная предпосылка успешной коллективной работы.

Если нет ясного видения цели, то, как следствие, отдельные члены коллектива не могут внести свой вклад в общий успех. Даже когда цели понятны всем, важно найти компромисс между личными и коллективными интересами. Эффективный коллектив дает возможность каждому сотруднику удовлетворить свои личные интересы и внести вклад в реализацию коллективных интересов.

Коллективные и индивидуальные цели нужно менять с течением времени. Есть множество примеров того, как коллективы имели ясные цели вначале, но поплатились за свое неумение корректировать их впоследствии. Коллектив, который глядит вперед, предвидит трудности, использует все возможности, конкретизирует цели в зависимости от накопленного опыта. Такой коллектив в конечном счете добьется успеха.

5. Неэффективность методов работы

Разумные методы работы и эффективный процесс принятия решений нужны любому коллективу. Особого внимания заслуживают такие вопросы:

  • каким образом принимаются решения;
  • каковы методы сбора и представления информации;
  • каковы взаимосвязи внутри и вне коллектива;
  • высока ли эффективность распоряжения ресурсами;
  • проработан ли процесс анализа решений;
  • как оцениваются новые задачи;
  • каковы критерии измерения эффективности.

6. Недостаток открытости и конфронтация

Чтобы добиться успеха, члены коллектива должны уметь высказывать свое мнение друг о друге, обсуждать разногласия и проблемы без страха показаться смешными и не опасаясь мести. Если члены коллектива не желают выражать свои взгляды, то впустую теряется много энергии, усилий и творчества. В эффективно работающих коллективах не избегают деликатных и неприятных вопросов, а берутся за них честно и прямо.

Столкновение взглядов, если его направлять должным образом и конструктивно использовать, ведет к росту взаимопонимания между сотрудниками. Результатом позитивного конфликта становятся открытость, ослабление напряженности, улучшение отношений и рост доверия. Из негативных конфликтов произрастают недоверие и враждебность.

7. Неконструктивные отношения с коллегами

По работе обычно приходится иметь дело с другими коллективами, но иногда качество такого взаимодействия низкое. Довольно часто связи неудовлетворительны, общих целей не хватает.

Лидеру коллектива отводится особая роль в укреплении связей с другими коллективами, и он в силах многое сделать для предотвращения враждебности и возникновения сотрудничества.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Василий Макаров, доктор экономических наук, профессор факультета экономики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

Экология жизни. Лайфхак: Давайте посмотрим правде в глаза: конфликты с коллегами порой бывают наиболее сложными в урегулировании межличностными проблемами.

Давайте посмотрим правде в глаза: конфликты с коллегами порой бывают наиболее сложными в урегулировании межличностными проблемами. Потому что мы не выбираем себе коллег так, как выбираем друзей, и не можем назначить маму третейским судьей, как во время семейных конфликтов. ‬Ниже мы расскажем о том, как пройти через это с достоинством, став лучше, чем вы были раньше.


Большинство людей, по словам автора Боба Бёрга, не обладают искусством убеждения — ключевым компонентом разрешения проблем с коллегами. ‬

Как преодолеть 5 самых серьезных проблем на работе


Оказывается, это очень полезный навык.

Готовы начать свое перевоплощение в авторитетное и влиятельное лицо?

Рассмотрите следующие пять приемов решения офисных конфликтов, а также одобренные Бёргом стратегии профессионала аргументации.

Неприятная ситуация на работе №1: ваш сосед по рабочему месту плохо понимает границы допустимого


Ваша бесцеремонная коллега использует телефон с громкоговорителем для обсуждения всего — от встречи с клиентами до ужина с мужем; заглядывает в ваш монитор через плечо; и решительно вмешивается в ваши разговоры без вашего на то согласия.

Поэтому, прежде чем подойти к коллеге, сделайте глубокий вдох и дайте себе обещание держать колкие комментарии при себе.

Таким образом, объясняет Бёрг, вы получаете разрешение решать проблему в будущем. Но не забывайте сохранять самообладание и доброжелательность на протяжении всего времени, которое понадобится для того, чтобы научить Мэри поступать так, как вы хотите: будьте хорошим соседом по рабочему месту.

Неприятная ситуация на работе №2: вам приходится иметь дело с офисным брюзгой


Вам, как новому проект-менеджеру, подобрали команду, в которую входит вспыльчивый сотрудник, печально известный критикой всего на свете: от занятий на тимбилдинге до выбора закусок в офис.

Уважать чужую систему ценностей — стратегия авторитетного лица. Бёрг говорит, что это классический пример конфликта точек зрения.

Вы никогда не сможете полностью понять отношения сотрудника к какому бы то ни было вопросу просто потому, что ваша собственная система взглядов — сочетание вашего воспитания, культуры и жизненных событий — отличается от его. Но это не должно мешать вам работать над договоренностями, которые удовлетворили бы вас обоих.

Направляя разговор в подобное русло, вы показываете своему коллеге, что уважаете его точку зрения, и понимаете, что его навыки могут привести к более широкому сотрудничеству в будущем.

Неприятная ситуация на работе №3: начальник присваивает себе вашу работу


У вас есть прекрасные идеи, и они нравятся вашему непосредственному начальнику, да настолько, что вы подозреваете, что он продвигает их на встречах высокого уровня, как свои собственные.

Теперь ваш начальник обязан объяснить, как обстоят дела, и у вас появляется возможность обсудить то, как волнующие вас вопросы будут урегулироваться в будущем.

Неприятная ситуация на работе №4: вы хотите повышения зарплаты от своего прижимистого руководителя


Вы слышали, что доход вашей компании в этом году не вырос, но это не отменяет тот факт, что вы давно ожидаете продвижения, и хотите обсудить этот вопрос с начальником.

Как только вы поймете, что у вас намечается разговор с начальником, вашей главной целью должно стать создание твердой базы. Начните с заявления, в котором выразите свою осведомленность о текущих проблемах компании и ваш запрос не будет казаться неуместным.

После этого представьте начальнику список, в котором детально отражены все ваши значительные заслуги за прошедшие несколько лет.

Неприятная ситуация на работе №5: вы должны обуздать наглого новичка


Ваш только что закончивший колледж ассистент пытается уклониться от выполнения непрестижных повседневных задач, таких, например, как обработка контрактов, на которые он, собственно, и был нанят, чтобы у вас было время заниматься серьезными проектами, требующими больших навыков, чем те, которыми он обладает.

Тот факт, что вы видите и признаете его энтузиазм, поможет ему почувствовать себя непринужденнее, так же, как и понимание того, что вы сами когда-то были в похожей ситуации.

Таким образом, вы упоминаете его собственную карьеру и будущее, и выражаете свои мысли так, что текущая работа приобретает для него особую значимость. Эта тактика, которая основывается на одном из универсальных правил Бёрга.

Автор перевода — Давиденко Вячеслав

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Неприятности на работе – неизбежная часть жизни. Едва ли кому-нибудь кому удается полностью их избежать. Запарка, терки с коллегами, хамоватый начальник, слухи о реорганизации – все это, накапливаясь, становится источником стресса. В итоге – плохое настроение, головная боль, нежелание идти на работу…


О том, как справляться со стрессовыми ситуациями на работе, порталу Материнство рассказала Ирина Мирочник, предприниматель, маркетолог, имеющая опыт работы в компаниях Intel, Microsoft, Google, сооснователь сервиса ollo.one.

Определенное напряжение на работе даже полезно, ведь незначительные стрессы повышают нашу адаптацию, стимулируют творческий потенциал и помогают найти нестандартный подход к ситуации. Но если сталкиваться с проблемами на работе постоянно, то уровень стресса растет и может приблизиться к 10 баллам (согласно шкале воспринимаемого стресса-10 Perceived Stress Scale (PSS)). Кстати, такой же цифрой оценивается стресс от потери близкого человека.

Решений в данном случае может быть только два – либо менять работу, либо минимизировать последствия стресса, которые он оказывает на ваше эмоциональное и физическое здоровье. Для начала мы предлагаем попробовать второй вариант и рассмотрим его на примере конкретных ситуаций.

Ситуация 1: поручения вне зоны компетенций

Кто-то регулярно носит руководителю кофе, хотя нанимали его вовсе не за этим. А на кого-то возлагают громоздкие, судьбоносные для компании проекты, работа над которыми имеет лишь косвенное отношение к его функционалу. Оба сценария могут вызвать стресс.

Ваши действия

Тип возлагаемых на вас поручений – отличный способ проанализировать, как к вам относится руководитель. Если он регулярно дает вам задания ниже ваших компетенций, это повод задуматься, а насколько вы соответствуете занимаемой должности. Если же вам доверяют сложные проекты, возможно, руководитель видит в вас потенциал. А это не может не радовать.

Если проект находится выше зоны ваших компетенций – учитесь планировать и делегировать. С чего начать в данном случае? С очень простого, но весьма эффективного упражнения. Возьмите лист бумаги, и в один столбик выпишите то, какие части порученной задачи вы можете сделать сами. Во второй – то, что лежит вне зоны вашей компетенции. Далее опять же письменно составьте план выполнения тех задач, за которые вы лично можете взяться. Отдельно пропишите, кому можете делегировать то, что вам не по силам.

Составьте план проекта, отметьте, кто за что будет отвечать, сформулируйте четкие задачи для тех людей или организаций, которых планируете привлекать. И не забудьте утвердить вашу стратегию у руководства.


Ситуация 2: неприятие коллектива, конфликты с коллегами

На работе многие проводят по 8 часов в день. И сколько ни пытайся абстрагироваться от обстановки в коллективе, она в значительной мере будет влиять на эмоциональное состояние. Качество работы от такого напряжения, скорее всего, не улучшится.

Ваши действия

Для начала разберитесь, какой тип общения принят в данном конкретном коллективе. Если на предыдущем месте работы вы регулярно ездили друг другу на дачу на шашлыки, то в новой компании такое сближение может быть попросту неприемлемо. В этом случае откажитесь от желания подружиться с коллегами и выберите другой тип общения, например, уважительно-вежливый. Для того, чтобы проанализировать все вышеперечисленное, хорошо составить таблицу из трех граф. В первой графе укажите свойства данного коллектива, во второй ваши собственные особенности, в третьей – почему, по вашему мнению, коллеги вас не принимают. Сопоставьте информацию во всех трех колонках и составьте список конкретных действий по изменению ситуации.

Абстрагируйтесь от восприятия коллектива в целом. Возможно, вам попросту не нравятся конкретные люди, а вы проецируете свои ощущения на всех коллег. Уже само осознание этой ситуации вытащит вас из позиции жертвы. У вас появится выбор – с кем общаться более тесно, а с кем держать дистанцию. Не пытайтесь добиться всеобщей благосклонности – это утопия. Вы ведь не банкнота, чтобы всем нравиться.

Обратите внимание на вашу манеру общения. Если вас с трудом принимают не только в этой, но и в других компаниях, то самое время поискать ошибки своей коммуникации с людьми. Возможно, даже с приятным вам человеком вы общаетесь с позиции страха или высокомерия. Подобные эмоции выдадут мимика, тон голоса, жестикуляция, особенности построения фраз. Ваш оппонент считает эти сигналы без труда. Прежде, чем идти на сближение, потренируйтесь перед зеркалом. Отладьте мимику, позы, артикуляцию. Продумайте, от каких формулировок стоит отказаться.

В случае жестких конфликтов самый главный совет – не терять контроль и отслеживать сигналы яркого проявления эмоций. К таковым могут относиться повышение голоса, учащенное сердцебиение, дрожь в руках. Отметили подобное? Сразу же сворачивайте разговор, а то и вовсе не начинайте. Правы вы или нет – в данной ситуации значения не имеет. Через пару недель это будет уже не столь важно, а вот скандал, разыгранный у всех на глазах, будут обсуждать еще долго.

Если действия коллеги подрывают вашу работу, предъявляйте претензии в письменном виде. Сначала отправьте письмо ему. Напишите текст, сохраните в черновики и прочитайте через пару-тройку часов. Исправьте при необходимости. В том случае, если письмо коллеге не возымеет должного эффекта, вы смело можете обращаться к руководителю.

Ситуация 3: неуважительное отношение руководства

Проявляется оно по-разному: язвительные замечания, повышение голоса по любому поводу и без, агрессия. Нередко начальники думают, что зарплата, которую компания платит сотрудникам, покроет эмоционально-психологические издержки такого общения.

Ваши действия

Пробуйте отстаивать свои границы, но при этом готовьтесь уйти с работы. Скажем честно, шансов, что вы возьмете верх, в данной ситуации немного. Если вы хотите отстаивать себя, не вступайте в агрессивное взаимодействие, но и не ждите, что ситуация изменится безболезненно. Руководитель вновь повышает на вас голос? Скажите, что такой тон в общении для вас неуместен, и вы сможете продолжить разговор только после того, как начальник успокоится. Далее вставайте и уходите. Но помните, в этом случае вы должны быть готовы в любой момент уволиться.

Учитесь разговаривать с хамами на их языке. Книг на эту тему написано немало. Агрессоры и провокаторы в подобной литературе разложены по типажам, а алгоритм взаимодействия с ними прописан досконально. Так что берите и пользуйтесь.

Обратите внимание на физическую нагрузку. Предположим, работа вами любима, приносит доход, но начальник – хам, сидит в своем кресле лет 10 и еще столько же просидит. Если вы не планируете менять работу в ближайшее время, ваша задача – минимизировать влияние стресса на свой организм. Поможет в этом любое движение. После неприятного общения пройдитесь в быстром темпе, поприседайте. Так вы быстрее утилизируете гормоны стресса.

Ситуация 4: подвешенное состояние компании, реорганизация

Это может быть и слияние вашей корпорации с другой, что связано с изменением в ваших должностных инструкциях. Или же в воздухе витает возможность закрытия отдела или фирмы целиком с вашим последующим увольнением.

Ваши действия

В неспешном режиме ищите новую работу. Независимо от причин подвешенной ситуации, это значительно снимет стресс. Рассылайте резюме, ходите на собеседования. Это позволит вам ощутить, что вы сами влияете на свою жизнь и карьеру.

Сосредоточьтесь на хорошем. Предположим, вас поставили на другую должность, в рамках которой компетенций вам явно не хватает. Подумайте об опыте и навыках, которые вы приобретете в новой должности. Может быть, такая позиция сделает вас более заметной? Переводите пугающие сценарии в позитивное русло.

Ситуация 5: работа с высоким уровнем стресса

Довольно часто работа, предполагающая тесный контакт с людьми, становится источником постоянного стресса. Не менее тяжелы профессии, требующие высокой ответственности, собранности или точности сотрудника.

Ваши действия

В работе оставляйте минимум места для импровизации. Четко пропишите по пунктам последовательность действий, скрипты для общения с людьми, охватывающие максимальное количество ситуаций. Это поможет абстрагироваться от ваших личностных переживаний, избавит от необходимости искать нужные слова непосредственно при контакте с другим человеком.

Разделите ежедневные задачи на приятные и неприятные. В течение дня чередуйте их друг с другом. В первой половине дня пару часов посвятите выполнению дел, которые вам не слишком по душе. Потом в течение часа делаете то, что нравится. Выполняйте работу в таком ритме в течение всего дня. Если в вашей работе приятного для вас, кроме общения с коллегами, нет, делайте перерывы на 10-15 минут на разговоры и чаепития.

Когда мы говорим про подчиненных, автоматически подразумеваем, что у них есть руководитель. Но когда мы говорим о проблемах с подчиненными, руководителя принято выводить за скобки. Это подчиненные — немотивированные, непунктуальные и ленивые.

Пять самых частых проблем с подчиненными

В действительности же, любая проблема с сотрудником — это ошибка руководителя. Всегда. Александр Шумилин, исполнительный директор и партнер в Alpina T&D, разобрал все проблемы по порядку.

1. Вы взяли не того человека на решение конкретной задачи

Маша — очень старательная и эффективная сотрудница, но как только дело доходит до общения с клиентами, ее как будто подменяют. А чаще Маша просто избегает лишних контактов с клиентами, из-за чего срываются сделки. Не умеет общаться? Научим! Но обучение воспринимается в штыки… Ленится? Не хочет развиваться?

Просто Маша — интроверт. О чем думал руководитель, когда принимал ее на должность, подразумевающую пускай и редкое, но все же общение с новыми незнакомыми ей людьми? К тому же, Маша еще и внешне привлекательна, а большая часть клиентов — мужчины. Догадываетесь, почему она лучше немного погорит в аду, чем поедет на очередную встречу?

Если вы хотите погладить рубашку — возьмите утюг. Пытаться сделать это дрелью и говорить, что дрель плохая — не лучшая идея.

2. Вы плохо сформулировали, что нужно сделать

Петя — обычный парень без особого рвения к подвигам. И вот в очередной раз он не выполнил план продаж. Устал? Ленится? Не может? Петя уверяет, что это производство во всем виновато — он привел достаточное количество клиентов, а производство всех распугало сложностями…

Давайте вернемся в день, когда руководитель сформулировал Петины обязанности:

  • поиск клиентов;
  • проведение встреч, переговоров;
  • заключение договоров;
  • выполнение плана продаж.

Казалось бы, все логично. Но есть одна проблема: в процессе продажи участвует производство, которое также общается с клиентом перед заключением договора. Есть ли у Пети задача в этих переговорах участвовать? Есть ли у него право на производство влиять с целью повышения их эффективности на данном этапе? Об этом ни слова… Но руководитель подразумевает, что это само собой разумеется. Петя же абсолютно законно уверен, что это не его зона ответственности.

Если вы хотите, чтобы ваша собака приносила вам тапочки — скажите ей об этом. Момента, когда она сама до этого додумается, вы можете не дождаться.

3. Вы не замотивировали сотрудника на выполнение задачи

Чтобы построить корабль, не нужно гнать людей в лес валить деревья, обрабатывать их и сколачивать судно. Просто научите их мечтать о море.

4. Вы не развиваете своих сотрудников

Катя – хороший исполнитель простых дел. Но руководитель не может поручить ей что-то сложнее распечатки документов. И когда в предыдущий раз руководитель попросил ее внести правки в договор – он потом еще полчаса потратил на то, чтобы выловить все ее ошибки и сделать все самостоятельно. Глупая? Не может? Опять все придется сделать самому…

Поймайте ребенку рыбу — и он будет сыт сегодня. Научите его ловить рыбу — и он будет сыт всю жизнь!

5. Вам не до сотрудников — у вас своей работы хватает

Вы 120% своего рабочего времени тратите на решение проблем, которые появились или вследствие некачественной работы ваших подчиненных, или просто приплыли вам из основного процесса вашей деятельности. Какое тут развитие, какая мотивация, они что дети малые? Итак времени ни на что не хватает.

Руководитель достигает своих целей чужими руками. Это ключевое определение, в котором заложена суть управления. И если уж вы – руководитель, будьте добры проектировать работу, а не просто ее выполнять.

Помните: чтобы спроектировать часовой механизм, надо перестать быть шестеренкой и увидеть его целиком!

Читайте также: