Как восстановиться в профессии воспитателя

Обновлено: 07.05.2024

В любой профессии важно сохранять спокойствие и психическое равновесие, но особенно важно это для педагогов и воспитателей. Постоянный контакт с детьми требует большого количества сил. Излишняя раздражительность и усталость могут привести к профессиональному выгоранию, потере интереса к деятельности и ученикам. Поэтому необходимо знать и применять несколько способов снять стресса.

1. Физические нагрузки

Занятия спортом раскрепощают, снимают мышечные зажимы и позволяют выпустить накопившийся за день негатив. Каждый выбирает то, что больше нравится. Можно записаться на секцию боевых искусств, поплавать в бассейне, позаниматься аэробикой. Хороший вариант — йога. Она расслабляет не только тело, но и разум. Любите танцевать? Прекрасно! Смело записывайтесь на латинские, восточные или спортивные танцы.

Если же вы слишком заняты и нет возможности посещать зал, не отчаивайтесь. Прогуляйтесь домой пешком: пройдете ли вы весь путь или пару остановок. Главное, чтобы с удовольствием. Не используйте лифт, поднимитесь по лестнице. Включите интересный сериал и сделайте гимнастику, попрыгайте, потянитесь, покрутите педали велотренажера. Можно найти обучающие видео в интернете. Только не унывать и не растягиваться на диване. Чем больше вы напрягаетесь физически, тем проще расслабиться. Разгоняйте по организму кровь и выгоняйте усталость.

2. Музыка

Замечательно отвлекает от угрюмых размышлений музыка. Загрузите на телефон или плеер альбомы любимых классических и современных музыкантов и включайте их по пути на работу или домой. Можно устроить вечер любимых песен или посмотреть записи концертов.

Если вы не поклонник музыкальных произведений, хорошо успокаивают записи природных звуков: шелеста листьев, ветра, стука дождя, треска костра, пения птиц.

3. Отдых на природе

Хороший терапевтический эффект дает отдых наприроде. В урбанистическом мире мы необоснованно забываем об этом первоисточнике. Смените маршрут к школе, выйдите раньше и пройдитесь через ближайший парк. На выходных посетите ботанический сад с семьей или в одиночестве. Не бойтесь самому стать ребенком и заглядеться на красивую клумбу, опавшие листья или милого кота. Порадуйте себя букетом, веточкой или новым цветком в горшочке.

4. Медитация

Если вам ничего не хочется делать — не делайте. Несколько минут медитации в тихом уютном месте помогут восстановиться. В этом нет ничего сверхъестественного и сложного. Сядьте или лягте удобно, закройте глаза и прислушайтесь к себе. Сконцентрируйтесь на своем дыхании и позвольте мыслям свободно блуждать у вас в сознании. Не задерживайтесь на них: проводите их и отпустите. Просто осознайте себя, и растворитесь в ощущениях.

5. Смехотерапия

Ничто так хорошо не справляется с плохим настроением, как здоровый смех. Запаситесь коллекцией добрых комедий, сериалов, телевизионных шоу и посмотрите их с друзьями или семьей. Это улучшит не только ваше самочувствие, но и атмосферу в доме. Читайте веселые книги, смешные истории, просто анекдоты.

Первые 5 пунктов помогут расслабиться даже на рабочем месте. Немного потянитесь на перерыве, сделайте небольшие физические и дыхательные упражнения на 2—3 минуты. Между уроками можно выйти на небольшую прогулку в школьный сад, хотя бы минут 10—15. Приятная музыка вместе с праздным ничегонеделанием и любованием пейзажем за окном отвлечет от кипы бумаг и тетрадок.

6. Молчание

Иногда заботы утомляют настолько, что вы не способны делать что-либо, даже говорить. В этом случае поможет практика молчания. Придя домой, предупредите близких, что у вас все в порядке: просто сегодня была большая нагрузка на голосовые связки и вам надо помолчать пару часов. В это время можно заниматься чем угодно, но молча, не отвлекаясь на вопросы и просьбы домашних.

7. Хобби

Хобби — маленький, но надежный островок спокойствия в напряженные дни. Уходя с головой в любимое дело, мы не думаем о проблемах и неприятностях. Так что обязательно посвящайте вечер или два занятию, которое вас радует: рисуйте, пойте, вяжите, разбирайте электроприборы, собирайте конструктор.

8. Праздник жизни

Не стоит зарываться в бумажных делах, программах и тетрадях. Посетите кино, театр, оперу. Если хотите насладиться искусством в тишине, загляните в выставочный зал, галерею или музей. Не засиживайтесь дома и наполняйте душу приятными впечатлениями.

Помимо календарных торжественных дат, устраивайте праздники просто так, без повода. Или придумайте забавный повод и отметьте его. Испеките вместе с семьей торт, пиццу, надуйте шары, зажгите свечи. Внезапные маленькие радости чудесным образом рассеивают темные думы и помогают отдохнуть.

9. Правильное питание

Большое влияние на самочувствие оказывает то, что мы едим. И речь не только о физическом, но и о душевном здоровье. Важно соблюдение режима питания. Пейте больше чистой воды, ешьте полезные продукты. Поэкспериментируйте и проведите разгрузочные дни. Это отвлечет ваше внимание от разнообразных неурядиц на что-то другое.

При этом помните: кусочек шоколадки для повышения настроения никто не отменял!

10. Сон — залог здоровья

Сон, сон и еще раз сон — не забывайте о нем. Синяки под глазами не только портят настроение, но и отображают внутреннее состояние. Когда мы не высыпаемся, нам становится сложнее не нервничать и адекватно реагировать на конфликтные ситуации.

Так что высыпайтесь: если не успели поспать ночью и есть возможность, поспите 1–2 часа днем. Если нет, отключите до утра телефон, выключите телевизор и компьютер, примите расслабляющую теплую ванну и ложитесь спать раньше вечером.

Участвуйте в олимпиадах и конкурсах Страны и получайте печатные дипломы, грамоты и ценные призы!

Не то, чего я хотела

Я училась в университете на лингвиста-переводчика, а заодно повышала свою квалификацию до преподавательской. Писать два диплома одновременно было тяжело. К тому же при поступлении в вуз я планировала работать с детьми школьного возраста, но к концу обучения поняла, что мне не очень интересно то, чем я занимаюсь. А сил на поиски альтернативных вариантов не было.

Это сильно угнетало: я ведь потратила на учебу столько времени, и вдруг все, к чему я стремилась, оказалось совершенно не моим! Поняла, что работа с детьми меня сильно выматывает, я не справляюсь с ней эмоционально. Не знала, что делать, потому что я ничего другого не умела.

Весь первый сентябрь после выпуска я пролежала дома без сил, а когда пришла в себя, оказалось, что искать хорошее место поздно: вакансий уже нигде не было. Мне нужно было устроиться хоть куда-нибудь, потому что у меня совершенно не было опыта работы. В школу меня не взяли, и я отправилась в частный детский сад. Воспитателем без опыта работы туда не брали. Зато можно было стать помощником воспитателя — и я согласилась.


Убрать, принести, протереть, повторить

Я работала с детьми от 3 до 4 лет. В группе — 15 человек. Устраиваясь работать помощником воспитателя, я думала, что мне предстоит помогать ему во время занятий. На деле же оказалось, что задача помощника — создавать условия для работы воспитателя. Принести-унести, протереть… 80 процентов работы составляли уборка и мытье посуды.

Это было грустненько. Почти все мои коллеги имели высшее образование. Удивительно, да? Даже после 11 лет обучения в школе нельзя просто пойти мыть попы и чашки: для этого нужно еще окончить университет. Учиться 4 года в вузе, чтобы потом полоскать посуду, протирать игрушки, отмывать детей…

Помню момент, когда я почувствовала себя максимально бесполезной: 15 минут мыла детскую попу, потом усердно переодевала этого ребенка, чтобы через секунду после окончания этого действа услышать, что ему опять нужно покакать! Какой-то замкнутый круг.

Лучше сдохнуть, чем быть здесь

В тот день я мыла что-то в раковине, надев резиновые перчатки, и чувствовала, что руки все равно намокли. В перчатки заливалась вода с раствором, который опасен для кожи. Началось раздражение, страшно чесались руки, на лице появилась сыпь от брызг. Посмотрела на себя в зеркало и поняла, что выгляжу ужасно.

Я стояла обветренная, с немытой головой, в грязной футболке и униформе, надетой поверх, да еще и по локоть в воде

Я давно уже не стриглась, не красила волосы, не наносила макияж, не использовала маски. Я не делала для себя буквально ничего! Меня не хватало даже на то, чтобы нанести бальзам на губы.

В тот момент я осознала, как мне отвратительно, как сильно я хочу спать, как я устала. Хотелось сдохнуть, лишь бы не находиться в саду.

В тот день я больше ничего не мыла, потому что поняла, что еще одна капля — и все. Так я и поняла, что пришла пора уволиться.

Попытка номер два

Я готовила материалы для поделок, ассистировала на занятиях. Если у ребенка не получалось написать что-нибудь, нужно было помогать ему, показывать, как держать карандаш. Я наконец могла играть с детьми, помогала им знакомиться друг с другом и адаптироваться в группе. Иногда я выходила на замену и брала на себя обязанности воспитателя.


Дорога от работы до дома занимала полтора часа. Я возвращалась в десять вечера, в лучшем случае успевала поесть — и отключалась. Просыпалась в 6 утра, и все повторялось снова. И так пять дней подряд.

По выходным я просто спала, потому что сил не оставалось совершенно. Я ничего не могла делать. Ни с кем не виделась и не общалась.

Через несколько месяцев в таком режиме я стала засыпать на ходу. Могла отрубиться в туалете на работе

Я банально не вывозила. Знаю, что многие работают в таком графике и нормально себя чувствуют, но мой организм совсем не справлялся с таким ритмом жизни.

Самым сложным моментом в работе для меня всегда была необходимость нести ответственность. Особенно если ты один на один с детьми. Такое бывало, когда, например, все сотрудники болели.

Ты отвечаешь за 6–8 детей, если с кем-то из них что-то случится — рискуешь оказаться в тюрьме. Это очень стремно. Дети не сидят спокойно, они регулярно бесятся, сходят с ума. Есть дети, которые могут вести себя спокойно, но если какой-то ребенок начинает приставать к ним, они могут ответить агрессивно. И тогда жди беды.

Я не могла даже в туалет отойти, если работала одна. Дети не будут сидеть спокойно, а если кто-то кому-то навредит, отвечать будешь ты. Мне нравилось придумывать задания, поделки, играть и танцевать вместе, но невозможность разделить ответственность с коллегой и хотя бы немного расслабиться, на секунду отвернуться, попить, пописать очень напрягала.

Когда мне очень нужны были деньги, я специально просила дать мне смены, где я работаю одна, но это очень тяжелый опыт.

Рюмочку с утра

Когда сидишь дома и думаешь, как все паскудно, начинаешь пить. С этим сталкивались многие мои коллеги. Сначала они просто выпивали по выходным, потом начинали делать это и в будни. Кто-то мог бахнуть прямо перед работой. Да, они не доходили до неадекватного состояния, но выпивали рюмочку с утра, чтобы было веселее идти на работу.

Какашки на трусах Versace

Через полтора часа я вышла в раздевалку и увидела, что мама с ребенком все еще там! Оказалось, все это время ребенок в зимней одежде играл на скамейке в помещении, а мама говорила по телефону. Полтора часа!

Меня всегда удивляло, что к нам в сад приходили дети из довольно обеспеченных семей — отстирывать какашки приходилось с трусов Versace, — но их родители как будто не обращали внимания на по-настоящему важные вещи, например на здоровье ребенка, его психологическую стабильность.

На работе подобные ситуации вызывали во мне возмущение:

Родители часто опаздывают за детьми в сад. Здорово, если они хотя бы отвечают на звонки, извиняются и приезжают через 10–15 минут после нужного времени.

Если родители приходят позже чем через 15 минут после оговоренного времени, сад по правилам должен доплатить сотруднику за дополнительное время. На деле же, конечно, никаких денег сверх нормы никто никогда не получал.

Промолчишь — тебе не заплатят

Начальство в целом не нацелено доплачивать тебе вообще за что-либо. Даже если на дворе календарный праздник и ты выходишь в нерабочий день, чтобы провести мероприятие, денег за это не получишь.

Из-за таких моментов сотрудники несколько раз поднимали бунты, и тогда нам разово платили небольшие суммы — а вот если промолчать, стопроцентно не заплатят. Однако те, кто еще был готов идти на конфликт в первый год работы, ко второму решали, что жалкие 500 рублей не стоят потраченных нервов. Портить отношения с начальством и потом еще месяцами выслушивать придирки никому из-за таких крох не хотелось.

Когда я работала по 11 часов в качестве помощника в частном детском саду, мне платили около 40 тысяч в месяц. Воспитатели получали примерно 50 тысяч или меньше, но зарплаты выше не было ни у кого.

При этом сад был достаточно мажорский: месяц пребывания в нем стоит около 60 тысяч. Получалось, по факту мы не получали деньги даже за одного ребенка.

В детском клубе я как помощник воспитателя могла рассчитывать на 600-800 рублей за выход. То есть в лучшем случае в месяц могло получиться около 15-17 тысяч. Мне, если честно, никогда не удавалось столько заработать, максимум — тысяч 12.

Как-то я на протяжении месяца выходила за себя и еще за двоих коллег, и мне заплатили около 30 тысяч. Я работала 5 дней в неделю по 5 часов днем и по 2–3 часа вечером — проводила дополнительные занятия.


Хочу, чтобы все замерли, не шевелились, не бесили меня

В какой-то момент я поняла, что единственное, что я еще чувствую к детям, — это агрессия. Я устала. Я не могу дать этим детям ничего хорошего, потому что испытываю только злость. Я хочу, чтобы все замерли, не шевелились, не бесили меня. Но дети не способны на это, да и не должны себя так вести!

Я чувствовала себя мерзкой, но любое действие, любая детская активность меня вымораживали. Тогда я поняла, что нужно побыстрее свалить, пока я ничего не наворотила.

Я не хотела быть злодейкой, но и справляться с этой работой больше не могла

Меня сильно изменила работа в детском саду. Стало проще общаться с людьми: теперь я меньше стесняюсь, когда нужно заговорить с кем-то. А еще мне куда легче, чем раньше, хвалить окружающих. Ведь в саду детей нужно постоянно подбадривать, говорить им, какие они молодцы, даже если они не сделали ничего впечатляющего. Мне кажется, взрослым тоже нужна такая поддержка: это классно мотивирует.

А еще я стала гораздо менее брезгливой. Я ведь видела все: перемыла десятки детских поп, вытерла и высморкала десятки носов, я видела, как дети писают на ковер, и тут же садятся на него играть! В какой-то момент меня это просто перестало волновать. Многие родители брезгливы, а я вообще забыла, что это за чувство такое.

Хочу сменить профессию

В мае я официально уволилась, но продолжала иногда выходить летом в качестве воспитателя или его помощника, чтобы помочь коллеге. Работаю сейчас в том же детском клубе: преподаю английский язык малышам — и очень хочу сменить профессию. Но у меня пока просто нет других навыков, и поэтому я не понимаю, что могла бы делать, опираясь на свои возможности. Но осознаю, что не справляюсь и с такой работой, особенно когда у меня много часов.

Мне всегда нравилось играть с детьми в догонялки и прятки, жмурки и вышибалы, нравилось прятать игрушки. И еще мне приносили удовольствие прогулки. Когда всем весело, когда все вовлечены в процесс, время проходит быстро, даже если на улице холодно. Это было моей любимой составляющей работы. Остальное же не особо нравилось.

У меня есть коллега, которая работает очень много лет, и она в восторге просто потому, что очень любит детей и нашла тот возраст, с которым любит работать.

Для нее ее работа — это источник счастья и вдохновения, она радуется времени, проведенному с малышами. Если человек чувствует, что общение с детьми дает ему энергию, а не забирает, — это классно. Если этого нет, мне кажется, работа с детьми — не та сфера, в которую стоит идти, потому что она истощит все человеческие ресурсы достаточно быстро. Именно это и произошло со мной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы предназначен для старших воспитателей по работе с начинающими воспитателя в детском саду.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КУРГАНА «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 109

ОПЫТ РАБОТЫ

СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

ЗОТОВОЙ ОЛЬГИ ПЕТРОВНЫ

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения малоопытного педагога в образовательную среду дошкольного учреждения. В детские сады неохотно приходят молодые специалисты, им требуется немало времени на вхождение в профессию.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги ожидают от них профессионализма в работе. Нередко у начинающего педагога при наличии теоретических знаний отсутствуют практические умения. Новичок на новом месте работы сталкивается с большим количеством трудностей.

Данный опыт работы раскрывает специально организованную работу по адаптации с такими педагогами, может способствовать снятию проблем, возникающих в начале работы и облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь учреждения. Чем комфортнее будет каждому из таких специалистов на рабочем месте, тем быстрее будет развиваться его педагогическое мастерство.

“Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не кончил

педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте,

никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…”

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем проблемы профессиональной адаптации начинающего воспитателя изучены недостаточно. Профессиональная педагогическая деятельность, по мнению кандидата педагогических наук С.М. Редлиха, имеет характерные особенности:

не допускается скидок на недостаточную квалификацию;

высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;

педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его, чтобы, например, получить консультацию;

работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции;

имеют место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и др.

С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, в детском саду работают и мастера педагогического труда, и молодые, неопытные педагоги. И в этой связи возникает объективная потребность в организации разноуровневой, дифференцированной методической работы в учреждении с учетом специфики базового образования, индивидуальных особенностей, уровня профессиональных потребностей педагога, наличия у него практического опыта работы с детьми.

Еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения начинающего воспитателя в образовательную среду. В связи с этим необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;

профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;

в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Клуб выполняет следующие задачи:

Создание условий для выявления профессиональной ориентации

Содействие всем начинающим педагогам в приобретении знаний и умений, необходимых в образовательной деятельности.

Оказание консультативной помощи по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста.

В Клуб входят начинающие воспитатели и более опытные педагоги – наставники.

Занятия Клуба начинающего воспитателя планируются 1 раза в месяц. Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ. Перед составлением плана работы Клуба начинающего воспитателя проводятся анкетирования среди начинающих педагогов (Приложение 1), чтобы определить темы занятий с учетом выявленных проблем. К проведению теоретического блока целесообразно привлекать специалистов образования, медицины и психологии; практического блока – высококвалифицированных педагогов, имеющих успешный профессиональный опыт работы - наставников.

В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов обращаю внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вношу в план работы Клуба начинающего воспитателя необходимые коррективы.

Клуб начинающего воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ. Предлагаю положение о Клубе начинающего воспитателя (Приложение 2), регламентирующее организацию и порядок работы с начинающими педагогами и план работы на год.

В нашем ДОУ 18 % начинающих педагогов с разным уровнем подготовки:3 –имеют высшее образование, но не дошкольное, 1 – среднее профессиональное дошкольное, у всех стаж работу в ДОУ до 3- х лет.

Также в годовом плане отражаются такие мероприятия с начинающими педагогами, как посещение открытых занятий у педагогов с опытом работы, мастер-классы, консультации по самообразованию, индивидуальные консультации.

Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрация нашего дошкольного учреждения к каждому старается подходить дифференцированно. Согласно существующей в учреждении традиции воспитатели на группах подбираются по принципу компетентной профессиональной поддержки, позволяющему создавать тандемы из опытных и начинающих воспитателей. В нашем ДОУ замечательной традицией стало проведение мероприятия "Посвящение в Садовницы".На этом празднике начинающий воспитатель проходит различные испытания: поет детские песни, колыбельные, марширует под музыку, решает проблемные педагогические ситуации, произносит клятву молодого воспитателя и т. д.От наставника новичок получат памятку "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ" (приложение 2). В завершение проводится чаепитие. (приложение №14)

Разнообразные формы работы с начинающими воспитателями способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости:

-обучение на рабочем месте;

-участие в работе методических объединений;

-самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

обучение на курсах повышения квалификации;

-методическое сопровождение деятельности молодых специалистов.

Разнообразные формы методической работы. Наряду с традиционными, оправданными практикой формами, такие как семинары, консультации, практикумы, открытые занятияиспользуются и альтернативные – психолого-педагогические тренинги, деловые игры, смотр-конкурсы, решение педагогических ситуаций.

Данные формы преследуют цель – помочь начинающим воспитателям в повышении их профессиональной компетентности в вопросах методики организации учебно-воспитательного процесса.

Решение педагогических ситуаций. Одна из форм испытания педагога с целью подтверждения занимаемой должности для воспитателя. Решение педагогических ситуаций потребует от педагога проявления педагогической компетентности, знаний, умений, профессиональных качеств. Выбор ситуаций для испытания проводится случайным образом - из банка ситуаций.

Конкурсы.Демонстрация и оценка творческих достижений воспитателей. Предполагаетвозможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.

Семинары-практикумы.Совместно с педагогами происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и специалист.

Психолого-педагогические тренинги. Самый совершенный способ самосовершенствования. Он позволяет педагогу повысить свою познавательную активность, овладеть необходимыми практическими знаниями.

Одной из эффективных форм является работа творческой группы, задача которой – побудить педагогов почувствовать, что они не просто воспитатели, но и исследователи. Формы работы творческой группы разнообразны: деловая игра, коллективно-творческая деятельность, практическая работа в микрогруппах, что позволяет организовать панораму открытых занятий и режимных моментов, обсуждать вопросы планирования педагогического процесса, анализировать содержание, методы обучения, приемы, стиль общения и др.

В практике детского сада широко используем такую форму методической работы как открытые просмотры. Молодые воспитатели также привлекаются к открытым показам.

Значительная роль в повышении профессионального мастерства воспитателей отводится самообразованию. Недостаток знаний по дошкольной педагогике, отсутствие практических умений заставляет начинающих воспитателей заняться самообразованием. На основе выявленных проблем каждый воспитатель определяет для себя тему, над которой будет работать, и составляет план, включающий изучение литературы, передового опыта, перечень практических мероприятий (создание предметно-развивающей среды, пособий, картотек, папок-передвижек и т.д.). Для анализа процесса самообразования составлена памятка (приложение №13)

Результатом работы по самообразованию может быть обобщенный опыт деятельности педагога, который будет основанием для повышения квалификационной категории.

Деловые игры (приложение № 14)позволяют более полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.

Планирование и организация обучения проводятся по результатам изучения потребностей педагогов в ходе собеседования, наблюдения за педагогической деятельностью. Начинающий воспитатель направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может на личном примере продемонстрировать методически правильное проведение занятия, прогулки, любого режимного момента, дать необходимые советы, рекомендации, консультации, ответить на возникающие вопросы. Стараемся за каждым молодым педагогом закрепить опытного наставника, который выполняет те же функции.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет начинающему воспитателю получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. При этом используются разнообразные формы взаимодействия друг с другом, например, совместное планирование будущего рабочего дня и подведение итогов предыдущего. Помощь наставника при составлении подробного конспекта занятий помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы на конкретном занятии. При возникновении конфликтных ситуаций предлагаются различные варианты их решения. Самое главное – начинающий воспитатель может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.

При поддержке наставника педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей. Главное – активная позиция начинающего педагога.

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Ничто так не сближает коллектив как общая идея, стремление к достижению цели общими усилиями, когда команда единомышленников представляет собой единое целое, а каждый ее член грамотно и добросовестно выполняет свои профессиональные обязанности. А знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста.

Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации ДОУ. Начинающий воспитатель получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и развивает способности, а так же собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него со всем коллективом. Наставник развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

С целью стимулирования творческих проявлений начинающего воспитателя в ДОУ проводятся конкурсы методических разработок, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества и т.д. Начинающие воспитатели привлекаются к участию в конференциях, конкурсах городского, областного, межрегионального уровней. Как старший воспитатель, особое внимание я уделяю пополнению багажа теоретических знаний начинающих воспитателей, развитию навыков практического применения полученных знаний. Это обусловлено тем, что в последнее время в детский сад приходит много выпускников непедагогических средних специальных и высших учебных заведений. Недостаток знаний по дошкольной педагогике, отсутствие практических умений заставляет новичка заняться самообразованием. Подбираю необходимую для изучения методическую литературу, знакомлю с методическим кабинетом дошкольного учреждения, помогаю выбрать тему для самообразования.

Сегодня уже можно говорить о результатах нашей работы в выбранном направлении:

• в ДОУ создана система работы с начинающими воспитателями, которая объединяет деятельность молодых педагогов, опытных наставников, узких специалистов, администрации;

• в ДОУ применяются эффективные формы и методы работы с начинающими воспитателями, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;

• начинающие воспитатели ведут работу по самообразованию, что позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

• у начинающих воспитателей сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;

• закрепление за начинающими воспитателями педагога-наставника обеспечивает необходимую помощь и поддержку на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию;

Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

Один из наиболее популярных американских специалистов по теории успеха Джим Ром советует:

Не иди передо мной – я могу и не последовать.

Не иди сзади меня – я могу и не повести.

Но ступай рядом со мной и будь мне другом!

Памятка для молодых специалистов
"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.

Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

"Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

Не скупитесь на похвалу.

Не создавайте конфликтных ситуаций.

Следите за внешностью и поведением.

Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.

Уважать в каждом ребенке личность.

Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

Воспитатель - эта профессия одна из самых ответственных. Труд воспитателя сродни хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он души воспитанников, формирует фундамент знаний, умений и навыков Я с детства мечтала работать воспитателем. Моя мечта осуществилась после окончания в 1995 году Красноярского Государственного Педагогического Университета. Работаю воспитателем в МБДОУ "Саянский детский сад" 18 лет. Ко мне в группу ходят дети разных возрастов(4-7лет)

Дети все разные и по возрастным особенностям и по психологическим. Каждое утро приходят они ко мне в группу, у одних я вижу настороженность, в других – интерес, в-третьих – надежду. У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Как часто внешние стремления, и внутренние потребности моих воспитанников не совпадают, как часто эти несовпадения приводят к конфликтам. Как избежать их, предотвратить? И я стараюсь угадать, на что настроен каждый ребенок, что для него является главным. Понять личностные качества, определить уровень знаний, умений и навыков – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка. Для меня детский сад – это творческая мастерская, ведь социально-психологический микроклимат, который создает условия для самореализации личности. Детский сад для ребенка – это второй дом, где он проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живет, и как губка впитывает весь уклад и традиции детского сада. Многие представляют труд воспитателя, как игру с детьми. Это не так! Воспитатель – центральная фигура в детском саду.Она на виду у всех: администрации, детей, родителей. Она первым открывает дверь в этот огромный, бесконечный мир, полный интересных открытий, загадок и радостей познания. И так хочется, чтоб из этой маленькой сказочной жизни, они брали только хорошее, чистое, светлое. Как это здорово когда малыш тебе доверяет. Подойдет, что то спросит и ждёт от тебя ответа с распростёртыми глазами и слушает с таким интересом, вот ради таких моментов и хочется отдавать себя всю.

Главное в моей работе любить детей, Верить в каждого из них, находить трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих воспитанников.

Деятельность по защите прав участников образовательного процесса

В своей деятельности реализую задачи по защите прав детей, через социально-педагогическое сопровождение детей, целенаправленно работаю над созданием психологического комфорта и безопасности ребенка в детском саду и дома.

За два года работы удалось достичь следующих результатов работы:

-знают о своих и правах и обязанностях-73%;

-применяют на практике общепринятые нормы и правила-75%;

-относятся с уважением к старшим-80%;

-толерантно относятся к людям разной национальности и лицам с ограниченными возможностями здоровья – 85 %.

В группе создан положительный эмоциональный и психологический климат, что позволяет избегать острых конфликтов между участниками образовательной процессе.

При формировании правового сознания знакомила детей с их правами (на жизнь и право на медицинский уход) и обязанностями (не причинять вреда своему здоровью и здоровью окружающих, с уважением относиться к окружающим, поддерживать порядок в своей комнате, помогать родителям).Практическую работу в данном направлении строила через организацию:

- ознакомления с художественной литературой, которая позволяет оценить роль человека в сохранении своего здоровья, обеспечения правильного питания и создания благоприятных условий жизни;

- игровой деятельности и обыгрывание игровых ситуаций, рассматривания иллюстраций, через которые дети осваивали свои и чужие права;

Таким образом, удалось достичь положительных результатов, повысилась компетентность родителей в вопросах правового воспитания детей.

Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители с детьми демонстрируют своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставках.

Развитие социальной компетентности воспитанников

Результаты наблюдения за особенностями формирования социальной компетентности детей моей группы представлены следующим образом:

1) знают о себе, собственной принадлежности и принадлежности людей к определенному полу.

А) Старшая группа-50%

Б) Подготовительная группа-85%

2) знают о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях.

3) знают об обществе, его культурных ценностях.

А) Старшая группа-55%

Б) Подготовительная группа-90%

Положительных результатов удалось достичь за счет системы воспитательно-образовательного процесса.

Духовно – нравственные позиции воспитателя

-дети знают основные нравственные понятия 89%;

-имеют элементарные представления о принадлежности к гражданскому обществу 93%;

-уважительно относятся к русскому языку и культуре русского народа 88%;

-уважительно относятся к родителям- 93%;

-принимают национальные ценности и традиции 78%

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей смешанной группе.

При организации развивающей предметно - пространственной среды в группе учитывались требования ФГОС ДОУ. Насыщенность развивающей предметно- пространственной среды в нашей группе соответствует возрастным особенностям детей и содержанию образовательной программы ДОУ.

В зоне физического развития находится оборудование для равновесия, меткости, имеется тренажер, мячи разного размера и назначения, обручи - где дети могут свободно поиграть.

Для нравственно-патриотического воспитания создан уголок патриотического воспитания,куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги для знакомства детей с историей Великой Отечественной войны, литература по патриотическому воспитанию.

Уголок Безопасности отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (опилки, камешки, песок, вода, трубочки и т. д.) . В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики емкости разного размера мерные кружки, воронка, календари погоды и природы

Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом уголке, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду

Обоснование выбора темы.

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

(Е. А. Мухачёва)

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и УДО, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Так как же привлечь родителей к работе в детском саду? Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.Предполагаемый результат:

-Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

- Повышение педагогической грамотности родителей

-Повышение профессиональной компетентности педагогов;

- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

-Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Сначала формы работы с родителями в нашей группе были достаточно традиционными:

- родительские собрания 3 раза в год;

- индивидуальные и групповые беседы;

- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;

- творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты) ;

- консультации для родителей;

- дни открытых дверей.

Я использовала активные формы и методы работы с родителями:

- консультации - “Организация питания детей дома”, “Между мамой и папой или как помочь ребенку в период развода”, “Как провести выходные с детьми”, “Пожарная безопасность”

“Готовим детей к школе”, “Развитие творческих способностей детей”

-Информационные листки:“Прививки против гриппа”, “Витамин С”, “Права ребенка на любящих родителей”, “Меню выходного дня”, “Грипп и его профилактика”, “Пожарная безопасность «.

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- работа с родительским комитетом группы;

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем,что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

И поэтому я стараюсь, чтобы каждый день не был похож на предыдущий. Сегодня мы отправляемся в путешествие с клоуном

Завтра мы с ребятами празднуем приход весны

Я горжусь своей профессией.Да именно горжусь:

-возможностью воспитывать новое поколение;

-достижением каждого ребёнка;

- возможностью реализации собственного творчества

Описание опыта работы о взаимодействии МДОУ Детский сад и Моу СОШ по улучшению внедрения ФГОС ДО Описание опыта работы о взаимодействии МДОУ Детский сад и МОУ СОШ по улучшению внедрения ФГОС дошкольного образования. Переход ребенка-дошкольника.

Читайте также: