Плюсы работы учителем физической культуры

Обновлено: 04.05.2024

В 2007–2008 г.г. существующая ранее система квалификаций была заменена на систему профессиональных стандартов. Все принятые профстандарты, а также проекты стандартов размещены на информационном ресурсе Минтруда России.

Для работодателей профстандарт служит основой для установления конкретных требований (должностных инструкций) при выполнении трудовой функции работника с учётом специфики деятельности организации. Следует учитывать профстандарт и тем, кто планирует обучение по программам профпереподготовки.

В статье мы коротко остановимся на ряде актуальных (утверждённых) профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта, а также на ряде проектов, проходящих этап профессионально-общественного обсуждения.

В каждом из вышеуказанных профессиональных стандартов достаточно конкретно описаны не только вид и цель профессиональной деятельности, но и трудовые функции, показана функциональная карта вида профессиональной деятельности.

Также существует ряд профессий, нашедших своё отражение в квалификационных характеристиках должностей работников образования: учитель, преподаватель, руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре. Многие из них в виде отдельных стандартов на законодательном уровне на сегодняшний день не закреплены.

В таблице собраны наиболее значимые профессиональные особенности, определявшие профессиональную сферу физической культуры и спорта. Представленная таблица, как и любая другая, не может с математической точностью систематизировать все возможные направления профессионального выбора. Но она отражает сложившуюся практику взаимоотношений работодателя и работника, и в этом смысле является ориентиром не только для различных профильных специалистов (работающих или потенциальных), но и работодателей – государственных организаций и коммерческих структур, ведущих спортивную и физкультурно-оздоровительную работу.

Профессиональная сфера: Физическая культура и спорт

Основные (потенциальные) организации заказчики (работодатели)

Основная трудовая функция

Контингент обучающихся

Возможность совмещения (без дополнительной профессиональной переподготовки)

Инструктор по физической культуре

Дошкольная образовательная организация, организация дополнительного образования детей

Дети дошкольного возраста

Учитель по физической культуре, тренер-преподаватель, тренер

Учитель физической культуры

Общеобразовательная организация, центр образования

Дети и подростки школьного возраста

Инструктор по физической культуре, тренер-преподаватель

Тренер, тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту

Преподаватель по физическому воспитанию

Образовательная организация среднего профессионального образования или образовательная организация высшего образования

Учащаяся молодёжь (студенты)

Учитель по физической культуре, руководитель физического воспитания, тренер-преподаватель

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту, тренер

Руководитель физического воспитания

Образовательная организация среднего профессионального образования

Организация и руководство физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой

Учащаяся молодёжь (студенты)

Преподаватель по физическому воспитанию, тренер-преподаватель, учитель по физической культуре

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту, тренер

Тренер-преподаватель

Организация дополнительного образования, детско-юношеская спортивная школа – ДЮСШ, спортивный клуб, фитнесс-центр

Общефизическая (предпрофессиональная) и специализированная подготовка по виду спорта

Дети и подростки

Учитель физической культуры

Тренер, тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Тренер

ДЮСШ, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва – СДЮШОР, спортивный клуб, фитнес-центр

Подготовка спортсменов различной квалификации

Дети, подростки, взрослые

Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Инструктор-методист

ДЮСШ или СДЮШОР

Организация и научно-методическое сопровождение процесса спортивной подготовки

Дети, подростки, взрослые

Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Осознанный выбор профессии в сфере физической культуры и спорта предполагает соотнесение профессионального стандарта с присваиваемой квалификацией, организацией заказчиком (работодателем) и особенностями профессиональной сферы.

Как показывает практика АНО «НИИДПО, для становления, развития совершенствования профессиональных качеств и способностей будущего специалиста на начальном этапе достаточно пройти обучение по программе профессиональной переподготовки по выбранному вами направлению.

Человечество копило и передавало знания и технологии тысячелетиями. Чем сложнее и многогранней они были, тем точнее и предметнее становилось обучение. Сегодня педагог — не только призвание: профессия учитель включает целый набор особых междисциплинарных навыков


Мастерство учителя в широком смысле – это умение передать знания и умения максимально эффективно. Родители и другие значимые взрослые – первые учителя в жизни ребенка в любую эпоху. Человек взрослел, и педагоги и само обучение могли сильно отличаться у людей разной сословной, половой или классовой принадлежности. Например, обучение средневекового монаха, набор его знаний и функций сильно отличались от подмастерья кузнеца. По мере развития технологий и стандартизации образования обучение становилось все более универсальным для всех, а вот подходы к нему постоянно менялись.

Описание

Современный учитель – это человек, не просто освоивший науку об обучении – педагогику. Это отчасти психолог, методолог, воспитатель, наставник и все больше друг и равный партнер. Учитывая занятость многих родителей, недооценить важность профессии учителя и ее роли в жизни каждого трудно. Учитель занимается не просто передачей общих или предметных навыков. Он непрерывно совмещает это с воспитательной работой, к нему идут за советом, просят о дополнительных занятиях. Иногда учителя благодаря своей чуткости помогают разрешить семейные конфликты или даже остановить домашнее насилие.

Специализации

Учитель — это профессия, внутри которой есть много специализаций. Одно или несколько несколько направлений педагогики будущие специалисты выбирают в процессе обучения, повышения или переквалификации. Основные из них:

Учитель начальных классов. В педагогических вузах есть специальный факультет для тех, кто в будущем хочет учить самых маленьких школьников. Это сделано не просто так: чтобы работать с учениками 7−10 лет, нужно хорошо знать детскую психологию, физиологию и уметь удерживать внимание детей.

Педагог-психолог, социальный педагог, тьютор. Этот специалист отвечает за психологическое развитие школьников, решение проблем с успеваемостью и дефицитом внимания. Очень часто школьный психолог первым замечает, что у ребенка конфликты в семье или депрессия.

Педагог-дефектолог — одна из самых сложных специализаций. Дефектолог работает с детьми с физическими и ментальными особенностями развития. Такой педагог должен быть не только чутким учителем и воспитателем. Он должен обладать глубокими знаниями медицины и психологии. К дефектологам относится, например, известный многим детям и их родителям логопед.

Плюсы

Работать учителем - это значит быть постоянно включенным в жизнь учеников, в их успехи. Главные плюсы профессии учитель - развивать и развиваться самому. Того кто, выбрал эту профессию ждет:

  • работа с людьми;
  • возможность постоянного профессионального роста;
  • простор для творчества в процессе обучения;
  • возможность развертывать собственные программы и методики;
  • длительный оплачиваемый отпуск в летнее время;
  • возможность дополнительного заработка частными уроками;
  • эмоциональная отдача от учеников и их близких.

Минусы

Быть включенным в жизнь других - это не только радость и отдача. Это еще и огромная эмоциональная и физическая нагрузка, которая может превратиться в профессиональное выгорание, если не принять меры. Минусы профессии учитель включают следующее:

Где получить образование

По российским законам, чтобы работать учителем в школе, нужно получить педагогическое образование. Если вы уверены, что профессия учитель – это ваше призвание, можно поступать в педагогический колледж после 9 класса. После окончания учебы можно преподавать в начальных классах школы. Чтобы обучать школьников не только младшего, но и среднего и старшего звена, необходимо закончить педагогический вуз.

Если педагогического образования нет, но вы видите себя наставником и педагогом, можно пройти специальные курсы переподготовки. Правда, высшее образование все равно нужно. Но оно может быть любого направления: после прохождения курсов переподготовки можно работать учителем-предметником по профилю своего диплома. Например, филолог сможет преподавать русский и литературу, лингвист и переводчик - иностранные языки, специалист по информационным технологиям - информатику и так далее.

Колледжи и училища

Практически во всех крупных и средних городах есть свои педагогические колледжи и училища. Поэтому место обучения вполне можно найти рядом с домом. Например:

Педагогический колледж №1 имени Н. А. Некрасова, Санкт-Петербург;Ведет свою историю с 1897 года и сейчас проводит множество программ обучения: педагогика дополнительного образования, коррекционная педагогика, дошкольное образование, преподавание в начальных классах и другие. Нижегородский педагогический колледж имени К. Д. Ушинского;Многопрофильное учебное учреждение, которое готовит специалистов по направлениям: дошкольное образование, преподавание в начальных классах, иностранный язык, музыкальное образование, информатика, прикладная информатика. Институт среднего профессионального образования имени К. Д. Ушинского, Москва;К нему относятся несколько колледжей в разных районах города. В каждом из них можно обучаться по разным направлениям подготовки.

Высшие учебные заведения

После колледжа или вместо него можно поступить в педагогический университет и получить высшее образование, которое позволит обучать детей средних и старших классов, специализироваться в разных предметных областях.

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

Один из старейших педагогический вузов в России с богатой историей и множеством направлений подготовки. Образование здесь считается одним из лучших, а выпускники очень востребованы на рынке труда.

Московский педагогический государственный университет (Москва)

В вузе не только многопрофильное обучение, но и действует научно-исследовательский центр.

Томский государственный педагогический университет (Томск)

Курсы

При наличии высшего образования по непедагогической специальности переучиваться на учителя не нужно. Достаточно пройти курсы переподготовки, которые можно найти по всей стране. После окончания вы получите диплом о переподготовке и сможете приступить к работе в школе. Спустя год вас ждет аттестация для подтверждения своей квалификация. Курсы переподготовки для учителей есть во многих учебных заведениях.

  • Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки (Москва), программа длится 280–520 часов (1,5–3,5 месяца);

Востребованность

Приемная кампания в самом разгаре, а это значит, что абитуриентам пора определяться с университетом для поступления. Конечно, решающую роль будут играть баллы ЕГЭ. Однако, даже если абитуриент не стобалльник, важно выбрать хороший вуз, который даст качественное образование. Разбираемся, на что обратить внимание

Устройство на работу и карьера

После окончания колледжа, университета или курсов переподготовки можно работать в государственных и частных учреждениях разного уровня образования: детских садах, подготовительных классах, начальной, средней или старшей школе. Учитель может расти по карьерной лестнице внутри учебного заведения, занимая руководящие посты, перейти работать в департамент или министерство образования, открыть свою частную школу.

Уровень зарплаты

Средняя зарплата учителя в России, по официальным данным, составляет 41 000 рублей в месяц. Разрывы между регионами очень большие. В Москве это 98 000 рублей, в Санкт-Петербурге 57 000, в Омске – 30 тысяч, в Северной Осетии – 22 тысячи рублей. Зарплата делится на оклад и значительную премиальную часть, от которой ежемесячно зависит конечная сумма. Премиальная часть состоит из надбавок за дополнительные задачи, например за классное руководство, ведение кружков и секций, внеклассных занятий, за работу на ЕГЭ.

Перспективы в будущем

Несмотря на развитие технологий, необходимость личного контакта при обучении остается. В дальнейшем роль технологий в обучении будет возрастать - вероятно, все чаще будут использоваться дистанционные форматы обучения и интерактивные решения. Современному учителю нужно быть к этому готовым и осваивать цифровую среду.

Ольга Костина, учитель русского и литературы в школе, педагог-психолог, репетитор, общий стаж 28 лет

- Современный учитель – профессия трудная, но интересная. Отработав в школе 28 лет, с уверенностью могу сказать, что ни дня не жалела о своем выборе. Филологическое образование позволяло мне обучать детей русскому языку и литературе, помогать руководству писать тексты делового характера (договоры, характеристики, представления и заключения об аттестации педработников). Вся моя педагогическая карьера состояла из повышения квалификации: все время нужно было посещать курсы, аттестовываться, получать дополнительное образование (в какой-то момент пришлось получить и образование педагога-психолога, так как знаний и умений грамотно вести образовательный и воспитательный процесс не хватало). Когда в школу пришла компьютеризация, потребовались курсы информатизации.

Школа – это образ жизни. От процесса обучения и воспитания нельзя отделиться, нельзя забыть то, чем занимаешься, когда закрыл последнюю проверенную тетрадку. Однако оплата работы учителя не соответствует моральным и физическим затратам. Долгое время я работа на две ставки, то есть вела 36 уроков в неделю, плюс консультации, внеурочные занятия, работала с родителями. Рабочий день длился по 12 часов (6 уроков в школе и 6 часов уходило на подготовку уроков и дополнительную работу). При этом зарплата оставалась невысокой. Мы каждый раз слышим о повышении зарплат педагогам, но на самом деле теория резко расходится с практикой.

Отдельно стоит отметить оформление отчетности, за которую никто не платит. Современному учителю некогда полноценно работать, нужно все время кому-то в чем-то отчитываться. С каждым годом объем работы увеличивается, учитель тонет в бумагах. Поэтому и трудно молодым людям прижиться в школе, непросто понять работу современного учителя.


Уроки физической культуры давно потеряли популярность у современной молодежи. Однако они по-прежнему входят в программу обучения не только в школах, но и в высших учебных заведениях. Этим, в свою очередь, обусловлено наличие вакансий, на которые требуется учитель физической культуры. К потенциальному кандидату предъявляют стандартные требования, касающиеся наличия профильного образования, а также опыта работы.

работа учитель физической культуры

Особенности

Работа учителем физкультуры в Москве или любом другом городе предполагает большую ответственность. Современный педагог должен знать инновационные технологии и методики, уметь пользоваться современной техникой, а также спортивным инвентарем. Это позволит ему найти общий язык с современной молодежью.

Помимо формального отношения к собственной работе, высококлассный педагог отличается тем, что умеет привить собственным ученикам стремление к соблюдению здорового образа жизни и занятиям спортом даже в свободное время.

Суть деятельности

Работа учителя физической культуры предполагает выполнение одновременно трех важных функций.

  • Обучающей.
  • Воспитательной.
  • Организующей.

учитель физкультуры в школе

Ни одну из них нельзя рассматривать в отрыве от остальных. Деятельность педагога должна объединять сразу три составляющих. Именно в таком случае можно говорить об эффективном выполнении обязанностей.

Стоит отметить, что в учебных заведениях учитель физкультуры, как правило, работает с учениками, которые не имеют специальной спортивной подготовки. Вот почему едва ли не основная его задача состоит в развитии спортивных талантов собственных подопечных. Не исключено, что некоторые из них в дальнейшем станут представителями профессионального спорта.

Однако это вовсе не означает, что нужно игнорировать интересы тех учеников, которые не проявляют интереса к спортивной деятельности и не имеют ярко выраженных талантов. Вот почему учитель физической культуры должен обеспечить гармоничное развитие всех подопечных и заложить в них стремление к здоровому образу жизни.

Обязанности

Учитель физкультуры в школе должен выполнять ряд различных действий, прописанных в должностной инструкции. Ознакомиться с ней специалисты рекомендуют перед началом осуществления трудовой деятельности.

Итак, какие обязанности должен выполнять специалист, занимающий должность преподавателя физкультуры?

  • Проводить уроки.
  • Выставлять оценки.
  • Вести документацию.
  • Следить за успеваемостью и посещаемостью учеников.
  • Организовывать спортивные мероприятия.
  • Принимать участие в итоговой аттестации.
  • Заменять отсутствующих преподавателей физкультуры при возникновении такой необходимости и наличии распоряжения администрации.
  • Принимать участие в педагогических советах.

преподаватель физкультуры

Требуется учитель физической культуры

Именно такими заголовками обычно обозначают объявления о поиске преподавателей на свободные вакансии. Как правило, от потенциальных кандидатов требуется наличие профильного образования. Также многие работодатели предпочитают наблюдать на должности преподавателя физической культуры сотрудника, который уже имеет опыт аналогичной деятельности.

Также есть ряд требований, касающихся профессиональных навыков. Потенциальный преподаватель физической культуры должен знать основные методики взаимодействия с учениками, а также нормы педагогической этики.

Личные характеристики

  • Ответственность. Учителю придется работать с детьми, если речь о работе в школе. Вот почему безответственные кандидаты категорически не подходят на указанную вакансию.
  • Стрессоустойчивость. Любая работа с людьми, а с детьми особенно, выматывает эмоционально. Вот почему учитель физической культуры должен уметь в любой ситуации сохранять самообладание, а не позволять себе грубое отношение к собственным ученикам.
  • Общительность. Любому учителю необходимо установить контакт с учащимися. Вот почему нужно быть довольно общительным человеком, чтобы уметь взаимодействовать с представителями разных темпераментов.
  • Чувство такта. Даже в конфликтных ситуациях нельзя оскорблять ученика, задевая его чувства и достоинства. К сожалению, этим качеством обладают далеко не все школьные учителя, в результате чего непременно страдают ученики.

зарплата учителя физической культуры

Зарплата учителя физической культуры

Представителям профессии, к сожалению, не приходится рассчитывать на высокие доходы. Оплата труда в школах и других учебных заведениях довольно скромна. Статистика зарплат утверждает, что в среднем преподаватели физкультуры зарабатывают от пятнадцати до двадцати двух тысяч рублей.

Однако есть на рынке труда предложения, в которых размер зарплаты отличается в большую сторону. Самая скромная ставка составляет не более десяти тысяч рублей. Неудивительно, что при столь невысоком материальном вознаграждении многие учебные заведения сталкиваются с ситуацией, когда требуется учитель физической культуры. Наиболее предприимчивые сотрудники предпочитают не засиживаться на малооплачиваемых вакансиях и пытаются найти альтернативные способы получения дохода.

Как повысить зарплату?

Ввиду небольших доходов многим учителям приходится задаваться этим вопросом. Есть несколько вариантов увеличить собственный доход.

  • Получать дополнительные средства, организуя спортивные секции, или индивидуально проводить уроки с отдельными учениками, которые заинтересованы в достижении каких-либо спортивных результатов.
  • Работа учителем в Москве способна приносить больший доход, чем в регионе. Вот почему некоторым сотрудникам следует задуматься о смене места жительства и о том, чтобы поселиться поближе к столице.
  • Планировать собственный карьерный рост, на возможность которого также влияет наличие второго педагогического образования по другому профилю. Ведь, помимо уроков физкультуры, один и тот же сотрудник способен преподавать ученикам другие предметы. Кроме того, со временем может освободиться более привлекательная должность в учебном заведении, предполагающая большую оплату. Карьерный рост может находиться за пределами общеобразовательного учреждения. Например, учитель физической культуры может подыскать вакансию в специализированной школе для тех, кто хочет развивать собственные спортивные таланты. Например, это может быть секция волейбола.

работа учителем в москве

Если предложения наподобие "требуется учитель физической культуры" вам неинтересны, следует рассмотреть вариант смены деятельности. Ведь наличие высшего образования позволяет специалисту реализоваться не только в стенах учебного заведения.

работа учителем физкультуры в москве

Значимость профессии

Несмотря на то что физическая культура занимает далеко не главное место в списке общеобразовательных предметов, ни в коем случае нельзя умалять труд учителей. Именно эти специалисты формируют у собственных учеников базовые навыки, а также минимальный уровень физической подготовки, позволяющий в дальнейшем заниматься профессиональным спортом.

Кроме того, учителя физической культуры вносят значимый вклад в улучшение здоровья, а также всесторонне развивают доставшихся им подопечных. Вот почему на этом сотруднике лежит гораздо больше обязанностей, чем просто воспитание спортсменов. Учитель физкультуры в некотором смысле должен быть универсальным и уметь не только развивать спортивные навыки, но и повышать уровень общей культуры у посетителей собственных уроков.

учитель физической культуры

Профессия учителя физической культуры не считается редкостью. Среди ее представителей есть и женщины, и мужчины. Если верить специализированным изданиям, данная вакансия довольно востребована. Однако работодатели предлагают весьма скромную оплату труда.


Школьная физкультура — не модный фитнес, она во все времена не всегда радовала детей. Особенно если её ставили перед математикой или другими серьёзными предметами, а тащиться с лыжами приходилось в соседний лес. Ещё сложнее (или легче?) детям, которые с раннего возраста занимаются в спортивных секциях. Им и без того хватает нагрузки, а тут ещё через козла прыгать. Анастасия Дурягина оценила плюсы и минусы физры.

Моя старшая дочка с пяти лет занимается художественной гимнастикой и плавно продвигается к серьёзным соревнованиям. Тренировки ежедневные (то дома, то в спортзале с тренерами). Думаю, каждый ребёнок, с детства занятый спортом, с интересом посещает свои занятия, погружается в них с головой, будь то бокс, тхэквондо, хоккей или фигурное катание.


Родительский долг — растить здорового ребёнка

Нужно понимать, что физическая нагрузка от спорта не должна быть каторгой для ребёнка. Даже если он любит тренировки, а вы понимаете, что это ему не по силам, то надо менять тактику.

Младшим школьникам (7-10 лет) уже доступны более интенсивные нагрузки и даже упражнения на выработку мышечной силы (приседания, отжимания), но только без груза в виде гантель. Главная опасность спортивных нагрузок у младших школьников — это риск деформации скелета. Поэтому я строго слежу за состоянием здоровья своей дочери.

Каждые полгода мы посещаем всех врачей в спортивном диспансере, без врачебного заключения просто не выйти на ковёр

В этом возрасте активно идёт формирование скелетного каркаса, поэтому любая неравномерная нагрузка (например, разная на правую и левую ногу) способна привести к неисправимым искривлениям костей таза или позвоночника. Слишком значительная нагрузка на ноги (например, при прыжках) чревата плоскостопием. Так что следим за самочувствием юного спортсмена.

Спорт (даже любительский) — это серьёзная нагрузка на сердце

Как мы успели выяснить, присутствие на уроке для детей-смортсменов обязательно, а нагрузка — другая. Давайте реально оценим урок по физическому воспитанию.

Плюсы физкультуры в школе

  • Ребёнок будет развиваться физически равномерно. В нашей школе предусмотрен поход в бассейн уже со второго класса, но пока уроки проходят на стадионе при комфортной температуре.
  • Физкультура — это преимущественно игровой урок, во время которого ученики общаются друг с другом. Ничто так не помогает наладить коммуникацию в классе, как командные игры или парные упражнения.
  • Школьная физкультура — это возможность подвигаться, поиграть в подвижные игры и размяться без напряжения. Актуально для спортивных детей.

Доводы не в пользу физкультуры

  • Небоевые потери. Несмотря на меры предосторожности и многократные предупреждения учителя, травмы на уроках физкультуры просто неизбежны. К самым распространённым относятся ушибы, растяжения связок и переломы, причём сломать палец можно просто неудачно поймав мяч. Для детей-спортсменов подобные повреждения могут иметь серьёзные последствия: как краткосрочные (пропуск тренировок/соревнований), так и долгосрочные.
  • Любые занятия спортом — это физическая нагрузка, которая добавляется к и без того немаленькой, что есть у ребёнка, совмещающего школу и внеклассную деятельность. Подобный снежный ком из накапливающейся усталости может привести к переутомлению, бессоннице и даже депрессии, а также к частым заболеваниям, так как организм ребёнка просто устал.


Справка свободы

По сути, все способы получения освобождения от физкультуры для ребёнка-спортсмена сводятся к одному действию — договориться с администрацией школы, если получится.

  • можно предоставить администрации документ из спортивного клуба или школы о посещении ребёнком тренировок, их количестве, расписании и нагрузках, которые он получает;
  • школа может освободить ребёнка от всех уроков физкультуры полностью или только от тех, которые связаны с его видом спорта (например, биатлониста от лыжной подготовки, пловца — от занятий в бассейне);
  • в течение четверти ребёнок может приносить учителю физкультуры доклады на заданные темы или сдавать теоретическую часть;
  • администрация может разрешить ребёнку приходить только на зачётные уроки или, наоборот, сдать все нормативы в начале года;
  • в качестве компромисса ребёнок может выступать за школу в различных районных и городских спортивных соревнованиях.

Если вам повезло и администрация к спортсменам настроена благосклонно, то проблем получить для ребёнка освобождение не будет. Если же директор с учителем против, то придётся приложить усилия, чтобы их убедить

В этом помогут подтверждённые медалями и дипломами достижения маленького спортсмена, письмо из спортивного клуба и ваши собственные дипломатические навыки. Всё получится! Ведь вы действуете в интересах своего ребёнка.

Нужно ли вашему спортсмену или спортсменке освобождение от физкультуры — вопрос неоднозначный. С одной стороны, оно убережёт ребёнка от возможных травм и даст возможность продуктивно использовать освободившееся время, с другой — лишит некоторых преимуществ. Однозначного ответа, полезна ли или вредна для спортсменов школьная физкультура, нет. Нужно ли от неё отказываться, каждый родитель решает это для себя.

Кроме того, получить освобождение не всегда просто — иногда попытки убедить школьную администрацию пойти навстречу длятся годами, в худшем случае перерастая в открытый конфликт. Порой даже приходится делать выбор: посещать все занятия, снизить спортивные нагрузки или сменить школу на более лояльную. Это уже на экстренный случай.

Читайте также: