Плюсы и минусы трудового воспитания

Обновлено: 16.05.2024

В данной статье описывается актуальность трудового воспитания младших школьников в современной начальной школе. Перечисляются основные задачи, основы и условия трудового воспитания в современной начальной школе. Рассматриваем несколько педагогических условий трудового воспитания младшего школьника в современной начальной школе. Мы выделяем в своей работе три условия: четкая организация труда и рабочего места; слаженная работа в детском коллективе; уборка оборудования и инструментария. Воспитательный процесс ребенка - это очень ответственный момент, в нем важное место занимает трудовое воспитание, поэтому к нему нужно отнестись серьезно и стоит обратить внимание на все этапы. В трудовом воспитании главное - правильно поставить цель, заинтересовать ребенка, промотивировать его. В первую очень нужно подготовить трудовую деятельность, запланировать воспитательный процесс, это и будет подготовительный этап. Данный этап в трудовом воспитании является основой, фундаментом. На подготовительном этапе дети ученики планируют дальнейшую работу, развивают навыки простого сотрудничества, распределяют обязанности и работы между всем участниками трудового процесса. В младшем школьном возрасте самое время научиться работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками, дружно работать в паре. В этом возрасте лучше усваивается совместное планирование работы.


5. Аллагулов А.М., Абулкаирова Г., Трудовое воспитание советских школьников в 1917-1941 гг. // Социально-педагогический подход в образовании: воплощение наследия А.С. Макаренко в современных социальных проектах: сборник научных трудов Всероссийской с международным участием конференции (г. Екатеринбург 29 марта, 2019 г.) / Урал. гос. пед. ун-т; ред. М.В. Богуславский, Т.С. Дорохова. Екатеринбург, 2019. С.12-17.

7. Аллагулов A.M. Особенности педагогического образования в России (конец XIX — начало XX в.) // Историкопедагогическое знание в начале III тысячелетия: материалы Четвертой нац. науч.-практ. конф. М.: АСОУ, 2008. С. 15-17.

9. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 14-19.

У современного ребенка повысились интересы и требования. В начальной школе важно не только дать знания счета, чтения и письма. Также необходимо обеспечить младшего школьника новыми умениями – универсальными учебными действиями. Эти умения составляют основу умения учиться, формируют сознательную мотивацию к обучению, самоорганизации и саморазвитию.

В своей статье мы рассматриваем младший школьный возраст, так как в этом возрасте дети легко привязываются к труду, у них проявляется заинтересованность к познаниям, к новому. Труд поможет и поддержит ребенка познать этот мир, найти себя в нем, полноценно и всесторонне развиться, раскрыть свои способности и таланты. В конечном итоге получим трудолюбивого человека, сознательного по отношению к взрослым, стремительного в познаниях.

Перед современным учителем стоит непростая задача – создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. Для решения этих проблем учителю нужно обратить внимание на свою работу с детьми, пересмотреть структуру урока, разработать новые методики. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда. Также стоить отметить, что на сегодняшний день насчитываются около ста образовательных программ, готовых к использованию.

Цель исследования: рассмотреть актуальность трудового воспитания в современной начальной школе, выявить педагогические условия трудового воспитания в современной начальной школе.

Материалы и методы исследования

Предметом данного исследования является трудовое воспитание младшего школьника в современной начальной школе.

Метод исследования, теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

В первую очередь мы рассмотрим, что относится к основам содержания трудового воспитания младших школьников:

– первоначальное представление о нравственности в учебной деятельности, ведущая роль в образовании, труд и творчество человека в обществе;

– уважительное отношение у младших школьников к труду и творчеству старших и сверстников;

– первоначальное представление о рабочих профессиях;

– ценностное отношение к учёбе с творческой точки зрения [4].

Знания, заложенные в начальной школе, будут служить основой для дальнейшего обучения.

Таким образом, государственный стандарт нового поколения ставит перед собой главную задачу: обеспечить школьников качественным образованием, начиная с начальных классов. В данное время трудовое воспитание актуально как интегрированное обучение. Если слегка затронуть коррекционную педагогику, то в ней учитываются психические особенности ребёнка, степень его девиации и педагогическая запущенность. Именно для детей с отклонениями или задержкой в развитии трудовая деятельность дается проще, чем учебная. Трудовая деятельность воспитывает в ребенке ответственность, он старается, выполняет все задания, чувствует себя полезным и нужным. Поэтому трудовое воспитание важно для ребенка, так как оно является основным инструментом не только физического и психического развития детей с отклонениями, но и их социализации [5].

Таким образом, можно сказать, что главным фактором воспитания личности в младшем школьном возрасте выступает трудовая деятельность. Трудовой процесс помогает ребенку не только поменять свое представление о себе и об окружающем мире, но и помогает изменить самооценку. Когда ребенок полностью погружается в трудовой процесс, у него меняются взгляды на многое, это происходит под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь поднимает авторитет школьника в классе. У ребенка во время трудового процесса развиваются способности, трудовые умения и навыки. А также трудовая деятельность формирует у школьника новые виды мышления. В коллективе ребенок получает новые навыки общения, формы работы, дружеское сотрудничество. Это положительно повлияет на адаптацию ребенка в обществе.

С младшего школьного возраста детей необходимо приучать к работе на пришкольном участке. Также необходимо учитывать индивидуальные склонности и возможности.

Во время поручения задания дети учатся вступать в диалог как со взрослыми, так и со сверстниками, правильно отвечать на поручения.

На данном образовательном этапе трудовое воспитание формирует добросовестное отношение к труду, выступает не только пониманием роли в жизни человека, но и в обществе. Также трудовое воспитание имеет целью установку в выборе профессии и развитие интереса к трудовой деятельности.

Для младшего школьника трудовое воспитание играет большую роль в приобщении к общественно полезному труду. Коллектив может повлиять положительно в трудовом воспитании младшего школьника. Например, совместная работа со старшеклассниками или взрослыми на малыша окажет положительное воздействие.

Рассмотрим несколько педагогических условий организации трудового воспитания младшего школьника в современной начальной школе. Чтобы получить положительный результат трудового воспитания, нужно его правильно организовать. Мы выделяем в своей работе три условия: четкая организация труда и рабочего места; слаженная работа в детском коллективе; уборка оборудования и инструментария [6].

Первое условие – четкая организация труда и рабочего места, данное условие направлено на нравственную привлекательность, эстетичность трудовых действий. Нужно обратить внимание на то, что в современной начальной школе процесс организации трудовой деятельности затрудняют некоторые факторы. Во-первых, учебная нагрузка увеличилась у детей, тем самым у детей повышенная утомляемость. Во-вторых, список детей с различными заболеваниями, как хроническими, так и аллергическими. Таким детям зачастую трудовая деятельность частично или полностью противопоказана. Обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности детей во время организации трудовой деятельности, поручения подбирать индивидуально по каждому ребенку, при этом никого нельзя оставлять без работы.

Воспитательный процесс ребенка - это очень ответственный момент, в нем важное место занимает трудовое воспитание, поэтому к нему нужно отнестись серьезно и стоит обратить внимание на все этапы. В трудовом воспитании главное - правильно поставить цель, заинтересовать ребенка, промотивировать его.

В первую очередь нужно подготовить трудовую деятельность, запланировать воспитательный процесс, это и будет подготовительный этап. Данный этап в трудовом воспитании является основой, фундаментом. На подготовительном этапе ученики планируют дальнейшую работу, развивают навыки простого сотрудничества, распределяют обязанности и работы между всем участниками трудового процесса. В младшем школьном возрасте самое время научиться работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками, дружно работать в паре. В этом возрасте лучше усваивается совместное планирование работы.

Следующее педагогическое условие основывается на слаженной работе детского коллектива, поручения и инструментарий усложняются. Данное условие определяется тем, что дети самостоятельно выполняют задание, что помогает слаженной работе в коллективе. Главная ответственность возлагается на учителя, он распределяет обязанности и раздает поручения детям. Только учитель является организатором трудовой деятельности в школе, для школьников он выступает авторитетом, развивает активность и инициативность детей.

Третье педагогическое условие – уборка оборудования и инструментария, что является обязательным этапом по окончании работы. Данное условие помогает учителю сформировать у младшего школьника развитие аккуратного и бережного отношения к инструментам, оборудованию. Также у ребенка будет всегда в порядке рабочее место. Обязательно по окончании работы учитель должен подвести итоги, проговорить все плюсы и минусы проделанной работы, благодаря чему был достигнут хороший результат. Можно привлечь к этому и самого ученика, чтобы он сам огласил итоги работы. Таким образом, он научится видеть причину успеха в овладении организационными навыками и неудачи при их отсутствии. Если ребенок стремится всякий раз начинать свою работу с тщательной подготовки, он легко овладевает навыками организации труда.

В современное время трудовое воспитание младшего школьника выступает глобальной проблемой общества.

Особую актуальность эта проблема приобрела в условиях прогрессирующего обновления всех сторон жизни общества, непрерывного образования, активизации человеческой личности. В современной школе задачей учителя является воспитание в детях любви к труду, проявления уважения как к своему труду, так и к труду других людей [7].

В своей работе мы выявили уровень сформированности трудовых навыков младшего школьника. Для начала, чтобы дети поняли главное в трудовой деятельности и имели уважительное отношение к труду взрослых, мы поработали над формированием представлений младших школьников о мире профессий [8]. И провели диагностику представлений о труде взрослых.

Мы вступали в диалог с каждым ребенком и беседовали индивидуально про каждую профессию, которую называл он. Просили рассказать, каким оборудованием пользуется его папа, чем занимается его бабушка на работе, что он знает о профессии дедушки.

После индивидуальной беседы с учениками проводилась общая беседа со школьниками о профессиях и важности труда взрослых.

Перечислим критерии, по которым мы оценивали детей по окончании проведенного нами опроса, для выявления уровня сформированности трудовых навыков младшего школьника.

Первый уровень – низкий, от 5 до 7 баллов, на данном уровне ребенок неправильно отвечает на вопросы, большинство профессий он не знает. Затрудняется в ответах об орудиях труда, а если и отвечает, то в основном неверно. Отвечает неохотно, не заинтересован в диалоге о профессиях.

Второй уровень – средний, от 8 до 12 баллов, на данном уровне ребенок отвечает на вопросы, старается, но иногда допускает ошибки в названиях профессий. Знаком с орудиями труда, но не может объяснить, в каких профессиях что применяется. Заинтересован в диалоге о профессиях.

Третий уровень – высокий, от 13 до 15 баллов, на данном уровне ребенок отвечает на все вопросы правильно, не допускает ошибок в названиях орудий труда. Знает, где работают его родители и чем занимаются на работе его дедушки и бабушки. Охотно вступает в диалог о профессиях.

– 3 ученика (10%) на низком уровне, во время беседы они часто допускали ошибки в ответах на вопросы о профессиях, затруднялись отвечать на поставленные вопросы об орудиях труда, а если и отвечали, то в основном неверно, не проявляли интереса к теме о профессиях;

– 18 учеников (60%) на среднем уровне, во время беседы школьники в основном правильно отвечали на поставленные вопросы, называли несколько профессий, но неуверенно отвечали на вопросы, связанные с орудиями труда, которыми пользуется человек названной им же профессии;

– 9 учеников (30%) на высоком уровне, во время беседы школьники без особого труда отвечали на поставленные вопросы, уверенно называли несколько известных профессий, а также орудия труда, которыми пользуется человек названной профессии.

Таким образом, можно сказать, что в современное время проблема трудового воспитания подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания общества. Эта проблема имеет особую актуальность в условиях прогрессирующего обновления всех сторон жизни общества, непрерывного образования, активизации человеческой личности. В современной школе задачей учителя является воспитание в детях любви к труду, проявления уважения как к своему труду, так и к труду других людей.

Выводы

Если рассматривать в целом общую систему воспитания младшего школьника в современной начальной школе, то главной частью является трудовое воспитание. Трудовое воспитание актуально не только в современное время, многие авторы рассматривали его и в советское время. Начальная школа выделяет главного субъекта трудового воспитания - это учитель, он может быть не только учителем труда, но и классным руководителем. Классный руководитель проводит с детьми больше всего времени, никто так же, как он, не сможет развить у младшего школьника трудовые навыки. В его руках будущая жизнь современного младшего школьника, развитие нравственных качеств и творчества. Результат труда в начальной школе будет спрашиваться с учителя, так как дети в этом возрасте без взрослой помощи добиться этого не смогут. Учитель (классный руководитель) сможет повлиять на эффективность и результативность трудового воспитания. Таким образом, можно сказать, что задача учителя в первую очередь состоит в том, чтобы взять на себя ответственность как руководителя трудового процесса. Проведенная нами беседа показала, что у детей младшего школьного возраста уровень сформированности трудовых навыков следующий: 3 ученика (10%) на низком уровне; 18 учеников (60%) на среднем уровне; 9 учеников (30%) на высоком уровне.

Трудовое воспитание детей, подростков, молодежи еще совсем недавно было одним из важнейших направлений во всех образовательных учреждениях. Считалось, что труд, являясь неотъемлемой частью жизни любого человека, должен присутствовать везде, где находится подрастающее поколение. Поэтому детишек с раннего детства старались приучить к труду.

процесс трудового воспитания

Со временем родители учеников начали протестовать против использования бесплатного детского труда, считая, что в образовательных заведениях дети должны только получать знания, и там нет места труду. Но с такой точкой зрения можно поспорить, ведь труд является способом передачи практических знаний от взрослых детям.

Задачи трудового воспитания

трудовое воспитание

Труд является одним из аспектов воспитания нравственности у человека, развития культурных навыков. Это определенная последовательность действий, с помощью которых дети не только получают теоретическую информацию о профессиях, видах трудовой деятельности, но еще и приобретают элементарные бытовые умения, навыки самообслуживания, работы в коллективе, а значит социализации, которые необходимы для дальнейшей успешной интеграции в общество.

Задачи трудового воспитания следующие:

  • формирование отношения к труду как к высшей жизненной и социальной ценности;
  • развитие интереса к обогащению своих знаний и применению их на практике;
  • обучение детей трудовым навыкам и умениям.

Положительным результатом процесса является достижение определенного уровня развития личности. Он станет основой для овладения любой профессией.

Трудовой воспитательный процесс включает несколько этапов. Они рассмотрены в таблице.

Этапы. Что включают.
Развитие навыков самообслуживания. Способность самостоятельно одеться, умываться, убирать за собой.
Домашний посильный труд. Помощь родителям в хозяйственных хлопотах. Для малышей примером такой деятельности является полив цветов, для детей постарше – уборка квартиры, приготовление еды.
Техническое воспитание. Изучение техник и методик какой-либо профессиональной деятельности.
Практический труд. Уроки труда в школе.
Общественно-полезная деятельность. Уборка пришкольной территории, работа по ее озеленению.

Именно последний аспект трудового воспитания вызывает негатив у родителей, которые считают, что их ребенка заставляют делать что-то для общества в целом и это унижает его достоинство. Но именно такая позиция родителей приводит к подрыву развития гармоничной личности, формируя в дальнейшем неправильный моральный облик общества.

В ходе этого процесса детей не заставляют выполнять взрослую непосильную для них работу, их только подводят к этому, рассказывая для чего и почему нужно работать.

Детский труд отличается от работы взрослого своими психологическими задачами. Он организован для того, чтобы побудить несовершеннолетних трудиться, подготовить их психологически к взрослой жизни. В процессе трудового воспитания дети получают элементарные представления о профессиях.

Роль труда в развитии личности детей

труд в развитии личности

Продолжительное время психологи и педагоги изучали воздействие воспитания трудом на детей разного возраста. Результаты исследований выявили основные функции, которые оно выполняет.

К ним относят:

  1. Развитие нравственных качеств ребенка.
  2. Повышение самооценки (человек видит, что его работа приносит пользу).
  3. Положительное влияние на умственное и физическое развитие.
  4. Формирование умения работать в коллективе, распределять роли, расставлять приоритеты, руководить.
  5. Помощь в выборе будущей профессии.

Трудовое воспитание дошкольников и школьников должно носить непрерывный характер. Это обязанность не только педагогов, но и родителей, бабушек и дедушек, то есть семьи.

Роль семьи

трудовое воспитание в семье

Воспитание ребенка и приучение его к труду начинается в семье. С ранних лет, когда малыш только начинает социализироваться, он наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родственниками, которые постоянно находятся рядом, и перенимает их отношение к труду.

Не всегда домашние хлопоты доставляют ребенку радость, приходится пересиливать себя. Это формирует характер, развивает силу воли, а если родители не скупятся на похвалу, то еще и повышает самооценку.

Трудовое воспитание в семье является важнейшим этапом формирования личности, ведь там ребенок находится большую часть своей повседневной жизни и с удовольствием выполняет сначала легкие домашние поручения мамы, папы или бабушки (убирает игрушки), а затем приучается к более серьезному труду (моет посуду, выносит мусор).

Если родители прививают ребенку любовь к труду с детства, разрешая ему принимать участие в интересующих его делах (пусть даже он будет сначала только мешать), то по мере его подрастания, они получат полноценного помощника в домашнем хозяйстве. И, наоборот, запрещая малышу помочь маме или папе, не стоит удивляться, что он затем категорически отказывается трудиться на благо семьи, а потом и общества.

Трудовое воспитание в детском саду

трудовое воспитание с детском саду

Одновременно с приучением ребенка к труду дома, он получает новые навыки в образовательных учреждениях. То, как хорошо малыш будет усваивать их, зависит от педагогов.

Для формирования готовности к трудовой деятельности применяют следующие формы обучения:

Трудовое воспитание в детском саду имеет свои тонкости. Воспитатель должен учитывать возрастные особенности малышей. Увеличение объема работ, усложнение их содержания, повышения темпа должно производиться постепенно.

Приучение к труду школьников

трудовое воспитание в школе

Наиболее активно любовь к труду начинают прививать в школе. Младшие ученики собирают гербарии, помогают на приусадебном участке и в живом уголке (если таковой имеется), поливают в классе цветы.

Благодаря трудовому воспитанию ребенок овладевает умениями и навыками, которые затем будут требоваться ему в течение всей жизни (бытовые, самообслуживания).

Труд развивает независимость от взрослых, повышает самооценку и желание развиваться далее.

Самостоятельно выполняя даже самую простую работу, малыш учится делать все аккуратно и красиво, что развивает чувство прекрасного. Он начинает ценить чужой труд, чувствуя, что для достижения результата необходимо приложить волевые усилия.

Трудовое воспитание школьников в старших классах связано с профориентацией учеников.

Для этого проводят лекции, на которых старшеклассникам представители разных профессий:

  • рассказывают о своей работе;
  • объясняют, куда нужно поступать учиться, чтобы получить профессию;
  • отвечают на вопросы детей.

Организуют экскурсии на предприятия, где наглядно показывают труд людей. В основном детей водят в градообразующее предприятие, которое нуждается в свежих кадрах. В результате школьники не понаслышке узнают о различных видах трудовой деятельности, что позволяет им сделать осознанный выбор профессии.

Труд – это основа гармоничного развития личности. Важно с раннего детства воспитывать у ребенка уважение к нему, продуктивно работать, повышая свой профессионализм. Именно это и является основной целью трудового воспитания.

Воспитание человека трудом — видео



В последнее время очень важной задачей можно считать воспитание у детей школьного возраста таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость. Воспитание дошкольника – очень важный фактор, ведь от него всецело зависит не только успешность обучения в школе, но и формирование жизненных ценностей.

У детей старшего школьного возраста должна быть сформирована стойкая привычка трудиться, причем у них должны быть развиты нравственные ориентиры, трудолюбие, осознанность труда. Отсутствие этих волевых качеств зачастую приводит к чрезмерной опеке взрослых над детьми, что, в свою очередь, может привести к несамостоятельности, лени, неуверенности в себе, заниженной самооценке, эгоизму.

Труд в природе считался одним из приоритетных направлений и был отражен во всех образовательных программах. Он был очень полезен, так как в процессе подобного труда у детей формировалась ответственность, бережливость, аккуратность. А самое главное – они могли сразу же увидеть результаты своих стараний, к примеру, цветы, посаженные вместе со взрослыми. К тому же, современным детям особенно необходимо общение с живой природой.

Но, к сожалению, на практике получается иначе: новые требования СанПиНов делают труд детей в природе почти невозможным, и теперь единственное что могут делать школьники, это поливать то, что было посажено взрослыми.

И это в стране, где посадка растений, уход за растениями на огороде, на клумбе всегда считались важной частью воспитания.

Кроме того, многих воспитателей волнует запрет на содержание аквариумов в школьных учреждениях. Забота о рыбках доступна даже малышам и очень их привлекает, к тому же аквариумы отлично помогают в психологической разгрузке и адаптации детей к школе.

Что же касается традиционного ухода за комнатными растениями, то он, к сожалению, постепенно уходит в прошлое.

Тем не менее, решить универсальные задачи, прописанные в программах и запрещенные СанПином вполне возможно, возложив их на родителей школьников. Согласно наблюдениям, многие родители недооценивают волевые способности детей, стремятся их опекать. Очень часто дети чувствуют себя беспомощными и неуверенными при возникновении трудностей в присутствии родителей.

Говоря о проблеме трудового воспитания, стоит обратить внимание на работы знаменитых отечественных педагогов, психологов и методистов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, Т.А. Маркова и многие другие. К примеру, Н. Крупская во всех своих работах упоминала о необходимости привлечения детей к трудовой деятельности с самого раннего возраста и считала, что новое поколение следует воспитывать людьми, приспособленными к труду.

Как привить ребенку привычку к труду?

Чтобы достичь поставленных целей, перед педагогом ставятся следующие задачи:

    , самостоятельности, умение работать в коллективе.
  1. Формирование у детей практических и трудовых умений.
  2. Развитие положительных черт характера: отзывчивости, заботы, трудолюбия.
  3. Закрепление бережного отношения к предметам, как к результатам труда людей.

Для того, чтобы показать детям суть любого труда педагог:

  1. Вызывает у детей желание выполнить ту или иную работу.
  2. Раскрывает детям ценность, серьезность и важность труда.
  3. Развивает способность заранее видеть конечные результаты своих трудов.
  4. Обучает четкому планированию своих действий.

Решить все эти сложные задачи только с помощью вербальных методов невозможно, поскольку необходимы еще и наглядные методические примеры. Для этого с родителями проводят своеобразное собеседование и просят заполнить анкету.

Виды совместного труда детей и родителей

К сожалению, в семьях пока недостаточно развит совместный труд детей и их родителей, а он очень важен, ведь с его помощью можно удовлетворить естественную потребность детей в общении со своими родителями.

Увы, ручной труд, такой как шитье, изготовление поделок из природных материалов и т.д. распространен в семьях меньше бытового труда. Хотя детям он нравится куда больше, и выполняется с особым старанием.

Очень важно для полноценного развития личности уход за растениями и домашними животными. Подобный труд развивает как гуманные качества, такие как доброта, отзывчивость, любовь, забота, но и волевые – ответственность, самостоятельность, организованность. Подобный труд распространен и в городской, и в сельской местности. Разумеется, взрослые должны помогать ребенку в его трудовой деятельности, тем самым мотивируя его в доведении любого начатого дела до необходимых результатов.
В семье есть все условия для того, чтобы привлекать детей школьного возраста к труду, поскольку ребенок может наглядно убедиться в пользе своих действий для всех членов семьи.

Обычными мотивами труда школьников в семье служат любовь и забота по отношению к остальным членам семьи. В семейном кругу дети любят заниматься таким трудом, который почти не распространен в школах – моют и вытирают посуду, помогают готовить пищу, покупать продукты.

Организация труда в детском коллективе

Чтобы понять, на каком уровне находятся трудовые умения и навыки детей, с ними проводятся тестирования, после чего планируется дальнейшая работа. В группе создаются условия, необходимые для полноценного трудового воспитания, используются разнообразные формы организации трудовой деятельности – дежурства, труд в коллективе. Детей необходимо учить трудиться вместе, помогать и поддерживать друг друга.

При организации труда в детском коллективе педагогу необходимо выделить несколько последовательных этапов:

  • распределить работу между всеми участниками;
  • проследить за выполнением детьми различных заданий;
  • обсудить результаты трудовой деятельности.

Школьникам нужно подробно объяснить всю пользу труда, и те объемы работы, которые им предстоят, ввести необходимые правила, которые будут регулировать взаимоотношения в детском коллективе. В дальнейшем дети постепенно научатся распределять свою работу самостоятельно, главное научить школьников рациональной организации своей деятельности.

Итогом трудовой деятельности в коллективе будет служить обсуждение результатов. При оценке совместного труда педагогу следует уточнить, кто что делал, а затем подвести итоги, подчеркнув при этом, что качество конечных результатов будет зависеть от хорошей работы каждого ее участника.

Отличный эффект могут дать и музыкально-литературные концерты, спектакли, комплексные занятия.

Вообще, давно известно, что нравственное и трудовое воспитание детей реализуется гораздо успешнее, если применять оригинальные формы работы, такие как викторины, КВН, выставки, дни открытых дверей.

По опыту психологов можно отметить, что наиболее успешным трудовое воспитание может быть только при совместной работе семьи и школы.

Роль семьи в трудовом воспитании детей

Педагог должен убедить родителей, что трудовое воспитание имеет чрезвычайную важность для формирования волевых и нравственных качеств ребенка, и помочь им понять психологическую роль труда в подготовке к обучению в школе.

Для начала педагог посещает семьи воспитанников и изучает условия, созданные для домашнего труда, участвует ли ребенок в трудовой деятельности семьи, каким образом родители объясняют ребенку необходимость школьного обучения, какие трудности есть в воспитании, на чем необходимо заострить внимание в первую очередь, какую помощь родители хотели бы получить от педагогов школы. В планировании работы с родителями важную роль играют также беседы, консультации, родительские собрания, на которых все участники могут поделиться своим опытом и знаниями.

Зачастую у детей недостаточно развиты нравственные и волевые качества в силу того, что родители не могут правильно воспитать ответственность, настойчивость, самостоятельность. Типичной ошибкой является использование только словесных методов. Злоупотребление отрицательными оценками не повышает старательность и ответственность детей, а лишь ведет к негативному отношению к труду как к таковому.

К сожалению, в семьях пока еще недостаточно развит совместный труд детей и родителей, но не стоит его недооценивать, поскольку детям необходимо полноценное общение со взрослыми, которые, в свою очередь, могут держать детскую деятельность под контролем.

Как правило, согласно ответам родителей, на самом первом месте среди труда школьников в семье стоит самообслуживание, затем – уборка помещения и игрушек, а остальные виды трудовой деятельности почти не задействованы.

Шитье, вышивание, изготовление разнообразных поделок из тканей, бумаги, природных материалов и другой подобный ручной труд, к сожалению, распространен в семьях еще меньше бытового. Хотя это совершенно напрасно: занимаясь подобно деятельностью, ребенок может своим руками сделать подарки своим близким, родителям, друзьям, ровесникам из школы, что, в свою очередь, способствует развитию в нем инициативности, усидчивости, настойчивости и множества других важных волевых и нравственных качеств, и черт характера.

Уход за комнатными растениями и домашними животными тоже может внести свой вклад в развитие детской трудовой деятельности. В городе у большинства семей обычно есть домашние животные и уж тем более комнатные растения. Но, увы, как правило, ухаживают за ними только взрослые, поскольку не доверяют детям, считая, что те могут испачкаться, обжечься и т.д. Но этот вид труд очень важен, он воспитывает не только гуманизм, доброту, любовь ко всему живому, но и укрепляет волю, развивает самостоятельность, ответственность за свои поступки. К тому же, подобный труд распространен повсеместно – как в городах, так и в сельской местности, и всегда служат удовлетворению потребностей не только детей, но и всех членов семьи, способствует их объединению, и, без сомнения, улучшает и укрепляет отношения.

Взрослым членам семьи тоже важно привносить в труд школьников некие нравственные мотивы, уделяя внимание, помогая, проявляя заботу, сочувствие, тем самым мотивируя ребенка на доведение абсолютно любой работы до качественного результата, а не бросать дела на полпути.

Плановая, систематическая и целенаправленная работа обязательно окажет влияние на результат, тем самым у детей сформируются практические умения и навыки, выработаются положительные черты характера, такие как доброта, забота, трудолюбие, ответственность. У школьников будут развито нравственное отношение к предметам человеческих трудов.

В результате дети получат не просто четкие представления о трудовой деятельности как таковой, но и приобретут стойкие навыки и привычки, улучшат взаимоотношения в своем коллективе, существенно повысят свою самостоятельность, при этом заметно снизится агрессивность. Кроме того, дети школьного возраста научатся правильному поведению в коллективе, смогут довести любое начатое ими дело до конца, смогут помогать и поддерживать друг друга, а трудовые навыки и умения заметно повысятся.


«Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями,

но и зажечь в человеке жажду серьезного труда,

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, и ближайшем будущем ученика школы.

Основная цель системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Одновременно нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ведущими принципами достижения цели выступают:

- принцип гуманности (личностный подход к ребенку);

- принцип ненасилия (добровольность участия детей в труде, эмоциональная насыщенность детского труда);

- принцип целостности (личность дошкольника рассматривается как целостный феномен, а характер трудовой деятельности дошкольников –многоплановость);

- принцип субъективности (субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду).

Необходимыми методами и приемами, которые используются для руководства разного вида детского труда, являются следующие:

- определить цель труда;

- помочь ребенку мотивировать свой труд;

- учить элементам планирования работы;

- учить достигать результата и оценивать его.

Труд – это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

А.С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива. Одной из главных задач трудового воспитания он считал формирование у детей творческого отношения к труду. Говоря о труде маленьких детей, А.С. Макаренко указывал на его тесную связь с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.

В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребенка остается недоступной и радость труда.

Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д.Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:

- систематическое включение каждого ребенка в труд;

- подборка оборудования для труда;

- учет нагрузки на ребенка;

Таким образом, труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.

В своей работе мы большое внимание уделяемознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.

Цель, которую мы поставили перед собой, состоит в следующем: формирование представлений детей о мире профессий и положительного отношения к труду.

Мы определили ряд задач, которые необходимо решить:

- развитие трудовой деятельности;

- развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения и желание следовать поступкам взрослых людей;

- формирование представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

- формирование у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;

- научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям

- сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

- воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимы:

- показ детям разнообразного труда взрослых;

- объяснение его значения;

- организация совместной деятельности взрослых и детей.

При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых мы используем такие методы и приемы работы, как:

наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;

словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;

практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Нами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.

Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.

Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Основные термины (генерируются автоматически): труд, ребенок, труд взрослых, трудовое воспитание, дошкольный возраст, игра, детский труд, особое внимание, педагогическое воздействие, положительное отношение.

Читайте также: