Плюсы и минусы работы логопеда в инклюзивной группе

Обновлено: 19.05.2024

Прошли ПМПК, дали направление в лого групп. Пришли в сад, зав.говорит, есть место в инклюзивной группе и лого, логопед и там и там. Выбрала лого. Еще не ходим, собрания еще не было. Но приходили "знакомиться", и я в легком шоке. Дети мне показались странными, ну думаю, мало ли, показалось. Возраст детей 5-6 лет, на прогулке воспитатель держала двумя руками мальчика, как только выпускала чтоб подойти к другим детям, мальчик сразу же убегал из сада. Он окрывал калитку и выбежал! (она говорит что он так делает 2 года подряд..), второй мальчик ходил из угла в угол пускал слюни, говорил на тарабарском сам с собой, смеялся.. Прихожу второй раз, пытаюсь выудить инфу у воспитателя, что тут происходит вообще, ну и она так нехотя начинает говорить, что в общем то у всей группы ЗРР это так, сопутствующее, а в основном у всех сложные диагнозы. Капец, я думала с диагнозами это в "инклюзивной", а выходит что нет? Как у вас?

Мнения, высказанные в этой теме, передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию администрации

Я честно в шоке, что мне делать? Других мест в саду нет. Я не пойму одного, почему бы заве не объяснить сразу это? И вопрос, а это ’законно’, что в лого группы просто засовывают всех ’неудобных’ детей?

Я бы все же поинтересовалась, что там в инклюзивной группе.
Печально,конечно. У меня ребенок в спец.группа по зрению. Пришла 1 девочка с ЗПР,но она просто не говорит. А так или детки с проблемным зрением, или просто ’блатные’.

Я бы все же поинтересовалась, что там в инклюзивной группе.
Печально,конечно. У меня ребенок в спец.группа по зрению. Пришла 1 девочка с ЗПР,но она просто не говорит. А так или детки с проблемным зрением, или просто ’блатные’.

Вы понимаете, зава изначально была в каком то дурном настроении, ’гав-гав’, вот типа выбирайте, выбрала, говорю а если что то пойдет не так, мы можем перевестись в другую группу - нет, уже нет.

Я честно в шоке, что мне делать? Других мест в саду нет. Я не пойму одного, почему бы заве не объяснить сразу это? И вопрос, а это ’законно’, что в лого группы просто засовывают всех ’неудобных’ детей?

А какой у Вас город? Может просто нет групп для детей с ЗПР? Поэтому всех в логопедическую и отправляют.

Вообще не понимаю лого групп… Если есть проблемы я б на лого сад не надеялась – занималась с ребенком сама. Хотя может я чего не понимаю. У моего сына были проблемы с речью – за год усердных занятий и без лого сада все в норму пришло…

Я честно в шоке, что мне делать? Других мест в саду нет. Я не пойму одного, почему бы заве не объяснить сразу это? И вопрос, а это ’законно’, что в лого группы просто засовывают всех ’неудобных’ детей?

наші діти - всі ’неудобні’. Просто заняття з ними будуть підібрані відповідно до їх розвитку - фізичного і розумового. Інші, не такі як в звичайній групі, включаючи заняття з логопедом. Цих же занять немає у звичайній групі, розумієте? До чого тут ’засунули неудобних’.

А какой у Вас город? Может просто нет групп для детей с ЗПР? Поэтому всех в логопедическую и отправляют.

Киев. ну есть же в этом же саду инклюзивная группа, а еще соседний сад (в 20м) санаторный как раз для детей с проблемами умственного развития, поэтому я как то не думала что могут быть вообще такие вопросы, а получилось.

наші діти - всі ’неудобні’. Просто заняття з ними будуть підібрані відповідно до їх розвитку - фізичного і розумового. Інші, не такі як в звичайній групі, включаючи заняття з логопедом. Цих же занять немає у звичайній групі, розумієте? До чого тут ’засунули неудобних’.

Так есть инклюзивная группа, и соседний сад который полностью ’заточен’ на деток с умственной отсталостью!

Вообще не понимаю лого групп… Если есть проблемы я б на лого сад не надеялась – занималась с ребенком сама. Хотя может я чего не понимаю. У моего сына были проблемы с речью – за год усердных занятий и без лого сада все в норму пришло…

Конечно с ребенком занимаемся, и в речевом центре в т.ч. но ребенок ходит в сад, а в саду есть лого группа, а у него есть направление в эту самую лого группу, так почему было оказываться, типа нам не надо?

Напишу как мама особого ребенка. В лого саду есть фонематические группы и группы ЗРР. В первом случае, дети не выговаривают определенные буквы. Во втором включаются все дети, у которых даже просто в перечне есть ЗРР. В возрасте 3-4 лет нельзя однозначно сказать, что первично, а что вторично ЗПР-ЗРР. Поэтому, родители стараются в карточке для сада указывать только ЗРР. Садов для детей с ЗПР в несколько раз меньше, чем лого. В садике детей с поведенческими проблемами была большая часть. В карточке ЗРР, а по факту и ЗПР и СДВГ.
Если Ваш ребенок не выговаривает буквы, то есть группы с фонематическими расстройствами. Вот вам туда.
И еще, инклюзия - это все отклонения от нормотипичности и ЗРР, и ЗПР, и СДВГ, глухота, УО и т.д.
И будьте готовы к школе. Сейчас в любой школе может быть инклюзия. И с какими диагнозами будут там дети - предсказать невозможно.

Киев. ну есть же в этом же саду инклюзивная группа, а еще соседний сад (в 20м) санаторный как раз для детей с проблемами умственного развития, поэтому я как то не думала что могут быть вообще такие вопросы, а получилось.

Мы тоже в Киеве. Диагноз РДА. На ПМПК сразу сказали, что логосад нам не дадут, только группа с ЗПР. А разговаривала с мамочкой из соседнего р-на, так они без проблем попали в логосад.

Напишу как мама особого ребенка. В лого саду есть фонематические группы и группы ЗРР. В первом случае, дети не выговаривают определенные буквы. Во втором включаются все дети, у которых даже просто в перечне есть ЗРР. В возрасте 3-4 лет нельзя однозначно сказать, что первично, а что вторично ЗПР-ЗРР. Поэтому, родители стараются в карточке для сада указывать только ЗРР. Садов для детей с ЗПР в несколько раз меньше, чем лого. В садике детей с поведенческими проблемами была большая часть. В карточке ЗРР, а по факту и ЗПР и СДВГ.
Если Ваш ребенок не выговаривает буквы, то есть группы с фонематическими расстройствами. Вот вам туда.
И еще, инклюзия - это все отклонения от нормотипичности и ЗРР, и ЗПР, и СДВГ, глухота, УО и т.д.
И будьте готовы к школе. Сейчас в любой школе может быть инклюзия. И с какими диагнозами будут там дети - предсказать невозможно.

Спасибо вам за ответ! Теперь понятно, они же действительно набирались в 3 года, вот и всплывает все потом(((( Да уж, будем посмотреть значит.

Конечно с ребенком занимаемся, и в речевом центре в т.ч. но ребенок ходит в сад, а в саду есть лого группа, а у него есть направление в эту самую лого группу, так почему было оказываться, типа нам не надо?

Оно то так, но я смысла в этом не видела…. Комиссии проходить, а потом вот в итоге еще и такие проблемы как у Вас. Пусть мой ребенок говорит хуже остальных, но я предпочитала, чтоб он слышал вокруг речь нормальную.

Мы тоже в Киеве. Диагноз РДА. На ПМПК сразу сказали, что логосад нам не дадут, только группа с ЗПР. А разговаривала с мамочкой из соседнего р-на, так они без проблем попали в логосад.

Мы стояли в очереди в лого сад и в сады где есть лого группы, первым пришло приглашение не из лого сада, а был уже август, ну я и приняла его, тем более сам сад считается очень хорошим.

Оно то так, но я смысла в этом не видела…. Комиссии проходить, а потом вот в итоге еще и такие проблемы как у Вас. Пусть мой ребенок говорит хуже остальных, но я предпочитала, чтоб он слышал вокруг речь нормальную.

Да я как то и не думала что вот такое может быть! У подруги сын ходит в лого группу, так только нахваливала 10 детей в группе (у нас 38), все нормальные да и говорят хорошо, потому что с ними занимаются регулярно, и вообще говорит, пытаются даже детей без лого проблем ’впихнуть’ в нашу группу.

Конечно с ребенком занимаемся, и в речевом центре в т.ч. но ребенок ходит в сад, а в саду есть лого группа, а у него есть направление в эту самую лого группу, так почему было оказываться, типа нам не надо?

Мы ходили в логоп. сад - там детей видела только с проблемами речи - плохо говорили, молчали. Но это Днепр и это было давно. Очереди бешенные в этот сад. Комиссия проходила в нашей группе - видела сколько народу. Поставил логопед нам все шипящие. л и р - я бы сама не справилась

А еще у этой же подруги, за год лого группы, ребенок стал отлично говорить, просто из полной каши - чистая речь, для меня это тоже был весомый аргумент в пользу лого групп.

Да я как то и не думала что вот такое может быть! У подруги сын ходит в лого группу, так только нахваливала 10 детей в группе (у нас 38), все нормальные да и говорят хорошо, потому что с ними занимаются регулярно, и вообще говорит, пытаются даже детей без лого проблем ’впихнуть’ в нашу группу.

Да я такое тоже слышала от сотрудницы… и даже по сути с одного района…
Но в итоге решила в эти игры не играть:)

Мы ходили в логоп. сад - там детей видела только с проблемами речи - плохо говорили, молчали. Но это Днепр и это было давно. Очереди бешенные в этот сад. Комиссия проходила в нашей группе - видела сколько народу. Поставил логопед нам все шипящие. л и р - я бы сама не справилась

Да я как то и не думала что вот такое может быть! У подруги сын ходит в лого группу, так только нахваливала 10 детей в группе (у нас 38), все нормальные да и говорят хорошо, потому что с ними занимаются регулярно, и вообще говорит, пытаются даже детей без лого проблем ’впихнуть’ в нашу группу.

А еще у этой же подруги, за год лого группы, ребенок стал отлично говорить, просто из полной каши - чистая речь, для меня это тоже был весомый аргумент в пользу лого групп.

Нет, ходили в обычный сад, а с этого года перешли в лого, вот я и пишу, что было 38 и мой очень плохо говорил, это знаете ли сильно усложняло жизнь, а здесь 10 и логопед каждый день, конечно я выбрала 2 -й вариант, и вот.

Спасибо вам за ответ! Теперь понятно, они же действительно набирались в 3 года, вот и всплывает все потом(((( Да уж, будем посмотреть значит.

Спасибо вам за ответ! Теперь понятно, они же действительно набирались в 3 года, вот и всплывает все потом(((( Да уж, будем посмотреть значит. [/c
Понимаете, мамы - не враги своим детям. Они не хотят афишировать реальные диагнозы. А кто-то просто до конца не верит, что с ребенком именно психологические проблемы. Да и поощрения за более лояльный диагноз никто не отменял. У нас в логосаду попал мальчик, который замечательно разговаривал, был очень умный и с поведением все ОК. Но маме хотелось больше занятий перед школой и бесплатное питание. Вот диагноз ЗРР и нарисовался. Бывает и так.
В 1 классе с моим сыном в логоклассе (12 человек) проучился мальчик, тоже с придуманным диагнозом. Хотелось быть лучше всех в классе. Слава Богу, родители посмотрели на наших детей с таким букетом диагнозов, что решили, что уж лучше быть в середнячках, но среди обычных детей.
И еще один момент. Сейчас у моего сына в классе 4 ребенка на инклюзии. Так вот, нормотипичные дети, без диагноза, дают так прикурить, что классный руководитель, не знает, что с ними делать. Так что инклюзия, это не худшее, что может быть.

ФГОС ставит перед современными педагогами задачу – обеспечить каждого дошкольника равными возможностями для обучения и развития при посещении ДОУ. Полноценное воспитание и обучение ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и образовательных потребностей возможно с помощью инклюзивного образования.
К сожалению, диагностика, которую ежегодно проводят учителя-логопеды в дошкольных учреждениях, показывает, что количество детей, имеющих тяжелые нарушения речи, не снижается. У большинства дошкольников присутствуют полиморфные нарушения речевого развития, а вторичными сопутствующими факторами чаще всего является задержка в развитии психических процессов.
В работе по устранению у детей тяжелых нарушений речи, подготовке к обучению в школе и социальной адаптации, ведущая роль отводится учителю-логопеду.
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ включает в себя следующие блоки развития:
- познавательной деятельности
- эмоционально-волевой сферы
- сенсорного восприятия
- коммуникации и речи
- мелкой и общей моторики

Для повышения эффективности и результативности работы с детьми по устранению дефектов речи логопед ставит перед собой задачи по таким направлениям:
• коррекционная – устранение отклонений в развитии ребенка с применением специальных методик
• развивающая – активизация, оптимизация, обогащение содержания работы по развитию ребенка
• профилактическая – пропедевтическая работа по предупреждению затруднений, отклонений при дальнейшем обучении в школе

На основе полученной диагностики уровня развития ребенка, учитель-логопед, совместно с другими специалистами, составляет маршрут индивидуального образовательного сопровождения ребенка, подбирает необходимые формы, виды работы, мероприятия по устранению тяжелых нарушений речи, по подготовке к дальнейшему обучению в школе.

Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание квалифицированной помощи детям с проблемами в речевом развитии, поэтому с целью реализации требований ФГОС составляется коррекционно-развивающая программа. Для достижения целей и положительной динамики в работе с детьми в нее включаются задачи, охватывающие всестороннее развитие личности ребенка. Вся образовательная деятельность проводится с учетом индивидуальных особенностей дошкольника, направлена на устранение тяжелых нарушений речи, развитие коммуникационного спектра, поддержку детей в освоении образовательной программы и безболезненного протекания социальной адаптации.

В центре внимания логопедической работы постоянно остается наиболее пострадавший компонент речи, а целью работы с детьми является максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка. Например, при устранении алалии у ребенка, первостепенной задачей является обогащение, активизация и наращивание словаря; при наличии стертой формы дизартрии основным направлением работы становится устранение нарушений в звукопроизношении.

Ведущим видом деятельности у дошкольников является игровая деятельность, поэтому очень важно, чтобы практический материал для работы на коррекционных занятиях с детьми предлагался в игровой форме, соответствовал возрасту, носил информативный характер и давал ребенку возможность с ним манипулировать.
Большинство дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, как правило, имеют проблемы в развитии таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мыслительная деятельность, недоразвитие моторных, сенсорных функций, подвержены повышенной утомляемости. Чтобы вызвать интерес детей с речевой патологией к коррекционно-образовательным занятиям, необходимо подбирать индивидуальные программы в зависимости от потребностей ребенка, применять нестандартные подходы, использовать современные инновационные технологии.

Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля, эффективность коррекционно-образовательного процесса зависит от грамотно выстроенной системы взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Грамотный подход и правильная организация инклюзивного образования в дошкольных учреждениях позволит детям с тяжелыми нарушениями речи безболезненно перейти к обучению в школе, адаптироваться в новом для них сообществе.

Список литературы:
1. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7
2. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М., 2008
3. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду // сб. статей под ред. Е.Н.Кутеповой. М., 2010

Оценить 615 0

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (обычно развивающихся обучающихся и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим способом для каждого ребенка [3].

Рассматривая процесс инклюзии, можно выделить следующие его основные принципы:

 всестороннее планирование инклюзии и распространение ее философии на все стороны жизни образовательной организации;

 включение в процесс создания инклюзивной среды учителей, администрации образовательной организации, родителей, активное взаимодействие субъектов образовательного процесса;

 обучение всего персонала образовательной организации стратегиям работы в рамках инклюзивного образования.

Как отмечает Сабельникова С.И. [4], педагоги и администрация образовательной организации, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Подобное сотрудничество делает идею инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, поскольку направленно на выявление индивидуальных особенностей учащегося и учет их в процессе обучения и воспитания.

Результатами тесного контакта между специалистами может быть:

 выделение положительных особенностей учащегося;

 определение методов взаимодействия с учащимся;

 выявление ближайших перспектив развития детей;

 фиксация навыков, приобретенных учащимися за конкретный период;

 соотношение поставленных целей с результатами достижений [4].

Взаимодействие между специалистами должно носить системный характер, способствовать накоплению информационной базы для обеспечения возможности проведения качественного анализа результатов коррекционно-образовательного процесса.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, воспитанниками должен путем тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей обучающегося и его потенциальных возможностей.

В содержание работы учителя-логопеда и педагога-психолога входит проведение психолого-медико-педагогического обследования. Данные специалисты организуют обсуждение в момент приема ребенка в школу, при составлении или изменении индивидуального образовательного маршрута.

Подготовка к коррекционным занятиям также обладает своей спецификой. Учитель-логопед делает акцент на подборе речевого материала, в основе которого лежит развитие терпимости, милосердия, взаимопонимания, а также положительный опыт нахождение своего места в обществе людей с ОВЗ.

В настоящее время введение в программу обучения ребенка компьютерных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка. Информационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме [5].

Поскольку дети с ОВЗ овладевают грамотой значительно труднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, учителю-логопеду необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь. Например, применение различного рода компьютерных обучающих игр дает возможность изменить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него работе над речью.

Включение в процесс коррекции компьютерных программ позволяет стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений, укреплению межпредметных связей, а так же формирует у учащихся интерес к учению, активизирует их, обеспечивает каждому возможность работы в оптимальном для него темпе, повышает самооценку учащихся.

Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к работе их родителей. Учитель-логопед в своей работе с семьями учащихся, помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляет анкетирование родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию и на основе этого проводит просветительскую работу по формированию адекватного понимания инвалидности, развитию навыков толерантности. Формами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер-классы и семинары. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает также издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов. Родители могут принимать участие в групповых, и, в отдельных случаях, индивидуальных занятиях, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка [1].

Также свою работу учитель-логопед строит таким образом, чтобы результаты деятельности детей с ОВЗ были интересны и доступны для ближайшего окружения. Это может быть создание выставок творческих работ, помощь по изготовлению пособий и многое другое.

С целью повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда в русле инклюзивного образования, необходимо проведение тренингов, междисциплинарных консилиумов среди узких специалистов, стажировок, мастер-классов, открытых мероприятий.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно - компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Таким образом, создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии, которая является одним из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека. Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

1. Бородин М.В. Особенности образовательного пространства в инклюзивном детском саду [Электронный ресурс].

2. Кукушкина О.И. "Текстовый редактор MicrosoftWord и развитие письменной речи детей”, 2004.

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира, мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.

Основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми с ОВЗ служат первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекция и дальнейшее постепенное их введение в группу сверстников. Например, на этапе постановки звука занятия должны быть строго индивидуальными, а на этапе автоматизации полезны упражнения в парах и подгруппах. Инклюзия на логопедических занятиях способствует дополнительной мотивации и активации речевой функции, демонстрирует положительные примеры речепроизводства, дает возможность соревновательного момента.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей:

1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. На основе обследования логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ и определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

3. Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.

7. Большинство детей с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогический коллектив инклюзивной группы включает в себя: воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе:

‒ диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

‒ комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;

‒ планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей детей группы;

‒ организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;

- мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Программа коррекционной работы включает диагностическое направление. Ежегодно в дошкольных учреждениях дети массовых групп проходят психолого-логопедическое обследование с целью выявления детей с ОВЗ. По результатам диагностики, родители с детьми, нуждающимися в коррекционной помощи, направляются на городскую ЦПМПК. Специалисты ЦПМПК проводят обследование и дают рекомендации по перспективам дальнейшего обучения и воспитания ребенка.

С учетом психоречевого и физического развития ребенка составляется план индивидуального развития, определяется индивидуальный образовательный маршрут.

Следующий этап коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда — это коррекция нарушенной речевой деятельности ребенка. Содержание коррекционной работы основывается на:

‒ использовании специальных образовательных программ и методов обучения детей с ОВЗ;

‒ создании специальных условий для занятий с детьми с ОВЗ;

‒ подборе специальных методических пособий и дидактических материалов;

‒ проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Одним из условий успешной реализации образовательной программы является тесное сотрудничество с родителями, включение семьи в образовательное пространство. Работа с родителями осуществляется путем анкетирования, индивидуальных консультаций и бесед, семинаров, мастер-классов, информационной поддержки, проведения открытых занятий с детьми с участием родителей, организации совместных детско-родительских мероприятий.

В конце учебного года все специалисты проводят мониторинг результатов образовательной программы, соотносят поставленный цели и задачи с реальными достижениями ребенка, оценивают успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ.

7. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. Мозаика — Синтез 2011.

8. Богатырева А. В., Косткина М. А. Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 146-148.

Автор: Чупик Ольга Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: город Берёзовский, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте в рамках инклюзивного образования
Раздел: дополнительное образование

«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек,

которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным,

испытывал высокую человеческую радость, радость познания,

Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте

в рамках инклюзивного образования

В статье раскрыт ряд

особенностей работы учителя-логопеда общеобразовательной

школы в условиях организации инклюзивной практики.

реализующих инклюзивную практику.

Ключевые слова: учитель-логопед, инклюзивная практика, ОВЗ.

В настоящее время особую актуальность в России приобретает инклюзивное образование.

В обществе активно стал формироваться новый социальный заказ на образование детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах совместно с

типично развивающимися сверстниками.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение

детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися

сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут

расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения,

заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в

том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе,

детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.

Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего

принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

В связи с тем, что система образования ориентирована на инклюзивную практику,

увеличиваются требования к деятельности учителя-логопеда общеобразовательной

школы, который должен включиться в систему психолого-педагогического сопровождения

детей с различными структурами дефекта и оказать им квалифицированную помощь в

освоении программы школы.

Цель деятельности учителя-логопеда: создание условий, которые способствуют

выявлению и устранению нарушений речи, а также последующему развитию устной и

письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) для успешного усвоения образовательной программы.

В процессе работы решаются следующие задачи:

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого учащегося

независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.

- проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени

выраженности речевого нарушения;

- участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических

рекомендаций по обучению детей с ОВЗ;

- организация коррекционной работы учащемуся с ОВЗ в форме индивидуальных и

подгрупповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи;

- проведение регулярного изучения динамики речевого развития учащихся с ОВЗ;

- взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения

учащегося с ОВЗ и его семьей;

- обеспечение здоровьесберегающих условий обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в

- консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности

родителей и педагогов.

Группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, уровень сформированности речевой функции и

познавательной деятельности у них различен, так же как и структура дефекта. Поэтому

работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет свои особенности. Это

касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной

логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ

коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-

логопедической работы, работы с педагогами и родителями учащихся с речевой патологией.

Особенности работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми

образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах

одной группы по разным образовательным маршрутам.

Прежде чем приступить к коррекционной работе путём тщательного специального

обследования при помощи специальных методик, выясняется характер нарушения речевой

деятельности с учётом специфических особенностей учащегося и его потенциальных

Читайте также: