Плюсы и минусы работы в маленькой компании

Обновлено: 17.05.2024

Справка. В 2021 году в России было 3 млн индивидуальных предпринимателей. За первые полгода о прекращении работы объявило более 500 000 из них. Многие не смогли остаться на плаву в пандемию. Некоторым из наёмных сотрудников также было непросто — люди массово попадали под сокращения и теряли работу.

Татьяна Акулкина (имя героя изменено)

  • 50 лет;
  • работает в найме, инженер;
  • зарплата: 26 000 рублей.

О работе

В 90-х я работала продавцом обуви на рынке. В палатке я отстояла 10 лет, а после сменила профессию и устроилась в офис на должность техника в энергетической компании. Сейчас меня повысили — и я работаю инженером.

Я выбрала эту работу из-за стабильности. Здесь есть оплачиваемый отпуск, больничный, белая зарплата и доход связан с выслугой лет. Если ты отработаешь 10 лет, то к окладу прибавят ещё 12,5%. Я работаю уже 12 лет, поэтому мой доход вырос.

Если говорить о плюсах моей работы, то кроме стабильности могу назвать несколько вещей. Да, есть чёткий график и выходные я провожу дома. Также работа часто связана с анализом. Приходится включать мозги и думать. Мне это нравится.

Про отдых

Я отдыхаю в субботу и воскресенье. Мой отпуск длится 4 недели и делится на две части. Первую часть обычно дают осенью или весной, а вторую — летом. Я стараюсь летний отпуск провести у моря. Я очень люблю Крым. На двоих с мужем мы тратим около 60 000 рублей за две недели. На отдых я обычно коплю.

В компании у нас есть профсоюзная организация. Они регулярно предлагают нам разные поездки, билеты на концерты, лечение в санаториях с хорошими скидками. Например, на санаторий нам в последний раз давали 19 000 рублей. Если ты выбираешь лечение подороже, то просто доплачиваешь из своих денег.

Если говорить о балансе между работой и отдыхом, то у меня нет ничего похожего. Да, я работаю по 8 часов без переработок, но я прихожу домой как выжатый лимон. Возможно, это из-за возраста.

После работы я кормлю кота, играю с ним и ложусь спать. Ничего другого не успеваю.

Про предпринимателей и начальника

В молодости я хотела работать на себя. Думала об открытии магазина, но у меня не было финансовых возможностей. Сейчас я уже не хочу риска, меня устраивает всё. В бизнесе большая конкуренция, и у меня нет энергии на это. Своё дело — это очень тяжело.

Предпринимателем может стать авантюрист, у которого есть хватка и чутьё. Это должен быть энергичный человек, умеющий всё просчитывать на шаг вперёд.

К своему начальнику я отношусь нейтрально. Я ему не завидую. У него огромная ответственность, а зарплата не такая и большая. Если я захочу уволиться и открыть своё дело, то ему будет жалко терять такого ценного сотрудника.

Алексей Леслов (имя героя изменено)

  • 35 лет;
  • работает в найме, программист в финтехкомпании;
  • зарплата: 400 000 рублей.

О своей работе

Я занимаюсь не только программированием, но и алгоритмами. Я самостоятельно распределяю своё время и получаю только крупные задачи. Чаще сам решаю, как и что мне делать. К тому же я работаю в стартапе, и мне нравится, что нет чётких ТЗ. Всё делается на коленке, и это круто.

Плюсы и минусы работы в найме

Из минусов своей работы я могу назвать потолок в заработной плате. И этот факт точно не мотивирует работать. Ну а ещё я ненавижу программировать, но приходится.

О плюсах — есть 20 дней отпуска. Но я не могу использовать их сразу, так как это стартап и даже на выходных нужно быть на связи. Правда, за такие рабочие дни мне обычно доплачивают.

О work-life balance

Никакого work-life balance в моей жизни нет. Я уже залез в болото программирования, и всё моё общество — это душные программисты. Они постоянно обсуждают работу. Помню, я был на корпоративе, и даже там все в кучках говорили о коде, коде, коде.

Бывает такое, что я хочу всё бросить и пойти работать на себя. IT — это бесконечные возможности. Я бы назвал это Диким Западом, где каждый может разбогатеть. Если я не использую эту возможность сейчас, то буду мучиться сожалениями на смертном одре.

О предпринимателях и начальнике

Думаю, что предпринимателем может стать любой целеустремленный человек. Всё равно придётся построить 10 неудачных бизнесов перед тем, как по-настоящему заработать.

В то же время я уверен, что математически выгоднее получить редкую профессию и построить хорошую карьеру. Это надёжнее и в какой-то мере проще.

Карьерные стратегии: маленький человек в большой компании или наоборот?

Молодые специалисты, устраиваясь на свою первую работу, не всегда мыслят стратегически. Обычно в голову приходят в первую очередь тактические соображения: "Ух ты, крупная компания!", "Тут наверняка будет интересно работать!", "Ого, какая зарплата!" А ведь от первой работы по специальности во многом будет зависеть наша дальнейшая жизнь и карьера. Предлагаю сегодня рассмотреть две разных карьерных стратегии – работу в крупной и мелкой компаниях, подумать о плюсах и минусах этих вариантов.

Маленький человек в большой компании

Студенты и выпускники обычно грезят о работе в крупных компаниях. Приятно говорить однокурсникам, что работаешь не "Где-то там", а, скажем, в "Газпроме". Но так ли это хорошо на самом деле? Давайте разберемся.


Плюсы

  • Основной плюс – это бренд.Название знаменитой компании хорошо смотрится в трудовой книжке и отлично звучит на будущих собеседованиях. Специалистов, имеющих опыт работы в компаниях-гигантах, проще берут в аналогичные корпорации.
  • Волшебное слово "соцпакет". В крупных компаниях можно получить бесплатное корпоративное обучение, питание, посещение фитнес-центра и другие приятные мелочи. В соцпакет чаще всего входит медицинская страховка, которая позволяет надолго забыть о "чудесах" бесплатной отечественной медицины. Если в студенческом возрасте это еще не кажется таким уж значимым преимуществом, позже сотрудники осознают всю прелесть соцпакета. Как говорил один мой знакомый: "Надо бы увольняться… Вот только зубы сначала вылечу".
  • Крупная компания – это почти всегда надежность. Конечно, и в корпорациях бывают сокращения, но подобные компании гораздо в меньшей степени подвержены колебаниям рынка, чем мелкие фирмы.
  • Крупные корпорации уважают Трудовой кодекс. Здесь не будет полупрозрачных схем оплаты, принудительных подписаний "по собственному желанию", задержек зарплат и тому подобных неприятностей. В отпуск, больничный и декрет сотрудников будут отпускать согласно всем нормам ТК. И никаких деловых звонков в этот период – в крупной компании всегда есть, кому вас подменить.
  • Карьерный рост ничем не ограничен –до самых вершин можно подниматься всю жизнь.

Минусы


  • Рядовой сотрудник подобной компании – винтик, и этим все сказано. Чтобы получить повышение, ему нужно не только усердно трудиться, но и постоянно обращать на себя внимание руководства. В любом случае карьерный рост в крупных компаниях – это долгий и трудный путь. У вас много конкурентов, поэтому ждать повышения можно годами. Так что именно в крупных компаниях порой разворачиваются офисные войны и подковерная борьба, которые сами по себе – явления неприятные.
  • Вам никуда не деться от корпоративной культуры. Дресс-код, личные вещи на рабочем столе или перерывы на кофе – все это может контролироваться безжалостной системой.
  • С большой и сложной системой сложно договориться "по-человечески". "Можно я сегодня уйду пораньше, а завтра посижу подольше?" – такие вещи чаще всего не работают.
  • В больших компаниях рядовым сотрудникам сложно проявлять инициативу. Все дело в бюрократии: любое изменение или усовершенствование требует большого количества согласований и подписей. Бороться за каждую идею сотрудникам быстро надоедает, и они остаются закованными в рамках своих должностных обязанностей.
  • Зарплату в больших корпорациях сложно назвать минусом. Для рядовых сотрудников она может быть не слишком велика, но в целом соответствует средней по рынку. Парадокс в том, что мелкие фирмы часто платят новичкам больше: раз они не могут похвастаться громким именем, привлекают людей более высокими зарплатами. Зато руководящим сотрудникам крупные компании платят в разы больше, чем мелкие.

Большой человек в маленькой компании

Карьера в маленькой компании строится по совсем иным принципам, и тоже имеет свои плюсы и минусы. В мелких фирмах нет "винтиков" – все ее сотрудники важны и значимы. С этим связаны основные плюсы работы.


Плюсы

  • Карьера в мелкой фирме часто строится по принципам блицкрига – вчерашний новичок с невероятной скоростью дорастает до высоких должностей. Ведь когда в фирме работают всего 10-30 человек, каждый из них на виду, и руководитель с удовольствием выдвигает самых активных и способных. Большинство сотрудников получают в трудовые "красивые записи". Не дизайнер, а арт-директор, не копирайтер, аPR-специалист, не менеджер по продажам, а директор по развитию и так далее.
  • Маленькая компания – это большая семья, в ней легко договориться с начальником. Например, поработать из дома, если ребенок болеет, взять отгул, когда мало работы, уйти пораньше, если очень нужно.
  • Сотрудники маленьких компаний обычно становятся специалистамиширокого профиля – когда людей мало, им приходится заниматься самыми разными вопросами. Юрист будет работать и с трудовым, и с финансовым, и с административным, и с авторским, а, если понадобится, и суголовным правом. Секретарша научится писать пресс-релизы. И абсолютно все сотрудники будут "в ладах" с офисной техникой – смогут заменить картридж, вынуть застрявшую бумагу, "вылечить" компьютер от вирусов. При отсутствии корпоративного обучения такая учеба на практике воспитывает универсальных специалистов.
  • Любая инициатива здесь приветствуется и поощряется. Начальник ждет от подчиненных их идеи и советы. Каждый сотрудник может с одобрения руководства запустить свой собственный проект, даже если он не вполне лежит в сфере его компетенции. Таким образом, мелкие фирмы дают своим сотрудникам возможность пробовать себя в новых видах деятельности.
  • В мелких компаниях отношения между сотрудниками чаще всего дружеские, строгой корпоративной политики нет. В подобных маленьких офисах человек чувствует себя комфортней, чем в огромных "опен-спейсах".

Минусы


  • Если в большой корпорации сотрудников ожидает медленная, но долгая карьера, в мелких фирмах она может быть быстрой, но короткой. И когда человек за два года получает должность заместителя директора, встает закономерный вопрос – а что дальше? Ведь сотрудник неожиданно для самого себя достиг "потолка" и в карьере, и в зарплате в рамках данной организации. Оставаться работать на этой должности "на веки вечные"? Или уходить? С этим тоже связаны проблемы, о которых мы поговорим позже.
  • Руководители маленьких компаний не столь трепетно относятся к Трудовому кодексу. В них часто происходят различные нарушения.
  • Сотрудников неохотно отпускают в отпуска и на больничные. Декрет вообще – грандиозная проблема. Ведь людей в компании мало, и заменить вас некому. Так что приготовьтесь решать рабочие проблемы даже в свое нерабочее время.
  • Многие мелкие компании – штука нестабильная. Дунул ветер перемен – и разрушился карточный домик ООО "Иванова и братьев". А с ним лишись работы и уютного семейного офиса все сотрудники.

Общая проблема этих стратегий заключается в том, что их трудно менять. Сложнее всего сотрудникам мелких фирм – к ним в крупных корпорациях часто относятся недоверчиво, понимая, что за красивым названием должности не всегда лежит соответствующий опыт работы. Да и самим людям психологически сложно превращаться из хозяина ситуации в рядовой "винтик". "Выпускникам" крупной компании технически нет проблем перейти в мелкую, если возникнет такое желание. Но опять же психологически непросто смириться с новыми принципами работы и привыкнуть говорить, что вместо "Транснефти" вы работаете в компании "Нам – семь дней!"

Конечно, я слегка утрирую ситуацию. Бывают и крупные компании "с человеческим лицом", и мелкие надежные фирмы с высоким доходом. Но чаще всего карьеры в больших и маленьких компаниях развиваются по подобным принципам. Выбор одной из этих стратегий зависит от психологических особенностей человека и его системы ценностей. Те специалисты, которые заряжены на серьезные карьерные успехи, для которых работа – одна из важнейших сфер самореализации, которые готовы долго и упорно трудиться на собственное "светлое будущее" скорее пойдут работать в крупную компанию. А те, для кого работа – не цель, а средство, кто хочет больше времени уделять своим увлечениям и семье, чаще выбирают мелкие фирмы.

А какую из этих стратегий выбираете вы? В каких компаниях вам больше нравится работать – мелких или крупных?


Место работы в корпорациях, как Facebook или Google зачастую является мечтой IT-специалиста для старта и развития карьеры. Вопреки этому убеждению, некоторые люди больше предпочитают работу в маленьких компаниях и видят в этом выборе свои преимущества.

Куда держать курс: в малую или крупную IT-компанию? Большие организации кажутся привлекательными с их успехом и возможностями, однако маленькие компании могут предоставить намного больше внутренних выгод и преимуществ, которые непосильны крупным. Чтобы помочь решить, какая компания лучше всего подойдет вам, в этой статье мы рассмотрим их преимущества и недостатки.

Плюсы работы в больших IT-компаниях

1. Расширенный социальный пакет

У крупных компаний, имеющих большую выручку, есть возможность оказывать поддержку своим сотрудникам и оплачивать необходимые им услуги, например, медицинскую страховку, стоматологию, ежегодный отпуск, пенсионные выплаты, приемы пищи, посещение спортивных залов, и даже давать ссуды на приобретение жилья.

2. Непрерывное обучение

Как при приеме сотрудника на работу, так и его последующем рабочем процессе большие компании заостряют внимание на его постоянном обучении и повышении квалификации. Большой бюджет позволяет крупным организациям иметь свои учебные отделы и развивать сотрудников со всех сторон и предоставлять бесплатный доступ к библиотекам и курсам.

3. Лучшие инструменты для работы

4. Зарплата и репутация за счёт компании


Репутация компании равно ваша репутация. Все ее заслуги за немалые года работы отражаются на вас, поскольку вы стали ее частью. Имея хорошую репутацию и немалый успех большие компании щедро награждают своих сотрудников за его достижение хорошим уровнем заработной платы.

Минусы работы в крупных IT-организациях

1. Долгий процесс приёма

В крупных компаниях вам предстоит пройти формальные и долговременные процедуры, прежде чем вам дадут работу. Приготовьтесь к 5-6 собеседованиям, где ответа по каждому этапу вы можете ожидать около недели. Более того процесс получения работы в большой компании может длится месяцами.

2. Высокая конкуренция

Вам могут предложить решить несколько задач или доказать свою компетентность в том или ином вопросе перед неограниченным количеством сотрудников компании или ваших конкурентов на место. Это может быть стать стрессом для вас и поводом для излишнего волнения.

Формат отбора с высокой конкуренцией предусматривает и то, что работу может получить человек, обладающий лучшей харизмой или уверенностью в себе, который не растерялся и проявил себя в нужный момент.

3. Ваш успех зависит от других людей

К сожалению, вы не сможете узнать всех, с кем работаете, а особенно членов высшего руководства. Это означает, что на аспекты вашей работы будут влиять люди, которых вы, возможно, даже не встречали.Также вы можете не получить возможность выполнять проекты или поручения за пределами вашей компетенции или проявлять гибкость в работе, которую вы делаете.

4. Большие траты времени на бесполезные встречи и совещания

Во многих организациях в обязательный рабочий день включены встречи и собрания с командой. Иногда от одного совещания до другого не успевает произойти ровным счетом ничего, поэтому часовые отвлечения от работы негативно сказываются на ее качестве и скорости выполнения.

Преимущества работы в малых компаниях

1. Ценность каждого сотрудника

В маленькой компании важен каждый сотрудник. Здесь вы сможете развиваться во многих сферах, приобрести широкий спектр навыков и гибкость, ведь вам предстоит решать задачи за рамками узконаправленной специальности.

2. Более комфортная рабочая атмосфера

Малые организации отличительны сплоченностью внутренних команд. Если вы подходите в такую компанию, то вы автоматически получайте к себе теплое уважительное отношение со стороны коллег, а в случае возникновения проблем и разногласий у вас будет более быстрый и легкий доступ к их урегулированию.

3. Свобода и творчество

Осуществить задуманное, воплотить идею в жизнь в малых компаниях намного проще. Те или иные решения получают согласие или отказ в день их предложения.

4. Заметный успех

В небольших компаниях ваши заслуги видны невооруженным взглядом. Любые достижения будут иметь большое влияние на компанию в целом.

Недостатки работы в маленьких компаниях

1. Задачи, выходящие за рамки должностных обязанностей

Специалисты, которым нравится многозадачность и владение всеми сферами рабочего процесса могут быть довольны такой спецификой, но некоторым это совсем не по душе. Для тех, кто привык выполнять узкие задачи такая специфика может показаться непостижимой.

2. Отсутствие проектов

Маленькие компании бывают нестабильными. Периоды отсутствия проектов могут сильно сказаться на зарплате или вовсе лишить вас дохода на неопределенный срок.

3. Ошибку не скрыть

4. Юридическая незащищенность

Небольшие компании зачастую не предоставляют сотрудникам официальное трудоустройство. Такой подход освобождает их от ряда ответственностей перед налоговой и своими работниками, поэтому недобросовестный работодатель малой компании может в любой момент отказаться от вашей кандидатуры и не заплатить ни копейки.

При поиске подходящего места работы подумайте, какая компания сможет максимально соответствовать вашим карьерным целям, стилю работы и желаемой динамики команды. Независимо от размера, большинство компаний ищут хороших, честных и трудолюбивых людей для заполнения своих открытых вакансий. Если у вас есть выдающиеся черты и соответствующие позиции навыки, вы должны преуспеть, где бы вы ни приземлились.

Сергей Козлов

Владельцы и топ-менеджеры компаний во время каждого кризиса подумывают, а не перевести ли работу на дом, ведь на этом можно сэкономить кучу денег. Но тут же возникает другой вопрос: не скажется ли это на эффективности компании? Обо всех плюсах и минусах работы в офисе и вне его сайту "РИА Недвижимость" рассказал генеральный директор компании "Мегаплан" Сергей Козлов.

Уже примерно 10 лет я слышу от своих коллег абсолютно полярные мнения о том, нужен ли компании офис. Кто-то говорит, что без постоянной базы никуда, а кто-то расхваливает жизнь вне офисных стен. Как правило, мнения топ-менеджеров основываются на личном опыте. Кто-то, как я, проработал годы в структуре типа "Русского алюминия", где на рабочее место нужно прийти без десяти восемь утра и ровно в восемь уже приступить к работе или хотя бы занять "рабочую позу". Кто-то убежден, что требование ходить на работу и подчиняться рабочему графику лишь формальность и он сам может вполне эффективно работать дома, а дорогу в офис и обратно считает тратой времени и денег. Зачастую выбор в пользу того или иного решения мы делаем, исходя не из рациональных аргументов, а из привычек и склонностей к тому или иному образу жизни. Попробуем проанализировать имеющиеся доводы "за" и "против".

Аргументы "против"

Финансовые затраты

Прежде всего, офис — это дорого. И дело тут не только в арендной плате. Поездка на работу требует времени. Сотрудник, работающий дома, может приступить к работе мгновенно и выполнить ее, пока другой едет в офис, то есть фактически тратит время. Офис — это еще и затраты на организацию работы, сопутствующий персонал, чай, кофе и печеньки. Нужно закупить средства производства, в частности, компьютеры, и оплачивать работу системного администратора, который будет поддерживать технику в рабочем состоянии, офис нужно убирать и так далее. При удаленной работе, как правило, каждый сотрудник обеспечивает себе "рабочий инструмент" сам, по крайней мере, компьютер закупать для него не приходится.

Шум и офисная жизнь отвлекают от работы

В нашем офисе есть целый ряд сотрудников, которые периодически приходят на работу в субботу, а в будни, наоборот, предпочитают пару дней трудиться дома. Мотивируют они свое поведение тем, что в рабочие дни в офисе их отвлекают шум и разговоры коллег.

Новые технологии меняют приоритеты

Технологии сегодня позволяют быть на связи постоянно, а менеджмент может легко контролировать дистанционных работников. Времена, когда начальник мог делать это лишь при условии физического контакта, уже прошли. Контроль за персоналом способна брать на себя CRM-система, в которой есть функция "совместной работы". Каждый из коллег может подключаться к системе с помощью компьютера, планшета или телефона, в ней создается единое рабочее пространство, где все работники присутствуют онлайн. Как только вы открываете программу, ваш руководитель получает соответствующий сигнал. Он легко может проверить, что именно вы делаете в данный момент (позвонили ли клиенту, внесли ли информацию, подготовили ли договор, сделали ли необходимые расчеты). Все это можно увидеть, открыв ленту активности конкретного подчиненного. Думаю, что вскоре учет рабочего времени мы будем начинать не с момента физического прихода человека в офис, а с момента его выхода в онлайн и начала работы. Ну а если человек, к примеру, общается с клиентом или готовит отчет, то есть выполняет свои обязанности, его физическое присутствие необязательно.

Аргументы "за"

Офис дает мотивацию к работе

Итак, присутствие на работе больше не требуется для контроля за рабочим временем персонала. Однако оно все еще важно самому персоналу. Программа, в которой все работают онлайн, не заменит живого общения. Общение приводит к рождению новых идей, а успехи коллег мотивируют работать лучше. Не стоит сбрасывать со счетов возникающий между людьми дух состязания. Работа в команде много значит для нас: работая в одном месте, мы лучше понимаем друг друга и трудимся эффективнее.

Работа дома расслабляет

Как правило, адепты работы на дому утверждают, что в домашних условиях работается очень продуктивно. Однако это не всегда так. Как показывает практика, большинство людей работают дома эффективно лишь первые несколько дней, потом ситуация меняется. Все дело в том, что многие из нас неспособны к внутренней дисциплине. Поездка в офис к определенному времени и возможное наказание за опоздание дисциплинируют человека — он точно знает, что надо ехать на работу и, что бы ни случилось, успеть вовремя. Дома в одиночку дисциплинировать себя намного сложнее: вставать начинаешь позже, "раскачиваешься" дольше…

Дома могут отвлекать от работы родные и близкие

Далеко не все работающие дома имеют собственный кабинет, который закрывается на ключ. Объяснить домашним, особенно детям или пожилым родителям, что ты сейчас занят и будешь занят до 19 часов, подчас просто не представляется возможным.

Ты не видишь собеседников

К сожалению, современные средства связи пока не идеальны. Часто слышимость по телефону или скайпу такова, что собеседника приходится переспрашивать: переспросил один раз, другой, а на третий постеснялся. Отсюда ошибки в работе. Лицо собеседника ты при этом не видишь, а значит, теряешь и часть информации, ведь иногда именно по лицу можно понять, когда не стоит перегибать палку, когда лучше пошутить… Возможно, в будущем за столом в виртуальном офисе будут собираться наши голограммы, тогда ситуация, конечно, изменится, но пока технологии до такого не дошли.

Временные затраты на коммуникации могут возрасти

Удаленная работа провоцирует персонал на отъезды. "Если я все равно работаю дома, почему бы не взять компьютер и не побывать в Таиланде или Испании", — так думают многие. В результате работник может оказаться в другом временном поясе, что еще больше затруднит коммуникацию. Мешают работе и перелеты, и хлопоты с обустройством на новом месте, и возникающие там бытовые сложности.

Совместная работа в офисе — это возможность завести связи на всю жизнь

Только за последние пять лет у нас в компании появилось несколько супружеских пар. Люди познакомились, поженились. Конечно, личные отношения отвлекают от работы. Но, на мой взгляд, это скорее аргумент за работу в офисе, а не против.

Безусловно, есть сферы, в которых вопрос о том, работать в офисе или удаленно, вообще не стоит. На удаленную работу точно не стоит переводить сотрудников, которые работают на специфическом оборудовании. Не получится работать дистанционно и в сфере производства. Не стоит думать об этом и командам, занимающимся совместной разработкой продукта, когда отсутствие постоянного контакта может привести к недопониманию в вопросах развития зарождающегося проекта.

В то же время люди творческих профессий, выполняющие проектную работу (дизайнеры, архитекторы, переводчики и), часто предпочитают работать вне офиса. И в большинстве случаев могут себе это позволить без ущерба для рабочего процесса и конечного результата.

Решать, нужен ли компании или можно обойтись без него, каждый должен для себя, с учетом отрасли компании и приоритетов в работе. Я лично "за" офис: работа в команде для меня один из ключевых факторов успеха компании. Тимбилдинг и оперативный фидбэк по важным вопросам от коллег позволяют корректировать и направлять в нужную сторону развитие продукта. Кроме того, для многих коллег энергия людей вокруг, занятых общим делом, заставляет фокусироваться на работе и быть более продуктивными.

Читайте также: